Как менялся ндс в россии. История ндс

"Налоговый вестник", N 4, 2002

С вступлением в действие гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) произошли существенные изменения в перечне операций, не подлежащих обложению (освобождаемых от обложения) НДС. В то же время по ряду операций по реализации товаров (работ, услуг) сохранен прежний порядок освобождения от этого налога.

Как известно, льготный налоговый режим (режим освобождения от налогообложения) операций по реализации товаров (работ, услуг) регулируется ст.149 НК РФ.

Отдельные подпункты этой статьи НК РФ применяются согласно положениям Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ).

Кроме того, в ст.149 НК РФ внесены существенные изменения Федеральным законом от 28.12.2001 N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 179-ФЗ).

1. Общий порядок применения льготного режима налогообложения

1.1. С 1 января 2001 г. не претерпел изменений принцип применения освобождения от налогообложения авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению (освобождаемых от обложения) НДС.

Так, налоговая база, устанавливаемая в соответствии со ст.ст.153 - 158 НК РФ, определяется с учетом авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п.1 ст.162 НК РФ).

Положения п.1 ст.162 НК РФ не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии со ст.149 НК РФ (п.2 ст.162 НК РФ).

1.2. С 1 января 2001 г. налогоплательщик, осуществляющий операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) согласно ст.149 НК РФ, обязан вести раздельный учет таких операций (п.4 ст.149 НК РФ).

Следует обратить внимание читателей журнала на то обстоятельство, что до 1 января 2001 г. (в 1999 и 2000 гг.) предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от НДС, так и облагаемые указанным налогом, имели право на получение льгот, предусмотренных п.1 ст.5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон N 1992-1), только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг) (п.2 ст.5 Закона N 1992-1).

Внесение указанного изменения свидетельствует о том, что отсутствие раздельного учета после 1 января 2001 г. может быть расценено как нарушение обязанности по правильному и достоверному ведению бухгалтерского учета, а не потеря права налогоплательщиком на применение налогового освобождения.

Сам же порядок ведения раздельного учета существенным образом не изменился с 1 января 2001 г., так как его основной принцип заключается в том, что прямые затраты следует учитывать прямым методом бухгалтерского учета, а те затраты, которые невозможно распределить прямым методом, необходимо распределять в соответствии с порядком, приведенным в п.4 ст.170 НК РФ, который заключается в следующем: в случае частичного использования покупателем приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, и частичного использования товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от налогообложения, суммы налога, предъявленные продавцом указанных приобретенных товаров (работ, услуг), включаются в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций (налога на доходы физических лиц), или подлежат налоговому вычету в той пропорции, в которой указанные приобретенные товары (работы, услуги) используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения). Указанная пропорция определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период.

Однако в применении данного порядка с 1 января 2001 г. произошли некоторые изменения. Так, положения п.4 ст.170 НК РФ не применяются в отношении тех налоговых периодов, в которых доля товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, не превышает 5% (в стоимостном выражении) общей стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг). При этом все суммы налога, предъявленные продавцами указанных товаров (работ, услуг) в таком налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст.172 НК РФ.

Кроме того, как до, так и после 1 января 2001 г. суммы налога, фактически уплаченные поставщикам основных средств, используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) (в том числе не признаваемых реализацией), облагаемых и не облагаемых НДС, распределяются пропорционально удельному весу выручки, полученной от реализации облагаемых и не облагаемых НДС товаров (работ, услуг) за налоговый период, в котором они приняты на учет, и принимаются к вычету в сумме, соответствующей удельному весу выручки, полученной от производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. Сумма налога, соответствующая удельному весу выручки, полученной от производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, в том числе не признаваемых реализацией, к вычету не принимается и относится на увеличение балансовой стоимости основных средств (п.42 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (с учетом изменений и дополнений)).

Учитывая, что с 1 января 2001 г. плательщиками НДС признаются не только организации (а также лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации), но и индивидуальные предприниматели, весь вышеперечисленный порядок раздельного учета в полной мере распространяется на всех налогоплательщиков, в том числе индивидуальных предпринимателей.

1.3. Указанные в ст.149 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.6 ст.149 НК РФ).

До 1 января 2001 г. согласно п.5 ст.5 Закона N 1992-1 в отношении лицензируемых операций применялись такие же требования.

Однако перечень подлежащих лицензированию операций в 2002 г. изменен в связи с вступлением в действие Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (перечень видов деятельности, для осуществления которых требуются лицензии, приведен в ст.17 данного Федерального закона).

До вступления в действие этого Федерального закона перечень видов деятельности, для осуществления которых требовались лицензии, определялся согласно ст.17 Федерального закона от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

1.4. С 1 января 2001 г. расширен круг операций, по которым можно отказаться от налогового освобождения. При этом ограничен срок, на который возможно получить такой отказ. Ограничены также условия получения отказа от налогового освобождения (одновременно по всем операциям, перечисленным в п.3 ст.149 НК РФ, то есть при выполнении нескольких операций из этого пункта отказ возможен только в отношении всех выполняемых операций).

В п.3 ст.149 НК РФ приведены операции, не подлежащие налогообложению, в том числе:

  • реализация (в том числе передача, выполнение для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;

организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абз.2 пп.2 п.3 ст.149 НК РФ общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;

учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абз.2 пп.2 п.3 ст.149 НК РФ общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно - оздоровительных, физкультурно - спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям - инвалидам и их родителям;

лечебно - производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);

  • проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров (пп.19 п.3 ст.149 НК РФ);
  • реализация научной и учебной книжной продукции, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по ее производству и реализации (пп.17 п.3 ст.149 НК РФ);
  • реализация продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; редакционных, издательских и полиграфических работ и услуг по производству продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

Действие настоящего подпункта не распространяется на продукцию средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также на книжную продукцию рекламного и эротического характера (пп.21 п.3 ст.149 НК РФ);

  • реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению религиозных организаций (объединений)), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями) в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий (пп.1 п.3 ст.149 НК РФ);
  • осуществление банками банковских операций, за исключением инкассации, перечисленных в пп.3 п.3 ст.149 НК РФ;
  • операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами (пп.4 п.3 ст.149 НК РФ);
  • осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Банка России (пп.5 п.3 ст.149 НК РФ);
  • оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами, перечисленных в пп.7 п.3 ст.149 НК РФ;
  • проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса (пп.8 п.3 ст.149 НК РФ);
  • реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа; реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в пп.6 п.1 ст.164 НК РФ) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Банку России и банкам; реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт; реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Банку России и банкам; реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Банку России и банкам, а также драгоценных металлов в слитках Банком России и банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Банка России или хранилищах банков) (пп.9 п.3 ст.149 НК РФ);
  • реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности (пп.10 п.3 ст.149 НК РФ);
  • внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно - исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (пп.11 п.3 ст.149 НК РФ);
  • передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров (пп.12 п.3 ст.149 НК РФ);
  • реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно - зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий (пп.13 п.3 ст.149 НК РФ);
  • оказание услуг членами коллегий адвокатов (пп.14 п.3 ст.149 НК РФ);
  • оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме (пп.15 п.3 ст.149 НК РФ);
  • выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров (пп.16 п.3 ст.149 НК РФ);
  • реализация путевок (курсовок), форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, в санаторно - курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, расположенные на территории Российской Федерации (пп.18 п.3 ст.149 НК РФ);
  • реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы (пп.20 п.3 ст.149 НК РФ).

До 1 января 2001 г. предприятия, учреждения и организации, производящие и реализующие товары (работы, услуги), указанные в пп."ф", "х" и "ю" п.5 Закона N 1992-1, имели право не применять предоставленную им льготу (последний абзац п.1 ст.5 указанного Закона).

В этих подпунктах перечислены операции, которые полностью либо частично соответствуют тем, которые указаны выше курсивом. (Выделение курсивом не приводится.)

Так, в пп."ф" п.5 Закона N 1952-1 перечислены товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги, производимые и реализуемые лечебно - производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических и психоневрологических учреждениях и при учреждениях социальной защиты и социальной реабилитации населения, общественными организациями инвалидов.

В пп."х" п.5 Закона N 1992-1 перечислены товары (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и (или) реализуемые организациями, среди работников которых не менее 50% общей численности составляют инвалиды и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.

При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность включались состоящие в штате работники предприятия, учреждения и организации, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате и выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско - правового характера.

В пп."ю" п.5 Закона N 1992-1 были включены: пожарно - техническая продукция; работы и услуги в области пожарной безопасности; материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно - технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности; обороты по передаче на безвозмездной основе имущества граждан и юридических лиц в собственность (пользование) пожарной охране для выполнения ее задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Наряду с этим такой же порядок применялся и согласно пп."э" этой статьи Закона N 1992-1 на основании п.2 нормативного Письма Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции".

1.5. Норма законодательства по освобождению от НДС посреднической деятельности, связанной с осуществлением не облагаемых НДС операций, расширена. Так, к их числу с 1 января 2001 г. относятся:

  • сырье и материалы для изготовления протезно - ортопедических изделий;
  • технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • услуги по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

В отношении иных посреднических операций необходимо отметить следующее. С 1 января 2001 г. освобождение от налогообложения не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.7 ст.149 НК РФ). Исключение составляют посреднические услуги по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п.1, пп.1 и 8 п.2 и пп.6 п.3 ст.149 НК РФ (данная норма содержится в п.2 ст.156 Кодекса). К их числу относятся:

  • услуги по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации (п.1 ст.149 НК РФ);
  • медицинские товары по перечню, утвержденному Правительством РФ: протезно - ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним; технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; линзы и оправы для очков (за исключением солнцезащитных) (пп.1 п.2 ст.149 НК РФ);
  • медицинские товары (только в 2001 г.): лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинская техника, а с 1 января 2002 г. - только важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника по Перечню, утвержденному Правительством РФ (пп.1 п.2 ст.149 НК РФ);
  • реализация ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по Перечню, утвержденному Правительством РФ) (пп.8 п.2 ст.149 НК РФ);
  • реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ (пп.6 п.3 ст.149 НК РФ);
  • оказание банками посреднических услуг по операциям купли - продажи иностранной валюты (данная норма содержится в пп.3 п.3 ст.149 НК РФ).

До 1 января 2001 г. при осуществлении предприятиями посреднических услуг при реализации не облагаемых НДС товаров (работ, услуг) облагаемым оборотом являлась сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов.

Исключение составляли:

  • услуги торгово - закупочных и посреднических организаций по реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно - ортопедических изделий и медицинской техники, включая импортные, которые НДС не облагались (пп."у" п.12 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39);
  • услуги заготовительных, снабженческо - сбытовых, оптовых и других организаций (предприятий), занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, организаций розничной торговли и аукционной продажи товаров по реализации изделий народных промыслов, которые НДС не облагались (пп."ч" п.12 Инструкции N 39).

2. Перечень налоговых льгот по НДС, применявшихся до 1 января 2001 г., которые после 1 января 2001 г. исключены из операций, освобождаемых от НДС, и отнесены к операциям, не признаваемым реализацией (которые не подлежат налогообложению в связи с отсутствием объекта налогообложения)

2.1. С 1 января 2001 г. не признается объектом обложения НДС передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации (пп.3 п.2 ст.146 НК РФ).

До 1 января 2001 г. от НДС освобождалась "стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий" (пп."д" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

2.2. С 1 января 2001 г. не признается объектом обложения НДС передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации (пп.7 п.3 ст.39 НК РФ).

До 1 января 2001 г. от НДС освобождалась стоимость приобретаемых гражданами жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда (в порядке приватизации) (пп."д" п.1 ст.5 Закона N 1992-1)".

2.3. С 1 января 2001 г. не признается объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально - культурного и жилищно - коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) (пп.2 п.2 ст.146 НК РФ).

До 1 января 2001 г. от НДС освобождалась стоимость жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально - культурного и жилищно - коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти (или по их решению специализированным предприятиям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) и органам местного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно предприятиям, организациям и учреждениям органами государственной власти и органами местного самоуправления (пп."т" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

Таким образом, с 1 января 2001 г. передача имущества органами государственной власти и органами местного самоуправления коммерческим или некоммерческим организациям для осуществления предпринимательской деятельности является объектом обложения НДС.

2.4. С 1 января 2001 г. не признается объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп.5 п.2 ст.146 НК РФ).

До 1 января 2001 г. от НДС не освобождалась "стоимость объектов государственной и муниципальной собственности, передаваемых безвозмездно органам государственной власти и управления" (пп."т" п.1 ст.5 Закона N 1992-1). Вместе с тем в соответствии с действовавшим порядком в 1999 и 2000 гг. не облагалась НДС безвозмездная передача государственного и муниципального имущества с баланса одной государственной (или муниципальной) организации на баланс другой государственной (или муниципальной) организации по решению соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления, то есть без изменения права государственной (или муниципальной) собственности и собственника.

2.5. С 1 января 2001 г. не признается объектом обложения НДС передача имущества (в том числе зданий, строений и сооружений) профсоюзным организациям, являющимся некоммерческими организациями, на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (на основании порядка, изложенного в пп.3 п.3 ст.39 НК РФ).

До 1 января 2001 г. при передаче зданий, строений, сооружений от одной профсоюзной организации другой НДС не взимался вне зависимости от осуществления профсоюзной организацией предпринимательской деятельности (пп."т" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

2.6. С 1 января 2001 г. не признается объектом обложения НДС выполнение работ и услуг в области пожарной безопасности (за исключением работ по тушению лесных пожаров), выполняемых и оказываемых уполномоченными на то органами (на основании порядка, изложенного в пп.4 п.2 ст.146 НК РФ. Разъяснения МНС России по указанному вопросу приведены в Письме от 02.03.2001 N ВГ6-03/184@ "Об освобождении от НДС услуг государственной противопожарной службы").

До 1 января 2001 г. выполнение работ и услуг в области пожарной безопасности (за исключением работ по тушению лесных пожаров), выполняемых и оказываемых на договорной основе, не облагалось НДС в соответствии с порядком, предусмотренным пп."ю" п.1 ст.5 Закона N 1992-1.

3. Перечень налоговых льгот по НДС, применяемых до 1 января 2001 г., которые после 1 января 2001 г. исключены из операций, освобождаемых от НДС, и подлежат налогообложению

3.1. С 1 января 2001 г. облагается НДС стоимость приобретаемых гражданами жилых помещений в домах, находящихся в собственности общественных объединений, организаций (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."д" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.2. Как указано в п.2.3 данной статьи, с 1 января 2001 г. облагается НДС передача объектов органами государственной власти и органами местного самоуправления коммерческим или некоммерческим организациям для осуществления предпринимательской деятельности (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."д" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.3. С 1 января 2001 г. облагается НДС реализация образовательными организациями товаров (работ, услуг) собственного производства (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."л" п.12 Инструкции N 39).

3.4. С 1 января 2001 г. облагаются НДС услуги в сфере образования, связанные с учебно - производственным и воспитательным процессом, оказываемые коммерческими образовательными организациями (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."л" п.1 ст.5 Закона N 1992-1, который не содержал ограничений в отношении коммерческих организаций, оказывающих образовательные услуги).

3.5. С 1 января 2001 г. облагаются НДС патентно - лицензионные операции, связанные с объектами промышленной собственности (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."к" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.6. С 1 января 2001 г. облагаются НДС услуги по передаче авторских прав (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."к" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.7. С 1 января 2001 г. облагаются НДС услуги вневедомственной охраны МВД России (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."л" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.8. С 1 января 2001 г. облагается НДС реализация конфискованных, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."р" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.9. С 1 января 2001 г. облагается НДС реализация туристских услуг, оформленных туристскими путевками, за исключением услуг в сфере туризма, оказанных за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с порядком, приведенным в ст.148 НК РФ (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."у" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.10. С 1 января 2001 г. облагается НДС реализация экскурсионных услуг, оформленных экскурсионными путевками, за исключением экскурсионных услуг экскурсионных бюро, оформленных экскурсионными билетами, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, в соответствии с порядком, приведенным в пп.20 п.2 ст.149 НК РФ (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."у" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.11. С 1 января 2001 г. облагаются НДС услуги, выполняемые профессиональными аварийно - спасательными службами, профессиональными аварийно - спасательными формированиями по договорам (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."ы" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.12. С 1 января 2001 г. облагаются НДС платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."я" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.13. С 1 января 2001 г. облагается НДС реализация пожарно - технической продукции; материалов и комплектующих изделий, используемых для производства пожарно - технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."ю" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.14. С 1 января 2001 г. облагается НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, не имеющих бюджетного финансирования (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."л" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.15. С 1 января 2001 г. облагается НДС реализация продукции собственного производства столовых учреждений и организаций социально - культурной сферы, финансируемых из бюджета (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."л" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.16. С 1 января 2001 г. облагаются НДС услуги по предоставлению предприятиями и организациями всех форм собственности напрокат кинофильмов, кино- и видеопрограмм кинозрелищным организациям, телевидению, киноустановкам и видеозалам, видеокассет населению, за исключением проката национального фильма (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."н" п.12 Инструкции N 39).

3.17. С 1 января 2001 г. облагается НДС реализация ювелирных изделий из серебра, признаваемых до 2001 г. изделиями народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."ч" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.18. С 1 января 2001 г. облагается НДС реализация (в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы) продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет меньше 70% (действовавшая до 2001 г. льгота по НДС была предусмотрена пп."ц" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.19. С 1 января 2001 г. облагаются НДС обороты угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий по реализации угля и продуктов углеобогащения углесбытовым органам (действовавший до 2001 г. порядок освобождения от НДС был предусмотрен пп."б" п.10 Инструкции N 39).

3.20. С 1 января 2001 г. отменена льгота по НДС в отношении арендной платы за арендные предприятия, образованные на базе государственной собственности (действовавшая ранее льгота была предусмотрена пп."д" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.21. С 1 января 2002 г. облагается НДС нерекламная и неэротическая продукция СМИ, учебная и научная книжная продукция и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству перечисленной книжной продукции, газетной и журнальной продукции; услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции (действовавший до 2002 г. порядок освобождения от НДС был предусмотрен пп."э" п.1 ст.5 Закона N 1992-1 в соответствии со ст.2 Закона N 118-ФЗ и пп.17 и 21 п.3 ст.149 НК РФ, а также нормативными Письмами Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" (зарегистрировано в Минюсте России 08.04.1996 N 1060) и от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" (зарегистрировано в Минюсте России 14.06.1996 N 1106).

В соответствии с Законом N 179-ФЗ с 1 января 2002 г. налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации:

  • периодических печатных изданий нерекламного и неэротического характера;
  • учебной и научной книжной продукции;
  • услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий нерекламного и неэротического характера, учебной и научной книжной продукции;
  • редакционных и издательских услуг, связанных с производством периодических печатных изданий нерекламного и неэротического характера, учебной и научной книжной продукции;
  • услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях нерекламного и неэротического характера;
  • услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания нерекламного и неэротического характера, в том числе услуг по доставке периодического печатного издания нерекламного и неэротического характера подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки.

Таким образом, при реализации с 1 января 2002 г. налогообложение производится по налоговой ставке 20% при реализации:

  • периодических печатных изданий рекламного и эротического характера, средств массовой информации вещательного характера (радио-, теле-, видео-, кинохроникальных программ);
  • книжной продукции, связанной с образованием (за исключением учебной) и культурой;
  • услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий рекламного и эротического характера, книжной продукции, связанной с образованием (за исключением учебной) и культурой;
  • редакционных и издательских услуг, связанных с производством периодических печатных изданий рекламного и эротического характера, книжной продукции, связанной с образованием (за исключением учебной) и культурой;
  • полиграфических работ и услуг, связанных с производством периодических печатных изданий как нерекламного и неэротического характера, так и рекламного и эротического характера, как учебной и научной книжной продукции, так и книжной продукции, связанной с образованием и культурой;
  • услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях рекламного и эротического характера, в иных средствах массовой информации, в книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;
  • услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания рекламного и эротического характера, книжную продукцию, как учебную и научную, так и связанную с образованием, наукой и культурой, в том числе услуг по доставке периодического печатного издания рекламного и эротического характера и перечисленной книжной продукции подписчику;
  • услуг по доставке средств массовой информации вещательного характера (радио-, теле-, видео-, кинохроникальных программ).

3.22. С 1 января 2002 г. облагается НДС медицинская техника, перечисленная под кодовым обозначением 94 0000 "Медицинская техника" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП) и не включенная в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 (действовавший до 2002 г. порядок освобождения от НДС был предусмотрен пп."у" п.1 ст.5 Закона N 1992-1 в соответствии со ст.2 Закона N 118-ФЗ).

Данная медицинская техника, за исключением линз и оправ для очков, освобождаемых от НДС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 N 240, с 1 января 2002 г. облагается по налоговой ставке 20% согласно разъяснениям, приведенным в Письме МНС России от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99 "Разъяснение об исчислении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию".

3.23. С 1 января по 31 января 2002 г. облагается НДС по ставке 20% важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника, перечисленная в Перечне важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002, за исключением линз и оправ для очков, освобождаемых от НДС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 N 240, согласно разъяснению, приведенному в Письме МНС России от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99 "Разъяснение об исчислении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию".

3.24. С 1 января 2002 г. облагается НДС по налоговой ставке 10% реализация лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, и изделий медицинского назначения (за исключением протезно - ортопедических изделий и полуфабрикатов к ним, освобождаемых от НДС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 N 998, а также облагаемых НДС по ставке 20% средств дезинсекционных, применяемых в ветеринарии, репеллентов и иных изделий ветеринарного назначения, парафармацевтической продукции и не включенной в перечень продовольственных товаров витаминизированной и лечебно - профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной, мукомольно - крупяной промышленности), перечисленных в нормативном Письме Госналогслужбы России и Минфина России от 10.04.1996 N N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции" (действовавший до 2002 г. порядок освобождения от НДС был предусмотрен пп."у" п.1 ст.5 Закона N 1992-1 согласно ст.2 Закона N 118-ФЗ).

Данные лекарственные средства, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, и изделия медицинского назначения с 1 января 2002 г. облагаются по налоговой ставке 10% на основании Закона N 179-ФЗ и в соответствии с разъяснениями, приведенными в Письмах МНС России от 08.01.2002 N ШС-6-03/6@ "О применении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию" и от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99 "Разъяснение об исчислении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию".

3.25. С 1 января 2002 г. облагаются НДС услуги (работы) по охране памятников истории и культуры, охраняемых государством (действовавший до 2002 г. порядок освобождения от НДС был предусмотрен пп."я.1" п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

3.26. С 1 января 2004 г. будут облагаться НДС услуги по предоставлению жилья в общежитиях и услуги по обеспечению технического и санитарного состояния в домах жилищно - строительных кооперативов (действующий порядок освобождения от НДС предусмотрен ст.27 Закона N 118-ФЗ).

4. Перечень налоговых льгот по НДС, не применяемых до 1 января 2001 г., которые введены после 1 января 2001 г.

4.1. С 1 января 2001 г. (до 31 декабря 2003 г.) не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС облагавшиеся этим налогом до 1 января 2001 г. услуги по обеспечению технического и санитарного состояния в домах жилищно - строительных кооперативов (льгота по НДС с 1 января 2001 г. применяется на основании ст.27 Закона N 118-ФЗ).

4.2. С 1 января 2001 г. не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС облагавшиеся этим налогом до 1 января 2001 г. ремонтно - реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.15 п.2 ст.149 НК РФ).

4.3. С 1 января 2001 г. (до 31 декабря 2001 г.) не подлежали обложению (освобождались от обложения) НДС облагавшиеся этим налогом до 1 января 2001 г. операции по размещению информационных сообщений в периодических печатных изданиях нерекламного и неэротического характера (льгота по НДС с 1 января 2001 г. применялась на основании ст.2 Закона N 179-ФЗ).

4.4. С 1 января 2001 г. не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС облагавшиеся этим налогом до 1 января 2001 г. операции, осуществлявшиеся организациями, обеспечивавшими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.4 п.3 ст.149 НК РФ).

4.5. С 1 января 2001 г. не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС облагавшаяся этим налогом до 1 января 2001 г. внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно - исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.11 п.3 ст.149 НК РФ).

4.6. С 1 января 2001 г. не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме (льгота по НДС применяется на основании пп.15 п.3 ст.149 НК РФ).

4.7. С 1 января 2001 г. не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС облагавшееся этим налогом до 1 января 2001 г. оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения спортивно - зрелищных мероприятий (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.13 п.3 ст.149 НК РФ).

4.8. С 1 января 2001 г. не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС облагавшееся этим налогом до 1 января 2001 г. оказание ветеринарных и санитарно - эпидемиологических услуг, финансируемых из бюджета, оказываемых как юридическим, так и физическим лицам (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.2 п.2 ст.149 НК РФ).

4.9. С 1 января 2001 г. не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС облагавшееся этим налогом до 1 января 2001 г. оказание медицинских услуг юридическим лицам по перечню услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.2 п.2 ст.149 НК РФ).

4.10. С 1 января 2001 г. не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС облагавшееся этим налогом до 1 января 2001 г. оказание юридическим лицам услуг медицинского персонала по дежурству у постели больного (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.2 п.2 ст.149 НК РФ).

4.11. С 1 января 2001 г. не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС облагавшееся этим налогом до 1 января 2001 г. оказание юридическим лицам услуг патолого-анатомическими бюро при наличии лицензии на право осуществления медицинской деятельности (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.2 п.2 ст.149 НК РФ).

4.12. С 1 января 2001 г. не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС облагавшаяся этим налогом до 1 января 2001 г. реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми медицинских организаций, финансируемых из средств обязательного медицинского страхования (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.5 п.2 ст.149 НК РФ).

4.13. С 1 января 2001 г. не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС облагавшееся этим налогом до 1 января 2001 г. оказание посреднических услуг по реализации похоронных принадлежностей и ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании п.2 ст.156 НК РФ).

4.14. С 1 января 2001 г. не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС облагавшаяся этим налогом до 1 января 2001 г. реализация доли в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.12 п.2 ст.149 НК РФ).

4.15. С 1 января 2001 г. не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС облагавшиеся этим налогом до 1 января 2001 г. инструменты срочных сделок, включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.12 п.2 ст.149 НК РФ).

4.16. С 1 января 2001 г. не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС облагавшиеся этим налогом до 1 января 2001 г. услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые научными библиотеками, научными музеями, заповедниками, национальными парками и ландшафтными парками (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.20 п.2 ст.149 НК РФ).

4.17. С 1 января 2001 г. не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС облагавшиеся этим налогом до 1 января 2001 г. услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, оказываемые учреждениями культуры и искусства (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.20 п.2 ст.149 НК РФ).

4.18. С 1 января 2001 г. не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС облагавшиеся этим налогом до 1 января 2001 г. услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию российских воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.22 п.2 ст.149 НК РФ).

4.19. С 1 января 2001 г. не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС облагавшиеся этим налогом до 1 января 2001 г. работы (услуги) по обслуживанию российских морских судов и российских судов внутреннего плавания [лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы (услуги)] (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.23 п.2 ст.149 НК РФ).

4.20. С 1 января 2001 г. не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС осуществление банками посреднических услуг по операциям купли - продажи иностранной валюты (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.3 п.3 ст.149 НК РФ).

4.21. С 1 января 2001 г. не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС осуществление банками операций по выдаче поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.3 п.3 ст.149 НК РФ).

4.22. С 1 января 2001 г. не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС оказание банками услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент - банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.3 п.3 ст.149 НК РФ).

4.23. С 1 января 2001 г. не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности на внутреннем рынке вне зависимости от последующей продажи на экспорт (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.10 п.3 ст.149 НК РФ).

4.24. С 1 января 2001 г. не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС реализация драгоценных камней в сырье и ограненных Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.9 п.3 ст.149 НК РФ).

4.25. С 1 января 2001 г. не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС передача товаров юридическим лицам, выполнение работ и оказание услуг физическим и юридическим лицам безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров (льгота по НДС применяется с 1 января 2001 г. на основании пп.12 п.3 ст.149 НК РФ).

14 июня премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил о намерении поднять ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Повышение ставки, по словам министра финансов Антона Силуанова, принесет бюджету более 600 млрд руб. ежегодно. Как менялся этот вид налога в России - в справке “Ъ”.


1 января 1992 года в России был впервые введен налог на добавленную стоимость. Ставка НДС была установлена на уровне 28%. Однако уже с 1 января 1993 года она была снижена до 20% (льготная ставка - до 10%). Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).

С 1 января 2004 года ставка НДС была снижена до сегодняшних 18%. Решение было принято по предложению Минфина для поддержки инвестиционного роста, а также в условиях роста цен на нефть, который дал дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки. На некоторые виды товаров распространяется льготная ставка - 10%. Таковыми являются, например, ряд продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и т. д.

Осенью 2004 года заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин представил план удвоения ВВП, который подразумевал снижение с 2006 года ставки НДС до 13%. Премьер-министр Михаил Фрадков поддержал идею и дал распоряжение министру финансов Алексею Кудрину и министру экономики Герману Грефу подготовить расчеты. В феврале 2005 года Алексей Кудрин в письменной форме отказался понижать НДС до 13% , заявив, что «эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный». По его мнению, эта мера приведет к потере 362,1 млрд руб. (или 1,6% ВВП). Его поддержал министр экономики Герман Греф.

В конце января 2006 года во время командировок Германа Грефа и Алексея Кудрина Михаил Фрадков подписал трехлетнюю программу социально-экономического развития, добавив пункт о снижении ставки до 13% . Ставка так и не была снижена.

8 февраля 2008 годаВладимир Путинпообещал бизнесу введение «единой и максимально низкой ставки НДС». Глава экспертного управления президента (позднее - вице-премьер) Аркадий Дворкович разъяснил, что речь идет об унификации ставки налога на уровне 12–13% вместо нынешних 10% и 18%. Однако в этот раз Алексей Кудрин согласился с понижением, заявив, что «снижение НДС, безусловно, произойдет до 2020 года». В том же месяце премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал президента, а также предложил проанализировать возможность замены НДС на налог с продаж.

В апреле 2009 годаАркадий Дворкович заявил, что НДС стоит заменить на налог с продаж со ставкой не более 10%. «В последнее время мои прогнозы часто оказывались неудачными. Но думаю, что решение о снижении НДС с 2011 года можно ожидать»,- завил он. В сентябре 2013 года он предложил понизить НДС до 15% с 2015 года, заявив, что «красиво бы было: 2015 год и налоги 15%». По его мнению, снижение ставки НДС могло бы стать первым шагом на пути к его полной замене на налог с продаж.

В сентябре 2014 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что в правительстве идет «очень жесткая дискуссия» об изменении налогов, в том числе НДС, а также просьбе губернаторов «ввести региональный налог с продаж».

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил повысить НДС до 22%, снизив страховые взносы (около 30%). «Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость»,- заявил глава Минфина.

НДС в настоящее время является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений федерального бюджета. Любые резкие изменения в НДС вряд ли оправданны, поэтому из серьезных нововведений (решение о зачете НДС при капитальном строительстве уже принято и не должно подвергаться ревизии) можно ограничиться только включением в число налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей при условии, что объем полученной ими выручки не опускается ниже определенного уровня.

В целях повышения нейтральности налоговой системы, следует значительно расширить базу обложения налогом на добавленную стоимость. На первом этапе следует резко сократить перечень услуг, освобождаемых от уплаты НДС. На втором этапе необходимо установить единую ставку налога на добавленную стоимость и зафиксировать ее на уровне около 20%. Нулевая ставка НДС должна применяться только для экспорта. Расширение базы НДС на втором этапе реформы за счет отмены пониженной ставки и ряда льгот позволит перейти в дальнейшем к одноставочному налогу при соответствующем снижении ставки до 16% – 18%.

Для избежания возможного каскадного эффекта предоставлять освобождения от уплаты НДС имеет смысл только тем предприятиям и видам деятельности, продукция которых ближе всего находится к стадии конечного потребления. В действующем российском законодательстве этому критерию удовлетворяют такие льготы, как освобождение от уплаты НДС квартирной платы, мероприятий в области культуры и искусства, и некоторых других. Прочие льготы по уплате НДС должны быть уже на первом этапе реформы либо отменены, либо, если они носят социальный характер, заменены дотациями из бюджета.

Важным вопросом являются правила территориальности при уплате НДС, в т.ч. при экспорте и импорте в страны СНГ. Необходимо предусмотреть переход от взимания налога по принципу страны происхождения к принципу страны назначения. Этот вопрос обсуждается уже не один год. Другие государства СНГ (прежде всего Украина и Белоруссия) оказывают постоянное давление с целью вынудить Российскую Федерацию к переходу на этот порядок. Поскольку такой переход приведет к очевидным потерям для российского бюджета из-за положительного сальдо торговли с этими государствами, а также из-за отсутствия обустроенной таможенной границы России (что открывает широкие возможности для злоупотреблений с использованием ложного экспорта), Минфин, МНС и ГТК затягивали такой переход. Однако очевидно, переходить на этот порядок все же целесообразно для унификации налогового режима, тем более что при существующем режиме не менее актуальна проблема ложного импорта. Важнейшим условием при этом должно стать предварительное укрепление фискальных границ внутри СНГ.


В сложившихся обстоятельствах оптимальным, видимо, было бы предусмотреть в Кодексе осуществление такого перехода на основе двухсторонних соглашений, заключаемых Правительством РФ с каждым из государств-участников СНГ. При этом, в соответствии с международной практикой, вместо освобождения от налогообложения целесообразно ввести нулевую ставку налога при экспорте. На первом этапе возможен переход к взиманию налога по принципу страны назначения во взаимоотношениях с теми странами, таможенные границы с которыми укреплены в наибольшей степени.

Одним из важнейших вопросов, касающихся налога на добавленную стоимость в России, является распределение его поступлений между бюджетами различных уровней. На первом этапе реформы НДС должен полностью стать источником доходов федерального бюджета.

Исходя из фактического соотношения в 1999 году баз налога на добавленную стоимость, взимаемого по ставкам 10% и 20%, отмена льготной ставки НДС позволит увеличить поступления по данному налогу на 0,22% ВВП.

Расчет последствий перехода на метод начислений для поступлений по НДС произведен по методике, аналогичной расчету для налога на прибыль. Увеличение базы налога в первый год после перехода оценено на основе данных о суммарной дебиторской задолженности по экономике, однако, прирост налоговых поступлений будет происходить только от прибыльных предприятий. Таким образом, в результате данной меры доходы бюджета от НДС в первый год увеличатся на 0,28% ВВП.

Для оценки последствий перехода на взимание НДС у экспортеров по принципу страны назначения принята величина фактического сальдо торгового баланса России со странами СНГ (1,79 млрд. долларов США), и при введении данной меры уменьшение базы налога в условиях 1999 года составило бы 0,83% ВВП. Принимая во внимание двухэтапный переход на взимание НДС у экспортеров по принципу страны назначения в торговле со странами СНГ потери бюджета на первом этапе оценены в 0,09% ВВП, а на втором – еще в 0,06% ВВП.

Согласно оценкам, снижение ставки НДС на втором этапе налоговой реформы с 20% до 18% приводит к снижению суммарных поступлений по данному налогу на 1% (0,07% ВВП, с учетом роста собираемости налога на 10%).

Итоговые результаты расчета доходов бюджета от НДС приведены в таблице 5.

Публикации

История НДС

Настоящая статья посвящена истории НДС в России.

В России косвенный налог, конкретно НДС, появился только с 1992 года с введением Закона №1992-1 от 06.12.1991 года. Позже с 01.01.2001 года правила НДС устанавливает глава 21 в Налоговом Кодексе РФ.

Практика НДС в России сложилась в соответствии с зарубежным опытом ведения налога. Сейчас расчет НДС во многих странах одинаков, различаются в основном лишь ставки и льготы.

Что касается методов учета НДС, изначально существовало два метода. Первый, это метод по отгрузке. И второй, это метод по оплате. Налогоплательщики сами выбирали наиболее подходящий для себя метод учета НДС. С 2006 года законодательство оставило к применению только один метод - НДС по отгрузке.

Ставки налога менялись несколько раз, так с 1992 по 1993 год включительно стандартная ставка составляла 28%. С 1994 года ставку понизили до 20%. Ну а с 2004 года ставку НДС еще понизили до 18 %.

Налог на добавл. стоимость – сложнейший налог, если рассматривать его со стороны налог. администрирования. Более половины всего рабочего времени уходит на его обслуживание. Налоговые органы наращивают контроль за данным налогом, ведь НДС один из самых коррупционных налогов. Связано это с порядком возмещения НДС, который увеличивает рост расходов страны. Сейчас появилось много фирм-однодневок, которые, не производя ничего, получают огромный возврат НДС из бюджета.

Косвенные налоги в России стабильно приносят одну треть всех доходов государства. За время существования налоговой системы в НДС вносилось множество изменений. И до сих пор в России не до конца усовершенствован НДС, т.к. в законах уж очень много спорных моментов.

Конечно, история НДС этим не закончится, ведь реформирование данного налога осуществляется постоянно.

С 1 января 2019 года налоговая ставка увеличивается с 18 до 20 процентов. 10-процентная ставка для отдельных видов товаров останется неизменной.



Статьи по теме: