Денежно-кредитное регулирование экономики банком россии. Инструменты денежно-кредитного регулирования Функции Центрального банка Российской Федерации

Функции Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение сле­дующих функций:

Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации раз­рабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

Монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организо­вывать их обращение;

Быть кредитором последней инстанции для кредитных организа­ций, организовывать систему рефинансирования;

Устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Фе­дерации;

Устанавливать правила проведения банковских операций, бухгал­терского учета и отчетности для банковской системы;

Проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающих­ся их аудитом;

Осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;

Регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;

Выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Рос­сийской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;

Регулировать прохождение валюты, включая операции по покуп­ке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с ино­странными государствами;

Организовывать и производить валютный контроль как непосред­ственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законода­тельством Российской Федерации;

Принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление платежного ба­ланса Российской Федерации;

В целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в це­лом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финан-совых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материа­лы и статистические данные;

Осуществлять иные функции в соответствии с федеральными за­конами.

Детальный перечень функций Центрального банка Российской Фе­дерации не противоречит международной практике работы центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кре­дитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денеж­но-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он созда­ет определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих бан­ков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особеннос­ти кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функциониро­вания центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и мето­дов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на пред­почтение им тех или иных инструментов денежной политики.


Функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере не­редко переплетаются. Например, в США важным органом, контроли­рующим деятельность банковского сектора, является наряду с Федераль­ной резервной системой (ФРС) Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом «О национальной денежной единице». Контролер денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.

Кроме этого органа правами по банковскому контролю в США на­делены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Кор­порация по страхованию депозитов, которая выдает лицензии на пра­во совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.

При выдаче лицензии проверяются прежде всего «финансовые тылы» вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использова­нию капитала, компетентность руководства, а также точность марке­тинговых исследований в данной местности. Банкам, которым выдана федеральная лицензия, предписывается обязательное участие в ФРС; им придается статус федерального кредитного института и они называ­ются национальными. Банки, получившие лицензию от правительства штата, имеют статус кредитного института, штата и им предоставляет­ся возможность выбора: быть или не быть членом ФРС. Поскольку раз­ные штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредит­ные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регу­лирования.

Специфические условия сложились в денежно-кредитной системе Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов с банковской системой через группу специализированных кредитных институтов - через дисконтные дома. Последние представляют собой существенную институционную особенность английской банковской системы, так как играют важную роль в осуществлении денежной по­литики Банка Англии. К ним относятся восемь институтов, занимаю­щих как бы промежуточное положение между центральным банком и прочими кредитными институтами. Такое особенное положение опре­деляется тем, что только эти кредитные институты в английской бан­ковской системе имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объеме, что очень вы­годно последнему, так как в Великобритании задача размещения каз­начейских ценных бумаг возлагается на центральный банк.

Дисконтные дома выступают в роли посредника между Банком Ан­глии и банковской системой, на которую центральный банк не может непосредственно влиять, поскольку другие кредитные институты не имеют прямого доступа к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах мира.

Примером конструктивного сотрудничества между банковской си­стемой страны и центральным банком служат отношения между двумя уровнями банковской системы Нидерландов, где активно развиваются контакты центрального банка с руководством национальных кредит­ных институтов. Законодательством страны центральному банку пред­писывается проведение регулярных консультаций с представителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения основных на­правлений политики центрального банка, а также с целью выработки совместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероп­риятий. Практика подобного рода способствует установлению хоро­ших контактов и взаимопониманию между двумя уровнями кредитной системы. Подобно Центральному банку Нидерландов тесные контак­ты с кредитной системой стремится поддерживать и Австрийский на­циональный банк.

Немецкий федеральный банк строит свои контакты с националь­ной кредитной системой не только через филиальную сеть, но и через крупные немецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого феде­рального банка - контроль за соблюдением коммерческими банками установленных требований по минимальным резервам, обеспечение кредитных институтов, расположенных на соответствующей террито­рии, наличностью, а также выполнение функций контор национально­го клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банка вы­ступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами и центральным банком.

Большинство центральных банков ряда ведущих стран мира наибо­лее тесно сотрудничают с рядом крупных институтов, которые пред­ставляют собой ядро банковской системы.

Косвенные экономические методы и инструментыденежно-кредитного регулирования подразделяются цен­тральными банками исходя из двух основных признаков. При первой классификации в зависимости от сущности операции выделяются следующие группы.

1. Инструменты эмиссионной политики, оп­ределяющие объем денежного предложения, включают как инструменты денежной эмиссии, так и антиэмиссионного характера (по «стерилизации» денежной массы).

К основным эмиссионным инстру­ментам центрального банка относятся:

Рефинансирование банков в целях регулирования текущей ликвидности банковской системы под залог ценных бумаг, а также их переучет в портфелях банков (как правило, век­селя);

- покупка иностранной валюты для поддержания текущей ликвидности банков и воздействия на валютный курс;

Кредитование дефицита бюд­жета;

Участие в уставных фондах банков;

Финансирование банков в чрезвычайных ситуациях.

Центральными банками используются следующие антиэмиссионные инструменты:

Привлечение ресурсов банков в фонд обязательных резервов;

Продажа иностранной валюты;

Привлечение ресурсов банков в платные депозиты центрального банка;

Эмиссия краткосрочных ценных бумаг центрального банка и др.

2. Инструменты процентной политики, влияющие на стоимость предоставляемых банкам кредитных ресурсов, объем и структуру денежной массы, уровень ликвидности банков и др.Среди основных инструментов процентной политики центральных банков следует отметить:

Ставки рефинансирования, уровень которых учитывает динамику ин­фляции и направленность денежно-кредитной поли­тики (на кредитную рестрикцию или экспансию) и является таким образом ориентиром для участников рынка;

Учетные ставки, используе­мые при осуществлении операций по переучету векселей юридических лиц (оп­ределяются исходя из базовой ставки рефинансирования);

Ставки по основным (стандартным) операциям центрального банка (в частности, по операциям регулирования ликвидности банков);

Ставки по нестандартным операциям (по льготным кредитам и др.).

3. Политика минимальных резервных требований, воздействующая на банковский и денежный мультипликаторы, уровень ликвидности.

В основу второй классификации методов и инструментов денежно-кредитного регулирования положена их группировка исходя из роли центрального банка (его инициативы) при проведении операций по поддержанию или изъятию ликвидности.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком по собственной инициативе и являются основными в части оперативного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банков), а также краткосрочной и среднесрочной денежно-кредитной политики.


Данные операции могут проводиться в соответствии с предварительно объявленными торговыми сессиями (включая аукционы) или по усмотрению центрального банка. Выделяют следующие виды операций на открытом рынке:

Регулярные плановые операции, о проведении которых заранее объявляется (кредитный или депозитный аукцион);

Нерегулярные операции, осуществляемые при возникновении необходимости, на­пример, неожиданных краткосрочных наруше­ниях экономического равновесия. При этом выделяют не­регулярные плановые операции (время проведения заранее неизвестно) и двусторонние операции (другие банки вообще не ставятся в известность).

По цели проведения операции на открытом рынке состоят из:

Корректирующих (защитных) операций по компенсированию краткосрочных нежелательных измене­ний в структуре банковских резервов;

Структурных операций, направленных на дол­говременное качественное воздействие на денежно-кре­дитную сферу.

Постоянные механизмы регулирования ликвидности банковской системы (постоянно доступные инструменты) используются банка­ми без получения согласия центрального банка. При возникновении необходимости существует автоматический доступ банков к ликвидности центрального банка без согласия последнего или его инициативы. Таким образом данный ме­тод денежно-кредитного регулирования применяется по инициативе банков при проведении соответствующих операций.

В свою очередь получение требуемого результата является критерием эффективности используемых центральным банком методов и инстру­ментов денежно-кредитного регулирования.

Вопросы для самоконтроля

1. По каким признакам классифицируются цели денежно-кредитной политики?

2. Назовите иерархию монетарных целей.

3. Какие аспекты могут выступать в качестве тактических целей?

4. Охарактеризуйте этапы процесса формирования целей денежно-кредитной политики.

5. Виды денежно-кредитного регулирования, их характеристика.

6. Назовите основные преимущества и недостатки применения административных инструментов денежно-кредитного регулирования.

7. Классификация инструментов денежно-кредитного регулирования.

8. Какие инструменты денежно-кредитного регулирования, применяемые в Республике Беларусь, можно отнести к экономическим инструментам монетарного регулирования?

9. Какие изменения в политике минимальных резервных требований Национального банка Республики Беларусь отмечены в последнее время?

10. Назовите структуру операций на открытых рынках в Республике Беларусь.

11. Сущность политики валютных интервенций.

12. Инструменты интервенционистской политики.

13. Принципы осуществления валютных интервенций.

14. Сущность учетной политики центрального банка.

15. Зависимость выбора видов денежно-кредитного регулирования от приоритетов воздействия.

16. Характеристика используемых Национальным банком монетарных методов.

Набор инструментов денежно-кредитного регулирования, находящихся в арсенале центральных национальных банков, достаточно обширен и разнообразен. Есть смысл классифицировать их по ряду признаков. Так, по форме воздействия принято различать прямые (административные) и косвенные (экономические) методы.

К административным требованиям, которые центральный банк предъявляет к коммерческим банкам, относятся:

  • требования к банковской ликвидности;
  • установление верхних и нижних пределов процентных ставок;
  • нормирование кредитного портфеля банков;
  • ограничения на открытие филиалов и отделений;
  • определение номенклатуры операций, видов обеспечения;
  • перечень банков, допущенных к отдельным видам операций.

Первые два инструмента прямого действия (обязательные резервы

и требования к ликвидности) являются регулирующими требованиями, которые могут как сдержать, так и усилить кредитно-денежную эмиссию. Остальные относятся к методам, сдерживающим развитие операций банковского сектора.

Косвенные (экономические) инструменты денежно-кредитного регулирования, в свою очередь, делятся на инструменты постоянного действия (кредиты рефинансирования, депозиты центрального банка, переучет ценных бумаг, коридор процентных ставок) и дискреционные инструменты (операции па открытом рынке, кредитные и депозитные аукционы, валютные интервенции), применяемые по мере надобности. Следует отметить, что инструменты постоянного действия применяют более 80% центральных банков.

По характеру регулируемых параметров инструменты регулирования делятся на общие и селективные. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Это меры учетной (дисконтной) политики, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов. Селективные (выборочные) методы предназначены для регулирования кредитования отдельных отраслей и сфер. Ими являются установление количественных параметров на кредиты приоритетным отраслям, поощрение создания специальных кредитно-финансовых учреждений, кредитующих приоритетные отрасли по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при рефинансировании в центральном банке, распространение льгот на банки, кредитующие приоритетные сферы экономики.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банкс России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • обязательные резервные требования;
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени;
  • другие инструменты.

Рассмотрим наиболее важные из инструментов монетарной политики.

Депонирование обязательных резервов в Банке России. Как известно, банки обязаны хранить определенную долю от привлеченных ресурсов в виде обязательных резервов в Банке России. Официально изменяя резервные требования, Центральный банк не затрагивает денежную базу, но изменяет денежный мультипликатор и, следовательно, воздействует на скорость изменения денежной массы.

Снижение нормативов обязательных резервов является элементом стимулирующей денежно-кредитной политики, приводит к увеличению мультипликатора и денежной массы. Соответственно, расширяются кредитные возможности банков. Повышение нормы резервирования снижает значение мультипликатора и уменьшает денежную массу, ограничивает возможности банков в кредитовании экономики. Повышение нормативов обязательных резервов является одной из общепринятых мер борьбы с инфляцией и перегревом экономики. Около 70% развитых стран продолжают использовать резервные требования. От них отказались Австралия, Канада, Дания, Новая Зеландия, Норвегия и Швеция.

Для банков обязательные резервы являются своеобразным квазиналогом, ведь, привлекая определенные суммы, они могут выдавать кредиты в меньшем размере. Это обстоятельство банки учитывают в своей процентной политике. Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации, за исключением небанковских - организаций инкассации. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Резервируемыми обязательствами являются обязательства банка в валюте РФ и иностранной валюте. В состав резервируемых обязательств включены обязательства перед физическими и юридическими лицами, в том числе обязательства кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте.

Вместе с тем из обременения резервами есть исключения. Так, в России не включаются в состав резервируемых обязательств долгосрочные обязательства - денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее трех лет, и облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее трех лет. Это стимулирует банки к привлечению длинных ресурсов, необходимых для инвестиционного кредитования.

Кроме того, не резервируются обязательства в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях, в форме займа ценных бумаг); обязательства перед другими кредитными организациями, Внешэкономбанком, Агентством по страхованию вкладов, а также Банком России; обязательства, возникающие между обособленными подразделениями кредитной организации.

Банк России требует неукоснительного соблюдения внесения обязательных резервов. Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к рефинансированию в Центральном банке. При невыполнении нормативов Банк России применяет штрафные санкции.

Как известно, обязательное резервирование означает, что суммы на этих счетах недоступны банкам в качестве ресурсов для кредитования и прочих активных операций, т.е. этим суммы как бы арестованы Центральным банком. Встает вопрос: а можно ли банку их вообще когда-либо использовать? Эго происходит после отзыва (аннулирования) лицензии Банка России на осуществление банковских операций, когда средства обязательных резервов перечисляются на корреспондентский счет банка и далее используются в установленном порядке.

В зависимости от изменения макроэкономической ситуации и состояния ресурсов банков центральные банки могут изменять нормативы обязательных резервов и дифференцировать их.

Так, в Великобритании норма обязательных резервов составляет 0,45%, в Японии - от 0,125 до 2,5, в Швейцарии - 2,5, в Германии - от 4,14 до 12,1, во Франции - от 3 до 5,5, в Испании - 17, в Италии - 25%. В США нормативы резервных требований ФРС по трансакционным счетам (счетам до востребования) колеблются в зависимости от размера счета от 0 до 10%. Срочные счета предприятий и обязательства перед нерезидентами резервированию не подлежат. Во многих странах законодательно ограничены верхние уровни резервов.

В России норматив обязательных резервов в разные годы устанавливался на различном уровне (максимальный уровень - 22% по счетам до востребования был установлен в 1995 г.). Далее он последовательно снижался, колеблясь по различным счетам. В период кризиса 2008 г. Банк России резко снизил нормативы, дабы обеспечить банки ликвидностью, а в 2009-2011 гг. вновь стал их увеличивать. В настоящее время норма резервов по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами, физическими лицами и иным обязательствам в валюте РФ составляет 5%; по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами и иным обязательствам в иностранной валюте - 7%; по обязательствам перед физическими лицами в иностранной валюте - 6%.

В ряде стран введены штрафы за невыполнение банками норм обязательных резервов (Германия, Франция, Япония, РФ). В некоторых странах введена плата центральных банков за резервы банков - в Швеции в начале 1990-х гг. центральный банк за избыточные резервы платил банкам доход в размере 6% годовых (аналогично - в Испании, Италии, Финляндии).

Процентные ставки. Процентные ставки - следующий, чрезвычайно важный инструмент денежно-кредитного регулирования. Процентные ставки являются предметом регулирования со стороны центральных банков. Устанавливая ставки по своим операциям, центральный банк задает ориентир всем остальным ставкам в экономике (кредитным, депозитным, ставкам доходность государственных и корпоративных ценных бумаг и пр.). Изменяя ставки, монетарная власть тем самым воздействует на экономическую активность. Через процентный канал возможно косвенно влиять на решения экономических субъектов о потреблении, сбережении и инвестировании и таким образом воздействовать на уровень совокупного спроса, экономическую активность и инфляцию. Повышение процентных ставок приводит к снижению деловой активности, снижению инфляции и удорожанию национальной валюты. Понижение процентных ставок приводит к прямо противоположным последствиям.

В мировой экономике общепризнанную роль играют так называемые ключевые процентные ставки - это ставки центральных банков ведущих стран и ставки мирового денежного рынка. В условиях финансовой глобализации они имеют важное значение, не только в ареале их происхождения, но и для всех участников трансграничных финансово-кредитных потоков.

Для стабилизации денежного рынка центральными банками ряда стран используется система коридора процентных ставок (interest rates conidor system ), или «система канала» (channel system). Процентный коридор образуют максимальная по рефинансированию и минимальная по абсорбированию ликвидности процентные ставки. В рамках коридора находятся все остальные ставки. Центральные банки, используя коридор ставок, могут ужесточать или смягчать денежно-кредитную политику, сдвигая коридор вверх или вниз, сохраняя его ширину неизменным. Для эффективного управления ценой ресурсов на межбанковском рынке процентный коридор должен быть достаточно узким. Удерживание ставок внутри процентного коридора, избежание избыточной волатильности процентных ставок на денежном рынке именуется механизмом тонкой настройки. В настоящее время в Российской Федерации верхней границей коридора является ставка кредита овернайт 10,25%, а нижней границей - депозитная ставка овернайт 8,25%.

Среди развитых стран система процентного коридора действует в Австралии, Канаде, Исландии, Швеции, Норвегии, Новой Зеландии и еврозоне. Некоторые центральные банки развивающихся стран и государств с переходной экономикой также поддерживают коридор процентных ставок. Среди этих стран Чехия, Венгрия, Словакия, Индия, Бразилия, Египет, Катар, Таиланд, Шри-Ланка, Нигерия.

В систему процентных ставок Банка России входят ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России, осуществляемым с кредитными организациями. В последнее время центральный банк упростил линейку процентных ставок за счет отказа от некоторых видов и унификации срочности ставок. В сентябре 2013 г. введена ключевая ставка - индикатор направленности денежно-кредитной политики. Ею стала единая ставка по основным рыночным операциям (ставка аукционов недельного РЕПО и депозитных аукционов) на срок - 1 неделя. Естественно, она является плавающей. Проводя операции по регулированию ликвидности банковского сектора, Банк России стремится к поддержанию однодневных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки, составляющей в первой половине 2017 г. 9,25%.

Процентная политика зависит от соотношения рисков усиления инфляционного давления и замедления экономического роста. После кризиса в 2009-2010 гг. несколько раз произошло снижение процентных ставок, дабы обеспечить доступность кредита для реального сектора экономики и восстановления внутреннего спроса. В 2011-2014 гг. процентные ставки по операциям Банка России стали повышаться. Причины - повышение уровня инфляции, девальвация рубля, усиление оттока капитала. В 2015- 2017 гг. ставки стали медленно снижаться, реагируя на снижение инфляции. В 2018-2019 гг. по достижении цели по инфляции в 4% Центральный банк предполагает удержание ключевой ставки 7-8%.

Именно управление процентными ставками становится для России важнейшим инструментом денежно-кредитного регулирования. Это обусловлено переходом к инфляционному таргетированию и режиму свободного плавания национальной валюты.

Помимо обязательного резервирования и процентных ставок, Центральный банк использует и другие инструменты воздействия на денежное предложение. Их можно разделить на две группы - инструменты предоставления ликвидности, т.е. рефинансирование банков, и инструменты абсорбирования (стерилизации) ликвидности. Очевидно, что первая группа методов применяется при мягкой политике, вторая - при более жесткой. Представим их в более конкретном виде (табл. 13.2).

Рефинансирование кредитных организаций. Рассмотрим более подробно механизм рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций. При рефинансировании Центральный банк выступает как кредитор последней инстанции (creditor of last resort). При предоставлении кредита коммерческому банку пассивная часть баланса Центрального банка увеличивается, и суммарные резервы в банковской системе возрастают. Одновременно увеличиваются активы Центрального банка на сумму ссуды. Таким образом, рост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег, а его сокращение - уменьшает.

Таблица 13.2

Инструменты денежного регулирования

Предоставление ликвидности

Абсорбирование ликвидности

Кредиты overnight

Депозиты кредитных организаций в Банке России:

  • на аукционной основе;
  • по фиксированной ставке

Операции прямого РЕПО:

  • на аукционной основе;
  • по фиксированным ставкам

Продажа государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа

Ломбардные кредиты по фиксированной ставке

Продажа долговых бумаг (облигаций) Банка России

Сделки «валютный своп» с Банком России

Кредиты, обеспеченные золотом

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами, в том числе на аукционной основе

Действенным рефинансирование может быть только при соблюдении следующих принципов. Заимствования со стороны Центрального банка должны быть доступны только платежеспособным кредитным организациям. Обеспечение кредитов должно быть реальным и ликвидным, ставки по кредитам должны быть выше рыночных, чтоб не возникало стремления использовать их для финансирования текущей деятельности. Наконец, Центральный банк должен четко обозначить доступность своих ресурсов для банков, отвечающих критериям и имеющих требуемое обеспечение. После финансового кризиса концепция кредитора последней инстанции несколько модифицируется - экстренное кредитование должно предоставляться в первую очередь системно важным финансовым институтам и не по самым высоким ставкам. Требования к качеству обеспечения должны учитывать, помимо системной значимости заемщиков, и глубину стресса всей национальной финансовой системы.

Механизм рефинансирования банков включает две группы кредитных сделок в зависимости от используемого обеспечения и механизма заключения:

  • кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России;
  • кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства или поручительства кредитных организаций.

Активы, обеспечивающие ломбардные кредиты, указаны в Ломбардном списке Банка России. В структуре обеспечения наибольшая доля приходится на государственные облигации, что подтверждает их статус как наиболее надежных активов. Ломбардный список постоянно корректируется. Так, после кризиса Банк России расширил список активов, включив в него облигации с ипотечным покрытием, обязательства эмитента, обеспеченные солидарным поручительством ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и облигации эмитентов - системообразующих организаций (список, утвержденный Правительством РФ), включенные в котировальный список по крайней мере одной фондовой биржи в Российской Федерации, независимо от наличия у эмитентов международного рейтинга. Залогом может служить и золото в стандартных или мерных слитках.

Ценные бумаги (кроме государственных бумаг и еврооблигаций) должны быть допущены к обращению на Московской бирже, еврооблигации - котироваться на биржах развитых стран. Банк России облегчает банкам доступ к ликвидности, снизив рейтинговые требования к ценным бумагам из ломбардного списка. Минимальный рейтинг бумаг должен быть не ниже ВВ/Ва2 (по классификации «Standard & Poor’s», «Fitch Ratings» или «Moody’s Investors Service»).

Упрощен режим рефинансирования под обеспечение в виде кредитов с государственными гарантиями стратегическим предприятиям (таких 226), даже без наличия соответствующих рейтингов. Новые (точечные) инструменты рефинансирования включают кредиты банкам с капиталом не ниже 100 млрд руб. сроком до трех лет по ключевой ставке -1,5 процентных пункта иод залог инвестиционных проектов для развития импортозамещения. Реализуются специализированные программы рефинансирования для стимулирования кредитования малого и среднего предпринимательства, проектного финансирования, несырьевого экспорта, военной ипотеки.

Популярной формой рефинансирования являются операции прямого РЕПО. Это наиболее востребованный банками рыночный инструмент тонкой настройки. Сделка РЕПО в общем виде (от англ, repurchase agreement) - это сделка покупки (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной цене. Соглашение прямого РЕПО представляет собой продажу банком Банку России бумаг с обязательством обратной покупки. По сути, это краткосрочный кредит банку от Банка России под залог ценных бумаг. Операции прямого РЕПО проводятся на аукционной основе и по фиксированной ставке. Участники аукционов РЕПО с Банком России могут подавать только конкурентные заявки (с указанием ставки). Банк России устанавливает максимальный объем предоставляемых на аукционе средств, а также минимальную процентную ставку.

По фиксированной ставке можно получить прямой кредит на срок 1 день по ставке, превышающей минимальную процентную ставку, установленную для аукционных операций РЕПО. По этим операциям Банк России лимитов не устанавливает.

Антиподом операций прямого РЕПО являются операции обратного модифицированного РЕПО, являющиеся инструментом абсорбирования ликвидности. Это продажа ценных бумаг, находящихся в портфеле центрального банка, коммерческим банкам с правом обратного выкупа. В России эти операции не применяются с 2004 г.

В качестве примера гибкой политики центрального банка следует упомянуть о нетипичном, разовом, дискреционном инструменте - кредитах без обеспечения, применяемых в ходе кризиса. В России в 2008 г. 192 банка с установленными рейтингами ведущих международных и российских агентств получили беззалоговые кредиты на 6,58 трлн руб. После стабилизации обстановки с 2011 г. Банк России приостановил институт беззалогового кредитования на все сроки вследствие резкого сокращения спроса, что не исключает возобновления выдачи таких ссуд в случае необходимости.

Каналом рефинансирования являются также операции «валютный свои» и «своп с золотом». В России они используются с сентября 2002 г. Суть их заключается в том, что центральный банк осуществляет покупку иностранной валюты за российские рубли сроком «сегодня» по действующему официальному курсу иностранной валюты к российскому рублю (базовому курсу) с ее последующей продажей сроком «завтра» по курсу, равному указанному базовому курсу, увеличенному на своп-разницу. В сущности, это однодневный кредит под залог валюты (золота). Сделки «валютный своп» заключаются Банком России на Единой торговой сессии Московской биржи либо на внебиржевом рынке с банками - контрагентами Банка России на внутреннем валютном рынке.

Так устроена система рефинансирования. Сейчас кредиты ЦБ РФ банковской системе составляют менее 2% ее суммарных активов. Система рефинансирования должна строиться на принципах равного и максимально широкого доступа банков к инструментам Банка России. При этом кредитование должно обладать достаточной гибкостью, позволяющей получить кредит по четким критериям в короткие сроки под адекватное обеспечение, с предоставлением минимальной информации от банка.

Имеет смысл расширение использования Генеральных кредитных договоров между Главными территориальными управлениями ЦБ РФ и банками для оперативного получения кредитов без дополнительного оформления разовых сделок. Важно также расширение перечня активов, принимаемых в обеспечение, а в перспективе - создание единого пула обеспечения (ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России, векселя, права требования по кредитным договорам, драгоценные металлы и иные виды активов).

В России также действует дополнительный, помимо рефинансирования, канал предоставления ликвидности банкам - операции по размещению на тендерной основе временно свободных средств федерального бюджета на депозиты в кредитных организациях. Депозитные аукционы проводятся через валютные биржи, и доступ к ним имеют несколько десятков банков, среди которых ВТБ, РСХБ, ВТБ24, Газпромбанк. Предоставление банкам залогового финансирования снижает риски бюджета при размещении средств в банках и, как следствие, существенно расширяет круг банков, которые могут получить такое финансирование.

Противоположностью рефинансирования является абсорбирование ликвидности (стерилизация), г.с. механизм се изъятия. К абсорбированию Банк России прибегает в ситуации устойчивого профицита ликвидности, которую банки не в состоянии транслировать в реальный сектор экономики. Как правило, механизм стерилизации используется в случае необходимости охлаждения экономики в рамках жесткой монетарной политики. В этих условиях используются следующие инструменты: эмиссия и размещение облигаций Банка России, депозитные операции, депозиты банков в Центральном банке на постоянной и аукционной основе.

Наиболее популярным инструментом являются депозиты Банка России. В отличие от продажи бумаг на открытом рынке, они не уменьшают денежную базу. Депозиты связывают избыточные резервы банков, сдерживая рост денежной массы. При этом выдвигаются конкретные требования к кредитным организациям - контрагентам ЦБ РФ. Банк должен входить в первую или вторую классификационную группу (банки без нарушений или с отдельными недостатками), выполнять обязательные резервные требования Банка России, не иметь просроченных денежных обязательств перед ЦБ РФ.

Банки могут использовать депозиты как инструмент постоянного действия, когда средства размещаются по фиксированным процентным ставкам, и на рыночной основе как инструмент тонкой настройки - при проведении депозитных аукционов по процентным ставкам, определенным на тендерной основе.

Следующий трансмиссионный механизм - хорошо известные в практике центральных банков многих стран операции на открытом рынке (OOP). Они являются гибким, мобильным, оперативным инструментом регулирования денежного предложения и кредита через влияние на резервную базу банковской системы. На открытом рынке происходят сделки между центральным банком и кредитными институтами по покупке и продаже ценных бумаг. Бумаги из собственного портфеля центральный банк продает при избыточном денежном предложении, т.е. в рамках рест- крикционной денежно-кредитной политики, а покупает - при недостатке денежного предложения, т.е. при экспансионистской политике.

В операциях на открытом рынке центральный банк выступает как равноправный контрагент кредитных институтов, в отличие от его более жесткой регулирующей позиции в других ситуациях, например при рефинансировании, применении обязательных резервов.

Согласно ст. 39 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:

  • купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами;
  • купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами.

На открытом рынке обращаются правительственные ценные бумаги, бумаги, гарантированные правительством, реже - корпоративные бумаги. В частности, в России на рынке обращаются рублевые государственные бумаги - облигации федерального займа (ОФЗ), государственные сберегательные облигации (ГСО), а также бумаги, номинированные в иностранной валюте, - еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). Важно подчеркнуть, что покупка государственных ценных бумаг Банком России может осуществляться только на вторичном рынке. Это необходимо с целью ограничения возможностей прямого эмиссионного финансирования бюджета, могущего спровоцировать инфляцию.

Возможны два варианта проведения операций. Первый - фиксация курса, при достижении которого центральный банк предлагает любое количество бумаг (либо предлагает определенное количество ценных бумаг). Второй вариант - фиксация курса, при достижении которого центральный банк скупает любой предлагаемый объем бумаг (либо определяет количество бумаг, которое покупает независимо от курса предложения). Таким образом, либо центральный банк, желая изъять (увеличить) объем ликвидности, продает (покупает) определенное количество ценных бумаг и оставляет за банками право предлагать процентную ставку, либо он устанавливает процентную ставку и позволяет банкам определять объем.

Операции на открытом рынке используются в практике большинства центральных банков. Банки Англии, Японии, ФРС США применяют их как антикризисный инструмент для пополнения банковской ликвидности и (или) воздействия на долгосрочную доходность государственных и корпоративных облигаций. В России операции на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах и нерегулярно как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности. Причиной тому является относительная узость и низкая ликвидность национального фондового рынка.

Альтернативным каналом стерилизации ликвидности являются операции с собственными бумагами Центрального банка, т.е. эмиссия облигаций Банка России (ОВР) и их продажа коммерческим банкам. Как и в случае с депозитными операциями, выпуск ОВР, в отличие от продажи бумаг на открытом рынке или операций обратного РЕПО, не уменьшает денежную базу, а связывает избыточные средства кредитных организаций, сдерживая рост денежной массы.

Банк России имеет право выпускать облигации, однако с 2010 г. это не практикуется.

Эмиссия облигаций Банка России по сути является частным случаем операций на открытом рынке. Выпуская собственные ценные бумаги, центральный банк решает проблемы нехватки объектов операций на открытом рынке. Облигации Банка России выпускаются в форме бескупопных дисконтных облигаций. Они включены в Ломбардный список Банка России и принимаются в качестве обеспечения по кредитам Банка России, обеспеченным залогом (блокировкой) ценных бумаг, и операциям прямого РЕПО Банка России. В отличие от депозитных операций, облигации Банка России имеют более длительные сроки погашения и более высокие процентные ставки. Облигации Банка России могут свободно обращаться на вторичном рынке и использоваться в качестве залога при получении кредитов Банка России.

Разные центральные банки выпускают различные типы долговых обязательств - долговые сертификаты (Европейский центральный банк, Банк Нидерландов, Национальный банк Дании, Банк Испании), финансовые векселя (Банк Англии, шведский Риксбанк, немецкий Бундесбанк, Банк Японии), облигации (Банк Кореи, Центральный банк Чили). Однако большинство центральных банков отказываются от выпуска собственных ценных бумаг. Это происходит из-за стремления избежать рыночной фрагментации, поддержать правительственные ценные бумаги как базовый ориентир для участников финансовых рынков. Центральные банки стараются излишне не вмешиваться в сферу финансового посредничества. Избирая как объект операций на открытом рынке не собственные, а правительственные бумаги, Центробанки сохраняют свою независимость, избегают обвинений в нелояльности и протекционизме по отношению к отдельным эмитентам.

Завершают список основных инструментов денежно-кредитного регулирования валютные интервенции. В соответствии со ст. 41 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа ЦБ РФ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Фактически валютные интервенции являются аналогом операций Центрального банка на открытом рынке, только здесь объектом выступают нс ценные бумаги, а иностранная валюта. Механизм валютных интервенций практически не отличается от операций открытого рынка: продажа валюты Центральным банком уменьшает банковские резервы, покупка - увеличивает.

Валютные интервенции проводятся по мере надобности, т.е. они являются инструментом не постоянного, а дискреционного действия. Объемы целевых интервенций определяются исходя из состояния внешнеторгового баланса страны, динамики мировых цен на энергоресурсы, движения капиталов и кредитов. Как правило, цель интервенции - нейтрализовать негативные курсовые ожидания участников валютного рынка. Зачастую валютные интервенции совершаются Банком России как бы с запасом, сверх установленного целевого объема, что позволяет сглаживать резкие колебания обменного курса рубля, не зависящие от фундаментальных экономических факторов и вредные для экономики. Банк России проводит также операции по покупке (продаже) иностранной валюты, связанные с пополнением (расходованием) средств суверенных фондов Федеральным казначейством.

В настоящее время в условиях свободного курсообразования Банк России не проводит валютных интервенций. Но при этом не исключается проведение точечных операций. Интервенции не противоречат концепции режима плавающего валютного курса и успешно применяются развитыми странами в случае необходимости.

  • Нугуманова Лиана Малавиевна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА
  • РЕФИНАНСИРОВАНИЕ
  • ИНСТРУМЕНТ
  • ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ

Данная статья посвящена обзору системы инструментов денежно-кредитной политики. Суть денежно-кредитной политики как части экономической политики государства состоит в достижении поставленных конечных целей, которые обычно совпадают с целями экономической политики, посредством применения специфических инструментов и методов, имеющихся в распоряжении Банка России и воздействующих на структуру и количество находящихся в обращении денег, курс рубля по отношению к иностранным валютам, банковскую ликвидность. В соответствии с требованиями растущей экономики меняются сам Банк России, его функции и используемые инструменты.

  • Некоторые проблемы банковской системы в современных условиях
  • Проблема раскрытия информации на российском рынке ценных бумаг
  • Налогообложение как инструмент государственной поддержки малого и среднего бизнеса: зарубежный опыт

Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка на объекты денежно-кредитной политики.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержит перечень основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России (рисунок 1).

Рисунок 1. Инструменты, применяемые Банком России при проведении денежно-кредитной политики

Процентные ставки по операциям Банка России

Центральный банк РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Повышая ставки по учетно-ссудным операциям, Банк России уменьшает в коммерческих банков и их клиентов получить кредит, что в свою очередь приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента.

Ставки по депозитам Банка России отражают цену привлечения денежных ресурсов кредитных организаций Банком России, который производит операции по привлечению временно свободных денежных средств кредитных организаций в депозиты в целях регулирования ликвидности банковской системы.

Депозитные операции производятся в соответствии с положением Банка России от 9 августа 2013г. №404 – П «О проведении Банком России депозитных операций с кредитными организациями».

В настоящее время Банк России привлекает средства кредитных организаций в валюте Российской Федерации.

Обязательные резервные требования

Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций.

Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитной организации. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% от обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Резервные требования являются, с одной стороны, механизмом регулирования общей ликвидности банковской системы, с другой стороны, резервные требования могут рассматриваться как «подушка безопасности», которая может быть использована кредитной организацией для погашения своих обязательств в случае ее ликвидации. Банк России, изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру (в случае если устанавливаются разные значения норматива для различных групп обязательств) привлеченных кредитными организациями ресурсов и тем самым оказывает влияние на их депозитную и кредитную политику. Так, уменьшая нормы резервирования, Банк России позволяет коммерческим банкам шире использовать привлеченные ресурсы.

Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации в соответствии с положением Банка России от 7 августа 2009г. № 342-П «Об обязательных резервах кредитной организаций». Депонирование осуществляется в валюте Российской Федерации. На денежные средства кредитных организаций, хранящихся в Банке России в виде обязательных резервов, проценты не начисляются.

Операции на открытом рынке – один из самых мощных и гибких инструментов политики Центрального банка РФ. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. При продаже ценных бумаг, наоборот, происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается потенциал для кредитования экономики.

Важной особенностью операций Банка России на открытом рынке является быстрая реакция на краткосрочные тенденции развития рынка ценных бумаг и банковской системы, что обеспечивает стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения и экономики в целом.

Операции на открытом рынке позволяют оперативно регулировать общую массу денег в обращении, влиять на качество портфеля ценных бумаг коммерческих банков, осуществлять временное заимствование денежных средств населения и юридических лиц для государства.

В практике Банка России операции по покупке и продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах в качестве дополнительного инструмента регулирования банковской ликвидности. Основным фактором, снижающим потенциал использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций . Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования.

Банк России осуществляет операции рефинансирования, обеспечивая:

  • регулирование ликвидности банковской системы;
  • право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.

Положение Банка России от 4 августа 2003г. №236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг», положение Банка России от 12 ноября 2007г. №312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами» и положение Банка России от 16 октября 2008г. №323-П «О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения» - нормативные акты, регулирующие порядок рефинансирования.

Регулирование процентных ставок по кредитам, как и ставок по депозитам, относится к политике процентных ставок Банка России по кредитам Банка России. .

13 сентября 2013г. совет директоров Банка России в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции принял решение о реализации комплекса мер по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики.

Данные меры включают в себя:

  1. Введение ключевой ставки Банка России путем унификации процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя;
  2. Формирование коридора процентных ставок Банка России и оптимизацию системы инструментов по регулированию ликвидности банковского сектора;
  3. Изменение роли ставки рефинансирования в системе инструментов Банка России.

До этого основным индикатором политики Банка России в сфере сдерживания инфляции являлась ставка рефинансирования. Но после того как Банк России объявил ключевой ставкой денежно-кредитной политики процентную ставку по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок до 7 дней, данная ставка стала использоваться в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики.

С 1 января 2016г. значение ставки рефинансирования Банка России приравнено к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату и которое составляла 11,00% годовых. С 14 июля 2016г. – 10,50% годовых и с 19 сентября 2016г. ключевая ставка составляет 10,00% годовых.

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение в отношении денег.

Осуществление интервенции может преследовать различные цели:

  • удержание курса на заданном уровне (в заданном диапазоне);
  • сглаживание его резких колебаний;
  • обеспечение требуемой динамики курса;
  • пополнение валютных резервов Банка России;
  • поддержание ликвидности банковской системы.

Банк России производит валютные интервенции на биржевом и межбиржевом рынках.

С 10 ноября 2014г. Банк России упразднил действовавший механизм курсовой политики, отменив интервал допустимых значений стоимости бивалютной корзины и регулярные интервенции на границах указанного интервала и за его пределами.

При этом новый подход Банка России к проведению операций на внутреннем рынке не предполагает полного отказа от валютных интервенций, их проведению возможно в случае возникновения угроз для финансовой стабильности.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Сейчас Банк России устанавливает ориентиры роста денежной массы на основе денежных агрегатов (М0, М1, М2).

Банк России осуществляет выпуск собственных облигаций (облигаций Банка России - ОБР), размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций на регулярной основе в целях регулирования ликвидности банковского сектора.

Размещение новых выпусков ОБР осуществляется на аукционной основе. Аукционы по размещению соответствующего выпуска ОБР на первичном рынке проводятся на еженедельной основе в течение всего срока размещения выпуска, составляющего, как правило, 1 месяц.

Последний состоявшийся аукцион по размещению ОБР Банк России проводил 1 сентября 2011 г. со сроком выкупа 42 дня по ставке 3,55% годовых.

Банк России предусматривает сохранение структурного дефицита ликвидности банковского сектора в 2016-2018 годах. При этом в течение рассматриваемого периода ожидается сокращение потребности кредитных организаций в рублевом рефинансировании Банка России, что будет обусловлено главным образом притоком ликвидности в банковский сектор за счет использования средств суверенных фондов в связи с необходимостью финансирования расходов федерального бюджета. При этом увеличение объема наличных денег в обращении на фоне восстановления российской экономики приведет к незначительному оттоку ликвидности из банковского сектора. По прогнозу Банка России, задолженность кредитных организаций по операциям рефинансирования будет в основном зависеть от объема потребности в использовании или накоплении средств Резервного фонда в ближайшие три года. В базовом сценарии задолженность кредитных организаций к 2018 году может составить 1,0 трлн рублей, а в оптимистичном – увеличиться до 5,3 трлн рублей.

Банк России будет по-прежнему управлять ликвидностью банковского сектора с помощью системы инструментов денежно-кредитной политики. В целом процесс ее формирования завершен, и в дальнейшем не предполагается значительных изменений. По мере постепенной адаптации кредитных организаций к сделанным ранее и указанным выше изменениям в системе инструментов и повышения ими качества управления собственной рублевой ликвидностью ожидается сокращение частоты использования кредитными организациями операций постоянного действия и необходимости проведения Банком России аукционов «тонкой настройки».

В конечном итоге это приведет к снижению уровня волатильности краткосрочных процентных ставок денежного рынка и будет способствовать повышению эффективности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Другим направлением работы Банка России в 2016-2018 годах будет совершенствование технологических аспектов проведения операций. В частности, будет организован доступ к трехсторонним сервисам управления обеспечением по операциям РЕПО с корзиной обеспечения через биржевые и внебиржевые каналы предоставления ликвидности. Банк России также планирует развивать электронный документооборот с кредитными организациями при проведении операций по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами. Кроме того, Банк России усовершенствует договорную базу, регламентирующую проведение операций РЕПО на российском финансовом рынке, путем перехода к единому генеральному соглашению Банка России по всем видам операций РЕПО на условиях единого ликвидационного неттинга.

Список литературы

  1. Зарипова, Г.М. Кредитование малого бизнеса в современных коммерческих банках России [Текст] /Г.М.Зарипова// Наука, образование и инновации: материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2016. – Ч 1 – с.115
  2. Зарипова Г.М. Финансово-кредитная поддержка предпринимательства [Текст] / /Г.М.Зарипова// Наука, образование и инновации: Международная научно-практическая конференция.(28.12. 2015). – Ч 1 – с.111
  3. Запольских Ю.А. Кредитный риск и основные способы его минимизации. Экономика и социум. 2014 №2-2 (11).с.127.
  4. Банковское дело [Текст]: учебник/ под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г.Коробовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. – с.51, с.53-54.
  5. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учебное пособие / И.В. Стихиляс, Т. Г. Туманова, А.С. Теряева. – Москва: Проспект, 2016. – с.149-159.
  6. Ключевая ставка и процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленный Банком России [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12453/ - дата обращения: 26.09.2016г.
  7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]: Официальный сайт Центробанка России. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/ - дата обращения 26.09.2016г.


Статьи по теме: