Балтийская трубопроводная система-II. Балтийский газопровод: суждено ли сбыться «польской мечте» об альтернативе «Газпрому»

 "Балтийская трубопроводная система" закрыта
В понедельник "Транснефть" приступила к ликвидации АО БТС, созданного для реализации самого амбициозного проекта госкомпании — строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС). Однако после того, как АО прекратит свое существование, строить БТС не перестанут. Просто "Транснефть" чересчур буквально восприняла пожелание Владимира Путина, высказанное им месяц назад.
В Балтийскую трубопроводную систему войдет трубопровод, который свяжет Тимано-Печерскую нефтегазоносную провинцию с терминалом в порту Приморска (Ленинградская обл.). Протяженность трубопровода — 2,7 тыс. км. Первая очередь строительства (стоимость — $460,2 млн, мощность — 12 млн т в год) должна быть осуществлена в 2000-2001 годах.

Для строительства трубопровода в прошлом году было создано ОАО БТС, 100% акций которого принадлежат компании "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" (ВМН). В свою очередь, ВМН целиком принадлежит госкомпании "Транснефть". В понедельник совет директоров АО БТС принял решение о ликвидации компании — ее имущество будет включено в активы ВМН. В структуре ВМН выделено управление, которое на первых порах займется реализацией проекта.
Причина ликвидации компании проста. По словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, 3 августа Владимир Путин посетил Валдай, где высказал пожелание о создании дочерней компании "Транснефти", которая осуществляла бы управление строительством балтийского трубопровода. Непонятно, чем Путина не устраивало АО БТС, которая по сути и является такой компанией, правда, не дочерней, а "внучатой" по отношению к "Транснефти".
Однако слово президента — закон для госкомпании. В конце августа "Транснефть" приняла решение о ликвидации ОАО БТС. И теперь госкомпания будет создавать новое дочернее предприятие, чтобы выполнить президентский наказ и передать этой компании все управляющие функции по строительству.
Впрочем, есть еще одна версия. После того как президент высказал свое пожелание, председатель комитета по экономической политике и инвестициям Ленинградской области Григорий Дваз заявил, что через АО БТС в проект стремятся проникнуть криминальные структуры. Возможно, ликвидацию АО власти сочли самым надежным способом решить эту проблему.
Не исключено, что в БТС действительно имели место нарушения закона. В конце прошлого года Минтопэнерго обвинило прежнего главу "Транснефти" Дмитрия Савельева в нерациональном использовании инвесттарифа на строительство трубопровода. Часть собираемых с нефтекомпаний денег оседала не в Сбербанке, как было определено министерством, а в Промышленно-строительном банке Санкт-Петербурга. Процентов с этой суммы "Транснефть" не получила. Минтоп посчитал, что упущенная прибыль государства составила $2 млн. И нынешние события вокруг АО БТС могут быть продолжением этой истории.
ПЕТР Ъ-САПОЖНИКОВ; РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ, Санкт-Петербург

В том, что касается экспорта нефти и газа, российская политика сейчас очевидно направлена на то, чтобы обойти страны бывшего СССР, по которым в советские времена были проложены основные экспортные маршруты. У таких нашумевших проектов, как «Северный поток» и «Южный поток», были предшественники: так называемая Балтийская трубопроводная система (БТС) и ее наследница ⎯ современная БТС-2. Они стали первыми шагами к «экспортной независимости» России. ​

Еще в начале 1990-х годов было принято решение строить трубопроводы в обход стран Балтии. За транзит по их территории ⎯ через порты Бутинге в Литве и Вентспилс в Латвии ⎯ России приходилось выкладывать сотни миллионов долларов в год. Но только в 1997 году «Транснефть» приступила к проектированию БТС - системы трубопроводов ⎯ и нефтеналивного терминала в Приморске (Ленинградская область). В 2000 году началось строительство. Первоначальный проект был скромным: 7-12 млн тонн нефти в год. Но и это было огромным событием для страны, которая не строила магистральные нефтепроводы уже 20 лет. Прорывом стали и технологии (к примеру, уникальный проход под Невой), и сроки строительства ⎯ всего 18 месяцев. В 2003 году была поставлена новая цель - увеличить пропускную способность до 50 млн тонн в год. Вторая очередь БТС позволила достигнуть этого показателя уже в марте 2004 года. А к концу 2006 года по БТС прокачивалось 74 млн тонн нефти. Тогда же стало понятно, что необходимо и дальнейшее расширение, ведь проектная пропускная способность системы составляла только 70 млн тонн. Одной из причин вынужденного превышения проектной мощности стала авария на отрезке нефтепровода «Дружба», идущего в страны Балтии. Тогда, в июле 2006 года, прокачка нефти в этом направлении была полностью прекращена.

Первый проект БТС-2, который начали разрабатывать в 2007 году, подразумевал прокладку еще одной магистрали все в тот же Приморск, крупнейший в России порт по отгрузке нефти. Но по решению российского правительства нефтепровод стали вести до порта Усть-Луга. Эта ветка строилась уже в соответствии с технологиями XXI века. Система контроля утечек должна была не только сигнализировать о повреждении нефтепровода, но и о приближении к нему людей - для обеспечения безопасности и исключения незаконных врезов. Для функционирования сложных систем связи предполагалось на всем протяжении нефтепровода проложить оптоволоконную линию, а также установить оборудование для резервной спутниковой связи. БТС-1 и БТС-2 осуществляют отвод нефти на балтийские порты от знаменитой системы трубопроводов «Дружба» (крупнейшая в мире система протяженностью 5900 км, ее строительство началось еще в 1960-е годы). Так что российская часть этой уже не самой молодой системы также была модифицирована в процессе строительства БТС-2.

Казалось бы, нефтепровод в европейской части России строить намного проще, чем в условиях Восточной Сибири, но в случае с БТС-2 это не так. На протяжении маршрута было около 350 км болот и множество водных преград, включая такие могучие реки, как Двина и Днепр. А часто строителям приходилось идти в буквальном смысле слова по минному полю. Сейчас места строительства в основном малолюдны, но во время Великой Отечественной войны здесь сталкивались массы солдат и техники. Поэтому строительство предваряла масштабная работа саперов. Количество мин и снарядов, извлеченных перед строительством, было таково, что их можно было вывозить грузовиками. Работали и поисковые группы (всего около 200 человек), которые выявляли захоронения времен войны.

Длительный период подготовки, обусловленный разминированием и поисковыми работами, должны были компенсировать особо быстрые темпы строительства. Было занято более 5 тысяч человек и более 3 тысяч единиц техники, но только количеством рабочей силы невозможно было принципиально ускорить процесс. Один из приемов, позволивших сократить сроки, ⎯ это создание трубосварочной базы. Две стандартные трубы сваривали вместе и после этого отправляли на маршрут. Сварка в условиях базы занимала 20 минут вместо часа, который требуется в открытом поле. Если учесть, что протяженность нефтепровода около 1300 км, а значит, необходимо сварить почти 120 тысяч стандартных 11-метровых труб, то очевиден грандиозный выигрыш во времени. Благодаря этому скорость строительства в отдельные моменты превышала 3 км в день. В итоге БТС-2 была создана даже раньше срока (I квартал 2012 года вместо III квартала 2012 года).

Параллельно шло строительство нефтеналивного терминала в порту Усть-Луга. Это новый порт, который начал работу с открытия угольного терминала в конце 2001 года. Через 10 лет там появился терминал для нефтепродуктов, а в марте 2012 года ⎯ терминал для сырой нефти. Тогда же фактически начала работу БТС-2: танкер «Невский проспект» водоизмещением 100 тысяч тонн был загружен нефтью, которая пришла из Западной Сибири по системам «Дружба» и БТС-2, и отправился в Европу.

Сейчас БТС-2 полностью заменила северную ветку «Дружбы», которая после аварии в 2006 году не использовалась. Так Россия застраховала себя от трений со странами Балтии по поводу транзита. Примерно то же можно сказать и про Белоруссию: БТС-2 обеспечила обходной путь, не требующий транзита через эту страну. В следующем году по транзитным участкам «Дружбы» пройдет только 27 млн тонн нефти против 79 млн тонн в 2011 году. Кроме того, после запуска БТС-2 отпадает необходимость использования нефтепровода «Одесса⎯Броды», проект которого в России воспринимали со скепсисом.

Вконтакте

Одноклассники


Кстати

23 июня Александр Лукашенко поручил правительству Беларуси и Администрации президента до конца 3 квартала 2009 года проработать все проблемные технические вопросы поставок и переработки нефти в Беларуси, а также определиться со списком поставщиков нефти в нашу страну. Основной нефтяной поток в Беларусь поступает из России. 21,5 млн тонн нефти достаточно для полной загрузки производственных мощностей белорусских НПЗ. Однако, как сообщает пресс-служба президента, "в настоящее время некоторые российские компании - поставщики нефти не выбирают согласованные ранее квоты по поставкам этого сырья на белорусские НПЗ. В результате это бьет по доходам государства". Стоит отметить, что на совещании у президента 23 июня присутствовали представители российских компаний "ЛУКОЙЛ", "Газпромнефть", "Транснефть", "ТНК- BP" - крупнейших поставщиков нефти в Беларусь. Известно также, что на совещании обсуждался вопрос методики расчета субсидий поставщикам давальческой нефти из России. Как сказано в официальном коммюнике, "государство готово предоставлять более выгодные условия работы в Беларуси тем поставщикам, которые обеспечивают стабильные поставки нефти на белорусские НПЗ". Кроме того, глава государства обратил внимание на то, что необходимо искать более действенные варианты поставок в страну нефти и реализации нефтепродуктов .

10 июня Россия объявила о запуске проекта "Балтийская трубопроводная система-2", который по сути является альтернативой белорусской нефтяной трубе "Дружба". Если учесть, что восточные соседи активно лоббируют строительство газопровода "Северный поток", который может составить существенную конкуренцию "белорусской" ветке "Ямал - Европа", то становится очевидной озабоченность официального Минска в поиске альтернативных источников поступления углеводородного сырья.

Первая очередь БТС была введена в эксплуатацию в 2001 году и предназначена для перекачки нефти из Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций, а также из Казахстана. К настоящему моменту мощность БТС-1 составляет около 76 млн тонн нефти.

Напомним, что проект строительства БТС-2 возник во время нефтяного конфликта России и Беларуси в начале января 2007 года. Так, Россия в течение нескольких дней не поставляла нефть в Европу по нефтепроводу "Дружба" из-за отказа Беларуси пропускать транзитные потоки без уплаты российской стороной пошлины за транзит сырья по белорусской территории. После подписания соответствующего российско-белорусского межправительственного соглашения поставки возобновились в полном объеме. Однако, как говорится, осадок остался.

Впрочем, от самой идеи БТС-2 до реализации прошло более 2 лет. Дело в том, что БТС-2 в первую очередь политический проект, так как экономическая целесообразность видится довольно туманной. "На фоне падения экспорта и избытка трубопроводных мощностей прокладка новых маршрутов представляется экономически неоправданной и мотивированной исключительно политическими соображениями", - говорит партнер и аналитик консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин. По подсчетам аналитиков ФК "Открытие", "общий объем инвестиций в строительство БТС-2 может достичь 3,8-4 млрд долларов. Поскольку этот проект может привести к увеличению объема заемных средств, то раздутая инвестиционная программа Транснефти может привести к отрицательной величине денежных потоков; эта угроза может реализоваться до 2012 года".

Однако 10 июня российская нефтяная компания "Транснефть" начала возведение второй очереди Балтийской трубопроводной системы. БТС-2 пройдет от Унечи в Брянской области до Усть-Луги в Ленинградской области с дополнительной веткой к Киришскому нефтеперерабатывающему заводу. Предполагается, что ежегодно по БТС-2 будет перекачиваться до 50 миллионов тонн нефти. Общая протяженность нефтепровода составит около 1200 километров. Завершение строительства, которое будет вестись в два этапа, намечено на середину 2012 года.

Однако у БТС-2 есть ряд существенных недостатков .

Во-первых, у Транснефти могут возникнуть проблемы с финансированием строительства БТС-2. Ведь не следует забывать, что Россия активно пытается построить еще один нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан", а привлечь кредитные ресурсы в условиях кризиса довольно трудно.

Кроме того, открытым остается вопрос о том, какой нефтью будет заполняться трубопровод мощностью 50 млн тонн. В интервью "Коммерсанту " глава Минпромэнерго Виктор Христенко говорил, что из "Дружбы" объемы для БТС-2 забираться не будут, чтобы не создавать угрозу для деятельности европейских заводов. Со своей стороны премьер РФ Владимир Путин указывал на то, что объемы БТС-2 будут заполняться за счет увеличения добычи российскими нефтяными компаниями. Но Константин Черепанов из "КИТ Финанс" считает, что при стагнирующей добыче в России и увеличении доли нефти, идущей на переработку внутри России, часть объемов из "Дружбы" неизбежно придется забрать. В значительной мере российские власти в заполнении БТС-2 полагаются на Казахстан. Однако Казахстан вряд ли сможет предоставить больше 10-15 млн тонн, говорит Михаил Крутихин.

Строительство БТС-2 чревато ощутимыми экономическими потерями для Беларуси.

С пуском нового трубопровода в эксплуатацию Минск лишается доходов от транзита российской нефти в направлении Польши и Германии. По словам аналитика Михаила Крутихина, ущерб может составить около 600-700 млн долларов в год. Потери можно ожидать, ежели российские нефтяные компании перестанут перерабатывать нефть на белорусских НПЗ. Дело в том, что Россия собирается в конечной точке БТС-2 построить НПЗ, который может заменить белорусский "Нафтан".

Сейчас доходная часть бюджета Беларуси оценивается в 6 млрд долларов.

Впрочем, отмечают эксперты, задумывая проект БТС-2, Россия рассчитывала на увеличение объемов добычи нефти и, соответственно, объемов ее транзита. Однако при этом должна быть "железная гарантия" от стран-транзитеров. В интервью БелаПАН экономический обозреватель Татьяна Манёнок напомнила, что в конце 2008 года Беларусь и Россия на уровне вице-премьеров Владимира Семашко и Игоря Сечина договорились о создании совместного нефтяного холдинга. А российский посол Александр Суриков дал понять, что если это решение будет успешно реализовываться, то российская сторона может отодвинуть проект БТС-2. Аналитик Михаил Крутихин в интервью TUT.BY не исключил вероятности того, что БТС-2 может быть задействован по минимуму. "Путин может выделить своим друзьям в Усть-Луге только 12-15 млн тонн и не задействовать имеющуюся мощность в 50 млн тонн. А остальное отдать Минску. Но это может произойти только в том случае, если Беларусь и Россия договорятся по каким-то важным политическими вопросам", - отметил эксперт.

Вместе с тем в Беларуси рассматривают возможность альтернативного использования своих нефтепроводов.

Хотя, по данным экспертов, пока экономической целесообразности поставки нефти, альтернативной российской, нет. В частности, рассматривается вариант поставки нефти через новополоцкую трубу "Дружба" для ОАО "Нафтан" через литовский порт Бутинге. Напомним, что до 2003 года по системе белорусских нефтепроводов осуществлялся транзит российской нефти в направлении Вентспилса (Латвия), до 2006 года - на Мажейкяйский НПЗ и порт Бутинге. Нынешний проект с заполнением новополоцкой трубы рассматривается в рамках программы ЕС "Восточное партнерство". Однако какую нефть Беларусь планирует завозить в прибалтийский порт, пока не ясно. Неужели из Венесуэлы и Ирана, где белорусы уже осваивают местные нефтяные скважины?

Что до гомельской части "Дружбы", то ее можно соединить с нефтепроводом "Одесса - Броды", который был построен Украиной для обеспечения поставок каспийской нефти в Европу в обход России, и проложить участок трубы в направлении Прибалтики. Впрочем, один нюанс состоит в том, что надо будет договариваться с прикаспийскими государствами. Но, как полагает Михаил Крутихин, "у них нет большого желания перенаправлять нефть в этом направлении. Кроме того, есть такой фактор, как качество нефти. НПЗ в Польше и Германии используют для переработки российскую нефть Urals". Наверное, уже очевидно, почему встречи руководителей Украины и Беларуси стали происходить с довольно высокой периодичностью, хотя еще совсем недавно наши отношения на высшем политическом уровне были практически заморожены. Кроме того, энергетические вопросы обсуждаются и с Азербайджаном, и с Туркменистаном.

Nord Stream

Однако кроме БТС-2 есть еще один энергетический проект, реализация которого сильно нервирует руководство Беларуси. Речь о газопроводе Nord Stream ("Северный поток"), который соединит Россию с Евросоюзом через Балтийское море. Очевидно, что этот проект также является альтернативным Беларуси, поскольку идет в обход страны. Компания Nord Stream - это совместный проект четырех крупнейших компаний: OAO "Газпром", Wintershall Holding AG, E.ON Ruhrgas AG и N.V. Nederlandse Gasunie. Если говорить менее дипломатичным языком, то это проект бывшего президента России Владимира Путина и бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера. Планируется, что Nord Stream будет доставлять до 55 млрд кубометров газа в год.

Президент Беларуси в январе 2007 года назвал строительство Nord Stream "самым дурацким проектом России ". "Неизвестно, что может произойти с этим газопроводом, который лежит на куче боеприпасов", - заявил А. Лукашенко. Комментируя выступление президента Беларуси, источник в Кремле заявил РИА "Новости ": "Эти слова являются еще одним хорошим подтверждением необходимости строительства такого трубопровода".

В отличие от нефти альтернативных поставок газа у Беларуси практически нет. Поэтому официальный Минск упорно предлагает Москве построить вторую ветку действующего газопровода "Ямал - Европа". Глава Белтрансгаза Владимир Майоров недавно заявил в интервью корпоративному журналу Газпрома о том, что экономическая эффективность проекта "Ямал - Европа-2" не вызывает сомнений и отвечает интересам всех заинтересованных сторон. На вторую нить понадобится меньше инвестиций, поскольку возможность ее строительства была заложена при строительстве первой трубы. Отсюда соответственно вытекает снижение сроков строительства и окупаемости проекта "Ямал - Европа-2".

По замыслам белорусской стороны, проект состоит из двух этапов. Первый - это сооружение трубы от Несвижа до польско-германской границы. Он обошелся бы в 2,5 млрд долларов (в 5 раз меньше, чем North Stream) и позволил бы дополнительно прокачивать в Европу 23,5 млрд куб. метров газа. На втором этапе - при продлении трубы от Несвижа до Торжка - мощности увеличились бы до 33 млрд куб. метров. И соответственно по двум трубам объем транзита вырос бы до 66 млрд куб. метров газа в год. Россия пока настаивает на том, что она развивает поставки углеводородного сырья по маршрутам, не связанным с традиционными транзитными странами.

Впрочем, на днях посол России в Беларуси Александр Суриков призвал не беспокоиться по поводу ввода в строй первой очереди газопровода Nord Stream. Мол, объемы транзита российского газа по территории Беларуси из-за "Северного потока" не уменьшатся . "Как было 30 млрд кубометров по газопроводу "Ямал - Европа", так и будет, как было 14 млрд кубометров по системе Белтрансгаза, так и будет. Однако, как видим, мощности позволяют увеличить потенциал сотрудничества. Вместе нам надо объединить усилия и добавить 16 млрд кубометров транзита, получив таким образом прибыль совместного предприятия, и за счет налогов пополнить бюджеты двух стран", - отметил посол.

Справедливости ради стоит отметить, что неопределенность от реализации проекта Nord Stream пока в меньшей степени волнует Беларусь. Дело в том, что против проекта "Северный поток" выступают ряд скандинавских и прибалтийских стран, которые видят в NS причину экологической катастрофы. Поэтому сейчас проводятся разные экологические экспертизы на сей счет. Аналитик консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин в интервью TUT.BY подтвердил существующие разногласия между странами. "Я недавно разговаривал со шведскими и польскими дипломатами и понял, что сопротивление со стороны их стран очень велико. Преодолеть его будет очень сложно. Впрочем, я не могу утверждать, что "Северный поток" не будет построен. Никогда не говори никогда. Я уже раз прокололся, когда утверждал, что Джейхан (Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан - трубопровод для транспортировки каспийской нефти к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. - Ред .) не будет

: Началось строительство нового нефтепроводного маршрута - второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Его противники говорят о том, что проект, ориентированный на традиционный для России европейский рынок, дублирует уже работающую «Дружбу», не востребован потребителями, экономически неэффективен и попросту не нужен. Аргументы несостоятельны, поскольку самое главное, что получит Россия от реализации БТС-2, - независимость транспортировки нефти от соседних государств.

Исчезнет и необходимость трат на выплату транзитных платежей. Российские нефтяные компании получают более простые условия транспортировки нефти, в том числе с точки зрения логистики, а европейские потребители - надежные поставки сырья, которые не будут зависеть от воли третьих стран (в том числе - возглавляемых деятелями, склонными к экспромтам) и периодического ремонта устаревшей трубы.

БТС-2, строительство которой ведет «Транснефть», проходит только по территории российских регионов – Брянской, Смоленской, Тверской и Новгородской областям. Строительство нефтепровода протяженностью 1170 км, включая 172-километровое ответвление на Киришский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), должно качественно улучшить экономическую ситуацию в этих регионах. Будут задействованы мощности предприятий смежных отраслей, а местное население получит дополнительные рабочие места. Мощность нефтепровода к 2012 году, когда будет реализован первый этап проекта, должна составить 30 млн тонн нефти в год. К декабрю 2013 года мощность БТС-2 планируется довести до 50 млн тонн нефти в год.

Показательно: «Транснефть» планирует завершить проект к тому моменту, когда уже будет введена в эксплуатацию нефтепроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан», обеспечивающая выход российских углеводородов на принципиально новый рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Налицо комплексное наращивание отечественных трубопроводных мощностей, которое (в сочетании с модернизацией действующей системы) позволяет с наибольшей выгодой маневрировать экспортными потоками, не отказываясь от традиционных рынков сбыта.

Логика «большой игры»

Развитие российской нефтепроводной отрасли традиционно ориентировано на Запад. Основная часть европейского нефтеэкспорта приходится в настоящее время на систему магистральных нефтепроводов «Дружба» – крупнейшую в мире. Из 8900 км трассы 3900 км проходит по территории России – от Самары через Брянск до белорусского Мозыря. Далее трасса разделяется на две ветки. Северная проходит по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы, южная – Украины, Чехии, Словакии и Венгрии. По нефтепроводу в страны ближнего и дальнего зарубежья направляется почти половина экспортируемой российской нефти. В последние годы по основному, северному направлению «Дружбы» транспортируется более 70 млн тонн нефти в год, которая используется на НПЗ Белоруссии, Польши, Германии.

Однако всякая нефтепроводная система со временем устаревает – как в техническом и технологическом, так и в геополитическом отношении.

Нефтепровод, построенный более сорока лет назад, с каждым годом требует все большего внимания к техническому обслуживанию. Есть два принципиальных подхода к модернизации российской системы магистральных нефтепроводов: технологическая модернизация существующих мощностей методом «латания дыр» и принципиальная модернизация самой конфигурации экспортных направлений нефти с помощью создания новых маршрутов. Очевидно, российское правительство решило пойти по второму пути, ориентированному на длительную перспективу.

Такой выбор обязательно основывается в том числе и на прогнозе вероятной динамики международных отношений. Консенсус-прогноз очевиден: участники «большой игры» (да и «малых», региональных «игр») будут отстаивать свои интересы последовательнее и агрессивнее. БТС-2 встроен в новую концепцию организации экспорта нефти, основанную на диверсификации экспортных маршрутов. Ее «неавторизованное авторство» принадлежит премьер-министру РФ Владимиру Путину и вице-премьеру Игорю Сечину.

В энергетических взаимоотношениях с Европой Россия изначально была обречена на транзит. Однако если во времена СССР нефтепроводные маршруты проходили по преимуществу внутри страны, то с роспуском Организации Варшавского договора и последующим распадом Советского Союза транзитная зависимость России от других государств стала очевидной. То, что когда-то не вызывало даже технических вопросов, превратилось в комплекс геополитических проблем. «Партнеры-транзитеры» создают России существенные издержки – как материальные, так и репутационные. Помимо дополнительных расходов на транзитные выплаты, России необходимо постоянно обеспечивать комфортный режим транспортировки сырья по территории суверенных государств, который в настоящее время отсутствует. И это главная причина, которая вынуждает создавать иные, принципиально новые нефтепроводные маршруты. Объективная зависимость от третьих стран ограничивает возможности России не только как надежного поставщика энергоресурсов, но и как геополитического игрока. Поэтому проект БТС-2 отнюдь не случаен именно с точки зрения геополитики.

Логика комплексного развития

Именно в описанной логике возник проект второй ветки Балтийской трубопроводной системы. Как отмечал Сечин, проект БТС-2 позволит исключить риски, связанные с планами Украины по переводу нефтепровода «Одесса-Броды» в проектный (аверсный) режим работы, который мог повлечь за собой «закупоривание» сначала южной ветки «Дружбы», а впоследствии и северной. Реализация альтернативного маршрута транспортировки нефти – по БТС-2 – позволит укрепить позиции России на европейском рынке, на порядок снизив зависимость от Украины и Белоруссии, через которые транзитом проходят российские нефтепроводные маршруты.

Сама идея строительства БТС-2 возникла в начале 2007 года, когда Белоруссия попыталась ввести пошлину на российскую нефть, транспортируемую по «Дружбе» в Польшу и Германию, что поставило под угрозу поставки в принципе. 14 мая 2008 года премьер Путин принял окончательное решение о строительстве БТС-2. Являясь продолжением БТС-1, новый маршрут «Транснефти» гармонично вписывается в существующую «нефтяную геометрию», а также системно решает вопрос транспортировки нефти в направлении стран Прибалтики.

Балтийская трубопроводная система представляет собой систему магистральных нефтепроводов, которые связывают Тимано-Печорские, Западно-Сибирские и Урало-Поволжские месторождения нефти с российским портом в Финском заливе Приморском. К 2006 году пропускная мощность БТС была доведена до 74 млн тонн нефти. Если вспомнить историю проекта, то вокруг него так же, как и вокруг БТС-2, велись жаркие споры: обсуждался не только маршрут, но и вообще целесообразность строительства; одно из влиятельных ведомств предлагало сделать конечной точкой нефтепровода не российский Приморск (этот вариант все же победил), а финский Порвоо. Однако со временем стало очевидно, что БТС является одним из крупнейших экспортных путей за все постсоветское время.

Конечной точкой БТС-2 станет другой российский порт - Усть-Луга. Здесь планируется построить пункт сдачи-приема нефти, куда будет доставляться сырье. Затем оно будет перегружаться в танкеры и направляться на экспорт. Выход БТС-2 в эту точку стимулирует интерес компаний к созданию здесь новых объектов нефтяной отрасли. Естественные условия навигации в этой части Финского залива позволяют осуществлять практически круглогодичную эксплуатацию порта, а естественные глубины акватории Лужской губы позволяют заходить в порт крупнотоннажным морским судам.

Потенциальными противниками проекта, естественно, выступают страны-транзитеры российской нефти. Помимо доставшегося в наследство удобного рычага политического давления, Белоруссия, по оценкам экспертов, на транзите российской нефти зарабатывает порядка $600-700 млн в год. Белоруссия - стратегический партнер России. Однако это партнерство не предполагает, что российская сторона должна брать на себя экстремальные или вечные обязательства. Если транзит перестает быть выгодным нашей стране, – она находит другие варианты. Такие, как БТС-2. Не исключено, впрочем, что в будущем упущенная выгода Белоруссии от российского нефтяного транзита будет компенсирована на других направлениях сотрудничества с Россией.

Очевидно, что сегодня БТС-2 вряд ли можно рассматривать как самостоятельный проект - в том смысле, что он органически вписан в концепцию комплексного развития всей нефтепроводной системы России. Конъюнктурный подход отходит на второй план. Новые геополитические и экономические вызовы требуют новых – долгосрочных – решений.

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), кандидат исторических наук

Алена Корпусова, ведущий аналитик АПЭК

Транспортный коридор ГУАМ

Правительства ГУАМ, представленные на саммите в Батуми, также одобрили дальнейшее развитие Транспортного коридора ГУАМ, который дополняет спорный трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Последний связывает Каспийское море с восточной частью Средиземного моря через Грузию и Турцию, полностью минуя российскую территорию. Нефтепровод БТД находится под контролем нефтяного консорциума во главе с “Бритиш Петролеум”.

И Транспортный коридор ГУАМи БТД охраняются в военном отношении ГУАМ и НАТО.

Транспортный коридор ГУАМ соединил бы азербайджанскую столицу Баку на Каспийском море с грузинскими портами Поти и Батуми на Черном море, который затем связывались бы с черноморским украинским портом Одесса. (И из Одессы, через морские и наземные пути к Западной и Северной Европе).

Карта № 2: Стратегическое трубопроводные маршруты. БТД, «Дружба», Балтийская трубопроводная система (БТС), КПК, АС


Карта № 3. Российский трубопровод «Дружба»

Карта № 4 Восточная Европа. Плоцк на Висле

Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД)

Открытый в 2006 году в разгар войны с Ливаном нефтепровод БТД, в котором доминирует “Бритиш Петролеум”, резко изменил геополитику в Восточном Средиземноморье, которое сейчас оказалось связано энергетическим коридором с бассейном Каспийского моря:

“[Нефтепровод БТД] значительно меняет статус региональных стран и цементирует новый про-западный альянс. Выводя этот трубопровод к Средиземноморью, Вашингтон практически создал новый блок с Азербайджаном, Грузией, Турцией и Израилем”. (КоммерсантЪ, Москва, 14 июля 2006)

Карта № 5. Трубопровод Баку-Тбилиси-Ceyan (БТД)

Трубопроводная геополитика и роль Израиля

Израиль в настоящее время является частью англо-американской военной оси, которая обслуживает интересы западных нефтяных гигантов на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Неудивительно, что Израиль имеет военные соглашения о сотрудничестве с Грузией и Азербайджаном.

Хотя в официальных докладах указывается, что трубопровод БТД будет “приносить нефть на западные рынки”, очень редко признается то, что часть нефти из Каспийского моря будет прямо отправляться в Израиль. Проектом подводного израильско-турецкого трубопровода было предусмотрено, что Джейхан окажется связан с израильским портом Ашкелон, а оттуда через израильскую основную трубопроводную систему, - с Красным морем.

Целью Израиля является не только приобретать нефть Каспийского моря для собственных нужд потребления, но и играть ключевую роль в ре-экспорте нефти Каспийского моря на азиатские рынки через порт Эйлат на Красном море. Стратегические последствия этого перенаправления каспийской нефти очень значительны.

Как предполагается, ожидается увязка нефтепровода БТД с транс-израильским трубопроводом Эйлат-Ашкелон, также известным как израильская Tipline , из Джейхана до израильского порта Ашкелона. (Более подробную информацию см. Chossudovsky, «Война с Ливаном и Битва за нефть», Global Research , 26 июля 2006)

Карта № 6. Трансизраильский трубопровод Эйлат-Ашкелон

Американская Стратегии Шелкового пути: Транс-евразийская система безопасности

Стратегия Шелкового пути (СШП) является важным элементом внешней политики США в период после “холодной войны”.

Она была сформулирована в законопроекте, представленном в Конгресс США в 1999 году. И призывала к созданию сети энергетических и транспортных коридоров, связывающей Западную Европу с Центральной Азией и, в конечном итоге, с Дальним Востоком.

Стратегия Шелкового пути определяется как “транс-евразийская система безопасности”. Она призывает к “милитаризации евразийского коридора” в качестве неотъемлемой части “Большой игры”. Заявленная цель, как это сформулировано в соответствии с предложенным в марте 1999 года Актом о Стратегии Шелкового пути, заключается в разработке американской бизнес-империи вдоль обширного географического коридора.

Хотя проект о СШП 1999 (HR 3196 ) был принят Палатой представителей, он так и не стал законом. Во времена администрации Буша Стратегия Шелкового пути стала основой интервенционизма США-НАТО, в основном, с целью интеграции бывших советских республик Закавказья и Средней Азии в сферу влияния США.

Успешное осуществление Стратегии Шелкового пути требует одновременной “милитаризации” всего евразийского коридора от Восточного Средиземноморья до Китая через Афганистан в качестве средства обеспечения контроля над обширными запасами нефти и газа, а также обеспечения “защиты” трубопроводных маршрутов и торговых коридоров. Вторжение в Афганистан в октябре 2001 года поддерживало эти американские стратегические цели в Центральной Азии, включая контроль трубопроводных коридоров. Афганистан сам является также стратегическим сухопутным мостом, связывающим обширные нефтяные богатства от Каспийского моря до Аравийского моря.

Милитаризация процесса в рамках Стратегии Шелкового пути в основном направлена против Китая, России и Ирана. СШП призвала:

“Создание сильных политических и экономических связей и безопасности между странами Южного Кавказа и Центральной Азии с Западом, [которые] будут способствовать стабильности в этом регионе, который уязвим для политического и экономического давления со юга, севера и востока страны. [имеется в виду Россия на севере, Ирак, Иран и Ближний Восток на юге и Китай на востоке]

Принятие неолиберальной политики в рамках консультаций с МВФ и Всемирного банка является неотъемлемой частью Стратегии Шелкового пути, которая стремится к развитию “открытых рыночных экономик, …, [которые] будут давать положительные стимулы для международных частных инвестиций, расширения торговли, и других форм коммерческого взаимодействия”. (Там же).

Стратегический доступ к нефти и газу Южного Кавказа и Центральной Азии является центральным элементом стратегии Шелкового пути:

“Регион Южного Кавказа и Центральной Азии может производить нефти и газа в достаточных количествах, чтобы снизить зависимость Соединенных Штатов от энергии из нестабильного Персидского залива”. (Там же)

Стратегия Шелкового пути также предполагает противодействие бывшим советским республикам в развитии их собственных экономических, политических и военных связей и сотрудничества, а также противодействие созданию широких связей между Китаем, Россией и Ираном. (См. Чоссудовский, Американская “война с терроризмом”, Global Research , Монреаль, 2005).

В этой связи формирование ГУАМ, которое было запущено в 1997 году, было призвано интегрировать бывшие советские республики соглашениями в области военного сотрудничества с США и НАТО, которые бы не допустили восстановление их связей с Российской Федерацией.

В соответствии с Законом от 1999 года о Стратегии Шелкового пути, термин “страны Южного Кавказа и Центральной Азии” означает Армению, Азербайджан, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Стратегия США в этом отношении не достигла заявленных целей: в то время как Украина, Азербайджан и Грузия стали де-факто протекторатами США, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Армения и Белоруссия с геополитической точки зрения объединились с Москвой.

Эта обширная евразийская сеть транспортных и энергетических коридоров была определена Вашингтоном как часть американской сферы влияния:

“В Каспийско-Черноморском регионе Европейский союз и Соединенные Штаты сконцентрировались на создании надежной логистической цепи для соединения Центральной Азии с Европой через Центральный Кавказ и Турцию/Украину. Эти маршруты формируют основу проектов INOGATE (интегрированной системы связи вдоль маршрутов, транспортирующих углеводородные ресурсы в Европу) и TRACECA (многоканального европейско-кавказско-азиатского коридора).

Транспортировка и коммуникация TRACECA выросла из идеи Великого Шелкового пути (традиционный евразийский коммуникационный канал древности). Она включает грузинские и турецкие черноморские порты (Поти, Батуми, и Джейхан), железные дороги Грузии и Азербайджана, трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, паромные линии, соединяющие Туркменистан и Казахстан с Азербайджаном через Каспийское море (Туркменбаши - Баку; Актау-Баку), железные и шоссейные дороги, которые в настоящее время строятся в Туркменистане, Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане и Китае, а также китайские терминалы на Тихом океане как системно и стратегически важные части мега-коридора”. (См. ГУАМ и транскаспийский газотранспортный коридор: это политика или экономика?)

Казахстано-китайский газопровод (KCP)

Всего через несколько дней после саммита ГУАМ в Батуми Китай и Казахстан объявили (9 июля 2008) о начале строительных работ над 1300 километровым газопроводом. Церемония открытия проходила близ столицы Казахстана Алматы.

Трубопровод, который будет построен в несколько этапов, как ожидается, начнется перекачку газа в 2010 году. (См. silkroadintelligencer.com, 9 июля 2008)

“Новый транзитный маршрут является частью крупного проекта по созданию двух параллельных трубопроводов, соединяющих Китай с огромными запасами природного газа Центральной Азии. Трубы протянутся более чем на 7000 километров от Туркменистана, пересекут Узбекистан и Казахстан и достигнут Китая в северо-западном Синьцзянском регионе. Узбекистан начал строительство своей части в этом месяце, хотя Туркменистан начал строительство своего сегмента уже в прошлом году”. (Там же)

Карта № 7. Газопровод Казахстан-Китай

Китайская национальная нефтяная корпорация, которая является ведущим оператором консорциума, “подписала соглашения с государственными нефтегазовыми компаниями Туркменистана, Узбекистана и Казахстана, которые дают им 50 процентов акций в соответствующих частях трубопровода”.

Трубопроводный проект Казахстан-Китай весьма неприятен для стратегических интересов США в Евразии. Он подрывает логику американской Стратегии Шелкового пути. Трубопровод Казахстан-Китай является частью евразийской конкурирующей транспортной и энергетической стратегией, где в значительной степени доминируют Россия, Иран и Китай.

Конкурирующая евразийская стратегия охраняется военным альянсом ШОС-ОДКБ

Конкурирующие евразийские коридоры защищены (от посягательств США и НАТО) с помощью двух региональных военных союзов: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

ШОС - военный альянс (прим.перев. - так в тексте автора ) между Россией и Китаем и рядом центральноазиатских бывших советских республик: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Иран имеет статус наблюдателя в ШОС.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая играет ключевую геополитическую роль в отношении транспортных и энергетических коридоров, работает в тесном контакте с ШОС. ОДКБ объединяет следующие государства-члены: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

Очень важно, что с 2006 года страны-члены ШОС и ОДКБ проводят совместные военные учения и активно сотрудничают с Ираном.

В октябре 2007 Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) подписали Меморандум о взаимопонимании, заложив фундамент для военного сотрудничества между двумя организациями. Это соглашение между ОДКБ и ШОС, которое едва упоминается в западных средствах массовой информации, предполагает создание полноценного военного союза между Китаем, Россией и государствами-членами ШОС / ОДКБ. Следует отметить, что ОДКБ и ШОС провели совместные военные учения в 2006 г., которые совпали по времени с учениями в Иране.

Оставаясь независимыми с организационной точки зрения, на практике эти два региональных военных союза (ШОС и ОДКБ) представляют собой единый военный блок, которой противостоит экспансии США и НАТО в Центральной Азии и на Кавказ.

Полный круг

Охраняемые США и НАТО евразийские транспортные и энергетические коридоры по плану должны были связывать Центральную Азию с Дальним Востоком, как об этом говорится в Стратегии Шелкового пути. В настоящее время идущие на восток коридоры, связывающие Центральную Азию с Китаем, охраняются в военном отношении ОДКБ и ШОС.

С точки зрения вашингтонской глобальной военно-стратегической повестки дня евразийские коридоры, рассматриваемые в рамках Стратегии Шелкового пути, неизбежно будут посягать на китайский территориальный суверенитет. Предлагаемые США, НАТО и ГУАМ трубопроводные и транспортные коридоры предназначены для подключения в будущем к преполагаемым транспортным и энергетическим коридорам в Западном полушарии, в том числе к предусмотренным в рамках Североамериканского Партнерства безопасности и процветания.

Партнерство безопасности и процветания дляСеверной Америки является тем, чем Стратегия Шелкового пути является для Кавказа и Центральной Азии. Оно имеет стратегическое значение для региональных конструкций американской бизнес-империи. Это элементы Нового Мирового Порядка.

Партнерство безопасности и процветания - результат аналогичного процесса стратегического планирования, милитаризации и свободной рыночной экономической интеграции, в значительной степени основанной на контроле над стратегическими ресурсами, в том числе над энергетикой и водными ресурсами, а также” защита” энергетических и транспортных коридоров (сухопутные и морские маршруты) от Аляски и Канады в Арктике до Центральной Америки и Карибского бассейна.

Примечание автора: Эта статья была сосредоточена только на вопросе ключевых трубопроводных коридоров с целью анализа широких геополитических и стратегических вопросов. Изучение общей газопроводной сети евразийских коридоров требует гораздо более подробного и всеобъемлющего представления.

© Перевод: Наталья Лаваль, специально для сайта “Война и Мир”.

Заголовки анонсы

20:09 "БТС Брокер" инициировал регистрацию для обращения в Украине акций Apple

ООО "БТС Брокер" подало в Нацкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) документы для получения разрешения на допуск к обращению в Украине акций Apple, говорится в пресс-релизе Национального депозитария Украины (НДУ), выступившего посредником в этом процессе.

17:03 Валерию Израйлиту продлен арест до середины января. Бизнесмена обвиняют в хищениях при строительстве Балтийской трубопроводной системы

Суд в очередной раз продлил арест председателю совета директоров ОАО «Компания «Усть-Луга» Валерию Израйлиту. Бизнесмену придется провести в следственном изоляторе УФСБ еще 4 месяца.

20:41 Гендиректор «Балттранссервиса» Прокофьев оставил пост после более 15 лет руководства

Генеральным директором ООО «Балттранссервис» (БТС, входит в состав железнодорожной группы Globaltrans) стал Кирилл Прокофьев, следует из материалов базы данных «СПАРК-Интерфакс».

01:51 "Транснефть" заменит нефть дизтопливом // в Балтийской трубопроводной системе

"Транснефть" рассматривает возможность начать прокачку нефтепродуктов по Балтийской трубопроводной системе (БТС), которую сейчас используют для экспорта нефти. Это позволит загрузить недозагруженные из-за конкуренции с портом Усть-Луги мощности трубы. Технически проект считается реальным, в нем заинтересованы нефтекомпании и подконтрольная СП "Транснефти" и "Суммы" группа "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП), владеющая терминалами в конечной точке БТС - порту Приморска, где падает объем перевалки нефти.

02:16 ОАО "АК "Транснефть"" // Company profile

ОАО "АК "Транснефть"" - государственная транспортная монополия, оператор магистральных нефтепроводов. Учреждена постановлением правительства от 14 августа 1993 года. 100% голосующих акций принадлежит государству, на биржах торгуются привилегированные акции (21,9% уставного капитала, их капитализация на 8 февраля - 108,6 млрд руб.). Является крупнейшей в мире трубопроводной компанией. Эксплуатирует более 53 тыс. км магистральных нефтепроводов и более 19 тыс. км нефтепродуктопроводов. Транспортирует более 90% нефти и 20% нефтепродуктов страны. В 2011 году объем транспортировки нефти составил 471,7 млн т, нефтепродуктов - 29,3 млн т. Основные нефтепроводы: "Дружба", Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), Пурпе-Самотлор, Балтийская трубопроводная система. Под контролем холдинга находятся порты Козьмино на Дальнем Востоке и Приморск на

02:16 "Это большая политика" // Глава "Транснефти" Николай Токарев о трубах, коррупции и Игоре Сечине

В прошлом году "Транснефть" завершила реализацию двух своих крупнейших проектов - вторых очередей Балтийской трубопроводной системы (БТС) и нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). О том, как теперь изменятся возможности экспорта российской нефти, противоречиях с партнерами из частного бизнеса, коррупции в компании и спорных вопросах с главой "Роснефти" Игорем Сечиным "Ъ" рассказал президент "Транснефти" НИКОЛАЙ ТОКАРЕВ.

05:01 Еврокомиссия попросила «Транснефть» «отчитаться» по инвестпрограмме

Еврокомиссары обеспокоены расширением мощностей ВСТО и перенаправлением нефтяных потоков с «Дружбы» на БТС-2

05:34 Нефть по "Дружбе" не дошла до Чехии // Российские нефтяники сократили поставки в страну

У Европы возникли проблемы не только с российским газом, но и с нефтью. Прокачка нефти в Чехию по нефтепроводу "Дружба" отстает от плана. В "Транснефти" подчеркивают, что технических проблем нет, от поставок отказываются нефтяники. На рынке полагают, что компании намерены использовать запуск нового нефтепровода БТС-2 для давления на потребителей Urals в Европе, чтобы добиться повышения цен. У Чехии есть три дня на согласование новых условий закупок. Альтернативные маршруты поставок нефти обойдутся стране дороже на $4-5 за баррель.

00:04 Страшилка вроде атомной бомбы

Геополитическое значение нового трубопровода более образно описал в конце 2010 года в своем интервью вице-президент «Транснефти» Михаил Арустамов: «БТС-2 - это, как атомная бомба, - средство сдерживания, гарантия от политического шантажа», - заявил он. На вопрос, вернет ли себе Россия утраченную в результате распада СССР экспортную независимость, он сказал: «Мы уже никак не будем зависеть от стран, по которым проходят трубопроводы».

05:25 Нефть дотечет до Усть-Луги

Вторая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2, мощностью 30 млн тонн в год) до порта Усть-Луги начнет работу в тестовом режиме с 20 марта. Такое решение было принято 13 марта на выездном совещании с участием вице-премьера Игоря Сечина по итогам инспекции терминала Усть-Луга специалистами Ростехнадзора. "Сургутнефтегаз" уже объявил тендер на продажу 100 тыс. тонн нефти с отгрузкой через Усть-Лугу 21-22 марта.

03:18 БТС-2 может быть запущена до выборов // Конкретная дата будет определена завтра

Решение о запуске второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) будет принято на совещании у Игоря Сечина 17 февраля. Предполагается, что нефтепровод заработает в ближайшие недели. В "Транснефти" уверяют, что технических проблем для запуска нет - остались в основном юридические формальности, связанные с оформлением всевозможных экспертиз. Участники рынка, однако, сомневаются, что нефтепровод заработает ранее лета.

04:38 БТС-2 застрял в Усть-Луге

"Транснефть" сдвинет пуск нефтепровода БТС-2 из-за инженерных проблем в порту Усть-Луга. Как сообщил вчера представитель компании, которого цитирует "Интерфакс", к такому выводу пришли участники совещания у вице-премьера Игоря Сечина по вопросу аварийной ситуации на терминале "Роснефтьбункер" (Усть-Луга) в пятницу. Монополия будет координатором работ по устранению возникших проблем. Но, уточняют в "Транснефти", направление на Усть-Лугу в график экспорта нефти на первый квартал 2012 года уже не попадает. Компания изучает возможность использования уже построенной трубы в других режимах - например, для поставок нефти на Полоцк или в случае реверса участка Андреаполь-Палкино - на Приморск. В Минэнерго не считают задержку критичной.

18:48 Надежная зависимость

Балтийский трубопровод – это больше, чем просто газопровод. «Северный поток» повысит надежность поставок, но одновременно увеличится и зависимость от России. Именно поэтому г-жа Меркель встречается с Медведевым в Любмине.

16:07 Конец транзита, шанс на свободу

Вчера Россия начала заполнение газопровода «Северный поток», в ноябре будет запущен нефтепровод БТС-2, а прежние сети для транспортировки углеводородного сырья, проходящие через Польшу («Ямал-Европа» и участок трубопровода «Дружба») станут не нужны. Мы, конечно, потеряем на транзитных пошлинах, но зато появится шанс начать новую энергетическую эру - без призрака шантажа с Востока.

15:48 Новый Советский Союз?

Россия занимается созданием таможенного союза, а также пытается использовать Балтийский трубопровод для оказания политического давления на своих соседей. Евросоюз должен предпринять ответные действия.

17:19 Путь к строительству второй очереди Балтийского трубопровода открыт

Путь к строительству второй нитки Балтийского трубопровода открыт. Подписано соглашение о финансировании проекта «Северный поток», на реализацию которого будет потрачено около 2,5 миллиарда евро. Как раз на фоне событий, происходящий в арабских странах, можно осознать важность трубопровода, соединяющего Россию и Западную Европу.

01:09 Nabucco подает признаки жизни

В апреле 2010 года началось строительство Балтийского трубопровода, и сейчас по дну моря уложено уже 1050 километров труб. К апрелю этого года прокладка трубопровода длинной 1220 километров будет завершена. Следующей зимой природный газ из России будет перекачиваться по новой нитке в Германию и Западную Европу, чему уже не смогут помешать транзитные страны.

14:58 Россия построила нефтепровод для транзита нефти в обход Польши

После запуска нефтепровода БТС-2 польский порт в Гданьске полностью лишится транзита российской нефти. В Польше опасаются, что россияне могут ограничить поставки нефти по нефтепроводам на польские НПЗ, которым придется тогда покупать нефть с танкеров.

03:23 "Транснефть" потратит 1 трлн рублей // Нефтяная промышленность

"Транснефть" может увеличить протяженность своей системы трубопроводов на 11%, инвестировав в это порядка 1 трлн руб., заявил вице-президент компании Владимир Кушнарев, выступая на Российском нефтегазовом конгрессе, организованном ITE. Сейчас протяженность трубопроводов составляет 70 тыс. км, включая нефтепродуктопроводы, отметил он. В "Транснефти" пояснили, что речь идет о сумме, которую предполагается потратить в 2006-2014 годах на реализацию новых проектов, таких как ВСТО-1, ВСТО-2, БТС-2, трубопровод Пурпе-Самотлор и проект строительства нефтепродуктопровода "Юг".



Статьи по теме: