Налог на имущество компьютерное оборудование. Какое имущество подлежит налогообложению у российских организаций. Кто будет платить

Энергетическое оборудование и энергетические сети всех видов являются составной частью основных фондов предприятия. Заметим, что к энергетическому оборудованию относят все оборудование, предназначенное для выработки, преобразования, распределения, передачи и потребления основных распространенных в промышленности видов энергии (электрической и тепловой) и энергоносителей (воды, воздуха и газов). В процессе производства происходит процесс потребления (расходования) основных фондов, который выражается в износе оборудования и сетей. Это, в свою очередь, приводит к потере паспортных характеристик оборудования и сетей, мощности, производительности, давления, точности, к отказу или к аварии, что вызывает в ряде случаев не только остановку той или иной конкретной единицы технологического оборудования, но и простои участков, цехов, корпусов, а иногда и предприятий в целом. Различают физический и моральный износ основных фондов.

Моральный износ заключается в снижении экономичности действующего физически годного оборудования вследствие внедрения новой техники, появления более совершенных и экономичных машин. Моральный износ наступает (как правило) раньше полного физического. Экономическая целесообразность замены морально устаревшего оборудования раньше срока полного физического износа определяется специальными расчетами. Экономичность морально устаревшего оборудования может быть повышена путем модернизации (технического совершенствования), целесообразность которой также должна быть рассчитана.

Нормальный физический износ оборудования (химический, тепловой, усталостный, коррозионный) вызывается активной работой оборудования, физико-химическими процессами, связанными с производством. Износ может происходить под воздействием природных факторов (влаги, изменения температуры и т. п.), когда оборудование не работает. Физический износ вызывает ухудшение эксплуатационных качеств оборудования – снижение производительности (мощности), повышение расхода топлива и эксплуатационных материалов. При определенном уровне физического износа оборудования дальнейшая его эксплуатация становится экономически нецелесообразной. Появляется опасность внезапного (аварийного) выхода оборудования из рабочего состояния с вытекающими отсюда потерями от нарушений производственного режима и расходов на последующий ремонт. Ухудшение эксплуатационных качеств в результате физического износа энергетического оборудования может быть преодолено проведением ремонта.

Физический износ оборудования происходит неравномерно: отдельные части машин служат разное время, и для обеспечения работоспособности машины в течение определенного срока службы приходится периодически заменять отдельные узлы и детали.

Все сменяемые и ремонтируемые детали машины могут быть сведены в группы, отличающиеся по срокам использования деталей до их замены или ремонта. При этом деталь может быть отнесена к ремонтной группе с несколько меньшим сроком службы, чем возможный срок ее использования. Такая группировка позволяет строить календарно-объемные графики ремонта оборудования, характеризующие необходимые затраты на ремонт в различные годы (периоды) его эксплуатации.

Таким образом, ремонт оборудования и других элементов основных фондов является необходимым производственным процессом, обусловленным современным уровнем развития техники.

Следует различать следующие понятия: ремонт, модернизация, реконструкция.

Ремонт – комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделия и восстановлению ресурса изделий или их составных частей.

Модернизация действующего оборудования - изменение конструкции действующего оборудования с целью приведения в соответствии с новыми требованиями, обеспечивающее улучшение его показателей, повышение надежности, снижение энергетических, материальных затрат и трудовых ресурсов при эксплуатации, техническом обследовании и ремонте, снижение морального износа, а также применение при эксплуатации других видов (более доступных) топлива, сырья и материалов.

Реконструкция – комплекс мероприятий для улучшения функционирования оборудования или для использования его по новому назначению путем значительных изменений, затрагивающих принципиальную сущность конструкции.

Итак, задача бесперебойного и качественного энергоснабжения в значительной и во все возрастающей степени определяется энергоремонтным производством.

В общем случае ремонтные работы призваны решать следующие задачи:

1. Совершенствование системы планирования управления и организации технического обслуживания.

2. Обеспечение высокого качества отремонтированного оборудования и качества выполняемых ремонтных работ.

3. Экономия и рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Ремонтное обслуживание по содержанию как функция производственного менеджмента энергетических предприятий включает:

планирование производственной программы;

организацию ремонтных работ;

учет и анализ производственных и стоимостных показателей;

анализ основных технико-экономических показателей энергоремонтного производства.

2. Виды ремонтов энергооборудования

Комплекс организационных и технических мероприятий по обслуживанию и ремонту оборудования, который включает планирование, подготовку, реализацию технического обслуживания и ремонт с заданными последовательностью и периодичностью представляет собой систему технического обслуживания и ремонта (ТО и Р).

Различают следующие виды ремонтов: капитальный, средний, текущий, аварийный и восстановительный.

Текущий ремонт включает устранение дефектов в работе оборудо­вания, выявленных на день останова агрегата для ремонта, замену быстроизнашивающихся деталей, выявление детален, требующих замены или ремонта при среднем или капитальном ремонте: выполнение профилактических работ, обеспечивающих надежную эксплуатацию оборудования в период между очередными средним или капитальным ремонтами.

При среднем ремонте производятся частичная разборка оборудования, замена изношенных деталей, проверка и чистка деталей и узлов, испытания и выявление работ, которые необходимо провести при очередном капитальном ремонте.

Капитальный ремонт включает полную разборку оборудования, осмотр всех деталей, заме­ну отдельных деталей и узлов, устранение всех дефектов, испытание и опробование. Его цель не только обеспечить работоспособность оборудования, но и полностью восстановить технико-экономические параметры агрегата. Затраты на капитальные и средние ремонты в электроэнергетике составляют 70% всех ремонтных затрат.

Капитальный ремонт отличается от текущего более большим межремонтным периодом между двумя капитальными ремонтами, чем между текущими ремонтами, большей длительностью ремонта, большим объёмом работ, меньшей частотой проведения, большей стоимостью.

Восстановительный ремонт осуществляется после стихийных бедствий и других экстраординарных ситуаций.

Наблюдение за состоянием оборудования, проведение ежедневных смазок и чисток, регулирование механизмов, устранение мелких неисправностей может осуществляться путем технического обслуживания.

Периодичность технического обслуживания – интервал времени или наработка между данным видом технического обслуживания и последующим таким же видом или другим большей сложности.

В зависимости от характера и объема проводимых работ предусматривается ежесменное техническое обслуживание и периодическое техническое обслуживание.

Главным методом технического обслуживания является осмотр, во время которого определяется техническое состояние наиболее ответственных деталей и узлов и уточняется объем предстоящего ремонта.

Время между двумя последовательно проведенными ремонтами называется межремонтным периодом . Межремонтный период – определяется из условий обеспечения надёжной работы оборудования без заметного снижения экономичности эксплуатации.

Чередование ремонтов в определенной последовательности и через определенные промежутки времени представляет собой структуру ремонтного цикла .

Период времени между двумя капитальными ремонтами составляет продолжительность ремонтного цикла .

3. Организация ремонта

Энергоремонтное производство требует высокой организа­ции производственного процесса, учитывающей координацию взаимодействия иногда десятков подрядных организаций, при­чем число одновременно занятых работников при ремонтах крупных энергоблоков, продолжающихся несколько месяцев, доходит до 500–600 человек. В процессе подго­товки к ремонту разрабатываются достаточно сложный проект организации и сетевой график проведения ремонтных работ. При этом учитывается, что годовой график ремонта энергети­ческого оборудования связан с балансами мощностей в энер­госистеме (составляется таким образом, чтобы обеспечить по­крытие годового графика месячных максимумов электрической нагрузки) и финансовыми возможностями. По этой причине ка­питальные ремонты проводятся, как правило, в весенне–летние месяцы – период спада нагрузки, а текущие ремонты – в выход­ные и праздничные дни.

При планировании ремонтов необходимо обеспечить максимум надежности и создать благоприятные условия для проведения ремонтов. Для соблюдения указанных условий рекомендуется:

На ТЭЦ приурачивать ромент к летнему времени, когда максимально снижается отопительная нагрузка;

Ремонт блочного оборудования производить одновременно с целью минимального снижения мощности, выводимой в ремонт;

ГЭС с зарегулированным водотоком ремонтируют оборудование в любое время года, за исключением паводка, чтобы использовать мощность ГЭС и экономить топливо на ТЭС;

Ремонт оборудования на каждой станции проводить равномерно в течение года, чтобы обеспечить равномерную загрузку ресурсов.

В то же время на практике часто складывается ситуация, ког­да утвержденный годовой график ремонта претерпевает серьез­ные изменения вследствие:

Финансовых проблем;

Невозможности обеспечить ремонт нескольких крупных агрегатов необходимым количеством персонала из-за продления планового ремонта или аварии на каком-то энергообъекте;

Выявления непредвиденных крупных дефектов при вскры­тии и дефектации оборудования (особенно характерно для устаревшего оборудования и крупных блоков, выработав­ших свой ресурс);

Аварий на каком-либо агрегате;

Задержки в поставке запчастей и материалов.

Более того, если энергокомпании крайне необходим энерго­агрегат для покрытия нагрузки или работы электростанции в экономичном режиме, ею зачастую пускают в работу, не устра­няя части дефектов – оставляя их на следующий ремонт. В итоге снижаются надежность и технико-экономические показатели работы оборудования.

Энергоремонт – весьма затратное производство, требующее дорогостоящих специальных инструментов и приспособлений, развитого станочного парка, а на АЭС – средств для дистанци­онного выполнения работ. В целом затраты на энергоремонт в системах электро– и теплоснабжения весьма велики и были даже при масштабных вводах генерирующих мощностей в 70–90-х годах прошлого столетия сопоставимы с объемом капиталовло­жений в сооружение новых энергообъектов.

Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей. Производство текущего ремонта, в свою очередь, предотвращает необходимость планирования более частых капитальных ремонтов. Такая организация плановых ремонтов и операций технического обслуживания дает возможность постоянно поддерживать в безотказном состоянии при минимальных затратах и без дополнительных незапланированных простоев в ремонте.

Наряду с повышением надежности и безопасности энергоснабжения важнейшей задачей ремонтного обслуживания является улучшение или, в крайнем случае, стабилизация технико-экономических показателей оборудования. Как правило, это достигается путем останова оборудования и вскрытия его базовых элементов (топок и конвективных поверхностей нагрева, проточных частей и подшипников ).

Следует отметить, что проблемы надежности и экономичности работы оборудования ТЭС настолько взаимосвязаны, что их трудно отделить одну от другой.

По турбинному оборудованию в прежде всего контролируется технико-экономическое состояние проточной части, в том числе:

  • солевой занос лопаток и сопловых аппаратов, которые не могут быть устранены промывкой под нагрузкой или на холостом ходу (окись кремния, железа, кальция, магния и др.). Известны случаи, когда в результате заноса мощность турбины за 10… 15 дней снижалась на 25 %;
  • увеличение зазоров в проточной части приводит к снижению экономичности, например - увеличение радиального зазора в уплотнениях с 0,4 до 0,6 мм вызывает увеличение утечки пара на 50 %.

Следует отметить, что увеличение зазоров в проточной части, как правило, имеет место не в процессе нормальной эксплуатации, а при пусковых операциях, при работе с повышенной вибрацией, прогибах ротора, неудовлетворительных температурных расширениях корпусов цилиндров.

В ходе ремонтов важную роль играют опрессовки и устранение мест присосов воздуха, а также применение различных прогрессивных конструкций уплотнений во вращающихся воздухоподогревателях. Ремонтный персонал должен следить совместно с эксплуатационным персоналом за присосами воздуха и, по возможности, обеспечивать их устранение не только в ходе ремонтов, но и на работающем оборудовании. Так, снижение (ухудшение) вакуума на 1 % для энергоблока 500 МВт приводит к перерасходу топлива примерно на 2 т у. т./ч, что составляет 14 тыс. т у. т./год, или в ценах 2001 г. 10 млн. руб.


Показатели экономичности турбины, котла и вспомогательного оборудования обычно определяются путем проведения экспресс-испытаний. Целью этих испытаний являются не только оценка качества ремонтов, но и регулярный контроль работы оборудования в течение межремонтного периода эксплуатации. Анализ результатов испытаний позволяет обоснованно судить о том, следует ли остановить агрегат (или, если это возможно, отключить отдельные элементы установки). При принятии решений сопоставляются возможные затраты на останов и последующий пуск, на проведение восстановительных работ, возможный недоотпуск электро- и теплоэнергии с потерями, обусловленными эксплуатацией оборудования с пониженной экономичностью. Экспресс-испытания определяют также время, в течение которого допускается работа оборудования с пониженной экономичностью.

В целом техническое обслуживание и ремонт оборудования предусматривают выполнение комплекса работ, направленных на обеспечение исправного состояния оборудования, надежной и экономичной его эксплуатации, проводимых с определенной периодичностью и последовательностью.

Также во время проведения ремонтных работ, да и в процессе эксплуатации оборудования, персонал электростанции производит .

Ремонтный цикл.

Ремонтный цикл — наименьшие повторяющиеся интервалы времени или наработки изделия, в течение которых в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической документации выполняются все установленные виды ремонта (наработка энергетического оборудования, выраженная в годах календарного времени между двумя плановыми капитальными ремонтами, а для вновь вводимого оборудования - наработка от ввода до первого планового капитального ремонта).

Структура ремонтного цикла.

Структура ремонтного цикла определяет последовательность различных видов ремонта и работ по техническому обслуживанию оборудования в пределах одного ремонтного цикла.

Все ремонты оборудования подразделяются (классифицируются) на несколько видов в зависимости от степени подготовленности, объема выполняемых работ и метода выполнения ремонта.

Неплановый ремонт.

Неплановый ремонт - ремонт, проведение которого осуществляется без предварительного назначения. Неплановые ремонты выполняются при возникновении дефектов оборудования, приводящих к его отказам.

Плановый ремонт.

Плановый ремонт - ремонт, проведение которого осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации (НТД). Плановый ремонт оборудования основан на изучении и анализе ресурса деталей и узлов с установлением технически и экономически обоснованных норм.

Виды ремонта по объему.

Капитальный ремонт - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и восстановления полного или близкого к полному ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Текущий ремонт - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности оборудования, и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей.

Средний ремонт - ремонт, выполняемый в объеме, установленном в НТД, для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса оборудования с заменой или восстановлением отдельных составных частей и контролем их технического состояния.

В кодексе больше нет льготы по движимому имуществу. Все компании теперь плалят налог на движимое имущество с 2018 года. Облагать имущество будут по ставке в 1,1%. Сам налог не является нововведением, однако до поправок он платился в льготном режиме. Эта льгота отменена с 2018 года.

Налог на движимое имущество юридических лиц в 2018 году: в каких регионах нужно платить налог

Теперь льготу на освобождение от налога будут рассматривать региональные власти. Если субъект РФ принял закон без поправок, тогда с 2018 года облагаться будет всё движимое имущество в компании. Предельно допустимая налоговая ставка равна 1,1%. Не выше этого уровня, остальное на усмотрение региона.

Кто платит налог?

Налог платят все юридические лица, находящиеся на ОСНО. Организации на УСН и ЕНВД как не платили, так и не будут его платить. Такое разделение обосновано тем, что последние и так платят налог с недвижимого имущества по кадастровой стоимости. Так что, налогом на движимое имущество их решили не обременять.

Налог на движимое имущество с 2018 года в Москве

Налог на движимое имущество с 2018 года в Москве будет действовать с поправками, то есть льготы останутся в прежнем режиме. Это же касается и Нижегородской области. В сентябре 2017 года обе области приняли закон о применении льгот на территории субъекта РФ.

Срок оплаты платежей

Сроки уплаты авансовых платежей и налога на движимое имущество устанавливают региональные власти. Соответственно, в разных регионах такие сроки могут различаться.

Таблица 1. Регионы, в которых установили освобождение от налога*

Регион Компании Имущество Основание
Вологодская область Которые инвестируют в основные средства при соблюдении требований областного закона о налоге на имущество Закон Вологодской области от 28.12.17 № 4269-ОЗ
Ивановская область Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Ивановской области от 11.12.2017 № 94-ОЗ
Калининградская область Которые ведут деятельность, перечисленную в пункте 10 статьи 4 Закона Калининградской области от 27.11.2003 № 336 Принято на учет в 2013 году и позже Закон Калининградской области от 28.11.2017 № 118
Липецкая область Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Липецкой области от 14.09.2017 № 106-ОЗ
Московская область Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Московской области от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ
Нижегородская область Которые занимаются:
- обрабатывающим производством;
- научными исследованиями и разработками;
- автомобильными перевозками льготников по регулярным маршрутам
Закон Нижегородской области от 08.11.2017 № 152-3
Учреждение, созданное Нижегородской областью или ее муниципальными образованиями, финансируемое за счет средств областного, местного бюджета или территориального фонда ОМС Принято на учет в 2016 году и позже и не сдано в аренду
Республика Бурятия Все Железнодорожный подвижной состав, дата производства - 2013 год и позже
Санкт-Петербург Все Принято на учет в 2013 году и позже, с даты выпуска прошло не более 3 лет
Саратовская область Все Отнесено к категории инновационного высокоэффективного оборудования (п. 9 ст. 2 Закона Саратовской области от 24.11.2003 № 73-ЗСО)
Свердловская область Которые перечислены в пп. 3 и абз. 3 пп. 4 ст. 1 закона Принято на учет с 1 января 2013 года, за исключением объектов, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации и в результате передачи имущества Закон Свердловской области от 07.12.17 № 124-ОЗ
Смоленская область Резидент или инвестор Приобретено в Смоленской области при выполнении инвестиционных проектов или контрактов. Исключение - некоторые виды транспортных средств Законы Смоленской области от 15.11. 2017 № 137-зи от 06.10.2017 № 95-з
Челябинская область Которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, лизинговыми компаниями. Принято на учет в 2013 году и позже Закон Челябинской области от 27.12.17 № 649-ЗО
Чеченская Республика Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Чеченской Республики от 27.11.2017 № 45-рз
Чукотский автономный округ Органы местного самоуправления и ряд организаций госсектора Принято на учет в 2013 году и позже Закон Чукотского автономного округа от 19.12.17 № 103-ОЗ
Ярославская область Все Принято на учет в 2016 году и позже

Таблица 2. Регионы, в которых установили пониженные ставки

Регион Ставка, % Компании Имущество Основание
Астраханская область 0,5 Те, кто добывает углеводороды в российском секторе Каспийского моря Принято на учет в 2013 году и позже
Еврейская автономная область 0,5 Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Еврейской автономной области от 30.11.2017 № 194-ОЗ
Камчатский край 0,6 Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Камчатского края от 02.10.2017 № 147
Пензенская область 0,55 Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Пензенской области от 20.12.17 № 3127-ЗПО
Рязанская область 0,6 Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Рязанской области от 27.11.2017 № 87-ОЗ
Тульская область 0,55 Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Тульской области от 30.11.2017 № 82-ЗТО
Тюменская область 0,55 Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Тюменской области от 24.10.2017 № 74

Таблица 3. Кто должен платить налог на имущество по ставке 1,1 процента

Регион Компании Имущество Основание
Астраханская область Все, кроме тех, кто добывает углеводороды в российском секторе Каспийского моря Принято на учет в 2013 году и позже Закон Астраханской области от 31.10.2017 № 60/2017-ОЗ
Владимирская область Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон владимирской области от 27.12.17 № 135-ОЗ
Волгоградская область Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Волгоградской области от 29.11.2017 № 116-ОД
Курская область Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Курской области от 24.11.2017 № 78-ЗКО
Республика Бурятия Все Принято на учет в 2013 году и позже, кроме железнодорожного подвижного состава Закон Республики Бурятия от 10.10.2017 № 2568-V
Санкт-Петербург Все Активы, принятые на учет с 2013 года, за исключением тех, что выпущены менее 3 лет назад Закон Санкт-Петербурга от 29.11.2017 № 785-129
Саратовская область Все Все движимое имущество, принятое на учет с 2013 года, кроме инновационного высокоэффективного оборудования Закон Саратовской области от 28.11.2017 № 112-ЗСО
Свердловская область Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Свердловской области от 07.12.2017 № 124-ОЗ
Республика Татарстан Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон республики Татарстан от 22.12.17 № 97-ЗРТ
Ханты-Мансийский автономный округ Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 20.12.17 № 92-оз
Ярославская область Все Принято на учет в 2013-2015 годах Закон Ярославской области от 31.10.2017 № 44-з

Налог на движимое имущество до 2018 года

В Налоговый кодекс РФ были внесены поправки, которые разделили движимое имущество на две категории – облагаемое и необлагаемое. Так, до 2018 года имущество, входящее в первую и вторую амортизационные группы Классификатора основных средств, не облагалось налогом. Эти основные средства не попадали под налогооблагаемую базу.

Облагаться налогом продолжило движимое имущество, приобретенное раннее 2013 года. То основное средство, которое было поставлено на учет позднее, попадало под льготу и освобождалось от налога.

Важно: если юридическое лицо приобретает основное средство после решения о ликвидации/реорганизации фирмы, или происходит передача движимого имущества взаимозависимыми лицами – это не освобождает от уплаты налога.

Такие правила действовали до конца 2017 года. Налог на движимое имущество с 01.01.2018 будет платиться по-новому. Перед тем как перейти к теме изменений в законе, следует определить само понятие «движимое имущество».

Что такое движимое имущество

Определение движимого и недвижимого имущества даны в статье 130 ГК РФ. К недвижимости относят:

  • земельные участки, участки недр;
  • здания, сооружения;
  • объекты незавершенного строительства;
  • воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;
  • космические объекты.

Закон не исключает возможности поправки. Так что недвижимостью может считаться и иное имущество, признанное государством таковым.

Насчет движимого имущества. К нему относят следующее:

  • деньги и ценные бумаги;
  • а также все то, что возможно перенести на другое место без ущерба его назначения.

Подробную информацию насчет списка движимого и недвижимого имущества, вы можете найти в статье 374 НК РФ, а также ст.130 ГК РФ.

Надо отметить также, что земельные участки не признаются объектом налогообложения налогом на имущество.

Налог на движимое имущество с 2019 года для юрлиц претерпел кардинальные изменения. Рассмотрим, каковы окончательные итоги вопроса об обложении налогом имущества, являющегося движимым.

История перемен в налоге на движимое имущество

В отношении налога на движимое имущество организаций перемены в последние годы происходили неоднократно:

  • С 2013 года этот вид имущества (при условии что оно приобретено после 2012 года) попал в состав не признаваемого для целей обложения налогом (п. 3 ст. 1, ст. 2 закона «О внесении изменений…» от 29.11.2012 № 202-ФЗ).
  • С 2015 года оно из не признаваемого налогооблагаемым перешло в состав льготируемого с выделением в нем ряда исключений, не допускающих возможности использования льготы (пп. 55, 57 ст. 1, п. 5 ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 24.11.2014 № 366-ФЗ).
  • С 2017 года из круга ситуаций, исключающих возможность применения льготы, были сделаны исключения, позволившие в определенных случаях льготу использовать (подп. «б» п. 4 ст. 2, п. 1 ст. 4 закона «О внесении изменений…» от 28.12.2016 № 475-ФЗ). И в этом же году в НК РФ появилась новая ст. 381.1, установившая условие для «активирования» рассматриваемой льготы, начало применения которого привязано к наступлению 2018 года (п. 58 ст. 2, п. 5 ст. 13 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ).
  • С 2018 года ст. 381.1 НК РФ получила текст в новой редакции с делением его на пункты и указанием во 2-м (новом) пункте иных вариантов льготирования рассматриваемого имущества (п. 70 ст. 2, п. 4 ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Одновременно для движимых объектов, не попадающих под льготы по этой статье, возникла своя предельная ставка для 2018 года, отраженная в дополнительно введенном в ст. 380 НК РФ п. 3.3 (п. 69 ст. 2, п. 4 ст. 9 закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ).
  • С 2019 года вступили поправки в ст. 374 НК РФ, согласно которым движимость больше не является объектом обложения налогом на имущество юрлиц.

Нововведения по налогообложению движимого имущества с 2019 года

С января 2019 года вступил в силу пп.а п.19 ст.2 закона "О внесении изменений..." от 03.08.2018 №302-ФЗ, согласно которому из п.1 ст. 374 НК РФ, где приведено определение объекта налогообложения, исключено слово "движимое". То есть с 1 квартала 2019 года налогом облагается только недвижимое имущество.

Как налоговики ищут основания для переквалификации движимого имущества в недвижимое читайте .

Таким образом движимое имущество с 01.01.2019 года следует исключить из налогооблагаемой базы вне зависимости от даты их приобретения, способа или источника поступления движимых активов. В декларации (расчете) по налогу на имущество движимое имущество показывать не нужно даже в справочных целях.

Внимание! В отчетности за 2018 год движимость льготируется и не подлежит налогообложению, но в отчетности ее стоимость обязательно указывается в гр.4 разд. 2 при расчете среднегодовой стоимости.

Рассмотрим какое движимое имущество льготируется и отображается в декларации за 2018 год более детально.

Суть льготы в части налога на движимое имущество с 2018 года

Итак, к чему же сводится суть льготы по налогу на движимое имущество с 2018 года?

Сущность льготы изложена в тексте п. 25 ст. 381 НК РФ. Она позволяет освободить от налога имущество, относящееся к движимому, если оно приобретено плательщиком после 2012 года, кроме полученного:

  • при реорганизации или ликвидации юрлица;
  • операции, осуществленной между лицами, считающимися взаимно зависимыми по п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

Приведенные исключения не касаются подвижного состава железных дорог, созданного позже 2012 года. Дату создания следует брать из техпаспорта.

Однако возможность использовать такое освобождение ограничена рядом условий (ст. 381.1 НК РФ), соблюдение которых может привести:

  • к полной отмене налога для движимых объектов (исключая те, которые не могут освобождаться);
  • введению права на применение освобождения для определенного круга плательщиков налога или для конкретных видов имущества;
  • введению льготных ставок для некоторых видов имущества.

Применяемая налоговая ставка для рассматриваемого имущества, если оно не попало под льготу в результате выполнения оговариваемых условий, в 2018 году не может оказаться выше 1,1%.

Условия, дающие возможность применить льготу

Основное условие для возникновения льготы сводится к тому, что решение о ее введении в регионе должно быть принято на законодательном уровне субъекта России (п. 1 ст. 381.1 НК РФ). При отсутствии такого решения рассматриваемая льгота с 2018 года в соответствующем регионе применению не подлежит.

Полностью освободить от налога по этой льготе можно как все движимые объекты, приобретенные позже 2012 года (кроме не подлежащих льготированию), так и конкретные их виды (или выделяемые по иным признакам, например, речь может идти о конкретных годах поступления). Кроме того, регион может установить определенный круг лиц, для которых льгота окажется действующей.

Допустимой является льгота в виде пониженных ставок для объектов (п. 2 ст. 381.1 НК РФ):

Так, например, в Нижегородской области установлена нулевая ставка для предприятий, которые занимаются обрабатывающим производством, научными исследованиями и разработками, автомобильными перевозками льготных категорий граждан по регулярным муниципальным и межмуниципальным маршрутам на территории Нижегородской области. Льгота предоставляется при условии отсутствия недоимки по платежам в бюджет субъекта.

Однако в любом случае применяемые ставки в 2018 году не будут выше значения 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ). Если в нормативном акте региона величина ставки не приведена, то будет использоваться указанная в кодексе (п. 4 ст. 380 НК РФ), т. е. 1,1%. Например, в Ростовской области льготная ставка не установлена и движимое имущество облагается по ставке, установленной п.3.3 ст.380 НК РФ 1,1%.

Итоги

Движимость с января 2019 года исключена из объектов налогообложения. То есть налог рассчитывается только в отношении недвижимого имущества. В отчетности за 2018 год движимые активы, в большинстве случаев, льготируются. Возможность применить льготу, позволяющую не облагать налогом движимые объекты, приобретенные после 2012 года, с 2018 года поставлена в зависимость от того, введена ли такая льгота в регионе. Если решения о вводе нет, льготу применить нельзя. Льгота может вводиться не для всех движимых объектов и не для всех налогоплательщиков. По имуществу, отвечающему определенным признакам, возможно установление пониженных (в сравнении с указываемой в НК РФ) ставок. Для 2018 года предельно возможная ставка равна 1,1%.

С 2018 года юридические лица вновь обязаны платить налог на движимое имущество. Соответствующие изменения в законодательство внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Расскажем о "новом" налоге, ставках и льготах для организаций, а также о том, когда платить налог и как отчитываться в налоговую.

До 2018 года юридические лица были освобождены от уплаты налога на движимое имущество по объектам, введенным в эксплуатацию после 1 января 2013 года. Однако с 1 января 2018 года вступил в силу новый Федеральный закон от 27.11.17 № 335-ФЗ, согласно которому с этого года отменена федеральная льгота по налогу для движимых объектов, принадлежащих организациям. Подробнее о налоге на движимое имущество организаций с 2018 года читайте далее.

Налог на движимое имущество в 2018 году для юридических лиц: изменения

С 1 января 2018 года, согласно новой редакции статей 380 и 381.1 НК РФ, льгота по налогу на движимое имущество организаций больше не применяется. То есть фактически это означает возвращение в России налога на движимое имущество.

Кто платит налог . Налог обязаны платить все организации - владельцы движимого имущества, которые применяют общую систему налогообложения. При этом власти каждого региона России наделены правом самостоятельно определять, предоставлять юридическим лицам льготу по налогу на движимое имущество или нет, то есть могут освободить организации от уплаты налога на имущество. Кодекс по этому поводу теперь прямо указывает:

Законом субъекта РФ в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения.

Одновременно статья 381.1 НК РФ зафиксировала право регионов вводить налоговые льготы для движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также для инновационного выскокоэффективного оборудования. Параметры и условия льгот не определены.

Не платят налог на движимое имущество представители малого бизнеса, работающие на упрощенной системе налогообложения (УСН) и системе в виде единого налога на вмененный доход ЕНВД. Упрощенцы освобождены от уплаты налога со всего движимого имущества (п. 2-3 ст. 346.11 НК РФ). Упрощенцы платят налог только налог на имущество с объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость. Обязанность платить налог на имущество на УСН, была установлена Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ. Объектом налогообложения для УСН является все недвижимое имущество, имеющее кадастровую стоимость на начало налогового периода. К такому имуществу относятся торговые и деловые центры, помещения в них.

Какое движимое имущество облагается налогом . Из статьи 374 НК РФ следует, что объект обложения налогом на имущество определяется по статье 130 ГК РФ. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество. Если недвижимое имущество - это все имущество, которое связано с земельным участком, то движимое - это то, что не относится к недвижимости (производственное оборудование, транспорт, ценные бумаги, долевые части в бизнесе, линии связи и т.д.).

Ставка и льготы по налогу на движимое имущество в 2018 году

В 2018 году максимальная ставка по налогу на движимое имущество не должна превышать 1,1% . (п. 3.3 ст. 380 НК РФ). С 2019 года максимальное значение, которое может быть установлено местным законом, - 2,2%, что вдвое больше.

Власти субъекта могут полностью освободить имущество от налога либо утвердить пониженные ставки в пределах до 1,1 % (п. 3.3 ст. 380 НК). Например, освобождение есть в Подмосковье (Закон Московской области от 03.10.17 № 159/2017-ОЗ). Пониженные ставки действуют в Тульской и Тюменской областях - 0,55 % (Закон Тульской области от 30.11.17 № 82-ЗТО, Закон Тюменской области от 24.10.17 № 74).

Оставалось неясным, как платить налог, если власти региона вообще не приняли закон со ставкой по налогу на движимое имущество. ФНС в письме от 20.12.17 № БС-19-21/327 разъяснила, что если это так, то в 2018 году налог за движимое имущество надо платить по ставке 1,1 % (п. 4 ст. 380 НК). Это касается случаев, когда власти региона не продлили льготу и других ставок не утвердили.

Ставку 1,1 % применяйте как к новым основным средствам, которые вы примете на учет в 2018 году, так и к старым, которые учитываете на балансе с 2013 года.

Власти региона вправе принять закон о льготе позднее и установить ее задним числом, с 1 января. Если закон улучшает положение налогоплательщиков, то может иметь обратную силу. Значит, компании вправе будут вернуть ранее уплаченный налог. Поэтому отслеживайте информацию в официальных источниках. Возможно, власти региона уже приняли закон.

Какие решения приняты в регионах, смотрите в таблице ниже. Например, в Липецкой области льготу по налогу сохранили полностью, а в Тульской области ставку снизили в два раза.

Если вы не нашли свой регион, то вопрос о льготе пока не решен, поэтому надо платить налог по "льготному" имуществу за 2018 год по ставке 1,1%. Еще возможны изменения. Мы сообщим о них - следите за обновлением.

Субъект РФ Льгота Закон
Астраханская область

На 2018 год установлена пониженная ставка 0,5% для организаций, которые работают в сфере добычи нефти и газа на месторождениях в российской части дна Каспийского моря.

от 31.10.17 № 60/2017-ОЗ
Владимирская область Сохранена льгота на 2018 год, ставка на 2019 год - 1,1% от 27.12.17 № 135-ОЗ
Волгоградская область Ставка на 2018 год - 1,1%. от 29.11.17 № 116-ОД
Вологодская область

Налог не платят организации-инвесторы в основные средства при соблюдении требований областного закона о налоге на имущество.

Для остальных ставка на 2018 год - 1,1%

от 28.12.17 № 4269-ОЗ
Еврейская автономная область

Ставка на 2018 год - 0,5%.

Пониженные ставки предусмотрены для организаций здравоохранения и резидентов ТОР.

от 30.11.17 № 194-ОЗ, от 20.12.17 № 196-ОЗ
Ивановская область Сохранена льгота на 2018 год. от 11.12.17 № 94-ОЗ
Калининградская область

Налог за 2018 год не платят организации, которые получают более 70% выручки от видов деятельности, перечисленных в региональном законе (строительство, торговля, гостиничный бизнес и др.).

Для остальных ставка на 2018 год - 1,1%.

от 28.11.17 № 118
Камчатский край

Ставка для всех организаций:

На 2018 год - 0,6%;

На 2019 год - 1,1%;

На 2020 год - 1,7%.

от 02.10.17 № 147
Курская область Ставка для всех организаций - 1,1%. от 24.11.17 № 78-ЗКО
Ленинградская область от 29.12.2017 № 92-оз
Липецкая область Льгота сохранена на 2018 год. от 14.09.17 № 106-ОЗ
Москва Льгота сохранена на 2018 год. Проект закона г. Москвы "О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций"
Московская область Ставка на 2018-2020 годы - 0%. от 03.10.17 № 159/2017-ОЗ
Нижегородская область

Льгота действовует в 2018-2020 годах, если:

Компания ведет деятельность, указанную в разделе C и в классе 72 ОКВЭД 2, или занимается перевозкой льготников, учащихся и студентов по регулярным маршрутам на территории области;

Имущество принято на учет не раньше 2016 года.

Ставки для остального "льготного" имущества регион пока не установил, а значит платить налог надо по ставке 1,1%.

от 08.11.17 № 152-З
Пензенская область Льготы нет, установлена пониженная ставка - 0,55%. от 20.12.17 № 3127-ЗПО
Республика Бурятия

Льгота распространяется на железнодорожный подвижной состав и контейнеры, принятые на учет не ранее 2013 года. Льготой могут воспользоваться компании, которые осуществляют деятельность из подклассов 49.1, 49.2 ОКВЭД 2.

Ставки для остального "льготного" имущества регион пока не установил, а значит, компании будут платить налог по ставке 1,1%.

от 10.10.17 № 2568-V, от 01.12.17 № 2748-V
Республика Татарстан Ставка для всех компаний на 2018 год - 1,1%. от 22.12.17 № 97-ЗРТ
Рязанская область

Налог не платят организации, получающие:

Не менее 70% доходов от деятельности в области научных исследований и разработок, здравоохранения и социальных услуг;
- господдержку в отношении движимого имущества, которое определено в инвестиционном соглашении, заключенном согласно региональному закону.

Период освобождения от уплаты налога - 3 года, начиная со следующего месяца после постановки имущества на учет.

Ставка для остальных компаний:

На 2018 год - 0,6%;

На 2019 год - 1,1%;

На 2020 год - 1,7%.

от 27.11.17 № 86-ОЗ, № 87-ОЗ
Санкт-Петербург

Льготу сохранили для движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет.

С остального "льготного" имущества нужно будет заплатить налог по ставке 1,1%.

от 29.11.17 № 785-129
Саратовская область

Налог за 2018-2020 годы не нужно платить (ставка 0%) только в отношении инновационного высокоэффективного оборудования, указанного в областном законе.

Для другого "льготного" движимого имущества ставка на 2018 год - 1,1%.

от 28.11.17 № 112-ЗСО
Свердловская область

Льгота в 2018 году действует только для организаций, которые перечислены в пп. 3 и абз. 3 пп. 4 ст. 1 закона.

Остальные организации за 2018 год платят налог по ставке 1,1%.

от 07.12.17 № 124-ОЗ
Смоленская область Льгот нет, ставка на 2018 год - 1,1%. от 15.11.17 № 144-з
Тульская область Регион установил на 2018 год пониженную ставку 0,55%. от 30.11.17 № 82-ЗТО
Тюменская область Ставка на 2018 год - 0,55%, на 2019 год - 1,1%, на 2020 год - 1,65%. от 24.10.17 № 74
Ханты-Мансийский автономный округ Ставка на 2018-2020 годы - 1,1%. от 20.12.17 № 92-оз
Челябинская область

Льгота при соблюдении ряда условий сохраняется для субъектов малого и среднего предпринимательства и лизинговых компаний.

Уменьшить сумму налога с бывшего "льготного" имущества в определенных случаях вправе организации, которые провели мероприятия по снижению НВОС.

Пониженная ставка предусмотрена для организаций, которые занимаются междугородними и международными ж/д перевозками.

Ставка для остальных компаний на 2018 год - 1,1%.

от 27.12.17 № 649-ЗО
Чеченская Республика Льгота сохранена. от 27.11.17 № 45-РЗ
Чукотский автономный округ

Налог не платят (ставка 0%) только органы местного самоуправления и ряд организаций госсектора.

Для остальных ставка на 2018 год - 1,1%.

от 19.12.17 № 103-ОЗ
Ярославская область

Льгота сохранена в отношении имущества, принятого на учет после 2015 года. Налог можно не платить в течение 4 лет, начиная с года постановки имущества на учет.

С бывшего "льготного" имущества, принятого на учет в 2013-2015 годах, нужно платить налог по ставке 1,1%.

от 31.10.17 № 44-з


Статьи по теме: