Факторы эффективности фискальной политики. Виды и эффективность фискальной политики

Ø Механизм воздействия стимулирующей фискальной по­литики на совместное равновесие (рис.10.3).

Рис. 10.3. Механизм воздействия стимулирующей фискальной по­литики на совместное равновесие

При проведении стимулирующей фискальной политики рав­новесный объем производства и дохода увеличивается и реаль­ная процентная ставка тоже возрастает (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Механизм действия стимулирующей фискальной политики

Ø Факторы, определяющие эффективность стимулирую­щей фискальной политики. Эффективность стимулирующей фискальной политики будет тем выше, чем больше величина фискальных мультипликаторов (рис. 10.5).

Рис. 10.5. Влияние значения фискальных мультипликаторов на эффективность фискальной политики:

а - значение фискальных мультипликаторов велико ;

б - значение фискальных мультипликаторов мало

Если значение фискальных мультипликаторов выше (угол наклона кривой совокупных расходов меньше - случай а), то для увеличения совокупного дохода на заданное значение тре­буется гораздо меньший прирост совокупных расходов, чем в случае б. Следовательно, и объем фискального вмешательства потребуется менее значительный.

Факторы, определяющие значение фискаль­ных мультипликаторов:

1. Предельная склонность к потреблению МРС.

2. Налоговая ставка t .

Поэтому при прочих равных условиях чем больше значение предельной склонности к потреблению и чем ниже налоговая ставка, тем выше будет эффективность фискальной политики.

Ø Факторы, снижающие эффективность стимулирующей фискальной политики. Эффективность стимулирующей фис­кальной политики может быть ослаблена сокращением инвести­ционного спроса, вызванным ростом процентной ставки. Это яв­ление получило название эффекта вытеснения .

Сокращение инвестиционного спроса вследствие эффекта вытеснения снижает планируемые расходы и вызывает мульти­пликативное сокращение совокупного выпуска - эффекты, про­тиводействующие стимулирующему фискальному воздействию государства. Поэтому чем больший масштаб имеет эффект вы­теснения, тем ниже будет эффективность стимулирующей фис­кальной политики.

Факторы, определяющие масштаб эффекта вытеснения:

Чувствительность инвестиционного спроса к изменению про­центной ставки d ;

Чувствительность спроса на деньги к изменению совокупно­го дохода k ;

Чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки h.

1. Чем выше чувствительность инвестиционного спроса к из­менению процентной ставки d, тем больше при прочих равных условиях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.6).

Рис. 10.6. Влияние чувствительности инвестиционного спроса к изменению процентной ставки на масштаб вытеснения инвестиций:

а - инвестиционный спрос сильно чувствителен к изменению процентной ставки;

б - инвестиционный спрос слабо чувствителен к изменению процентной ставки

При увеличении совокупного дохода, а значит, спроса на день­ги и процентной ставки на равную величину в первом случае инвестиционный спрос сильнее реагирует на рост ставки про­цента и объем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем во втором случае.

2. Чем выше чувствительность спроса на деньги к измене­нию совокупного дохода k, тем больше при прочих равных ус­ловиях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.7).

Рис. 10.7. Влияние чувствительности спроса на деньги к измене­нию совокупного дохода на масштаб вытеснения инве­стиций:

а - спрос на деньги сильно чувствителен к изменению совокупного дохода;

б - спрос на деньги слабо чувствителен к изменению совокупного дохода

При одинаковом увеличении совокупного дохода в первом случае спрос на деньги возрастает на большую величину и объ­ем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем во вто­ром случае.

3. Чем выше чувствительность спроса на деньги к измене­нию процентной ставки d, тем больше при прочих равных усло­виях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.8).

Увеличение совокупного дохода и как следствие этого спро­са на деньги на равную величину во втором случае будет сопро­вождаться более сильным ростом процентной ставки, и объем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем в случае а.

Следовательно, эффект вытеснения, ослабляющий воздействие стимулирующей фискальной политики на совокупный доход, тем слабее, чем ниже чувствительность инвестиционного спроса к изменению процентной ставка, чем ниже чувствительность спро­са на деньги к изменению совокупного дохода и чем выше чувстви­тельность спроса на деньги к изменению процентной ставки.

Рис. 10.8. Влияние чувствительности спроса на деньги к изменению процентной ставки на масштаб вытеснения инвестиций:

а - спрос на деньги сильно чувствителен к изменению процентной ставки;

б - спрос на деньги слабо чувствителен к изменению процентной ставки

Стимулирующая политика может быть использована для предотвращения длительного спада, о чем говорит опыт ряда стран с переходной экономикой, Японии, США; сдерживающая -- для упреждения инфляции. Именно поэтому кейнсианцы считали ее основным инструментом государственного регулирования национальной экономики.

Кроме всего прочего, бюджетно-налоговая политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла. Ее инструменты либо непосредственно являются составляющими первого (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансферты). Это позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъема -- сокращать их, предотвращая «перегрев» экономики, т.е. использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития.

Фискальная политика способна изменять и структуру совокупного спроса. Так, экспансионистская политика приводит не только к увеличению абсолютной величины совокупного спроса, но и к возрастанию в его общем объеме доли государственных расходов, потребления и сокращению удельного веса частных инвестиций вследствие эффекта вытеснения (подробнее о нем см. ниже). Сдерживающая -- наоборот, сопровождается ростом доли частных инвестиций в совокупном спросе и уменьшением доли государственных расходов.

Выполняя стабилизационную роль, фискальная политика, способствует решению ряда других задач. Например, увеличение социальных трансфертов и уменьшение нижней ставки подоходного налога, с одной стороны, приведут к росту совокупного спроса, а с другой -- позволят снизить дифференциацию доходов в обществе. Рост государственных расходов не только выполняет стимулирующую функцию, но и может быть использован для увеличения государственной собственности и степени вмешательства государства в экономику.

Чаще бюджетно-налоговую политику рассматривают как инструмент регулирования совокупного спроса, однако она влияет и на совокупное предложение. Допустим, государство увеличивает свои закупки и снижает налоги, т.е. проводит стимулирующую политику. Ее последствия следующие: во-первых, рост совокупного спроса с AD1 до AD2 приводит к увеличению национального дохода с Y1 до У2 (рис. 2). Во-вторых, в случае снижения ставки налога на прибыль будут стимулироваться инвестиции в связи с повышением их прибыльности; если же будет понижена ставка подоходного налога -- повысятся сбережения и стимулы к труду. Эти процессы приведут к росту совокупного предложения и сдвигу кривой AS1 в положение AS2 и росту национального дохода с Y2 до У3. В итоге уровень национального дохода увеличится с У1 до У3. Таким образом, экспансионистская фискальная политика может быть использована для стимулирования экономического роста.

Рисунок 2 Влияние стимулирующей фискальной политики на совокупный спрос и совокупное предложение

Главное достоинство недискреционной бюджетно-налоговой политики в том, что встроенные стабилизаторы включаются автоматически, немедленно при малейшем изменении экономической конъюнктуры, сглаживая колебания экономического цикла.

Вместе с тем реализация фискальной политики связана с решением ряда проблем. Для нее характерны длительные временные лаги (от англ. lag -- запаздывание). Особенно значителен внутренний лаг, который включает: период времени от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий, а также период от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер фискальной политики. Помимо него имеется и внешний лаг: период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации в реальном секторе экономики. Временные лаги лишают бюджетно-налоговую политику гибкости. Кроме того, ошибки в расчете их длительности могут в отдельных случаях привести к дестабилизирующему действию: стимулирующие методы начнут действовать уже тогда, когда экономика вышла из спада и находится на фазе экономического роста, и наоборот.

Практически невозможно точно рассчитать влияние изменения параметров фискальной политики на совокупные расходы, а тем более на реальную экономику. Так, добиться стимулирующего воздействия можно путем увеличения государственных закупок, социальных трансфертов и снижения налогов. Известно, что величина мультипликатора закупок больше величин других мультипликаторов. Помимо этого оценить влияние государственных закупок на совокупный спрос легче, чем других инструментов фискальной политики. Однако их использование ведет к увеличению бюджетного дефицита, что порождает ряд негативных последствий, о которых говорилось выше. Оценить воздействие на экономику изменения трансфертов и налогов сложнее потому, что, во-первых, их влияние на потребительские расходы зависит от mрс, динамику которой предсказать достаточно сложно, а во-вторых, чтобы определить степень влияния снижения налогов на инвестиции как компонент совокупного спроса, надо знать значения мультипликатора и акселератора инвестиций, точный расчет которых затруднителен.

Не следует забывать и о том, что фискальная политика может быть подвержена влиянию политического цикла. Решения об изменении налогов, государственных расходов принимаются политиками, что позволяет использовать инструменты бюджетно-налоговой политики в предвыборных целях. Например, практика показывает, что перед выборами некоторые виды государственных расходов увеличиваются, а после них -- сокращаются, что, естественно, не способствует повышению эффективности фискальной политики.

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством бюджетно-налоговая политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто с этой целью анализируется состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов, излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты или излишки могут изменяться вследствие целенаправленного увеличения или уменьшения государственных расходов или налогов, т.е. проведения активной фискальной политики. Но с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального дохода, происходящие в результате колебаний деловой активности, что обусловлено существованием встроенной стабильности.

Чтобы развести эти причины и получить возможность оценить правильность принимаемых фискальных мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки.

Связь между государственными расходами и налоговыми поступлениями в казну можно показать графически. Государственные расходы на текущий год есть величина постоянная, не зависящая от объема национального дохода. Поэтому кривая государственных расходов G будет иметь вид горизонтальной прямой (рис. 3). Сумма налогов, получаемых государством, пропорциональна объему национального дохода. Соответственно, кривая налоговых поступлений Т будет восходящей.

Рисунок 3 - Бюджетные дефициты, излишки. Бюджет полной занятости

Из рис. 3 следует, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при уровне национального дохода YE. Допустим, фактический доход равен Yt,а потенциальный -- У2. Существующий при уровне дохода Y1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает тот факт, что при полной занятости и тех же государственных расходах и налогах (кривые G и Т остаются на месте) бюджет полной занятости имеет излишек, равный отрезку MN. Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей, и отчасти именно поэтому уровень национального дохода ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, т.е. в стимулировании совокупных расходов.

Изменение бюджета полной занятости показывает, как проводимая бюджетно-налоговая политика влияет на изменение совокупных расходов. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствует о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупных расходов. И наоборот, уменьшение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей бюджетно-налоговой политики, цель которой -- сокращение совокупных расходов.

Не следует также забывать, что вследствие проведения фискальной политики существует эффект вытеснения.

Очень проста причина того, что равновесный уровень реального дохода в модели IS-LMB результате проведения экспансионистской бюджетно-налоговой политики (увеличения государственных расходов или снижения налоговых ставок) вырастет на меньшую величину, чем предписывается традиционным эффектом мультипликатора. Когда реальный доход начинает расти, то же происходит и с объемом спроса на деньги, и с равновесной процентной ставкой. Повышение процентной ставки приводит к сокращению инвестиций фирм. В результате реальный доход уменьшается на величину, равную сокращению ожидаемых инвестиций в соответствии с эффектом мультипликатора.

Следовательно, увеличение государственных расходов или снижение налогов, вызывая изменения ставки процента, приводит к снижению частных расходов фирм. Экономисты называют это явление эффектом вытеснения (crowding-out effect) частных инвестиций вследствие роста государственных расходов. Этот эффект вытеснения напоминает положение классической модели, в соответствии с которым рост дефицита государственного бюджета полностью вытесняет равное ему количество частных расходов на товары и услуги. Однако в кейнсианской модели полное вытеснение не имеет места. Скорее, суммарный равновесный реальный доход увеличивается, когда государственные расходы растут или налоги снижаются.

Что определяет относительный размер эффекта вытеснения? Предположим, что наклон графика IS был бы большим (т. е. ожидаемые инвестиции стали бы неэластичными по проценту), а наклон графика LM был бы менее значительным (так что спрос на деньги оказался бы эластичным по проценту). При таком положении окончательный прирост реального дохода практически соответствовал бы величине, на которую сместился график IS. В этом случае эффект вытеснения был бы незначительным. И наоборот, если бы график IS был пологим (т. е. ожидаемые инвестиции оказались бы эластичными по проценту), а график LM -- крутым (т. е. спрос на деньги был бы менее эластичен по проценту), то окончательный прирост реального дохода стремился бы к нулю. В этом случае наблюдалось бы полное вытеснение инвестиций. Из этого можно сделать вывод, что эффект вытеснения становится более заметным, когда повышается эластичность ожидаемых инвестиций по проценту. Эффект вытеснения также усиливается при уменьшении эластичности спроса на деньги.

Отметим также, что при горизонтальном графике IS (ожидаемые инвестиции абсолютно неэластичны) и вертикальном графике LM (спрос на деньги абсолютно неэластичен по проценту) возникает крайний случай полного эффекта вытеснения. При этом увеличение государственных расходов повлечет за собой смещение графика IS по горизонтали, причем уровень реального дохода останется неизменным. Это означает, что реальные инвестиции уменьшатся на величину, соответствующую приросту государственных расходов, т. е. будет иметь место полный эффект вытеснения. Этот случай сам по себе является аналогией классической модели. Это объясняется тем, что классическая модель подчеркивает чувствительность ожидаемых инвестиций к изменению процентных ставок и также отмечает независимость спроса на деньги от ставки процента. В этом случае, как показывает модель IS-LM, имеет место полный эффект вытеснения.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде. Ее цель – сокращение рецессионного разрыва выпуска, снижение уровня безработицы. Ее инструменты:

1) увеличение государственных закупок;

2) снижение налогов;

3) увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме. Цель – сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции, и направлена на сокращение совокупного спроса.

Инструменты:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Сокращение трансфертов.

Виды фискальной политики

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Представители экономики предложения являются сторонниками идей экономического либерализма. В теоретическом плане концепция характеризуется применением принципов микроэкономического подхода к анализу таких макроэкономических проблем, как накопление капитала и государственные финансы. При этом основное внимание уделяется воздействию налогов и налоговой политики на экономическую активность, корректировке системы регулирования, смещению целей и приоритетов экономической политики и модификации методов достижения этих целей. Представители экономики предложения требуют ликвидации «вредных» форм регулирования, уменьшения регламентирующей и регулирующей деятельности государства, а также укрепления рыночных основ предпринимательства.

Экономическое процветание общества теоретики экономики предложения связывают с защитой частной собственности и с совершенствованием механизма цен, с созданием дополнительной системы мер по повышению конкурентоспособности рыночной экономики, перестройкой системы социально-экономических и политических отношений в соответствии с интересами предпринимательства.

Но теоретики не стремятся полностью устранить государство из экономики. Они ведут речь о его преобразовании, создании«государства социального страхования», целью которого является улучшение положения всех американцев, создание справедливой социально-экономической организации, которая открывает простор для реализации индивидуальных устремлений и основана на принципе «равных возможностей», позволяющем обеспечить условия для эффективного функционирования экономики.

При этом идеологи экономики предложения считают, что условием, необходимым для процветания общества, является обеспечение богатства, права неограниченного владения собственностью, предпринимательской активности. представители экономики предложения, так же, как и кейнсианцы, считают фискальную политику мощным средством воздействия на экономику. Но, если для кейнсианцев она - способ непосредственного воздействия на совокупный спрос и объемы производства с вторичным эффектом на структуру цен, то для представителей экономики предложения бюджетно-налоговая политика - это средство изменять «относительные цены» и через них воздействовать на поведение субъектов, в результате чего изменяется объем производства и совокупный доход. Данные положения позволили теоретикам экономики предложения обосновать вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов.

Для теоретического доказательства стимулирующего воздействия низких налоговых ставок они использовали бюджетную концепцию А.Лаффера. По его мнению, движущей силой экономического роста выступает заинтересованность хозяйственных агентов экономической деятельности, ориентированной на рынок. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами.

Большинство экономистов полагает, что фискальные рычаги, при их разумном использовании, могут оказать нужное влияние на спад и инфляцию. Все согласны с тем, что стимулирующая фискальная политика способствует росту производства и помогает существенно снизить нестабильность. Во время спадов бюджетный дефицит действительно подталкивает совокупный спрос, а через него производство и занятость, что говорит о высокой реальной применимости данного вида стабилизационной политики.

Вместе с тем, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы:

Побочные последствия активных бюджетных дефицитов достаточно серьезны. Увеличение государственных расходов или уменьшение налогов приводят к росту дефицита государственного бюджета, а последний - к росту инфляции;

Государственные инвестиции вытесняют частные инвестиции, т. е. речь идет об эффекте вытеснения. Эффект вытеснения - сокращение уровня инвестиций, вызванное увеличением государственных расходов. Сущность эффекта

Вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика ведет к росту спроса на деньги, следовательно, к росту процентной ставки и сокращению частных инвестиционных расходов;

Проблема времени. Дискреционная фискальная политика требует изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Фискальная политика часто запаздывает из-за административных и законодательных процедур, в результате она может воздействовать

Только на крупные дестабилизирующие изменения. Небольшие колебания находятся за пределами возможностей фискальной политики;

Политические проблемы. С одной стороны, сокращение налогов, как и увеличение государственных расходов, - очень популярная мера чисто политического плана. С другой стороны, увеличение налогов или урезание социальных программ связано с нежелательными социальными последствиями, и правительство часто не решается применять эти меры.

Фискальная политика (ФП) используется для стабилизации экономики: в период спада проводится стимулирующая ФП, в периоды инфляции - сдерживающая. Таким образом, фискальная политика носит проциклический характер.

Проблемой проведения фискальной политики является временной лаг ее осуществления. Различают внутренний временной лаг распознавания проблемы, т. е. время, пока существующий факт отразит статистика, и внешний временной лаг - время между принятием решений по экономической стабилизации и получением результатов такой политики. Таким образом, осуществление фискальной политики требует решения следующих проблем времени:

а) административной задержки признания необходимости принятия мер до момента их принятия;

б) функционального запаздывания от момента принятия решений о фискальных мерах до результатов их действия в виде изменения объемов производства, занятости, включая плановые периоды, долгие сроки строительства.

Для повышения эффективности фискальной политики необходимо одновременное проведение мер дискреционной и недискреционной политики, что снизит ее зависимость от временного параметра.

Проведение фискальной политики сталкивается с политическими проблемами ее осуществления. Это объясняется тем, что целями правительства является не только экономическая стабильность, но и обеспечение населения товарами и услугами общественного потребления, перераспределение доходов, победа в политических конфликтах и др. Политический деловой цикл характеризуется пристрастием к стимулирующей фискальной политике и сопряжен с политическими компаниями выборов в органы власти. Это способствует дефициту бюджета, порождает проблемы его финансирования и последствия применяемых методов финансирования: сеньораж, эффект Оливера - Танзи, др.

Монетизация дефицита бюджета ведет к сеньоражу , т. е. государство получает доход от эмиссии денег. Сеньораж возникает при превышении темпа роста денежной массы над темпом роста ВВП, что ведет к повышению среднего уровня цен и все агенты платят своеобразный инфляционный налог.

Монетизация осуществляется непосредственно эмиссией денег, расширением кредитов с использованием льготных ставок, отсрочкой платежей Правительства при закупке товаров и услуг. Если платежи накапливаются, эти дефициты финансируются Центральным банком или увеличивают общий дефицит бюджета.

В условиях инфляции возникает эффект Оливера - Танзи , проявляющийся в сознательном затягивании налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. За это время происходит некоторое обесценивание денег, налогоплательщик выигрывает, дефицит бюджета и общая неустойчивость финансовой системы растет.


Проведение в жизнь бюджетно-налоговой политики сопровождается «эффектами», влияющими на уровень ее эффективности. Так, при проведении стимулирующей фискальной политики возникает эффект вытеснения : увеличение государственных расходов ведет к увеличению спроса на деньги, росту ставки процента, снижению инвестиций, снижению совокупного спроса и объема ВВП.

Эффективность фискальной политики зависит от эластичности кривой спроса на деньги к динамике ставки процента, т. е.

где - спрос на деньги;

k - чувствительность спроса на деньги (эластичность) к доходу Y ;

h - чувствительность спроса на деньги (эластичность) к реальной ставке процента R.

Если чувствительность спроса на деньги к ставке процента невелика, то динамика ставки процента значительна, что ведет к изменению объема инвестиций, и это изменение тем больше, чем выше чувствительность инвестиций к ставке процента (рис. 8.5).

На рисунке 8.6, а чувствительность инвестиций к ставке процента невысока и изменение ставки процента ведет к незначительному спаду объема инвестиций в экономику. При аналогичном изменении ставки процента и высокой чувствительности инвестиций


Рисунок 8.5 - Влияние изменения эластичности спроса на деньги
на динамику ставки процента

(рис. 8.6 б), они сократятся в большей степени, и эффект вытеснения будет значительным. Эффект вытеснения отсутствует в состоянии инвестиционной ловушки, когда динамика ставки процента не влияет на динамику инвестиций, и кривая инвестиций вертикальна.

В некоторых случаях стимулирующая фискальная политика не только не дает эффекта вытеснения, но способствует повышению уровня инвестиций. Это имеет место, когда рост государственных расходов сопровождается ростом оптимизма, положительными экономическими ожиданиями и ростом деловой активности (рис. 8.7).

Изменение ставки процента с не снижает величину инвестиций c I 1 до I 2 , а увеличивает до .

Таким образом, эффективность фискальной политики зависит от ожиданий экономических субъектов, осуществляющих инвестиции в экономику. Для формирования определенных ожиданий целесообразна макроэкономическая «политика твердого курса» с утверждением определенных, принятых и строго соблюдаемых параметров развития экономики. Предполагается соблюдение, в рамках принятого уровня инфляции и бюджетного дефицита, необходимых мер по стабилизации законодательной и налоговой политики.


Рисунок 8.6 - Влияние чувствительности инвестиций к динамике
ставки процента на объем инвестиций в экономику



Статьи по теме: