Государственный сектор, переходная экономика. Причины роста государственного сектора экономики в развитых странах

Появился вместе с первыми государствами, когда люди стали объединяться, потому что большей общиной легче было выжить. Сбор налогов, оборона, общественная безопасность - первичные элементы, с которых начиналась любая страна. Затем появлялись государственные предприятия по производство оружия, связь, транспорт. Государственный сектор экономики - это совокупность субъектов всех видов деятельности, которыми занимается государство. Первая полноценная модель государственного сектора экономики появилась еще в Древнем Китае.

Понятие

Государственный сектор экономики - это организации, учреждения, предприятия, принадлежащие государству, через которые оно участвует в производстве, распределении и обмене. Эти экономические субъекты могут управляться государством напрямую или через своих представителей.

Первый вариант

Как специфический вид собственности и деятельности, государственный сектор экономики страны появился в 140 году до нашей эры в Древнем Китае при императоре Ханьской династии У-Ди. Модель управления страной включала практически все элементы присущие современной государственной экономике.

Китайскому государству принадлежали предприятия самых различных отраслей, в том числе, шахты, каменоломни, солеварни, наземный и водный транспорт, кредитные учреждения. Император Ди ввел единую денежную систему и акцизы, контроль над конкуренцией и ценами.

В государстве принимали план по межрегиональному сотрудничеству и стимулированию развития сельского хозяйства. В стране вместе с госсектором была разработана и первая система управления государственным сектором экономики. Модифицированная модель до сих пор используется в современном Китае.

Элементы

Государство осуществляет свою деятельность через свои представительные организации в различных сферах производства, распределения и обращения. В сфере производства элементы государственного сектора экономики - это государственные и муниципальные предприятия. В большинстве стран мира такие предприятия создаются в отраслях, где частному сектору не очень выгодно работать.

В сфере распределения основные элементы - государственный и местный бюджеты, налоги, дотации и преференции. Государство вынуждено участвовать в перераспределении общественных благ, в том числе, чтобы снизить неравенство в доходах населения, защитить наименее защищенные слои населения, снизить диспропорции в развитии разных регионов.

В сфере обращения главный элемент государственного сектора экономики - это Центральный банк, который отвечает за денежно-кредитную политику и работу финансовой системы страны.

Как образуется?

В обычных ситуациях развитие государственного сектора экономики происходит за счет строительства новых предприятий на средства государственного и местного бюджета. Например, в России за счет государственного бюджета строятся предприятия военно-промышленного комплекса, за счет местных бюджетов - предприятия коммунального хозяйства.

В ряде случаев государство национализирует полностью или частично предприятия частного сектора. Государство вынужденно забирать крупные убыточные предприятия, такая практика существует во многих европейских странах, в том числе во Франции, Италии, Великобритании, Австрии. В этих странах были национализированы предприятия различных отраслей, в том числе угольные шахты, автомобильные заводы, авиационные перевозчики.

Функции

Одна из функций государственного сектора экономики - это формирование и поддержание национальной экономики. В капиталистических странах государственные предприятия создаются там, где частный сектор не справляется, и возникают диспропорции в экономике. Зачастую после того как предприятие национализируется и приводится в порядок, оно возвращается в частный сектор.

Например, многие предприятия южнокорейского конгломерата Дэу, были национализированы и после определенного периода санации были проданы частному сектору. Самый классический случай "провала" механизмов рыночной экономики это монополизация, с которым государство борется регулированием и участием в производстве.

Экономическая роль государственного сектора в экономике заключается в создании предприятий в интересах страны в целом, а не в целях максимизации прибыли. Предприятия могут создаваться в целях эффективного размещения производительных сил, регионального развития, создания новых национальных секторов экономики.

Подробнее об экономической функции

Государство способно аккумулировать большие объемы ресурсов и обеспечить финансовую стабильность и спрос, поэтому одна из важных функций государственный сектор экономики - это создание капиталоемких объектов часто с длительными сроками окупаемости и низкой рентабельностью. Самые развитые регионы Азии - Сингапур, Гонконг, Южная Корея, например, начинали развитие промышленности с государственных инвестиций.

Государство берет на себя риски и в ситуациях, когда частный бизнес не справляется с технологической модернизацией отсталых производств, которые критически значимы для страны. Для развития отдельных регионов страна может не только создавать условия для привлечения частного бизнеса, но и строит свои предприятия. В отдельных случаях предприятия госсектора организуются в отраслях, где есть частные предприятия, которые занимают монопольное положение, чтобы уменьшить их влияние на рынок. Страны направляют значительные инвестиции в ключевые отрасли, чтобы снизить контроль над ними иностранных глобальных корпораций.

Основные направления

В зависимости от экономических традиций страны, государство имеет собственность в самых различных отраслях. Например, в России это добыча природного газа, в Малайзии, Венесуэле - нефть, на Тайване - производство и продажа алкоголя. Но во всех странах государство отвечает за объекты инфраструктуры, необходимые для функционирования экономики.

За счет государственного бюджета строятся железные и автомобильные дороги, развивается коммунальное хозяйство, объекты энергетики. В основном это предприятия малоприбыльных отраслей и высокой социальной значимости. Государство берет на себя предпринимательские риски, когда необходимо развивать новые технологии или целые отрасли критически важные для страны.

Во всех странах развитие высокотехнологичных отраслей проходит при партнерстве государственного и частного сектора экономики. Иногда государству приходится выступать в качестве спасателя, тогда национализируются убыточные предприятия. Обычно это делается для значимых крупных предприятий с большим количеством сотрудников.

Методы регулирования

Как и любая другая часть хозяйственной деятельности в стране, экономика государственного и муниципального сектора регулируется государством. Используются прямые и косвенные методы воздействия на этот сектор экономики. К прямым методам относятся:

  • создание законодательной базы, которая определяет возможность заниматься тем или иным видом деятельности;
  • прямое участие в производственной деятельности, в том числе и долевое;
  • приватизация государственной собственности, обычно с целью пополнения бюджета и передачи бизнеса в управление более эффективному собственнику;
  • инвестиции, гарантии по кредитам и другие методы финансовой поддержки.

Косвенные методы регулирования государственного сектора экономики это налоговое регулирование, стимулирование спроса и частно-государственное партнерство. При помощи установления ставок стимулируется переток инвестиций в отрасли с более низкими налогами. Увеличение доходов населения, например, стимулирует спрос на потребительские товары, а размер ключевой ставки центрального банка определяет, куда выгоднее направлять деньги в производство или в финансовый сектор.

Кто работает в госсекторе?

Многообразие функций государства определяет и существование сотен видов деятельности, которыми занимаются государственные и муниципальные предприятия. Все предприятия можно отнести к трем типам:

  • Несамостоятельные публично-правовые предприятия. К ним относятся пенитенциарные учреждения, школы, монетные дворы.
  • Самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права. К ним относятся почта, железные и автомобильные дороги, государственные холдинги и корпорации.
  • Предприятия в форме частного юридического лица. К ним относятся акционерные предприятия, где государственное участие оформлено через акции.

Предприятия первой и второй группы создаются и работают на основе специальных законодательных актов. В некоторых странах эти предприятия могут существовать и в акционерной форме, например, частные тюрьмы работают в США и в некоторых странах Европы, также во многих странах есть частные школы. Государственное предпринимательство осуществляется, обычно через участие в акционерном обществе.

Преимущества и недостатки

В целом позитивным фактором считается снижение роли государственного сектора в экономике, потому что все отмечают отсутствие методов надежного контроля и эффективного управления, по сравнению с частными предприятиями. Государственные предприятия являются источником коррупции и непотизма (синоним - кумовство).

В Китае, несмотря на жестокие меры борьбы, постоянно выявляются факты коррупции в госсекторе, а в Южной Корее в прошлом году за непотизм были уволены все сотрудники казино. Государственные предприятия зачастую слабо связаны с рынком, не могут быстро реагировать на изменение спроса из-за необходимости длительных согласований с представителями государства.

Преимущества государственного сектора экономики - это устойчивость, благодаря государственным инвестициям, стабильность работы, благодаря гарантированному спросу, возможность работать в рамках плана или программы.

Осуществление процесса разгосударствления и приватизации собственности предопределяет необходимость определения пропорции (соотношение) между формами собственности, особенно между государственной и приватною.

Замечание 1

Полная отмена государственной собственности на средства производства и переход последних к частным владельцам может привести к деформациям в экономике, в частности к созданию другой монополии - приватной.

Видное место в переходной экономике занимает государственный сектор, который охватывает три основные сферы: управление, финансов и предпринимательства, государство как субъект политики использует для регулирования экономики.

Государственный сектор имеет два уровня владельцев: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень власти иногда выделяют в коммунальную форму собственности. Вместе они составляют единое целое, различаясь как по месту в сфере экономики, так и по масштабам дельности.

Государственный (по западной терминологии - публичный ) сектор предназначен для того, чтобы воспроизводить публичные (общественные) блага.

Классификация видов госимущества

Классификация используется как метод отражения функционального назначения объектов собственности в составе национального богатства. Выделение составляющих видов собственности осуществляется на основе учёта сходства их функционального назначения.

  1. Земля в составе государственной собственности, или земельная собственность, подразделяется с учётом её целевого назначения в народном хозяйстве страны.
  2. Природные ресурсы включают водные, в том числе подземные, лесные и биологические ресурсы (растительный и животный мир), воздушное пространство, полезные ископаемые, эфир, ресурсы космических систем.
  3. Имущество как объект государственной собственности является достаточно многообразным по наименованию и назначению. Оно выступает в форме акций, долей в уставных капиталах различных акционерных компаний, а также государственных унитарных предприятий и учреждений (далее - организации). В составе группы – активы объектов государственной собственности - основные фонды, запасы материальных оборотных средств, а также недвижимое имущество и объекты, деятельность которых носит некоммерческий характер. Это, имущество государственных учреждений, государственных некоммерческих фондов, органов государственного управления и т. д.
  4. Имущественные и неимущественные права на результаты деятельности учитываются в количественном измерении и поимённо с разбивкой по видам.

Взаимоотношения объектов собственности

Государственный сектор экономики интегрируется из элементов, связанных между собой не только отношениями государственной собственности, но и организационными рамками, между которыми осуществляется взаимодействие, направленное на достижение государственных целей. Уровень экономической интеграции имеет свои экономические возможности - потенциал, организационную структуру и характер взаимосвязей.

Специальное внимание необходимо уделить институциональным принципам формирования государственного сектора экономики.

Взаимоотношения государства как собственника и объектов его собственности с субъектами рынка представляют собой специфическую форму оборота капитала, который может находиться в ситуации перманентных изменений своей первоначальной формы. Для этого целесообразно создать соответствующую самостоятельную организационную структуру, в качестве которой, по мнению автора, предлагается Государственная казна (далее Казна). Целесообразность создания такого учреждения обоснована потребностью взаимодействия объектов госсобственности и государственного сектора экономики с иными участниками в условиях конкуренции.

В состав Казны могут быть включены объекты собственности, приведённые ранее в классификации её видов, а также бесхозное имущество, переданное ей в целях установления собственника и на период переоформления прав собственности или временно выведенные из состава акционерных обществ и государственных организаций.

Рисунок 1.

Госсектор в системе имущественных отношений

Поскольку вся система имущественных взаимосвязей основывается на собственности, роль государства в рыночных преобразованиях экономики в решающей мере определяется тем, какое место занимает государственная собственность в общей системе отношений собственности и в её трансформации.

С целью регулирования (с учётом прав собственности) протекающих в экономике процессов государство создаёт собственную хозяйствующую систему -государственный сектор экономики, в рамках которого и функционирует государственная собственность. Поэтому реформирование отношений собственности в настоящее время должно предполагать соответствующую реструктуризацию государственного сектора с целью ее оптимизации. Это требует систематизации всего многообразия реальных видов государственной собственности, представленных государственными предприятиями, учреждениями и т.д.

Так как осуществление рыночных преобразований в экономике, затрагивающих в первую очередь государственный сектор, служит не самоцелью, а средством наиболее эффективного решения социально-экономических задач и повышения уровня жизни населения, важно раскрытие содержания государственного сектора экономики и его составляющей - государственной собственности, находящейся в процессе трансформации.

Замечание 2

В ходе рыночной трансформации в России образованы различные формы собственности, устранена монополия государственной собственности и заложены основы многоукладной, смешанной экономики при существенном уменьшении удельного веса государственного сектора. Такое преобразование - сложный и противоречивый процесс, но в то же время он не является принципиально новым с точки зрения мировой практики. Опыт показал, что при всех особенностях и отличиях в экономических системах рыночных стран преобладание доли частной собственности над государственной является общим принципом. Доля государственной собственности колеблется в отдельных странах от 20 до 40% и выше. В Швеции, например, она составляет примеры 60%. В более широком плане это вопрос о роли государства в рыночной экономике, поскольку механизм и система функционирования государства зависят главным образом от сложившихся отношений в обществе по поводу собственности. Институт собственности является фундаментом формирования и современных рыночных отношений в России.

Общественные блага - это то, что в равной степени доступно всем членам общества и не требует непосредственной оплаты.

Такими благами могут быть, например, услуги посредством использования общественных сооружений-дорог, парков, библиотек, маяков. Важнейшими услугами является образование, медицинское обслуживание, национальная оборона и т.д.

Между развитыми и пост / социалистическими странами существуют принципиальные различия по формированию системы предоставления общественных услуг. Они обусловлены тем, что во времена административно-командного управления народным хозяйством толкования понятия «общественное благо» было слишком широким. Если проанализировать ассортимент товаров и услуг, потреблялись населением, то большинство из них предлагались как общественные и псевдо общественные. Государство выступало носителем предложения, поскольку через централизованную систему принятия решений предоставляла потребителям те блага и в таком количестве, которые считала нужным. Развитая система государственных дотаций и субсидий производителям была основным признаком отнесения товаров, которые производились, и услуг в псевдо общественных благ. При таких обстоятельствах общественные услуги теряли своё природное предназначение, что существенно снижало стимулы населения к производительному труду.

Понятие государственный сектор экономики представляется как совокупность хозяйственных объектов, принадлежащих в целом или частности федеральным и муниципальным государственным органам.

Границы государственного сектора могут меняться в зависимости от усиления или ослабления корпоратизации и приватизации предприятий. В настоящее время статистика большинства стран с рыночной экономикой обычно исключает из перечня объектов государственного сектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации. И это происходит даже в том случае, когда доля государственной собственности в их капитале более чем значительна. Последствиями этого получается то, что общий объём государственного имущества в капитале смешанных предприятий оказывается намного больше, чем сам государственный сектор.

Инвестиции государства приходятся в основном на государственный сектор экономики, который играет особенную роль в государственном регулировании экономических процессов. Одновременно он является и объектом и средством воздействия на предпринимателей.

В разных странах государственный сектор образовался задолго до развития капиталистических отношений. По мере формирования системы государственного вмешательства государство строило, приобретало у собственников хозяйственные объекты, в основном объекты социальной сферы, тяжелой промышленности, деятельность которых всегда было выгодно и необходимо только для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частных производителей.

В одних странах государственный сектор возник в результате национализации некоторых отраслей и предприятий, в других государство строило либо выкупало разоряющиеся хозяйственные объекты. В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй.

Основной частью государственного сектора являются объекты социального назначения, в большинстве своем не приносящие прибыль, Остальная часть состоит из государственных предприятий, относящихся к сырьевой и энергетической базе страны, где требуются большие капиталовложения, а прибыль прибывает медленно. Прибыльность государственных фирм на порядок ниже, чем у частных компаний.

Существование в условиях рыночных отношений секторов, руководствующиеся в своей деятельности принципами, которые отличаются от принципов частных предприятий, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения рентабельности частного хозяйства.

Прибыль предприятий государственного сектора не является первостепенной целью его деятельности в экономике, так как высоких прибылей от них не ожидают, а убытки покрываются из государственного бюджета. Именно поэтому государственный сектор становится главным поставщиком недорогих услуг, электроэнергии и сырья, уменьшая этим издержки в частном секторе.

Также государственные предприятия занимаются и внешнеторговой деятельностью, вывозом капитала за рубеж, внедряют национальный капитал в виде капиталовложений в какие-либо страны.

Интенсивно используется государственный сектор как инструмент государственного регулирования экономических процессов. Так, в условиях кризиса, когда частные инвестиции сокращаются, капиталовложения в государственный сектор обычно возрастают. Следовательно, государственные органы стремятся удержать спад производства и рост безработицы. Заметна роль государственного сектора в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или реконструирует старые в тех отраслях экономики, куда частный капитал прибывает недостаточно. Например, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров.

Регулирующее воздействие на экономику государственный сектор оказывает через воздействие на политику смешанных компаний, в которых государству принадлежит контрольный или значительный пакет акций. Управляя пакетами акций в соответствии с государственными программами, государство может регулировать капиталовложения, а за счет управления пакетами акций банков может направлять ресурсы коммерческих банков на кредитование инвестиционных проектов.

Государственный сектор через Центральный банк РФ регулирует финансовым рынком:

Определяет процентные ставки;

Осуществляет операции на рынке ценных бумаг;

Оказывает воздействие на валютный курс.

И этим государственный сектор тоже активно влияет на экономический рост страны.

Финансовыми регулирующими функциями государственного сектора являются:

Извлечение предпринимательской прибыли с последующим перечислением ее и в бюджет;

Наполнение доходной части бюджета за счет налогов и иных обязательств.

В целом государственный сектор дополняет частное хозяйство там, где стимулирование частного капитала оказывается недостаточным. В результате государственный сектор можно назвать инструментом для повышения эффективности народного хозяйства и перераспределения ВВП.

Доля государственного сектора в национальной экономике изменяется не только в результате нового строительства и приобретения готовых объектов, но и как следствие приватизации. В восьмидесятых и девяностых годах двадцатого века эта тенденция заметно усилилась.

Масштабное сокращение государственного сектора в основном преследовало цель устранения бюрократии в управлении государственными предприятиями. Что же касается эффективности работы предприятий, то в современных условиях она во многом зависит от уровня управления и способности собственника контролировать результаты его деятельности.

В переходной экономике восьмидесятых - девяностых годов опыт преобразования государственных предприятий в акционерные общества с разными объёмами государственных пакетов акций позволило сделать два вывода.

Во-первых, сохранять в собственности государства целесообразно только пакет, которые обеспечивают определённую степень контроля в управлении компанией. Обычно это составляет от 25 до 30 процентов, что позволяет государству участвовать в управлении государством и в то же время не ограничивать права самих инвесторов.

Во-вторых, в любой стране с переходной экономикой всегда имеются отрасли и производства, традиционно являющимися объектами безусловной монополии государства.

Характер взаимодействия государства и предприятий, находящихся в его собственности, в настоящее время такое же что и его взаимодействие с частными предприятиями. В то же время большая часть государственных предприятий еще очень долгое время будет нуждаться в помощи государства, и в связи с этим появляется необходимость государственного вмешательства в их деятельность. Однозначно, что методы управления государственными унитарными предприятиями и корпорациями должны различаться. Пристальное внимание, на мой взгляд, следует уделить вопросам создания и деятельности холдингов и финансово-промышленных групп, контролируемых государством, как наиболее перспективных структур, деятельность которых позволит обеспечить и поддержать стабильный экономический рост.

Отдельно стоит вопрос о земле, приватизация которой допускается не во всех странах. В большинстве стран купля-продажа земли жёстко регулируется государством, не допускается продажа иностранным гражданам. Тем не менее, разными способами идёт постепенная приватизация земель сельскохозяйственного назначения. Это и возврат земель прежним владельцам, и передача в собственность или длительную аренду членам бывших сельскохозяйственных кооперативов.

Особой проблемной структурой государственного сектора можно назвать государственную собственность на банковские организации. В России большинство коммерческих банков были частными, а государство только контролировало ключевые финансовые структуры, такие как Сбербанк, Внешэкономбанк. В приватизации банков ставка делалась на крупного иностранного инвестора, но в то же время его права жёстко регулировались государством.

По мере завершения реорганизации государственных предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и преодоления спада могут изменяться подходы к размеру и составу государственного сектора экономики. Сокращение государственного влияния и контроля является серьёзной предпосылкой для притока крупных финансовых инвестиций в те отрасли государственного сектора экономики, которым необходимо вливание средств для эффективного функционирования, а также повышения конкурентоспособности на мировых рынках.

Отдельно проанализируем 178 статью Бюджетного кодекса Российской Федерации. Она устанавливает необходимость разработки плана развития государственного и муниципального секторов экономики, подразумевая под государственным сектором только государственные унитарные предприятия.

Это оправдывается, поскольку установление плановых заданий субъектам рыночных отношений, в которых государство имеет имущественные права, представляется нецелесообразным.

Выбор из всего перечня методов бюджетного регулирования государственного сектора определяется на границе потребностей и возможностей развития. При определении объёмов, направлений, объектов и механизмов бюджетного финансирования государственного сектора необходимо принять во внимание его возможности в создании и увеличении валового внутреннего продукта. Это связано с представлением необходимых разработок системы государственных задач в распределении ресурсов между государственным и частным секторами экономики и внутри самого государственного сектора.

Максимальный эффект от использования бюджетных инвестиций возможен при финансировании производства чистых общественных благ, сюда относятся такие отрасли как, национальная оборона, средства массовой информации, социально-культурная сфера.

В финансировании производства смешанных общественных благ, таких как, здравоохранение, образование, водоснабжение, в рамках государственного сектора можно постепенно уменьшать.

А финансирование производства частных благ предприятиями государственного сектора целесообразнее всего только при наличии погрешностей рынка, что, далеко не всегда является абсолютным критерием.

Четкое разграничение всех благ предопределяет разработку оптимального бюджетного поведения в регулировании государственного сектора и позволяет определить границы, формы и методы участия государства в управлении экономикой.

Ведущую роль в создании стратегических приоритетов развития государственного сектора, контроле над его деятельностью и определении оптимальных размеров, закреплено за Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Оно устанавливает цели предприятиям государственного сектора в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Необходимо также найти оптимальное равновесие при централизации ресурсов государства и распределении полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти. Децентрализация бюджетных полномочий необходима лишь в той степени, когда наиболее эффективно используются возможности государственного бюджета.

Обоснование мероприятий, направленных на достижение целей развития государственного сектора, предусматривает:

Прогнозирование доходов и расходов государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов,

Планирование объемов продукции и формирование проектов государственных контрактов на поставки продукции, необходимых для удовлетворения государственных потребностей.

На практике применяется метод планирования «от достигнутого уровня». Такой метод является самым приемлемым при условии, что общество удовлетворено состоянием государственного сектора и не находится в процессе глубоких социально-экономических трансформаций.

При условиях быстрого развития государственного сектора на первое место выдвигается поиск оптимальных альтернативных вариантов использования государственных средств.

Для рационального выбора используется метод сравнения эффективности, который дает определённую полезную информацию для принятия экономических и политических решений.

Для оценки эффективности в государственном секторе используют такие методы:

1. анализ затрат и результативности,

2. анализ затрат и полезности,

3. анализ затрат и выгод.

1. Понятие «анализ затрат и результативности» означает комплекс аналитических приемов, делающих возможным определение объема затрат и ресурсов на достижение определённых целей, поставленных перед государственным сектором, и выбор оптимальных решений.

2. В случае, если оценивается деятельность, дающая множество результатов лучше использовать анализ затрат и полезности.

3. Метод анализа затрат и выгод есть комплекс процедур, которые делают возможным сравнение затрат и результатов проектов в универсальной стоимостной форме. Использование этого метода связано с трудностями, так как не все общественные блага можно оценить стоимостью.

Российское законодательство предусматривает две организационно-правовые формы унитарных предприятий государственного сектора:

На праве хозяйственного ведения - собственник решает вопросы создания предприятия, реорганизации и ликвидации, определяет предмет и цели деятельности, осуществляет контроль за использованием и сохранностью имущества;

На праве оперативного управления - полномочия собственника более широкие. Предприятие может самостоятельно распоряжаться только произведенной им продукцией. Распоряжение закрепленным имуществом возможно только с согласия собственника.

Унитарные предприятия представляют собой коммерческие предприятия, собственником которых является государство. Это является основанием для прямого управления такими предприятиями со стороны государства. Органом управления унитарным предприятием считается его руководитель, назначенный собственником либо уполномоченным органом и им отчитывается.

В сложившейся социально-экономической ситуации наступил период, когда необходим пересмотр принципов и приоритетов в управлении и распоряжении государственной собственностью, усиление государственного контроля и регулирования экономики. Повышение роли государства нельзя понимать как политику увеличения количества объектов государственного сектора в стране.

Первое, что потребуется для повышения роли государства в управлении общественным сектором, это создание полного реестра собственности государства и особое внимание уделять проблеме улучшения качества управления государственными пакетами акций.

Во-вторых, существует необходимость создания нового государственного органа, у которого была бы сосредоточена вся государственная собственность, и который не зависел от Правительства. Этот орган должен действовать только на основе коммерческого права, а если будет необходимо, санировать находящиеся в собственности государства предприятия. Государство на конкурсной основе назначает управляющего на данное предприятие и полностью контролирует процесс.

И, наконец, третье условие усиления роли государства в управлении государственным сектором. Оно заключается в создании системы индикативного планирования российской экономики на основе четко структурированного сектора государственных предприятий. Только в данном случае государство будет иметь реальную возможность осуществлять приоритетные задачи на практике через систему государственных предприятий.

Масштабы государственного сектора оцениваются рядом показателей:

Долей производства государственного сектора в общем объеме производства;

Удельным весом продукции;

Долей в объеме основных фондов;

Долей от общего объема инвестиций в основной капитал, приходящейся на государственный сектор;

Численностью работников на государственных предприятиях.

В российской экономике положение с государственным сектором осложняется тем, что последний формируется на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, а для этого необходимо обоснование объема, состава и перспектив развития федеральной, региональной и муниципальной собственности и соответствующие юридические документы.

Многообразие объектов управления предъявляет высокие требования к эффективности управления государственной собственностью.

При этом как Федерация, так и субъекты Федерации, независимы как собственники принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга. Основными полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности располагает Правительство Российской Федерации.

Специальным государственным органом, осуществляющим управление федеральной собственностью, является Министерство имущественных отношений Российской Федерации, в чьи обязанности входят:

Проведение государственной политики в области приватизации;

Управление и распоряжение объектами федеральной собственности;

Межотраслевой контроль процесса приватизации и управления федеральной собственностью.

Министерство имущественных отношений России полномочно принимать решения о приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, передавать объекты государственной собственности Российскому фонду федерального имущества для продажи.

Министерство имущественных отношений выступает держателем принадлежащих Российской Федерации акций, закрепленных в федеральной собственности, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества. Также Правительством Российской Федерации ему даны права утверждать уставы федеральных унитарных предприятий, заключать и расторгать контракты с руководителями таких предприятий.

Реальный перелом в снижении государственных капиталовложений в экономику России до сих пор не произошёл. За последние годы доля затрат на финансирование объектов государственного сектора экономики в расходах федерального бюджета сократилась более чем в четыре раза.

В этих условиях прямые капиталовложения в государственный сектор экономики должны сохраниться, а бюджет развития в ближайшем времени должен стать одним из основных средств, регулирующих в его рамках восстановление инвестиционного процесса.

государственный регулирование экономика

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. и др. Экономика: Справочник. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2008.

2. Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. - М., 2006.

3. Региональная экономика: / Под ред. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Экономика: / Под ред. А.С. Булатова. - М., 2006.

5. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 2007.

6. Андрианов В.Д. Экономический потенциал России // Вопросы экономики. - 2008.

Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономике довольно подвижны. Из-за набирающей силу корпоратизации и приватизации предприятий существует большое разнообразие смешанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно исключает из рамок госсектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации, причем даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остается значительной. Поэтому общий объем государственного имущества за счет государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказывается гораздо больше, чем собственно государственный сектор.

Отношение к государственному сектору экономики и после десятилетия рыночных реформ остается одним из наиболее спорных вопросов. Начало рыночной трансформации в большинстве стран было связано с ультралиберальными настроениями в отношении к государству как собственнику и в оценке возможности эффективного функционирования государственных предприятий. В надеждах на чудеса приватизации правительства постсоциалистических стран явно недооценили потенциал госкапиталистической модели компаний в переходной экономике. Сейчас понятно, что причиной этому скорее были политические предпочтения, чем трезвый экономический расчет.

В общем виде государственный сектор можно представить как совокупность элементов, которые связаны между собой принадлежностью к государственной собственности, выполняющая свои функции для достижения установленных государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности. Однако содержание указанных критериев может меняться.

Некоторые авторы под понятием государственной собственности подразумевают предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность), а под государственным сектором объем вмешательства государства в экономическую жизнь. В рамках данного подхода рассматривает расширенная трактовка государственного сектора, согласно которой он представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. При этом ресурсы, которыми распоряжается государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке. /1, C.55/.

Другие авторы, понимают под государственной собственностью все материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства, а под государственным сектором совокупность государственных организаций и учреждений, либо комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.

Из проведенного анализа видно, что хотя категории государственный сектор и государственная собственность являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны. государственный муниципальный общественный

Вместе с тем в научных публикациях встречается расширенная трактовка госсектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система финансов. В этом случае функции государственного сектора в экономике отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.

В современных условиях особо следует обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсы, которые выступают в современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить роль данного ресурса в повышении эффективности всей экономической системы страны.

Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею.

Итак, из всего выше перечисленного можно сделать вывод о том государственный сектор является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом. Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, госпредприятия.

В обеспечении общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности общества, в регулировании социально-экономических процессов важнейшая роль принадлежит государственному сектору. Его роль определяется тем, что государственное регулирование национальной экономики основывается на концепции активного участия государства не только как субъекта регулирования, но и как государства собственника. Сегодня государственный сектор, и об этом свидетельствует мировой опыт, служит и экономической опорой страны и важнейшей сферой государственного регулирования.

В современной литературе экономической направленности понятие «государственный сектор» трактуется неоднозначно, чаще всего под государственным сектором понимают часть экономики страны, представляющей собой комплекс объектов, целиком или частично находящихся в собственности центральных или местных государственных органов и полностью контролируемых государством.

Существуют и другие более расширенные трактовки. Например, государственный сектор рассматривают как многокомпетентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс, в состав которого входят государственные предпринимательские структуры (предприятия, учреждения, организации), государственные бюджетные некоммерческие организации и учреждения образования, науки, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, обороны, охраны природы, обеспечения государственной безопасности и т. п., а также та собственность государства, которая не входит в состав имущества, закрепленного за предпринимательскими структурами, например, земля, природные ресурсы и т.п., средства составляющие государственную казну.

Но в любом случае государственный сектор экономики - это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных имущественных объектов, находящихся в собственности государства.

В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования,где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР , а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор - самостоятельный комплексный инструментгосударственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.

На сегодняшний день государственный сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий и т. д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны.


Как правило , государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Госсектор как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой.

Он охватывает отрасли , оставленные ему частным капиталом , в которых невозможно получить даже среднюю норму прибыли. Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через длительное время: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.

Государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, вузовской науке, подготовке и переподготовке кадров. В большинстве стран он является ведущим исполнителем научно-исследовательских работ, выполняемых для всех сфер и отраслей экономики за счет государственного финансирования.

Через государственный сектор осуществляется деятельность государства по «оздоровлению» отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики в целом (национализация убыточных предприятий и отраслей, либо отраслей, ускоренное развитие которых повысит конкурентоспособность негосударственного сектора). Нередко государство создает новые объекты, осуществляет реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно.

Тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Можно сказать, что в условиях рыночной экономики государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы.

Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры , депрессии или кризиса.

Например, наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи:

· усилить контроль со стороны государства над важнейшими народнохо-зяйственными процессами;

· повысить общее антикризисное воздействие; регулировать потоки инвестиций;

· упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства;

· противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.

Основными экономическими функциями государственного сектора являются:

Стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;

Реализация государственной структурной политики;

Поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;

Поддержание определенного уровня цен;

Решение проблем занятости;

Обеспечение внешнеэкономического равновесия;

Обеспечение приоритета социальных целей.

Государственный сектор в лице центрального банка и государственных банков выступает со специальными функциями на финансовом рынке:

Аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от развития которых зависят экономическая конъюнктура и структура народного хозяйства страны;

Определяет процентные ставки на рынках ссудных капиталов, влияя тем самым на темпы экономического роста;

Осуществляет операции на рынке ценных бумаг, регулируя наличие ликвидных средств и обеспечивая поступление средств в бюджет.

Показателями количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются:

· доля ВНП, ВВП, создаваемого в государственном секторе;

· количество занятых в нем рабочих и служащих;

· удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного хозяйства;

· число предприятий госсектора в целом и по отдельным сферами отраслям.

Можно выделить также долю государственного сектора:

· в общем объеме основных фондов;

· общий объем инвестиций, в том числе и по отраслям экономики;

· объем госзаказа, выполняемого государственным сектором;

· общий объем государственных ресурсов, в том числе по отраслям и сферам.

Размеры государственного сектора экономики могут служить критерием экономической роли государства, хотя, конечно же, этот критерий не абсолютен.

Удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве является величиной переменной, а границы его весьма подвижны. Они определяются в рамках конкретной модели качественным состоянием экономики на данном этапе функционирования. Взаимодействие государственного и частного капитала выражается в чередовании фаз национализации и денационализации. Расширение границ происходит за счет увеличения размеров уже функционирующего капитала, за счет строительства новых объектов, проведения актов национализации.

Как правило, выделяют три пути формирования государственной собственности :

Национализация объектов частной и смешанной собственности;

Создание новых объектов за счет государственных средств;

Выкуп государством объектов у частного капитала.

Разгосударствление экономики может осуществляться различными способами: через либерализацию рынков (т. е. снижение доли государственного участия без сокращения самого государственного сектора); стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий с помощью льготного кредитования или налогообложения; создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования (сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот); денационализацию, приватизацию.

На практике процесс разгосударствления адекватен приватизации, которая проводится в популярных формах: продажа предприятий в частные руки, выкуп акций государственных предприятий работниками этих предприятий или населением, сдача в аренду и т. д.

Все проводимые в рамках разгосударствления мероприятия обеспечивают сдвиг в соотношении между двумя секторами - государственными частным в пользу последнего.

История формирования государственного сектора, взгляд на его деятельность и его размеры в разных странах различны и подчас противоречивы: в США и Великобритании сильны антигосударственные тенденции, основанные на принципах индивидуализма. Доля государственного производства в экономике США невелика и колеблется в пределах 12 %. Во Франции, Австралии, Германии, Швеции, Нидерландах, Италии - более позитивное видение государства и, соответственно, государственного сектора. В отдельные годы в этих отраслях объем государственного промышленного производства составил до 50 % от общенационального. Тенденция усиления роли государства и государственного сектора возникает как объективное требование, продиктованное необходимостью повышения эффективности экономики.

Возрастающую роль государственного сектора в экономике в наибольшей степени могут характеризовать государственные расходы в ВВП. Наглядно тенденцию изменения государственных расходов за период 1929 - 2000 гг. можно проследить на основе данных таблицы 2.1.

Таблица 2.1.

Уровень государственных расходов ведущих индустриальных стран*

Безусловно , целесообразность существования государственного сектора экономики определяется эффективностью его функционирования.

Эффективность функционирования государственного сектора можно рассматривать с позиции следующих подходов:

· как эффективность функционирования объектов государственной собственности;

· как эффект, получаемый государством от перераспределения ресурсов через госбюджет;

· как эффективность государственных расходов.

С позиции первого подхода оценка эффективности функционировании объектов государственной собственности основывается на:

· рентабельности государственного сектора экономики;

· полезности для общества.

Как правило , в странах с рыночной экономикой предприятия государственного сектора низко рентабельны, даже убыточны. В государственном секторе экономики в большей мере проявляются такие негативные явления, как бюрократизация (например, численность управленческого персонала предприятий, основанных на государственной форме собственности, в два - три раза выше, чем на частных; нередки случаи некомпетентности чиновников); негибкое реагирование на изменения конкурентной ситуации; использование предприятий как инструмента политики и др. На государственных предприятиях, за некоторым исключением, более высоки издержки, чрезмерное привлечение ресурсов и нерациональное их использование.

К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно отнести:

· сосредоточение предприятий в невыгодных с точки зрения получения прибыли, отраслях;

· использование государственного сектора в качестве инструмента решения социально-экономических проблем;

· высокий уровень социальных расходов;

· отсутствие конкуренции;

· государственное финансирование и т. д.

В рамках государственного сектора можно выделить два типа предприятий - бюрократические и рыночные. Бюрократические отличаются финансированием расходов за счет национального бюджета, высоким уровнем политизированности (что способствует расширению политического вмешательства, порождению коррупции, негибкому механизму использования ресурсов, сдерживающему рост эффективности производства). На предприятиях, где государство выступает как собственник и производитель, экспортер и банкир, наниматель и вкладчик, существует большая опасность его неконкурентоспособности.

Рыночные модели предприятий, основанные на финансовой самостоятельности, заинтересованности в увеличении доходов, оперативной независимости, высоком уровне конкурентоспособности, более жизнеспособны и положительно влияют на социально-экономические процессы.

В экономике развитых стран используются оба типа предприятий, но преимущества второго - очевидны.

При определении эффекта , получаемого государством от перераспределения ресурсов через госбюджет, и оценке эффективности государственных ресурсов на общественные блага, нужно исходить как из прямых, так и побочных эффектов, определять экономическую, социальную и экологическую эффективность государственного сектора.

В целом же наличие государственного сектора в рыночной экономике, выполняющего специфические функции, обеспечивает ее большую жизнеспособность, позволяет реально воздействовать на развитие экономики в заданном направлении, поддерживать эффективность и устойчивость к конъюнктурным колебаниям.

Контрольные вопросы и задания

1. Имеет ли рыночная экономика определенные преимущества?

2. Чем обусловлена объективная необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику?

3. Что следует понимать под государственным регулированием рыночной экономики?

4. Чем определяются границы государственного вмешательства в экономику?

5. Охарактеризуйте государственное peгулирование экономики с позиции различных стран.

6. Какие объективные требования необходимо соблюдать при формировании системы государственного регулирования экономики?

7. На каких общих принципах управления строится система государственного регулирования экономики?

8. Какие основные элементы входят в систему государственного регулирования экономики?

9. Кто выступает в качестве субъектов государственного регулирования и как их можно сгруппировать по причастности к процессу регулирования и по форме участия в нем?

10. Покажите прямые и обратные связи между субъектами государственного регулирования.

11. Что представляют собой объекты государственного регулирования?

12. Выделите группы функций государства в системе государственного регулирования экономики и дайте им характеристику.

13. Что следует понимать под защитой экономического правопорядка и экономической безопасности как функции государства. Раскройте ее содержание.

14. Что представляет собой целевая функция государства?

15. Какова стратегическая цель и задачи устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь?

16. Назовите генеральную цель социально-экономического развития Республики Беларусь в 2005 - 2010 гг.

17.В чем проявляется направляющая и координирующая функция государства и какова ее роль?

18. На что направлены и каково значение распределительной и перераспределительной функций государства?

19. Чем обусловлена и что предопределяет контрольная функция государства?

20. Каковы роль и место государственного сектора экономики в системе государственного регулирования?

21. Назовите основные параметры, характеризующие государственный сектор экономики.

22. Можно ли влиять и каким образом на границы государственного сектора экономики.

23. Какие существуют подходы к оценке эффективности функционирования государственного сектора экономики?

24. Чем объяснить более низкую рентабельность отдельных объектов государственной собственности?

25. Какие типы предприятий можно выделить в рамках государственного сектора экономики?



Статьи по теме: