Кто должен отчитаться о валютных счетах за рубежом? О штрафах за несвоевременное уведомление ФНС России. Отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации

Информация о компании КСК ГРУПП

КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число лидеров рынка консультационных услуг в области аудита, налогов, права, оценки и управленческого консультирования. За 20 лет работы реализовано более 2000 проектов для крупнейших российских компаний.

КСК групп предлагает комплексное и практическое решение наиболее актуальных задач, стоящих перед финансовыми и генеральными директорами компаний и собственниками бизнеса. Индивидуальный подход, глубокое понимание потребностей и целей клиентов в сочетании с практическими знаниями позволяют решать эти задачи максимально эффективно.

Коллектив КСК групп – это команда из более чем 350 специалистов, имеющих уникальный опыт реализации проектов как для средних, так и для крупнейших российских корпораций.

В настоящее время КСК групп предлагает полный спектр услуг и решений для бизнеса:

  • аудит по российским и международным стандартам;
  • налоговый и юридический консалтинг;
  • аутсорсинг и автоматизация бизнес-процессов;
  • решения по привлечению финансирования;
  • маркетинговые решения и разработка бизнес-стратегии;
  • управленческий и кадровый консалтинг;
  • оценка и экспертиза;
  • сопровождение сделок с капиталом;
  • Due-diligence.

С 1 января 2015 года россияне обязаны ежегодно отчитываться об имеющихся у них счетах в иностранных банках, а также о движении денежных средств по ним. Однако на протяжении года граждане не понимали, как и о чем отчитываться. 12 декабря 2015 года Правительство РФ приняло постановление № 1365, прояснившее ситуацию: отчеты отправляются один раз в год в ФНС до 1 июня следующего года, также была определена форма отчета. Процедура кажется довольно простой. Рассмотрим, настолько ли это простая обязанность, как может показаться на первый взгляд, и что еще необходимо знать владельцам счетов в наступившем году.

История развития современного валютного законодательства начинается во времена СССР, когда действовала валютная монополия. Далее валютное регулирование стало осуществляться в соответствии с законами 1991-1992 годов. В 2000-х годах произошла либерализация валютного законодательства. В настоящее время назвать наше валютное законодательство гибким нельзя, в законе по-прежнему существует ряд жестких норм, в частности, сюда можно отнести закрытый перечень разрешенных валютных операций. А текущая экономическая ситуация повлекла за собой законодательную инициативу о сокращении видов разрешенных валютных операций и об усилении административных методов валютного регулирования.

Попытки налоговых органов контролировать счета граждан РФ в иностранных банках начались еще в 2000-х годах. Для того, чтобы физическому лицу, имеющему счет в иностранном банке, перевести на него денежные средства со своего российского счета, требовалось уведомить налоговую службу, иначе операция признавалась запрещенной (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ " "; далее – Закон № 173-ФЗ). Однако существенных издержек это не влекло: налоговый орган уведомляли об открытии одного счета в иностранном банке, на который переводились деньги с российского счета, что не запрещено валютным законодательством, а после поступления денежных средств на такой счет с него осуществлялись переводы на другие иностранные счета, о которых налоговый орган не знал и фактически не контролировал.

Но с 2011 года в рамках активной политики по деофшоризации ситуация начала меняться.

С 1 января 2015 года физических лиц обязали ежегодно отчитываться об имеющихся счетах в иностранных банках и о движении денежных средств по ним (). Данная обязанность касается граждан, являющихся валютными резидентами, которых необходимо отличать от налоговых резидентов. Валютными резидентами признаются граждане РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, а также лица, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, и лица без гражданства. Однако в настоящее время подготовлен законопроект, предусматривающий, что с 1 января 2017 года валютными резидентами будут признаваться все граждане РФ, независимо от того, где они проживают и в течение какого периода .

Таким образом, с начала 2015 года на физических лиц возложили ежегодную обязанность, в первую очередь, уведомлять налоговый орган об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов в иностранных банках. За нарушение данной нормы установили штраф в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. ().

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ " " закрепил положение о том, что подача декларации в рамках этого закона приравнивается к направлению уведомления в налоговый орган об имеющемся иностранном счете. Но в течение 2015 года порядка исполнения обязанности по представлению отчета о движении денежных средств не понимал никто. В отдельных случаях территориальные инспекции требовали от физических лиц информацию о движении денежных средств по иностранному счету, ссылаясь на установленную законом обязанность. В связи с неустановленным порядком и нарастающим недовольством ФНС России в разъяснила, что пока не установлена процедура, обязанности отчитываться не возникает.

Таким образом, на протяжении года все гадали, каким образом нужно будет отчитываться. Одно из предложений – по аналогии с юридическими лицами (в соответствии с ), второе – более упрощенный порядок по сравнению с порядком, установленным для юридических лиц.

Наконец, 12 декабря 2015 года было принято постановление Правительства РФ № 1365 " " (далее – Постановление № 1365), которое определило порядок предоставления отчета о движении денежных средств по иностранному счету.

В отчете должны быть отражены сведения о физическом лице – владельце счета, а также все операции по всем счетам, открытым в иностранных банках, за предыдущий календарный год. При закрытии счета в иностранном банке отчет представляется одновременно с уведомлением о закрытии счета, в соответствии с предусмотренном Законом № 173-ФЗ сроком, не позднее одного месяца с момента его закрытия.

В случае ведения общего (совместного) счета в иностранном банке отчет предоставляется каждым физическим лицом-резидентом.

Отчет максимально прост в заполнении: необходимо указать название банка и страны, где открыт счет, его номер, а также четыре суммы – сумму на счете на начало года, общие суммы зачислений и списаний за год и остаток средств на конец года. Отчет направляется в налоговый орган в электронном виде через "Личный кабинет налогоплательщика" или на бумажном носителе (лично, через представителя или заказным письмом с уведомлением о вручении).

При этом важно отметить, что Постановление не содержит обязанности прикладывать к отчету выписки из банка, но налоговый орган при возникновении вопросов вправе потребовать их предоставления.

Новые сложности и возможности

В части налогов

Что получается: физические лица – резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об иностранных счетах и представлять отчет о движении денежных средств по указанным счетам. Однако это не все.

Если ранее налоговый орган не мог полноценно контролировать уплату НДФЛ по доходам в виде процентов по вкладам в иностранных банках, то сейчас ситуация изменилась.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 325-ФЗ " " позволил налоговым органам запрашивать беспрепятственно информацию, в том числе о счетах своих граждан у государств – участников конвенции. Однако выяснить по каждому физическому лицу-резиденту, есть ли у него счет в иностранном банке, представляется маловероятным, так как налоговому органу придется направлять неимоверное количество запросов в страны-участниц ОЭСР, а те, в свою очередь, должны начать выяснять у банков информацию о счете конкретного физического лица. Данное обстоятельство дает отсрочку и время подумать, нужен ли гражданину счет в иностранном банке, по крайней мере, до 2018 года (вероятное присоединение России к автоматическому обмену информацией). И эта отсрочка необходима, так как санкции, предусмотренные за нарушение норм валютного контроля, куда жестче, нежели возможные налоговые последствия. Так что есть над чем задуматься.

Эксперты КСК групп внимательно следят за нововведениями в рамках политики деофшоризации, включая законы о КИК, амнистии капиталов, валютного законодательства и законодательства о легализации активов, добытых преступным путем. Ведь помочь принять верное решение – это основная задача профессионального консультанта. Нашими экспертами проводятся семинары на тему: "Налоговое, валютное и антиотмывочное законодательство: борьба за легализацию активов", в рамках которых рассматриваются актуальнейшие вопросы применения норм указанных отраслей законодательства, судебная практика, предлагаются практические советы и бизнес-решения. Также оказываются услуги по правовому консультированию как устному, так и письменному. Эксперты КСК групп являются ведущими консультантами и обладают богатым практическим опытом реализации проектов в самых различных отраслях права.

Шиповскова Юлия ,
юрист департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития

Установлен порядок отчетности физических лиц об операциях с использованием зарубежных счетов

Соответствующее Постановление Правительства РФ, утверждающее правила отчетности (далее – «Правила») было официально опубликовано 22 декабря 2015 года и вступило в силу по истечении семи дней, т.е. с 30 декабря 2015 года.

Формально обязанность по представлению отчетов о движении средств на зарубежных счетах была введена для физических лиц-резидентов (в смысле валютного законодательства) законом «О валютном регулировании и валютном контроле» еще с
1 января 2015 года. С 1 января 2016 года за нарушение этой обязанности будет применяться мера ответственности в виде административного штрафа. Однако сам порядок исполнения обязанности до принятия Правил установлен не был. В частности, не были определены сроки и регулярность подачи отчетов, а также их содержание.

В течение 2015 года территориальные налоговые инспекции в отдельных случаях требовали от физических лиц информацию о движении денег на зарубежных счетах, ссылаясь на установленную Законом обязанность. По этому поводу ФНС РФ разъяснил, что в отсутствие установленного порядка представления отчетности у налоговых органов нет оснований требовать отчеты. Принятые Правила устраняют неопределенность в порядке исполнения обязанности и дают основания налоговым органам контролировать представление отчетов и применять меры административной ответственности к нарушителям.

Сроки и порядок представления отчетов

Согласно Правилам отчет подается один раз в год, в срок, не позднее 1 июня. В нем должны отражаться все операции по всем счетам в иностранных банках за предыдущий календарный год, т.е. за период с 1 января по 31 декабря включительно. В случае закрытия счета в иностранном банке отчет следует представлять одновременно с уведомлением о закрытии счета, т.е. не позднее одного месяца с момента закрытия счета.

Особо следует отметить, что отчетность за 2015 год является обязательной. Даже если счет был закрыт в 2015 году, отчет должен быть представлен не позднее 1 июня 2016 года. Если же счет был закрыт в начале 2016 года, то по общему правилу нужно будет предоставить как отчет за 2015 год (до 1 июня 2016 года), так и отчет за 2016 в течение одного месяца с момента закрытия счета.

Отчет может подаваться как в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика, так и на бумажном носителе (лично или через представителя, либо заказным почтовым отправлением).

В общем случае не предусмотрена обязанность подавать вместе с отчетом какие-либо документальные подтверждения. Однако на основании ч. 5 ст. 23 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговый орган как агент валютного контроля вправе дополнительно затребовать такие документы, а для документов на иностранном языке – заверенный перевод. Практические сложности могут возникнуть, если налоговый орган потребует заверенный перевод выписки по банковскому счету. Поскольку в большинстве случаев банковские выписки не заверяются ни подписью, ни печатью банка, на практике российские нотариусы не признают такую выписку документом и отказываются заверять ее перевод. Для исполнения требования может понадобиться изготовление копии, заверенной нотариусом в стране по месту нахождения банка, ее легализация (или проставление апостиля) и последующее заверение перевода российским нотариусом.

Исходя из формулировки и смысла положений закона «О валютном регулировании и валютном контроле» счета-депо, открытые в иностранных банках для учета ценных бумаг, не попадают в сферу регулирования Правил и не требуют представления отчета. Однако не исключено, что для целей валютного контроля положения закона будут трактоваться расширительно.

Формально за пределами действия Правил остаются и т.н. брокерские счета. При этом следует понимать, что юридическими владельцами таких счетов являются сами брокеры, а не клиенты, чьи денежные средства находятся на этих счетах.

Меры ответственности

C 1 января 2016 г. за нарушение обязанности по представлению отчетов к физическим лицам будут применяться меры административной ответственности в виде денежного штрафа.

В случае непредставления отчета или иного нарушения порядка представления отчета, например, когда в отчет включены недостоверные сведения, размер штрафа составляет от 2 000 до 3 000 рублей. За повторное нарушение установлен штраф в размере 20 000 рублей.

За опоздание при подаче отчета размер штрафа зависит от длительности просрочки: от 300-500 рублей (за нарушение срока подачи отчетности на срок до 10 дней) до 3 000 рублей (за просрочку, превышающую 30 дней).

Аналогичные меры ответственности применяются и за непредставление (либо задержку в представлении) подтверждающих банковских документов.

Меры ответственности применимы в полном объеме за нарушения по представлению отчетности за период 2015 года. Так называемый «закон об амнистии капиталов»}

Статьи по теме: