Международное движение капитала: понятие, формы и основные последствия. Понятие и формы международного движения капитала. Масштабы, динамика и география этого процесса. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Лекция 2. ОСОБЫЕ (СВОБОДНЫЕ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Классификация ОЭЗ

В литературе предлагаются различные классификации ОЭЗ, главным образом по их функциональным признакам и хозяйственной специализации.

В настоящее время в мировой практике все типы ОЭЗ подразделяются на четыре основные группы:

Зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах;

Промышленные или промышленно-производственные зоны;

Технико-внедренческие зоны - технополисы и технопарки;

Сервисные зоны, или зоны услуг.

Всего сегодня в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 - технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон1.

Зоны свободной торговли создаются в основном для стимулирования внешнеторговой деятельности и представляют собой участки территории, которые рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны - на таможенную территорию страны или на экспорт. В США в настоящее время занято 253 зоны свободной (внешней) торговли, через которые проходит 2% импорта и 1,5% экспорта страны.

Промышленные или промышленно-производственные зоны создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Расположенные в этих зонах компании пользуются налоговыми льготами и упрощенными административными процедурами. Так, в Южной Корее компании в ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов на сырье и импортируемое оборудование, иностранные компании, инвестирующие 10 млн долл., не выплачивают корпоративный налог в течение 3-7 лет; такие же льготы действуют и в отношении местных налогов. .



Технико-внедренческие зоны создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг с области высоких технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений п научных лабораторий, предоставленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений н идей.

Некоторые авторы считают, что классификация ОЭЗ должна прежде всего отражать степень связи зоны с национальной экономикой, цели и задачи их создания. Исходя из этого предлагается следующая классификация ОЭЗ, отражающая их типы применительно к условиям России.

1. Зоны формирования «открытого.сеісгора» экономики страны, которые ориентируются на создание благоприятного климата для иностранных инвестиций.

2. Зоны развития депрессивных районов и отраслей, которые могут подразделяться на три типа: внешнеторговые, функциональные и комплексные.

3. Внешнеторговые зоны, к числу которых относятся свободные таможенные зоны, сочетающие функции оказания таможенных и торговых услуг, зоны свободной тергозли, свободные экспортно-производственные зоны, зоны приграничной торговли.

4. Функциональные зоны, характеризующиеся развитием определенных областей предпринимательской деятельности (функций): банковского, страхового и другого сервисного обслуживания, научной и технико-внедренческой деятельности (технопарки, технополисы), туризма и отдыха. Оффшорные финансовые центры являются одной из разновидностей свободных банковских зон.

5. Комплексные зоны - организационно-территориальные образования, в которых сочетаются многие направления предпринимательской деятельности. Они создаются для решения комплекса задач развития отдельных регионов и страны в целом.

6. ОЭЗ анклавного типа, представляющие собой территорию страны, отделенную внутренней границей от остальной ее территории; как правило, они располагаются в приграничных регионах.

7. Зоны типа экономических центров, подчиняющие свою деятельность не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач. Такие зоны могут, например, создаваться на базе конверсионного производства.

В соответствии с размером и способом организации ОЭЗ могут подразделяться на территориальные (административно-территориальные образования, технопарки и т.д.) и режимные (функциональные зоны). Выбирая между названными подходами к организации зон, некоторые специалисты рекомендуют склоняться в пользу территориального подхода. Так, эксперты ООН считают, что «в пользу территориального подхода могут быть выдвинуты такие аргументы, как возможность концентрации в определенном месте высококачественной инфраструктуры, отсутствующей в остальной части страны, и возможность создать на ограниченной территории адекватный административный механизм с привле-чением квалифицированного персонала».

В целом значение ОЭЗ для стран их размещения заключается в том, что они:

Являются важным фактором социально-экономического, научно-технического, кадрового и технологического совершенствования национального хозяйства;

Выступают связующим звеном между мировой экономикой и экономикой данной страны, т.е. способствуют интеграции последней в систему мирохозяйственных связей;

Являются своеобразным эталоном наиболее передовых форм организации производства и управления, развития и внедрения новейшей технологии;

Способствуют насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами;

Являются мощным средством привлечения иностранных инвестиций, а также фактором мобилизации местных ресурсов;

Стимулируют развитие новых форм предпринимательства и деловой активности, которые могут использоваться в остальных сферах и регионах национальной экономики;

Являются «полем экспериментирования» и отработки новых способов решения социально-экономических проблем, развития нового для стран с переходной экономикой экономического мышления и новых черт социальной психологии.

В развивающихся странах целями ОЭЗ являются достижение более высокого уровня индустриализации, включение или повышение доли страны в мировой торговле. Основным и даже иногда единственным источником привлекаемого капитала в такие зоны является иностранный капитал.

В развитых странах создание ОЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, т.е. ОЭЗ создаются в регионах, где необходимо повышение уровня социально-экономического развития.

Опыт создания ОЭЗ в России

История создания ОЭЗ в России началась в конце 1980-х годов, когда по инициативе Правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных экономических зон. Последние рассматривались как элемент внешнеэкономической государственной политики и способ стимулирования отношений с зарубежными партнерами. ГІо форме они должны были представлять собой зоны совместного предпринимательства, расположенные на компактных территориях с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. В декабре 1989 г. Правительство СССР приняло решение о создании первых ОЭЗ в городах Находка и Выборг, которые в силу различных причин так и не стали функционировать в намеченных масштабах. Через полгода положения о ОЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР». К началу 1991 г. в Госплан СССР поступило 350 предложений о создании ОЭЗ в различных регионах страны; из них предполагалось отобрать для реализации 60 проектов. Эксперты ООН называли эти планы «несбыточными», тем более что создание зон предполагалось осуществить практически одновременно и во всех областях сразу. Именно поэтому они рекомендовали на первом этапе сосредоточить усилия на создании 4-5 зон. Не-сколько позже Р. Болин, президент, и Р. Хейвуд, вице-президент Всемирной ассоциации зон экспортного производства, также предостерегали российские власти от увлечения гигантскими планами: по их мнению, па первом этапе достаточно ограничиться 10-ю зонами, площадь которых не превышает 350 га.

Первые решения о создании ОЭЗ в России были приняты в 1990- 1991 гг. на основе постановлений Верховного Совета, Совета министров и распоряжений Правительства РФ. В сентябре 1991 г. был введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», содержавший специальную 7-ю главу об ОЭЗ. В ней определялись условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в ОЭЗ. Им могли предоставляться следующие льготы:

Упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями непосредственно в уполномоченных на то органах ОЭЗ;

Льготный налоговый режим; иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, которые не могут составлять менее 50% действующих па территории РФ ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностраиными инвестициями;

Пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

Особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

Упрощенный порядок въезда и выезда иностранных іраждап, в том числе и безвизовый.

При всей важности этого закона он не мог служить полноценной законодательной базой для создания и функционирования ОЭЗ, так как касался только одного из аспектов ее деятельности - привлечения иностранных инвестиций. Этот пробел призван был восполнить Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (ОЭЗ) на территории России», изданный в июне 1992 г., который придал новый импульс процессу формирования ОЭЗ.

Новая геополитическая обстановка, в которой оказалась Россия после распада СССР, потребовала от нее немалых усилий по сохранению и восстановлению нарушенных связей с торгово-экономическими партнерами из числа бывших советских республик и соседних стран. Зонами свободного предпринимательства были объявлены 11 регионов страны. В начале 90-х годов практика создания ОЭЗ в России приобрела, по сути, беспорядочный характер и сводилась к бесконтрольной раздаче льгот и привилегий отдельным регионам страны. В результате к 1993 г. на долю формально созданных ОЭЗ приходилось более "Л территории России. В этих условиях было решено, что любые льготы могут предоставляться регионам только в законодательном порядке, что привело к принятию законов об отдельных ОЭЗ. Фактически многие зоны либо не функционировали, либо не приносили желаемых результатов и не решали тех задач, которые были перед ними поставлены.

Некоторые исследователи предприняли попытку сформулировать выводы и уроки, которые необходимо извлечь из опыта создания и развития ОЭЗ в России в 1990-е годы.

Первый урок касается необходимости законодательно-правового обеспечения процессов создания и функционирования ОЭЗ.

Второй урок заключается в необходимости создания специального полномочного правительственного органа по утверждению проектов ОЭЗ, координации работ по их созданию и контролю за их деятельностью.

Третий урок состоит в том, что для успешного функционирования зоны необходим подготовительный период (сроком от 3 до 5 лет), в ходе которого на ее территории должно быть приватизировано и акционировано не менее 60-70% объектов материального производства и сферы услуг. В течение подготовительного периода создаются основные элементы рыночно ориентированной экономики, производственная и хозяйственная инфраструктура, устанавливаются контакты с потенциальными иностранными инвесторами.

Четвертый урок касается недостатков самой концепции ОЭЗ, которые были задуманы как комплексные зоны производственной направленности, без учета реального состояния экономики страны и ее инвестиционного климата. При этом не учитывалась действительная величина затрат на создание зоны и ограниченность возможностей изыскания источников их финансирования в стране, переживающей глубокий экономический кризис. Кроме того, оставались в стороне другие типы ОЭЗ (помимо комплексных), которые могли решать более узкие задачи, например, по развитию экспортного производства, и по мере становления и развития - более масштабные задачи общеэкономического развития. Некоторые специалисты подчеркивали несостоятельность принципа создания «суперзон» в границах краев, областей или нескольких субъектов РФ, так как он дестабилизирует Федерацию, закладывая основы для правового и экономического неравенства ее субъектов. В качестве альтернативы предлагалось законодательно закрепить практику образования локальных ОЭЗ на малых территориях (площадью в несколько кв. км) и более крупных ОЭЗ в границах муниципальных образований.

Пятый урок состоит в необходимости разработки четких критериев выбора места размещения зон. Между тем некоторые зоны («Алтай», «Кузбасс» и др.) расположены в глубинных регионах страны, не имеющих выхода на экономически выгодные международные коммуникации, что снижает интерес иностранных инвесторов к данным проектам. Следует также учитывать и тот факт, что многие российские зоны могут привлечь иностранных инвесторов не качеством инфраструктуры и не масштабами фискальных льгот, а скорее перспективой доступа к емкому внутреннему рынку.

С учетом накопленного опыта и результатов дискуссии в РФ был разработан и принят 22 июля 2005 г. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», основные положения которого состоят в следующем.

ОЭЗ - это определяемая правительством часть государственной и таможенной территории РФ, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности в части налогообложения, таможенного регулирования и деятельности контролирующих органов.

В России создаются ОЭЗ двух типов:

Промышленно-производственные - с целыо размещения объектов производственного назначения общей площадью не более 20 кв. км на срок не более 20 лет;

Технико-внедренческие - с целыо создания и коммерциализации научно-технических разработок путем внедрения в производство новых технологий, основанных на передовых достижениях пауки и техники, общей площадью пе более 2 кв. км, на срок не более 20 лег.

На территории ОЭЗ могут работать как так называемые резиденты ОЭЗ, т.е. лица, на которых распространяются особенности предпринимательской деятельности в такой зоне, так и лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, которые осуществляют свою деятельность на ее территории в соответствии с законодательством РФ без распространения па них льгот и привилегий. Зарегистрированный в ОЭЗ резидент заключает с территориальным органом соглашение о ведении промышленно-про- изводственпой или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственной деятельности он берет на себя обязательство осуществить капиталовложение на сумму не менее 10 млн евро (не включая нематериальные активы), в том числе в течение первого года - не менее 2 млн евро.

Процесс создания ОЭЗ следующий.

1. Субъект РФ совместно с муниципальными образованиями, на которых планируется создание ОЭЗ, подает в правительство заявку о создании ОЭЗ. Отбор заявок проводится правительством на основе конкурса.

2. На момент принятия решения правительством о создании зоны земельные участки, образующие сс территорию, и объекты, расположенные на ее территории, не должны находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц, т.е. речь идет о привлечении инвестиций в новые объекты.

3. При принятии решения о создании ОЭЗ Правительство РФ и субъект подписывают соглашение, в котором четко указывают обязательства федеральных и региональных властей по срокам и объемам инвестиций в инфраструктуру.

В РФ предусматривается следующая конструкция управления ОЭЗ:

Разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (уполномоченное федеральное министерство);

Координация и управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ (организуется новое федеральное агентство);

Управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган федерального агентства (территориальный орган).

Предусматриваются следующие особенности налогообложения резидентов ОЭЗ.

1. Для резидентов промышленно-производственных зон в отношении налога на прибыль предусмотрены:

Ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

Особый порядок начисления амортизации по основным средствам (так называемую ускоренную амортизацию с коэффициентом 2);

Снятие 30-процентного ограничения, связанного с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, на последующие налоговые периоды.

2. Для резидентов технико-внедренческих зон планируется предусмотреть пониженную ставку единого социального налога (на 14% с сохранением принципа регрессивности).

3. На федеральном уровне планируется закрепить освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты налога па имущество и земельного налога на 5 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ.

Рассматриваемый закон упразднил ранее созданные в РФ свободные (особые) экономические зоны, кроме Калининградской и Магаданской, деятельность которых регулируется отдельными законами. Механизм функционирования остальных не был оформлен законодательно. Иными словами, права предпринимателей не гарантировались государством. Теперь правовой вакуум заполнен. В этом принципиальное отличие новых ОЭЗ. В январе 2006 г. правительство России и шесть регионов подписали соглашение о создании особых экономических зон (ОЭЗ), что знаменовало собой юридическое рождение ОЭЗ, которые, по словам главы Минэкономразвития Г. Грефа, «можно назвать одним из приоритетных национальных проектов». ОЭЗ технико-внедренческого типа будут созданы в Санкт-Петербурге, Зеленограде, подмосковной Дубне и Томске. ОЭЗ промышленно-производственного типа появятся в Липецке и Елабуге (Татарстан). Кандидаты на создание ОЭЗ отбирались по конкурсу из 70 заявок. Эти первые ОЭЗ рассматриваются как зарождение нового высокотехнологичного типа российской экономики. Конечно, шесть ОЭЗ не являются критической массой для тотального прорыва к новой экономике: «Но мы потому и начали не с сотии зон, а только с шести, - подчеркнул Г. Греф, - чтобы отработать технологии управления, научиться это делать». Во второй половине 2006 г. решено провести еще один конкурс по промышленно-производственным зонам - для регионов Сибири и Дальнего Востока, не вошедших в первую шестерку. Такие конкурсы будут проводиться ежегодно. В 2006 г. состоится конкурс по туристическо-рекреационным зонам." Кроме того, планируется создание портовых ОЭЗ.

После принятия законодательными органами регионов необходимых местных законов инвесторы в течение 5 лет будут освобождены от всех местных налогов: на землю и имущество, от транспортного налога, а также от налога на прибыль в той части (4% из 24%), которая идет в региональные бюджеты. По словам главы Федерального агентства по управлению ОЭЗ Ю. Жданова, реальные расходы государства на создание инфраструктуры ОЭЗ в 2006 г. будут гораздо выше сумм, заложенных в федеральном бюджете на 2006 г. (8 млрд руб.), за счет средств дорожного фонда и возможностей регионов. Казенный рубль будет работать над созданием и развитием инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Ключевым моментом соглашения является распределение долей финансового участия центра и регионов при создании ОЭЗ. По регионам эти доли существенно разнятся. Так, федеральный бюджет и бюджет Москвы и Санкт-Петербурга вкладывают деньги на паритетных началах, тогда как в Томской области центр обязался обеспечить 74% вложений. Такой расклад не будет меняться как минимум в течение двух ближайших лет.

В целом льгот и преференций для ОЭЗ установлено немало, в том числе освобождение предприятий от уплаты налога на имущество в течение пяти лет с момента их постановки на учет. В течение таког о же срока не будет взиматься земельный налог. Для резидентов техниковнедренческих зон снижена до с 26% до 14% базовая ставка единого социального налога. Максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставленные на основе соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, не превышает 2% в год от кадастровой стоимости. В промышленпо-производственных зонах можно применять специальный коэффициент (до 2) к основной норме амортизации, что очень важно для ускоренного обновления основных фондов и оборудования, снято 30-процентное ограничение, связанное с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, па последующие. Дополнительные льготы и преференции могут устанавливать субъекты РФ и муниципальные образования, на территории которых созданы ОЭЗ.

На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС), а российские товары - на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без вывозных таможенных пошлин.

По предварительным оценкам, общее снижение издержек резидентов ОЭЗ может достигать почти 30%. Только путем снижения административных барьеров издержки на реализацию проектов в ОЭЗ могут быть понижены на 5-7% в промышленно-производственных и на 3- 5% в технико-внедренческих ОЭЗ. Это будет достигнуто путем применения принципа «одного окна», когда по всем вопросам, связанным с деятельностью в ОЭЗ, инвестор (предприниматель) взаимодействует с возможно меньшим числом органов власти. Реализация этого принципа будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами. Строительство инфраструктуры за счет средств бюджетов всех уровней позволит снизить издержки резидентов на 8-12%, а концентрация производства позволит избежать дополнительных расходов в размере 3- 7% от стоимости инвестиционных проектов.

Федеральный закон гарантирует инвесторов от неблагоприятных изменений в российском законодательстве о налогах и сборах.

Однако помимо льгот и преференций для ОЭЗ существуют определенные ограничения и требования:

Промышленно-производственные ОЭЗ должны занимать площадь не более 20 кв. км, а технико-внедренческие - не более 2 кв. км;

ОЭЗ создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности; они не могут быть расположены на территории нескольких муниципальных образований и не должны включать в себя полностью территорию административно- территориального образования;

Срок существования ОЭЗ - 20 лет, и он продлению не подлежит;

На территории ОЭЗ не допускаются добыча и переработка полезных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);

Резиденты промышленно-производственных зон обязаны осуществить капитальные вложения в размере не менее 10 млн евро; при этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее 1 млп евро; для резидентов технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена;

В число 17 членов наблюдательных советов всех ОЭЗ, возглавляемых «политическими фигурами регионов», должны входить до 5 представителей инвесторов-резидентов, до 3 представителей Федерального агентства по управлению ОЭЗ, а также торгово-промышленных палат регионов и РСПП.

В особой экономической зоне Грязипского района Липецкой области площадью 10,3 кв. км предполагается создать производство бытовой техники и комплектующих для нее. Основными резидентами ОЭЗ станут известные западноевропейские компании. Общие затраты па создание инфраструктуры составят около 1,8 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета - около 42%. Ожидается общий объем инвестиций около 25 млрд руб., в том числе до 2008 г. - 8,7 млрд. Объем производства промышленной продукции до 2008 г. составит 13,5 млрд, через пять лет он увеличится до 39 млрд руб. в год. К 2010 г. ожидается поступление 12,8 млрд руб. в бюджеты всех уровней. Всего за период функционирования ОЭЗ отдаст в казну около 41 млрд. К 2010 г. будет создано около 5800 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ планируется создание 9100 рабочих мест.

В Елабуге на площади чуть менее 20 кв. км предполагается организация выпуска автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологичного химического производства. Здесь кроме европейских фирм резидентами хотят стать фирмы из Азии и Америки. Общие затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ составят 1,6 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета - 49%. Общий ожидаемый объем инвестиций составит около 25 млрд руб., в том числе до 2008 г. - 13,6 млрд. Производство промышленной продукции до 2008 г. составит 27 млрд руб., а через 5 лет ожидается его увеличение до 43 млрд в год. К 2010 г. ожидается поступление 12,8 млрд руб. в бюджеты всех уровней, а всего за период функционирования ОЭЗ - около 41 млрд. К 2010 г. будет создано около 4500 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ - 9800.

Предложения по созданию технико-внедренческих зон позволяют провести их «мягкую специализацию». В Дубне это информационные и ядерно-физические технологии, в Томске - промышленная электроника и биотехнологии, в Зеленограде микро- и наноэлектроника, Санкт- Петербурге - аналитическое приборостроение. ОЭЗ в Дубне предлагается создать на территории двух участков общей площадью 187,7 га. Помимо указанных выше намечено развивать производство программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных; электронное приборостроение, элементы электронной техники; проектирование и производство летательных аппаратов; технологии производства новых материалов и изделий из них (композиционные материалы); технологии энергосбережения, альтернативная электроэнергетика. Плюс исследования и разработки в области лекарственных препаратов, медицинской техники и материалов. Здесь ожидается 35 резидентов, в основном отечественных. Общие затраты на создание инфраструктуры ориентировочно составят 2,5 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета 65%. В 2006 - 2018 гг. предполагаемые доходы бюджетов всех уровней от деятельности ОЭЗ составят около 42 млрд руб. К 2012 г. предусматривается создание свыше 13 тыс. рабочих мест.

В Санкт-Петербурге на двух земельных участках общей площадью 200 га организуется производство программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; медицинской техники, разработка и производство аналитических приборов. Всего здесь будет функционировать 51 резидент.

В сложившихся научных центрах в ряде регионов России есть готовые площадки для организации инновационных структур, например, технопарков. Их можно рассматривать в качестве инкубаторов для «выращивания» будущих резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, а также для формирования предпосылок создания ОЭЗ в рамках последующих конкурсов. На базе этих технопарков можно отработать и такие элементы инновационной инфраструктуры, как венчурные и «посевные» фонды ранних стадий, которые играют большую роль в других странах. Уже в ближайшее время будет начата работа по формированию сети технопарков в сфере высоких технологий и по организации ряда профильных технопарков.

Общее число занятых в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в регионах с ОЭЗ к 2020 г. может возрасти в 2,5 раза. Только за счет деятельности резидентов доля высокотехнологичного экспорта из этих регионов к 2020 г. возрастет до 20%. С учетом предполагаемого роста производительности труда доходы занятых в соответствующих секторах увеличатся почти в 6 раз по сравнению с уровнем 2004 г. Кроме того, увеличение доходов населения повлечет за собой рост емкости потребительского рынка регионов и в целом качества жизни. Предполагается, что окупаемость вложенных бюджетных средств ожидается в течение 5-7 лет, что будет зависеть от наполняемости ОЭЗ резидентами.

Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу с 1 апреля 2006 г. Его цель - добиться, чтобы в область пришел серьезный инвестор, чтобы там начали производить товары на экспорт в Европу, а «таможенная дыра», обогатившая спекулянтов импортных автомобилей, ушла в прошлое.

По новому закону резидентом (участником) ОЭЗ может стать далеко не каждый предприниматель, работающий в Калининграде. Под режим ОЭЗ попадают проекты ценой свыше 150 млн руб., при этом 70% производства и 90% собственных или арендованных средств должны находиться в области, а в числе персонала - половина местных жителей. За это инвестор получает освобождение от налога на прибыль на 6 лет, в последующие 6 лет налог будет взиматься по половинной ставке. Арендная плата за землю будет зафиксирована на весь период действия договора о резидептстве. Резидент может не продавать часть своей валютной выручки Центральному банку.

На режим ОЭЗ не могут претендовать предприятия, которые занимаются добычей или торговлей нефтью и газом, производством подакцизных товаров (например, водки), кроме авто, оптовой и розничной торговли и финансовой деятельности. Конечно, никто не запрещает делать водку или держать магазин в Калининграде, но лишь на общих основаниях. Главное, чего лишились калининградские предприниматели - таможенных льгот. В принципе они остались: ввозить в область оборудование и прочие товары можно по-прежнему без пошлин, но вывозить это все в Россию без таможни уже нельзя. Это должно перекрыть самый любимый вид калининградского бизнеса: ввезти из ЕС в регион нечто, чаще всего авто, и тут же перепродать это на «большую землю».

Самое интересное в законе - сохранение на 10 лет режима прежней зоны, образца 1996 г., для тех предприятий, кто уже работает. Принятие закона должно способствовать превращению региона в экспортоориентированный. Реализация закона должна обеспечить рост экспорта товаров и услуг на 20%, валового регионального продукта - в 2,5 раза и рост пополнений бюджетов всех уровней в 4 раза1.

Лекция 1. Инвестиции как форма международного движения капитала

1.1. Иностранные инвестиции: сущность, основные понятия и классификация

Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех государств.

В самом общем плане понятие «инвестиция» означает долгосрочное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибыли. Очень часто инвестиции отождествляются с капиталовложениями. Однако многие специалисты считают инвестиции более широким понятием, чем капиталовложения, поскольку инвестиции охватывают как реальные инвестиции (собственно капиталовложения), так и портфельные (или финансовые) инвестиции.

Реальными инвестициями (капиталовложениями) считаются вложения в основной и оборотный капитал, затраты на капитальный ремонт, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, а также вложения в нематериальные активы (патенты, лицензии, программную продукцию НИОКР и Т.Д.).

К портфельным (финансовым) инвестициям относятся долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты, финансовые вложения хозяйствующих субъектов в приобретение цепных бумаг и т.д.

Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.

В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ».

По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права, которые могут служить объектами капиталовложений, относятся:

Иное имущество (в том числе имущественные права);

Результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

Работы и услуги;

Нематериальные блага;

Информация.

Даваемые в законодательных актах разных стран определения и перечни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не исчерпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.

В перечень основных объектов иностранных инвестиций входят:

Недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, денежные средства и вклады;

Цепные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.);

Имущественные права;

Права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;

Права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в табл. 1.

Таблица 1

Способы классификации долгосрочных зарубежных (иностранных) инвестиций

Критерии классификации Типы инвестиций

По отношению к отдельным странам Иностранные - вложения иностранных капиталов в экономику данной страны.

Зарубежные- вложения капиталов местных экономических субъектов за рубежом

По источникам происхождения и форме собственности Частные инвестиции - инвестиции частных эко-номических субъектов.

Государственные инвестиции - инвестиции го-сударственных органов или предприятий

По степени контроля над предприятиями и другими экономическими субъектами Прямые инвестиции, дающие право контроля. Портфельные инвестиции, не дающие права контроля

По характеру использования Предпринимательские, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

Ссудные, предоставляемые в форме займов и кредитов с целью получения процентного дохода

По способу учета Текущие потоки инвестиций - инвестиции, осу-ществляемые в течение года.

Накопленные инвестиции - объем инвестиций за весь период их осуществления)

По отношению к отдельным странам следует различать зарубежные (или заграничные) инвестиции, которые представляют собой вложения национальных экономических субъектов за рубежом, и иностранные инвестиции, т.е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.

Выделяют текущие потоки инвестиций, т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции - общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.

Основные вопросы для изучения

9.1. Инвестиции в системе международного движения капитала. Международный рынок прямых иностранных инвестиций.

9.2. Теории прямого иностранного инвестирования.

9.3. Формы и методы прямого иностранного инвестирования.

9.4. Транснациональные корпорации: суть, критерии и эволюция.

9.5. Формы и методы регулирования инвестирования на национальном и международном уровнях.

9.6. Международная инвестиционная деятельность Украины.

Инвестиции в системе международного движения капитала. Международный рынок прямых иностранных инвестиций

Предпринимательский капитал движется в межгосударственном пространстве в форме инвестиций. В широком смысле международными есть те инвестиции, реализация которых предусматривает взаимодействие экономических субъектов различных стран, резидентов и нерезидентов в отношении конкретной страны (рис. 9.1).

Из страны базирования осуществляется экспорт капитала. Она является местом пребывания инвестиционного субъекта (для физического лица - это страна гражданства, для юридического - страна регистрации). Инвестирование капитала, его непосредственное вложение осуществляется в принимающей стране.

Миграция предпринимательского капитала обязательно должен характеризоваться следующими признаками:

1) непосредственная организация и участие в производственном процессе за рубежом

2) долгосрочный характер вложения денежных, финансовых и / или материальных активов;

3) перераспределение собственности между резидентами и нерезидентами конкретной страны;

4) целевая функция - полный контроль над объектом инвестирования, получения предпринимательской прибыли и дивидендов.

Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности осуществляются в различных формах, классифицируются по отдельным признакам.

1. По объектам вложения выделяют реальные и финансовые инвестиции. Реальные инвестиции - это вложение средств в реальные активы как материальные (производственные основные и оборотные фонды, здания, сооружения, оборудование, товарно-материальные ценности), так и нематериальные (патенты, лицензии, "ноу-хау", техническая, научно-практическая, инструктивная, технологическая, проектно-сметная и др. документация и т.д.). Иногда вложения средств в нематериальные активы, связанные с научно-техническим прогрессом, характеризуются как инновационные инвестиции. Финансовые инвестиции - вложения средств в различные финансовые инструменты (активы), например, фондовые (инвестиционные) ценные бумаги, специальные (целевые) банковские вложения, депозиты, паи и т.

2. По способу участия в инвестиционном процессе выделяют прямые и косвенные инвестиции. Прямые инвестиции характеризуются непосредственным участием инвестора в выборе объектов инвестирования и вложении средств. Прямое инвестирование осуществляют подготовленные инвесторы, имеющие достаточно информации об объекте инвестирования и знают механизм инвестирования. Прямые инвестиции, как правило, осуществляются в форме кредита без инвестиционных посредников с целью овладения контрольным пакетом акций компании. Косвенные инвестиции - это инвестирование, опосредованное третьими лицами (инвестиционными или финансовыми посредниками). Не все инвесторы имеют достаточную квалификацию для эффективного выбора объектов инвестирования и дальнейшего управления ими. В этом случае они приобретают ценные бумаги, выпускаемые инвестиционными или другими финансовыми посредниками (например, инвестиционные сертификаты инвестиционных фондов или инвестиционных компаний), а последние размещают собранные таким образом инвестиционные средства по собственному усмотрению в наиболее эффективные объекты инвестирования, участвуют в управлении ними, а полученные доходы распределяют среди своих клиентов.

3. В зависимости от формы собственности инвесторов различают иностранные и совместные инвестиции. Иностранные инвестиции - вложения, осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами, наднациональными международными инвестиционными институтами. Совместные инвестиции - вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств, а также инвестиции предприятий с участием иностранных инвесторов.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - это вложение капитала с целью получения предпринимательской прибыли (дохода), обусловленные долгосрочным экономическим интересом и обеспечивают контроль инвестора над объектом инвестирования.

Прямые иностранные инвестиции (foreign direct investment, FDI) - это приобретение резидентами страны реальных активов за рубежом, содержащих управленческий контроль над национальным хозяйствующим субъектом со стороны хозяйствующего субъекта другой страны. Благодаря ПИИ избыточные капиталы одной страны становятся доступными другим странам, в которых они могут работать с большей эффективностью. Кроме того, ПИИ играют роль механизма передачи определенных прогрессивных технологий и методов работы с развитых стран в развивающихся.

Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дает право непосредственного распоряжения зарубежной компанией. По определению МВФ, прямые иностранные инвестиции существуют в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества (согласно американскому законодательству - не менее 10%, в странах Европейского Союза - 20-25%, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - 50%).

Следует различать понятия "ввоз капитала" и "иностранные инвестиции". Если ввоз капитала - это периодический приток иностранного капитала, то иностранные инвестиции - общая сумма накопленного иностранного капитала в национальной экономике за определенный период.

Страна, в которой располагается компания, инвестирует капитал, называется страна базирования (страна-экспортер), а страна, где находится компания, в которую инвестируют, называется принимающая страна (страна-реципиент, страна-импортер).

Среди стран базирования выделяют следующие группы: преимущественно экспортеры капитала; те, что сохраняют приблизительную равновесие экспорта и импорта капитала; нетто-импортеры.

При вынесении производства за границу компания сравнивает альтернативные варианты производства и реализации одного и того же продукта на национальной территории и за ее пределами. Доходность прямых иностранных инвестиций непосредственно сравнивается с доходностью капитала в стране базирования инвестора.

Главными составляющими микроэкономической стратегии осуществления ПИИ являются:

Снижение капитальных затрат и риска для функционирования новых мощностей;

Доступ к новым источникам сырья или новой производственной базы;

Расширение действующих производственных мощностей;

Реализация преимуществ дешевых факторов производства;

Возможность избежать цикличности или сезонной нестабильности производства, приспособления к процессу сокращения жизненного цикла продукции;

Существование таможенных барьеров, которые мешают ввозу товаров и тем самым подталкивают зарубежных поставщиков к ввозу капитала для проникновения на рынок и т.

Для страны базирования привлекательность ПИИ обусловлена тем, что:

Импорт прямых инвестиций приводит к увеличению производственных мощностей и ресурсов; способствует распространению передовой технологии и управленческого опыта, повышению квалификации трудовых ресурсов;

Появляются не только новые ресурсы, но и мобилизуются и более продуктивно используются уже существующие ресурсы;

Прямые инвестиции способствуют развитию национальной научно-исследовательской базы;

Стимулируется конкуренция и связанные с ней положительные явления (подрыв позиций местных монополий, снижение цен и повышение качества замещает как импорт, так и устаревшие изделия местного производства);

Повышаются спрос и цены на местные факторы производства;

Увеличиваются поступления в бюджет в виде налогов на деятельность международных компаний;

При привлечении инвестиций появляется возможность использования сбытовой сети партнера и известных в мире торговых марок и т.

Для стран с переходной экономикой привлечения иностранных инвестиций является важным в контексте структурных реформ и экономического роста.

Негативные последствия прямого иностранного инвестирования:

Импортируемые ресурсы работают для окупаемости и получения прибыли, затем репатриируется. В долгосрочной перспективе отток средств из репатриацию прибыли, как правило, превышает величину первичных капиталовложений;

Цели иностранного инвестора могут не совпадать с национальными. На практике, как правило, не удается избежать столкновения национальных интересов и интересов иностранных инвесторов;

Иностранные инвесторы могут заключать в соглашения с действующей на местном рынке олигополией (или еще хуже - монополией), которая не заинтересована "сбивать цены". Они также могут оказывать сдерживающее влияние на национальное предпринимательство, поглощая финансовые накопления в местной и иностранной валюте;

Существенные экспортные поступления наиболее реальные в сырьевых отраслях, поэтому результатом их функционирования очень часто является трансформация отраслевой структуры принимающей страны в сырьевой и периферийную;

Нерегулируемый развитие предприятий с иностранными инвестициями может усилить социальное расслоение, маргинализация страны и ее граждан.

Растущая открытость стран мира прямым иностранным инвестициям является важной чертой экономической глобализации. В начале XXI-го века. доля ПИИ в общей структуре движения капиталов составляет 30%. Однако потоки ПИИ распределяются в мире весьма неравномерно. С одной стороны, в 1990-х гг. Зафиксирован значительный рост ПИИ из развитых стран в развивающиеся страны. Так, в 1991-2000 гг. Они увеличились с 35,7 до 178 млрд долл. США и почти в 5 раз превысили помощь развитых стран странам третьего мира. С другой стороны, международные эксперты отмечают, что прямые иностранные инвестиции в значительной мере остаются сконцентрированными в пределах развитого мира, что является еще одним свидетельством неравномерности экономического развития.

С началом очередной мирового экономического кризиса происходит резкое сокращение прямых иностранных инвестиций. Так, после сокращения на 16% в 2008г., Глобальный приток ПИИ уменьшается еще на 37% до 1114 млрд. Долл. США, их вывоз сокращается примерно на 43% до 1101 млрд. Долл. США (рис. 9.2, 9.3).

Рис. 9.2. Потоки привлеченных ПИИ по основным экономическим группировками стран в 2009г. (По данным: UNCTAD World Investment Report, 2010).

Инвестиции направляются, прежде всего, в страны, имеющие высокие темпы экономического роста. В первую десятку лидеров по привлечению иностранных инвестиций среди развивающихся стран, относятся: Аргентина, Индонезия, Китай, Колумбия, Малайзия, Мексика, Сингапур, Сянган, Таиланд, Тайвань. Однако развивающиеся страны, не только принимают капитал. Между ними активизируется движение ПИИ с целью создания совместных предприятий. Также довольно значительна доля ПИИ, передвигается между развитыми странами, особенно между "тремя центрами" (США, Япония, ЕС). Что касается субъектов инвестирования, то особенностью современности является стремительный рост роли ТНК, на долю которых приходится примерно 40% ПИИ.

Рис. 9.3. Потоки вывезенных ПИИ по основным экономическим группировками стран 2009 (по данным: UNCTAD World Investment Report, 2010).

По прогнозам ЮНКТАД общемировой приток инвестиций в 2010г. Превысит 1200000000000. долл. США, в 2011г. повысится до 1,3-1,5 трлн. долл. США, в 2012г. - До 1,6-2,0 трлн. долл. США.

К основным тенденциям в глобальной структуре ПИИ, которые начались еще в докризисные времена и, по прогнозам, должны разворачиваться и дальше, принадлежат следующие:

Повышение удельного веса развивающихся стран, и страны с переходной экономикой и как объектов размещения, и как источников глобальных ПИИ;

Сокращение темпов размещения ПИИ в обрабатывающую промышленность по сравнению с темпами инвестирования добывающей промышленности и сельского хозяйства;

Дальнейшее распространение процессов интернационализации производства.

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой оказались менее уязвимыми к кризисным явлениям по сравнению с развитыми странами, о чем свидетельствуют и темпы и уровень снижения потоков ПИИ, и темпы их восстановления. Кроме того, происходят определенные изменения в географической структуре основных нетто-экспортеров и импортеров капитала (рис. 9.4, 9.5).

Так, Китай усиливает свои позиции и нетто-экспортер капитала. Экспорт капитала растет из Германии, Саудовской Аравии, России. За период кризиса значительно сократились объемы спекулятивного и краткосрочного капитала. В отраслевой структуре наиболее привлекательными для инвесторов отраслями оказались биотехнологии, телекоммуникации, финансовые услуги, розничная торговля. Устойчивость к кризисным явлениям демонстрирует инвестирования в новые проекты по следующим видам экономической деятельности: разработки в области космоса и обороны, бизнес-услуги, производство бизнес-оборудования, досуг и развлечения, производство продуктов питания, альтернативная и возобновляемая энергетика, биотехнологии.

Согласно исследованиям UNCTAD World Investment Survey 2009-2011гг., Наиболее весомыми факторами риска для инвесторов являются следующие: волатильность обменных курсов, цен на нефть и сырье, растущий протекционизм и изменение инвестиционных режимов, инфляция и дефляция, общее падение экономического роста, растущая финансовая нестабильность, а также изменение климатических условий, угрозы бизнеса (терроризм, криминалитет), продовольственный кризис, военная и политическая нестабильность. Среди наиболее перспективных стран инвесторы выделили: Китай, США, Индию, Бразилию, Россию, Великобританию, Германию, Австралию, Индонезию, Канаду. Наиболее уязвимыми в части сокращения потоков ПИИ самими инвесторами названы следующие регионы в порядке снижения риска: Северная Америка, ЕС-15, Южная и Восточная Азия, Южная и Восточная Европа и СНГ, Латинская Америка, ЕС-12 (новые члены), Западная Азия.

Субъекты инвестиционной деятельности реализуют собственные экономические интересы, вступая в определенные взаимоотношения на инвестиционных рынках, регулирующих процесс обмена инвестициями и инвестиционными объектами. Инвестиционный рынок можно определить как совокупность экономических отношений, возникающих между продавцом и покупателем инвестиционных ресурсов. Согласно этому определению, международный инвестиционный рынок - это совокупность экономических отношений, возникающих между продавцом инвестиционных ресурсов и их покупателем, которые являются резидентами разных стран (рис. 9.6).

Инвестиционный рынок рассматривается как совокупность отдельных рынков (объектов реального и финансового инвестирования), в составе которого выделяют: рынок прямых капитальных вложений (прямых инвестиций), рынок объектов приватизации, рынок недвижимости, рынок других объектов реального инвестирования, фондовый, кредитный и денежный рынки (рис. 9.7). Как ключевой сегмент рынка, он имеет ярко выраженную интегративной специфику относительно других рынков.

На рынке реальных активов предлагаются инвестиционные товары и услуги: недвижимость, участки под застройку (ипотечный рынок); оборудование, строительные материалы, исследовательские, конструкторские, строительные, монтажные, пусконаладочные и другие работы и услуги (подрядный рынок); новые технологии, лицензии, патенты на изобретения и открытия, опыт, знания, "ноу-хау", инжиниринговые услуги (рынок интеллектуальных ценностей). На этом рынке реализуется также рабочая сила как инвестиционный товар, т.е. продается способность к труду по найму.

Реальные активы могут реализовываться на условиях "спот" (в течение нескольких дней) или по фьючерсным контрактам, то есть поставки товаров происходят после прохождения определенного периода времени.

Рынок финансовых активов делится так: денежный рынок (рынок ценных бумаг, долговых свидетельств со сроками погашения менее 1 года); рынок капиталов (долгосрочных ценных бумаг и корпоративных акций); кредитный рынок (долговых обязательств по долгосрочным кредитам).

Рынок капиталов, в свою очередь, делится на первичный (торговля новыми ценными бумагами) и вторичный (торговля между инвесторами ранее выпущенными ценными бумагами, находящимися в обращении). Фондовые биржи являются вторичными рынками капиталов, поскольку на них котируются ценные бумаги, которые уже находятся в обращении. Компания, акциями которой осуществляется торговля на фондовой бирже, не участвует в операциях на вторичном рынке и не получает дохода от таких продаж. Существуют вторичные рынки для других видов займов и финансовых активов.

  1. Функциональное предназначение: ссудный капитал, предпринима­тельский капитал.
  2. Целевое назначение: прямые инвестиции, портфельные инвестиции.
  3. Принадлежность: частный капитал, государственный капитал, капи­тал международных организаций.
  4. Сроки: краткосрочный капитал, среднесрочный капитал, долгосрочный капитал.

Капитал осуществляет свое движение в двух основных формах: предпринимательской и ссудной.

Движение ссудного капитала осуществляется в виде международного кредита, а предпринимательского - путем осуществления зарубежных инвестиций.

Ссудный капитал приносит доход его владельцу в виде процента по вкладам, займам и кредитам. Предпринимательский капитал приносит доход преимущественно в виде прибыли.

Предпринимательский капитал делится на прямые и портфельные инвестиции. Характерная черта прямых инвестиций состоит в том, что инвестор владеет управленческим контролем над объектом, в котором инвестирован его капитал. Портфельные инвестиции такого контроля не дают. Они обычно представлены пакетами акций, на которые приходится менее 10-25% собственного капитала фирмы.

Различают два способа регулирования иностранных инвестиций: национально-правовой и международно-правовой. Национально-правовое регулирование основано на использовании норм и институтов традиционных отраслей национальной системы права (административное, гражданское и др.). В большинстве стран сложился свод законов по иностранным инвестициям - инвестиционные законы.

Основные положения:

1) Условия, а также правовые гарантии иностранных инвестиций в принимающей стране. Цель этих гарантий - обеспечение взаимных интересов принимающей страны и иностранных инвесторов. По существу речь идет об отсутствии дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными.

2) Предоставление иностранным инвесторам льгот и привилегий, так как иностранные инвестиции связаны с повышенным политическим и коммерческим рисками, дополнительными расходами на транспорт, связь и многое другое.

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций складывается из специальных межгосударственных соглашений, предметом регулирования которых являются отношения, связанные с движением иностранных инвестиций частного капитала. Существуют двусторонние и многосторонние международные соглашения.

Приняты и действуют следующие межгосударственные соглашения:

1. Вашингтонская конвенция 1965 г. «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами в международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) при МБРР». Нормы в этой Конвенции для регулирования процедуры разрешения споров можно разделить на две группы: касающиеся примирительной процедуры; регламентирующие порядок арбитражного производства.

При этом в случае осуществления примирительной процедуры за сторонами остается право в любой момент прибегнуть к процедуре арбитражного урегулирования спора. В отличие от решения примирительной комиссии решения арбитража являются обязательными для обеих сторон.

2. Сеульская конвенция 1985 г. о создании Международного агентства по страхованию иностранных частных инвестиций (МАСИЧИ) при МБРР.

В этой главе проанализированы современные особенности и выявлены основные тенденции международного движения капитала, рассмотрены формы привлечения иностранных инвестиций, факторы, влияющие на международное инвестирование, систематизирована методика оценки эффективности инвестиционных проектов, а также рассмотрены методы выставления инвестиционных рейтингов.

Международное движение капитала

Международное движение капитала представляет собой одностороннее перемещение капитала за границу с целью его функционирования и извлечения предпринимательской прибыли или получения дохода в форме процентов. Соответственно различают экспорт предпринимательского капитала и ссудного капитала.

В связи с этим выделяют следующие формы международного движения капитала:

  • 1. ссудный капитал;
  • 2. предпринимательский капитал:
    • · прямые инвестиции;
    • · портфельные инвестиции.

Движение ссудного капитала выступает в виде международного кредита - ссуды в денежной или товарной форме, предоставляемой кредитором одной страны заемщику из другой страны на условиях срочности, возвратности и выплаты процентов. Сюда же относятся кредиты международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР и др.). В 80-х годах стала активно использоваться такая форма ссудного капитала, как проектное финансирование, то есть предоставление крупных кредитов под конкретные промышленные объекты.

Вывоз предпринимательского капитала представляет собой долгосрочные зарубежные инвестиции, ведущие к созданию за границей филиалов, дочерних компаний и совместных предприятий.

Субъектами международного инвестирования являются контрагенты разных стран. В качестве субъектов могут выступать государства в лице государственных организаций и учреждений или частные фирмы и граждане. В зависимости от этого инвестиции можно разделить на государственные и частные.

Признание субъекта иностранным инвестором означает предоставление ему соответствующих прав и льгот, установленных законодательством и международными договорами; удовлетворение требованиям регистрации и допуск к осуществлению хозяйственной деятельности; определение распространения на него гарантий и иных условий, предусмотренных международным договором с соответствующей страной, а также предоставление возможности дипломатической защиты со стороны государства - страны инвестора.

Иностранные инвестиции представляют собой перемещение капитала, осуществляемое с целью участия в управлении компанией в стране, принимающей капитал, и получения прибыли.

Иностранные инвестиции делятся на два вида: прямые инвестиции, обеспечивающие инвестору контроль над зарубежными предприятиями, и портфельные инвестиции, осуществляемые в целях получения дохода от вложения капитала в иностранные облигации, акции зарубежных предприятий и другие ценные бумага.

Помимо традиционных форм международного движения капитала современная инвестиционная практика включает ряд экономических форм и механизмов, создающих инвесторам преимущества вложения капитала. Среди них можно назвать: международную кооперацию производства, получение кредитов на компенсационной основе, создание совместных предприятий, создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу, концессии и соглашения о разделе продукции.

Международная кооперация производства обеспечивает устойчивые производственные связи между предприятиями разных стран, которые сопровождаются передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности, что позволяет сократить затраты на производство и обращение, усилить конкурентоспособность продукции.

Сотрудничество между странами на компенсационной основе позволяет предприятиям одного государства получать финансовые и материально-технические ресурсы на основе кредита целевого назначения, предоставленного другим государством, который будет погашен (компенсирован) за счет выручки от продажи продукции, произведенной на созданных в процессе сотрудничества мощностях. Такая форма сотрудничества позволяет государству, не имеющему достаточно собственных средств, вести строительство крупных и сложных объектов, дает ему возможность получать современное оборудование и технологию, а также обеспечивает гарантии сбыта продукции, которая будет произведена на предприятиях, созданных на компенсационной основе.

Возможность получения передовой техники и технологии, прогрессивных систем организации труда и производства появляется также в результате создания совместных предприятий и предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу. Кроме того, совместное предпринимательство позволяет значительно быстрее выйти на рынки других стран государству, имеющему на них слабые позиции.

Особыми формами привлечения иностранных инвестиций выступают концессии и соглашения о разделе продукции. На их основе иностранные инвесторы участвуют в разработке месторождений полезных ископаемых. Концессия представляет собой договор на сдачу в эксплуатацию земли, природных ресурсов, предприятий и других хозяйствующих объектов, принадлежащих государству, на определенных условиях. Согласно соглашению о разделе продукции инвестору предоставляются исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на определенном участке недр на возмездной основе и на определенный срок. 2

Основными причинами вывоза капитала являются: относительный избыток капитала в одной стране, который переводится за границу в целях получения предпринимательской прибыли или процента; несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных сферах мирового хозяйства; неравновесие платежных балансов, зависимость экономики от темпов роста экспорта, если экспорт товаров и услуг больше импорта, то капитал вывозится, и наоборот; более эффективное распределение и использование капитала; растущая интернационализация и глобализация экономики, в результате чего отношение иностранных капиталовложений к ВВП страны и их доля в ее ежегодных инвестициях становятся важными показателями участия страны в мировом хозяйстве; возникновение ТНК, которые осуществляют капиталовложения в свои дочерние компании и филиалы, с целью увеличения прибыли за счет расширения сфер деятельности в географическом и отраслевом направлении; появление возможности освоения местных товарных рынков, при этом капитал экспортируется для того, чтобы стимулировать спрос на собственную продукцию и тем самым увеличить экспорт; наличие в принимающих странах более дешевого сырья и рабочей силы; стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим; более низкие экологические стандарты в принимающей стране (размещение экологически грязных производств), 3

В некоторых странах вывоз капитала связан с наличием неблагоприятной социально-политической, экономической ситуации в стране, ухудшением финансовой конъюнктуры и другими негативными причинами, в частности это характерно и для России, что называется бегством капитала. Под бегством капитала понимается как любой нелегальный вывоз капитала, так и вывоз капитала, противоречащий целям и задачам государства в области экономического развития страны. 4

Для международного движения капитала характерно, что он ищет более эффективного применения с точки зрения прибыли. Чтобы инвестору выгоднее вложить свои средства, ему необходимо определить их возможную эффективность. В ряде работ отечественных и зарубежных экономистов предложены разные методы оценки эффективности инвестиций. В данной работе предлагаются методы, позволяющие более качественно оценить возможные капиталовложения: метод определения чистой текущей стоимости, расчета внутренней нормы дохода, расчета индекса рентабельности инвестиций, метод определения срока окупаемости инвестиций.

Метод определения чистой текущей стоимости. Чистая текущая стоимость (net present value - NPV) - разность между дисконтированной суммой ожидаемых доходов и издержками на инвестиции:

где С - сегодняшние затраты,

PV - сегодняшняя ценность будущей суммы денег, формула расчета которой имеет следующий вид:

где FV (future value) - будущая ценность сегодняшней суммы денег;

r - ставка процента по ссудам;

n - число лет жизни проекта.

NPV > 0 - проект следует принимать;

NPV = 0 - проект ни прибыльный, ни убыточный;

NPV < 0 - следует отказаться от проекта.

При таком подходе инвестор может оценить результат инвестиционного проекта в каждом году, начиная с первого. При этом инвестор может определить, начиная с какого года, чистая дисконтированная стоимость станет положительной, т.е. начнет окупаться проект.

Метод расчета внутренней нормы дохода (нормы рентабельности инвестиций). Внутренняя норма дохода (internal rate of revenue - IRR) означает такую ставку дисконтирования, при которой чистая дисконтированная ценность равна нулю. Необходимо решить уравнение относительно r (коэффициента дисконтирования):

Практическое применение данного метода осложнено, если у аналитика нет специализированного финансового калькулятора. В таком случае применяется метод последовательных итераций. Выбирается два значения r, причем r 1 меньше r 2 , чтобы функция чистой текущей стоимости NPV - f(r) меняла свое значение с «+» на «-», или наоборот. И тогда применяют следующую формулу:

Внутренняя норма дохода - это тот максимальный уровень процента, на который может согласиться инвестор, вкладывая свои средства в данный инвестиционный проект. Метод расчета индекса рентабельности инвестиций. Индекс рентабельности инвестиций (profitability index - PI) характеризует уровень доходов на единицу затрат.

PI > 1, проект можно принять;

PI < 1, проект следует отвергнуть;

PI = 1, проект ни прибыльный, ни убыточный.

Метод определения, срока окупаемости инвестиций. Срок окупаемости инвестиций (payback period - РР) - время, за которое поступления от производственной деятельности предприятия покроют затраты на инвестиции. Он зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиций:

  • 1. если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости равен отношению единовременных затрат к величине годового дохода, обусловленного ими;
  • 2. если доход распределен неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены суммарным доходом.

при котором (6)

Вложив сегодня 150 млн. долларов в разработку нового газового место рождения (проект рассчитан на 24 года), в течение первых 4 лет можно получать соответственно 30, 70, 70 и 45 млн. долларов. Оценим эффективность вложенных инвестиций, выгодность проекта при ставке процента равной 12% и при ставке 16%.

Для определения текущей стоимости проекта необходимо сравнить сегодняшние затраты в 1 млн. долларов и дисконтированную величину будущих доходов, которая определяется по формуле (2). В первом случае дисконтированная величина равна 161 млн. долларов, а, следовательно, такие инвестиции эффективны, т.к. мы получим больше, чем вложили сегодня. Во втором случае при ставке 16% стоимость будущих доходов составит сегодня 147,5 млн, долларов, а это меньше, чем было вложено, следовательно, такие инвестиции неэффективны и целесообразнее найти альтернативные варианты вложения 150 млн. долларов, например, положить в банк.

Таким образом, формула дисконтирования показывает, что чем ниже ставка процента и меньше период времени t, тем выше дисконтированная величина будущих доходов.

Чистая дисконтированная стоимость, рассчитанная по формуле (1), в первом случае больше нуля (11 млн, долларов), а поэтому инвестиции эффективны.

Во втором случае при ставке 16% NPV < 0 (-2,5 млн. долларов), такой проект следует отвергнуть.

Рассчитав внутреннюю норму дохода по формуле (3), определяем, что максимальный уровень процента, на который может согласиться инвестор, составляет приблизительно 15%.

При ставке 12% индекс рентабельности инвестиций, рассчитанный по формуле (4), больше 1, следовательно, проект можно осуществлять. Но во втором случае индекс меньше 1 и проект осуществлять невыгодно.

Для определения срока окупаемости инвестиций воспользуемся формулой отношения единовременных затрат к величине годового дохода. Подставив данные в формулу, получим, что наши инвестиции должны окупиться приблизительно через 3 года, т.к. сумма денежных поступлений за этот период превышает объем капитальных вложений.

Главная цель теории международного инвестирования состоит в обосновании форм вложения капитала, а также предпосылок и условий использования методов его оценки.

Международное движение капитала осуществляется в предпринимательской и ссудной формах. Предпринимательский капитал включает прямые и портфельные инвестиции. Ссудный капитал представляет собой международные кредиты. Выбор той или иной формы зависит от того, намеривается инвестор установить контроль и участвовать в управлении компанией в стране, принимающей капитал, или рассчитывает только на получение прибыли. Однако в любом случае ему необходимо определить эффективность своих капиталовложений. Определение чистой текущей стоимости, нормы и индекса рентабельности инвестиций, срока окупаемости инвестиций позволит сделать инвестору рациональный выбор: вложить капитал в инвестиционный проект данной страны, если он принесет доход, или, если проект невыгодный, выбрать другой вариант, например, вложить в инвестиционный проект другой страны.

Формирование мирового хозяйства на рубеже XIX-XX вв. создало возможность расширения международных экономических отношений, что поставило вопрос о международной мобильности . Наиболее подвижным является , хотя, как правило, его движение подвергается более жесткому регламентированию со стороны государства. Мировое движение капитала в современных условиях служит фактором усиления интернационализации производства, увеличения темпов и уровня , развития передовых и превращает в важнейший стимул развития .

Международная миграция капитала — это движение капитала между странами, включающее экспорт, и его функционирование за рубежом.

Миграция капитала представляет собой объективный экономический процесс, когда капитал покидает экономику одной страны в целях получения более высокого дохода в другой стране.

Изучение влияния миграции капитала актуально потому, что быстрый рост в последние десятилетия , международных межбанковских кредитов, межправительственных займов и операций на и валютных биржах разных стран мира сопровождался бурным развитием международного рынка капитала.

Международное движение капитала оказывает огромное влияние на . Это проявляется, прежде всего, в том, что международный трансферт капитала . Это связано с тем, что страна обеспеченная капиталом или капиталоемкими товарами может наладить производство за рубежом путем инвестиционых вложений. Получить больший экономический эффект, чем в результате внешней торговли. Обуславливается это тем, что в стране, принимающей капитал, может быть более дешевая рабочая сила, сырьё или более благоприятных , такой как наличие или низкие экологические стандарты.

Одним из характерных явлений современной мировой экономики является увеличение масштабов миграции капитала между странами. Международный рынок капитала выступает важным элементом экономики, обеспечивающим движение . Перемещение факторов производства из стран, избыточно наделенных относительно недорогими факторами производства, в страны, где они относительно дефицитны и дороги, ведет к выравниванию цен на факторы производства, то есть к повышению благосостояния участвующих в этом обмене стран.

Международное движение капитала занимает ведущее место в международных экономических отношениях, оказывает огромное влияние на мировую экономику:

  • способствует росту мировой экономики;
  • углубляет и международное сотрудничество;
  • увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными товарами, между филиалами международной корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.

Основными субъектами мирового рынка капиталов являются частный бизнес, государства, а также международные финансовые организации (Мировой банк, Международный Валютный Фонд).

Сущность, причины и формы международного движения капитала

В современном мире производить все виды товаров, так же как и создавать и совершенствовать все типы факторов производства, не под силу ни одной, даже самой развитой стране. Мировая экономика является тем механизмом, который может обеспечить эффективный обмен товарами и факторами производства для достижений необходимых целей в интересах всех стран.

Первой формой международного сотрудничества исторически являлась международная торговля. В дальшейнем экономические связи между странами развивались, и на мировом рынке стали торговать не только товарами и услугами, но и капиталом. Экспансия капитала первоначально была направлена промышленно развитыми странами в экономически менее развитые страны, в том числе колонии. Но постепенно процессы миграции капитала разрастались, и в настоящее время практически каждая страна одновременно является и экспортером, и импортером капитала. Со второй половины XX века вывоз капитала непрерывно растет. Экспорт капитала опережает по темпам роста как товарный экспорт, так и ВВП промышленно развитых стран. Сегодня мы можем говорить о существовании развитого международного рынка капитала, который является одной из основных движущих сил .

Мировой рынок капитала является частью мирового и условно делится на два рынка : рынок денег и рынок капитала.

На рынке денег осуществляются сделки по купле-продаже финансовых активов (валют, кредитов, займов, ценных бумаг) срочностью до одного года. Рынок денег призван удовлетворять текущую (краткосрочную) потребность участников рынка в кредитах и займах для закупки товаров и оплаты услуг. Значительную часть сделок на денежном рынке составляют спекулятивные сделки по купле-продаже валют.

Рынок капитала ориентирован на более долгосрочные проекты со сроком осуществления от одного года.

Участниками международного рынка капитала выступают , небанковские финансовые организации, частные корпорации, государственные органы, а также некоторые частные лица.

Международная торговля товарами и международное перемещение факторов производства, или ресурсов, оказываются в определенном взаимодействии. Они могут дополнять или замещать друг друга. Например, страна с дефицитом рабочей силы может преодолеть его не только импортом трудоемких товаров, но и за счет миграции рабочей силы из других стран, где труд является избыточным фактором.

Причины вывоза капитала

Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране. Возникает несовпадение между спросом на капитал и его предложением в различных отраслях мирового хозяйства и в целях получения большей предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу.

Причинами вывоза капитала также могут быть:

  • наличие возможности монополизировать местный рынок принимающей стороны;
  • наличие в странах, принимающих капитал, более дешевого сырья и рабочей силы;
  • стабильная политическая обстановка в стране-реципиенте;
  • более низкие, по сравнению со страной-донором, экологические стандарты;
  • наличие благоприятного «инвестиционного климата» в принимающей стране;

Понятие «инвестиционного климата» включает такие параметры, как:

  • экономические условия: общее состояние экономики (подъем, спад, стагнация), положение в валютной, финансовой и кредитной системах страны, таможенный режим и условия использования рабочей силы, уровень налогов встране
  • государственная политика в отношении иностранных инвестиций: соблюдение международных соглашений, прочность государственных институтов, преемственность власти.

Особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс ввоза и вывоза прямых, портфельных и ссудных капиталовложений. Если раньше отдельные страны являлись либо импортерами капитала, либо экспортерами капитала, то в настоящее время большинство стран одновременно ввозят и вывозят капитал.

Формы движения капитала

Миграция капитала может осуществляться в форме предпринимательского и ссудного капитала.

Ссудный капитал — денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения ссудного процента от использования капитала за рубежом. Движение ссудного капитала осуществляется в виде международного кредита из государственных или частных источников.

Предпринимательский капитал — денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Движение предпринимательского капитала осуществляется путем зарубежного инвестирования, когда частные лица, государственные предприятия или государство вкладывают средства за рубеж.

По источникам происхождения капитал делится на официальный и частный капитал.

Официальный (государственный) капитал — это средства из государственного бюджета, перемещаемые за границу по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций. Он совершает движение в виде займов, ссуд и иностранной помощи.

Частный (негосударственный) капитал - это средства частных компаний, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за границу по решению их руководящих органов и их объединений. Источником данного капитала являются средства частных фирм не связанные с государственным бюджетом. Это могут быть инвестиции в создание зарубежного производства, межбанковские экспортные кредиты. Несмотря на автономность компаний в принятии решений о международном перемещении принадлежащего им капитала, правительство за собой право его контролировать и регулировать.

По цели зарубежного инвестирования капитал делится на прямые инвестиции и портфельные инвестиции:

— вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения (страна-реципиент) капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. Имеют место в случае создания за рубежом филиала национальной фирмы или приобретения контрольного пакета акций иностранной компании. ПИИ практически целиком связаны с вывозом частного предпринимательского капитала. Они являются реальными вложениями, осуществляемыми в предприятия, землю, другие капитальные товары.

Портфельные иностранные инвестиции — вложение капитала в иностранные ценные бумаги (сугубо финансовая операция), не дающие инвестору права контроля над объектом инвестирования. Портфельные инвестиции приводят к диверсификации портфеля экономического агента, снижают риск инвестирования. Преимущественно они основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государство выпускает свои и приобретает иностранные ценные бумаги. Портфельные инвестиции представляют собой чисто финансовые активы, выраженные в национальной валюте.

По сроку вложения выделяют долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный капитал:

Долгосрочный капитал — вложения капитала сроком свыше 5 лет. Все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций обычно являются долгосрочными.

Среднесрочный капитал - вложение капитала сроком от 1 года до 5 лет.

Краткосрочный капитал — вложение капитала сроком до 1 года.

Также выделяют такие формы капитала как нелегальный капитал и внутрифирменный капитал:

Нелегальный капитал — миграция капитала, которая идет в обход национального и международного права (в России незаконные способы экспорта капитала называют бегством или утечкой).

Внутрифирменный капитал — переводимый между филиалами и дочерними фирмами (банками), принадлежащими одной корпорации и расположенными в разных странах.

Влияние международного движения капитала на мировую экономику

Из всего вышеперечисленного можно следать вывод о том, что влияние международного движения капитала на мировую экономику велико и постоянно увеличивается вслед за увеличением масштабов миграции капитала. Международная миграция капитала стимулирует развитие мировой экономики, позволяет перераспределить ограниченные экономические ресурсы более эффективно.

Можно выделить следующие последствия миграции капитала для мировой экономики в целом:

  • миграция капитала происходит в поисках наиболее выгодных зон его вложения, что позволяет увеличить темы роста мировой экономики;
  • она стимулирует дальнейшее развитие международного разделения труда и на этой основе процессы международной экономической кооперации;
  • в результате увеличения масштабов деятельности международных корпораций увеличивается товарообмен между странами, стимулируя развитие мировой торговли;
  • взаимное проникновение капитала между странами укпрепляет процессы международного сотрудничества.

Современные тенденции и влияние международного движения капитала на мировую экономику

В настоящее время в процессе международной миграции капитала проявился ряд устойчивых тенденций, из которых можно выделить следующие: вывоз государственного капитала растет меньшими темпами по сравнению с экспортом частного капитала; крупным импортером капитала стали США. Примерно 5 млн. американцев работают сейчас на предприятиях, принадлежащих иностранным компаниям; четко прослеживается тенденция перекрестной миграции капитала в рамках промышленно развитых стран. На долю промышленно развитых стран приходится более 70% всех иностранных инвестиций; в качестве экспортеров капитала выступает ряд развивающихся стран (Сингапур, Сянган, Республика Корея, Саудовская Аравия, Бразилия и ряд других); все больше в процесс миграции капитала вовлекаются бывшие социалистические страны, такие, как Польша, Венгрия, Чехия, а также КНР, Россия и другие страны СНГ.

Международное движение капитала оказывает огромное влияние на мировую экономику. Подобное влияние проявляется прежде всего в том, что международный трансферт капитала способствует росту мировой экономики . Капитал за границей ищет более прибыльного приложения и прироста в мировых масштабах. Для стран — импортеров капитала решается проблема нехватки производственного капитала, увеличивается инвестиционная активность, ускоряются темпы экономического роста, углубляется МРТ и международное сотрудничество. Взаимные инвестиции укрепляют экономические связи, способствуют углублению международной специализации и кооперации производства, увеличению объемов взаимного товарообмена между странами.

В целом, играя стимулирующую роль в развитии мировой экономики, международное движение капитала имеет различные последствия для
стран — экспортеров и импортеров капитала. Так, например, вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций может привести к замедлению их экономического развития, отрицательно сказаться на уровне занятости и на состоянии платежного баланса. Страны, импортирующие капитал, имеют возможность создать новые рабочие места, получить новые технологии, эффективный менеджмент, а следовательно, ускорить в стране научно-технический прогресс и обеспечить экономический рост, улучшить платежный баланс.

При этом не исключены негативные последствия от ввоза капитала .

Бесконтрольный импорт может лишить национального производителя работы, на рынок могут попадать товары, прошедшие свой жизненный цикл.

Импорт ссудного капитала увеличивает внешнюю задолженность страны. Приток иностранного капитала, подменяя местный капитал либо пользуясь его бездействием, может вытеснить местный бизнес из прибыльных отраслей, а это в свою очередь может привести к угрозе ее экономической безопасности и политической зависимости от страны-экспортера. Использование ТНК трансфертных цен ведет к потерям страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных сборах.

Положительные и отрицательные последствия миграции капитала имеют достаточно условный характер и не учитывают многочисленные исключения. Тем не менее международное движение капитала играет в целом стимулирующую роль в развитии мировой экономики.



Статьи по теме: