Европейская валютная система. Валютный союз

В 1989 г. министр финансов Франции Ж. Делор изложил трехступенчатый план валютного объединения Европы. Этот план включал в себя:

  • осуществление скоординированной экономической и валютной политики отдельных стран ;
  • учреждение центрального банка ЕС;
  • замену национальных валют единой валютой ЕС.

Реализация первого этапа началась с 1 июля 1990 г. и заключалась в координации валютной политики, унификации внутреннего законодательства, создания общеевропейской системы платежей и Европейского валютного института — прообраза Европейского центрального банка.

В 1992 г. в Маастрихте подписываются Маастрихтские соглашения. В них были сформулированы основные требования к странам — претендентам на вступление в ЕВС по уровню инфляции, обменному курсу, процентной ставке, размеру бюджетного дефицита, внутреннему и внешнему государственному долгу.

1 января 1994 г. во Франкфурте-на-Майне создан Европейский валютный институт, целью которого была подготовка создания европейской системы центральных банков. Это ознаменовало начало второго этапа введения общей валюты.

Основные задачи Европейского валютного института:

  • усиление уровня кооперации национальных центральных банков и координации проводимой согласованной денежной политики;
  • осуществление необходимых подготовительных мероприятий для проведения единой денежной политики путем создания европейской системы центральных банков и введения общеевропейской валюты евро на третьем этапе плана ЕЭВС.

В соответствии с уставом Европейский валютный институт отвечал за проведение следующих мероприятий:

  • разработку основных правил и стандартов бухгалтерского учета в целях составления консолидированной отчетности европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) как для внутренних, так и для внешних пользователей;
  • подготовку теоретических основ построения ЕСЦБ и организацию коммуникационной системы для создания условий по выполнению возложенных на нее функций;
  • определение возможных сфер влияния и компетенции ЕСЦБ для обеспечения стабильности кредитных учреждений и финансовой системы в целом.

Европейский валютный институт разработал механизм перехода к третьей ступени плана экономического и валютного союза и представил сценарий введения евро до 2002 г. Он же осуществлял постоянную работу с правительствами государств по выполнению «критериев конвергенции» для присоединения к ЕЭВС.

В 1995 г. стали вырисовываться четкие перспективы будущей валюты. В декабре на заседании Совета Европы в Мадриде было принято решение о введении с 1 января 1999 г. единой валюты для ряда стран ЕС. Были установлены критерии для допуска стран к участию в ЕЭВС, которые можно рассматривать и как показатели «финансового здоровья»:

  • не должен превышать 3% ВВП;
  • должен составлять менее 60% от BBП;
  • уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% средний уровень инфляции в трех наиболее благополучных в этом отношении странах ЕЭС;
  • на протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран — членов ЕЭС (±15%);
  • средний размер долгосрочной процентной ставки не должен превышать более чем на 2% средний уровень этих ставок в тех же трех странах.

Без выполнения этих жестких условий переход на единую валюту бесполезен. В противном случае начнется перекачка национального богатства из более развитых стран в менее развитые, следствием чего будет обесценение евро и в перспективе — угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы союза в целом.

Участники Совета решили отказаться от наименования ЭКЮ (по мнению немцев, это звучало слишком по-французски). Евромарка также не прошла, поскольку возмутились французы. Остановились на евро, как на наиболее нейтральном варианте.

Но основным решением явилось определение статуса будущей валюты: участники решили, что это будет не параллельная наднациональная денежная единица, а самостоятельная и единственная валюта стран ЕС. В декабре 1996 г. Европейский валютный институт представил публике дизайн для евробанкнот, вводимых в действие с 1 января 2002 г. Заключительными шагами на пути к образованию европейской системы центральных банков стали:

  • принятие в 1997 г. Пакта стабильности и роста, определяющего бюджетную дисциплину стран — участниц ЕЭВС (дополнения к Пакту были представлены в мае 1998 г. в Декларации Совета Европы);
  • определение 2 мая 1998 г. состава государств — участников ЕЭВС. вводящих с 1 января 1999 г. новую общеевропейскую валюту.

В число стран, вводящих евро, вошли 11 из 15 государств Европейского союза: Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Испания, Ирландия, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция. Однако Великобритания, Дания и Швеция отказались ввести евро. Экономическое положение Греции в тот период не соответствовало критериям введения евро; Греция ввела евро с 1 января 2001 г.

25 мая 1998 г. правительства 11 стран-участниц утвердили Президента, вице-президента и четырех членов исполнительной дирекции Европейского центрального банка (ЕЦБ). Их назначение на указанные должности вступило в силу с 1 июня 1998 г., и эту дату принято считать датой основания ЕЦБ, а следовательно, и европейской системы центральных банков. С момента основания ЕСЦБ Европейский валютный институт полностью выполнил свои функции и подлежал ликвидации. Проделанная им значительная работа по воплощению плана ЕЭВС в жизнь продолжается европейской системой центральных банков.

Третий, завершающий этап создания Европейского экономического и валютного союза начался с 1 января 1999 г. в условиях функционирования европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка. Первым Президентом ЕЦБ стал голландец В. Дуйзенберг, который с 1997 г. возглавлял Европейский валютный институт. Профессор Колумбийского университета Р. А. Манделл, выдвинувший в 1961 г. теорию оптимального валютного пространства и прослывший абстрактным теоретиком, удостоен Нобелевской премии по экономике за 1999 г.

Появление евро стало одним из важнейших событий в мировой экономике конца XX в. Переход к единой валютной политике и замена национальных денежных знаков на единую европейскую валюту преследуют экономические, социальные и политические цели. Логичным продолжением деятельности ЕЭВС становится превращение территории Европейского союза в единое экономическое пространство, в границах которого экономические субъекты стран-участниц будут иметь равные условия деятельности.

Замена национальной валюты на евро позволяет добиться снижения затрат на производство в реальном секторе экономики. Стабильные и невысокие процентные ставки — не только способ подавления инфляции, но и важнейшее условие подъема экономики стран.

На протяжении 90-х годов только из-за колебаний курсов национальных валют страны ЕС ежегодно недосчитывали 0,5% объема прироста ВВП и теряли тысячи рабочих мест. Подобная ситуация не могла способствовать решению проблемы безработицы, которая в целом по ЕС достигала 11%, в то время как в США и Японии — 5,5 и 3,5% соответственно. Общая валюта позволяет инвесторам значительно снизить валютные риски при оценке эффективности проектов, а для проектов в зоне евро не учитывать их вообще. Это приведет к увеличению количества рентабельных проектов и, следовательно, к снижению безработицы. В Германии, например, она может сократиться с 9 до 8%, что эквивалентно появлению 400 тыс. новых рабочих мест.

Прогнозируемый ЕС экономический подъем должен способствовать повышению конкурентоспособности европейской продукции на мировом рынке. Решение этой проблемы позволит странам Западной Европы упрочить свои позиции на международном рынке разделения труда и строить свои отношения с США, Японией и странами Юго-Восточной Азии на качественно иной основе. Евро позволяет в значительной степени экономить на издержках обращения национальных валют. Существование различных валют ежегодно обходилось предприятиям европейских стран в 20-25 млрд ЭКЮ, включая расходы, связанные с ведением бухгалтерского учета операций с валютами стран ЕС, страхованием валютных рисков, обменными операциями, составлением прейскурантов в различных валютах и т.д.

Ввод общеевропейской валюты предусматривался поэтапно.

Первый этап. В мае 1998 г. Европейский совет определил 11 стран — участниц ЕЭС, которые отвечали критериям конвергенции и были готовы войти в зону евро на первом этапе. Европейский валютный институт, выполнивший основную подготовительную работу по созданию ЕЦБ и введению евро, преобразован в Европейский центральный банк. В 1998 г. Совет управляющих Европейского центрального банка одобрил проекты монет и банкнот будущей общеевропейской валюты.

Второй этап начался с 1 января 1999 г. и продлился до 1 января 2002 г. ЭКЮ — расчетная единица Европейского союза — упразднена, и ей на смену введена новая общеевропейская денежная единица — евро. Все ссылки на ЭКЮ в юридических документах заменены ссылками на евро, а средства в ЭКЮ пересчитаны в евро. Начальный курс евро установлен в соотношении: 1 евро = 1 ЭКЮ (по состоянию на 31 декабря 1998 г.).

Европейский центральный банк и национальные центральные банки стран — участниц ЕЭВС всс счета ведут в евро, всс межбанковские расчеты и операции рефинансирования также проводятся в евро. С 1 января 1999 г. в евро проводятся операции на финансовых рынках и эмиссия государственных ценных бумаг.

В безналичных расчетах внутри стран — участниц «зоны евро» до 1 января 2002 г. евро использовались наравне с национальными валютами. Специальные процедуры пересчета изымаемых национальных валют в евро позволили избежать курсовой разницы из-за погрешностей округления. Банки стран — участниц ЕЭВС в период параллельного хождения осуществляли конверсию национальных валют в евро (и обратно) без взимания комиссии и предоставляли выписки по счетам клиентов с одновременным указанием сумм в евро и национальной валюте.

Курс каждой валюты был рассчитан на основе достаточно сложной формулы, учитывающей отдельные экономические показатели страны, курс ее валюты по отношению к ЭКЮ, кросс-курсы валют стран ЕЭВС и т.д. Предварительные курсы были объявлены в начале 1998 г., а окончательные стали известны I января 1999 г. и оставались неизменными до 1 июля 2002 г., когда национальные валюты полностью прекратили хождение.

Были установлены следующие курсы конвертации национальных валют одиннадцати стран-участниц в евро:

  • Австрийский шиллинг 13.76030
  • Бельгийский франк 40.33990
  • Голландский гульден 2.203710
  • Ирландский фунт 0.787564
  • Испанская песета 166.38600
  • Итальянская лира 1936.21000
  • Люксембургский франк 40.33990
  • Немецкая марка 1.95583
  • Португальский эскудо 200.48200
  • Финская марка 5.94573
  • Французский франк 6.55957

Каждая страна разработала свой собственный план перехода на общую валюту. В некоторых странах были разработаны подробные соглашения между банками, клиринговыми организациями и правительством. В других странах каждый банк сам проявляет инициативу.

Начала работу международная платежная система ТАРГЕТ (TARGET), объединяющая национальные системы обработки платежей в реальном масштабе времени (RTGS). В июле 1999 г. после необходимой технической подготовки начались производство евробанкнот и чеканка евромонеты.

Третий этап. На третьем этапе, начавшемся 1 января 2002 г., выпущены в обращение банкноты и монеты евро. Параллельное хождение евро с национальными валютами продолжалось с 1 января по 30 июня 2002 г.; при этом каждая страна самостоятельно определяла сроки параллельного хождения национальной валюты. С 1 июля 2002 г. евро является единственным законным средством платежа на территории стран-участниц.

Четвертый этап начался 1 июля 2002 г., когда прекратились все расчеты в национальных валютах стран — участниц ЕЭВС. Оставшиеся на руках у населения суммы в национальной валюте могут быть беспрепятственно обменены на евро в течение длительного периода времени в любом банке. Но только в банке — из платежного оборота национальные валюты выведены полностью.

Введение наличных евро с 1 января 2002 г., по мнению стран- участниц, было успешным, несмотря на то что в первый день в евро была проведена относительно небольшая доля сделок (в среднем 20%, в Италии — 10%). К 18 января 2002 г. этот показатель возрос уже до 85%. Основными проблемами были отсутствие денежных машин в Австрии, отсутствие должной подготовки у итальянских банков и общая тенденция по всей Европе использовать ситуацию для увеличения цен. В мае того же года министр финансов Германии признал, что переход к евро вызвал рост цен. В июне специальная комиссия провела обследование 12 700 человек и установила, что из числа опрошенных 68,8% (в Испании — 80%) считают, что цены увеличились в результате перехода на единую валюту. Наиболее «злостными» нарушителями признаны кафе и рестораны (цены на муку возросли на 10%). Организация потребителей Франции оценила рост цен на уровне 10%. В сентябре правительство Греции поддержало забастовку потребителей в знак протеста против роста цен на ряд основных потребительских товаров (например, оливковое масло) на 10-12%.

Имелись определенные проблемы с качеством банкнот и разменной монеты. Например, монеты, изготовленные в одной стране, не всегда опознавались машинами по пересчету и торговыми автоматами в другой; во многих торговых автоматах принимались тайские (Таиланд) разменные монеты. Была отмечена эмиссия некачественных, не соответствующих стандарту банкнот (например, без специальной голограммы).

Сегодня Европейская валютная система представляет собой зону функционирования единой валюты — евро, с децентрализованной эмиссией на основе единого эмиссионного плана, с наднациональными органами денежно-кредитного регулирования и обязательствами стран — членов зоны в отношении проводимой финансовой и экономической политики.

ЕВС — валютная система группы стран, входящих в Евросоюз (ЕС). Членство в ЕС вовсе не предполагает автоматического участия в ЕВС. Членами ЕС являются 27 европейских стран: с 1 января 2007 г. в ЕС приняты Болгария и Румыния. Наиболее бурно ЕС расширялся в 2004 г., когда в Евросоюз вошли сразу 10 стран, включая Латвию, Литву, Эстонию, Польшу, Чехию и Словакию. Членство в ЕС отнюдь не предполагает автоматического участия в

ЕВС. Для вступления в зону евро страны обязаны соответствовать уже упоминавшимся критериям «финансового здоровья».

Рис. 2.1. Карта зоны евро 8 2006 г.

В настоящее время единая валюта является официальным платежным средством на территории 13 государств — членов Европейского союза (ERM I): Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Словении, Финляндии, Франции.

В механизме формирования валютных курсов (ERM II) принимают участие Дания, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Эстония и Словакия. Эти страны реформируют экономику по стандартам всту пления в ЕВС в соответствии с маастрихтскими критериями, и их валюты связаны с евро. Выполнение большинства критериев находится в компетенции центрального банка и правительства.

Вероятность вступления в ЕВС будет зависеть от степени и скорости конвергенции стран — претендентов в экономики ЕС. До вступления в зону евро страны-кандидаты должны участвовать вERM II не менее двух лет. Жесткая привязка национальных валют стран-претендентов к евро должна, в принципе, облегчить проведение структурных реформ в национальной экономике. Основные проблемы функционирования единой валюты находятся не за пределами Евросоюза, а внутри него. Прежде всего, это сохраняющиеся различия в уровне экономическою развития, в налоговой и бюджетной политике, в трудовом законодательстве. Ни одна страна в зоне евро не имеет экономически рациональной системы социальной защиты. Скорость унификации законодательства отстает от скорости расширения Евросоюза. Преимущества единой валюты блокируются национальной и международной бюрократией.

За поддержание конвертируемости и устойчивости евро страны — члены зоны евро несут коллективную ответственность. Однако при вхождении в еврозону страны деноминировали свои национальные внешние и внутренние долги вевро. Больше нет таких понятий, как задолженность в лирах, франках или дойчмарках. Это внутренний и внешний долг в евро. Однако за обслуживание этих долгов отвечают отдельные страны. Например. Италия может обанкротиться (как штат Калифорния в 2003 г.), если инвесторы перестанут верить в ее способность обслуживать долг. Этот факт в первые годы функционирования евро был хорошо известен финансистам. Однако в дальнейшем коллективная ответственность стала все в большей степени превалировать над индивидуальной. Банкротство одной крупной страны может вызвать ее выход из зоны евро и распад всей системы.

При проведении в Швеции в 2003 г. референдума по вопросу вхождения в зону евро большинство населения высказалось отрицательно. В Великобритании продолжаются дискуссии, и на каждый довод «за» имеется не менее веский довод «против».

Теория оптимального валютного пространства

Современные процессы формирования валютных зон и объединений находятся в русле теории оптимального валютного пространства, созданной лауреатом Нобелевской премии (1999 г.) Р. Манделлом. В 1961 г. он теоретически обосновал возможность и целесообразность отказа группы стран от национальных денежных знаков в пользу единой валюты. Эта теория стала основой формирования европейского экономического и валютного союза.

Под оптимальным валютным пространством понимается группа государств, которые пришли к соглашению проводить согласованную курсовую политику с целью ограничить взаимные колебания курсов национальных валют. Цель такой курсовой политики — развитие взаимных торговых и экономических отношений, содействие свободному движению капитала между этими странами, обеспечение устойчивого экономического роста.

В соответствии с этой теорией для создания оптимального валютного пространства необходимы следующие условия:

  • наличие политической воли. У стран Западной Европы такая воля имелась. Хронология интеграции с 40-х и до начала 90-х годов XX в. подтверждает последовательное и неуклонное движение к сближению государств. За полвека страны Европейского союза прошли в сфере валютно-финансового сотрудничества многотрудный путь от замкнутых неконвертируемых национальных денежных единиц к единой валюте, способной потеснить доллар США на мировых рынках;
  • свободное движение товаров и факторов производства между странами. В странах Западной Европы правительства уделяли особое внимание поддержанию высокой динамики взаимною торгово-экономического сотрудничества, проводя политику либерализации торговых отношений, создавая благоприятные условия для перелива капиталов и передвижения рабочей силы;
  • активное использование национальных валют в обслуживании взаимных торгово-экономических связей и наличие развитых ликвидных валютных рынков. В странах Западной Европы взаимный товарооборот в основном осуществлялся в национальных валютах, и в них же проводилась существенная доля внешнеторговых операций. Так, в середине 90-х годов крупнейшие страны ЕС (Германия, Великобритания. Франция, Италия, Нидерланды) оценивали в национальных валютах от 40 до 75% национального экспорта и 40-50% импорта;
  • обеспечение долговременной стабильности курсов национальных валют по отношению друг к другу , в том числе с помощью механизмов ограничения взаимных колебаний курсов. Страны Западной Европы продвигались к решению этой задачи в течение 25 лет: сначала в рамках «валютной змеи», потом с помощью механизма обменных курсов Европейской валютной системы и, наконец, в формате валютного союза.

Оптимальное валютное пространство существенно отличается от валютного союза с единой валютой. По сравнению с валютным союзом единое валютное пространство обладает значительно большей гибкостью, его легче создать, и оно требует меньших предварительных условий:

  • в рамках единого валютного пространства одновременно действует несколько сильных валютных центров, которые координируют деятельность между собой;
  • в рамках единого валютного пространства создаются совместные механизмы и программы, направленные на преодоление кризисных явлений. Это общие программы для стран, входящих в такое пространство. Благодаря этому механизму государства-участники получают возможность сообща противостоять финансовым кризисам, вызванным внешними причинами;
  • внутри единого валютного пространства происходит сближение систем торговли валютой (при существовании нескольких центров торговли, деятельность которых постоянно координируется), что позволяет значительно улучшить условия для развития взаимной торговли.

Теория оптимального валютного пространства, подтвержденная практикой, является теоретической базой разработки концепций валютно-финансовой интеграции других региональных объединений.

Валютный союз – это соглашение между странами об использовании в обороте определенной валюты, проведении расчетов в ней.

При заключении такого союза формируется валютная зона, где будут использоваться те денежные единицы, о которых идет речь в соглашении. Самым ярким примером валютного союза последних лет можно назвать Евросоюз.

Существует валютный союз и на территории России. По соглашению 2008 года российский рубль является официальной денежной единицей Южной Осетии, Абхазии.

Формирование валютных союзов: плюсы и минусы

В современных реалиях все шире между странами заключаются между государствами соглашения об использовании в обороте определенных денежных единиц. Рассмотрим возможности и угрозы, которые несет странам формирование валютных союзов: плюсы и минусы таких договоренностей очевидны. Из положительных моментов можно выделить экономическую интеграцию стран в международную экономику, расширение внешней торговли, повышение инвестиционной привлекательности. К отрицательным последствиям можно отнести сокращение самостоятельности государств в проведении валютно-финансовой политики.

Европейский валютный союз

В Европейский валютный союз входят 19 стран ЕС и 9 стран, не использующих евро. Датой его создания можно считать 1 июля 1990 года, когда был отменен валютный контроль и произошла либерализация движения капиталов внутри Евросоюза. 1 ноября 1993 года формирование ЭВС было завершено вступлением в силу Маастрихтского договора. 1 января 2002 года введены в обращение банкноты и монеты евро – единая валюта ЭВС. В настоящее время развитие ЭВС продолжается, формируется единая кредитно-денежная политика. Прис создании ЭВС был допущен ряд ошибок, поэтому сейчас ведется работа по преодолению кризиса, устраняются такие недостатки, как осутствие гибкости кредитно-денежной политики.

Виды валютных союзов

Два или несколько государств могут образовать объединение с закрытыми денежными связями. Существуют такие виды валютных союзов:

  • национальные, в которых кредитно-денежный и политический суверенитет сосредоточен в одних руках, как в Британском валютном союзе, включающем Англию, Уэльс и Северную Ирландию, Шотландию;
  • международные – сотрудничество нескольких независимых территорий, например ЭВС – Европейский экономический и валютный союз.

Территории, входящие в валютный союз, получают стабилизацию курсов национальных валют, снижение транзакционных издержек, развитие экономических связей.

Существующие валютные союзы

В настоящее время работает несколько договоров об использовании общих денежных средств. Крупнейшие существующие валютные союзы:

  • Еврозона;
  • Африканский, включающий 54 региональных и 23 нерегиональных членов;
  • Ямайская валютная система, в которую входят 187 стран;
  • Единая система региональных взаиморасчётов латиноамериканских государств;
  • Валютное соглашение Лихтенштейна и Швейцарии;
  • Долларовая зона;
  • Французское тихоокеанское банковское соглашение;
  • Западноафриканский экономический и валютный союз;
  • Экономическое сообщество стран Центральной Африки;
  • Организация Восточно-карибских государств и другие.

Формальные валютные союзы

Договор об использовании общей валюты – формальное межгосударственное соглашение о взаимозаменяемости денежных средств во внутренних расчетах. Всего с 1864 по настоящее время действовало 43 таких договора, но 19 из них уже не существуют. В настоящее время планируется создание еще нескольких подобных объединений в разных частях света. Сегодня в мире существуют такие формальные валютные союзы:

  • 3 объединения с расчетной денежной единицей;
  • 15 объединений с денежной единицей в обращении;
  • 6 объединений, включающих непризнанные и частично признанные государства, такие как Турецкая Республика Северного Кипра, Нагорно-Карабахская Республика.

Планируемые к созданию валютные союзы

В настоящее время начат процесс создания нескольких объединений государств для использования общей валюты. Все они должны начать работу до 2020-2025 года, а в настоящее время делают первые шаги к заключению договоров, определению планов введения единой валюты, обсуждению торговых соглашений. Планируемые к созданию валютные союзы:

  • Евразийский экономический союз;
  • Азиатская зона свободной торговли;
  • Восточноафриканское сообщество;
  • Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии;
  • Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива;
  • Западно-Африканская валютная зона.

Экономический и валютный союз: закономерности формирования

В декабре 1991 г был определен порядок формирования ЭВС, состоящий из трех этапов. Рассмотрим, как создавался экономический и валютный союз: закономерности формирования и принципы работы. ЭВС предусматривает «четыре свободы движения» - товаров, услуг, капиталов, рабочей силы – и образование единого рынка без границ с координацией макроэкономической политики и введением единой валюты, усиливающей интеграцию хозяйственных систем. ЭВС прошел несколько этапов развития:

  • создание единого рынка;
  • координация политики и сближение основных экономических показателей;
  • ввод единой валюты и создание единого центрального банка.
Совет от Сравни.ру: Почерпнуть знания о деятельности валютных союзов во всем мире можно из открытых источников. Изучение новой информации позволяет нам анализировать финансовое положение в мире, которое отражается на наших финансах.

Россия, Белоруссия и Казахстан подписали соглашение о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор предусматривает и валютный союз - переход на общую денежную единицу, которой могут стать российский рубль или совсем новая валюта - так называемый алтын. Портал Банки.ру спросил у российских банкиров и экономистов, верят ли они в реальность валютного союза и выгоден ли он нашему банковскому сектору.

Смысла переходить на единую валюту в рамках ЕАЭС до формирования единого финансового рынка в 2025 году нет, заявила на днях министр Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по интеграции и макроэкономике Татьяна Валовая. Сложности с введением единой валюты на территории союза связаны с разной реакцией национальных валют и национальных экономик на внешнюю конъюнктуру, в частности на динамику нефтяного рынка, отметил в свою очередь министр ЕЭК по торговле Андрей Слепнев.

Президенты России, Казахстана и Белоруссии Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко 29 мая в Астане подписали договор о Евразийском экономическом союзе. Ожидается, что к трем странам в ближайшее время присоединится Армения, а затем и Киргизия. Документ, который вступит в силу с 1 января 2015 года, предусматривает высокий уровень интеграции экономик стран-участниц. В том числе валютный союз - переход на общую денежную единицу, которой могут стать российский рубль или совсем новая валюта - алтын. Есть такая русская пословица: «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Портал Банки.ру спросил у российских банкиров и экономистов, верят ли они в реальность валютного союза и выгоден ли он нашему банковскому сектору.

«В среднесрочной перспективе валютный союз невозможен»

Алексей Девятов, главный экономист ИК «Уралсиб Кэпитал»:

Преимущество валютного союза заключается в полном отсутствии валютных рисков и снижении издержек на конвертацию между торговыми партнерами из разных стран. Что касается минусов, при использовании единой валюты в рамках валютного союза малые страны лишаются возможности проводить независимую монетарную политику. Пример - зона евро и Греция, где была глубокая рецессия и для стимулирования экономики необходимо было ослабить национальную валюту. Однако этот инструмент был недоступен из-за того, что Греция была частью зоны евро. В этом наиболее существенный минус. Плюсы единой валюты перевешивают минусы, когда экономики стран-участниц похожи по структуре, у них синхронизирована денежно-кредитная политика. Я не могу сказать что Россия, Казахстан и Белоруссия являются близкими по своей экономической структуре, потому говорить о том, что валютный союз возможен в среднесрочной перспективе, пока не стоит.

«Не думаю, что это хорошая идея»

Юрий Амвросиев, директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка:

Не думаю, что это хорошая идея. На примере введения евро, а также нежелания отдельных стран ЕС вступать в зону евро можно предположить, что успешного развития эта инициатива иметь не будет. Иногда единственный возможный и логичный шаг для финансовых властей - это девальвация национальной валюты по отношению другим, что невозможно при единой валюте. Наличие национальной валюты, вместо евро, спасло некоторых членов ЕС от судьбы Греции.

«Единая валюта будет сильнее, чем валюты отдельных стран»

Дмитрий Белов, начальник управления торговли на международных рынках СБ Банка :

Я считаю, что введение единой валюты расширит экономическое пространство России и других государств, входящих в ЕАЭС. Это, безусловно, шаг вперед в интеграции и объединении экономик наших стран. Единая валюта будет определенно сильнее, чем валюты отдельных стран нового союза. Ее введение я считаю абсолютно реальным делом. Зависит это, прежде всего, от политической воли глав государств. В качестве единой валюты, конечно, хотелось бы видеть российский рубль, но это может быть и новая региональная валюта. Тогда для организации единого эмиссионного центра необходимо будет создать общий банк ЕЭК. В случае введения такой единой валюты увеличится количество банковских счетов и банковских операций. Российские финансово-кредитные организации смогут обслуживать клиентов на всем пространстве союза, что расширит географию и спектр банковских услуг. В целом это должно положительно повлиять на российский банковский сектор.

«Последствия введения единой валюты могут быть негативными»

Сергей Наркевич, управляющий по стратегическому анализу Промсвязьбанка:

С одной стороны, внедрение единой валюты помогает снижать валютные риски в торговле между странами – участницами валютной зоны. Однако важным негативным эффектом является, по сути, добровольный отказ каждой из стран от независимой денежно-кредитной политики. В случае России и Казахстана – нетто-экспортеров сырья – монетарная политика может быть унифицирована относительно безболезненно даже с учетом различий в отношении политики обменного курса (в Казахстане курс тенге фиксирован к доллару, а в России курс варьируется в широком диапазоне, и планируется переход к плавающему курсу). Однако в Белоруссии, которая является чистым импортером ресурсов, цели и действия Национального банка могут существенным образом отличаться. С учетом данного противоречия последствия введения единой валюты могут быть даже негативными.

Заявление о перспективах внедрения чего-либо на горизонте более десяти лет ставит под вопрос вероятность его реализации. В реальности это могут быть два варианта: либо российский рубль, либо какая-нибудь новая объединенная валюта по аналогии с евро. С учетом негативных последствий отказа от самостоятельной денежно-кредитной политики и Белоруссия, и Казахстан будут, как могут, противиться использованию российского рубля. Однако перспективы создания общей валюты с единым эмиссионным центром также более чем туманны. Необходимо определиться, каковы будут правила принятия решений, где будет расположен эмиссионный центр, каковы правила ведения монетарной политики, санкции за невыполнение...

«Торопиться явно не стоит»

Иван Копейкин, аналитик БКС экспресс:

В принципе, идея неплохая: уменьшатся расходы на обменные операции, трансакционные издержки. Но вот с реализацией торопиться явно не стоит. На текущий момент экономики стран союза не сильно интегрированы друг в друга, да и существенные риски внутри почти каждой страны присутствуют. Для создания единого необходимо разобраться с частностями, а именно с проблемами в экономиках отдельных стран. Появление единой валюты возможно, но не думаю, что в сжатые сроки. Переход на рублевые расчеты вряд ли заинтересует всех участников нового союза. Поэтому если будет что-то делаться в этом направлении, то, скорее всего, не с рублем. Банковский сектор в этом случае будет перестроен, уменьшатся доходы отдельных организаций в основном от обменных операций, но в целом больших потерь не предвидится.

«Сейчас бизнес не будет готовиться к объединению на базе новой валюты »

Дмитрий Савченко, главный аналитик Нордеа Банка:

Единая валюта - очень далекая перспектива, которая, впрочем, является закономерным шагом в направлении единого экономического пространства. Вероятность появления единой валюты, безусловно, есть, но для этого нужно последовательное сближение экономик. Ну и также следует понимать, что 2025 год – слишком отдаленная перспектива, чтобы сейчас всерьез говорить и готовиться к введению такой валюты. Скорее, единой валютой будет рубль, как валюта самой сильной страны среди экономик территории евразийского экономического пространства. Сейчас бизнес, конечно, не будет готовиться к объединению на базе единой валюты. Если это случится, к тому моменту экономики будет настолько интегрированы друг в друга, что банковский сектор по сути уже будет готов к изменениям, и никаких резких перемен не произойдет.

«Двадцать лет назад мало кто верил в евро»

Игорь Дмитриев, заместитель председателя правления Банка расчетов и сбережений:

Евразийская интеграция - процесс положительный, так как он предполагает и интеграцию валют. Это, безусловно, достаточно сложная работа, но она, по сути, является завершающей стадией в данном процессе. Двадцать лет назад мало кто верил в евро. Сейчас мы видим, что евроинтеграция проходит вполне успешно, несмотря на колоссальную разницу в экономическом положении стран-членов. Исходя из этого, можно предположить, что у ЕАЭС гораздо больше шансов на успех. При этом надо понимать, что на отрезке до 2025 года произойдет как минимум еще один экономический кризис. Как он отразится на этом процессе, предугадать сейчас нереально. Но в итоге, в результате введения единой валюты выиграют корпоративные банки с сильными позициями по обслуживанию участников внешнеэкономической деятельности.

«Пока это звучит как фантастика »

Мадина Абаева, аналитик инвестиционной компании QB Finance:

Считаю, что в ближайшие 30 лет введение единой валюты маловероятно. Валютный союз будет работать только в том случае, если все его участники равноправны и взаимозависимы плюс экономики должны находиться на одном уровне развития. А в случае Евразийского союза каждый участник, скорее всего, будет тянуть одеяло на себя. Европейское экономическое сообщество было образовано в 1957 году, евро ввели только в 1999 году. Поэтому пока введение единой валюты в Евразийском экономическом пространстве звучит как фантастика.

  • Кулакова Елена Владимировна

Ключевые слова

ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ВАЛЮТНЫХ ЗОН / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕДИНАЯ ВАЛЮТА / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / MONETARY AND FINANCIAL INTEGRATION / THEORY OF OPTIMAL CURRENCY AREAS / EUROPEAN UNION / EURASIAN ECONOMIC UNION / SINGLE CURRENCY / FINANCIAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Кулакова Елена Владимировна

В настоящее время мы можем наблюдать стремительный рост количества интеграционных объединений в мире и вовлечение в них все большего числа как развитых, так и развивающихся стран. Евразийский экономический союз является самым значимым проектом интеграции на постсоветском пространстве. С современной позиции рассмотрена теория оптимальных валютных зон Р. Манделла, различные этапы развития интеграции. Проанализированы положительные и отрицательные стороны валютной интеграции Европейского Союза , рассмотрена возможность применения опыта европейской интеграции в создании единой валютной системы на территории . Выявлены причины, по которым российский рубль в настоящее время не может функционировать в качестве единой валюты . Определены основные условия создания и существования валютного союза, степень заинтересованности и готовности стран-участниц к взаимодействию в рамках Евразийского экономического союза . Выделены основные проблемы, препятствующие валютно-финансовой интеграции стран. Определено, что основными задачами формирования единой валютно-финансовой системы на перспективу являются создание общей структуры платежного пространства, преодоление разрыва между уровнями развития экономик стран-участниц, снижение уровня инфляции, преодоление волатильности курсов национальных валют.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Кулакова Елена Владимировна,

  • Теоретические концепции валютных союзови практика их реализации в Еврозоне

    2015 / Воронина Татьяна Васильевна, Бабаева Эльвира Эльчиновна
  • Проблемы и перспективы введения единой валюты в странах-участницах ЕАЭС

    2016 / Микаилов Пехман Великрам
  • Построение коллективной валютной корзины стран ЕАЭС

    2016 / Назарова Ю.А.
  • Регулирование международных финансовых (валютных) правоотношений на универсальном и региональном уровнях

    2015 / Волова Лариса Ивановна
  • Теория оптимальных валютных зон и единая европейская валюта

    2014 / Дубянский Александр Николаевич

At the present time we can observe a quick growth of numbers of integration associations in the world and involving both more developed and developing countries into them. The Eurasian Economic Union is the most important project of integration in the former Soviet Union. The paper considers R. Mundell’s theory of optimal currency areas and variable stages of integration development from the actual point of view. The positive and negative aspects of monetary integration in the European Union are analyzed and the possibility of using the experience of the European integration to create a single currency system on the territory of the Eurasian economic Union is considered. The article identifies the reasons why the Russian ruble cannot be a single currency at the present time. The main conditions of creation and existence of the monetary union, the level of interest and readiness of the participating countries to cooperate in the Eurasian Economic Union are determined. The main problems prevented from the monetary integration of the countries are revealed. It is stated that the main tasks of a single monetary system organization for the future are to develop the general structure of payment space, to decrease the gap between the levels of the development of the participating countries economies, to reduce the inflation rate and to overcome the volatility of the exchange rate.

Текст научной работы на тему «Перспективы введения единой валюты Евразийского экономического союза»

УДК 339.7;339.9

Е. В. Кулакова

ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОЙ ВАЛЮТЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В настоящее время мы можем наблюдать стремительный рост количества интеграционных объединений в мире и вовлечение в них все большего числа как развитых, так и развивающихся стран. Евразийский экономический союз является самым значимым проектом интеграции на постсоветском пространстве. С современной позиции рассмотрена теория оптимальных валютных зон Р. Манделла, различные этапы развития интеграции. Проанализированы положительные и отрицательные стороны валютной интеграции Европейского Союза, рассмотрена возможность применения опыта европейской интеграции в создании единой валютной системы на территории Евразийского экономического союза. Выявлены причины, по которым российский рубль в настоящее время не может функционировать в качестве единой валюты. Определены основные условия создания и существования валютного союза, степень заинтересованности и готовности стран-участниц к взаимодействию в рамках Евразийского экономического союза. Выделены основные проблемы, препятствующие валютно-финансовой интеграции стран. Определено, что основными задачами формирования единой валютно-финансовой системы на перспективу являются создание общей структуры платежного пространства, преодоление разрыва между уровнями развития экономик стран-участниц, снижение уровня инфляции, преодоление волатильности курсов национальных валют.

Ключевые слова: валютно-финансовая интеграция, теория оптимальных валютных зон, Европейский союз, Евразийский экономический союз, единая валюта, финансовый рынок.

Теоретические основы формирования валютного союза

В настоящее время создание единого валютного пространства на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) представляется одной из наиболее актуальных задач. Президент России В. В. Путин в марте 2015 г. поручил правительству и Центральному Банку (ЦБ) РФ совместно с центробанками стран ЕАЭС оценить перспективы валютного союза. На встрече с лидерами этих стран он заявил о необходимости рассмотрения вопроса формирования единой валюты.

Валютно-финансовая интеграция подразумевает стабилизацию валютных курсов, систему трансграничных расчетов, валютные зоны, консолидацию валютных и финансовых рынков, валютные союзы, которые являются конечным звеном валютно-финансовой интеграции и позволяют создать единое экономическое пространство.

О теоретической возможности создания валютного союза в последнем десятилетии XX в. поднимался вопрос видными учеными - экономистами и политологами, - среди которых небезызвестный Роберт Манделл, удостоенный Нобелевской премии за создание теории, послужившей научной основой для создания еврозоны. Р. Манделл дал понятие оптимальной валютной зоны (ОВЗ) - это зона, объединяющая страны, которые наиболее приспособлены к введению единой валюты или режима, - и определил преимущества ОВЗ :

Позволяет снизить трансакционные издержки и валютные риски;

Предоставляет свободное движение факторов производства.

При интеграции стран объединение должно пройти несколько этапов:

Зона свободной торговли, которая предоставляет странам-участникам отмену таможенных пошлин и прочих барьеров. На данном этапе интеграции происходит сближение внутренних цен на товары, которые реализуются на внешних рынках, при этом на национальных рынках сохраняются различные цены на товары;

Таможенный союз, который предполагает отсутствие внутренних барьеров во взаимной торговле товарами и услугами, введение единого таможенно-тарифного и нетарифного регулирования по отношению к третьим странам;

Экономический союз предполагает приведение к единой форме всех сфер хозяйственной деятельности: внутренней и внешней политики, бюджетной, налоговой и финансовой политики;

Валютный союз, который предполагает создание единой монетарной и фискальной политики, создание наднациональных органов, выполняющих единую экономическую политику, в которую входят валютные отношения.

Опыт валютной интеграции Европейского союза

Европейский союз (ЕС) является единственным интеграционным объединением, которое смогло осуществить полноценную валютную интеграцию, поэтому было бы целесообразно рассмотреть опыт по созданию и функционированию европейской валютной системы и Европейского валютного союза.

Начало формирования валютных отношений стран Европейского экономического сообщества (ЕЭС) приходилось на период функционирования Бреттон-Вудской валютной системы (50-60-е гг. XX в.). Страны ЕЭС ввели более строгие границы отклонения курсов национальных валют в пределах ± 0,75 % при допустимом Международным Валютным Фондом (МВФ) пределе ± 1 % отклонений курсов национальных валют от паритетов к доллару США. Такое ограничение, безусловно, снижало валютные риски и требовало большей дисциплины от стран-участниц. Крах Бреттон-Вудской валютной системы привел к тому, что страны ЕЭС расширили пределы до ± 1,125 % взаимных колебаний курсов валют. В 1992 г., в связи с кризисом и невозможностью правительствами Великобритании, Испании и Италии поддерживать курс своих валют на уровне выше минимального совместного колебания, было принято решение о повышении предела до ± 15 %, что привело к увеличению рисков для внешней торговли и валютных отношений.

Введение единой валюты на территории ЕАЭС является актуальным вопросом, который был рассмотрен на Международном экономическом форуме «Единая валюта евразийского пространства: миф или реальность? Перспективы валютно-финансовой интеграции в СНГ» . Известный профессор О. В. Буторина в своем докладе предложила не использовать опыт валютной интеграции ЕС, аргументировав это тем, что создание валютного союза происходило в другие времена и при других условиях: меньшей степени открытости экономик, фиксированных валютных курсах, валютных ограничениях по операциям движения капитала и т. д. Профессор Буторина О. В. заявила, что существующие между ЕС и ЕАЭС различия в условиях интеграции не позволяют применить опыт ЕС в процессе интеграции ЕАЭС.

На наш взгляд, опыт интеграции ЕС при создании валютного союза ЕАЭС учитывать необходимо, но не стоит отвергать тот факт, что валютная интеграция ЕАЭС будет проходить в иных условиях, при применении режима свободно плавающего курса валюты, большей степени открытости экономик и валютно-финансового сектора стран для внешнего мира, большей мобильности капиталов в трансграничном движении и т. д.

Евразийскому экономическому союзу стоит взять за основу положительные моменты ЕС как интеграционного объединения:

Принцип организации власти и управления, благодаря которому союз сочетает в себе признаки международной организации и одновременно с этим является надгосударственным объединением;

Структуру единых органов финансового и валютного регулирования, контроля, основных совещательных органов (хотя их прототип уже существует в евразийском экономическом пространстве, они требуют модернизации и дополнения в связи с изменением некоторых функций и полномочий).

Среди отрицательных моментов западноевропейской интеграции можно выделить в основном факты, относящиеся к политической сфере. Например, отсутствие принципа консенсуса (он зачастую чисто формальный), у государств ЕС весьма неоднородные уровни развития национальных экономик, и эта неоднородность только увеличивается, несмотря на общее валютное пространство. Еще одним вопросом для Европы остается, наряду с увеличением миграционных потоков, демографическая проблема, что приводит к нестабильной экономической, социальной и политической ситуации.

Оценка конвергенции стран-членов Евразийского экономического союза

Говоря о валютной интеграции стран ЕАЭС, стоит упомянуть о попытке применения единой валюты на территории стран СНГ в 1993 г. На территории девяти стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения) был введен рубль в качестве единой валюты. Это позволило сохранить экономические и торговые связи республик на переходном этапе, до введения собственных национальных валют. «Рублевая зона нового типа» просуществовала недолго, т. к. не был проработан вопрос об условиях

создания и существования валютного союза СНГ. При формировании валютного союза ЕАЭС следует учитывать этот опыт использования коллективной валюты. Дальнейшее нефункционирование рубля на территории стран «Соглашения о практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа» было связано не с недостатками функционирующий системы, а с нежеланием стран-участниц сохранить валютно-финансовую интеграционную базу, они не были заинтересованы в продолжении процесса интеграции.

В настоящее время расширение сферы обращения российского рубля во внешнеторговых расчетах происходит в первую очередь в рамках развития внешнеэкономического сотрудничества стран СНГ и внутри ЕАЭС. Отметим, что в 2014 г., в связи с введением режима экономических санкций против России со стороны США и стран Евросоюза и блокированием доступа к международным финансовым рынкам и получению иностранной валюты, доля расчетов в рублях во внешней торговле России со странами бывшего СССР резко возросла. По данным ЦБ РФ, в 2014 г. удельный вес рубля в экспорте России в страны СНГ увеличился до 65,3 % (по сравнению с 47,0 % в 2013 г.), а в страны ЕАЭС - до 71,8 % (по сравнению с 53,8 % в 2013 г.). Доля рубля в импорте России из стран СНГ в 2014 г. увеличилась до 65,4 % (по сравнению с 58,5 % в 2013 г.), а из стран ЕАЭС - до 70,3 % (по сравнению с 60,7 % в 2013 г.) . В то же время доля взаиморасчетов между странами ЕАЭС в национальных валютах невелика (1-2%) . В регионе ЕАЭС существует ряд проблем, которые препятствуют развитию валютно-финансовой интеграции на данном этапе:

Разрыв в уровне развития национальных экономик;

Существенный разрыв в темпах инфляции, макроэкономическая нестабильность, вола-тильность курсов национальных валют;

Экспортно-сырьевая зависимость экономик, низкая конкурентоспособность товаров;

Неразвитый международный финансовый центр, отсутствие единой и эффективной расчетно-платежной системы в ЕАЭС.

Как показывает опыт ЕС, для полноценной интеграции страны должны достигнуть высокого уровня развития промышленности и торговли. Кроме этого, странам ЕАЭС необходимо решить ряд текущих задач, в числе которых:

Согласование бюджетной и фискальной политики;

Создание единой валютной политики по отношению к третьим странам;

Формирование общей инфраструктуры платежного пространства, обеспечение совместимости национальных платежных систем стран-участниц ЕАЭС.

Опыт европейской интеграции показывает, что процесс валютной интеграции, который занял 50 лет, носил длительный и многоаспектный характер. Впервые идея единой валюты возникла в рамках теории оптимальных валютных зон Р. Манделла в 1961 г. Но потребовалось еще три десятилетия, чтобы теорию оценили и была осуществлена первая эмиссия евро.

Стремление к более активному использованию национальных валют во внешнеторговых расчетах является отражением многополярности современного мира и носит закономерный и естественный характер. Это результат резко возросших в последние годы рисков, связанных с ведущими мировыми валютами, и желанием стран снизить степень своей зависимости от конъюнктуры международного валютно-финансового рынка в условиях обострения глобальной геополитической ситуации.

Повышение удельного веса национальных валют во внешнеторговых расчетах не означает полного отказа от использования основных мировых валют. Речь идет лишь о расширении сферы применения национальных валют в международных расчетах за счет соответствующего уменьшения доли основных мировых валют. Как показывает практика, расширение сферы применения национальных валют во внешнеторговых расчетах происходит медленно и постепенно. Реализация подписанных между странами платежных соглашений связана с необходимостью решения множества разнообразных проблем, с которыми на практике сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности.

На данный момент в ЕАЭС нет условий для валютно-финансовой интеграции, т. к. существуют проблемы в экономической интеграции стран-участниц, не преодолен разрыв между уровнями развития их экономик, а также отсутствуют базовые предпосылки валютно-финансовой интеграции в связи с неустойчивостью курсов национальных валют. Участникам ЕАЭС следует пе-

реосмыслить стратегии развития интеграции, разработать модель кредитования и план экономического развития по выравниванию национальных экономик и разработать план по координации деятельности в валютной сфере. Евразийский экономический союз определил критерии сближения экономического развития стран согласно Маастрихтскому договору 1992 г.:

Годовой дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % валового внутреннего продукта (ВВП);

Государственный долг не более 50 % ВВП;

Уровень инфляции не выше 5 % уровня участника, имеющего наименьший рост цен.

Анализ макроэкономических показателей, публикуемый Евразийской экономической

комиссией, показывает, что государства находятся на пути сближения своих экономик . В отличие от интеграции ЕС, в ЕАЭС формирование союза протекает от разрушения в 90-е гг. союза стран, входивших в СССР, к образованию в дальнейшем Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). В первые десятилетия конкретных действий в процессе интеграции не наблюдалось, а в последующие десятилетия появились попытки ускорить интеграцию, при этом прохождение ее этапов происходило при незавершенности или недостаточном развитии предыдущих, в результате чего наблюдалось параллельное развитие отдельных процессов, которые в интеграции ЕС относились к различным этапам развития. Так, например, не дожидаясь завершения формирования ТС, страны-участницы приняли решение о создании ЕЭП. И уже через год, вместо запланированных двух лет, было разработано и принято 17 базовых соглашений. Так с 1 января 2012 г. началось создание ЕЭП, а уже с 1 января 2015 г. начал функционировать «Договор о Евразийском экономическом союзе» , по условиям которого должны существовать механизмы регулирования торговли, проводиться согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая политика.

Перспективы валютной интеграции стран-членов Евразийского экономического союза

Создание единой евразийской валюты - это последняя ступень монетарной интеграции в рамках Евразийского экономического союза. Использование единой валюты внутри стран союза в торговых расчетах будет способствовать повышению финансового иммунитета стран-членов ЕАЭС от долларовой зависимости, уменьшая тем самым негативный эффект от внешнего влияния.

Прежде чем страны ЕАЭС подойдут к этому рубежу, необходим определенный период настройки, в ходе которой могут быть пройдены несколько стадий. Это переход на взаимные расчеты в национальных валютах, координация валютных и монетарных политик, взаимная увязка курсов национальных валют и, наконец, введение единой валюты и создание единого эмиссионного центра, т. е. Евразийского центрального банка.

Некоторые эксперты предлагают сделать российский рубль единой валютой ЕАЭС, это облегчило бы экономическое взаимодействие при снижении уровня зависимости от доллара и евро. На наш взгляд, рубль - не самый лучший вариант, поскольку устойчивость российской валюты и валют других стран-участниц на данный момент прямо пропорционально зависит от стабильности цен на энергоресурсы, т. е. нефти и газа. Кроме того, ни у одной из стран-участниц ЕАЭС нет собственной платежной системы, почти все страны ЕАЭС пользуются зарубежными (VISA, MASTER CARD).

Консультационный совет по валютной политике создает координацию валютной политики, дает оценку помогающим и тормозящим этот процесс факторам. В последние пять лет наблюдается тенденция увеличения доли российского рубля в сфере обслуживания взаимных расчетов по внешней торговле в рамках ЕАЭС. Сдерживающими факторами дальнейшего роста интернационализации российского рубля являются высокая волатильность и резкие перепады взаимных курсов валют государств (рис.), сокращение объема взаимной торговли (табл.) в регионе ЕАЭС.

40%_____________

♦ев"! 5 Мар "15 Апр"15 Май"15 Июп"15 Июя -15 Абг"15 Сен"15 ОктЧ5 Ноя"15 Дек"15 Янв"16 Фев"16 Мар"16

Динамика курсов валют стран Евразийского экономического союза к российскому рублю

с 01.01.2015 по 01.03.2016 г.

Объемы взаимной торговли товарами государств-членов Евразийского экономического союза за январь-сентябрь 2015 г.

Страны Объемы взаимной торговли товарами, млн долл. США Объемы взаимной торговли товарами, в % к январю-сентябрю 2014 г. Удельный вес в общем объеме, %

ЕАЭС 34 162,6 73,7 100,0

Армения - Белоруссия 25,7 93,8 0,1

Армения - Казахстан 4,6 88,2 0,0

Армения - Россия 900,0 93,6 2,6

Белоруссия - Казахстан 457,5 69,8 1,4

Белоруссия - Киргизия 32,0 42,8 0,1

Белоруссия - Россия 19 439,6 71,9 56,9

Казахстан - Киргизия 612,0 76,6 1,8

Казахстан - Россия 11 627,7 75,2 34,0

Киргизия - Россия 1 063,2 79,3 3,1

Учитывая нынешнее положение экономик стран-членов ЕАЭС, необходимо формирование и применение действенных коллективных механизмов сглаживания чрезмерной волатиль-ности курса национальных валют, тормозящей развитие взаимных торгово-экономических связей. Также необходимо согласовать единый подход к координации политики валютного курса.

Согласно ст. 2 Договора о согласованной валютной политике Консультационный совет по валютной политике центральных (национальных) банков государств-членов ЕАЭС наделен правом давать рекомендации по параметрам коридора колебания курсов национальных валют с учетом складывающейся макроэкономической ситуации и величины государственных золотовалютных резервов. Если одна из стран союза значительно скорректирует обменный курс национальной валюты, то ей необходимо проинформировать о причинах корректировки Консультационный совет. Но на практике данные положения не реализуются, совет по факту проводит лишь обсуждение ситуации на валютных рынках стран-членов ЕАЭС, осуществляет обмен информацией о национальной денежно-кредитной и валютной политике.

Заключение

Таким образом, российский рубль и финансовый рынок России в текущей экономической ситуации очень уязвимы и нестабильны. А единая валюта - это формула очень тонкой настройки, предполагающая несколько слагаемых: валюта должна быть стабильной, финансовый рынок развитым, должен быть единый центр эмиссии и согласованная национальная финансовая политика.

Следует отметить, что у ЕАЭС в планах обширные программы мероприятий, учитывающие международный опыт по решению задач обеспечения свободного движения капитала, организации обмена информацией, регулирования и развития валютного рынка, создания и внедрения валютной политики и т. д. . Но эти задачи не подразумевают создания единой валюты, а лишь содержат ориентиры, позволяющие сделать первый шаг к валютному союзу. До формирования единого финансового рынка в 2025 г. в Евразийской экономической комиссии не видят смысла в переходе на единую валюту.

Таким образом, на данный момент странам ЕАЭС следует изучить и использовать опыт применения валютных и расчетно-платежных механизмов других интеграционных объединений. Необходимо определить, учитывая интерес стран сообщества, целесообразность создания единой валюты в ЕАЭС на текущий момент. Только после создания надежной экономической платформы можно переходить к этапу формирования единого валютного пространства.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Навой А. В. Валютно-финансовые критерии конвергенции в ЕАЭС / А. В. Навой // Деньги и кредит. 2015. № 6. C. 6-12.

2. Хомякова Л. И. Единая валюта Евразийского пространства: миф или реальность? / Л. И. Хомякова // Финансы. Деньги. Инвестиции. 2015. № 1. C. 38-40.

3. Некоторые итоги международного экономического форума государств-участников СНГ «Интеграция - новые возможности и пути выхода из кризиса» // URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=19186 (дата обращения: 22.11.2015).

4. Пищик В. Я. Тенденции и перспективы валютного сотрудничества в рамках СНГ с учетом мирового опыта / В. Я. Пищик // Формирование интеграционных объединений стран СНГ: финансовый, валютный, банковский аспект. М.: Финансы и статистика. 2006. C. 217-223.

5. Красавина Л. Н. Концепция регионального экономического и валютного союза: отличие от теории оптимальных валютных зон / Л. Н. Красавина // Деньги и кредит. 2015. № 7. С. 33-40.

6. Евразийская экономическая комиссия // URL: http://eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_ makroec/dep_makroec_pol/monitoring/Pages/default.aspx (дата обращения: 22.11.2015).

7. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_163855/ (дата обращения: 22.11.2015).

8. Договор о согласованной валютной политике государств-участников Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 12 декабря 2011 года // URL: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=49164 (дата обращения: 22.11.2015).

Статья поступила в редакцию 16.02.2016

Кулакова Елена Владимировна - Россия, 125993, Москва; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; аспирант кафедры «Мировые финансы»; [email protected].

PROSPECTS OF INTRODUCTION OF THE SINGLE CURRENCY OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Abstract. At the present time we can observe a quick growth of numbers of integration associations in the world and involving both more developed and developing countries into them. The Eurasian Economic Union is the most important project of integration in the former Soviet Union. The paper considers R. Mundell"s theory of optimal currency areas and variable stages of integration development from the actual point of view. The positive and negative aspects of monetary integration in the European Union are analyzed and the possibility of using the experience of the European integration to create a single currency system on the territory of the Eurasian economic Union is considered. The article identifies the reasons why the Russian ruble cannot be a single currency at the present time. The main conditions of creation and existence of the monetary union, the level of interest and readiness of the participating countries to cooperate in the Eurasian Economic

Union are determined. The main problems prevented from the monetary integration of the countries are revealed. It is stated that the main tasks of a single monetary system organization for the future are to develop the general structure of payment space, to decrease the gap between the levels of the development of the participating countries economies, to reduce the inflation rate and to overcome the volatility of the exchange rate.

Key words: monetary and financial integration, theory of optimal currency areas, European Union, Eurasian Economic Union, single currency, financial market.

1. Navoi A. V. Valiutno-finansovye kriterii konvergentsii v EAES . Den"gi i kredit, 2015, no. 6, pp. 6-12.

2. Khomiakova L. I. Edinaia valiuta Evraziiskogo prostranstva mif ili real"nost"? . Finansy. Den"gi. Investitsii, 2015, no. 1, pp. 38-40.

3. Nekotorye itogi mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma gosudarstv-uchastnikov SNG «Integratsiia - novye vozmozhnosti i puti vykhoda iz krizisa» . Available at: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=19186 (accessed: 22.11.2015).

4. Pishchik V. Ia. Tendentsii i perspektivy valiutnogo sotrudnichestva v ramkakh SNG s uchetom miro-vogo opyta . Formirovanie integratsionnykh ob"edinenii stran SNG: finansovyi, valiutnyi, bankovskii aspekt. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2006, pp. 217-223.

5. Krasavina L. N. Kontseptsiia regional"nogo ekonomicheskogo i valiutnogo soiuza: otlichie ot teorii op-timal"nykh valiutnykh zon . Den"gi i kredit, 2015, no. 7, pp. 33-40.

6. Evraziiskaia ekonomicheskaia komissiia . Available at: http://eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/monitoring/Pages/default.aspx (accessed: 22.11.2015).

7. Dogovor o Evraziiskom ekonomicheskom soiuze ot 29.05.2014 . Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_163855/ (accessed: 22.11.2015).

8. Dogovor o soglasovannoi valiutnoi politike gosudarstv-uchastnikov Soglasheniia o soglasovannykh printsipakh valiutnoi politiki ot 12 dekabria 2011 goda . Available at: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=49164 (accessed: 22.11.2015).

The article submitted to the editors 16.02.2016

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kulakova Elena Vladimirovna - Russia, 125993, Moscow; Financial University under the Government of the Russian Federation; Postgraduate Student of the Department "World Finance"; [email protected].



Статьи по теме: