К налогам не относится классификация их на. Виды налогов и основания их классификации. Кто считает взимаемую сумму

Классификация налогов (tax classification) – группировка по видам. Обусловлена различными основами классификации:

  • способом взимания налогов;
  • субъектом-налогоплательщиком;
  • характером применяемых ставок, ;
  • источником и ;
  • органом, устанавливающим налоги;
  • порядком введения налога;
  • уровнем бюджета, в который зачисляется налог;
  • целевой направленностью введения налога и пр.

Налоги по методу установления или способу взимания подразделяют на прямые и косвенные.

Налоги прямые взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют:

  • реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.);
  • личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, подвергаемое налогообложению).

Налоги косвенные (адвалорные налоги) взимаются через цену товара и вытекают из фактов хозяйственной жизни и оборотов, финансовых операций ( , налог с продаж, налог с оборота и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы);
  • косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги за некоторыми исключениями (НДС), фискальные монополии, некоторыми облагаются товары и услуги государственного сектора (налог с оборота в СССР), а также таможенные пошлины.

Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные часто называют возможность переложения налогов на потребителей: окончательным плательщиком прямых налогов становится получатель дохода, тогда как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает конечный потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

По субъекту-налогоплательщику выделяют налоги:

  • с физических лиц (налог на доходы, налог на имущество физических лиц и др.);
  • с предприятий и организаций-юридических лиц (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество предприятий и организаций и др.);
  • смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и предприятиями и организациями ( , некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств).

По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги , выделяют:

  • общегосударственные налоги (размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики, методы исчисления налогов, порядок зачисления сумм налогов в бюджеты различных уровней определяются законодательством и являются едиными на всей территории страны);
  • местные налоги (механизм их исчисления и взимания вводятся местными органами власти в соответствии с действующим законодательством).

По порядку введения налога различают:

  • общеобязательные налоги – устанавливаются законодательными актами и взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают, по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательством нижестоящих органов управления;
  • факультативные налоги, предусмотренные основами , но непосредственно вводящиеся законодательными актами органов местной власти.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж , налоги делят на:

  • закрепленные (непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд);
  • регулирующие или разноуровневые (поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству).

По характеру использования налогового платежа выделяют:

  • общие налоги (покрывают различные расходы бюджета);
  • целевые (платеж идет по строго определенному назначению, например, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы).

По периодичности уплаты налога выделяют:

  • регулярные (систематические, текущие) налоги – взимаются с определенной законодательством периодичностью в течение всего периода существования объекта налога;
  • разовые – связанные с каким-либо событием, не образующим системы (например, таможенная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения).

Налоги дифференцируются по источнику налогообложения :

  • издержки производства (себестоимость);
  • прибыль (доход).

Правильность расчета налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в , и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).

При классификации налогов по объектам налогообложения образуется пять групп:

  1. налоги на имущество;
  2. ресурсные налоги (включая земельный налог);
  3. налоги на доход или прибыль;
  4. налоги на действия (хозяйственные операции, финансовые операции, обороты по реализации);
  5. прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

Существуют и другие основания для классификации налогов.

Классификация налогов — это обоснованное распределение нало-гов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений.

Классифицирующие признаки:

    • способ взима-ния;
    • принадлежность к определенному уровню управления;
    • субъект налогообложения;
    • способ или источник обложения;
    • характер при-меняемой ставки;
    • назначение налоговых платежей;
    • дру-гой признак.

Виды налогов:

1) По степени переложения:

    • прямые;
    • косвенные.

2) По принадлежности к уровню правления:

    • федеральные;
    • региональные;
    • местные.

3) По объекту обложения:

    • с имущества (имущественные);
    • с доходов (фак-тические и вмененные);
    • с потребления (индивидуальные, универ-сальные и монопольные);
    • с использования ресурсов (рентные).

4) По бухгалтерским источникам уплаты разгра-ничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать:

    • выручка от реализации;
    • себестоимость продукции;
    • финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли;
    • оплата труда и предпринимательский доход;
    • валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

5) По субъекту обложения:

    • взимаемые с юридических лиц;
    • взимаемые с физических лиц;
    • смешанные.

6) По способу обложения (в за-висимости от способа определения налогового оклада):

    • «по деклара-ции»;
    • «у источника»;
    • «по уведомлению».

7) По применяемой ставке:

    • прогрессивные;
    • регрессивные;
    • пропорциональные;
    • твердые.

8) По назначению:

    • абстрактные;
    • целевые.

9) По срокам уплаты:

    • срочные;
    • периодические.

Из представленной совокупности следует выделить безусловную значимость четырех классификаций . Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного госу-дарства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России используют в сово-купности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты. Разграничение налогов по объекту обложе-ния используется также в международных классификациях ОЭСР и МВФ. Классифицирующий признак (по способу взимания) заложен в основу построения европейской системы экономических интегри-рованных счетов. Все остальные классификации имеют в большей мере локальную теоретическую или практическую востребованность.

По степени переложения

Прямые налоги — это малопереложимые налоги, взимаемые не-посредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на при-быль организаций, на имущество организаций, на имущество физи-ческих лиц, земельный и транспортный налоги.

Косвенные налоги — это успешно переложимые налоги, взимае-мые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включае-мые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге ко-нечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.

Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей го-сударства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и доста-точно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, то-гда как поступления от прямых налогов на доходы более сущест-венно коррелируют с уровнем экономической активности.

Косвенное налогообложение менее заметно и более завуалиро-вано для конечного потребителя, так как номинальные и фактиче-ские налогоплательщики здесь различны. Номинальным налогопла-тельщиком, у которого с государством возникают налоговые право-отношения, являются производители и продавцы товаров (работ, услуг). Фактический (реальный) налогоплательщик — покупатель, не вступает в эти отношения и соответственно не замечает тяжести косвенных налогов. Характерным примером косвенного налогооб-ложения служат такие признанные общемировой практикой налоги, как НДС, акцизы, таможенные .

Вместе с тем при всех очевидных преимуществах косвенные на-логи имеют значимые недостатки. В первую очередь они не учиты-вают материального состояния реального налогоплательщика. Пря-мые налоги определяются уровнем дохода и стоимостью имущества налогоплательщика, косвенные же завязаны на уровень потребле-ния. Естественно, потребление обеспеченных людей в абсолютном исчислении больше объема потребления бедных, но в долевом со-отношении к доходам этих групп населения картина совершенно иная. Удельный вес потребления богатых в их доходах мал (у них превалируют сбережение и инвестиции, рекреация за рубежом, об-разование и т.д., не облагаемые косвенными налогами), в то время как все низкие доходы бедных «съедает» потребление. Поэтому кос-венное налогообложение для малообеспеченных слоев населения является более тяжелым, чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются значительные преференции. А сами косвенные налоги зачастую характеризуют как «налоги на бедных». Кроме то-го, данные налоги, приводя к повышению цен на товары, ограни-чивают в определенной степени объем потребления, т.е. спроса, дестимулируя тем самым и предложение, а значит, и производство этих товаров.

По объекту обложения

Налоги с имущества (имущественные) — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими опреде-ленным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту — их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщи-ка, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге — мощностью двигателя, налоге на имущество — стоимо-стью, в земельном налоге — несколькими характеристиками, на-пример назначением земель, кадастровой оценкой.

Налоги с дохода — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Раз-личают налоги с дохода:

  • фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу;
  • вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности.

К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохо-зяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложе-ния.

К вмененным налогам с доходов можно отнести систему нало-гообложения в виде единого налога на вмененный доход для от-дельных видов деятельности, а также применение упрощенной сис-темы налогообложения на основе патента. Встречается также выде-ление в данной группе в отдельную категорию налогов, взимаемых с фонда оплаты труда (ЕСН). Думается, что данный налог более логично вписывается в категорию фактических налогов, а разница в налогоплательщиках (в НДФЛ — налогоплательщик тот, кто полу-чает доход, а в ЕСН — тот, кто его выплачивает) в данном случае не является классифицирующим признаком.

Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов в пре-дыдущей классификации) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облага-ется потребление строго определенных групп товара, например ак-цизы на отдельные виды товара, универсальными — все товары (ра-боты, услуги), за отдельным исключением, например НДС, а моно-польными — производство и (или) реализация отдельных видов то-варов, являющиеся исключительной прерогативой государства. К таким товарам ранее традиционно относилась соль, два последних века основу их составляли алкогольные напитки и табачные изде-лия. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в россий-ской налоговой системе.

Налоги с использования ресурсов (рентные) — это налоги, взи-маемые в процессе использования ресурсов окружающей природ-ной среды, а рентными их называют также потому, что их установ-ление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.

По субъекту обложения

Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные, явля-ется также достаточно распространенной.

Следует отметить, что теоретическая значимость этой класси-фикации в последнее время существенно снизилась. Ранее доста-точно точная классифицирующая основа теперь размывается в свя-зи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юриди-ческих лиц, сколько в форме физических лиц — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц, и на прибыль ор-ганизаций и на имущество организаций, соответственно состав-ляющих группу налогов с юридических лиц.

По способу обложения

Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в за-висимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению». Наиболее распространен-ный способ определения налогового оклада, заложенный в подав-ляющем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком. Спо-соб «у источника» закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удер-жание и перечисление налога в бюджет до момента его фактиче-ской выплаты, дабы исключить возможность уклонения от его уп-латы. В чистом виде данный способ реализуется только в ЦЦФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых аген-тов в НДС и налоге на прибыль организаций. Способ «по уведом-лению» закладывается чаще в налогах с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведомление налогоплательщика. Исчисление налога производится исходя из сопоставлений внешних признаков, напри-мер предполагаемой средней доходности, объектов налогообложе-ния. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущест-во физических лиц, транспортном (для физических лиц).

По применяемой ставке

Классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.

Налоги с процентными (адвалорными) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчисле-нии от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят на-логи с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.

В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых пла-тежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имуще-ства налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налого-вой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остается неизменным вне зависимости от величины этих доходов (прибыли). Таким образом, превалирование этих налогов в налого-вой системы формирует ее нейтральность, не увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую неравенство после уп-латы налогов. К таким налогам относятся, в частно-сти, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имуще-ство организаций и физических лиц.

В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых пла-тежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при уве-личении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессив-ность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в российской налоговой систе-ме нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку, а до 2001 г. прогрессивным был подоходный налог (в подавляю-щем большинстве развитых стран он является прогрессивным).

В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогооб-ложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что от-ношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (при-были) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибы-ли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов. Характерным приме-ром являлся ЕСН.

Следует также отметить возможность использования в налогах прогрессии или регрессии простой и сложной (каскадной). Про-стая прогрессия (регрессия) равномерно увеличивает (уменьшает) налоговую ставку при росте стоимостной оценки объекта налого-обложения (налоговой базы). Сложная, или, как ее еще называют, каскадная, прогрессия (регрессия) предусматривает деление стои-мостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы) на определенные части, при этом каждая последующая часть облага-ется повышенной (пониженной) процентной ставкой. Эти ставки увеличиваются (уменьшаются) ступенчато (каскадами), отсюда и соответствующее название.

В зависимости от метода установления налоговых ставок раз-граничивают:

  • налоги с твердыми (специфическими) ставками — величина ставки устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы; к ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами жи-вотного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес;
  • налоги с процентными (адвалорными) ставками — величина ставки устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы); к таковым от-носятся, например, налог на прибыль, ЦЦФЛ, НДС;
  • налоги с комбинированными (смешанными) ставками — вели-чина ставки устанавливается посредством сочетания (комбинирова-ния) специфических и адвалорных ставок; в качестве основной здесь, как правило, используется адвалорная ставка, но ее приме-нение ограничивается специфической ставкой снизу и(или) сверху определенной величины налоговой базы; характерным примером такого налога являлся ЕСН.

По назначению

Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные и целевые.

Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета, т.е. посту-пления от общих налогов являются основным доходным источни-ков разноуровневых бюджетов. В любой налоговой системе к таким налогам относится подавляющее их большинство.

В отличие от об-щих целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное це-левое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов. Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Характерным примером специального налога служил ЕСН (а ныне это страховые взносы обязательного, но не налогового характера), поступления от которого формируют бюджеты трех государственных внебюджетных фондов РФ: пенсионного, обязательного меди-цинского страхования и социального страхования.

По бухгалтерским источникам уплаты

Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разгра-ничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать: выручка от реализации, себестоимость продукции, финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли, оплата труда и предпринимательский доход, валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

Эта классификация имеет значительную востребованность в первую очередь со стороны налогоплательщиков, осуществляющих пред-принимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых орга-нов. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами, не осущест-вляющими этой деятельности, данная классификация не примени-ма. Источником уплаты налогов для них является исключительно доход в той или иной форме.

К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации , от-носятся: НДС, таможенные пошлины, а также единые налоги, уп-лачиваемые организациями при применении специальных налого-вых режимов.

Налогами и сборами, относимыми на себестоимость продукции , являются: акцизы, государственная пошлина, транспортный и зе-мельный налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением предпри-нимательской деятельности, НДПИ, водный налог, сборы за пользо-вание объектами животного мира и водных биологических ресурсов, обязательные страховые взносы (для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам).

Налоги, относимые на финансовый результат деятельности , — это налог на имущество организаций и на игорный бизнес.

Налоги, относимые на оплату труда и предпринимательский доход , — это НДФЛ и обязательные страховые взносы (для адвокатов, инди-видуальных предпринимателей по собственным доходам), а также единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов.

Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?

Основные характеристики налогов

Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:

Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.

Основания для классификации налогов: типы ставок

Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.

Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.

Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.

В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.

Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.

Способ перечисления платежа: прямые и косвенные налоги

Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.

Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.

Классификация прямых налогов

Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).

Общие и целевые налоги

Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.

Уровень налогообложения

Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).

К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.

Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.

Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.

Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.

Концепция налогообложения

Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.

Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.

Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.

Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.

Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.

Федеральные налоги

Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:


Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

Региональные налоги

  • транспортный;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • лицензионные сборы субъектов РФ.

Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.

Местные налоги

Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.

Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.

В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.

Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.

Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.

Специальные режимы

Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:

  • ЕСХН, или система налогообложения, адаптированная для сельскохозяйственных бизнесов;
  • УСН – упрощенная система исчисления и уплаты сборов;
  • ЕНВД – система уплаты вмененного дохода;
  • патентная схема;
  • система налогообложения, сопровождающая соглашения о разделе продукции.

Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.

Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.

Компоненты налога

Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • период;
  • ставка;
  • порядок исчисления платежа;
  • сроки уплаты налога в бюджет.

Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.

Классификация по объектам

Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.

Практическая полезность классификации налогов

Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.

Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.

Резюме

Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.

Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.

В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.

Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.

Классификация налогов и сборов РФ

Классификация налогов - это обоснованное распределение налогов и сборов по группам, произведенное на основании определенного разграничивающего признака и обусловленное целями (задачами) систематизации и сопоставлений.

Из данного определения вытекают два важных требования, предъявляемые к любой классификации. Во-первых, в основе разработки каждой налоговой классификации должен лежать конкретный классифицирующий признак, будь то способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект, предмет, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей и т.п. Во-вторых, каждая классификация должна служить определенным практическим или научным целям (задачам), т.е. должна быть востребована теорией или практикой обложения. Группировка налогов, не отвечающая этим двум требованиям, не может иметь статус классификации.

Основные классификации налогов представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2 – Классификация налогов в РФ

Классифицирующий признак

Виды налогов

Принадлежность к уровню управления

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги

Местные налоги

Субъект обложения

Налоги с юридических лиц

Налоги с физических лиц

Налоги с юридических и физических лиц

Степень переложения

Прямые налоги

Косвенные налоги

Характер отражения в Системе национальных счетов (СНС)

Налоги на производство и импорт

Налоги на доходы и имущество

Предмет (объект) обложения

Налоги с имущества

Налоги с доходов

Налоги с потребления

Налоги с использования ресурсов

Способ обложения

Налоги, уплачиваемые «по декларации»

Налоги, уплачиваемые «у источника выплат»

Налоги, уплачиваемые «по уведомлению»

Бухгалтерский источник уплаты

Налоги, уплачиваемые с выручки от реализации

Налоги, относимые на себестоимость

Налоги, относимые на финансовый результат

Налоги, относимые на оплату труда

Налоги, уплачиваемые с валовой прибыли

Назначение налогов

Налоги общего характера

Налоги целевого характера

1. Классификация налогов по принадлежности к уровню управ ления и власти подразделяет все налоги на федеральные, субъектов РФ и местные. Данная классификация - единственная из всех представленных ниже - имеет прямой законодательный статус: на ней основана вся логика построения и изложения НК РФ. Она имеет не только принципиальное нормативно-правовое, но и существенное практическое значение для решения различных задач налогового федерализма.

Основу разграничения этих видов налогов и сборов составляет не уровень бюджета, в который они зачисляются, а то, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории обязательны к уплате. Так, в соответствии со ст. 12 НК РФ разграничивают федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3)налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты, а так же могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

К региональным относятся налоги:

1) на имущество организаций;

2) на игорный бизнес;

3) транспортный.

Местными признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты; могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

К местным налогам и сборам относятся:

    налог на имущество физических лиц;

    земельный налог.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ.

Наряду с рассмотренной выше совокупностью налогов и сборов НК РФ предусматривается применение специальных налоговых режимов.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Эти режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ и иными законодательными актами о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система изменения налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) патентная система налогообложения;

5) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать дополнительные федеральные налоги, определяется порядок их применения и введения в действие. Таковыми следует считать 4 дополнительных федеральных налога: единый сельскохозяйственный налог; единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему. Основанием для отнесения этих налогов к федеральным является логика построения НК РФ. Пятый специальный режим не вводит нового налога, а предусматривает только особый порядок налогообложения.

2. Классификация налогов по субъекту обложения включает налоги, взимаемые с юридических и физических лиц, и смешанные, т.е. и с юридических и с физических лиц. Ранее такая классификация была очень востребованной. Однако в последнее время ее теоретическая и практическая значимость постепенно снижается. Изначально эти группы налогов характеризовали также различные аспекты обложения предпринимательской деятельности, жизнедеятельности домохозяйств и универсального обложения этих видов деятельности. Такое достаточно емкое классифицирующее предназначение теперь представляется в значительной мере условным и размытым в связи с форсированным развитием малого предпринимательства не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц - индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому четко разграничить налоговые платежи по субъектам обложения сейчас не то чтобы сложно (коды бюджетной классификации позволяют сделать это), а скорее теряется однозначность отнесения самих налогов к той или иной группе.

3. Классификация по степени переложения

Прямые налоги

3. Классификация по степени переложения , разделяющая налоги на прямые и косвенные, известна как исторически наиболее универсальная, но вместе с тем и как наиболее теоретически спорная классификация.

Прямые налоги - это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения налогоплательщиком доходов и владения имуществом, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. В группе прямых налогов выделяют реальные и подоходные.

Прямые реальные - это налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход от использования того или иного объекта обложения. Но получение такого дохода можно считать условным, поскольку в большинстве случаев он отсутствует. К таковым следует отнести налоги: на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги. Эти налоги отражают предполагаемую (мнимую) платежеспособность плательщиков.

Прямые подоходные - это налоги, которыми облагаются действительно полученные доходы (прибыль). Они отражают фактическую платежеспособность плательщиков. К ним относится налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций.

Косвенные налоги - это успешно перекладываемые налоги. Они взимаются в процессе оборота товаров (работ, услуг), при этом включаются в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую авансом или в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для существенного перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление (расходы).

В группе косвенных налогов обычно выделяют индивидуальные, универсальные, фискальные монополии и таможенные пошлины.

Косвенные индивидуальные - это налоги, которыми облагаются ограниченные группы и виды сырья и товаров. Таковыми являются акцизы, распространяющиеся на специфичные сырье и товары: спирт, табачную и алкогольную продукцию, автомобили, бензин, дизельное топливо, моторные масла.

Косвенные универсальные - налоги, которыми облагаются операции по реализации всех товаров (работ, услуг) безотносительно к каким-либо их группам и видам (за исключением некоторого их числа). К таковым относится налог на добавленную стоимость (НДС), в других странах - налог с продаж.

Фискальные монополии - это исключительные права полной или частичной монополии государства на доходы от производства и продажи отдельных видов товаров (работ, услуг). Спектр фискальных монополий, ранее достаточно широкий, в настоящее время неизбежно сужается. В нашей стране монополий по производству товаров сейчас не осталось, сохранилось только монопольное оказание определенных услуг, за которые взимается государственная пошлина.

Таможенные пошлины - это обязательные сборы, взимаемые таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию, транзите через нее или вывозе товаров с этой территории и являющиеся неотъемлемым условием их ввоза, транзита или вывоза.

Данная классификация наиболее удобна не только для международных сопоставлений, но и для внутреннего анализа структуры налоговых доходов консолидированного бюджета. Превалирование прямых налогов в этой структуре может свидетельствовать об уровне экономического развития страны, а положительная динамика увеличения с течением времени их доли - о благоприятных структурных сдвигах в экономике. В свою очередь преобладание косвенных налогов может свидетельствовать о доминировании в экономике потребления над сбережением (инвестициями), о диспропорции в распределении налогового бремени на различные слои населения (чрезмерной нагрузке на наименее обеспеченные слои). Увеличение с течением времени доли косвенных налогов говорит о неблагоприятных структурных сдвигах в экономике.

Следует заметить, что данная классификация, хотя и является востребованной теорией и практикой налогообложения, в том числе в национальном счетоводстве, отнюдь не бесспорна. Во-первых, далеко не все налоги с абсолютной уверенностью можно разнести по этим группам. Например, достаточно спорной будет дилемма отнесения к той или иной группе так называемых ресурсных налогов: на добычу полезных ископаемых, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Можно отнести их к прямым налогам, так как они сопряжены с фактом пользования государственной собственностью (природными ресурсами). Но такое отнесение будет крайне условным, поскольку эти налоги в полной мере перекладываются на потребителя, но не через надбавку к цене, а через саму цену товара. С той же долей условности их можно отнести и к косвенным налогам.

Во-вторых, сам факт переложимости налогов необходимо воспринимать с определенной долей условности. Не все косвенные налоги в полном объеме перекладываются на потребителя. Определяющим фактором здесь является разная ценовая эластичность различных товаров (работ, услуг). Товары, по которым возможно увеличение цен без уменьшения спроса на рынке, достаточно хорошо переносят бремя косвенных налогов на потребителя. В других случаях бремя этих налогов распределяется между производителем и потребителем, и тогда для производителя данный налог становится прямым. В то же время прямые налоги через возможность повышения цены на какой-либо товар в определенных случаях перекладываются на потребителя не хуже косвенных. Действие ценовых механизмов, а следовательно, объективность реализации целевой фискальной направленности этих налогов (прямых - на производителей, косвенных - на потребителей) во многом определяются также характером рынка данных товаров (работ, услуг): монополией, олигополией, совершенной конкуренции. В наибольшей степени дифференциация фискального предназначения этих групп налогов достигается на рынке совершенной конкуренции, в наименьшей - на моно-полистическом рынке.

4. Классификация налогов по характеру отражения в Системе национальных счетов (СНС) выделяет две группы налогов: на производство и импорт, на доходы и имущество. Следует отметить, что классификация налогов, используемая в СНС, позволяет производить адекватные международные сопоставления, поскольку построение СНС, реализуемой в России, основано на методических положениях, разработанных и принятых в 1993 г. совместно ООН, МВФ, Всемирным банком, ОЭСР и Евростатом.

Налоги на производство и импорт взимаются с хозяйствующих субъектов в связи с производством и импортом товаров (услуг) или использованием факторов производства. Условно их можно назвать косвенными налогами на производство и импорт. В данной группе выделяются налоги на продукты и другие налоги на производство.

Налоги на продукты - это налоги, взимаемые пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых резидентами. В частности, к ним относятся НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Другие налоги на производство - это налоги, связанные с использованием факторов производства (труда, земли, капитала), а также платежи за лицензии и разрешения на занятие какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производящей единицы-резидента. В частности, к ним относятся налоги: на имущество предприятий, транспортный и земельный (с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), водный, на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, лицензионные сборы.

Налоги на доходы и имущество в системе национального счетоводства трактуются как текущие безвозмездные трансферты. Условно их можно назвать прямыми налогами, уплачиваемыми юридическими и физическими лицами из своих доходов. В данной группе выделяются налоги: на доходы, текущие на капитал и прочие текущие.

Налоги на доходы уплачиваются в зависимости от величины полученного дохода (прибыли). В частности, к ним относятся: НДФЛ, на прибыль организаций, на игорный бизнес, на совокупный доход в связи с применением специальных режимов налогообложения (единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения, патентную систему).

Текущие налоги на капитал уплачиваются в связи с обладанием капиталом (имуществом), не используемым в производственных целях. К ним относятся налоги: на имущество физических лиц; земельный, уплачиваемый физическими лицами; земельный и на имущество организаций, когда использование земли и имущества не связано с производственным процессом.

Прочие текущие налоги - это все остальные налоговые платежи, уплачиваемые физическими и юридическими лицами и не связанные с производственной деятельностью. К ним относятся: транспортный налог, уплачиваемый физическими и юридическими лицами, когда использование транспорта не связано с производством; различные сборы и пошлины, уплата которых не связана с производственной деятельностью; НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для собственного потребления.

Данная классификация, имеющая ярко выраженный прикладной аспект, крайне сложна. Один и тот же налоговый платеж (налог) в зависимости от того, связана ли его уплата с производственной деятельностью или не связана, может входить в состав различных групп.

5. Классификация налогов по предмету (объекту) обложения , где различают налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные, монопольные и таможенные), с использования ресурсов (ресурсно-рентные). Данная классификация важна для теоретического анализа пропорций и уровня налоговой нагрузки на основные объекты обложения.

Налоги с имущества (имущественные) - это налоги, взимаемые с юридических и физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту таких налогов: их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге - мощностью двигателя, налоге на имущество - стоимостью, в земельном налоге - несколькими характеристиками, например назначением земель, кадастровой оценкой.

Налоги с дохода - это налоги, взимаемые с юридических и физических лиц при получении ими дохода и в полной мере определяемые платежеспособностью налогоплательщика. Различают налоги с дохода фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохозяйственный и в упрощенной системе налогообложения. К вмененным налогам с доходов можно отнести единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также патентную систему.

Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов) - это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные, монопольные и таможенные. Характеристика их была представлена выше.

Налоги с использования ресурсов (ресурсно-рентные) - это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе следует отнести налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.

6. Классификация налогов по способу обложения разграничивает налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению». Данная классификация важна в прикладном аспекте для технической организации налогового процесса.

Налоги, уплачиваемые «по декларации» , - это налоги, предусматриваю-щие обязанность налогоплательщика самостоятельно рассчитать налоговый оклад посредством его объявления (декларирования). Такой способ определения налогового оклада заложен в подавляющем большинстве налогов (в частности, в налоге на прибыль организаций, НДС, на имущество организаций и др.).

Налоги, уплачиваемые «у источника» , - это налоги, предусматривающие институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате до-хода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты. Институт налоговых агентов применяется для того, чтобы упростить процедуру уплаты таких налогов и исключит» возможность уклонения налогоплательщика от их уплаты. В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых агентов в НДС и налоге на прибыль организаций.

Налоги, уплачиваемые «по уведомлению» , - это налоги, предусматривающие обязанность налоговых органов по исчислению налогового оклада и уведомлению налогоплательщиков на основе составленного государственными органами полного реестра (кадастра) объектов налогообложения. Такой способ закладывается чаще всего в итогах с немобильными объектами обложения. Налог исчисляйся исходя из сопоставлений внешних признаков объектов налогообложения, например предполагаемой средней доходности Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном, где налогоплательщиком является физическое лицо.

7. Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников могут выступать: выручка от реализации; себестоимость продукции; финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли; оплата труда и предпринимательский доход; валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия. Эта классификация имеет значительную востребованность в первую очередь со стороны налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых органов. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами, не осуществляющими этой деятельности, данная классификация не применима. Источником уплаты налогов для них является исключительно доход в той или иной форме.

К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации, относятся НДС, таможенные пошлины, а также единые налоги, уплачиваемые организациями при применении специальных налоговых режимов.

Налогами и сборами, относимыми на себестоимость продукции, являются: акцизы, государственная пошлина, транспортный и земельный налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

К налогам, относимым на финансовый результат деятельности, относятся налог на имущество организаций и на игорный бизнес.

К налогам, относимым на оплату труда и предпринимательский доход, относятся: НДФЛ (для адвокатов, индивидуальных предпринимателей по собственным доходам), а также единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов.

Налогом, уплачиваемым с валовой налогооблагаемой прибыли, является налог на прибыль организаций.

Иногда в качестве отдельного источника уплаты налогов выделяют также чистую прибыль, из которой уплачиваются платежи штрафного характера, например за сверхнормативное загрязнение окружающей среды.

8. Классификация налогов по назначению выделяет абстрактные (немаркированные) и целевые (маркированные) налоги.

Абстрактные (немаркированные) - это налоги, средства от поступления которых аккумулируются в бюджете определенного уровня управления, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета. Поступления от немаркированных налогов являются основным доходным источником разноуровневых бюджетов.

Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. В научной литературе для классификации налогов используется специальный термин - таксономия. Многообразие классификаций, группировок и признаков, положенных в основу различными исследователями, в определенной степени отражает эволюцию налогов.

Созданные в различных странах налоговые системы включают различные виды налогов, которые группируют по разным признакам. В целом классификационные признаки универсальны и подразделяются:

  • по способу взимания;
  • уровню управления;
  • субъекту уплаты;
  • объекту обложения;
  • принадлежности к звеньям бюджетной системы;
  • назначению;
  • срокам уплаты.

Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, они делятся на подоходно-поимущественные, в современном понимании - прямые и косвенные . К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым - налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. Такое деление известно с древности.

Один из первых ученых, стоящих у истоков налоговой науки, был У. Петти, сторонник косвенного налогообложения и приводивший доводы в пользу акцизов.

Генеральный контролер (министр) финансов Франции А. Тюрго, возражая против косвенных налогов, отмечал, что они нарушают свободу, правильный ход потребления, увеличивают издержки государства и дают преимущества иностранцам на внутреннем рынке.

Прямыми налогами, утверждал А. Вагнер, называются те, где, согласно предположению или желанию законодателя, плательщик налога является носителем его, где, следовательно, переложение налогов не предполагается и еще менее является желанием законодателя, иногда даже запрещено и наказуемо. Напротив, косвенные - это налоги, где плательщик предположительно не является носителем налогов или даже намеренно не должен им быть, а законодатель желает переложение на других, даже приказывает произвести его налогообложение.

К. Маркс рекомендовал полную отмену косвенных налогов и общую замену их прямыми налогами. Косвенные налоги повышают цены на товары, так как торговцы прибавляют к этим ценам не только сумму косвенных налогов, но и процент на прибыль и капитал, авансированный на их уплату.

СЮ. Витте выделял большую равномерность прямых налогов по сравнению с косвенными, так как прямые налоги в большей степени соизмеряются с платежной способностью граждан. В итоге Витте делал вывод о том, что финансовая система любой страны должна базироваться на оптимальном сочетании прямых и косвенных налогов.

Эволюция налоговой системы свидетельствует об определенной закономерности в развитии прямых и косвенных налогов и в соотношении между ними, которое менялось на различных этапах развития общества. В XIX - начале XX вв. главную роль играли косвенные налоги, отличавшиеся простотой взимания, стабильностью и регулярностью поступлений. С 20-х годов XX в. доминирующую роль начинают играть прямые налоги.

В свою очередь прямые налоги делятся на реальные, которыми облагается имущество, учитывающие среднюю, а не действительную доходность плательщика, и личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги обычно подразделяются на следующие виды:

  • универсальные;
  • индивидуальные;
  • фискальные монопольные;
  • таможенные пошлины.

Универсальным косвенным налогом облагаются все товары, работы и услуги. Классическими примерами таких налогов являются налог на добавленную стоимость, налог с оборота или налог с продаж. Индивидуальным косвенным налогом является акциз.

Фискальные монопольные налоги - это косвенные налоги на товары, производство или реализацию которых монополизировано государством. Этот вид налога возник из регалии, т.е. исключительного права государства на какой-либо вид деятельности. Примером фискальной монополии может служить винная монополия в России. По закону от 6 июля 1894 г. выделка спирта была сохранена за частными винокуренными заводами. Спирт-сырец поступал государству, которое перерабатывало сырец и само занималось реализацией спиртных напитков.

В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные достаточно условное, при этом деление производится на основе принципа переложения налогов.

В бюджетной политике государства наибольшее распространение получила классификация налогов исходя из государственного устройства и компетенции государственных органов управления по установлению налогов и управлению налоговыми платежами.

В Российской Федерации состав федеральных, региональных и местных налогов за период с 1992 по 2005 гг. неоднократно изменялся.

По уровню управления согласно Налоговому кодексу Российской Федерации налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные (табл. 1.1).

Федеральные налоги устанавливаются центральными органами представительной власти, обязательны на территории всего государства, взимаются на основании налогового законодательства и поступают в федеральный бюджет.

Региональные и местные органы власти не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. При установлении региональных и местных налогов органы законодательной власти субъектов Российской Федерации или представительные органы местного самоуправления могут определять следующие элементы налогообложения:

  • налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы и основания для их использования.

Объект обложения большинства федеральных налогов с организаций связан с операциями по реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет круг тех операций, которые относятся к понятию реализации. В статье 39 НК РФ даются подходы к определению операций реализации.

Реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, выполнение одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому. Кроме того, реализацией в некоторых случаях считается оказание услуг одним лицом другому на безвозмездной основе.

Помимо общей (традиционной) системы налогообложения существуют специальные налоговые режимы, которые предусматривают освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

Группировка налогов по объекту обложения также встречается в научных изданиях. Она отражает деление налогов на налоги на доходы, имущество, действия, ресурсы.

По назначению использования налоги делятся на общие, специальные и чрезвычайные. Общие налоги обезличиваются и поступают в единую казну государства. Специальные налоги имеют строго целевое назначение. Преимущество общих налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или этапом существования и развития той или иной страны.

В зависимости от распределения налогов между различными бюджетами они подразделяются на:

  • закрепленные - налоги непосредственно поступают в определенный бюджет (например, НДС поступает в федеральный бюджет в размере 100%, местные налоги зачисляются только в местные бюджеты);
  • регулирующие - налоги распределяются в соответствии с бюджетным законодательством в различные бюджеты в определенной пропорции (налог на прибыль организаций) с целью улучшения их сбалансированности. Регулирующую роль выполняют в основном федеральные и региональные налоги.

В зависимости от субъекта налоги подразделяются на следующие виды:

  • налоги с организаций (налог на прибыль, налог на имущество организаций);
  • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);
  • смешанные налоги (земельный налог, транспортный налог). Основная часть налогов в Российской Федерации относится к категории смешанных налогов.

По степени периодичности уплаты :

  • разовые;
  • периодично-календарные, которые подразделяются на ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и ежегодные.

По источнику, к которому относятся налоги:

  • относимые на издержки производства и обращения (единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых);
  • включаемые в продажную цену продукции (НДС, акцизы);
  • относимые на финансовые результаты на дебет счета 90 (налог на имущество организаций);
  • на прибыль и за счет прибыли (налог на прибыль).

В России устанавливаются и взимаются федеральные налоги и сборы; налоги субъектов РФ (региональные); местные налоги.

По признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или имущества. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

По принадлежности органов и уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. По этому классификационному признаку налоги в России различаются следующим образом: федеральные, региональные и местные.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

В статьях 13-15 НК приведена следующая классификация налогов.

К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. единый социальный налог;
  5. налог на прибыль организаций;
  6. налог на добычу полезных ископаемых.
  7. водный налог;
  8. сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
  9. государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес;
  3. транспортный налог.

К местным налогам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

К специальным налоговым режимам относятся:

  1. система налогообложения единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН);
  2. упрощенная система налогообложения (УСН);
  3. система налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Существуют неналоговые платежи. Их уплата в бюджет контролируется наряду с Федеральной налоговой службой Министерства финансов РФ (ФНС) другими федеральными службами.

К платежам, контролируемым Федеральной таможенной службой РФ (ФТС), относятся таможенные пошлины и сборы, а также НДС и акцизы, уплачиваемые налогоплательщиками при перемещении товаров, работ, услуг через таможенную границу.

Платежи, контролируемые Федеральным агентством по недропользованию, включают платежи за пользование недрами.

К платежам, контролируемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, относится плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Платежи, уплата которых контролируется Федеральным агентством лесного хозяйства, включают плату за использование лесов.



Статьи по теме: