О правомерности взыскания утраты товарной стоимости. О чём умалчивают страховщики и как добиться от них выплаты по УТС

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС). Как рассчитать УТС. Как получить возмещение по УТС от страховой компании

Что такое утрата товарной стоимости автомобиля

Утрата товарной стоимости (УТС) - эта величина обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению определенных видов повреждений транспортного средства сопровождается объективно необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить техническое состояние транспортного средства (и, соответственно, его стоимость), которое было до дорожно-транспортного происшествия, объективно невозможно.

Вследствие этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.

Иными словами, отремонтированный автомобиль, побывавший в ДТП, никто не купит по той цене, по какой можно купить аналогичный автомобиль, не бывавший в ДТП. Проще говоря, компенсация утрата товарной стоимости - это компенсация того факта, что автомобиль был в ДТП.

Утрата товарной стоимости может рассчитываться в случае, когда на момент ДТП величина эксплуатационного износа автомобиля не превышает 35 %, либо срок эксплуатации не превышает 5 лет. Срок начала эксплуатации отсчитывается не с момента реального начала эксплуатации, а с момента выпуска автомобиля. Дата выпуска указана в документах на автомобиль.

Утрата товарной стоимости рассчитывается оценщиком по определенной методике. Для этого нужно обладать определенными знаниями и навыками.

Если очень сильно захотеть, то можно самостоятельно рассчитать утрату товарной стоимости. Для этого нужно по приведенным ниже ссылкам скачать методики расчета УТС. Однако, эти расчеты могут иметь для Вас лишь справочное значение, так как суд примет лишь расчет, произведенный именно оценщиком.

Подробные методики расчета УТС можно скачать в формате Word (rtf) можно по этим ссылкам:

Обращаю Ваше внимание на то, что повреждение съёмных деталей, которые были в результате ремонта полностью заменены, никак не влияют на утрату товарной стоимости. Утрата товарной стоимости для страхового возмещения по ОСАГО и по КАСКО рассчитывается одинаково.

Как получить возмещение по УТС от страховой компании или от причинителя вреда

Каждый собственник автомобиля вправе получить компенсацию утраты товарной стоимости, однако, страховые компании отказываются проводить экспертизы транспортных средств по определению утраты товарной стоимости, независимо от того, обратились ли вы в страховую компанию по ОСАГО или по КАСКО. Приходится взыскивать компенсацию утраты товарной стоимости через суд. Да и стоимость восстановительного ремонта страховые компании значительно занижают.

Автомобилисты, особенно владельцы дорогих машин, зачастую сталкиваются с проблемами получения выплаты от страховой компании, связанной с утратой товарной стоимости автомобиля. В 2016 году вопросы получения возмещения легко решаются путем подачи претензии в суд. Что нужно знать, для того, чтобы с наименьшими потерями выйти из баталии со страховщиком и получить выплату?

Для начала определимся с понятием «утрата товарной стоимости». УТС – это потеря в цене автомобиля, связанная с его ремонтом после ДТП. Автомобиль, никогда не бывавший в аварии будет стоить дороже, чем аналогичный, но битый и восстановленный. Это связано с тем, что вследствие замены отдельных частей или узлов автомобиля ухудшаются его эксплуатационные качества, повреждается лакокрасочное покрытие, восстановленные детали также частично утрачивают прочность. Одним словом, это реальное снижение товарной (потребительской) стоимости авто.

Даже сегодня, в 2016 году, несмотря на обширную судебную практику рассмотрения таких дел в пользу автовладельца, страховщики склонны трактовать УТС по ОСАГО, также как и УТС по КАСКО, как упущенную выгоду, не относя ее к реальному ущербу. А Закон об ОСАГО обязывает страховые компании возмещать только реальный ущерб. Именно поэтому так трудно спорить со страховой компанией. Трудно, но небезнадежно.

Ваши действия в страховой компании

Не следует обращаться в страховую компанию с заявлением на выплату, если:

  • ваш автомобиль иностранного производства старше 5 лет;
  • ваш отечественный автомобиль старше 4;
  • износ транспортного средства выше 35%;
  • вы являетесь виновником ДТП;
  • вы уже получили возмещение по ОСАГО на всю сумму, предусмотренную законом.

Это касается УТС по ОСАГО. УТС по КАСКО выплачивается в любом случае при повреждении автомобиля, независимо от того, виноваты вы в аварии или нет. Кроме этого пункта, система является единой для обоих видов страхования. Во всех остальных случаях имеете полное право подавать заявление на выплату возмещения утраты товарной стоимости вашего авто. Но, скорее всего, вам откажут, любезно предложив обращаться в суд. Ну, в суд, так в суд. Делаем следующее:

  1. Пишем заявление на выплату возмещения в страховую компанию. Обязательно в двух экземплярах (один, заверенный принимающим сотрудником, оставляем себе).
  2. Ждем письменного мотивированного отказа страховщика.
  3. Обращаемся к независимому оценщику, предоставляем на осмотр машину либо, если машина уже отремонтирована, все документы (сметы, калькуляции), касающиеся ремонта, чтобы рассчитать сумму УТС.
  4. С помощью автоюриста или самостоятельно составляем претензию и подаем заявление в суд вместе со всеми документами.

Как правило, это выигрышные дела, потому что суд, имея в виду решение Верховного суда об отнесении УТС к реальному ущербу, принимает сторону автовладельца и обязывает компанию выплатить не только УТС, но судебные издержки.

Как производится расчет УТС ОСАГО. В каких случаях она возмещается?

Чем дороже автомобиль и чем он моложе, тем выше будет сумма возмещения утраченной товарной стоимости. Существует несколько методик, по которым специалисты производят расчет. Одна из основных методик разработана Минюстом РФ. Она считается единой для экспертов, занимающихся расчетом УТС в 2016 году, и именно ей руководствуются судебные эксперты. УТС подлежит возмещению, если:

  • замена деталей;
  • имеется нарушение защитных покрытий;
  • ремонт перекоса кузова;
  • замена частей кузова;
  • полная разборка салона, что ухудшает качество заводской сборки;
  • замена узлов автомобиля.
Замененные детали не должны иметь повреждений, полученных ранее по любой причине, на них УТС не рассчитывается.

Утрата товарной стоимости не рассчитывается и не выплачивается, если повреждения не связаны со страховым случаем, либо совсем незначительны.

Выплата утраты товарной стоимости по КАСКО

Не лучше обстоят дела и по КАСКО. И сегодня, в 2016 году, ни у одной страховой компании этот риск не включен ни в правила, ни в условия страхования. По той же причине, что и в ОСАГО, хотя, на самом деле, является частью материального ущерба. При обращении в страховую компанию клиент получает отказ. Следует заметить, что выплату можно получить только один раз по одному виду страхования – либо по КАСКО, либо по ОСАГО. Если вы вычерпали страховую сумму по ОСАГО, произведя только ремонт автомобиля, и ее не хватило на возмещение УТС, можете обратиться с заявлением на возмещение утраты товарной стоимости по КАСКО. Расчет будет единым для КАСКО и ОСАГО.

В случае отказа страховщика, составляем претензию и далее ваши действия должны быть аналогичны тем, что мы описывали по ОСАГО. Взыскание этого вида ущерба по КАСКО в 2016 г. происходит также успешно. Суды склонны принимать сторону клиента, а не страховой компании.

Поэтому будьте настойчивы в своих совершенно справедливых требованиях, ведь речь может идти о десятках, а то и сотнях тысяч рублей.

Информация на сайте актуальна в 2018 году, чтобы узнать актуальную информацию на 2019 года заполните форму ниже ⇓⇓⇓.


ДТП - это всегда неприятно. И даже если страховая компания оплатила ремонт автомобиля и вроде бы ему вернули практически первоначальный вид, осадок все равно остается. Особенно нерадостно, когда приходит время продавать машину, и потенциальный покупатель, приезжая на первое знакомство с автомобилем, достает толщиномер и обнаруживает с его помощью некогда поврежденные и затем отремонтированные участки машины . Кто-то в таких случаях прерывает переговоры и тут же уезжает, кто-то торгуется, сбивает цену.

Часто страховые компании отказывают в возмещении утраты товарной стоимости автомобиля, ссылаясь на подпункт «б» пункта 2 ст. 6 Закона об ОСАГО и относят утрату товарной стоимости к упущенной выгоде. На самом же деле Пленум Верховного суда в своем Постановлении от 29.01.2015 № 2 разъяснил, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запчастей машины. Это значит, что страховая компания не имеет права отказывать своему клиенту в подобной выплате. Причем она должна производиться и в том случае, если потерпевший выбирает вместо материальной компенсации направление на ремонт.


Чтобы ваше право на дополнительную выплату не было нарушено, следует придерживаться следующего плана действий.

Для начала нужно определить, всем ли критериям, по которым осуществляется выплата, соответствует ваш случай. А именно:

  • УТС не рассчитывается, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 40% или истек гарантийный срок эксплуатации (согласно проекту ЦБ РФ о методике расчета);
  • легковое транспортное средство должно быть не старше 5 лет с момента его продажи;
  • владелец не должен быть виновником ДТП.

Если виновник ДТП не застрахован по договору ОСАГО или пострадавшее транспортное средство не застраховано по договору каско, возмещение утраты товарной стоимости необходимо предъявлять виновнику ДТП на общих основаниях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Далее следует провести независимую экспертную оценку утери товарной стоимости автомобиля в соответствующей специализированной организации. К счастью, сегодня множество компаний, которые оказывают услуги по оценке стоимости автомобилей, оценке повреждений и ущерба .


Когда калькуляция уже у вас на руках, направляйте претензию страховщику с призывом добровольно выплатить вам сумму, причитающуюся согласно результатам проведенной экспертизы. Согласно ст. 16.1. ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» это необходимо сделать в обязательном порядке, в противном случае в дальнейшем ваше исковое заявление не будет принято к рассмотрению.

Получили на свою претензию отказ или ее попросту проигнорировали? Что ж, тогда вам прямая дорога в суд . К отношениям, возникающим из договора страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей, в том числе в части альтернативной подсудности и освобождения от уплаты госпошлины. Так, потерпевший (истец) вправе по своему выбору обратиться с иском в судебный орган по месту нахождения ответчика, по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора страхования.


Вероятность вынесения положительного решения суда по таким категориям дел для страхователей практически стопроцентная. Также не стоит забывать о том, что в случае неисполнения требований в добровольном порядке страховая компания обязана будет уплатить в вашу пользу 50% штрафа от присужденной по суду сумме, а также возместить иные расходы, в том числе и на оплату услуг представителя.

Дмитрий Смаковский, старший юрисконсульт компании «Мой Семейный Юрист»

Утрата товарной стоимости (УТС) – удешевление транспортного средства после аварии и последующего восстановления. Понятие основано на том, что после аварии машина обладает худшими характеристиками, чем до повреждений.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2017 г.

Как следствие, уменьшается её рыночная стоимость. Сумма, на которую обесценилась машина – и есть УТС.

Следует понимать, что соответствующий ущерб наступает не во всех случаях. Его наличие в конкретной ситуации зависит от:

  • Официального «возраста» и эксплуатационного износа автомобиля.
  • Степени и вида повреждений и, как следствие, объёма восстановительного ремонта.

По состоянию на конец 2015 года расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции.

Согласно документу, ущерб такого рода может возникать у легковых автомобилей не старше пяти лет, износ которых не превышает 35%. Каждое повреждение, влекущее падение стоимости транспорта после восстановления, имеет свой коэффициент. Значения коэффициентов зависят от ремонтируемой детали и категории ремонта.

При крупных авариях размер УТС может превышать 10% цены машины. Споры о том, должен ли включаться этот ущерб в сумму страхового возмещения, продолжаются до сих пор. Страховщики в основном склонны считать, что товарная стоимость является атрибутом товара. А значит, она в лучшем случае относится к упущенной выгоде и автострахованием не покрывается. Однако судебные органы в целом придерживаются иной позиции.

УТС по КАСКО

Судебная практика в отношении УТС при страховании автотранспорта довольно противоречива. Компании долгое время отказывались возмещать данный ущерб в добровольном порядке, а суд чаще всего вставал на сторону клиента. Но встречались вердикты и в пользу страховщиков.

Бо́льшая определённость в этой сфере появилась после Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20.

Однако перспективы возмещения УТС по КАСКО зависят в том числе от того, какие это понятие регламентируется конкретными Правилами страхования. Ниже приведены возможные варианты упоминания УТС в правилах КАСКО:

Таблица 1. Понятие УТС в правилах КАСКО.

таблица скроллится вправо

Ситуация Перспективы
В Правилах КАСКО
не упоминается УТС
Политика страховщика слабо
предсказуема. Но поскольку
судебные органы считают УТС
реальным ущербом, при отказе в
добровольном возмещении УТС эти
расходы могут быть взысканы в
судебном порядке. Также возможна
оплата данного ущерба по
досудебной претензии.
В Правилах УТС относится
к исключениям
из страхового покрытия
Компания демонстрирует своё
нежелание оплачивать УТС. Однако на
практике такие возмещения могут
осуществляться на основании
соответствующего заявления во
избежание судебных издержек.
Впрочем, возможны и разбирательства в
суде. Главным аргументом страховщика
здесь будет «свобода договора» и
согласие страхователя с его условиями
при заключении.
Ограничение максимальной
суммы выплаты по УТС
минимальными значениями
(например, 0,1% от общей
стоимости ремонта)
В этом случае компания осознанно
идёт на хитрость. Формально она
не отказывается возмещать УТС,
но сумма возмещения оказывается
сугубо номинальной. В такой ситуации
требовать возмещения полной суммы
данного ущерба с большой
вероятностью придётся в судебном
порядке. Результат сложно
прогнозируем, поскольку речь здесь
идёт об оспаривании конкретного
лимита по договору.
Неиспользованная
возможность включения
УТС в покрытие по
договору
Если компания предлагает покрытие
УТС наряду с иными условиями полиса,
но клиент застраховался без
применения этой опции, выбрав более
дешёвый вариант, возместить
соответствующий ущерб непросто. В
данном примере речь идёт об
осознанном выборе страхователя, как и
в отношении любых других позиций
договора. Тем не менее, шансы на
компенсацию УТС через суд остаются.

Понятно, что если договор заключён на условиях возмещения УТС и данная опция чётко прописана, проблем у автолюбителей возникнуть не должно. Так или иначе, для получения соответствующей компенсации стоит понимать определённые нюансы:

  • Для расчёта УТС нужна информация о ремонтных воздействиях – необходимых или произведённых. Эти сведения обычно содержатся в заказ-наряде на ремонт и/или акте осмотра. Необходимо позаботится, чтобы какой-то из этих документов или его копия остался на руках. На основании него можно сделать собственную экспертизу по УТС, если страховщик отказал в возмещении этой части ущерба.
  • Не следует пренебрегать досудебными способами решения вопроса. Во многих случаях компании оплачивают УТС по претензии или соответствующему дополнительному заявлению с приложением оценки данного ущерба. Пытаясь избежать подобных выплат, страховщики в то же время опасаются судебных издержек.

Если же страховая организация не выполняет обоснованные требования о возмещении УТС, остаётся лишь обращаться в суд.

УТС по ОСАГО

В отношении «автогражданки» возмещение УТС регулируется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 2. Как и в случае с КАСКО, устанавливается обязательность возмещения этой части ущерба. При этом страхователь имеет на него право и в том случае, если урегулирование убытка происходит путём ремонта повреждённого авто.

В целом ситуация по ОСАГО во многом схожа с описанными выше позициями КАСКО.

При этом компания обязана предоставлять акт осмотра и/или отчёт эксперта по требованию выгодоприобретателя. Это упрощает получение необходимых данных для расчёта УТС.

В то же время, ни в «Законе об ОСАГО», ни в Правилах какого-либо указания в отношении этого вида ущерба не содержится. Поэтому жалобы в надзорные органы вряд ли в данном случае окажутся действенными. Намереваясь получить компенсацию УТС следует быть готовым к судебным разбирательствам.

Что нужно учитывать?

Как видим, в отношении утраты товарной стоимости по КАСКО и ОСАГО только суд оказывается на стороне страхователей. Какие последствия это имеет на практике? Можно отметить некоторые из них:

  • Получение возмещения УТС в некоторых случаях может занимать много времени (до нескольких месяцев при судебных тяжбах).
  • Страховщики КАСКО могут внести страхователя, обратившегося по УТС, в «чёрный список» (в том числе с рассылкой по другим компаниям). Такая мера предполагает заградительно высокие тарифы при дальнейшем страховании.
  • Тарифы по КАСКО неизбежно реагируют ростом на судебную практику взыскания УТС.

При этом чаще всего сумма такого ущерба невелика. Даже при расчёте независимым экспертом она может оказаться в диапазоне 0,1% – 1,0% от стоимости автомобиля.

Расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции.

В решении Верховного Суда указано, что УТС относится к реальному ущербу и подлежит возмещению вместе со стоимостью ремонта и заменяемых деталей.

Страховщики могут увиливать от выплаты УТС, но на основании претензий или через суд чаще всего компенсируют данный ущерб.

  • Первое. Стоимость восстановительного ремонта / размер материального ущерба.

Для начала, не лишним будет напомнить, чем отличается стоимость ремонта от размера ущерба :

СТОИМОСТЬ РЕМОНТА — относится к реальному ущербу, является рыночной стоимостью услуги по восстановлению утраченных технических характеристик АМТС до уровня, соответствующего нормативным требованиям или восстановление до уровня, предусмотренного договором с заказчиком.

В стоимость ремонта включают следующие расходы (затраты):

. расходы на запасные части, необходимые для ремонта;
. расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов).

УЩЕРБ МАТЕРИАЛЬНЫЙ — часть стоимости ремонта, включающая:
. расходы на материалы, необходимые для ремонта;
. стоимость деталей, заменяемых в процессе ремонта, с учетом их износа;
. расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов),

Т.е. разница состоит в том , что при расчете стоимости ремонта учитывается полная стоимость ремонта автомобиля, а при определении величины ущерба, в расчет принимается стоимость запчастей, за вычетом износа заменяемых деталей.
Иными словами ремонт — это те деньги, которые Вы реально заплатите за ремонт своего автомобиля. Ущерб — это часть ремонта, за вычетом износа запчастей.

Как правило, стоимость ремонта необходимо расчитать, если автомобиль застрахован по КАСКО. По ОСАГО выплачивают именно УЩЕРБ. Кстати, ошибочно, довольно распространенное мнение о том, что, при выплате страхового возмещения по ОСАГО, разницу между ремонтом и ущербом Вы сможете взыскать непосредственно с виновника ДТП или с собственника автомобиля виновника.

Почему вычитают износ при возмещении ущерба? Чтобы понять, поставьте себя, на мгновение, на место виновника ДТП… Представьте такую ситуацию — Вы повреждаете автомобиль, какого-нибудь 80-го года выпуска, на котором в крыльях и дверях имеются сквозные очаги коррозии. Оцените стоимость такого крыла. Разве его стоимость равноценна стоимости нового крыла?
В общем, если совсем грубо — то Вам возмещают стоимость запчастей б/у.

Но с другой стороны — я уже слышу Ваше возмущение: «А кто просил его повреждать мой автомобиль?» или «Я ехал — никого не трогал. Почему я должен получать с износом и доплачивать за ремонт своего автомобиля?»

В общем то Вы будете правы, но таковы каноны нашего законодательства.

Но не стоит расстраиваться. Это не значит, что Вам не хватит на ремонт автомобиля . Есть нюансы, которые позволяют, как увеличить стоимость ремонта (а соответственно и ущерба), так и уменьшить (чем и пользуются некоторые недобросовестные эксперты страховых компаний). Эксперты независимых оценочных компаний, если обладают достаточным опытом работы, как правило, знакомы с этими нюансами. Поэтому обращайте внимание на то, как давно работает та или иная независимая экспертная организация или конкретный эксперт.

Итак. По КАСКО возмещают стоимость ремонта. По ОСАГО, либо при предъявлении претензии виновнику ДТП — востребуется ущерб.

Внимание! При заказе у нас услуг по оценке — мы, в отчете указываем и стоимость ремонта и размер причиненного ущерба.

  • Второе. Сумма утраты товарной стоимости (УТС).

Что же это такое?

УТРАТА ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ (УТС)
— представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствии дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Другими словами — Утрата товарной стоимости обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению повреждений транспортного средства сопровождается изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) не представляется возможным. В результате выполнения ремонтных работ владельцу транспортного средству будут нанесены, так называемые, производные убытки в виде реального материального ущерба.

Ну, и совсем грубо — применение различных ремонтных воздействий к вашему автомобилю в процессе ремонта, приводит к тому, что при продаже своего ТС, Вы можете потерять некоторую часть суммы, в результате того что потенциальный покупатель усмотрел все-таки следы ремонта. Ведь как ни крути, но как бы хорошо не был выполнен ремонт, существуют методы определения наличия на автомобиле восстановленных и замененных деталей. Простой обыватель может этого и не заметить, но присутствие эксперта независимой экспертной организации при покупке Вашего автомобиля значительно уменьшает Ваши шансы выгодно продать автомобиль.

На расчет УТС не влияет в каком состоянии находится транспортное средство — в отремонтированном или в аварийном. Разница лишь в том, что при заказе расчета УТС автомобиля в отремонтированном состоянии Вам необходимо предоставить в экспертную компанию документы, подтверждающие фактические затраты на ремонт Вашего транспортного средства, либо предварительный заказ-наряд (что не очень хорошо), либо отчет независимой экспертной организации.

При заказе расчета стоимости УТС в аварийном состоянии, Вам придется заказать еще и расчет стоимости ремонта транспортного средства, т.к. эти данные являются основанием для расчета УТС.

Почему не желательно рассчитывать УТС по предварительному заказ-наряду автосервиса?
Это снижает Ваши шансы на получение УТС, т.к. предварительный заказ-наряд выдает организация, заинтересованная в стоимости ремонта Вашего автомобиля. Кроме того он не является подтверждением, произведенных Вами фактических расходов.

Часто задают вопрос: "Нужно ли заказывать расчет стоимости утраты товарной стоимости? Выплатят ли мне УТС?"
Ответ: При предъявлении претензии виновнику ДТП или при получении страхового возмещения в страховой компании — скорее всего, в выплате УТС Вам откажут. Но если Вы настроены решительно, при грамотном подходе в суде, существуют сто процентные шансы взыскать УТС с виновника или со страховой компании. Наши юристы имеют достаточный опыт взыскания утраты товарной стоимости по ОСАГО. Для полной уверенности можете ознакомиться с решением верховного суда РФ о взыскании УТС со СК.

УТС рассчитывается в случае , если при осмотре выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий, или установлено их выполнение:
— устранение перекоса кузова АМТС;
— замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
— ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
— полная или частичная окраска наружных поверхностей кузова АМТС и бамперов;
— полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

УТС не рассчитывается если :
— поврежденный в результате происшествия элемент ремонтировался (заменялся) ранее или требовал ремонта (замены) по причинам, не связанным с данным происшествием (имеются коррозионные повреждения (разрушения) или их следы, не устраненные повреждения или следы ремонта (замены) этого элемента после предыдущих происшествий);
— поврежденный в результате происшествия элемент окрашивался ранее или требовал окраски по причинам, не связанным с данным происшествием (имеются коррозионные повреждения (разрушения) или их следы, повреждения неаварийного характера (сколы, царапины и т.п.), не устраненные повреждения или следы ремонта (замены) этого элемента после предыдущих происшествий);
— АМТС ранее подвергалось полной или наружной окраске или требовало окраски по причинам, не связанным с данным происшествием.

  • Третье. Определение стоимости транспортного средства в до аварийном и в аварийном состоянии.

Необходимо, обычно, если восстановление Вашего транспортного средства экономически не целесообразно.

Что это значит? Рассмотрим два случая…

1) Вы связаны договорными отношениями со страховой компанией. Имеется ввиду КАСКО.

Согласно правилам страхования восстановление автомобиля считается экономически нецелесообразным, если стоимость ремонта данного ТС превышает определенный процент от страховой стоимости автомобиля.

Что такое утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО (УТС) в 2018 году

В разных страховых компаниях этот процент составляет от 70 до 80 %.
Если это произошло, чаще всего, у Вас два варианта получения страхового возмещения:

— Первый вариант . Вам выплачивают сумму, равную страховой стоимости ТС (за вычетом процента износа, если это указано в договоре). При этом заключается, так называемый абандон.

АБАНДОН (ABANDONMENT) — "(фр. abandon — отказ). В страховании имущества: добровольный отказ страхователя от прав собственности на утраченное или поврежденное имущество в пользу страховщика.

Т.е. Ваш автомобиль переходит в собственность страховой компании.

— Второй вариант выплаты . Вам выплачивают сумму, равную страховой стоимости ТС (за вычетом процента износа, если это указано в договоре), минус стоимость годных остатков (стоимости ТС в аварийном состоянии).
В данном случае Вам может понадобиться определить стоимость ТС в аварийном состоянии.

2) ОСАГО.

Здесь ситуация складывается немного иначе. При определении целесообразности восстановления рассматривается, во-первых — не стоимость ремонта, а размер ущерба. А во-вторых — не страховая стоимость автомобиля за вычетом износа, а его средняя рыночная стоимость.

Т.е. если ущерб транспортного средства превышает среднюю рыночную стоимость автомобиля — в большинстве случаев, выплачивают сумму, равную средней рыночной стоимости ТС в до аварийном состоянии, минус стоимость ТС в аварийном состоянии.

В этом случае, вам понадобятся услуги по определению стоимости ТС в до аварийном и аварийном состоянии.

Расчет утраты товарной стоимости (УТС)

Калькулятор расчета утраты товарной стоимости (УТС) онлайн

Утрата товарной стоимости (УТС) обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению повреждений (дефектов) транспортного средства сопровождается необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) объективно невозможно. Вследствие этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.

УТС может быть рассчитана для автомобилей:

Находящихся как в поврежденном, так и в отремонтированном состоянии (при возможности установить степень повреждения) независимо от их принадлежности. УТС не связана с неудовлетворительным качеством восстановительного ремонта.

  • При осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий, или установлено их выполнение:
  1. устранение перекоса кузова АМТС или рамы;
  2. замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
  3. ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  4. полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова АМТС, бамперов. (УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски));
  5. полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

УТС не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 35% или прошло более 5 лет с даты выпуска легкового ТС;

Согласно Постановлению Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г.: "…Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта…"

"…Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства.

Утрата товарной стоимости атомобиля по ОСАГО. Кто заплатит?

Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации…"

"Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый подпункта "б" пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 года N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего величину утраты товарной стоимости " (Решение Верховного Суда РФ от 24 июля 2007 г. N ГКПИ07-658 "О страховых выплатах при ДТП").

Утрата товарной стоимости может определяться для поврежденного транспортного средства до или после его восстановления при условии :

  1. Если при ДТП повреждены элементы каркаса кузова, несъемные детали кузова1, которые ранее не ремонтировались.
  2. Стоимость ремонта не должна быть менее 5% стоимости транспортного средства на момент аварии.
  3. Срок эксплуатации транспортного средства не превышает пяти лет;
  4. На момент аварии величина износа транспортного средства составляет не более 40%;
  5. Транспортное средство не имеет коррозионных разрушений.

УТС определяется коэффициентами зависящими от объёма ремонта, в % от стоимости автомобиля.

Коэффициенты ремонта зависят от вида ремонтных воздействий (замена или объём ремонта), от наличия перекоса кузова, от необходимости окраски наружных элементов кузова (0,5% за первый элемент, и 0,35% от стоимости автомобиля за каждый последующий наружный элемент) , также УТС возникает при необходимости полной разборки/сборки салона кузова.

УТС может составлять более 12% процентов от стоимости автомобиля. (Пример расчёта УТС)

Стоимость расчета утраты товарной стоимости (УТС) составляет 2 500 руб. (С учётом определения рыночной стоимости автомобиля)

Новое! (Для юридических лиц)

Постановление Президиума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации №3076/12 от 04.09.12

Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) опубликовал мотивировочную часть решения о возмещении утраты товарной стоимости (УТС) в рамках ОСАГО. По мнению ВАС, из закона об ОСАГО следует, что размер страховой выплаты должен определяться в соответствии с правилами гл. 59 Гражданского кодекса. Согласно этой норме Гражданского кодекса, убытки при повреждении имущества должны быть возмещены в размере расходов, необходимых для приведения его в то состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая, указывает ВАС. Положения же закона об ОСАГО, согласно которым возмещению подлежат только расходы на восстановительный ремонт, уточняют состав расходов, определенный главой 59 Гражданского кодекса, но не ограничивают его. Утрата товарной стоимости является реальным убытком, считает ВАС, а потому должна быть отнесена к затратам на восстановление автомобиля, следует из судебного решения.

По материалам: asn-news.ru

06.06.2016 01:00

Утрата товарной стоимости, или сокращенно УТС, возникает в случае ремонта крупных и средних аварийных повреждений полученных в результате ДТП, противоправных действий третьих лиц, стихийных бедствий и т.д. Физический смысл этого термина в том, что после проведенного кузовного ремонта, транспортное средство уже не стоит столько же, сколько аналогичные автомобили.

Ввиду того, что восстановить кузовные элементы и лакокрасочное покрытие до их первоначального состояния практически не возможно.

До недавнего времени утрата товарной стоимости автомобиляотносили к «упущенной выгоде» и в рамках оценки ущерба, как по КАСКО, так и по ОСАГО, не учитывалась.

УТС автомобиля после ДТП

Однако сейчас сложилась судебная практика, в соответствии с которой УТС признана «реальным ущербом» и подлежит возмещению в имущественных видах страхования (КАСКО), а так-же страховании гражданской ответственности (ОСАГО и Зеленая карта) .

На данный момент почти все страховые компании при урегулировании убытков по автомобильному транспорту не учитывают и не оплачивают данный вид ущерба, ссылаясь на правила страхования. Это не законно, и в досудебном либо судебном порядке можно получить возмещение по данному виду ущерба.

Существует несколько методик оценки УТС, они дают примерно похожие результаты и имеют сходные ограничения на условия расчета показателей утраты стоимости. Как правило, размер уменьшения товарной стоимости лежит в пределах до 6% от рыночной стоимости автомобиля на момент ДТП и может быть рассчитан для ТС возрастом не более 4-5 лет.

Примечание. На текущий момент (06.06.2016 г.) по ОСАГО судами и страховыми компаниями принимаются расчеты утраты товарной стоимости, выполненные в соответствии с методикой Минюста 2015 года. Расчет УТС в рамках Единой методике ЦБ пока не утвержден.

Возможно Вас так-же заинтересует:
Самостоятельный расчет износа ТС
Из чего состоит расчет стоимости ремонта

Назад, в статьи

о проведение Всероссийского учебно-тренировочного

сбора по каратэ-до Шотокан Казэ Ха под руководством

Альберта Боутбоула 8 дан (Франция, Париж).

  1. ВВЕДЕНИЕ
  1. Учебно-тренировочный сбор (далее - УТС) проводится в соответствии:

а) с календарным планом на 2009, на основании решения Президиума Российского союза каратэ-до Шотокан Казэ Ха,

б) с общей программой развития направления каратэ-до Шотокан Казэ Ха на территории Пензенской области на 2009–2012 году.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УТС
  1. УТС проводится в целях повышения спортивного мастерства и квалификации спортсменов.
  2. Задачи, решаемые проведением УТС:
  1. формирование стратегического и тактического мастерства инструкторов и спортсменов;
  2. подготовка представителей Союза, членов сборной команды России к участию в Первенстве Росиии (Тула, декабрь 2009) и Чемпионате Мира по каратэ-до Шотокан Казэ (Мексика, октябрь 2010 г.)
  1. ПРАВА НА ПРОВЕДЕНИЕ УТС
  1. Права на проведение УТС принадлежат Российскому Союзу каратэ-до Шотокан Казэ Ха, Комитету по физической культуре и спорта Пензенской области, Центру боевых искусств «ФОРТ».
  1. КАЛЕНДАРЬ УТС
  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ
  1. В целях обеспечения безопасности зрителей и участников УТС проводится в соответствии с:
  1. Положением о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также эвакуации и оповещения участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий от 17.10.1983 N 786;
  2. Рекомендациями по обеспечению безопасности и профилактики травматизма при занятиях физической культурой и спортом от 01.04.1993 N 44.
  1. Ответственность за проведение мероприятия возлагается Оргкомитет УТС и Администрацию спортивного сооружения.
  1. КЛАССИФИКАЦИЯ УТС

6.1. Учебно-тренировочный сбор по специальной подготовке.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УТС
  1. Общее руководство подготовкой к проведению УТС осуществляет ЦБИ «ФОРТ».

    Непосредственное проведение УТС возлагается на тренерский штаб, формируемый Оргкомитетом УТС.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ УТС
  1. К участию в УТС допускаются все желающие спортсмены, прошедшие начальную подготовку.
  2. Все участники должны иметь всё необходимое в соответствии с требованиями настоящего Положения , в том числе:
  1. документ, удостоверяющий личность (будо-паспорт);
  2. сменную обувь, каратэ-ги.
  1. ПРОГРАММА УТС
  1. Расписание УТС:
  2. Содержание УТС
  1. Базовая техника, экзаменационная программа направления Казэ Ха каратэ-до,
  2. Специфика и методика школы, стратегия и тактика поединка,
  3. Изучение Ката группы ТЕККИ: ТЕККИ-1, ТЕККИ-2, ТЕККИ-3

(ката-кихон, ката-бункай, ката-кумитэ !!!).

  1. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН
  1. Квалификационный экзамен проводится в соответствии с Положением о порядке аттестационной деятельности по присвоению ученических («кю») и мастерских («дан») квалификационных степеней по каратэ-до Шотокан Казэ Ха.

(см: http://shotokankaseha.narod.ru )

  1. К квалификационному экзамену на кю и 1 дан допускаются только участники УТС, оплатившие заявочный и регистрационный взносы (п. 12.3.).
  2. К квалификационному экзамену на 2–5 дан допускаются только участники УТС, являющиеся членами Российского союза каратэ-до Шотокан Казэ Ха , оплатившие ежегодный членский, заявочный и регистрационный взносы.
  3. Все участники квалификационного экзамена должны иметь будо-паспорт, оригинал и копию аттестационного свидетельства.
  4. Все участники квалификационного экзамена должны знать необходимую технику в соответствии с Аттестационным перечнем (http://www.shotokankaseha.narod.ru).
  5. Участники, нарушившие перечисленные выше требования, к экзамену не допускаются.
  1. ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ
  1. Допуск участников к УТС и квалификационному экзамену осуществляет регистрационная комиссия.
  2. Регистрационная комиссия будет работать с 06.11.2009 (пятница) с 09:00 до 09:30 по месту проведения УТС.
  3. Предварительные заявки на участие направляются в Оргкомитет до 30 октября 2009 г. посредством электронной почты на адрес: zbifort @mail.ru

На дорогах нашей страны ездит огромное количество транспортных средств. Ни для кого не секрет, что во время этого могут случиться различные ситуации, в том числе и ДТП. Поэтому владелец автомобиля обязательно должен иметь страховку.

Любой водитель сталкивался с проблемой, когда при попытке получить страховую выплату, страховщик отказывал в предоставлении выплаты по причине утраты товарной стоимости транспортного средства. Больше всего с подобной ситуацией сталкиваются владельцы дорогих автомобилей, которые могут потерять в своей стоимости до 30 процентов. Чтобы не попасть в сложную ситуацию, каждый водитель должен знать, как получить УТС по ОСАГО.

Несмотря на то, что деятельность страховых компаний регулируется законодательством, тем не менее в нем очень много подводных камней, которые дают множество вариантов для лазеек недобросовестным страховщикам. Как показывает практика, решить вопрос по страховым выплатам можно через суд, однако далеко не все автомобилисты знают, как это сделать.

Общая информация

УТС по ОСАГО - это падение стоимости транспортного средства в результате попадания в и выполнения его дальнейшего ремонта. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного, ведь новая машина стоит значительно дороже той, которая побывала в ДТП, но с другой стороны, владелец автомобиля теряет в сумме денежной компенсации в случае наступления страхового случая.

Несмотря на то, что в 2017 году многие автомобилисты получили хороший опыт борьбы с беспределом страховых компаний посредством судебных разбирательств, тем не менее, неопытные водители часто сталкиваются с различными проблемами при обращении в суд. Согласно действующему законодательству, компенсации подлежит только полученный в результате аварии, а после выполнения ремонта автомобиля он перестает быть таковым. Так как же получить компенсацию в полном объеме при УТС по ОСАГО?

В каких ситуациях предполагается выплата УТС?

Сразу стоит отметить, что получить выплату по утере товарной стоимости транспортного средства можно далеко не во всех случаях.

Для этого нужно удовлетворить нескольким критериям:

  • не быть виновником аварии;
  • сумма полученного ущерба не должна превышать 400 тысяч рублей;
  • возраст транспортного средства не должен превышать 5 лет, если авто иностранного производства, и 4 лет — для российских автомобилей;
  • износ машины не должен быть больше 35%.

Стоит отметить, что условия по выплате УТС по ОСАГО являются аналогичными, как и для КАСКО. Поэтому если вы не удовлетворяете хотя бы одному из перечисленных пунктов, то на выплату денежной компенсации можно не рассчитывать.

Как рассчитывается УТС?

Как уже упоминалось ранее, выплата УТС по ОСАГО возможна только в случае соответствия определенным требованиям. Чем новее будет транспортное средство, тем меньше его пробег и тем большего размера может быть денежная компенсация.

Чтобы определить точный размер утери транспортной лучше всего обратиться в независимую компанию, специализирующуюся в данном вопросе. После завершения экспертизы, компания выдает документ, в котором указывается точная сумма ремонта с учетом технического состояния автомобиля.

Как получить выплату по УТС?

Основная проблема получения страховой выплаты по УТС заключается в том, что страховщики, по закону, не обязаны производить их. Все СК ссылаются на законодательство, в котором написано, что возмещению подлежит только реальный ущерб, полученный в результате аварии. Поэтому перед тем, как обращаться в суд, необходимо разобраться в том, есть ли вообще смысл доводить дело до судебного разбирательства. Определить это очень легко, если сравнить текущую рыночную стоимость новых и битых машин такой же марки.

  • подать в страховую компанию заявление УТС по ОСАГО, образец которого можно получить у страховщика;
  • если СК откажет в возмещении полученного ущерба, то нужно пройти независимую экспертизу по оценке выполненных ремонтных работ;
  • подготовить исковое заявление и необходимый пакет документов для судебного разбирательства.

Как показывает практика, в большинстве случаев суды занимают сторону автомобилиста.

Подача заявления

Заявление УТС по ОСАГО должно подаваться в двух экземплярах, на каждом из которых должна стоять печать. Одну копию вы передаете страховщику, а вторую оставляете у себя. Это будет выступать гарантией того, что СК не сможет заявить в суде о том, что никакого обращения к нему с требованием выплатить денежную компенсацию по УТС не было.

В большинстве случаев подается исковое заявление, поэтому не стоит надеяться на то, что при виде его страховщик сразу удовлетворит ваше требование о выплате компенсации.

Какие документы понадобятся?

Оформляя компенсацию УТС по ОСАГО, заявление в страховую компанию необходимо подавать вместе со следующими документами:

  • оригинал и копия паспорта;
  • водительское удостоверение;
  • страховой договор или полис;
  • копия заявления и претензии, которые были предъявлены страховщику при досудебном разбирательстве;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • документы на транспортное средство: технический паспорт, свидетельство о регистрации, талон на прохождение техосмотра;
  • документы из ГИБДД: копия справки о фиксации аварии, протокол, постановление или отказ от возбуждения дела и другие;
  • копия извещения о ;
  • копия документа, подтверждающего наступление страхового случая;
  • заключение независимых оценщиков о стоимости ремонтных работ;
  • акт технического осмотра;
  • отчет о размере утери товарной стоимости средства передвижения;
  • договор, заключенный между владельцем автомобиля и независимым экспертом;
  • копии исков по каждому из фигурантов судебного разбирательства.

Этот пакет документов является обязательным для передачи разбирательства в суд.

Процедура взыскания

Взыскание УТС по ОСАГО происходит в следующем порядке:

  1. Подача заявления страховщику с просьбой о выплате денежной компенсации.
  2. Ожидание официального ответа страховой компании об удовлетворении вашей просьбы, который должен прийти на почту заказным письмом.
  3. Самостоятельная оценка вероятности компенсации по УТС.
  4. Обращение к независимым экспертам для оценки реальной стоимости ремонта транспортного средства.
  5. Подача заявления в страховую компанию с требованием выплатить компенсацию потерянной стоимости авто в полном объеме.
  6. В случае получения отказа по выплате компенсации составляется претензия на имя генерального директора страховой компании.
  7. Если и претензия будет отклонена, то подается иск в суд.

Только следуя данной схеме, можно добиться выплаты компенсации по утраченной товарной стоимости транспортного средства.

Кто оплачивает УТС

Компенсацию выплачивает то лицо, которое выступает в качестве ответчика в ходе судебного разбирательства. Это может быть либо страховщик, либо водитель, по вине которого произошло ДТП.

Если при расчете УТС по ОСАГО было установлено, что стоимость ремонтных работ превышает 400 тысяч рублей, которые обязана выплатить СК согласно действующему законодательству, возмещение оставшейся части компенсации ложится на виновника происшествия.

Неустойка

На сегодняшний день отдельного положения по неустойке в случае задержки возмещения компенсации при утере товарной стоимости автомобиля не предусмотрено, а любые проблемы, связанные с ней, решаются в стандартном порядке. Таким образом, размер неустойки будет определяться по тому принципу, как и в случае просрочки или отказа от исполнения обязательств, наложенных судом.

Если во время судебного разбирательства страховую компанию обяжут выплачивать компенсацию по УТС, но страховщик будет затягивать выплаты, то за каждый день просрочки на него будет накладываться штраф в размере 1% от стоимости ремонта. На возмещение УТС по ОСАГО у СК есть 20 календарных дней.

При ремонте на СТО

Получить возмещение по утере товарной стоимости транспортного средства можно как по ОСАГО, так и по КАСКО. Однако прежде чем начать разбирательство, необходимо внимательно прочитать страховой договор. В нем должно говориться о том, несет ли страховая компания ответственность при УТС и совершает ли выплату компенсаций.

При этом важно понимать, что ни один страховщик добровольно не пойдет на возмещение ущерба, поэтому данную проблему придется решать через суд по стандартной схеме, которая была описана ранее. Не стоит бояться судебных разбирательств, поскольку, как показывает практика, в большинстве случаев в них побеждает страхователь.

Но рассчитывать на получение выплат могут лишь те автомобилисты, уровень износа ТС которых не превышает определенный порог. Для полисов КАСКО он составляет не более 35 процентов, а для ОСАГО - 40%.

Процесс получения выплат при утере товарной стоимости машины очень сложный, поскольку это идет против интересов страховой компании, которая будет всеми возможными способами стараться отказать в них клиенту. В этой статье была подробно описана пошаговая инструкция, соблюдая которую, можно добиться возмещения ущерба.

  • Если размер понесенного ущерба по УТС превышает лимит страховых выплат, указанный в договоре, то возмещение оставшейся суммы можно потребовать у лица, по вине которого случилось дорожно-транспортное происшествие.
  • Под категорию страховых случаев с УТС также попадают аварии, произошедшие в результате столкновения с зелеными насаждениями и некоторыми видами зданий.
  • Согласно новым изменениям в законодательстве, возмещение ущерба по УТС можно получить в том случае, если машина пострадала от рук хулиганов не только на дорогах, но и во дворах.
  • Если ДТП было зафиксировано при помощи европейского протокола, то возмещение ущерба по УТС можно будет получить при наличии фото и видео с места происшествия.

Понимание всех аспектов и нюансов получения денежной компенсации по УТС, а также своевременно принятые меры помогут выиграть судебное разбирательство и получить возмещение ущерба в полном объеме. Если претензия страхователя к страховщику будет полностью обоснована, то суд непременно примет сторону истца.



Статьи по теме: