Денежные реформы как форма проведения антиинфляционной политики. Деноминация: суть, цели, последствия

Реформа от лат. означает «претворение». В более широком понятии реформа - это превращение, изменение чего-либо. Реформы могут быть коренными или частичными, касаться или не касаться основ общественного строя, иметь прогрессивный или реакционный характер.

Денежная реформа - это полное или частичное изменение денежной системы с целью ее построения и укрепления. На практике денежная реформа является основным инструментом в ослаблении инфляции и ликвидации ее наиболее тяжелых последствий.

Денежная реформа -- это преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращении, сопровождающееся выпуском в обращение новых денежных знаков и принудительным изъятием старых.

Как правило, денежные реформы осуществляются при смене типа производства или общественно-экономической формации (золотой стандарт сменился кредитными деньгами), а также в период восстановления экономики, разрушенной вследствие различных причин (революций, войн).

Виды денежных реформ

Полная денежная реформа - это создание новой денежной системы. Проводится при образовании новых государств или создании национальной денежной системы в случае объединения денежных систем нескольких стран (например, создание единой денежной системы стран Европейского союза).

Частичная денежная реформа - это упорядочение существующей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. При проведении частичной денежной реформы меняются отдельные элементы денежной системы: порядок эмиссии, денежные знаки, название денежной единицы.

Конфискационные денежные реформы - реформа, изменяющая (как правило уменьшающая) покупательную способность денег.

Неконфискационные денежные реформы - реформа без изменения покупательной способности денег.

Денежные реформы бывают "мягкие" и "жесткие" в зависимости от степени девальвации или ревальвации.

«Мягкая» реформа допускает поэтапную реализацию изменений. Например, постепенный переход к новой валюте. Самая мягкая денежная реформа: деноминация.

" Жесткая" реформа осуществляется мгновенно. Самая жесткая денежная реформа: нуллификация.

В широком понятии денежные реформы означают переход от одной денежной системы к другой; в узком - частичное изменение элементов денежной системы.

Реформы осуществляются разными методами в зависимости от существующей политической системы, положения отдельных классов, состояния экономики стран. Денежные реформы сопровождаются изъятием из обращения всех или части обесцененных бумажных знаков и замены их новыми деньгами (как в наличной, так и в безналичной форме); изменением валютного курса; перестройкой денежной системы с введением нового эмиссионного законодательства. А в период использования золота как монетарного металла (до 1973 г.) денежной реформой являлось и изменение золотого содержания денег.

В истории денежного обращения известны следующие механизмы денежных реформ.

1. Переход от одного денежного товара к другому, от одного типа денежной системы к другой.

2. Исключение неполноценных, обесцененных или неразменных денежных знаков из обращения и замена их полноценными, разменными знаками.

3. Введение нового эмиссионного законодательства.

4. Стабилизация валюты или частичные мероприятия по упорядочению денежного обращения.

5. Образование новой денежной системы в связи с государственной перестройкой.

Примером первого вида изменений в денежной системе может служить переход от одних денежных единиц к другим.

Переход от одного металла к другому (более ценному), например, от меди к серебру, а от серебра к золоту или переход от биметаллизма к монометаллизму, а от мономёталлизма к бумажно-кредитной системе.

Можно определить, что переход от медных денег к серебряным, а потом золотым осуществляется уже в древнем Риме. А денежные реформы, направленные на внедрение биметаллической денежной системы с последующим переходом к монометаллизму, характерны, в основном для США.

Примером второго вида денежной реформы может служить принятый в 1695 г. в Великобритании Закон, согласно которому, все старые монеты, которые утратили весовое содержание, надо было сдать для перечеканки в полноценные монеты.

К денежным реформам третьего вида, относится, например, отмена порядка эмиссии денег в США в 1913 г., когда право выпуска банкнот получили 12 Федеральных резервных банков. Порядок обеспечения банкнот был также изменен. Банкноты стали выпускаться не под государственные ценные бумаги, а под золото(40% обеспечения) и коммерческие векселя (60%).

Четвертым видом денежных реформ является стабилизация денежного обращения: может осуществляться разными методами, из которых наиболее типичные:

Нуллификация - объявление государством обесценившихся денег недействительными. Иногда представляет собой обмен старых денег, на новые по курсу, который сводит операцию обмена к техническому инструменту. По сути является видом денежной реформы. Проводится в период стабилизации экономики после гиперинфляции, как правило, для восстановления доверия к национальной валюте.

Девальвация - происходит от латинского:де - приставка, означающая понижение,vа1ео - имею стоимость. Означает снижение курса национальной валюты к международным валютным единицам; ранее - до отмены золотых паритетов в 1976 ~ 1978 г.г. - к золоту.

Объективной основой девальвации является курсовой перекос - завышение официального курса валюты по сравнению с рыночной.

Ревальвация - происходит от латинского: ре -приставка, означающая обратное действие,vа1ео - имею стоимость. Означает повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или к международным валютным единицам (ранее к золоту);

Деноминация - изменение масштаба цен и способом увеличения нарицательной стоимости денежных знаков. Обмен денежных знаков на новые, с одновременным пересчетом цен, тарифов, заработной платы.

Указанные методы широко использовались в истории денежного обращения.

Нуллификация была проведена во Франции в 1796-1797 гг. при переходе от асигнатов и денежных мандатов, которые обесценились (без их выкупа) к полноценным металлическим деньгам; в 1924 году в Германии был проведен обмен: новая марка менялась на 1 трлн. старых марок; после окончания 2-й мировой войны была проведена нуллификация в Югославии, Румынии, Греции, Венгрии.

Девальвация осуществлялась в США в 1780 г., в России - в 1895 г.

Деноминация проводилась в Австрии в 1811 г., когда старые гульдены были выменяны на новые по соотношению 5:1. В 70-80 г.г.XXвека в развивающихся странах так же неоднократно проводились денежные реформы в форме деноминации по соотношению 1000: 1: в Бразилии, Заире, Чили, Уругвае.

Чаще всего деноминация проводится на завершающем этапе стабилизации экономики после периода ускоренной инфляции. В процессе деноминации обмен, как правило, проводится без ограничения. Для более плавного вхождения в оборот новых денег вводится период параллельного хождения денег нового и старого образцов. Технически обмен в современном обществе осуществляется в виде эмиссии наличных денег только нового образца и постепенного изъятия из оборота старых денег.

Пятым видом денежных реформ являетсясоздание новых денежных систем. Осуществляются такие реформы в период распада империй и создания новых государств. К последнему виду денежной реформы следует отнести реформу, которая была проведена в Украине в 1996 г.

Денежная реформа в Украине

Необходимость проведения денежной реформы на территории Украины обусловливалась двумя главными причинами:

Причины проведения денежной реформы в Украине

Провозглашение Украины самостоятельным и независимым государствам, Экономическая независимость Украины могла быть реальной лишь при образовании собственной стабильной национальной валюты.

Украина, как и все субъекты прежнего СССР, находилась в глубоком денежном кризисе, что выражалось в значительном обесценивании карбованца, расстройстве денежного обращения, падении роли денег и натурализации хозяйственных связей.

Эти процессы усиливали падение общественного производства, снижали жизненный уровень населения, тормозили переход к рыночной экономике и формированию рыночной инфраструктуры.

О своих намерениях ввести в обращение гривну Украина провозгласила еще летом в 1990 г., разработав и издав такие нормативные документы: "Декларацию о государственном суверенитете Украины", Закон "Об экономической самостоятельности Украины", "Концепцию перехода к рыночной экономике". В них были разработаны основы введения в обращение национальной денежной единицы.

Однако денежная реформа была проведена в 1996 году.

Это объясняется следующими причинами:

Причины постепенного осуществления денежной реформы в Украине

Во-первых, недостаточная компетентность органов власти в проведении подобных экономических мероприятий

Во-вторых, наличие и углубление финансово-экономического кризиса и структурной диспропорции производства

В-третьих, размытые границы рублевой зоны, которая продолжали функционировать и после распада СССР во всех постсоветских республиках, в том числе и Украине

10 января 1992 г. была введена квазиденежная единица многократного использования - украинский купоно-карбованец. Позитивное значение этого мероприятия заключалось в том, что Украина смогла избежать опасного для суверенитета государства углубления платежного кризиса. Одновременно, эта мера не способствовала выходу Украины из рублевой зоны, так как весь безналичный оборот продолжал обслуживаться российским рублем.

Ситуация продолжала оставаться неизменной достаточно длительный период времени - до ноября 1992 г. 12 ноября 1992 г. Президент подписал Указ "О реформе денежной системы Украины", в соответствии с которым купоно-карбованец был введен и в безналичную сферу денежных отношений.

Российский рубль перестал функционировать в денежном обращении Украины.

До введения на территории Украины гривны в денежном обращении можно было наблюдать множество негативных экономических явлений. Например, при росте темпов инфляции (июль 1992 г. в результате проведения инфляционной монетарной политики), а позже и гиперинфляции (в 1993 г.) можно было наблюдать спад производства.

На протяжении ноября 1993 г. ситуация ухудшилась: изменение законодательства в сфере валютного регулирования привело к углублению кризиса финансово- кредитной системы, резкому скачку цен (цены увеличились в 25 раз), что привело к искусственному дефициту денежных знаков.

Однако на протяжении 1995 - 1996 годов указанные недостатки удалось ликвидировать, что привело к ускорению оборачиваемости денежной массы. Показатель оборачиваемости денежной массы значительно увеличился и составил свыше 10 оборотов, что свидетельствует о формировании эффективной монетарной политике НБУ.

Усиление стабилизационных процессов в первой половине 1996 г. в экономике Украины позволило начать процесс осуществления денежной реформы.

Реализация денежной реформы происходила активно в обеспечивало неконфискационной цивилизованной форме, что неприкосновенность денежных сбережений населения.

Денежная реформа в Украине была проведена в соответствии с Указом Президента «О денежной реформе в Украине» от 25.08.1996 г., на основе которого в денежный оборот была введена полноценная национальная валюта - гривна

Согласно Указу Президента Украины переход на новую валюту совершался постепенно:

На протяжении двух недель со 2 по 16 сентября - действительными были два платёжные средства - купоно-карбованец и гривня.

Со второго сентября 1996 г. НБУ прекратил эмиссию украинских карбованцев и выпустил в обращение банкноты стоимостью 1,2,5,10,20,50 и 100 (а с 2002 г. - 200) гривен и биллонные монеты номинальной стоимостью 1,2,5,10,25,50 (а с 2002 - 1 и 5 грн.) копеек. Обмен совершался в соотношении 100 тыс. карбованцев за 1 гривну.

Осуществленная денежная реформа привела к значительному уменьшению уровня инфляции - в 1997 году он был одним из наименьших за весь период с 1992 по 1996 годы (10%) и в этом году скорость оборота денег уменьшилась до 8,52 оборота за год. Такое соотношение показателей можно объяснить тем, что на протяжении 1997 года еще действовали положительные тенденции заложенные в 1995 - 1996 годах Реформа повлияла и на уровень долларизации экономики, если в 1994 году он составлял 32,5%, то в 1997 году снизился до 13,33%.

Общие черты денежной реформы в Украине 1996 г..

Необходимость обусловлена:

- провозглашением экономической независимости Украины;

Глубоким экономическим кризисом, при котором не функционировали инструменты управления денежным обращением, снижалась роль денег.

Предпосылками проведения денежной реформы явились;

Достижение относительной денежной стабилизации.;

Неукоснительное соблюдение границ установленного дефицита государственного бюджета;

Создание валютного рынка и обеспечение достаточного запаса валютных резервов;

Привлечение внешней финансовой и технической помощи для создания стабилизационного фонда.

Цели проведения денежной реформы:

Замена временной денежной, единицы - украинского карбованца на полноценную национальную валюту -гривну;

Изменение масштаба цен;

Оздоровление и упорядочение денежного оборота, преодоление катастрофических, социально-экономических последствий обесценения денег.

Результаты проведения денежной реформы дают основания утверждать, что с технической стороны всё было детально продумано, реформа проводилась без ажиотажа, согласно установленному порядку и в определенные сроки.

Последствия инфляции и антиинфляционная политика

Как экономическое явление инфляция хорошо известна и достаточно подробно описана в экономической литературе. И это естественно, поскольку XXвек для большинства стран мира был веком инфляции. Только в немногих странах и в краткие строки отмечалось ее отсутствие.

Проблемы регулирования инфляции занимают важное место в теории и практике денежно-кредитной политики, поскольку показатели инфляции и ее социальные последствия являются индикаторами для оценки экономического состояния страны. Базовыми показателями, которые используют для измерения инфляции, служат индексы цен:

Индексы оптовых цен

Индексы розничных цен

Индексы экспортных и импортных цен

Дефляторы ВНП

ВНП - валовый национальный продукт, который определяет результат деятельности национальных факторов производства как внутри страны, так и за рубежом.

Индексы оптовых цен показывают изменения среднего уровня реализации продукции промышленных, торговых и сельскохозяйственных предприятий.

Индексы розничных цен рассчитывают либо как совокупный индекс цен на продукцию, продаваемую в розничной торговле, либо только по корзине социально значимых товаров. Второй из этих индексов отражает стоимость жизни в стране и особенно важен для населения.

Дефляторы ВНП определяются по объему конечной продукции, которая формирует стоимость ВНП. ВНП определяется как сумма цен на товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами, государственными организациями, валовые внутренние государственные и частные инвестиции, внешнеторговые цены.

Предлагаются и альтернативные варианты измерения уровня инфляции, например, определение избыточной денежной массы по уравнению обмена (закон денежного обращения) или сопоставление возросшего уровня цен в национальной валюте с их уровнем в относительно устойчивой валюте.

Зарубежные экономисты также предлагают различные методы определения уровня инфляции. Например, использование показателя индекса цен, который измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода и совокупной идентичной и сходной группой товаров и услуг в базовый период.

Индекс цен Цена «рыночной корзины» в текущем году

в текущем = _____________________________________

году Цена аналогичной «рыночной корзины» в базовом периоде

Существуют три основных индекса цен: Г. Пааше, З. Ласпейреса и И. Фишера. Индексы цен зависят не только от уровня цен на товары и услуги, но и от количества реализованных благ.

Для расчета индекса Пааше используется ассортиментный набор текущего года:

Уровень цен і -го товара в х Объем реализации і -го

Индекс цен = текущем году товара в т екущем году

Пааше Уровень цен і -го товара в х Объем реализации і -го

базисном году товара в текущем году

Индекс Пааше несколько занижает уровень инфляции, так как не учитывает ассортиментных сдвигов и приписывает базисному году новый, сложившийся в анализируемом году ассортиментный набор.

Для расчета индекса цен Ласпейреса используется ассортиментный набор базисного года:

Индекс Уровень цен і -го товара х Объем реализации і -го

Ласперейса = в текущем году______ товара в базисном год;

Уровень цен і -го х Объем реализации і -го

товара в базисном году товара в базисном году

Индекс Ласпейреса несколько завышает уровень инфляции, так как показывает не только рост цен, но и изменения в ассортиментном наборе, включая и ценовой, и структурный факторы.

Индекс Фишера усредняет индексы Пааше и Ласпейреса:

Индекс Фишера = индекс цен Паше хиндекс цен Ласпейреса

Однако индекс Фишера является достаточно громоздким и применяется на практике весьма редко.

Чаще других используется индекс Ласпейреса, так как для его расчета достаточно учесть только изменение цен.

Необходимо различать внутренние и внешние факторы инфляции.

К внутренним факторам относятся денежные (монетарные) и неденежные.

Денежн ые факторы инфляции:

    Переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита

    Перенасыщение банковскими ссудами экономики государства

    Методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движения

Инфляция может развиваться при стабильной массе денег в обороте, при сокращении обращения объема товаров и услуг, что обусловлено ускорением оборота денег. По экономическому эффекту ускорение оборота денег при прочих неизменных условиях равнозначно выпуску дополнительной массы денег в обращение.

Неденежн ые факторы инфляции:

    Структурные диспропорции в общественном воспроизводстве

    Затратный механизм хозяйствования

    Государственная экономическая политика, в том числе налоговая

    Внешнеэкономическая политика

При инфляции капитал перемещается из сферы производства в сферу обращения, так как там скорость обращения намного выше, что позволяет получать огромные прибыли, но одновременно усиливает инфляционные тенденции.

Механизм инфляции самовоспроизводится, а на его основе возрастает дефицит сбережений, сокращаются кредитные вложения, инвестиции в производство и предложение товаров.

Внешними факторами инфляции являются структурные кризисы: сырьевой, энергетический, валютный

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в следующем:

В перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, фирмами, государством;

В обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;

В неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в разных отраслях, усугубляет диспропорции воспроизводства;

В искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту (ускоряется оборачиваемость денежных средств, соответственно ускоряется инфляционный процесс);

В возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах, ссудах, что активно способствует развитию теневой экономики;

В снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

В социальном расслоении общества, обострении антагонистических противоречий.

Кроме указанных последствий инфляции существует еще эффект инфляционного налогообложения.

Инфляция порождает инфляционный налог, бремя которого несет все население страны. В результате этого налога сокращаются реальные сбережения, падает платежеспособный спрос, снижаются стимулы к труду.

В условиях прогрессивной налоговой системы и открытой инфляции действует так называемый эффект инфляционного налогообложения.

Эффект инфляционного налогообложения - получение государством дополнительного дохода за счет перехода налогоплательщиков из одной налоговой группы в другую (подпадающую под более высокую налоговую ставку) в результате индексации.

Таким образом, последствия инфляции носят противоречивый характер и научиться управлять ее уровнем - сложная и многогранная задача. Для решения этой задачи государство разрабатывает антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика - это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

В настоящее время используется три основных вида антиинфляционной политики.

1. Дефляционная политика (регулирование спроса)

2. Политика доходов (регулирование издержек)

3. Конкурентное стимулирование производства

Дефляционная политика: используются методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитные и налоговые механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки по ссудам, усиления налогового процесса, ограничения денежной массы. Такая политика, как правило, вызывает замедление экономического роста и кризисные явления.

Политика доходов: предполагает одновременный (параллельный) контроль за ценами и заработной платой путем их полного замораживания или установления им пределов роста. Такая политика малоэффективна, поскольку замедление роста цен вызывает дефицит товаров, а последующая отмена ограничений опять вызывает скачок цен. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.

Конкурентное стимулирование производства: промышленная политика, которая характеризуется всемерной государственной поддержкой отечественного товаропроизводителя и национального производства, включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).

Существуют также и другие меры:

Индексация (полная или частичная) - это компенсация потерь в результате обесценения денег;

Формы сдерживания контролируемого роста цен, которые проявляются:

Во-первых, в «замораживании» контролируемого роста цен на определенные товары;

Во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах.

При выборе варианта антиинфляционной политики необходимо в первую очередь правильно выявить ее источники.

Если мы имеет дело преимущественно с инфляцией спроса, основными направлениями антиинфляционной политики будут:

Сокращение темпов роста денежной массы за счет осуществления ограничительной денежно-кредитной политики: повышения процентных ставок, сокращение выпуска денег и т.д.;

Запрет на эмиссионный способ покрытия бюджетного дефицита. Если речь идет об инфляции предложения, правительство будет осуществлять:

Понижение налоговых ставок в целях создания стимулов для развития производства;

Снижение степени монополизации экономики с помощью осуществления активного антимонопольного регулирования;

Повышение производительности факторов производства. Незащищенность денежной системы от инфляции требует совершенствования методов регулирования денежного обращения и внедрения новых инструментов денежно-кредитной политики.

Одним из новых инструментов регулирования денежного оборота в экономике является таргетирование (установление целей или параметров). Существуют следующие инструменты таргетирования:

- политика валютного таргетирования: использование фиксированного валютного коридора и фиксированного обменного курса;

- политика таргетирования денежных агрегатов: использование заданной зависимости между показателями денежных агрегатов в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики.

- политика таргетирования инфляции.

Таргетирование инфляции

Термин «таргетирование» заимствован из английского языка таргет и означает установление целевых ориентиров или количественных параметров.

Таргетирование инфляции является сравнительно новым режимом монетарной политики. Считается, что впервые его применил Центральный банк Новой Зеландии в 1990 году. За прошедшее время число стран, перешедших к проведению монетарной политики с использованием инфляционного таргетирования, быстро росло: Канада (1991), Великобритания (1992), Швеция, Финляндия и Австралия (1993) и другие.

Первой страной с переходной экономикой, применившей инфляционное таргетирование на практике, была Чехия, первой из развивающихся стран - стала Бразилия.

Инфляционное таргетирование можно охарактеризовать как режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира.

Осуществляет таргетирование Центральный банк, который прогнозирует предстоящую динамику инфляции и на основе этого прогноза задает количественно целевой ориентир по инфляции на планируемый период, не принимая на себя обязательств по достижению каких-либо других целевых ориентиров.

Основные преимущества инфляционного таргетирования:

Для проведения монетарной политики односторонний характер промежуточных целевых ориентиров (по обменному курсу или агрегатам денежной массы) замещается синтезом целого ряда макроэкономических показателей

Инфляционное таргетирование предполагает большую свободу и гибкость действий Центрального банка

Центральный банк принимает на себя официальные обязательства по достижению лишь главного целевого ориентира на основании своего прогноза динамики цен, который выступает в качестве своеобразного промежуточного целевого ориентира.

Государство, субъекты хозяйственной деятельности и население, не могут оперативно отслеживать состояние монетарной политики, что увеличивает ответственность Центрального банка за результаты его деятельности. В связи с этим, одним из важных аспектов политики таргетирования инфляции является возможность общественности оценивать успешность политики, проводимой Центральным банком, что требует определенной наглядности результатов. Устанавливая плановые показатели инфляции, Центральный банк тем самым определяет критерии оценки своей деятельности. Всякое отклонение от намеченных целей будет требовать от него объяснений о причинах происходящего.

Во-первых, должен обладать большим кредитом доверия со стороны общества;

Во-вторых, его действия должны быть прозрачны.

Условия, минимально необходимые для использования таргетирования инфляции:

1. Инфляционное таргетирование возможно только в тех государствах, где низкая инфляция существует фактически, а не формально.

2. Таргетирование фактически является основополагающей целью монетарной политики.

3. Обеспечение должной степени автономности Центрального банка и использование им таргетирования только для прогноза инфляции.

4. Центральный банк должен обладать полной свободой в принятии решений относительно применения инструментов монетарной политики

При наличии рассмотренных условий для использования инфляционного таргетирования, Центральный банк должен определить контролируемый показатель, характеризующий темпы роста цен в экономике страны.

Преимущественно в качестве контролируемого показателя инфляции Центральными банками используется индекс потребительских цен. В обычный индекс потребительских цен входят группы товаров и услуг, цены на которые подвержены воздействию факторов, неподконтрольных Центральному банку: административное регулирование цен, повышение косвенных налогов, рост цен на импортируемые товары и др.

При таргетировании возникает необходимость в определении индекса потребительских цен, очищенных от указанных факторов.

В качестве контролируемого Центральным банком показателя используется скорректированный, «очищенный» индекс, когда из обычного индекса потребительских цен исключается отдельные группы товаров и услуг, цены на которые регулируются правительством либо подвержены существенным колебаниям, независящим от действия Центрального банка.

Известно, что любые прогнозы связаны с наличием неопределенности относительно будущего и редко полностью совпадают с фактическим развитием событий. При прогнозировании инфляции определяющую роль играет знание работы передаточного механизма монетарной политики. Однако это знание всегда несовершенно даже в промышленно развитых странах с устойчивой экономикой, поскольку временные лаги и каналы передаточного механизма подвержены постоянным изменениям, что, безусловно, влияет на качество прогнозирования.

В условиях переходного периода использование инфляционного таргетирования предъявляет повышенные требования к статистическим и исследовательским подразделениям Центрального банка

Точность прогнозов затрудняется и наличием факторов, которые сложно прогнозировать, но оказывающих существенное влияние на уровень цен в экономике.

Факторы, затрудняющие таргетирование

Колебание цен на сырье и материалы (особенно на энергоносители) на мировых рынках;

Изменение условий сельскохозяйственного производства, оказывающих влияние на цены продукции агропромышленного производства;

Природные катаклизмы и другие форс-мажорные события, проявляющиеся в форме шоков спроса и предложения;

Отклонение обменного курса национальной валюты от прогнозных значений, не являющихся результатом внутренней экономической и монетарной политики;

Проблемы качества статистических данных и их сопоставимости.

Центральный банк при определении режима таргетирования имеет свободу действий в выборе моделей, инструментов и даже целей с единственной оговоркой, что его политика в обязательном порядке должна в своих итогах отображать показатели инфляции, находящиеся на заранее определенном уровне.

Таргетирование инфляции включает в себя ряд элементов.

Публичное провозглашение среднесрочных плановых показателей инфляции

Закрепленная ценовая стабильность в разработанной денежно-кредитной политике

Относительная свобода Центрального банка в выборе промежуточных целей

Публичное оповещение общественности рынка о целях и планах денежно-кредитной

политики

Повышенная ответственность регулирующих органов за достижение плановых показателей

Рассматривая подходы к определению инфляции как количественно определенной цели денежно-кредитной политики (таргета), можно выделить несколько важных аспектов:

Период, на который устанавливается цель, или в течение которого эту цель планируется достичь;

Мера инфляции или ценовой индекс, численное значение которого собственно и является целью;

Способы задания цели.

В Украине осуществляется постепенный переход к использованию элементов таргетирования инфляции. Однако, как показывает практика проведения Национальным банком Украины монетарной политики, одновременное достижение нескольких целевых ориентиров, зафиксированных в «Основных направлениях денежно-кредитной политики», как правило, не обеспечивается.

Частично это объясняется недостаточной согласованностью основных денежно-кредитных и макроэкономических показателей, включаемых в расчеты основных ориентиров денежно-кредитной политики.

Устранению этих недостатков будет способствовать более широкое применение методов финансового программирования, то есть разработка и внедрение экономических моделей и соответствующего программного обеспечения в практику макроэкономического анализа и прогнозирования в Национальном банке и Правительстве Украины в целях обеспечения большей сбалансированности важнейших макроэкономических и денежно-кредитных показателей.

Деноминация (от латинского denominátio - «переименование») – это денежная реформа, направленная на уменьшение нарицательной стоимости (номинала) денежных знаков с целью стабилизации валюты и упрощения расчётов. Это делается путем постепенного изымания из обращения старых денежных знаков и замены их новыми, с меньшим номиналом, но такими же по стоимости.

Говоря простым языком деноминация - это когда во всех действующих купюрах убираются нули. Например, в 1961 году из купюры убрали один ноль, а вот в 1997 — сразу три. Если вы получали 600 000 в месяц, то после реформы ваша зарплата составит 60 тысяч. Но и хлеб вы будете покупать не по 350, а по 35 «новых» рублей за булку.

Главной причиной деноминации является предшествующая гиперинфляция, в ходе которой денежная единица государства существенно теряет свою стоимость. В результате получается, что все расчеты начинают проводиться огромными многозначными суммами, происходит большой рост денежной массы, приходится постоянно выпускать новые купюры все большего номинала, что очень неудобно. Чтобы упразднить данные проблемы и проводится деноминация денег.

Деноминация обычно является следствием мощного финансового кризиса, который и вызывает такой сильный разгон . Однако, запускать процесс деноминации на пике кризиса и гиперинфляции нет смысла. Нужно дождаться стабилизации экономической ситуации и снижения уровня инфляции.

Ключевые цели деноминации

Считается, что деноминация дает возможность:

  1. Упростить расчеты. Это является главной целью любой деноминации, ведь рассчитываться суммами с несколькими нолями очень неудобно.
  2. Сократить государственные расходы на эмиссию. Чем выше номинал денег, тем больше их нужно, причем, это касается как крупных купюр, так и мелких разменных. Из-за необходимости печатать больше денег расходы на эмиссию растут. Денежная реформа помогает решить эту проблему.
  3. Выявлять скрытые доходы. Здесь все просто: риск потерять «спрятанные под матрасом» сбережения вынуждает граждан обменивать накопления на новые деньги.
  4. Укрепить национальную валюту. Это становится возможным потому, что вследствие деноминации нацвалюта становится более “обеспеченной” активами, из оборота изымается излишек денежной массы, что помогает справиться с инфляцией.

Однако, изложенные выше цели денежной реформы – это то, как должно быть. На практике последствия деноминации могут быть негативными, особенно при ее неграмотном или несвоевременном проведении (например, на пике инфляции).

Кроме того, деноминация – это всегда большой стресс для граждан. Обычно они ощущают страх перед такими процессами, подозревают, что это обернется для них чем-то плохим, например, обесцениванием их сбережений. Поэтому люди спешат спасти свои деньги, например, вложив их в товары. Из-за увеличения потребительского спроса растут цены, в результате, усиливаются инфляционные процессы, что приводит к обесцениванию национальной валюты.

Если при проведении денежной реформы соблюдаются экономические законы и нормы, то она способствует стабилизации экономической ситуации в стране.

Примеры деноминации в разных странах мира

Денежные реформы осуществлялись даже в странах, которые сегодня считаются экономически развитыми. Наиболее интересными можно считать такие примеры деноминации:

  • в Германии в 1923 году был совершен обмен рейхсмарок на новые марки с коэффициентом 1 012:1;
  • в Израиле в 1985-86 годах производился обмен старых шекелей на новые из расчета 1 000:1; до этого израильские лиры обменивались на шекели 10:1;
  • в Польше в 1985 году старые злотые обменяли на новые из расчета 10 000:1;
  • в Турции в 1995 году был произведен обмен старых лир на новые по курсу 106:1;
  • в Зимбабве денежные реформы производились в 2006 году (1 000:1), в 2008 году (1 010:1) и в 2009 году (1 012:1);
  • в Украине в 1996 году карбованцы были заменены гривнами в соотношении 100 000:1;
  • деноминация в Беларуси проводится с 2016 года, обмен старых белорусских рублей производится на новые по курсу 10 000:1. То есть, в итоге 100 рублей (самый низкий номинал) будут заменены монетами достоинством 1 копейка.

Как проводилась деноминация денег в России

В результате революции 1917 года и гражданской войны, экономика страны сильно пострадала. Из-за катастрофического обесценивания денег, государству пришлось начать денежную реформу, в результате чего совзнаки были отменены. Во время первой деноминации 1921 года был произведен обмен царских кредитных билетов, пятаковок, керенок и других ценных бумаг на новые деньги из расчета 10 000:1.

Весной 1922 года советское правительство задалось целью создать устойчивую валюту. Выбирая для нее название, Наркомфин рассматривал несколько вариантов: целковый, федерал, гривна. Но выбрали червонец, в расчете на то, что валюте с привычным названием люди будут доверять больше. Сначала были выпущены купюры номиналом 5 и 10 червонцев, затем - 1, 3 и 25 червонцев.

Решив не затягивать со второй деноминацией, вскоре выпустили новый рубль, который был равен 100 рублям 1922 года или 1 млн рублей более раннего выпуска. Целью обеих денежных реформ было укрепление советской валюты. 1924 год ознаменовался выпуском первых золотых червонцев, а также серебряных и медных монет – от 5 копеек до 1 рубля. То есть, в стране было одновременное хождение сразу двух валют, червонца и совзнака, который постепенно обесценивался.

В августе 1924 года из обращения изъяли денежные знаки 1923 года. В результате появился первый советский рубль, который равнялся 50 млрд рублей 1922 года.

Деноминации и отмена карточной системы

Внимания заслуживает еще одна важная реформа денег, которая произошла в Советском Союзе в декабре 1947 года. Хотя слухи об этих планах доходили до граждан заранее, поэтому они спешно снимали деньги со сберегательных счетов и покупали , драгоценности, часы, мебель и другие товары, пытаясь защититься от обесценивания рублей.

Их опасения оказались не напрасными. Обмен старых денег на новые производился на таких условиях:

  • вклады до 3 тысяч рублей обменивали 1:1,
  • сумму от 3 до 10 тысяч рублей обменивали 3:2,
  • а сбережения свыше 10 тысяч обменивали из расчета 3:1.

Больше всех пострадали граждане, хранившие деньги «под матрасом»: им один новый рубль обходился в десять старых.

Денежная реформа проводилась параллельно с отменой карточной системы. В торговле были введены единые цены и «нормы продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки». Например, за один раз человек мог купить 2 кг хлеба, 1 кг мяса, 0,5 кг сахара и 1 л молока. Для спекулянтов было предусмотрено суровое наказание. Так, за перепродажу товаров человек мог попасть в заключение на срок до двух лет с конфискацией имущества.

Деноминация 1961 года была одной из самых успешных и безболезненных для населения. В 1950-е годы быстро развивалась экономика; увеличился денежный оборот. Как следствие, в начале 1960-х было принято решение заменить находящиеся в обращении деньги по курсу 10:1.

Для этого на территории СССР было открыто около 29 тысяч обменных пунктов. Реформа, начатая в январе 1961 года, к началу февраля была реализована почти в полном объеме, так как было обменено около 90% всех наличных денег. При этом стоимость металлических монет номиналом 1, 2 и 3 осталась прежней, что было весьма выгодно для их обладателей.

В обращении появились новые купюры номиналом 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. По размеру они были меньше предыдущих. Это были самые долговечные советские деньги, которые просуществовали без обмена почти 30 лет.

«Павловская реформа» и ее последствия

Последняя, и пожалуй, самая драматичная советская денежная реформа была осуществлена в январе 1991 года. Ее назвали «Павловской», так как она была предложена тогдашним министром финансов Валентином Павловым. По заявлению властей, целью реформы была защита финансовой системы от фальшивых рублей, которые ввозились из-за рубежа. На самом деле, правительство хотело таким образом вывести из оборота избыточную денежную массу. Для этого было решено изъять из обращения 50- и 100-рублевые банкноты образца 1961 года. Причем, о готовящихся изменениях гражданам объявили вечером, когда рабочий день в финансовых учреждениях был закончен.

Драматизм ситуации заключался в том, что на обмен дали лишь трое суток. Кроме того, разрешалось обменивать не более 1 тыс. рублей наличными, а в месяц вкладчик мог снять со своего счета не более 500 рублей. В итоге, многие граждане потеряли свои накопления.
В результате реформы у населения было изъято 14 млрд рублей. Но это не помогло правительству добиться стабилизации экономики. Цены выросли в 2–4 раза, уровень жизни в стране упал. К концу 1991 года экономическое положение страны было катастрофическим.

Чтобы замедлить рост инфляции, правительство решило в 1993 году опять конфисковать у населения средства. Менее чем за две недели советские деньги обменяли на российские. Теперь купюры украшали не портрет Ленина и советский герб, а башни Московского Кремля. Но эта реформа была проведена без деноминации. Руководство РФ понимало, что бывшие союзные республики, которые теперь были независимыми странами, располагали печатными станками для изготовления денег старого образца, поэтому возможности контролировать их выпуск не было. Кроме того, в этих странах стали выпускать национальные валюты, и старая денежная масса, хлынув в Россию, могла обесценить деньги.

Денежная реформа 1998-2002гг.

Слухи о готовящейся новой денежной реформе 1998 года начали ходить задолго до ее проведения. Правительство решило учесть опыт предыдущих лет и провести деноминацию плавно, чтобы люди не потеряли свои накопления, как в 1991 году. Поэтому реформа растянулась на несколько лет и завершилась только в 2002 году.

С 1 января 1998 года в обращение были введены купюры номиналом 5, 10, 50, 100 и 500 рублей, а также монеты 1, 2, 5 рублей и 1, 5, 10, 50 копеек. При этом один новый рубль был равен 1 тыс. старых. Старые банкноты выводились из обращения без каких-либо специальных процедур, через обычные способы денежного оборота (например, через торговлю). Реформа прошла успешно. Ее результатом стало введение в оборот новых купюр. В начале 2000-х появилась банкнота достоинством 1 тыс. рублей; в 2010 году – достоинством 5 тыс. рублей. Ну а в 2018 — 200 и 2000 рублей.

Теория. 2

Вопросы по теме. 5


Тема 8. Денежные реформы

Введение

Основные вопросы:

1. Сущность, виды и методы проведения денежных реформ.

2. Необходимость и предпосылки успешного проведения денежных реформ.

3. Денежные реформы в России.

Для подготовки к лекции студентам необходимо проработать материалы, изложенные в рекомендуемых учебных пособиях.

1. « Деньги, кредит, банки»: Учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб . и доп. – М.: КНОРУС, 2006 – Глава 13.

2. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / В.К, Сенчагов , А.И. Архипов и др.; под ред. В.К. Сенчагова , А.И. Архипова. – М.: ТК Велби , Изд-во Проспект, 2006. – Глава 7.3.

Теория

В ходе работы над этими пособиями целесообразно обратить особое внимание на следующие теоретические положения. Денежная реформа – это преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения страны. Среди всех денежных реформ существуют радикальные денежные реформы, которые связаны с изменением принципов организации денежной системы и ориентированы на долговременную стабилизацию денежной единицы. Существует также и частичное преобразование денежной системы, которое устраняет на небольшой срок отдельные отрицательные явления в денежной сфере.

Сегодня в развитых странах денежные реформы заменяются антиинфляционными программами в рамках различных планов стабилизации и проведения денежно-кредитной политики центральными банками.

Денежные реформы осуществляются различными методами в зависимости от формы обращающихся денег, общественно-экономического устройства страны, полного или частичного преобразования денежной системы, политики государства.

Существует 4 вида денежных реформ:

1. нуллификация – объявление государством обесценившихся старых денежных знаков недействительными и выпуск новых бумажных денежных знаков в меньшем количестве. Обычно проводится в период стабилизации экономики после гиперинфляции для восстановления доверия к национальной валюте.

2. деноминация – изменение нарицательной стоимости денежных знаков с их обменом по определенному соотношению на новые, более крупные денежные единицы с одновременным пересчетом всех денежных обязательств в стр ане.

3. девальвация – снижение курса национальных денежных знаков по отношению к иностранной валюте. Используется для укрепления конкурентных позиций стран на внешних рынках, улучшения состояния платежного баланса, привлечения иностранных инвестиций. Она стимулирует экспорт продукции и обостряет конкуренцию на внешнем рынке. Обычно ей сопутствует дифференциация экспортных и импортных пошлин, введение валютных и других защитных оговорок.

4. ревальвация – повышение курса бумажных денежных знаков по отношению к иностранной валюте. Она сдерживает инфляционные процессы в стране, так как более дешевыми становятся импортные товары, но она невыгодна экспортерам, которые теряют на курсовой разнице при обмене подешевевшей иностранной валюты на укрепившуюся собственную валюту по ранее заключенным контрактам.

Необходимость проведения денежной реформы обусловливается следующими причинами:

1. экономическими (подрыв доверия к национальной валюте; использование параллельной валюты; завышение курса национальной валюты по отношению к иностранным);

2. политическими (изменение политического устройства страны; создание нового государства);

3. созданием наднациональных денежных единиц (например, евро) или объединением национальных денежных единиц.

Предпосылками успешного проведения денежной реформы являются:

В экономической истории России был проведен целый ряд денежных реформ.

Здесь студенту необходимо рассмотреть более подробно ряд российских денежных реформ.

В результате денежной реформы 1839-1843гг. в России установился серебряный монометаллизм. Эта реформа была осуществлена путем девальвации ассигнационного рубля, когда государство зафиксировало фактический уровень обесценивания ассигнаций. Одновременно с этим при Государственном коммерческом банке была создана специальная депозитная касса, которая принимала во вклады серебро, а взамен выдавала депозитные билеты, свободно размениваемые на серебро. В 1841 году были выпущены новые денежные знаки – кредитные билеты Государственного заемного банка, разменные на серебренную монету. Также реформа изменила эмитента российских бумажных денег, которым стало государство в лице Экспедиции кредитных билетов, вместо эмиссионного банка.

Денежная реформа 1895-1897гг. позволила России перейти от серебряного монометаллизма к золотому. В 1895 году государственному банку были разрешены сделки в российских золотых монетах. С 1 января 1896 года был установлен курс для приема золотой монеты во все казенные платежи по 7 рублей 50 копеек за полуимпериал и 15 рублей за империал. С 1897 года в России началась чеканка и выпуск в обращение золотых монет в 5 и 10 рублей. С 29 августа 1897г. вся денежная эмиссия была сосредоточена в государственном банке, который получил право выпуска кредитных билетов.

В начале 20-х годов XX века Россия находилась в глубоком финансовом кризисе, произошел развал денежной системы страны. Советским правительством было принято решение о проведении еще одной денежной реформы, которая проходила в период с 1922 по 1924гг. и осуществлялась в два этапа. На первом этапе выпускалась в обращение устойчивая валюта, в которой так нуждался хозяйственный оборот, при сохранении в обороте и «падающей» валюты – совзнака , который эмитировался Наркомфином . На втором этапе с ликвидацией бюджетного дефицита и прекращением использования совзнака для покрытия государственных расходов денежная реформа завершилась путем обмена совзнаков на казначейские билеты. 11 октября 1922 года Государственному банку было предоставлено право выпуска банковских билетов (червонцев), которые к январю 1924 года стали основной валютой страны, составляя в общей массе денежного обращения 80%. В рамках этой денежной реформы было проведено две деноминации с целью упрощения денежного учета и улучшения обращения денег. При первой деноминации (выпуск «знаков 1922 года») 1 рубль вновь выпускаемых денежных знаков приравнивали к 10 000 рублей старых денежных знаков; при второй деноминации (выпуск «знаков 1923 года»)- к 100 рублям в «знаках 1922 года» или к 1 млн рублей прежних денежных знаков. Данная реформа позволила создать единую устойчивую денежную систему нового государства.

Денежная реформа 1947г была проведена в СССР с целью ликвидации в сфере денежного обращения последствий войны. Цель этой реформы: укрепить денежную систему на основе отказа от карточной системы распределения товаров среди населения, ликвидировать множественность цен, изъять избыточной массы денег из обращения.

В 1961 году в стране была осуществлена деноминация, связанная с изменением масштаба цен в 10 раз. В 1991 году в СССР были проведены преобразования денежной системы. В целях борьбы со спекуляцией, контрабандой рублей и валюты, коррупцией, изготовлением фальшивых денег из обращения были изъяты денежные купюры в 50 и 100 рублей. Денежные купюры номиналом 50 и 100 рублей образца 1961 года обменивались на банкноты образца 1991 года. Обмену подлежали денежные средства в размере месячного оклада.

В 1992-1993гг. Россия, как независимое государство, осуществляет собственную денежную реформу с целью «отсечения» наличной денежной массы стран ближнего зарубежья, где еще обращались советские денежные знаки. С 24 июня 1993г. в обращении остались только банкноты Банка России образца 1993 года номиналом в 100, 200, 1000, 5000 и 50 000 рублей. Граждане России имели право один раз лично обменять до 100 000 рублей старые купюры на купюры образца 1993г. остальные суммы зачислялись на срочный депозит в Сбербанке России сроком на 6 месяцев с начислением процентов по счету. Данная денежная реформа сформировала российскую денежную систему, но она не ставила задачи оздоровления денежного обращения и укрепления позиций национальной валюты. В ходе денежной реформы в России менялись виды денежных знаков, их обеспечение. Была отменена фиксация золотого содержания банкнот, стали применяться другие методы регулирования денежной массы, инфляции, курсообразования рубля по отношению к иностранной валюте.

В заключении темы необходимо обратить внимание, что мировая практика показывает, что денежные реформы проводятся по экономическим, либо по политическим причинам. С конца XX века большая часть денежных реформ сводилась к частичному преобразованию денежных систем, которое имело локальный кратковременный эффект , так как при высоком уровне глобализации и интеграции хозяйств на проведение данных мероприятий большое влияние оказывают внешнеэкономические факторы.

После усвоения теоретических положений необходимо ответить на следующие вопросы темы:

1. В чем заключается сущность, и каковы направления денежных реформ?

2. От каких факторов зависят методы стабилизации денежных систем?

3. В чем состоят особенности каждой из денежных реформ, проводимых в России?

Денежные реформы Московского княжества и дореволюционной России

1535 г. Денежные реформы Елены Глинской

Первая централизованная денежная реформа в России была проведена Еленой Глинской - вдовствующей великой княгиней московской, женой Василия III и матерью малолетнего Ивана IV Васильевича «Грозного». Основной причиной реформы было разнообразие монет, использовавшихся на Руси, из-за чего возникали большие сложности с денежным обращением и заключением торговых сделок. Процветали обрез и подмесь монет. Целью реформы был запрет всех старых русских и иностранных монет (обрезанных и необрезанных) и замена их новой монетой - копейкой .

1654 г. Реформа Алексея Михайловича Романова

Как главную причину введения ассигнаций Манифест 29 декабря 1768 г. указывал необходимость размена медной монеты на денежные знаки, удобные к перевозке. Ассигнации первого выпуска 1769-1786 гг. прочно вошли в русское денежное обращение. Они не были обязательны к приему частными лицами, однако для этого времени их курс был очень высок - от 98 до 101 коп. серебром за рубль ассигнациями, то есть они были равноценны серебряной монете. Однако усиленный выпуск ассигнаций, превысивший обеспечение, привел к падению её курса. В 1797 г. правительство решилось на изъятие части выпущенных на рынок ассигнаций; состоялось торжественное сожжение в присутствии самого Павла I ассигнаций на сумму 6 млн рублей. Постоянные войны требовали экстренных расходов и к 1802 г. общая сумма ассигнаций с 151 млн поднялась до 212 млн рублей, что окончательно снизило курс бумажного рубля, падение рубля особенно усилилось во время Отечественной войны 1812 года .

1839-1843 гг. Реформы Николая I

10 рублей 1854 г.

В 1839-1843 гг., в период правления Николая I , министром финансов графом Е. Ф. Канкрином была проведена денежная реформа, в ходе которой ассигнации были выведены из обращения и их заменили кредитные билеты, разменные на серебро. В России был введен серебряный монометаллизм , который просуществовал в России по 1852 год. Но уже к 1849 году билеты и старые ассигнации были обменены на ассигнации нового образца, которые скоро обесценились. Поэтому с началом Крымской войны 1853-1857 годов банки прекратили обмен ассигнаций на золото и серебро. В России наступил период широкого бумажно-денежного обращения.

1897 г. Денежная реформа Николая II

1 рубль 1898 г.

В 1895-1897 годах министром финансов С. Ю. Витте (1849-1915) была осуществлена новая денежная реформа, целью которой было установление в России золотого монометаллизма. В её основе - золотое обеспечение денежной системы государства. По замыслу реформаторов, для обеспечения устойчивой конвертируемости рубля был установлен свободный размен кредитных билетов, выпуск которых был ограничен, на золотую монету, из расчета один бумажный рубль за один рубль в золоте, а также уменьшено золотое содержание империала.

В 1924 году были выпущены в обращение первые советские золотые червонцы, соответствовавшие по содержанию в них чистого золота дореволюционным 10 рублям. Советские червонцы получили прозвище «сеятель», так как для лицевой стороны монеты было выбрано изображение сеятеля по скульптуре Ивана Дмитриевича Шадра (1887-1941). Автором эскиза был главный медальер Монетного двора А. Ф. Васютинский . В феврале 1924 г. были выпущены банкноты в 50 копеек золотом, 1 рубль золотом, 3 рубля золотом и 5 рублей золотом как фракции червонца. Одновременно в обращение были выпущены медные монеты номиналом в 1/2, 1, 2, 3 и 5 копеек, а также серебряная монета номиналом в 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль. Таким образом, в стране одновременно существовали две валюты: твердый червонец и постоянно падавший совзнак, курс которого к червонцу устанавливался специально образованной Котировальной комиссией на ежедневной основе. В августе 1924 г. все дензнаки образца 1923 г. были изъяты из обращения путем их обмена на золотые рубли по курсу 50 000 руб. дензнаками образца 1923 г. за 1 золотой рубль образца 1924 г. Таким образом, в ходе денежной реформы 1922-1924 гг. была проведена деноминация рубля в 50 000 000 000 (50 миллиардов) раз.

1947 г.

Рубль 1947 г.

Денежная реформа в декабре 1947 г. была проведена с целью изъятия из обращения избыточного количества денег и замены новыми полноценными деньгами старых, подвергшихся в период Великой Отечественной войны обесценению. Денежная реформа в форме деноминации с конфискацией. Хотя многие не считают данную денежную реформу деноминацией, поскольку при реформе порядок цен, зарплат и иных платежей остался прежним, и полагают, что она носила лишь конфискационный характер. Так 10 старых рублей наличными обменивались на один рубль новых. Обмен наличных денег проводился в течение одной недели («Кто не успел, тот опоздал»). Переоценка вкладов в Сбербанке осуществлялась следующим образом: суммы до 3 тыс. руб. менялись один к одному, по вкладам от 3 тыс. до 10 тыс. руб. за три старых рубля давали два новых. Если сумма вклада превышала 10 тыс. руб., то один новый рубль давали за два старых. В результате реформы были ликвидированы последствия второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.

Вслед за объявлением о денежной реформе и отмене карточной системы выходит Постановление Совета Министров СССР № 3867 от 14 декабря 1947 г. «О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки». В соответствии с ним устанавливались предельные нормы отпуска товаров в одни руки: хлеб печёный - 2 кг; крупа, макароны - 1 кг; мясо и мясопродукты - 1 кг; колбасные изделия и копчености - 0,5 кг; сметана - 0,5 кг; молоко - 1 л; сахар - 0,5 кг; хлопчатобумажные ткани - 6 м; нитки на катушках - 1 катушка; чулки-носки - 2 пары; обувь кожаная, текстильная, резиновая - по 1 паре каждой; мыло хозяйственное - 1 кусок; мыло туалетное - 1 кусок; спички - 2 коробки; керосин - 2 л. Установленные нормы также распространялись и на кооперативную торговлю в сельской местности на всей территории Советского Союза.

1961 г.

Три рубля 1961 г.

Денежная реформа была проведена 1 января 1961 г. в форме «чистой» деноминации. ЦК КПСС назвал эту денежную реформу «самой гуманной в истории».К началу февраля 1961 года около 90 % наличных денег было обменяно на новые купюры. В государственных магазинах цены снизили в 10 раз, хотя на колхозных рынках аналогичного снижения не произошло.

Интересным моментом денежной реформы 1961 года было то, что вся мелкая металлическая монета номиналом 1, 2, 3 копеек не уменьшилась в стоимости в 10 раз, а продолжила ходить в том же исполнении и по тому же номиналу. Таким образом, те жители, которые собирали мелкие медные металлические деньги, оказались в выигрыше - стоимость их монет увеличилась в 10 раз. Наглядно это показано в фильме «Менялы» . Однако сразу после объявления в печати о будущей реформе по всем торговым и финансовым организациям был разослан циркуляр, запрещавший менять бумажные деньги на медные монеты, так что количество реально обогатившихся было весьма незначительным.

1991 г. - Павловская реформа

Сто рублей 1991 г.

Конфискационная денежная реформа, впоследствии названная «Павловской», в честь министра финансов СССР Павлова Валентина Сергеевича . В течение трёх суток января граждане могли обменять 50- и 100-рублевые купюры на новые. Обменять можно было только наличными сумму до 1000 руб. В Сбербанке с вклада можно было получить только 500 руб. новыми. Менее чем за две недели до этого события Павлов выступил с заявлением, что никакой денежной реформы не будет. По заявлениям властей, эта мера должна была заморозить нетрудовые доходы, средства спекулянтов, коррупционеров, теневого бизнеса и фальшивые деньги, а в результате сжать денежную массу и остановить инфляцию. Одновременно вклады в Сбербанке были заморожены, а 1 апреля произошло повышение цен по всей стране. На замороженные вклады было начислено 40 %, деньги можно было получить наличными только в следующем году.

Денежные реформы в России

1993 г.

5000 рублей 1993 г.

Из-за возросшей инфляции в 1993 году Российское правительство проводит новую конфискационную денежную реформу. Обмен банкнот советских купюр на российские был проведён 26 июля - 7 августа 1993 года. Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять суммы до 100 тыс. руб. (при этом первоначально устанавливались суммы в 35 тыс. руб. и 70 тыс. руб.), о чём в паспорте ставился штамп. Слухи о реформе ходили заранее, власти их опровергали, при этом, реформа была проведена в июле в период отпусков, когда многие были вдали от места прописки. В результате, многие физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали. В итоге недовольства населения сроки обмена купюр были значительно продлены.

Но отсутствие при реформе деноминации указывает на превалирование других причин денежного реформирования. Во-первых, не удавалось контролировать денежную эмиссию рубля как единой валюты на территории СНГ при наличии в каждой из стран своих печатных станков по выпуску денег, что сводило на нет все усилия России по обузданию инфляции. Во-вторых, многие бывшие союзные республики приступили к выпуску своих национальных валют, который угрожал российской денежной единице тем, что старая рублевая денежная масса могла оказаться вся в Российской Федерации. Таким образом её основной замысел состоял в том, чтобы на основе обмена старых купюр на новые прекратить поток не обеспеченных товарами денег из стран ближнего зарубежья.

«Хотели как лучше, а получилось как всегда »
- фраза, которую произнёс Виктор Черномырдин , премьер-министр Российской Федерации 6 августа 1993 г. на пресс-конференции, рассказывая, как готовилась денежная реформа 1993 года.

Деноминация 1998 г.

4 августа 1997 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ № 822, в соответствии с которым 1 января 1998 года правительство и ЦБ провели деноминацию рубля . Теперь 1 новый рубль равнялся 1000 старых рублей. Изменился и международный код рубля с RUR на RUB. Вскоре после деноминации, 17 августа 1998 года правительство объявило дефолт по внутренним обязательствам, а курс рубля сильно упал по отношению к другим валютам. Несмотря на то, что эти два события отстоят друг от друга более, чем на полгода, люди их необоснованно связывают между собой.

В течение 1998 года параллельно обращались старые и новые деньги, а цены указывались как в старых, так и в новых деньгах. В общей сложности в этот период законным платёжным средством являлись:

Старые деньги

  • Банкноты Банка России образца 1993 года (в том числе выпуска 1994 года)
  • Банкноты Банка России образца 1995 года
  • Монеты Банка России выпусков 1992-1996 годов
  • Монеты Госбанка СССР выпусков 1961-1991 годов
  • Монеты Госбанка СССР 1, 2 и 3 копейки выпусков до 1961 года

Новые деньги

  • Банкноты Банка России образца 1997 года
  • Монеты Банка России образца 1997 года

С 1 января 1999 года старые деньги утратили платёжность, однако в соответствии с упомянутым указом Президента и положением Банка России от 15 декабря 1998 года № 63-П обменивались во всех отделениях Банка на новые в количествах, кратных 1 новой копейке до 2002 года (позднее этот период был продлён до 2003 года), то есть теоретически существовала возможность обменять тысячу советских копеек на одну российскую.

Примечания

Ссылки

  • Шишанов В. А. Особая экспедиция Ассигнационного банка по его хозяйственным оборотам (1797-1804 гг.)
  • Шишанов, В. Попытки «европеизации» русской монетной системы при Павле I / Валерий Шишанов // Банкаўскі веснік. – 2012. – № 1 (546) (специальный вып.). – С. 58 – 63.

Причиной реформирования денежной системы страны может стать обоснованная необходимость укрепления национальной валюты. К коренному переустройству финансового механизма приводит снижение роли денег, их существенное обесценивание, нестабильность рынка товаров и услуг, уменьшение покупательной способности населения.

Выбор конкретных методов преобразования денежной массы зависит от структуры политической власти, социального расслоения общества, уровня развития экономики. Реформу инициирует страны. Любое изменение денежной системы производится только на основании законодательных актов, прошедших многоступенчатую экономическую и юридическую экспертизу и утвержденных главой государства.

Механизм преобразований, оздоровляющих национальные финансы, включает изъятие из обращения действующих денежных знаков и выпуска новых. При этом меняется не только вид купюры или , но и ее натуральное обеспечение, так называемое «золотое содержание». Денежные единицы изменяются для всех систем финансового оборота: и для безналичных расчетов, и для наличности. Переоценке также подвергается курс национальных денег на мировом валютном рынке.

Самыми распространенными формами денежной реформы являются нуллификация, девальвация, деноминация, ревальвация. Нуллификация представляет собой быстрое однократное удаление из обращения обесценившихся бумажных денежных знаков. Этот метод применяют для торможения инфляционных процессов. К нуллификации также прибегают в странах, где после смены политической системы существующие купюры потеряли законную силу.

Под девальвацией понимают такую реформу, в ходе которой правительство производит снижение стоимостной ценности денежных знаков. На основании законодательного акта с определенной даты золотое обеспечение валютной единицы или снижается курс национальной валюты в сравнении с иностранной. Чаще всего этот метод применяется для восстановления финансовой системы государства после кризиса или при наличии существенного дефицита баланса платежей.

Полностью противоположным методом реформирования денежной системы является ревальвация. Она заключается в повышении содержания в минимальной денежной единице. Фактически повышается обменный курс национальной валюты на мировом финансовом рынке. Ревальвация – довольно явление в мире денег. В результате ревальвационных мер повышаются цены на экспортируемые товары, тем самым снижается конкурентоспособность страны. Однако этот метод помогает сдержать рост денежной массы, ограничив ввоз в страну.

Последний вид денежной реформы – деноминация. Ее суть состоит в уменьшении государством номинальной стоимости денег. В элементарном виде деноминацию можно представить как зачеркивание нулей, при котором из 1000 денежных единиц получается 100 или 10, или даже 1. В установленном соотношении пересчитывают все виды денежных операций: тарифы, цены, размер заработной платы и т.д. Деноминация упорядочивает денежную систему после роста инфляции и упрощает процедуру внутренних финансовых расчетов.



Статьи по теме: