Формирование налоговой политики предприятия. Налоговая политика государства

Налоговая политика предприятия – свод правил осуществления долгосрочного и оперативного планирования налоговой деятельности. Она затрагивает вопросы выбора модели учёта, выработку стиля взаимоотношений с контрагентами. Главная цель создания документа – оптимизация налоговой нагрузки, обеспечение предсказуемости налоговых расходов и рациональное распределение финансовых потоков.

Задачи налоговой политики

Основная цель составления налоговой политики предприятия – создание условий для получения максимальных прибылей на фоне снижения налогового бремени. Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:

  • правильный расчет финансовых показателей деятельности предприятия;
  • объективная оценка степени влияния на уровень рентабельности проектов налоговой нагрузки;
  • формирование удобного платежного календаря;
  • оптимизация налогов.

Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.

Стоит запомнить! Для новых предприятий отводится срок в 90 дней для создания и утверждения своей налоговой политики.

Основной критерий необходимости создания стратегии поведения в налоговой сфере – наличие у компании возможности самостоятельно выбирать способ учета активов и обязательств в рамках предложенного законодательством инструментария. В эту категорию входят организации на общей и упрощенной системе налогообложения.

Обратите внимание! Малым предприятиям законодательство дает возможность пользоваться некоторыми послаблениями в ведении учета. При намерении применить их на практике, это надо прописать отдельным пунктом в бухгалтерской и налоговой политике фирмы.

Особенности оптимизации расходов в бюджет не позволяют объединять бухгалтерскую учётную политику с налоговой. Для первой характерно внесение редких корректировок в содержательную часть на основании веских причин. Для налоговой политики свойственны гибкость и быстрое реагирование на любые изменения внутренних и внешних факторов.

Налоговая стратегия обновляется полностью не чаще одного раза в году, все новшества вступают в силу после окончания отчетного периода. На протяжении года допускается внесение дополнений в составленную ранее политику. Основанием может быть:

  • изменение норм законодательства;
  • введение нового сбора или налога;
  • появление дополнительных видов деятельности организации.

Любое дополнение оформляется приказом по предприятию за подписью руководителя.

Важная деталь! Налоговый кодекс не предполагает отправку созданной на предприятии налоговой политики в ИФНС. Представлять данный документ налоговым органам следует только при наличии официального запроса.

Принципы формирования налоговой стратегии

Для создания эффективной и работающей модели поведения в сфере налогообложения предприятию необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Отсутствие противоречий между предпринимаемыми действиями и нормами законодательства. Это обеспечит минимизацию риска возникновения серьезных споров с налоговыми органами, исключит вероятность образования задолженности и штрафных санкций по налоговым платежам.
  2. Минимизация налоговых отчислений должна осуществляться без снижения темпов производства. То есть стремиться следует не столько к уменьшению суммы налогов, сколько к их оптимальному соотношению с результатами хозяйственной деятельности.
  3. Максимальное использование на практике возможных налоговых льгот.
  4. Внесение своевременных и оперативных корректив в налоговую политику на фоне изменения норм действующего законодательства.
  5. Ежегодное планирование объемов расчетов по налогам, контроль над исполнением бюджета и анализ отклонений от него.

Пошаговая инструкция создания налоговой политики предприятия

Процесс создания налоговой политики предприятия характеризуется большими трудовыми затратами, поэтому начинать сбор данных и их систематизацию надо за месяц до окончания текущего отчетного периода. Пошагово механизм действий выглядит так:

Шаг 1

Составление перечня налогов и сборов.

В него вносят налоговые платежи, которые могут оказывать влияние на финансовое положение организации. В списке должны оказаться только те налоги, плательщиками которых является предприятие.

Шаг 2

Анализ путей оптимизации налогов.

Для этого каждый вид налога из созданного списка оценивается с точки зрения возможного влияния предприятием на его размер, изучается вопрос допущения на законодательном уровне применения налоговых послаблений. При наличии шанса применить льготы по конкретному налогу следует сразу уточнять, что необходимо предпринять для реализации такого права.

На данном этапе следует провести полную проверку правильности:

  • списаний износа различных категорий ценностей;
  • переоценки основных средств;
  • формирования запасов ТМЦ;
  • создания расходов, относящихся к будущим периодам.

Шаг 3

Составление плана действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе, проработка ключевых элементов реализации налоговой политики.

Для этого понадобятся сводные данные планируемых доходов и расходов предприятия в разрезе продаж, закупки и расходования материалов, услуг сторонних организаций, затрат на оплату труда и инвестирование.

Шаг 4

Создание наиболее подходящего для нужд предприятия варианта налоговой политики путем комбинирования самых эффективных в конкретной ситуации мер.

Запомните! Необходимо создать алгоритм действий ответственных работников, обеспечивающий непрерывное и быстрое отражение в учете всех хозяйственных операций с соблюдением хронологии событий.

Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях. Для правильной проработки всех возможных вариантов поведения в налоговой сфере надо уделить внимание:

  • расчету планируемых сумм начислений по налогам в предстоящем году;
  • определению предварительных размеров налоговых платежей с распределением их во времени;
  • составлению прогнозных показателей баланса, выделяя возможное возникновение задолженности перед бюджетом.

Шаг 5

Закрепление системы контроля над правильностью выполнения норм учетной налоговой политики.

Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчисления налогов и соблюдении сроков их уплаты. Отдельным пунктом следует прописать обязанности конкретных сотрудников по анализу всех отклонений от прогнозных сведений и причин их возникновения.

Базовая структура налоговой политики

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

  1. Общий блок.
  2. Правила формирования и оптимизации налоговой базы.

В общей части указываются сведения о:

  • лицах, ответственных за ведение учета;
  • принципах учета в сфере налогов;
  • установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

  • правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
  • прогнозный налоговый бюджет;
  • составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
  • принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
  • анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
  • пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
  • описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
  • анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
  • перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.

(tax policy of company) - составная часть предприятия, заключающаяся в выборе наиболее эффективных вариантов осуществления налоговых платежей при альтернативных вариантах его хозяйственной деятельности. Налоговая политика предприятия строится на следующих основных принципах:

  1. Строгое соблюдение действующего налогового законодательства . Ни одна из форм незаконного уклонения от уплаты налогов (сокрытие реальных доходов или прибыли, подтасовка , задержка налоговых платежей и т.п.) не может быть использована предприятием, которое заботится о своей деловой репутации.
  2. Поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения . Это предполагает целенаправленное воздействие на различные элементы в разрезе источников уплаты отдельных налогов, широкое использование установленной системы прямых и непрямых .
  3. Оперативный учет изменений в действующей налоговой системе . Разработанная предприятием налоговая политика, а в отдельных случаях и виды должны оперативно корректироваться с учетом появления новых видов налогов, изменения , отмены или предоставления налоговых льгот и т.п.
  4. Плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей . В основу такого планирования должны быть положены целевая сумма предприятия и другие плановые показатели его экономического развития.
  5. Обеспечение своевременных расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налоговым платежам . С целью их обеспечения на предприятии должен быть разработан «налоговый календарь», представляющий собой график осуществления конкретных видов налоговых платежей предприятия в предстоящем периоде. Разработка такого графика позволяет минимизировать затраты предприятия по обслуживанию потока налоговых платежей.

С учетом этих принципов на каждом предприятии формируется конкретная налоговая политика. Последовательность ее формирования представлена на нижеприведенном рисунке.

Последовательность формирования налоговой политики предприятия.

Процесс формирования налоговой политики предприятия осуществляется по следующим основным этапам.

1. Выявление направлений операционной деятельности предприятия, позволяющих минимизировать налоговые платежи за счет разных ставок налогообложения . Государственная предусматривает установление различных ставок налогов по отдельным направлениям операционной деятельности, связанным с ней хозяйственным операциям, видам производимой продукции и т.п. Формируя направления и объемы своей операционной деятельности, номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции, предприятие может уже на этом этапе создать необходимые предпосылки для минимизации предстоящих налоговых платежей.

2. Выявление возможностей уменьшения базы налогообложения операционной деятельности предприятия за счет использования прямых налоговых льгот . Эти льготы предоставляются обычно в следующих основных формах:

  • уменьшение размера ставок налогообложения (прямое или в процентах к средней ставке);
  • предоставление (отсрочки уплаты начисленных налоговых платежей);
  • полное освобождение от уплаты налогов.

При использовании предприятием прямых налоговых льгот следует учесть, что все они носят целевой характер. В соответствии с целью их предоставления и использования в процессе формирования налоговой политики предприятия все прямые налоговые льготы рекомендуется подразделять на три группы:

  • налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям предприятий. К их составу относятся льготы, предоставляемые малым предприятиям; предприятиям общественных организаций инвалидов; совместным предприятиям с иностранными инвестициями и т.п.;
  • налоговые льготы, предоставляемые по отдельным видам хозяйственных операций, связанных с операционной деятельностью предприятий. К таким льготам можно относить необлагаемую налогом сумму , начисленную в составе операционных затрат; необлагаемую налогом сумму доходов, накапливаемую на пенсионных счетах при дополнительном пенсионном обеспечении работников (в рамках установленных норм) и т.п.;
  • налоговые льготы, предоставляемые при реализации отдельных видов продукции льготным категориям покупателей или в порядке осуществления внешнеэкономической деятельности. Это относится к льготному налогообложению добавленной стоимости, к ставкам и т.п.

В соответствии с такой группировкой предприятие может на альтернативной основе формировать свою налоговую политику, соответствующим образом организационные формы своих дочерних фирм, виды хозяйственных операций, ассортимент реализуемой продукции.

3. Учет непрямых налоговых льгот в формировании налоговой политики предприятия . Состав непрямых налоговых льгот определяется возможностями уменьшения базы налогообложения при неизменных его ставках. Примером направленности таких действий является использование метода активной части производственных основных фондов (сокращающее налоговую базу по прибыли); замена живого труда машинами и механизмами (сокращающая налоговую базу уплаты отчислений от фонда оплаты труда) и т.п.

4. Учет региональных особенностей формирования налоговой политики предприятия . В процессе региональной диверсификации операционной деятельности предприятий возникают возможности использования налоговых преимуществ, действующих на отдельных территориях. При формировании налоговой политики предприятия выделяют, как правило, три группы региональных образований с различной системой налогообложения:

  • своей страны. В границах этих зон законодательно устанавливается и действует специальный более льготный налоговый режим;
  • сопредельные страны с более льготной налоговой системой. Такие страны могут быть объектом региональной диверсификации операционной деятельности предприятий, в первую очередь, размещенных в приграничных областях;
  • оффшорные территории (зоны). Как правило, для этого выбирают территории с очень низким уровнем налогообложения операционной деятельности данного вида (а иногда безналоговые зоны). Выбор конкретной оффшорной территории зависит от целей и направленности хозяйственной деятельности предприятия, налогового режима, развитости коммерческой и финансовой инфраструктуры, наличия межгосударственного соглашения об устранении двойного налогообложения, стоимости инкорпорирования и ряда других условий. Привлекательность открытия (оффшорных дочерних фирм) заключается не только в возможностях легального уменьшения налоговых платежей, но и в других возможностях - обеспечении визовой поддержки государства-регистрации, открытия за рубежом валютного счета и т.п.

5. Определение методических принципов налогового планирования на предприятии . Для эффективной реализации налоговой политики, оценки альтернативных ее вариантов предприятие должно использовать корректные методы налогового планирования, связанные с особенностями налогообложения конкретной операционной деятельности. Такая методическая база должна быть создана в процессе формирования налоговой политики.

6. Оценка эффективности разработанной налоговой политики предприятия . Такая оценка осуществляется в процессе сравнения альтернативных ее вариантов с помощью системы соответствующих показателей. Основными из этих оценочных показателей являются:

  • коэффициент эффективности налогообложения. Он позволяет получить наиболее обобщенную характеристику избранной налоговой политики предприятия, показывая как соотносятся между собой показатели чистой операционной прибыли и общей суммы налоговых платежей;
  • налогоемкость продаваемой продукции. Этот показатель позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема проданной продукции;
  • коэффициент льготного налогообложения. Этот показатель позволяет определить, насколько эффективно предприятие использует предоставленные законодательством льготы по налоговым платежам в целом (или по отдельным видам налогов).

Основным элементом налоговой политики организации является налоговое планирование.

Основными целями налогового планирования являются:

оптимизация налоговых платежей;

минимизация налоговых потерь по конкретному налогу;

минимизация налоговых потерь по совокупности налогов.

Результатом реализации вышеперечисленных целей является увеличение реальных возможностей предприятия для дальнейшего развития и повышения эффективности его деятельности. За счет снижения налоговой нагрузки путем поиска наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств предприятия у него появляются дополнительные возможности для максимального увеличения доходности его финансово-хозяйственной деятельности.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать вероятность изменений в налоговом законодательстве, которые могут быть связаны с тенденциями в развитии налоговой политики, установлением новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т.д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся информации с учетом существующих налоговых тенденций, налоговой теории и политики.

Налоговое планирование начинается с определения налогового поля. Налоговое поле - это перечень налогов, которые организация должна перечислить в бюджет, их прогнозные величины и сроки выплат. Прогнозные величины налоговых платежей рассчитываются на основе результатов анализа фактических налоговых платежей за предшествующие периоды. Глубина предшествующего периода зависит от срока, в течение которого не происходили существенные изменения налогового законодательства. Расчеты планируемых налоговых платежей целесообразно проводить на основе индексного метода. Его суть заключается в определении доли каждого вида налогов в общем объеме выручки. Налоговое поле целесообразно дополнять перечнем льгот по выплате налогов, которые организация планирует использовать.

Элементами налогового планирования являются также:

налоговый календарь - он предназначен для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет налогов, а также для своевременного представления отчетности, исключающей штрафные санкции за просрочки;

стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии;

система мер по предотвращению дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию и оказанные услуги со сроком более четырех месяцев;

налаженный бухгалтерский учет и отчетность, позволяющий получать оперативную, объективную информацию о хозяйственной деятельности для рационального налогового планирования;

механизм мониторинга налоговых льгот для их использования в коммерческой деятельности.

результатом налогового планирования должен стать выбор метода оптимизации налогообложения, который будет применять предприятие для достижения оптимальной налоговой ситуации.

помимо определения показателя налоговой нагрузки перед руководством предприятия стоит задача снижения этого показателя, то есть минимизация налоговых отчислений с помощью оптимизации налогообложения. Оптимизация налоговой нагрузки - одна из важнейших составляющих налогового планирования предприятия. Сущность ее состоит в том, что каждое предприятие имеет право использовать законодательно разрешенные методы, способы и приемы для максимально возможного сокращения своих налоговых обязательств перед государством.

Таким образом, налоговое планирование - это планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью минимизации налоговых платежей. Минимизация налогов - это законный вид деятельности, требующий хорошей базовой подготовки, знаний по целому ряду дисциплин, постоянной работы по осмыслению старых и новых явлений и законодательных актов. Минимизация налоговых выплат может рассматриваться как уменьшение размера налоговых обязательств посредством использования налогоплательщиком всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Отсюда вытекает главное отличие минимизации налоговых платежей от уклонения от уплаты налогов. В первом действии налогоплательщик использует разрешенные или незапрещенные законодательством способы уменьшение налоговых платежей, т.е. не нарушает законодательство. В связи с этим такие действия налогоплательщика не определяют состав налогового преступления или налогового правонарушения и, следовательно, не влекут для него неблагоприятных последствий, таких как доначисление налоговых платежей, взыскание пени и налоговых санкций.

Цель минимизации налогов - не уменьшение какого-либо налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия.

Оптимизация налоговых выплат предполагает:

тщательное изучение действующего налогового законодательства;

применение эффективных схем бухгалтерского учета;

оценку и анализ с точки зрения налоговых последствий (текущих хозяйственных и финансовых операций);

использование специальных налоговых режимов и льгот;

применение способов изменения сроков уплаты;

учет факторов, влияющих на объемы налоговых выплат: инфляция, колебания учетной ставки и валютного курса, учетная политика на предприятии, формы и методы расчетов, оформление обязательств и договоров и др.

Способы оптимизации налогообложения:

Регистрация организации и перенос объекта обложения в оффшорные зоны, где существует льготный (более мягкий) режим налогообложения.

создание организации, в штате которой не менее 50% сотрудников люди с ограниченными физическими возможностями, при этом не платится налог на прибыль;

перечисление средств на благотворительные цели, при этом 15-70% спонсорских средств возвращается инвестору в виде наличных денежных средств.

обоснование договорных цен, т.е. организации в условиях конкурентного рынка вправе самостоятельно определять уровень цен на реализуемые товары (работы, услуги). однако государство регулирует ценообразование с помощью налогов, а также государство в лице налоговых органов проверяет правильность цен по сделкам в случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода.

субъекты малого предпринимательства производят налоговые платежи в рамках специальных налоговых режимов. упрощенная система налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций., но при этом организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов (ст. 346.11 НК РФ).

единый сельскохозяйственный налог, уплата налога организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) (ст. 346.1 НК РФ).

уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (ст.346.26 НК РФ).

метод замены отношений подразумевает замену операции, предусматривающей высокое налогообложение, другой хозяйственной операцией, позволяющей обеспечить той же или близкой к желаемой цели, но при этом применить льготный режим налогообложения. Примерами могут служить такие, как замена договора комиссии на договор поставки, договора поручения на договор возмездного оказания услуг с отсрочкой платежа, договора выдачи работнику займа на приобретение имущества на договор коммерческого кредита. Договор по безвозмездной передачи работнику жилого помещения может быть заменен на договор продажи этого жилого помещения с отсрочкой платежа. Также можно применить замену договора простого товарищества на договор долевого участия в строительстве и т.д. однако следует помнить, что, применяя метод замены отношений, можно минимизировав один налог, попасть под действие другого, поэтому необходим расчет вариантов с учетом особенностей налогообложения отдельных регионов.

Метод разделения отношений близок к методу замены отношений, но отличается тем, что заменяется не вся операция, а какая-то ее часть или одна хозяйственная операция разделяется на несколько последовательных хозяйственных операций. примером метода разделения отношений является разделение договора купли-продажи имущества на два самостоятельных договора. Первый из них - собственно договор купли-продажи, а второй - договор на оказание информационно-консультационных услуг. При этом сумма по второму договору относиться на расходы, НДС, уплаченный продавцу услуг, идет на расчеты с бюджетом. По первому договору снижается стоимость приобретаемого имущества, а как следствие - уменьшение налога на имущество предприятия. Другим примером может служить разделение договора подряда организации с индивидуальным предпринимателем на два договора. Первый - это договор купли-продажи материалов, необходимых для выполнения работ, а второй - собственно договор подряда на выполнение работ. В данном случае минимизируется страховые взносы. Если работы выполняются из материалов исполнителя, то при одном общем договоре налогом облагается вся сумма вознаграждения, а при разделении договора налог исчисляется только по договору подряда и страховыми взносами будет обложена оплата труда исполнителя.

при осуществлении рекламных компаний без ограничения принимаются в уменьшение налогооблагаемой прибыли: расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных счетов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов.

на практике широко распространена продажа дорогостоящих объектов - предприятия как имущественного комплекса, зданий, сооружений, такая реализация облагается налогами в обычном порядке - налогом на прибыль, НДС. Однако при продаже предприятия не как имущественного комплекса, а в виде акций (долей) организации продажа акций не облагается НДС.

Таким образом, сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Страница 1

Поведение хозяйствующего субъекта определяет главная цель предпринимательской деятельности - увеличение совокупного дохода. Наряду с развитием производства, совершенствованием организации и управления, внедрением новейших технологий и оборудования предприятия стремятся увеличить доход за счет облегчения налоговой нагрузки, изыскания рациональных и законных способов снижения налоговых платежей. Такая задача решается по следующим направлениям:

1. Выбор видов деятельности, которые обеспечат приемлемую величину налоговой нагрузки на предприятие.

2. Определение оптимальных с точки зрения хозяйствующего субъекта способов и сроков уплаты налогов, сборов и других налоговых платежей.

3. Выбор направлений распределения и использования прибыли, осуществления инвестирования финансовых ресурсов, которые позволят иметь благоприятные для предприятия налоговые последствия.

Эти задачи решает налоговая политика предприятия.

Налоговая политика формируется на основе финансовой информации и реализует распределительную функцию финансов, определяя размеры денежных средств, оставшихся в распоряжении организации и перечисляемых в бюджет или во внебюджетные фонды. Сущность налоговой политики предприятия заключается в разработке системы методов и приемов ведения и организации отношений с контрагентами, оптимизирующей величину налогов при соблюдении налогового законодательства.

Налоговая политика оказывает существенное влияние на финансовые результаты и на эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации. Кроме того, она оказывает влияние и на формирование учетной политики, поскольку именно на основе бухгалтерской информации формируются отчеты перед фискальными органами. Налоговая политика охватывает все аспекты деятельности организации, в том числе механизм построения отношений с контрагентами. Рациональное построение этих отношений позволяет минимизировать налоги за счет исключения ошибок в их оформлении.

Налоговая политика предприятия должна прежде всего обеспечить минимальные налоговые выплаты в бюджет. При этом по каждому виду налоговых платежей должен быть разработан комплекс по формированию налогооблагаемой базы и снижению налоговых выплат.

Налоговая политика фирмы может включать в себя:

· выбор правильного юридического адреса предприятия и его организационно-правовой формы;

· выверенную тактику работы с территориальной налоговой инспекцией;

· следование налоговому законодательству;

· оперативное реагирование на изменения в налоговом законодательстве;

· поиск информации о предстоящих изменениях в налоговом законодательстве;

· поиск различных форм налоговых льгот;

· управление налогооблагаемой базой;

· выбор наиболее выгодных форм хозяйственных договоров и расчетов;

· учет налоговых рисков и финансовых потерь;

· поиск направлений деятельности, в минимальной степени облагаемых налогами;

· оптимальное размещение инвестиций, активов и прибыли;

· повышение квалификации финансовых менеджеров, которые определяют налоговую политику, и т.д.

В условиях нынешней жесткой конкуренции предприятию достаточно трудно функционировать без хорошо проработанной долгосрочной стратегии.

Сделать свою продукцию конкурентоспособной - значит сделать ее, с одной стороны, более дешевой, а с другой - более качественной. Снизить себестоимость продукции (работ, услуг), сделать производство более эффективным - цель любой хозяйствующей коммерческой организации. А без создания потока экономической информации в целях управления, контроля, анализа и планирования хозяйственной деятельности, другими словами, без правильной организации налоговой политики этого добиться практически невозможно.

Налоги оказывают сильное влияние на структуру и величину издержек предприятий, а также на сумму остающейся у предприятий чистой прибыли и, в конечном итоге, на величину инвестиций, идущих на развитие, перевооружение и поддержание конкурентоспособности производимых товаров этих предприятий, а значит на конкурентоспособность отраслей и страны в целом как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Поэтому каждая компания заинтересована в уменьшении налоговых выплат. Это означает соответствующее увеличение финансовых ресурсов для дальнейшего развития бизнеса, т. е. экономического роста компании. Чем выше налоговые ставки и шире налогооблагаемая база, тем сильнее заинтересованность компании в уменьшении налоговых выплат. Поэтому каждая компания должна вести свою налоговую политику.

Для того, чтобы правильно и своевременно предприятие могло исполнить свою обязанность налогоплательщика, оно должно осуществлять управление своими налоговыми обязательствами, которое представляет собой важный момент финансового менеджмента и основывается на последовательном выполнении действий, направленных на организацию исчисления и уплаты налогов и сборов. При этом предприятие должно организовать в рамках своих структурных подразделений налоговый и бухгалтерский учет, так же проводить постоянный контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов и осуществлять налоговое производство, постоянно снижать количество налоговых ошибок и тем самым способствовать укреплению своего положения по отношению к фискальным государственным органам.

Анализ использования финансовых ресурсов
Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации с помощью количественных методов исследования. При анализе эффективности использования финансовых ресурсов предприятия обычно начинают с общего ознакомления с акт...

Особенности налогового регулирования
Особая роль в налогообложении отводится регулирующей (стимулирующей) функции. Именно она придает налоговым отношениям качественное содержание, позволяющее им выступать в виде комплексного экономического рычага, который активно используется государством в целях регулирования макро- и микроэкономичес...

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заключается в предоставле...

Налоговая политика организации – это система методов (способов), приемов, методик ведения налогового учета, а также формирования, оптимизации, исчисления и анализа налоговых показателей. Налоговая политика является составной частью финансового менеджмента организации и осуществляется с помощью разработанной учетной политики, от которой зависят количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, платежеспособность и финансовая устойчивость организации. Налоговая политика представляет собой форму реализации налоговой идеологии и налоговой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов деятельности в области налогового планирования и на отдельных этапах ее осуществления. В отличие от налоговой стратегии в целом, налоговая политика формируется лишь по конкретным направлениям налогового планирования на предприятии, требующим обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели этого процесса.

Формирование налоговой политики по отдельным аспектам налогового планирования может носить многоуровневый характер. Так, в рамках политики управления налоговыми отчислениями предприятия могут быть разработаны политика управления косвенными и прямыми налогами. В свою очередь, политика управления косвенными налогами может включать в качестве самостоятельных блоков политику управления отдельными их видами (НДС, акцизы и др.) и т.п.

Формирование эффективной налоговой политики предприятия должно базироваться на следующих основных принципах:

Строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Реализация этого принципа обусловливает исключение возможностей уклонения от налогов, которые должны быть уплачены в соответствии с реальными финансовыми результатами деятельности предприятия. Ни одна из противозаконных форм уклонения от уплаты налогов не может быть использована предприятием, которое заботиться о своей деловой репутации, о своей экономической устойчивости;

Соотнесение задачи минимизации налоговых платежей с целями общей политики управления экономической устойчивостью предприятия. Реализация этого принципа означает, что минимизация суммы налоговых платежей не является самоцелью - такая минимизация легко могла бы быть обеспечена за счет сокращения объема деятельности. Поэтому минимизация налоговых платежей всегда должна быть направлена на качественный и количественный рост величины собственных активов, в первую очередь капитала предприятия;

Поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения в процессе хозяйственной деятельности. Это предопределяет целенаправленное воздействие на различные элементы базы налогообложения в разрезе источников уплаты отдельных налогов, широкое использование установленной системы прямых и непрямых налоговых льгот;

Оперативный анализ изменений в действующей налоговой системе. Разработанная предприятием налоговая политика, а в отдельных случаях и виды хозяйственных операций, связанных с осуществлением деятельности, должны оперативно корректироваться с учетом появления новых видов налогов, изменения ставок налогообложения, отмены или предоставления налоговых льгот и т.п;

Плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей. В основу такого планирования должны быть положены целевая сумма капитализируемой части прибыли, планируемые объемы доходов и затрат и другие показатели развития деятельности предприятия в предстоящем периоде.



Статьи по теме: