К методам распределения финансовой деятельности относятся. Методы осуществления финансовой деятельности. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

· налоговый метод

· метод добровольных взносов

2. метод распределения и использования денежных средств:

· метод финансирования- безвозмездное и безвозвратное предоставление финансов (Например учреждениям или на государственные нужды)

· метод кредитования- денежные средства предоставляются на возмездной и возвратной основе (негосударственным организациям, бюджетные кредиты)

На семинаре Ильяшенко говорила: метод формирования бюджета- приватизация, продажа ЦБ, предоставление гос. услуг, доходы гос. компаний, аренда гос. имущества в т. ч. муниципального и метод распределения- финансирование и кредитование.

Вопрос аналогичен первому

Источники финансового права: понятие, виды, особенности

Тут беда, ибо часть учебников относит законы субъектов и акты ОМСУ к источникам, часть не относит, по лекциям особо не понять так что я это у него уточню.

Нормы финансового права, как и другие правовые нормы, не существуют и не могут существовать вне источника права. Подобно тому, как жидкость может использоваться, если она находится в определенном сосуде, имеющем форму, так и нормы финансового права могут быть выражены и доведены до сведения общества в соответствующей форме, которая называется источником права.

Трехуровневый состав - характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправле­ния, из разграничения компетенции по правовому регулирова­нию финансовых отношений между федеральными, региональ­ными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

ещё одной особенность источников ФП является отсутствие базового фундаментального акта .

1. Главный источник финансового права - Конституция РФ , на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. В Конституции РФ закрепляются основы правовой организа­ции финансовой деятельности государства в целом и по отдель­ным ее направлениям. Аналогично содержание упомянутых актов субъектов РФ и муниципальных образований (примени­тельно к уровню правового статуса соответствующей террито­рии).в конституции установлены следующие базовые положения ФП:



· установлена национальная валюта

· каждый обязан платить законно установленные налоги

· руководство финансовой системой осуществляеться ЦБ

· финансовый федерализм- распределение полномочий

По лекции:

ФКЗ « о Центральном банке, банке России»

ФЗ « о банках и банковской деятельности

УК и КоАП

ФЗ « о валютном регулировании и валютном контроле» « О бухгалтерском учете»

Закон « Об аудиторской деятельности

Вестник ВАС

по учебникам:

Источники финансового права РФ неодинаковы по своим пра­вовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов ис­полнительной власти разных уровней.

К источникам финансового права этого класса относятся конституции и уставы субъектов Федерации . В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности субъектов Российской Федерации, право иметь собственные бюджеты и внебюджетные фонды и т.д.

Нормы финансового права содержатся в актах главы госу­дарства и органов исполнительной власти : указах Президента и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошли­ны). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть ис­точниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Министерства РФ по налогам и сборам и др. (приказы, инструкции и иные).Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах таких органов исполнительной власти, как министерства, ве­домства и др., регулирующих вопросы финансов в пределах со­ответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, до­ходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она про­является в том, что в результате рассмотрения конкретных дел Конституционный Суд РФ формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм 3 . Он дает толкование их смысла, а в случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Дела, касающиеся финансовых, особенно налоговых отношений, занимают в деятельности Конституционного Суда РФ заметное место.

Нормативный финансовый договор . Наряду с нормативными правовыми актами (законами и подзаконными актами) источниками финансового права могут быть договоры. Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов Российской Федерации о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.

В качестве источника финансового права могут выступать международные договоры Российской Федерации с другими странами, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избегания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

4. Существуют следующие методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств (см. схему 3):

а)налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;

б)метод добровольного привлечения денежных средств - в форме вкладов населения в банки, приобретение облигаций и других ценных бумаг;

в)метод взимания сборов и пошлин, т.е. платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т.п.);

г)метод страхования - образуются страховые фонды;

д ) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Методы мобилизации фондов денежных средств │

└────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

┌──────────┬─────────────┼────────────┬────────────┐

│ │ │ │ │

▼ │ ▼ │ ▼

┌───────────────┐ │ ┌────────────────────┐ │ ┌───────────────────┐

│Налоговый метод│ │ │Метод добровольного │ │ │ Взимание сборов │

│ │ │ │привлечения денежных│ │ │ и пошлин │

│ │ │ │ средств (вклады, │ │ │ │

│ │ │ │ гос. займы и др.) │ │ │ │

└───────────────┘ │ └────────────────────┘ │ └───────────────────┘

┌──────────────────┐ ┌───────────────────┐

│ Метод проведения │ │ Эмиссия денег │

│ страхования │ │ │

└──────────────────┘ └───────────────────┘

Схема 3. Методы мобилизации фондов денежных средств

Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств - относятся:

а)финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б)кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в)выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей , осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 4).

│ Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств │

└──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

│ 1. Финансирование ├─┼─┤ 2. Кредитование │

└────────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────────┐

│3. Выплата страховых возмещений,├─┴─┤ 4. Расчеты │

│ пенсий, пособий, выигрышей │ │ │

Схема 4. Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств

Осуществление финансовой деятельности обусловлено объективным существованием финансов. Финансы (от лат. finire) представляют собой экономические отношения, посредством которых на основе планового распределения и перераспределения денежных средств аккумулируются и распределяются государственные денежные средства (см. схему 5).

Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-экономическая роль в обществе. С помощью финансов происходит распределение (перераспределение) национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции, или распределения денежных средств, экономических отношений принято называть финансовым институтом; к этим отношениям относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Финансы │

└───────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘

└───────────────┬────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘

┌───────────────┴────────────────┐ ┌─────────────────┴────────────────┐

│ Система стоимостных (денежных) │ │ Денежные фонды, мобилизуемые и │

│ отношений, в процессе которых │ │ используемые государством и │

│ формируются государственные │ │ муниципальными образованиями │

│ и муниципальные денежные фонды │ │ для реализации своих функций │

│ в результате распределения и │ │ │

│перераспределения национального │ │ │

│ дохода │ │ │

└────────────────────────────────┘ └──────────────────────────────────┘

Схема 5. Понятие финансов

В свою очередь, совокупность всех финансовых институтов (групп экономических отношений) в их взаимосвязи образует финансовую систему (см. схему 6):

1. Государственные финансы включают в себя централизованные финансы, аккумулированные в бюджетной системе, в том числе бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и др.).

2.Институт финансов предприятий , учреждений и организаций объединяет децентрализованные финансы: 1) предприятий, функционирующих на коммерческих началах; 2) учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

3. Институт кредитования образуют : 1) финансы, аккумулированные в банковской системе; 2) государственный кредит.

4. Институт страхования. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование.


┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Финансовая система │

└──────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┘

┌────────────────┬─────────────────┼───────────────┬─────────────────┐

│ │ │ │ │

┌───────┴───────┐ ┌─────┴──────┐ ┌───────┴──────┐ ┌─────┴─────┐ ┌────────┴───────┐

│Государственные│ │ Финансы │ │ Кредитование │ │Страхование│ │Местные финансы │

│ финансы │ │предприятий,│ │ │ │ │ │ │

│ │ │учреждений, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │организаций │ │ │ │ │ │ │

└────────┬──────┘ └──────┬─────┘ └──────┬───────┘ └────┬──────┘ └────────────────┘

┌─────┴──────┐ │ ┌──────┴───────┐ │

│ │ │ │ │ │

┌──┴───┐┌───────┴───────┐ │ ┌──────┴────────┐┌────┴─────┐ │ ┌────────┐┌──────────────┐

│Бюджет││Государственные│ │ │Государственный││ Финансы │ │ │ Бюджет ││ Внебюджетные │

│ ││ внебюджетные │ │ │ кредит ││банковской│ │ │ ││ фонды │

│ ││ фонды │ │ │ ││ системы │ │ │ ││ │

└──────┘└───────────────┘ │ └───────────────┘└──────────┘ │ └────────┘└──────────────┘

┌─────────────┴─┐ ┌─────────┴─┬─────────────┐

│ │ │ │ │

┌──────┴─────┐┌────────┴─────┐ ┌───┴──┐┌───────┴─────┐┌──────┴────┐

│ Финансы ││ Финансы │ │Личное││Имущественное││Другие виды│

│коммерческих││некоммерческих│ └──────┘└─────────────┘└───────────┘

│организаций ││ учреждений, │

│ ││организаций и │

│ ││ общественных │

│ ││ организаций │

└────────────┘└──────────────┘


Схема 6. Финансовая система государства

5. Местные финансы. В соответствии с законодательством местные финансы включают средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Финансовую деятельность осуществляют все органы государства и муниципальных образований. В то же время ее значимость и специфический характер обуславливают необходимость формирования специальных субъектов, наделяемых соответствующей компетенцией в сфере финансов. К ним в первую очередь относятся Министерство финансов РФ и Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Важнейшую роль в процессе проведения финансовой деятельности играет Министерство финансов РФ , Положение о котором утверждено ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г . В соответствии с названным Постановлением министерство является федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности , производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Положением закреплен ряд полномочий Министерства финансов (см. схему 7).

Для реализации перечисленных полномочий в структуре Министерства финансов РФ образованы следующие департаменты (см. схему 8).

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб (см. схему 9).


┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Полномочия │

└──────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┐

┌─────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────┐

│ Вносит в Правительство РФ │ │Принимает нормативные правовые│ │ │

│проекты федеральных законов, │ │ акты в сфере финансов п. 5.2 │ │ Осуществляет │

│ нормативных правовых актов │ │Постановления Правительства РФ│ │ │

│Президента РФ и Правительства│ │ от 30.06.2004 г. │ │ │

│ РФ в сфере финансов │ │ "О Министерстве финансов РФ" │ │ │

└─────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘ └───────────────────────┬─────────────────────┘

┌──────────────┬─────────────────┬─────────────────┬───────────────────┬──────────┴┬─────────────┐

▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼

┌────────────┐┌───────────────┐┌─────────────────┐┌───────────────┐┌───────────────┐┌───────────┐┌─────────────┐

│составление ││представление в││ управление ││ выполнение ││ управление ││ сбор, ││ организацию │

│ проекта ││ правительство ││ средствами ││ функций ││государственным││обработку ││перечисления │

│федерального││ отчетности об ││стабилизационного││ эмитента ││ долгом РФ ││ и анализ ││межбюджетных │

│ бюджета ││ исполнении ││ фонда ││государственных││ ││информации ││ трансфертов │

│ ││ федерального ││ ││ ценных бумаг ││ ││о состоянии││ │

│ ││ бюджета ││ ││ ││ ││ финансов ││ │

└────────────┘└───────────────┘└─────────────────┘└───────────────┘└───────────────┘└───────────┘└─────────────┘


Схема 7. Полномочия Министерства финансов РФ


┌─────────────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌──────────────────┐

│ Департамент │ │Департамент│ │Департамент│ │ Департамент │ │ Департамент │

│административный │ │ бюджетной │ │налоговой и│ │ международных │ │ финансовой │

│ │ │ политики │ │таможенно- │ │финансовых отношений,│ │ политики │

│ │ │ │ │ тарифной │ │ государственного │ │ │

│ │ │ │ │ политики │ │ долга и │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ государственных │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ финансовых активов │ │ │

└────────┬────────┘ └─────┬─────┘ └─────┬─────┘ └──────────┬──────────┘ └─────────┬────────┘

│ │ │ │ │

└────────────────┴─────────────┴───┬──────────────┴──────────────────────┘

┌──────────────────┐ │ ┌────────────────────┐

│ Департамент │ │ │ Департамент │

│бюджетной политики│ ┌─────────────────────┴──────────────────────┐ │ регулирования │

│ в сфере ├──┤Центральный аппарат Министерства финансов РФ├──┤ государственного │

│ государственной │ └─────────────────────┬──────────────────────┘ │ финансового │

│ военной и │ │ │ контроля, │

│правоохранительной│ │ │ аудиторской │

│ службы и │ │ │ деятельности, │

│ государственного │ │ │бухгалтерского учета│

│оборонного закона │ │ │ и отчетности │

└──────────────────┘ │ └────────────────────┘

┌───────────────────┬─────────┴────────────┬────────────────┐

┌─────┴──────┐ ┌──────────┴──────────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌─────┴─────┐

│Департамент │ │ Департамент │ │ Департамент │ │ Правовой │

│межбюджетных│ │ бюджетной политики │ │бюджетной политики│ │департамент│

│ отношений │ │в отраслях социальной│ │ в отраслях │ │ │

│ │ │ сферы и науки │ │ экономики │ │ │

└────────────┘ └─────────────────────┘ └──────────────────┘ └───────────┘


Схема 8. Структура Министерства финансов РФ


│ Министерство финансов РФ │

┌──────────────────────────────────────────────────────┐

│ осуществляет координацию и контроль деятельности │

│ находящихся в его ведении │

└───────────────────────────┬──────────────────────────┘

┌────────────┬────────────┬────────────┬─────────────┬───────────────────┐

▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼

┌───────────┐┌───────────┐┌───────────┐┌────────────┐┌────────────┐┌───────────────────────┐

│Федеральной││Федеральной││Федеральной││Федеральной ││Федерального││Контроль за исполнением│

│ налоговой ││ службы ││ службы ││ службы по ││казначейства││Федеральной таможенной │

│ службы ││страхового ││финансово- ││финансовому ││ ││ службой нормативных │

│ ││ надзора ││бюджетного ││мониторингу ││ ││ правовых актов по │

│ ││ ││ надзора ││ценных бумаг││ ││ вопросам исчисления и │

│ ││ ││ ││ ││ ││ взимания таможенных │

│ ││ ││ ││ ││ ││ платежей, определения │

│ ││ ││ ││ ││ ││ таможенной стоимости │

│ ││ ││ ││ ││ ││товаров и транспортных │

│ ││ ││ ││ ││ ││ средств │

└───────────┘└───────────┘└───────────┘└────────────┘└────────────┘└───────────────────────┘


Схема 9. Взаимодействие Министерства финансов РФ с федеральными службами

Финансовая деятельность осуществляется специальным ап­паратом на основании разнообразных методов (в том числе - поощрений, ограничений и санкций).

Формы финансовой деятельности государства - это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть:

  • правовые (выражаются в установлении или применении );
  • организационные (опосредующие организационные отношения, например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).

В зависимости от участников методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы:

1) методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

  • добровольные;
  • обязательные;
  • смешанные;

2) методы распределения и использования фондов денежных средств.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

  • налоговый (используется государством для изъятия части доходов в бюджет);
  • обязательных взносов (платежей) в различные фонды;
  • добровольного привлечения денежных средств (в форме в банк, приобретения облигаций и дру­гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований);
  • взимания сборов и (то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными органами);
  • страхования (образование страховых фондов);
  • эмиссии денег (дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние).

Методы распределения фондов денежных средств:

  • финансирование (плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета);
  • кредитование (это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд);
  • выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называть финансовым институтом , к которым относятся, на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зави­сит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными, так и регулятивными способами, адми­нистративными и экономическими методами. В условиях рыноч­ной экономики применение административных методов в фи­нансовой деятельности сокращается. Они используются в орга­ничном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованнос­ти любых административных решений и на устранение элемен­тов администрирования в финансовой деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

миниcтерство образования и науки российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

Межотраслевой региональный институт подготовки кадров

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовое право»

на тему: МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В любом государстве распределение и перераспределение валового общественного совокупного продукта и национального дохода происходит в денежной форме.

Понятие «финансы» происходит от фр. finance -- совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования.

По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств.

Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды Финансы -- это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении.

Финансы и финансовые отношения -- это обязательно денежные отношения, однако отнюдь не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Нет лучшего способа управления государством, чем управление при помощи денег, более эффективного средства управления человечество пока не придумало.

Актуальность темы курсовой работы заключаются в том, что роль финансовой деятельности в жизни общества очень значительна, так как она выступает составной частью механизма социального управления, по средствам финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов и обеспечения обороноспособности и безопасности страны, финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления, финансовая деятельность содержит широкие возможности для развития рыночных отношений.

Основной целью курсовой работы является исследование методов финансовой деятельности государства.

В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие основные задачи:

1. определение понятия финансов, финансовой системы и финансовой деятельности;

2. рассмотрение методов, форм и функций финансовой деятельности;

3. выявление особенностей осуществления финансовой деятельности государства и компетенции органов государственной власти в процессе осуществления государством финансовой деятельности;

4. более подробное изучение методов финансовой деятельности.

Для достижения указанной цели и решения поставленных задач курсовая работа основывалась на положениях диалектического метода познания, применении частнонаучных (исторического, системного анализа), а также нормативного и сравнительно-правового методов.

Объектом данной курсовой работы является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе осуществления финансовой деятельности государства.

Предметом исследования стали конституционно-правовые, финансово-правовые, административно-правовые нормы, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, устанавливающие основы финансовой деятельности государства.

Структура курсовой работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие финансов, финансовой системы и финансовой деятельности государства

В экономической и правовой литературе понятие “финансы” рассматривается в двух аспекта:

как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы -- это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения -- это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Финансы Российской Федерации--это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей «Финансовое право»: учебник под ред. О. Н. Горбуновой - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ -2002 - С.127 .

В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Ш внебюджетные целевые фонды;

Ш кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Самостоятельность субъектов Российской Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 75) Финансовое право России. Актуальные проблемы: Монография / Под ред. А.А. Ялбулганова. -- М.: Норма, 2007 .

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность.

Итак, финансовая деятельность государства -- это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что -- это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006 - С. 127 .

1.2 Принципы, функции и методы финансовой деятельности российского государства

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Среди основных принципов можно выделить следующие:

1. Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

2. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

3. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

4. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах Павлов П. В. Финансовое право: Учебник. -- М.: Омега-Л, 2008. - С. 98 .

1. методы собирания денежных средств;

2. методы распределения и использования денежных средст.

Существуют следующие формы финансовой деятельности:

1. Правовые. К ним относятся:

1.1. издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;

1.2. издание индивидуальных правовых актов;

1.3. заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;

1.4. реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;

1.5. привлечение лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.

2. Неправовые:

2.1. проведение совещаний;

2.2. финансово-экономический анализ;

2.3. прогнозирование;

2.4. разъяснение финансового законодательства Выборный В.В. Вопросы организации бюджетного процесса//Российская юстиция - 2007 - №10 - С. 24-28 .

1.3 Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность государства

В ведении Российской Федерации находятся:

Ш Установление основ федеральной финансовой политики;

Ш Финансовое, валютное и кредитное регулирование;

Ш Федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы;

Ш Федеральные фонды регионального развития.

К совместному ведению РФ и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогооблажения и сборов в РФ. Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти Конституция российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237 - ст. 71, 72, 73, 76. .

Различают следующие органы общей компетенции:

1. Государственная Дума Российской Федерации: обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории (утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов, принятие законов по вопросам финансов; а органы исполнительной власти принимают меры по их реализации под контролем представительных органов.

2. Президент Российской Федерации как глава государства: обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию (ст. 80 Конституции РФ).

Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений. Организации органов финансово-кредитной системы через контрольное управление Президента РФ осуществляют финансовый контроль.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ образовано финансово-бюджетное управление Президента РФ.

3. Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.).

Кроме того, существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. -- М.: Норма, 2007. - С. 125 .

Ш налоговые органы;

В ведении Министерства финансов Российской Федерации:

Ш совершенствование бюджетной системы РФ, разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

Ш концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

Ш разработка проектов федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

Ш составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

Ш осуществление своей компетенции государственного финансового контроля;

Ш разработка и реализация единой политики в сфере финансовых рынков РФ;

Ш участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней.

Федеральное казначейство Российской Федерации осуществляет:

Ш организацию, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;

Ш регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

Ш управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга;

Ш краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

Ш сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, ведение операций по учету Государственной казны РФ;

Ш разработку методологических инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России):

Ш является юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями;

Ш издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, отнесенных к его компетенции;

Ш уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью.

Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налоговых и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляют управление финансами пенсионного обеспечения в РФ, управление государственным фондом занятости населения, а также фондом социального и обязательного медицинского страхования в РФ.

Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации также участвуют в осуществлении финансовой деятельности государства. Они обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований - М.: Юристпруденция, 2009 - С. 30-32 .

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является вторым условием существования финансовой деятельности, что показано в Приложении 1 Грачева Е.Ю. Финансвовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Юристпруденция, 2006 - С.130 .

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом - финансовым планом обеспечить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.

Основные задачи государства приведены в Приложении 2.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы:

Ш методы собирания денежных средств;

2.1 Методы собирания денежных средств

К методам собирания фондов денежных средств относятся:

1. обязательные методы:

1.1. налоговый метод (метод установления налогов) - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты;

1.2. уплата пошлин;

2. добровольные методы:

2.3. приобретение лотерей.

В отношениях государства с государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями, с общественными организациями и гражданами в основном используется налоговый метод, при котором часть доходов, прибыли названные субъекты в обязательном порядке, в установленные законом сроки и в установленных размерах отчисляют в бюджет. К этой же группе относится уплата пошлины. Пошлины, в отличие от налогов, взимаются, как правило, за какие-либо услуги. Законом строго ограничен круг органов, взимающих пошлину, установлены ее размеры.

Обязательным методом собирания фондов денежных средств являются взносы во внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, медицинского страхования, пенсионный фонд), уплачиваемые предприятиями, организациями и гражданами и используемые на выплаты пенсий и различных пособий. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований - М.: Юриспруденция, 2009 - С. 38

2.2 Методы распределения и использования денежных средств

Методы распределения и использования фондов денежных средств: самофинансирование, кредитование, государственное финансирование. Плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета называется государственным финансированием.

Самофинансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств в отношении государственных организаций.

Кредитование -- это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в виде банковских ссуд. Последние подлежат возврату в назначенный срок, за них взимается определенный процент.

К другим методам данной группы можно отнести расчеты с держателями облигаций, иных ценных бумаг, а также выплаты страховых и других различных пособий, пенсий.

В целях урегулирования финансовой деятельности государство использует самый действенный регулятор -- право. Формы финансовой деятельности разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. А неправовые -- это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства, финансово-технические операции и т. д. Неюридические формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

Государственные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований - М.: Юриспруденция, 2009 - С. 40

финансы денежный средство распределение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги своей курсовой работы, посвященной методам осуществления финансовой деятельности, хотелось остановиться на основных выводах, проведенного мной исследования.

Финансы -- это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

Ш бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

Ш внебюджетные целевые фонды;

Ш финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

Ш имущественное и личное страхование;

кредит (государственный и банковский).

Финансовая деятельность государства -- это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах

1. Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации;

2. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права;

3. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан;

4. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Различают следующие органы государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность государства:

1. Государственная Дума Российской Федерации;

2. Президент Российской Федерации;

3. Правительство Российской Федерации.

Кроме того, существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля.

В единую систему органов государственного управления специальной компетенции входят:

Ш Министерство финансов Российской Федерации;

Ш Федеральное казначейство Российской Федерации;

Ш Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

Ш налоговые органы;

Ш государственные внебюджетные фонды.

Управляя финансами согласно своим полномочиям, все эти органы организуют осуществление единой государственной финансовой политики.

Таким образом, особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной им компетенции.

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает следующие задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом - финансовым планом обеспечивает плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределяет фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.

3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансового контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использования денежных ресурсов.

В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы:

Ш методы собирания денежных средств. Среди которых выделяют:

1. обязательные методы:

1.1. налоговый метод;

1.2. метод уплаты пошлин;

1.3. обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды;

2. добровольные методы:

2.1. добровольные вклады в банки;

2.2. покупка государственных ценных бумаг;

2.3. приобретение лотерей.;

Ш методы распределения и использования денежных средств.

1. самофинансирование;

2. кредитование;

3. государственное финансирование

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Нормативные правовые акты

1.1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

1.2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 09.02.2009 г. №17-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. - №31.

1.3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.11.2008 г. №224-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. - №31.

1.4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 авг. 2000 г. №117-ФЗ (в ред. ФЗ от 03.06.2009 г. №117-ФЗ) // СЗ РФ. - 2000. - №32. - Ст. 3340.

2 . Специальная литература

2.1. Асадов А.М. Правовое обеспечение организации финансовой деятельности государства // Современное право. -- 2005. -- № 6.

2.2. Веремеенко И.И. К вопросу о предмете финансового права. Актуальные вопросы административного и финансового права: Сборник научных трудов. -- Вып. 2. -- М.: МГИМО (У) МИД России, 2004.

2.3. Выборный В.В. Вопросы организации бюджетного процесса//Российская юстиция - 2007 - №10.

2.4. Гильманов Э.М. Инвестиционная деятельность государства в расходах бюджета Российской Федерации // Финансовое право. -- 2007. -- № 10.

2.5. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006

2.6. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю., Быля А.Б. Финансовое право: Учебник. -- М.: Юристъ, 2008.

2.7. Коробкина Л.М. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, как орган государственного финансового контроля // Финансовое право. -- 2007. -- № 5.

2.8. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. -- М.: Норма, 2007.

2.9. Павлов П. В. Финансовое право: Учебник. -- М.: Омега-Л, 2008.

2.10. Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник. -- М.: ТК Велби, 2006.

2.11. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований - М.: Юристпруденция, 2009

2.12. Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России. -- М.: ИД «Юриспруденция», 2006.

2.13. Соколова Э.Д. Финансовая система России и право: Дискуссионные вопросы // Налоги. -- 2007. -- № 2.

2.14. Финансовое право: учебник под ред. О. Н. Горбуновой - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ, 2002.

2.15. Финансовое право России. Актуальные проблемы: Монография / Под ред. А.А. Ялбулганова. -- М.: Норма, 2007.

2.16. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. -- М.: Юристъ, 2008.

2.17. Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. -- М.: Российская академия правосудия РАП, 2006.

2.18. Химичева Н.И., Покачалова Е.В., Финансовое право: Учебно-методический комплекс. -- М.: Норма, 2007.

Приложение 1

Понятие финансовой деятельности государства

Приложение 2

Задачи финансовой деятельности государства

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Единство финансовой системы РФ. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих ее. Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Понятие и функции финансов. Понятие и особенности финансовой деятельности. Понятие, предмет и метод финансового права. Отличие государственных финансов от частных. Общественные отношения, возникающие в процессе использования фондов денежных средств.

    реферат , добавлен 18.10.2013

    Финансовые отношения. Материальная основа финансовых отношений. Финансы предприятий как основа финансовой системы. Роль финансов предприятия в финансовой системе страны. Понятие фондов денежных средств. Виды денежных фондов.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2007

    Понятие финансовой системы как системы форм, методов аккумулирования, распределения, использования фондов денежных средств государства. Структура финансовой системы, ее элементы. Виды фондовых рынков, их функции. Финансовые институты Российской Федерации.

    презентация , добавлен 14.10.2016

    Понятие и структура отчета о движении денежных средств. Порядок заполнения разделов по движению денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Анализ актива и пассива баланса, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2014

    Понятие финансовой деятельности государства, ее цели, принципы, формы, методы и конституционные основы. Финансовая система государства и ее основные элементы. Правовое положение и функции органов внутренних дел, осуществляющих финансовую деятельность.

    контрольная работа , добавлен 30.08.2012

    Понятие финансовой системы как "совокупности различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами распределяются фонды денежных средств, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства". Состав сфер и звеньев финансовой системы.

    статья , добавлен 24.01.2011

    Основы построения финансовой системы государства – отношений между государством, юридическими и физическими лицами, по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Государственный бюджет: динамика его доходов и расходов.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Анализ финансовой деятельности государства, в ходе которой производится планомерное, целенаправленное образование, распределение и использование государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов. Органы общей и специальной компетенции.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2010

    Понятие и необходимость финансовой деятельности государства. Состав финансовой системы РФ. Финансовый контроль, его определение, значение, виды, формы, методы проведения. Сравнение ревизии с другими методами финансового контроля, порядок ее назначения.

Основываясь на вышеупомянутых принципах, государство реализует распределительную, перераспределительные и контрольную функции финансов. Это выражается преимущественно через методы финансовой деятельности – совокупность приёмов и средств, спомощью которых уполномоченные государством органы от его имени формируют, распоряжаются и используют фонды денежных средств.

Они разделяют на три основные группы , что связано с ролью и назначением государственных финансов:

1) методы мобилизации фондов,

2) методы распределения фондов,

3) методы использования фондов.

1) методы мобилизации фондов . Мобилизация - это комплекс мероприятий, осуществляемых в государстве с целью планомерного формирования фондов денежных средств. Сбор средств осуществляется посредством обязательного и добровольного методов мобилизации .

Обязательный метод представляет собой, по сути, взимание налогов, сборов и других обязательных платежей, за счет которых и формируются преимущественно доходная часть бюджетной системы страны и целевые фонды средств. Государство на уровне закона устанавливает вид обязательного платежа, размер, ставки, объект и плательщиков, порядок взимания. Метод обязательных отчислений применяется и при проведении обязательного государственного страхования.

Добровольный метод мобилизации предполагает отсутствие императива со стороны государства при осуществлении платежей и реализуется посредством денежно-вещевых лотерей, благотворительных пособий, пожертвований, даров, и т.п.. К добровольному методу мобилизации следует отнести и займы, осуществляемые государством и органами местного самоуправления путем эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг с целью покрытия дефицита бюджета или выполнения определенных целевых программ.

2) методы распределения фондов. Распределение средств является также одним важных направлений финансовой деятельности государства. Распределение средств осуществляется на основании Бюджетного кодекса Украины в соответствии с утвержденными годовых финансовых планов как государства (государственный бюджет), так и отдельных субъектов (местные бюджеты, бюджетные росписи, сметы бюджетных учреждений и т.д.).

К основным методам распределения средств относятся: финансирование и кредитование. Финансирование - это безвозвратный, бесплатный, целевой отпуск средств, осуществляется на основании утвержденных финансовых планов с соответствующего централизованного фонда денежных средств. В зависимости от того, кому и на каких условиях предоставлены денежные ресурсы, различают дотации, субвенции, субсидии.

Под термином «дотация» понимают предоставление денежных средств кому-либо в целях покрытия недостатка собственных средств. Различают два вида дотаций:


1. Помощь, выделяемая предприятиям, организациям, учреждениям на покрытие убытков, обусловленных независящими от них причинами;

2. Бюджетная дотация - безвозмездная, безвозвратная помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, которая не носит целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами.

Субвенция - это бюджетная дотация, предоставляемая вышестоящим бюджетом нижестоящему для определенного целевого использования. В случае нарушения условий их использования, а также неиспользованные в течение бюджетного года субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет.

Субсидия - это вид целевой помощи в денежной или натуральной форме юридическим или физическим лицам, органам местного самоуправления, другим государствам, предоставляемый за счет средств бюджета или целевых фондов.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмезности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

3) методы использования фондов средств . К данным методам относят плановость, целевой характер использования средств, эффективность и экономия, научно-методологический подход в определении объемов расходов, использование в пределах установленных лимитов и другие методы.

Перечисленные методы финансовой деятельности являются основными, но не исчерпывающими. Так, на всех этапах финансовой деятельности применяется метод финансового контроля. Его назначение является весьма важным, поскольку финансовые ресурсы всегда ограничены, их мобилизация и расходование регламентируются специальными правовыми нормами. финансовый контроль является постоянным и всесторонним, поскольку фактически охватывает все аспекты деятельности государства, юридических и физических лиц. Отсюда вытекают и широкие полномочия органов финансового контроля. Финансовая деятельность каждого субъекта должна быть прозрачной и осуществляться в рамках действующего законодательства.



Статьи по теме: