Бухгалтерский учет расчет зарплаты. Учет заработной платы в бухгалтерском учете. Пример расчета заработной платы

  • Общество и государство
  • Понятие и сущность государства
    • Понятие и признаки государства
    • Сущность и функции государства
      • Функции государства
    • Форма государства
    • Возникновение и развитие идеи правового государства
    • Гражданское общество и правовое государство
    • Принципы правового государства
    • Формирование правовой государственности в России
  • Понятие и сущность права
  • Понятие и социальное назначение права
    • Понятие и признаки права
    • Право и мораль
    • Правоотношения
      • Основные признаки правоотношений
      • Субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность
      • Виды правоотношений
      • Юридические факты
    • Правосознание и правовая культура
      • Правовая культура
    • Правовые нормы
      • Структура правовой нормы. Норма права и статья закона
      • Виды правовых норм
  • Система права и система законодательства
    • Система норм права и ее элементы
    • Частное и публичное право
    • Отрасли права и их институты
    • Систематизация законодательства: понятие и виды
  • Источники права
    • Понятие и виды источников права
      • Основные источники официального выражения и закрепления норм права
    • Источники права в Российской Федерации
  • Реализация права
    • Понятие и формы реализации права
      • Реализация норм права
    • Применение норм права
      • Правоприменительная деятельность – принципы и основания
      • Стадии правоприменительного процесса
      • Акты применения права
    • Толкование правовых норм
      • Официальное и неофициальное толкование
      • Толкование правовых норм по объему
  • Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность
    • Понятие и основные виды правомерного поведения
    • Юридический конфликт
      • Виды конфликтов
      • Разрешение конфликта
    • Понятие и виды правонарушений
      • Проступки и преступления
    • Юридическая ответственность: понятие и виды
      • Виды юридической ответственности
  • Основы конституционного права
  • Конституционное право - ведущая отрасль российского права
    • Понятие и система конституционного права Российской Федерации
    • Понятие и юридические свойства Конституция России
    • Основы конституционного строя Российской Федерации
    • Федеративное устройство России
  • Права и свободы человека и гражданина
    • Конституционно-правовой статус личности
    • Гарантии прав и свобод человека и гражданина
    • Гражданство в Российской Федерации
      • Приобретение гражданства
      • Основания прекращения гражданства
  • Система органов государственной власти России
  • Правоохранительные органы Российской Федерации
    • Прокуратура Российской Федерации
    • Министерство внутренних дел Российской Федерации
    • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Органы федеральной службы безопасности России
    • Адвокатура
    • Нотариат
  • Отрасли российского права
  • Основы гражданского права
  • Основы трудового права
    • Понятие, принципы и источники трудового права
      • Источники трудового права
    • Трудовой договор
    • Трудовые правоотношения
    • Рабочее время и время отдыха
      • Время отдыха
      • Отпуск
    • Заработная плата
    • Охрана труда
    • Трудовые споры и порядок их разрешения
  • Основы семейного права
    • Понятие семейного права и семейного законодательства
    • Заключение и расторжение брака
    • Права и обязанности супругов, родителей и детей
    • Алиментные обязательства
    • Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
  • Основы жилищного права
  • Основы административного права
  • Основы финансового права
  • Основы муниципального права
  • Основы уголовного права
    • Понятие, задачи и принципы уголовного права
    • Понятие преступления и его виды
      • Виды преступлений
    • Субъект преступления
    • Уголовное наказание и его виды
    • Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
  • Основы экологического права
    • Понятие и система экологического права
    • Экологические правоотношения
    • Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
    • Юридическая ответственность за экологические правонарушения
    • Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды
  • Основы образовательного права
  • Основы международного права
  • Современное международное право и мировой правопорядок

Частное и публичное право

С давних пор вся совокупность правовых норм, действующих в том или другом государстве, делилась на так называемое «частное право» и «публичное право». Деление права на частное и публичное является качеством его внутренней дифференциации. Такое деление права является естественным, вытекающим из природы отношений между личностью и государством (публичной властью).

Внутренняя дифференциация права не является его искусственным делением. Она связана с различением в праве относительно самостоятельных частей, образованных вследствие возникновения некоторых более устойчивых связей между его элементами и регулируемыми ими отношениями. Поэтому деление права на частное и публичное, осуществляемое и объясняемое на уровне юридической науки (систематика права), есть лишь отражение того строения права, которое оно имеет в реальности.

Различия между публичным и частным правом обусловлены не только различием интересов субъектов правоотношений или характером регулируемых отношений, но и различием в методах (приемах) правового регулирования. Для публичного права характерен императивный (авторитарный) метод правового регулирования общественных отношений. Прием властного регулирования отношений, помимо положительных сторон, имеет и некоторые отрицательные стороны.

Государственная власть, монополизируя все сферы общественной жизни, естественно понижает частную заинтересованность и частную инициативу и при известных условиях способна привести к полному подавлению личности. А в частном праве действует диспозитивный (автономный) метод, который характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным положением в правовых отношениях.

Деление права на частное (jus privatum) и публичное (jus publicum) было представлено еще римскими юристами, которые в качестве основного критерия различения рассматривали характер интересов, защищаемых правом. Один из римских юристов классического периода Ульпиан указывал, что публичное право - это то, которое обращено к статусу, состоянию Римского государства, а частное право - то, которое имеет в виду выгоды, интересы отдельных лиц.

Такое деление права на частное и публичное было использовано римскими юристами в их практической деятельности при построении институтов права, а в последующем было воспринято правовыми системами многих европейских народов. Особенно это касается тех систем права, которые свойственны государствам, принадлежащим к романо-германской «правовой семье» (Германия, Франция, Италия, Австрия и др.). В английском праве идея деления права реализована несколько иначе. Здесь различаются общее право и право справедливости. Не столь четко данное деление прослеживается и в США.

Советская правовая система не признавала деление права на частное и публичное. Господствовало ложное убеждение, согласно которому социалистическое общество исключает автономное существование как частного, так и публичного права, а все сферы правового регулирования якобы подчинены государственному (публичному) интересу. Такое положение было связано с тем, что советская правовая идеология не признавала ничего частного, все строилось на этатистских началах, где государственное вмешательство в частноправовые отношения абсолютизировалось. Еще при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Ленин писал: «Мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное».

В условиях авторитарной административно-приказной системы управления, государственной монополизации всех сторон общественной жизни, включая экономику, культуру, искусство и науку, публично-правовой принцип регулирования общественных отношений подчинил себе гражданско-правовые, демократические принципы правового обеспечения имущественных и других отношений. Это привело к тормозу развития частной инициативы рыночных экономических отношений, стало препятствием для процесса правообразования, привело к торможению общественного прогресса в целом.

По этому поводу С.С. Алексеев пишет, что «под влиянием тоталитарного режима, тотального господства публично-правовых принципов у нас укоренилось, вошло в плоть и в кровь представление о том, что будто бы все "юридическое" целиком исходит от государства, от государственного закона, что везде нужны "разрешения" и "согласия"». Однако современная система права России с закреплением института частной собственности уже стала признавать деление права на частное и публичное. А это способствует осуществлению перестройки всей системы права в соответствии с принципом: «Все, что не запрещено, -дозволено».

Разделение права на частное и публичное генетически связано с развитым товарным производством, существованием обменных отношений. Отношения обмена - результат общественного разделения труда и собственности. Диалектически связанные единой структурой сферы частного и публичного права возникают, существуют, активно функционируют там, где развиваются материальное производство и товарно-денежные отношения.

Именно экономический оборот, требующий и независимости от произвола власти, предопределяющий высокоэффективное материальное производство и общественный прогресс, основанный на инициативе и предприимчивости, конкуренции и свободе, порождает автономное частное право и ставит предел публичному праву, придавая ему демократические свойства.

Интеграция России в мировое сообщество, возврат к идеалам человеческой цивилизации предполагают приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, что находит отражение в ее законодательстве, в признании частных интересов, которое нужно приветствовать и всемерно поддерживать.

К частному праву относят те правовые нормы и отношения, которые регулируют негосударственную деятельность. Это могут быть правоотношения между гражданами в области имущественных отношений, семейных отношений, авторских прав, отношения между общественными организациями, кооперативными организациями, иными объединениями, то есть такие отношения, в которых выражен частный интерес. Частное право - это все то, во что не вмешивается государство. Частноправовые отношения - это не отношения соподчиненности, а договорные отношения. В них самим участникам предоставлена возможность автономно, по своей воле и в своих интересах определять свои права и обязанности.

Частноправовые отношения характеризуются: во-первых, равенством сторон правоотношений; во-вторых, относительной свободой и самостоятельностью участников правоотношений; в-третьих, взаимными субъективными правами и обязанностями; свободой выбора воли поведения субъектов, обусловленного индивидуальным («частным») интересом, совмещенного с коллективным и всеобщим («публичным») интересом, защита которого передана с согласия общества и по общей договоренности государству, в первую очередь - суду, осуществляющему правосудие по закону и непременно по справедливости. Все субъекты частноправовых отношений одинаково равны перед законом и судом и не имеют никаких преимуществ по отношению друг к другу. В частном праве действует принцип: «Не запрещенное законом - дозволено». В ряде случаев отдельные принципы частного права распространяются и на публичное право.

Сфера действия частного права - область творческой инициативы личности, использования своих уникальных способностей и удовлетворения потребностей. Сфера действия публичного права не должна быть главенствующей по отношению к частному, так как в гражданском обществе публичная власть является одним из его институтов. Публичная власть не может служить бюрократии и господству государственного аппарата над обществом, напротив, она предназначена для правового регулирования властно-управленческих отношений.

В Афинах и Древнем Риме, в которых исторически была распространена индивидуальная частная собственность и определенные формы политической демократии, выделение частного и публичного права было четко выражено. Исторически первым возникло частное право на основе имущественных отношений.

«Естественно-правовые требования свободы людей, обеспечения статуса автономной личности, - отмечает С. С. Алексеев, - обусловливают необходимость развития (сначала через обычаи, судебные решения, потом через законы) такого рода особой правовой сферы, в которой могут реализовываться экономическая свобода, самостоятельность и равенство людей, в экономике - товаропроизводителей и которая может защищать достоинство личности, неприкосновенность собственников, прав участников оборота от вмешательства государства, от его произвола. Вот почему с первых же ступеней цивилизации складывается и получает высокий статус частное право»5. В тех странах, где частная собственность оказывалась очень ограниченной, там разделение права на частное и публичное ограничивалось.

Однако не следует абсолютизировать «личное начало» в обществе и органически противопоставлять интересы личности интересам общества и государства. Государство как раз и является институтом политической власти, который призван удовлетворять и охранять личные и общественные интересы.

Деятельность государства, государственных организаций, отношений между гражданами и государственными организациями, между самими государственными органами - область публичного права.

Публичное право - это правовые нормы и отношения, регулирующие государственную деятельность в публично-правовой сфере (государственное право, административное право, уголовное право, суд и судопроизводство), то есть такие отношения, в которых выражен государственный интерес. Публичное право регулирует отношения по вертикали, а не по горизонтали, то есть отношения подчиненности. В области публичного права должен действовать не принцип: «Что не запрещено, то дозволено», а принцип: «Разрешено то, что дозволено правом».

Хотя публичное право напрямую связано с государством, его властной деятельностью, но вместе с тем в нем должны быть выражены принципы, закрепляющие основные права и свободы личности, их защиту, а также принципы, ограничивающие произвол власти.

Генетически корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях. Это такие общественные отношения, интересы, потребности, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом.

Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права. А следовательно, можно сделать вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.

В любом развитом правовом государстве существуют две ветви права: это частное право и право публичное. Такой вид деления на права подразумевает систематизацию правовых норм , обеспечивающих публичные, общезначимые интересы, то есть государственные и общественные интересы и интересы частных лиц. В первую группу входят конституционное, процессуальное, административное, уголовное , военное, финансовое право, ко второй – трудовое , гражданское, семейное, предпринимательское, жилищное, авторское право.

Публичное право нельзя отделить от власти , которая есть у государства, и служит оно именно для обеспечения государственных интересов.

Право частное состоит из норм, регламентирующих отношения отдельных граждан и объединений (негосударственных) и защищающих их частные интересы. Главная часть частного права - это гражданское право. В настоящий момент в России формируются такие ветви частного права, как образовательное право, медицинское, право интеллектуальной собственности и т.д. Право частное утверждает и реализует конституционные права человека.

Назначение частного права – обслуживание, в первую очередь, потребностей частных лиц, свободных и равноправных, обладающих определенной собственностью. Возникло частное право с появлением такого института, как частная собственность, и отношений, возникших на его основе.

Нормы частного права реализуют, используя следующие методы:

  1. институциональный;
  2. пандектный.

Соотношение частного и публичного права:

1) в частное право входят правовые нормы, которые служат для регулирования и охраны интересов частного собственника и отношений, которые возникают между ними другими лицами. Нормы публичного права закрепляют, формируют и регулируют работу органов, представляющих государственную власть: парламента, правосудия и др.

2) право частное невозможно осуществлять без публичного, потому что последнее является инструментом защиты и охраны первого;

3) в своей реализации право частное опирается на право публичное. Разграничение этих разновидностей права в какой-то степени условно, ведь между ними существует тесная взаимосвязь в общей системе правовых норм.

Частное право реализует права свободной личности. Субъект может в своих границах производить его реализацию в произвольном направлении. Мотивация частного права ограничивает действие таких мотивов, как альтруистический, эгоистический и т.п. Мотивация публичного права направление осуществления этого права указывает самостоятельно, исключая воздействие других мотиваций.

Главная функция частного права - распределение и фиксирование за конкретным субъектом материальных и других благ.

Главная функция публичного права - регулирование отношений, возникающих между гражданами, при помощи законов, издаваемых государственной властью.

Как показывает мировая юридическая практика, такие институты, как право частное и публичное, позитивно влияют на поддержание рационального баланса между социальными интересами, на динамичное развитие общественных отношений, защиту и осуществление предоставляемых отдельной личности прав и свобод.

Основой предпринимательства является именно частное право, без него невозможно осуществление рыночной экономики. У современного частного права есть две разновидности: договорное и корпоративное.

По существу, частное право может назвать «рыночным правом», ему отводится важная роль, когда создается единое правовое пространства. При этом публичное право служит инструментом реализации воздействия на интересы государства и межгосударственные интересы.

Юриспруденция-направление, которое насчитывает огромное количество времени со дня возникновения первых правовых моментов. С появлением экономических,бытовых, социальных, трудовых и семейных отношений, возникла необходимость юридического сопровождения конфликтных ситуаций и правовое регулирование событий противоречащих нормам социума. В связи с этим, юридическое направление получило развитие, появилась градация частного и публичного права.

Публичное право, его суть

Часть принятых правил и норм, которые направлены на защиту интересов общего внутригосударственного блага, которые имеют непосредственное влияние на организацию и властные органы в государстве, обеспечивают свободное и беспрепятственное выполнение обязанностей и задач, защищают интересы граждан страны, способствуют развитию, самореализации-обобщенно называется публичным правом.

Именно публичным правом осуществляется организация и взаимодействие государства с:

  • Органами власти.
  • Организациями общественной деятельности.
  • Коммунальными структурами.
  • Хозяйствующими структурами.
  • Населением страны.

В ситуации взаимодействия государство выступает регулятором и носителем полномочий , тем самым выполняет функцию контроля над обществом. Государство может использовать свои полномочия, в целях предписания определенных моделей поведения для общества, требовать соблюдения определенных норм и правил, воздействовать наказанием за отклонение от подобранного сценария поведения.

Для публичного права характерно использование категорических принципов и отсутствия равноправности сторон, а наоборот поощрение привилегирован властвующей.

В сферу публичного права входят:

  1. Конституционное.
  2. Административное.
  3. Финансовое.
  4. Уголовное.
  5. Исполнительное.
  6. Международное.
  7. Процессуальное.

Впервые градация частного и публичного права была произведена еще в Древнем Риме. Но,не все правовые системы поддерживают подобную идеологию, что не дает полноправную оценку данному понятию.

Понятие частного права

Регулирование, охрана, управление и контроль над юридическими правилами и нормами частных лиц принято называть понятием частного права. Появлению подобной классификации предшествовало понятие частной собственности (собственного жилища, компании, магазина, сельскохозяйственной структуры). Зарождение норм и правил произошло в активное становление периода взаимодействия частных собственников в процессе производства, обмена, реализации.

В такой ситуации государство лишается той степени власти над частными лицами, и может обеспечивать лишь организационную и наблюдательную функцию. По факту, капиталистические отношения вызвали возрождение римского права.

Частное право это:

  • Договорные отношения.
  • Свобода и беспрепятственность двухстороннего волеизъявления.
  • Полноправие и равенство сторон соглашения.
  • Преимущество для диспозитивных правил и норм.
  • Направление деятельности с курсом на достижение личных целей.

Частное право всегда направлено на защиту интересов частных лиц, особенно, если речь идет о о спорных ситуациях с государством, его неправомерной позиции по отношению к обществу. Регулируется право частного характера:

  • Гражданским кодексом.
  • Трудовым кодексом.
  • Земельным кодексом.
  • Семейным кодексом.
  • Коммерческими нормами.

Чем отличается частное и публичное право?

Деление права на частное и публичное известно еще с эпохи существования государства Древнего Рима. В определенной градации оно находится и в современном мире у многих стан. Общее у этих двух понятий, то, что они оба выполняют защиту и регулирование правовых норм. А отличие в том,что регуляция правовых отношений может быть как тотализированная-исходить только от государства (конституционные, административные,уголовные, финансовые нормы), или быть общественного характера (семейное, гражданское, коммерческое право).

Деление условно и в правовом поле часто два эти понятия взаимозаменяемы. Существование частного права может быть под угрозой, без наличия влияния четко сформулированного публичного. В повседневной жизни часто можно встретить симбиоз этих двух терминов. К примеру, информационное право, контроль над которым осуществлен документально в 2000 году за счет создания Окинавской хартии, где регламентируется влияние частного и публичного права на правильное формирование, защиту и подачу информационных сведений и данных. Их правильное взаимодействие является гарантией целостности государства и защиты отдельно взятого человека.

Рассмотрим соотношение частного и публичного право , установим специфику и места пересечения сфер их регулирования.

Развитый правопорядок современных государств основан на существовании двух видов правового регулирования : частного и публичного.

Гражданское право наиболее ярко показывает в своих правилах частноправовое регулирование с присущими ему принципами юридического равенства и самостоятельности участников отношений, неприкосновенности их имущества и частной собственности, свободы договоров и соглашений, запрета произвольного вмешательства государства в частные дела.

В настоящее время заметно усложнился имущественный оборот , объектами которого стали, например, имущественные права, зафиксированные в электронной форме. При этом появилась система отношений, которые связаны с созданием и использованием разных результатов интеллектуальной работы изобретателей, прав производителей фонограмм и т.д.

Указанные процессы изменили, но не отменили принципы правовой системы, которая основывается на фундаментальном разграничении частного и публичного права.

Деление права на частное и публичное базируется на разнице частных и публичных интересов, которая была отмечена еще в римском праве . Отмечалось, что публичное право относится к сфере ответственности Римского государства, а частное право - к пользе отдельных лиц. Соответственно можно было бы предположить, что частное право - это часть объективного права, регулирующая взаимоотношения частных лиц, которые основаны на их интересах.

При этом подобное регулирование производится преимущественно при помощи правил диспозитивного или восполнительного (субсидиарного) , но не императивного (обязательного) характера. Однако и частноправовой области присутствуют императивные и публичные подходы регламентирования общественных отношений.

В частноправовом регулировании императивный характер обычно имеют правила, которые определяют правовой статус участников имущественных отношений и правовой режим их имущественных прав, т.е. состояние (статику ) частноправовых отношений. В исключительных случаях императивный характер имеют нормы, определяющие правила самого имущественного оборота, т.е. развитие (динамику ) подобных отношений.

Таким образом, не все нормы частного права имеют диспозитивную природу. При этом сами диспозитивные нормы также имеют общеобязательный характер и в данном смысле предписывают принудительные правила поведения.

Следовательно, назначение частного права заключается не в разрешении либо исключении вмешательства государства в частные дела граждан, а в ограничении подобного публичного вмешательства. Это должно проявляться в установлении частным правом для публичного элемента строгих рамок, форм и ограничений. Как показывает исторический опыт, избыточное присутствие государства в экономике также становится базой для злоупотреблений представителей публичной власти. Однако в некоторых случаях взаимодействие и взаимовлияние частного и публичного права является необходимым.

Частное право построено на принципах координации и согласования деятельности юридически равных участников регламентируемых отношений, которые реализуют собственные частные интересы. Поэтому частное право представляет собой систему их децентрализованного регулирования, в большой мере - саморегулирования.

Публичное право основано на принципе субординации и подчинения неравноправных субъектов , функционирование которых обусловлено реализацией государственных и общественных публичных интересов. Поэтому оно представляет собой систему централизованного регулирования для соответствующих отношений.

Следует отметить, что юридическое оформление отношений , например в сфере государственного управления, не может быть построено на принципах самостоятельности и свободы их участников, поскольку эти отношения по самому своему характеру нуждаются в централизованном воздействии и иерархической подчиненности всех субъектов.

Напротив, экономические отношения рыночного товарообмена подразумевают предоставление их участникам максимальной свободы действий, что стимулирует их предприимчивость и инициативность. Даже при самой настоятельной потребности в публичных ограничениях (например, в условиях военного времени), сфера частного права никогда не устраняется в полном объеме. Это объясняется тем, что невозможно устранить частный интерес и связанные с ним товарообмен и товарное хозяйство.



Статьи по теме: