Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета. Особенности ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: как правильно вести, чем отличается от коммерческого учета, как правильно формировать отчетность. Из данного материала вы узнаете все нюансы работы с бюджетными поступлениями, правила отражения операций в проводках и особенности сдачи отчетов.

Бухгалтерский учет в коммерческих и государственных организациях имеет общую основу, общие принципы и законодательную базу. Но есть и различия: бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях отличается методами, которые используются при формировании счетов и проводок. Работа с государственными деньгами – ключевой фактор, порождающий различия в методике.

Бухгалтерский учет в государственных учреждениях основан на работе с бюджетной сферой b имеет дополнительные нормативно-правовые акты (не применимые к коммерческим организациям) и требования к отчетности. В бюджетной сфере ведется тотальный контроль за всеми операциями. Это необходимо учитывать при организации отчетности.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Не каждое некоммерческое учреждение можно назвать бюджетным, в законе выделено порядка 30 разных форм некоммерческих учреждений. Точно также не каждое государственное или муниципальное учреждение является бюджетным – существуют автономные, казенные и, собственно, бюджетные организации (Закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Разница проявляется в нюансах - методы работы, задачи, способы финансирования и т.д. В данном материале речь пойдет строго о бюджетных компаниях.

Госпредприятия имеют различия, которые выражаются в методах работы с поступающими от государства и собственными средствами. В частности, казенные предприятия не могут распоряжаться полученной от коммерческой деятельности (в разрешенных по закону объемах и формах) прибылью в своих целях, они обязаны отдавать их в счет дохода государства. Это не касается других форм. Бухгалтерский учет в казённых учреждениях должен учитывать этот фактор.

При работе с документами и бухгалтерией следует понимать, чем бюджетники отличаются от прочих форм организации государственного предприятия.

Бюджетное учреждение (бюджетная государственная организация) – это некоммерческая организация, созданная РФ или ее субъектом для оказания услуг (обслуживания) населения. Основная сфера работы - образование, медицина, культура и досуг и т.д. Такое предприятие на государственные деньги оказывает услуги или производит работы по заказу государственных органов. Источником средств могут быть различные субъекты РФ. Основная задача бухгалтерского учета в бюджете – точное отражение передвижений и расходования полученных от государства денег.

Важно!

Бюджетное учреждение по закону может вести коммерческую деятельность, доход от которой используется на собственные нужды. Однако основной источник финансирования – государственные и муниципальные субсидии. Коммерческая составляющая строго контролируется и не может превышать определенный процент от общего дохода.

Учреждение причисляется к бюджетной форме на основании решения уполномоченного органа, а также на основании учредительной документации, где указана форма организации.

Бюджетный учет – единая государственная упорядоченная система сбора, обработки (регистрации) и обобщения информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов РФ и ее субъектов. Термин «бюджетный учет» часто применяется в отношении бюджетных учреждений, но это не совсем верно. Согласно закону бюджетный учет ведут казенные госучреждения, а вот остальные занимаются бухгалтерским учетом. Эти понятия не следует смешивать, так как существует различие в методах работы.

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Единый план счетов для госучреждений описан в Инструкции 157н, а именно для бюджетных учреждений в Инструкции 174н.

Также бухгалтерский учет в бюджете должен принимать во внимание прочие нормативно-правовые акты, уточнения, письма и инструкции, выпускаемые государственными и муниципальными органами, уполномоченными работать с бюджетными средствами.

Требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

В своей работе бухгалтер должен опираться на общие принципы и задачи бухгалтерского учета и учитывать особенности бюджетной сферы. К ним относятся необходимость вести контроль за точным исполнением утвержденного бюджета, проведение мероприятий по поиску дополнительных доходов, а также необходимость учитывать отраслевые особенности. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет более сложную систему методов и более высокий уровень контроля точности.

Общие правила ведения бухучета должны учитывать следующие принципы: законность, правильность, осмотрительность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, сопоставимость, превосходство формы над содержанием, своевременность, денежные измерители (ФЗ № 402). Помимо этого, бухучет в бюджете должен учитывать принципы и правила работы с бюджетными деньгами.

Задачи бухгалтерского учета в бюджете:

  • Формирование и предоставление контролирующим органам полных и достоверных данных о состоянии активов и движении средств на предприятии (как государственных средств, так и полученных от коммерческой деятельности);
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе выполнения плана по доходам и расходам бюджетных средств;
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе исполнения сметы расходов, участвующих в исполнении государственного бюджета.

Основные требования к бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях:

  • Учет должен вестись только в национальной валюте (рублях);
  • Учет ведется постоянно с момента регистрации предприятия;
  • Содержание аналитического отчета должно соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • Каждая хозяйственная и инвентаризационная операция должна подлежать обязательной регистрации.

Под учет попадают все хозяйственные операции, имущественные объекты и обязательства компании.

В бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях важна своевременность: все операции должны вовремя быть зарегистрированы и отражены.

Отчетность за бухгалтерский учет

Бухгалтерская отчетность в бюджете ведется строго на основании Плана счетов, о котором говорилось выше – все требования к отчетности прописаны в соответствующей инструкции. Действует общепринятый принцип двойной записи для всех совершенных операций предприятия: каждое изменение состояния средств, находящихся на балансе учреждения, должно быть отражено, минимум, в двух разных счетах. Все операции отражаются только по факту их совершения (метод начисления), ценности и находящиеся на балансе активы учитываются отдельно.

Что касается сроков, то тут нет существенных отличий от обычного порядка бухучета.

Периодичность отчетности в бухгалтерском учете в учреждениях:

  • 1 раз в квартал (1 апреля, 1 июля и 1 октября отчетного года);
  • Годовая отчетность (1 января года, следующего за отчетным).

Отчетным считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Отчетной датой (дата, на которую составляется бухгалтерская отчетность) считается последний календарный день отчетного периода. Исключение составляют случаи, когда проводится реорганизация или ликвидация учреждения, а также случаи, когда бюджетное учреждение проходит процесс преобразования в казенное.

В бухгалтерском учете в бюджете отчетность заполняется исключительно в рублях с учетом копеек до двух знаков после запятой (использование других валют недопустимо согласно принципам работы с государственными деньгами). Документы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером, а в некоторых случаях, руководителем финансово-экономической службы бюджетного учреждения (если таковая имеется на предприятии). Эти же лица несут ответственность перед государством.

Структура баланса

Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения – отчет о состоянии средств предприятия, который отражает его активы и обязательства. Составляется на основании нормативно-правовых актов, применимых к конкретному типу учреждения. Основная задача баланса бюджетного учреждения в том, чтобы показать движение бюджетных средств, обеспечить контроль за их расходованием.

В балансе бюджетного учреждения реализуется принцип двусторонности: хозяйственные средства отражаются по вещественному составу и размещению (актив) и источникам формирования, целевому назначению (пассив).

В бухгалтерском учете в бюджете баланс имеет особую структуру. К активу относятся внеоборотные активы (средства для долгосрочного использования) + оборотные (средства, предназначенные для использования в ходе уставной хозяйственной деятельности) + затраты. К пассиву – собственный капитал + обязательства + доходы.

Важно!

Поскольку бюджетные организации собственных средств не имеют, они покрывают все расходы за счет государственных ассигнаций и поступления специальных средств. Движение этих средств отражается в отчетности.

Базой для составления бухгалтерской отчетности является бухгалтерский учет, проводимый организацией в течение ее функционирования. Бюджетные учреждения не являются исключением. Однако отчетность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности.

Бухгалтерский учет ведется для того, чтобы зафиксировать все хозяйственные операции, которые сопровождаются использованием финансов. Сформированная на его базе отчетность дает возможность рассмотреть функционирование учреждения в финансовом, прибыльном плане, оценить его выгодность и эффективность, что очень важно при проведении анализа работы.

Отчетность необходима не только для внутреннего рассмотрения. Ее проверяют контролирующие органы с целью определения прибыльности предприятия и законности его работы. Контролируют также и оплату налогов, а отчетность в этом случае служит для проверки правильности их расчета и оплаты.

Какие учреждения можно отнести к бюджетному типу

К данному виду финансирования относятся некоммерческие структуры, которые сохранили статус учреждения. Особенностью является то, что их финансирование частично или полностью осуществляется из государственного или местного бюджета.

Данные структуры отличаются от других предприятий и объектов хозяйственной деятельности как типом обеспечения, так и учетом, и отчетностью, которые предоставляют.

Общие требования к отчетности

Отчетность, как результат проводимого учета, должна отвечать общим законным требованиям.

Для того чтобы предъявленные данные были достоверными, бюджетные учреждения обязуются проводить инвентаризационные мероприятия по всем счетам финансового характера, остаткам материального вида, а также остаткам денежных средств на момент закрытия периода.

При составлении отчетности учреждение обязано заполнять все предусмотренные графы отчетов. Исключением являются случаи, когда для их заполнения нет данных вследствие отсутствия подобных активов и пассивов. Тогда данные структурные графы или разделы помечаются прочерками.

Если по имеющимся данным невозможно составить полноценную финансовую картину, учреждение обязано принять меры для получения дополнительных показателей.

Формы для предоставления отчетности закреплены в законодательном режиме, но бюджетные учреждения, как и коммерческие объекты, имеют право дорабатывать существующие их для удобства пользования. При этом сохраняется требование о соблюдении определенной кодировки документов.

Язык для составления отчетности используется только русский. Валюта используется национальная.

Обязательное требование о том, что показатели на начало отчетного периода должны соответствовать показателям конца предыдущего, также должно быть соблюдено обязательно. В противном случае необходимо предоставить пояснения.

Заверяют отчетные документы руководитель учреждения и главный бухгалтер.

Большое и полное видео о составлении отчетности для бюджетных организаций:

Особые документы

Отчетность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях имеет отличие от коммерческих структур. Так как финансирование совершается посредством бюджета, осуществляется оно на основании определенного документа – бюджетной сметы, а она, в свою очередь, составляется на базе смет доходов и расходов.

Приказом Минфина №5н осуществляется регламентирование единого порядка как ведения учета, так и составления отчетности в бюджетных учреждениях. При этом формы документов установлены отдельные, а основными можно назвать такие:

  • ОКУД 0503120, в которой отображается баланс использования бюджета.
  • ОКУД 0503121 — является отображением финансовых результатов деятельности.
  • ОКУД 0503123, являющаяся .
  • ОКУД 0503124 – форма для отчета кассовых поступлений и выбытий денежных средств.
  • ОКУД 0503125 — справка по консолидированным расчетам.
  • Др. документы.

Важность данного типа документации

Указанные выше документы формируют основную отчетную базу. В пакет документов по отчетности бюджетного учреждения входит еще множество справок, отчетов, балансов, .

Это связано с тем, что контролирующие органы следят за использованием и целевым назначением средств, которые принадлежат бюджету, особенно пристально. Использование бюджетных сумм должно быть обоснованным. К обоснованию можно отнести не только указание, куда эти средства нужны, но и доказательные документы, которые подтвердят, что выделенные средства использовались по назначению, а не по личным прихотям заинтересованных лиц.

Именно поэтому бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений должна быть составлена грамотно и качественно во избежание возникновения проблем.

Итак, отчетность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях заметно отличается от отчетности коммерческих структур. Это связано с повышенными требованиями к данной документации и пристальным вниманием органов, осуществляющих контроль.

Бюджетные организации относятся к налогоплательщикам, которые обязаны подавать бухгалтерскую отчетность в строго обозначенные сроки. Вместе с тем, существуют особенности формирования и заполнения бухгалтерской отчетности в бюджетных учреждениях, которые мы рассмотрим в данной статье.

Назначение бухгалтерской отчетности в бюджетном учреждении

Бухгалтерская отчетность в бюджетном учреждении представлена в виде периодической и годовой отчетности. Регламентирует порядок составление отчетности Минфин РФ. Согласно установленным требованиям, отчетность должна включать в себя данные по всем филиалам или иным структурным подразделениям:

Отчетность является совокупностью показателей, которые призваны отражать результаты хозяйственной деятельности компании за отчетный период. Первичная документация оформляется в виде аналитических и синтетических таблиц, которые заполняются на основе данных бухучета.

Документация составляется главными распорядителями и получателями бюджетных средств. Даты предоставления отчетности указаны в таблице:

Отчетный период для сдачи отчетности — календарный год. В случае непредоставления, документации в определенные сроки, финансирования предприятия может быть приостановлено.

Бухгалтерская отчетность для бюджетного учреждения считается финальной стадией бухгалтерского учета. Документация необходима для того, чтобы отразить в ней финансовое и имущественное положение учреждения за определенный период.

Также отчетность необходима для представления в контролирующую организацию, где будет оцениваться прибыльность работы компании, ее экономическое положение и законность осуществляемой деятельности. Немаловажным является еще и то, что отчеты позволяют регулировать выплату начисленных налогов и используются для проверки правильности ведения бухучета на предприятии.

Общие требования к составлению отчетности

Бюджетный тип предприятия определяется с учетом способа финансирования. Как правило, это некоммерческие структуры, которые сохранили статус учреждения, поскольку получают финансовое обеспечение из государственного или местного бюджета.

Структура такого предприятия имеет отличия от коммерческих организаций, а это означает, что и отчетность, обязательная для представления в ИФНС также имеет определенные нюансы заполнения и оформления.

Важно учитывать, что отчетность должна формироваться строго на существующих показателях, не иметь искажений и неточностей. Реальность и достоверность показателей каждой статьи баланса должна быть подтверждена путем проведения инвентаризации. Основой для составления отчетности являются данные с аналитических и синтетических счетов:

Бюджетная бухгалтерская отчетность формируется на основании показателей Главной книги и других регистров бухучета, а также при использовании определенных форм бюджетной отчетности, утвержденных Минфином РФ.

В качестве таких форм можно выделить:

Форма документа, ОКУД

Описание

0503120 Баланс исполнения бюджета
0503121 Отчет о финансовых результатах деятельности
0503123 Отчет о движении денежных средств
0503124 Отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств
0503125 Справка по консолидируемым расчетам
0503128 Отчет о бюджетных обязательствах
0503117 Отчет об исполнении бюджета

Отчетность заполняется с нарастающим итогом, а все показатели указываются в рублях с точностью до второго десятиного знака после запятой. Документы формируются на отчетную дату и предоставляется главному распорядителю средств бюджета. Документация должна быть прошита, пронумерована и дополнена оглавлением. Обязательным является сопроводительное письмо на бумажных и электронных носителях.

Заключение

Бухгалтерская отчетность для бюджетного учреждения более строгая, поскольку, организация должна отчитываться перед государственным бюджетом о поступивших средствах. По этой причине, внутренняя документации сложнее, чем для коммерческих предприятий и требует более внимательного заполнения.

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта « » компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Вид организации

Базовый нормативный правовой акт

План счетов

Состав отчетности

Коммерческие организации

Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19-21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24-26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1-5 форм),
  • поквартально (около 5-10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

В 2012 году закончилось реформирование бюджетных организаций. Появились учреждения нового типа, которые имеют свои отличия от ранее действовавших учреждений. У таких учреждений расширились полномочия. Их финансирование происходит за счет субсидий из бюджета на выполнение государственных (муниципальных) заданий. Закрепляемое в оперативное управление имущество разделилось на недвижимое, движимое и особо ценное. Деятельность таких учреждений теперь планируется на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет ведется без КБК, но в разрезе КОСГУ. В связи с этим изменилась и отчетность бюджетного учреждения.

Основными документами, регламентирующими вопросы бухгалтерского учета бюджетных учреждений, являются:

  • Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ);
  • Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ);
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ);
  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ);
  • Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Единый план счетов и Инструкция № 157н соответственно);
  • Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее – План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция № 174н соответственно);
  • Приказ Минфина России от 21.12.2012 № 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее – Указания № 171н).

Основным локальным актом, регламентирующим организацию и ведение бухгалтерского учета в конкретном бюджетном учреждении, является учетная политика. Она утверждается приказом руководителя.

При формировании учетной политики бюджетного учреждения утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные учреждением формы документов должны содержать следующие обязательные реквизиты первичного учетного документа:

1. наименование документа;

2. дату составления;

3. наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;

5. измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

6. наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

7. личные подписи указанных лиц и их расшифровка;

8. порядок организации и обеспечения (осуществления) учреждением учета внутреннего финансового контроля;

9. иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Ведение бухгалтерского учета организуется руководителем учреждения (ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 402-ФЗ).

Руководитель учреждения обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Учреждение нового типа по результатам своей деятельности (начиная с даты изменения типа учреждения) формирует и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н).

В пункте 6 Инструкции № 33н указано, что бухгалтерская отчетность представляется государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем сроки.

Отчетной датой считается дата, по состоянию на которую составляется бюджетная отчетность. Пунктом 2 Инструкции № 33н установлены следующие даты:

  • для месячной отчетности – 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем;
  • для квартальной отчетности – 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года;
  • для годовой отчетности – 1 января года, следующего за отчетным.

Отчетность составляется нарастающим периодом. Числовые показатели отражаются в рублях с точностью до второго знака (ч. 7 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ). Отрицательные показатели отражаются со знаком «-».

Но есть перечень счетов, которые нельзя отражать с минусом: 0 206 00 000, 0 302 00 000, 0 304 02 000, 0 303 01 000, 0 304 03 000 (абз. 6 п. 2.2 Письма Минфина России № 02-06-07/5900, Казначейства России № 42-7.4-04/2.1-1709 от 21.12.2011).

В отчетности не должно быть помарок и исправлений.

Бюджетная отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем учреждения (ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ). Если руководитель отсутствует, например, в связи с болезнью, то подписать ее может только сотрудник, на которого официально возложены обязанности руководителя.

Пункт 12 Инструкции 33н содержит состав формы отчетов, которые необходимо представлять вышестоящим органам:

  • Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
  • Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);
  • Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760);
  • Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).
Состав отчетности может меняться в зависимости от отчетной даты.

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) у бюджетных организаций появилась обязанность сдавать годовую бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию. Разъяснения по этому поводу дает Минфин в своем Письме от 28 марта 2013 г. № 02-06-07/9937. Предоставить финансовую отчетность необходимо не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Хотя действие закона распространяется на 2013 год, однако отчетность нужно было сдать уже и за 2012 год (Письмо ФНС России от 01.04.2013 № ЕД-4-3/5629@).

Тех, кто этого не сделал, ожидает наказание в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ (ст. 126 НК, ч.1). Обратите внимание, что наказать могут не только учреждение, но руководителя и главного бухгалтера (ст. 15.6 КоАП). О составе отчетности можно узнать в вышеупомянутом письме Минфина. И сразу хочется упокоить бухгалтеров, что сдавать нужно будет не полный состав отчетности, а только нижеперечисленные:

  • Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
(Последние две формы в разрезе кодов финансового обеспечения, далее – КФО)
  • Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) (в разрезе деятельности с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг (работ), по средствам во временном распоряжении).

Бюджетные учреждения должны хранить годовую отчетность бессрочно, а квартальную и месячную – не менее пяти лет после окончания отчетного периода.

Налоговый учет и отчетность

Бюджетные учреждения нового типа должны вести налоговый учет доходов и расходов на общих основаниях. Налоговая база по налогу на прибыль бюджетного учреждения определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически произведенных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности, в т. ч. и внереализационных.

Прежде чем строить систему налогового учета, бюджетное учреждение должно выбрать метод признания доходов и расходов в налоговом учете. Глава 25 НК РФ позволяет организации использовать:

  • метод начисления (ст. ст. 271, 272);
  • кассовый метод (ст. 273).

Если сумма выручки бюджетного учреждения от осуществления предпринимательской деятельности (без учета НДС) в среднем за предыдущие четыре квартала не превышает 1 млн руб. за каждый квартал, оно вправе признавать доходы и расходы кассовым методом. Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а расходами – затраты после их оплаты.

Если бюджетное учреждение применяет метод начисления, оно признает доходы в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Для выполнения государственного задания бюджетному учреждению выделяется субсидия. Затраты на выполнение государственных работ делятся на:

  • нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;
  • нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества);
  • нормативные затраты на содержание недвижимого имущества;
  • нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Доходы в виде субсидий, предоставленные бюджетным учреждениям, в целях гл. 25 НК РФ признаются средствами целевого финансирования и не учитываются при формировании налоговой базы на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При этом положения указанного подпункта обязывают налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В противном случае указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (Письмо Минфина России от 28.12.2012 № 03-03-06/4/124).Облагаются налогом на прибыль только доходы, полученные от предпринимательской деятельности, а также внереализационные доходы (от сдачи имущества в аренду; суммы пожертвований, использованные не по назначению; стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ); стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации и т. д.). Группировку доходов и расходов, а также метод их определения необходимо отразить в учетной политике учреждения.

Бюджетное учреждение обязано представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 20.10.2011 № 03-03-06/4/121). Бюджетные учреждения, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют налоговую декларацию по истечении налогового периода по упрощенной форме (п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@).

По некоторым видам деятельности предусмотрено применение нулевой ставки по налогу на прибыль. Данная льгота введена с 1 января 2011 года на период до 1 января 2020 года (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Для применения ставки 0 % необходимо, чтобы деятельность бюджетного учреждения входила в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. Необходимо также, чтобы бюджетное учреждение соответствовало дополнительным требованиям, установленным п. 3 ст. 284.1 НК РФ. Применение нулевой ставки возможно только с начала налогового периода. Для получения льготной нулевой ставки по налогу на прибыль, например, медицинскому учреждению, ему необходимо подать в налоговый орган заявление с приложением копии лицензии не позднее чем за месяц до наступления года, в котором оно хочет применять льготную ставку, то есть не позднее 30 ноября (п. 5 ст. 284.1 НК РФ).

Организации, применяющие ставку налога на прибыль 0 %, также должны представлять в налоговый орган декларации по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

При этом, согласно положениям п. 6 ст. 284.1 Налогового кодекса РФ, организации, применяющие налоговую ставку 0 % в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 %, в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, обязаны подавать в налоговый орган по своему местонахождению сведения по форме, приведенной в Приложении к Приказу ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-7-3/892@. В случае утери права применения нулевой ставки учреждение не может подавать заявление вновь в течение 5 лет.



Статьи по теме: