Перепись населения в россии. С какой периодичностью проходит перепись населения

В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й половины XIII века по инициативе монголов с целью учёта населения для определения размеров дани. После образования Русского централизованного государства в некоторых местах были заведены так называемые «писцовые книги», в которых имелись сведения о населении, описания городов, деревень, поместий, церквей. Объектом обложения первоначально были земельные участки, производительно используемые в хозяйстве - соха (позднее четверть , десятина). В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учёта - подворные переписи. Кроме подворных переписей, на отдельных территориях проходили и общегосударственные переписи (1646 г., 1678 г., 1710 г., Ландратская перепись 1715-1717 г.). Указом Петра I от 26 ноября 1718 года было положено начало государственным ревизиям , которых было проведено 10 с 1719 по 1858 годы.

Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на 9 февраля 1897 года. В советское время переписи проводились по состоянию на 28 августа 1920 г. (на территориях, не охваченных гражданской войной), на 15 марта 1923 года (городская), а всеобщие переписи - по состоянию на 17 декабря 1926 года, на 6 января 1937 года, на 17 января 1939 года, на 15 января 1959 года, на 15 января 1970 года, на 17 января 1979 года и на 12 января 1989 года. После распада СССР очередная перепись населения России, запланированная на 1999 год, была отложена из-за финансовой нестабильности после кризиса 1998 года . Она была проведена лишь 9 октября 2002 года . Последняя перепись населения России была проведена в октябре 2010 года .

Учёт населения в XIII-XVI веках. Писцовые книги

Сохранилось немало документов, позволяющих воссоздать атмосферу, в которой проводились переписи, обрисовать портреты переписчиков, выяснить отношение населения к переписям. По ним можно представить себе, как проходил учёт населения в России XVII столетия.

Перепись велась прежде всего силами писцов и подьячих, служивших в московских приказах - органах центральной власти, ответственных за тот или иной участок государственных дел. Наиболее высокопоставленные подьячие занимали важные административные должности, обязанностью остальных было составление многочисленных приказных бумаг.

"Государство дворянское, - писал академик М. Н. Тихомиров , - в значительной мере опиралось на эту приказную компанию , которую, надо сказать, жгуче ненавидело население. От них шла возможность изменения в приказных документах, они производили различного рода волокиту, которая в XVII веке даже в царских документах носила название «московская волокита»… Подьячих часто разоряли во время восстаний, иногда они и гибли. С XVII века они носили очень поэтическое название - «крапивное семя» (Тихомиров М. Н. Российское государство XV-XVII веков. М., 1973).

Для проведения переписи в том или ином уезде туда направлялся писец и несколько его помощников - подьячих, которые делились на «старых» (старших) и молодых. Работа писца была сложной, требовала специальных знаний. Поездка ожидалась длительная, и к ней серьёзно готовились.

Прежде всего, писец снабжался наказом - инструкцией о том, как проводить перепись. Кроме того, ему вручались «приправочные книги» - копии материалов предыдущих описаний местности, в которую направлялся писец. В качестве «приправочных» во время переписи -1678 годов использовались, например, переписные книги 1646 года . Понятно, что «приправочные книги» служили для писца большим подспорьем - они были и своеобразным путеводителем по местности, и образцом составления новых книг, и, наконец, средством сопоставления получаемых результатов с данными прошлых лет, а, следовательно, орудием контроля.

В ходе переписи учитывались три категории населения: наличное, оседлое (постоянное) и приписное. Разработка велась в основном по наличному населению.

Использовались три формы переписных листов: форма А (для крестьянских хозяйств сельских обществ), форма Б (для владельческих хозяйств и частных домов и дворов внутри селений), форма В (для городских жителей).

Программа переписи включала 14 признаков: отношение к главе хозяйства и к главе своей семьи; возраст; пол; брачное состояние; сословие; состояние или звание; место рождения; место прописки; место постоянного жительства; отметка об отсутствии или временном проживании; вероисповедание; родной язык; грамотность и обучение; занятие, ремесло, промысел, должность или служба (с выделением главного и побочного занятий и положения по воинской повинности); делалась отметка о физических недостатках.

Непосредственно участвовал в проведении этой переписи писатель А. П. Чехов - руководил группой счётчиков в Серпуховском уезде Московской губернии.

Результаты были опубликованы в двух томах «Общего свода по империи результатов разработки всеобщей переписи населения, произведённой 28 января 1897 г.» и отдельных томах по губерниям, областям, четырём городам (Санкт-Петербург , Москва , Одесса , Варшава) и острову Сахалин . Публикация длилась до 1905 года .

Всероссийская перепись населения 1920 года

Перепись осуществлена до создания СССР , в границах Советской России . Перепись населения проведена под руководством В. Г. Михайловского по состоянию на 28 августа 1920 года одновременно с Всероссийской сельскохозяйственной переписью (сентябрь-октябрь 1920 года) и кратким учётом предприятий. Из-за территориальной нерепрезентативности (исключён Крым , Дальний Восток , горные районы Северного Кавказа и ряд других местностей, где не была установлена советская власть и продолжались военные действия) перепись не считается всеобщей.

В ходе переписи учитывались наличное население, а в городах также постоянное население. В качестве основной формы использовался личный листок. В городских поселениях также использовались квартирная карта и подворная ведомость. В сельской местности использовался поселённый список домохозяйств.

Программа переписи включала 18 признаков (особый акцент сделан на изучении занятий и профессионального состава): пол; возраст; национальность; родной язык; гражданство (для иностранцев); место рождения; продолжительность проживания в месте переписи; брачное состояние; грамотность; образование; занятие (главное и второстепенное); положение в промысле; место работы; профессия; источник средств существования; физические недостатки; психическое здоровье; участие в войнах. Проводился учёт занятости в сельском хозяйстве, влияния на неё войны, способность к труду по своей профессии и к труду вообще.

Численность населения страны (с доисчислением по территориям, не охваченным переписью) составила 136,8 млн человек, в том числе городского - 20,9 млн (15 %).

По данным переписи 1920 года в СССР проживало 986.562 немца, из них в Республике немцев Поволжья - 442.362 чел.

Движение населения Республики немцев Поволжья за время с 1897 г. по 1920 г. *)
(По данным "Статистического Ежегодника" за 1918-21 г.; изд. Ц.С.У.)

Этнографический состав населения Области немцев Поволжья
по данным переписи 1920 г.

Численность населения, чел. Удельный вес, %
Немцы 442.362 97,73
Великорусы 7.992 1,77
Киргизы 756 0,17
Татары 494 0,11
Украинцы 271 0,06
Поляки 175 0,04
Евреи 147 0,03
Литовцы 93 0,02
Белорусы 85 0,02
Латыши 72 0,01
Эсты 63 0,01
Армяне 35 0,01
Персы 7 -
Карелы 1 -
Мордва 1 -
Прочие национальности 75 0,02
ИТОГО: 452.629 100,00

б) Первая Всесоюзная перепись населения 1926 года.

Первая Всесоюзная перепись населения была проведена по состоянию на 17 декабря 1926 г. под руководством В. Г. Михайловского и О. А. Квиткина.

По данным переписи 1926 г. в СССР проживало 146.637.530 чел., из них немцев - 1.238.549 чел. (0,84%), в т.ч. в РСФСР - 806.301 чел., из которых на долю АССР НП приходилось 70,89%, или 571.578 чел.


по данным переписи 1926 г.

Все население
муж. пола жен. пола обоего пола удельный вес, %
Немцы 183.140 196.490 379.630 66,42
Русские 54.764 61.797 116.561 20,39
Украинцы 32.881 35.680 68.561 12,00
Татары 1.058 1.051 2.109 0,37
Мордва 725 704 1.429 0,25
Казахи 747 606 1.353 0,24
Эсты 367 386 753 0,13
Поляки 89 127 216 0,04
Цыгане 94 99 193 0,03
Белоруссы 83 76 159 0,03
Евреи 74 78 152 0,03
Мишари 62 54 116 0,02
Латыши 23 25 48 0,01
Литовцы 22 13 35 0,01
Мадьяры 19 14 33 0,01
Черкесы 19 0 19 -
Румыны 6 9 15 -
Чуваши 14 1 15 -
Армяне 8 3 11 -
Чехи и словаки 7 1 8 -
Итальянцы 3 4 7 -
Лезги 6 0 6 -
Китайцы 5 0 5 -
Шведы 3 1 4 -
Башкиры 3 0 3 -
Грузины 1 1 2 -
Сербы 2 0 2 -
Французы 1 1 2 -
Вотяки 1 0 1 -
Калмыки 1 0 1 -
Лаки 1 0 1 -
Осетины 1 0 1 -
Узбеки 1 0 1 -
Прочие 59 62 121 0,02
Итого граждан СССР 274.290 297.288 571.578 100,00
Иностранцы 120 56 176 Х

в) Всесоюзная перепись населения 1937 года.

В связи с тем, что численность населения оказалась меньше оглашенных ранее преувеличенных оценок и не соответствовала тезису о быстром росте населения в условиях социалистического строительства, было объявлено, что перепись проведена с грубыми нарушениями и недоучётом населения. Руководители переписи были репрессированы.

По данным этой переписи в СССР проживало 1.151.602 немцев, из которых на территории РСФСР было зарегистировано 651.429 человека, в т. ч. в АССР НП - 322.652 или 49,53%. Резельтаты ее начали публиковать только начиная с 1990-х годов. См., напр., Жиромская В.Б., Киселев И.Н., Поляков Ю.А. Полвека под грифом секретно. Всесоюзная перепись населения 1937 года. М. 1996.

г) Всесоюзная перепись населения 1939 года.

По данным переписи 1939 г. в СССР проживало 170.557.093 чел., из них немцев - 1.427.232 чел. (0,84%), в т.ч. в РСФСР - 862.504 чел., из которых на долю АССР НП приходилось 42,51%, или 366.685 чел.

Национальный состав населения АССР Немцев Поволжья
по данным переписи 1939 г.

Численность населения, чел. Удельный вес, %
ВСЕГО: 606.532 100,00
немцы 366.685 60,46
русские 156.027 25,72
украинцы 58.248 9,60
казахи 8.988 1,48
татары 4.074 0,67
мордовцы 3.048 0,50
белорусы 1.636 0,27
китайцы 1.284 0,21
евреи 1.216 0,20
поляки 756 0,12
эстонцы 521 0,09
цыгане 440 0,07
чуваши 324 0,05
армяне 301 0,05
грузины 276 0,05
латыши 260 0,04
узбеки 245 0,04
корейцы 156 0,03
литовцы 103 0,02
башкиры 88 0,01
удмурты 87 0,01
туркмены 80 0,01
молдаване 77 0,01
греки 72 0,01
таджики 68 0,01
осетины 68 0,01
финны 68 0,01
марийцы 67 0,01
азербайджанцы 66 0,01
коми 66 0,01
каракалпаки 61 0,01
чеченцы 54 0,01
нанайцы 51 0,01
сербы 49 0,01
карелы 45 0,01
киргизы 44 0,01
ойроты 37 0,01
буряты 35 0,01
лезгины 34 0,01
чехи 34 0,01
болгары 32 0,01
иранцы 29 -
калмыки 26 -
японцы 25 -
нивхи 24 -
кабардинцы 23 -
турки 23 -
адыгейцы 17 -
ассирийцы 17 -
ингуши 14 -
эвенки 14 -
якуты 12 -
авары 11 -
лаки 11 -
хакасы 9 -
кумыки 8 -
абхазы 8 -
шорцы 8 -
латгальцы 8 -
эвены 7 -
прочие народы Севера 6 -
румыны 6 -
ненцы 5 -
даргинцы 4 -
ногайцы 4 -
уйгуры 4 -
шведы 4 -
вепсы 3 -
афганцы 3 -
курды 3 -
прочие народы Дагестана 2 -
карачаевцы 2 -
удэ 2 -
абазины 2 -
талыши 2 -
французы 2 -
селькупы 1 -
ханты 1 -
ижорцы 1 -
итальянцы 1 -
норвежцы 1 -
другие 122 0,02
не указавшие национальность 186 0,03

д) Всесоюзная перепись населения 1959 года.

По данным переписи 1959 г. в СССР проживало 208.826.650 чел., из них немцев - 1.619.655 чел. (0,78%), из которых на долю РСФСР приходилось 50,63%, или 820.016 чел.

е) Всесоюзная перепись населения 1970 года.

Перепись проводилась в период с 15 по 22 января 1970 г. Счет населения производился по состоянию на 12 часов ночи с 14 на 15 января по местному времени.

По данным переписи 1970 г. в СССР проживало 241.720.134 чел., из них немцев - 1.846.317 чел. (0,76%), из которых на долю РСФСР приходилось 41,27%, или 761.888 чел.

ж) Всесоюзная перепись населения 1979 года.

Перепись проведена по состоянию на 17 января 1979 года. Разработка материалов переписи по полной программе была закончена в 1981 году.

По данным переписи 1979 г. в СССР проживало 262.084.654 чел., из них немцев - 1.936.214 чел. (0,74%), из которых на долю РСФСР приходилось 40,84%, или 790.762 чел.

з) Всесоюзная перепись населения 1989 года.

Всесоюзная перепись населения 1989 года была последней переписью населения СССР .

Перепись проводилась с 12 по 19 января 1989 г. Спустя 3 месяца после окончания переписи - в апреле 1989 года - были опубликованы предварительные итоги о численности и размещении населения по отдельным регионам страны. В начале 1990 года получены окончательные итоги о численности и возрастном составе населения, состоянии в браке, числе и размере семей, уровне образования, национальном составе и языках, источниках средств существования.

По данным переписи 1989 г. в СССР проживало 285.742.511 чел., из них немцев - 2.038.603 чел. (0,71%), из которых на долю РСФСР приходилось 41,32%, или 842.295 чел.

III. Всероссийская перепись населения 2002 года

Первая перепись в России после распада СССР была проведена в 2002 г. и проходила она в период с 9 по 16 октября 2002 г.

Похоже, неспроста публикация цифр по последней переписи населения все время откладывалась. Нужно было время, чтобы как-то подретушировать крайне печальные показатели.

Наконец, публикация произошла. И что мы видим? Что число жителей России, сравнительно с 2002 годом, укоротилось на 2.31 млн. человек. Количество русских уменьшилось на 4.87 млн. человек. Что это значит?

Печаль первая.

Что русские вымирают значительно быстрее, нежели иное население России, в принципе, общеизвестно. Однако цифры 2.31 и 4.87 млн. человек, это отнюдь не цифра покойников за последние 9 лет. Это разница между усопшими и родившимися. То есть, если в России за этот период родилось, скажем, 10 миллионов младенцев, то умерло 12.31 миллионов человек. И если родилось 10 миллионов русских младенцев, то умерло 14.87 миллионов русских людей. Не зря, выходит, кричит Жирик со всех трибун, что русские – вымирают. Получается, что так оно и есть.

Сейчас, по сообщениям Росстата, в стане 142.857 миллионов человек. Людей, указавших гражданство – 137.9 млн. человек. Русских среди них – 111 млн. Это с учетом 7 миллионов русских, приехавших в Россию за последние полтора десятилетия из бывших союзных республик.

Печаль вторая.

Усиленными темпами сокращается сельское население России. Здесь имеются в виду не люди, которые покинули село, а граждане, которые умерли. Это, по преимуществу, старики и старухи. Село вымирает значительно быстрее, нежели город.

Помимо вымирания людей, вымирают села и деревни. Число их, по сравнению, опять-таки, с 2002 годом, сократилось на катастрофическую цифру - 8500. И фактически, и юридически. Юридически значит, что эти населенные пункты прекратили свое существование официально. И еще 19400 деревень и сел (!) умерли фактически. Но юридически еще существуют, хотя в них уже абсолютно никто не проживает.

Печаль третья

Несмотря на «работающий» материнский капитал, за означенный период снизилось количество рождений детей на одну женщину. Если в 2002 году одна женщина рожала 1.53 статистических ребенка, то в 2010-2011 годах только 1.47. Для простого же воспроизводства населения, то есть, чтобы цифра населяющих страну граждан не менялась и оставалась стабильной, такой коэффициент необходим в размерах, как минимум, 2.2.

Печаль четвертая

Тенденция к сокращению мужчин относительно числа женщин продолжает усиливаться. Мужчин к 2010 году стало еще на 0.7 млн. меньше, нежели женщин. Теперь женщин в России уже на 11 млн. больше, чем мужчин. И песенка, в которой поется, что по статистике на десять девчонок приходится девять ребят, стала не актуальной. Поскольку на 10 девчонок теперь приходится только 8 парней.

Прочие «достижения»

Россия заняла 175-е место во всем мире по уровню безопасности проживания в ней людей.

Мы скатились на 159 место в мире по наличию прав и свобод.

По продолжительности жизни мы занимаем лишь 129-е место в мире, пропустив вперед себя Гайану и Боливию.

По доходам на душу населения мы занимаем 97 место в мире, и с нами начинают соперничать уже Индия и Китай.

За чертой бедности в настоящее время живет более 40 процентов россиян.

Зато мы занимаем 3-е место в мире по распространению и наличию детского порно. 2-е место по числу преступлений со смертельным исходом на душу населения и по уровню бюрократических препон. И 1-е место по количеству брошенных детей и абортов, числу разводов и самоубийств среди пожилых людей и подростков, и темпам роста долларовых миллиардеров.

Введение

В 2010 г. в России состоялась одиннадцатая в отечественной истории всеобщая перепись населения. Основной тур переписи прошёл с 14 по 25 октября 2010 года, в отдельных местах перепись проводилась с 1 апреля по 20 декабря 2010 года. Цель переписной кампании – сбор сопоставимых сведений о всех лицах, находящихся на дату проведения переписи на территории Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным Законом №8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», переписному учету подлежат: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации (Статья 4). Иными словами, закон обязывает организаторов и исполнителей этого важнейшего социолого-статистического мероприятия произвести соответствующую фиксацию всех лиц, находящихся на установленный момент времени на территории Российской Федерации. Учет всех без исключения лиц, независимо от гражданства, срока пребывания и правового положения, крайне важен как минимум по трем причинам. Во-первых, такой подход дает возможность установить достоверную численность наличного населения в стране на конкретный момент времени. Во-вторых, таким образом осуществляется получение важных сведений о масштабах внешней миграции. В-третьих, охват максимально широкой совокупности, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, дает более точный этнический портрет исследуемого населения.

Перепись населения, по устойчивому выражению демографов, является своего рода фотографией населения, дающей общее представление о его социально-демографических и прочих характеристиках на конкретный момент времени. Однако, качество проведения последней российской переписи, а, собственно, и ее итоги вызывают резонные сомнения. Так, многие исследователи задаются вопросом относительно достоверности данных по целому ряду параметров, касающихся численности населения, внутренней и внешней миграции, этнического и конфессионального состава населения.

Анализ итогов последней переписи российского населения говорит, с одной стороны, о неполноте охвата коренного населения, с другой – о недооценке масштабов внешней миграции, влияющей прямым образом на численность населения, его национальный и конфессиональный состав, половозрастную структуру и т. д.

По всей видимости, научная методология, уровень организации и социолого-статистический инструментарий, применявшийся во время переписи, не соответствуют современным требованиям. Об этом говорят не только простые граждане и многочисленные публикации в СМИ, но и авторитетные социологические службы.

Масштабы недоучета во время проведения Всероссийской переписи населения 2010 г.

Опрос россиян, проведенный 22–25 октября 2010 г. Левада-центром, зафиксировал лишь 67% респондентов, которые были переписаны лично. В средних и крупных городах – 78% и 73% соответственно. Еще 17% респондентов были переписаны со слов родных. При этом 13% опрошенных заявили, что вообще не были переписаны. Более того, в Москве, где по неофициальным данным проживает около 10 % всего населения, эта доля составила 24%.

Схожие выводы продемонстрировал социологический опрос по аналогичной тематике, проведенный 30–31 октября 2010 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно результатам исследования, 65% респондентов заявили, что были опрошены лично. По сравнению с предыдущей переписью 2002 г. этот показатель снизился на 11%. Еще 22% опрошенных участвовали в переписи опосредованно со слов родных. И, наконец, доля тех, кто совсем не был переписан, составила 11% .

Экстраполируя результаты приведенных социологических опросов на общероссийскую ситуацию, следует признать, что в поле зрения переписчиков не попали от 15,6 млн. до 18,45 млн. человек . Впрочем, как будет показано ниже, даже эти шокирующие оценки могут быть далеко не полными.

Несмотря на существенное увеличение финансирования по сравнению с переписью 2002 г. – с 4,8 до 16,5 млрд. рублей, ожидаемого улучшения сбора данных в ходе последней переписи так и не произошло. Наоборот, доля тех, кто, согласно данным ВЦИОМ, не был переписан, выросла более чем в два раза – с 5 до 11%. Глава Росстата Александр Суринов был вынужден признать наличие как минимум 3,6 млн. граждан, которых переписчикам не удалось опросить. А. Суринов также признал, что число отказавшихся и тех, кого переписчики не застали дома, по сравнению с предыдущей переписью выросло в 2,4 раза – с 1,5 млн. до 3,6 млн. человек.

Между тем результаты вышеприведенных опросов, возможно, не до конца отражают глубину и масштаб проблемы. По данным специального опроса, проведенного 26–27 октября 2010 г. известным медиа-холдингом РБК, в последней переписи населения не принимали участия более 53% читателей этого СМИ, принявших участие в опросе. При этом важно отметить, что в указанном исследовании приняли участие 13 000 человек, что более чем в 8 раз превышает число респондентов, участвовавших в вышеуказанных опросах ВЦИОМ и Левада-центра (1600 человек).

К сожалению, в публикации, посвященной итогам социологического опроса РБК, не сообщается – соблюдались ли при опросе основные требования репрезентативности по географическим, половозрастным, профессиональным и прочим критериям. Однако, можно предположить, что читательская аудитория РБК, исходя из делового профиля издания, представлена наиболее активной частью российского общества и сосредоточена в крупных городах страны с особо выраженным присутствием в двух крупнейших городах – Москве и Санкт-Петербурге.

Аналогичным образом, исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob, проведя опрос 8000 человек во всех федеральных округах, обнародовал результаты исследования, согласно которым о своем неучастии в переписи завили 20% респондентов . Из тех, кто был переписан, 53% утверждают, что предоставили информацию переписчикам самостоятельно, еще 27 % сообщили, что данные о них были предоставлены родственниками.

Как отмечают авторы данного исследования, аудитория, в которой проводился опрос, была представлена экономически активными гражданами. Примечательно, что наибольшая доля тех, кто заявил о своем неучастии в переписи, наблюдалась в среде респондентов из Центрального (ЦФО) и Северо-Западного федерального округов (СЗФО) – 32 %. Отметим, что именно ЦФО, в состав которого входит Москва и другие крупные города, является самым населенным (37 млн. человек) и наиболее привлекательным для внутренней и внешней миграции. Совокупное население двух указанных федеральных округов составляло на момент проведения переписи более 50 млн. человек или 35% от общей численности населения страны.

Эти данные перекликаются с результатами вышеупомянутого опроса ВЦИОМ, согласно которому наибольший скептицизм в отношении результатов переписи (уровень недоверия – 43%) выразили жители двух самых населенных городов России, – Москвы и Санкт-Петербурга, расположенных, соответственно, в ЦФО и СЗФО.

В числе причин, по которым люди не смогли принять участия в переписи, отмечаются различные обстоятельства: кого-то не застали дома; кто-то сознательно отказался от участия и т. п. Немало и тех, кто не попал в поле зрения статистической службы и даже не знал о проходящем статистическом мероприятии.

Столь высокий процент недоучета говорит, с одной стороны, о плохой организации переписи, с другой – о низком уровне доверия граждан к государственным институтам. На недостаточную мотивацию быть переписанным повлияли страх раскрытия личной информации и боязнь столкнуться с разного рода мошенниками, которые могли проникнуть в жилище под видом переписчиков. К сожалению, такие случаи имели место.

У самих переписчиков тоже не было достаточных стимулов для добросовестного опроса граждан. Значительную долю из них составляли студенты, от которых нередко звучали жалобы о принудительном характере их привлечения в качестве переписчиков, низкой оплате труда, навязываемых «сверху» действиях по фальсификации переписных данных.

Между тем не полный охват переписью всего населения – далеко не единственная проблема. Как оказалось, далеко не все, кого все-таки удалось опросить в рамках переписи, были до конца откровенны. Около 4% (5,6 млн.) переписанных не указали своей национальности. В процентном сравнении с переписью 2002 г. уклонение от ответа на данный вопрос возросло почти в четыре раза.

Эксперты особо отмечают недоучет мигрантов и представителей асоциальных групп населения. Пожалуй, наиболее масштабным был недоучет приезжих из других государств. Из итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. (ВПН-2010) следует вывод о необъективной оценке численности представителей нетитульных национальностей, о чем будет неоднократно сказано ниже.

Одним из множества доказательств несоответствия итогов переписи реальному положению дел могут служить сведения о национальном составе города Москвы. По этому поводу в итогах ВПН-2010 г. утверждается, что доля русских в Москве составила 91,6%, а доля всего восточно-славянского населения (русских, украинцев, белорусов) составляет 93,4%. Иначе говоря, в итогах последней переписи утверждается, что по сравнению с переписью 1989 года доля русских в столице заметно увеличилась, а доля восточных славян сохранилась на том же уровне. По результатам переписи 1989 г. оказалось, что в Москве проживало 89,7% русских, и 93,4% восточных славян (русских, украинцев, белорусов).

Против таких, мягко говоря, странных выводов свидетельствует сразу несколько обстоятельств.

Во-первых, Москва на протяжении всего постсоветского периода является основным центром миграционного притяжения для приезжих из стран СНГ и других государств. Даже беглый взгляд на улицы любого района столицы опровергает статистические данные о столь значительном преобладании славян.

Во-вторых, обе последние российские переписи проходили в стране, которая переживает процесс интенсивной депопуляции, т. е. численного сокращения населения вследствие отрицательного баланса рождаемости и смертности. С 1992 г. естественная убыль коренного населения РФ, большинство которого формируют русские, превысила 13 млн. человек. При этом в самой Москве депопуляция началась еще с конца 1980-х гг. Только за период с 1994 по 2003 гг. естественная убыль столичного населения составила 622 тыс. человек . Рост населения Москвы за межпереписной период (с 8,75 млн. человек в 1989 г. до 11,5 млн. человек в 2010 г.) носил преимущественно миграционный характер.

В-третьих, среди коренных жителей Москвы, как и в целом среди этнически русских, за весь рассматриваемый период наблюдались одни из самых низких в стране показателей рождаемости. Более того, в статистику московской рождаемости часто попадали дети жителей Подмосковья и многочисленных мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, рожденные в московских роддомах.

Безусловно, в числе многочисленных мигрантов, устремившихся в Москву, было и немало русских, украинцев и белорусов, но инокультурный миграционный потенциал значительно превышал и превышает потенциал внутренней миграции русских, их репатриации из стран СНГ и внешней миграции комплементарных мигрантов из Украины и Белоруссии.

Все вышеуказанные факторы, на наш взгляд, отрицают саму возможность сохранения численных пропорций и долевого соотношения русских, находящихся в Москве, на стабильном уровне. Еще более сомнительна возможность их абсолютного и относительного роста. При наблюдаемой в течение двух последних десятилетий стремительной инокультурной миграции, исчисляемой миллионами приезжих, население Москвы однозначно подверглось радикальным трансформациям этнического и конфессионального состава. Очевидно, что произошедшие изменения меняли соотношение мигрантов и коренных жителей далеко не в пользу последних.

Далее в нашей статье предлагается критически осмыслить правомерность некоторых итогов двух последних переписей населения посредством анализа численных оценок трех этнических групп (китайцев, армян и таджиков), представители которых уже продолжительное время активно мигрируют на территорию Российской Федерации. Выбор этнических групп был осуществлен произвольно. Похожую картину даст рассмотрение любых других этнических групп, участвовавших в массовой миграции на территорию нашей страны, но недооцененных в рамках переписных мероприятий.

В качестве вспомогательного оценочного компонента для сопоставления с экспертными расчетами по всем трем этническим группам были использованы данные о ежегодных суммах денежных переводов из России в страны исхода иммигрантов.

Китайцы

Как следует из данных переписи 2010г., в России проживает 28 943 китайца, что на 5 634 человека меньше, чем было зафиксировано предыдущей переписью (2002 г.). До настоящего времени нам не удалось обнаружить ни одной экспертной оценки, подтверждающей эту цифру.

Набор альтернативных оценок, претендующих на определение численности китайских мигрантов в России, весьма разнообразен. Чаще всего говорится о 200–400 тыс. китайцев на всей территории России. Сразу заметим, что, несмотря на регулярный миграционный приток из КНР в Россию, указанные цифры тиражируется в научных статьях и СМИ в неизменном виде уже более 10 лет. Впервые эти данные были представлены широкой аудитории еще в июле 2000 г. в публикации В. Гельбраса «Китайцы в России (журнал «Эксперт») и с тех пор «кочуют» из публикации в публикацию. Как ни странно, но эмпирической основой для приведенной выше экспертной оценки является скромный, как в количественном, так и в географическом отношении, социологический опрос, проведенный в 1998–1999 гг. и охвативший всего 757 китайских мигрантов в Москве, Хабаровске, Владивостоке и Уссурийске. При этом автор опроса и полученных в ходе его проведения оценок пишет об их приблизительности. По мнению Е. С. Вакуленко и В. В. Цимайло, оценка В. Гельбраса не учитывала незаконные пересечения гражданами Китая российской границы, а также проникновение на территорию РФ через Казахстан, граница с которым у обоих государств была открыта.

В обширном исследовании российского специалиста А. Г. Ларина, посвященном «китайскому вопросу», сообщается об отсутствии надлежащего учета внешних мигрантов и расхождениях в данных различных ведомств. Там же называются оценки численности китайцев на 2004 г. и 2007 г. со стороны высоко позиционированных отечественных управленцев (бывшего зам. главы администрации президента С. Э. Приходько и ответственного сотрудника МИД РФ К. В. Внукова), не превышающие 150–200 тыс. человек. .

В то же время динамика межстрановых перемещений в направлении Китай–Россия характеризовалась интенсивной тенденцией к росту. Согласно данным официальной статистики, в течение 2000–2008 гг. общее число прибывших из КНР в РФ на ПМЖ, в служебную командировку, в качестве предпринимателей, туристов, по приглашениям, транзитом увеличилось с 493,8 тыс. человек до 815,5 тыс. человек, или в 1,7 раза. Особенно был заметен рост въезжающих в Российскую Федерацию из КНР с частными целями. Так, по данным Федеральной пограничной службы России, в период с 2000 по 2008 г. число частных поездок в РФ из Китая возросло в 13 раз.

Текущая миграционная статистика, по крайней мере, открытая появилась далеко не сразу после начала массовой миграции извне. По имеющимся данным текущего учета, приток миграции из КНР за 1999–2008 гг. составил 205,9 тыс. человек. Однако, имеются резонные сомнения в полноте учета, с одной стороны, а с другой – справедливое замечание А. Г. Ларина об отсутствии необходимой информации о китайских мигрантах, въехавших в Россию, до начала их подсчета. Заметим также, что, по мнению руководителя Центра социальной демографии и экономической социологии ИСПИ РАН С. В. Рязанцева, для такой сильно локализованной этнической группы как китайцы, недоучет во время переписи населения мог составить – до 90%.

Подвергая серьезному сомнению данные двух последних переписей, отметим, что только в 2007 г. и только по контрактам в России работали 228,8 тыс. китайских граждан.

Примечательно, что в сообщениях китайских СМИ за 2006 г. можно прочесть о «порядка миллиона китайцев», которые въехали на российский Дальний Восток с начала 80-х годов прошедшего столетия. Близкую оценку (более 1 млн. человек) в 2003 г. озвучил представитель крупнейшей международной системы, осуществляющей трансграничные денежные переводы, региональный представитель Western Union по Восточной Европе Курт Маркс. Он также отметил высокую заинтересованность его компании в предоставлении услуг китайским мигрантам по причине их численного роста в РФ и значительного финансового потенциала.

О миллионной численности говорится и в публикациях отечественных исследователей Н. Ныровой (2004 г.) и М. Пальникова (2008 г.). По этому поводу ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН М. Пальников, пишет следующее: «Для текущего десятилетия можно встретить оценки со значительно большим разбросом – от 300–500 тыс. до 1 млн. человек. Если минимальный предел вызывает недоумение, то максимальный в принципе соответствует общему тренду: с начала XXI века отмечается неуклонный рост числа легальных трудовых мигрантов из Китая».

В конце 1990-х г. должностные лица МВД неоднократно заявляли о растущей “миграционной экспансии” китайцев на Дальнем Востоке. По их словам, присутствие нелегальных китайских мигрантов возросло здесь с 300 тысяч человек в начале 1994 года до 2 миллионов весной 1997 года. Можно, конечно, усомниться в точности данных МВД. Однако, на наш взгляд, больше оснований для сомнений дают данные двух последних переписей и экспертные оценки, оперирующие значениями 150–200 тыс. Между тем трудно не согласиться с тем фактом, что весь постсоветский период внутренние социально-экономические условия и целый ряд сопутствующих обстоятельств в обеих странах способствовали возрастанию числа китайских мигрантов на территории России.

Пожалуй, самой высокой оценкой численности китайцев в России является цифра 8 млн., которую прежде озвучил доктор экономики Дипломатической академии мира при ЮНЕСКО Е. Гильбо. Полагаем, что данная цифра вполне достижима в некотором будущем, но в настоящий момент, вероятнее всего, является завышенной.

График 1. Динамика численности китайцев в Российской Федерации, по переписям 1979, 1989, 2002, 2010 гг.

Денежные переводы

Как известно, на изменения в целевой аудитории, в т. ч. на трансформации этнического состава, очень чутко реагирует бизнес. Существует даже специальный термин – «этнический маркетинг». В данном контексте особенно ощутимо повышенное внимание к китайским мигрантам со стороны операторов систем денежных переводов.

Уже в 2003 г. известная международная платежная система Western Union, вслед за действиями своих прямых конкурентов, объявила о введении новых тарифов для денежного коридора Россия–Китай. Шкала тарифов была упрощена, а диапазон – расширен. При этом в некоторых диапазонах снижение оказалось весьма существенным – до 45%. Комментируя это решение президент «Вестерн Юнион ДП Восток» Курт Маркс заявил следующее: «Переводы между Россией и Китаем – это один из коридоров, имеющих значительный потенциал роста. Количество мигрантов из КНР в Россию постоянно увеличивается, и, по нашим данным, потребность китайских мигрантов в переводе денег крайне высока. В России проживает более 1 млн. китайцев, большей части которых необходимо пересылать деньги оставшимся на родине родственникам. Так, за девять месяцев этого года, с января по сентябрь, рост числа транзакций в коридоре Россия–Китай превысил 70%».

В вышеприведенном комментарии заслуживают особого внимания три обстоятельства. Во-первых, оправдавшийся прогноз Курта Маркса относительно роста объемов денежных переводов из России в Китай. Во-вторых, утверждение об увеличении в России числа мигрантов из КНР. В-третьих, не совпадающая с официальными цифрами и многими экспертными оценками заявленная численность китайцев в России (более 1 млн.). Полагаем, трудно переоценить осведомленность предпринимателей международного уровня о количественных и качественных характеристиках целевой группы. Как правило, подобным маркетинговым мероприятиям предшествуют тщательные исследования, на которые у бизнес-сообщества гораздо больше средств, чем у представителей современной российской науки. Собственно, в одном из интервью топ-менеджер Western Union прямо говорит о том, что «компания тщательно изучает поведение потребителей наших услуг и общую ситуацию на рынке».

График 2. Денежные переводы из России в Китай (млн. долларов)

Источник: http://www.cbr.ru

По данным Центрального Банка РФ с 2006 по 2012 гг., можно констатировать более чем трехкратный рост общей суммы денежных переводов из России в Китай (График 2). Только за указанные семь лет, по которым имеются необходимые данные, в указанном направлении было отправлено почти 3,5 млрд. долларов США. Существенный рост данного показателя был отмечен и непосредственно в год проведения последней переписи населения. По данным системы CONTACT, в коридоре Россия–Китай наблюдается устойчивая тенденция увеличения объема денежных переводов. В 2010 г. рост объема переводов составил 120% по отношению к 2009 г. Лишь в кризисном 2009 г. многолетняя тенденция роста денежного оттока была временно нарушена. Впрочем, даже в условиях экономического кризиса объем переводов в 2009 г. превышал соответствующий показатель в 2007 г. (398,8 млн. против 374,4 млн. долл.).

Однако, несмотря на столь значительные суммы, важно учитывать их неполноту. На сегодня сложно просчитать какая доля приходится на отток средств по неофициальным каналам. Называется диапазон от 40 до 60%. Например, по данным ИА «Росбалт» на 2006 г., 60% от объема денежных переводов в Китай поступило, минуя официальные каналы.

Выше уже отмечалась способность бизнес-сегмента оперативно реагировать на изменения этнической структуры общества. В этой связи хотелось бы отметить появление в 2005 г. «этнических» коммерческих предложений у известного сотового оператора «Билайн». Приведем выдержку из пресс-релиза Красноярского филиала ОАО «Вымпелком» (торговый знак «Билайн»), опубликованного в феврале 2007 г. на деловом портале «Красноярск.Биз.»: «…в канун нового года по китайскому календарю тарифные предложения «Билайн» были переведены на китайский язык специально для многочисленных представителей китайской диаспоры, проживающих в Красноярском крае… Мы стараемся сделать услуги сети «Билайн» еще более доступными для наших абонентов. Тарифные предложения, переведенные на иероглифы, помогут разобраться и выбрать каждому человеку оптимальный вариант использования услуг сотовой связи. …Для нашей Компании это не первый опыт взаимодействия с диаспорами. Так, в 2005 году был переведен на китайский ряд предложений для южноуральского китайского культурного центра. Эта практика будет продолжена».

Исходя из вышесказанного, целесообразно подвергнуть критическому осмыслению как данные о численности китайцев в рамках двух последних переписей, так и доминирующие экспертные оценки, варьирующие в диапазоне от 200 до 500 тыс. В данном случае более обоснованными и реалистичными представляются численные значения, называемые китайской стороной, некоторыми отечественными экспертами и представителями бизнес-сообщества, ориентированного на работу с данной категорией мигрантов. На фоне стремительного роста объема денежных переводов из России в Китай наиболее достоверными из всего оценочного массива представляются те расчеты, согласно которым на момент переписи 2010 г. в Российской Федерации находилось не менее 1 млн. этнических китайцев.

Армяне

Представителям армянской нации исторически свойственна высокая пространственная мобильность. Этот факт подтверждает хотя бы наличие в Москве и многих крупных городах многочисленных армянских диаспор, образованных многие века тому назад. В силу множества обстоятельств, к которым следует отнести факты массового геноцида армян, стихийные бедствия, межнациональные противостояния и целый комплекс социально-экономических причин, в сегодняшней Армении проживает гораздо меньше армян, чем за ее пределами. Вследствие многих иммиграционных волн в настоящий момент в Армении проживает около 3 млн. человек , в то время как за ее пределами – около 7 млн. человек.

Едва ли правомерно утверждать (как это делается в итогах последней переписи) о численности армян в России, равной 1,182 млн. Такая оценка фактически означает, что за межпереписной период с 2002 по 2010 гг. численное присутствие армян на территории РФ увеличилось лишь на 52 тысячи человек, что в условиях интенсивных иммиграционных потоков из Армении совершенно не соответствует действительности. Как утверждает Д. Богоявленский, разница в численности армян, зафиксированная в течение межпереписного периода (2002 – 2010 гг.), вполне вписывается в динамику естественного прироста , наблюдавшегося в рамках армянской общины в данные годы. Иными словами, в итогах переписи фактически не учтен имевший место миграционный прирост.

Такая оценка выглядит тем более неадекватной на фоне существенного роста армянского населения в России за период между переписями 1989 и 2002 гг. – с 530 тыс. до 1130 тыс. человек, т. е. на 600 тыс. за 12 лет. Даже официальные лица Армении, для которых свойственно преуменьшать масштабы иммиграции из страны, утверждают о значительном оттоке населения в течение всего периода независимости страны.

Начнем с оценок, которыми оперирует миграционное ведомство Армении. В 2010 г., за три месяца до проведения в России очередной переписи населения, начальник государственной миграционной службы Армении Гагик Еганян оценивал численность армянской эмиграции в диапазоне от 1 до 1,2 млн. человек. При этом Еганян, отмечал, что миграция из Армении носит одновекторный характер в сторону России, на долю которой приходится 94% трудовых армянских мигрантов. Доминирующий российский вектор, составляющий от 84,5 до 97% в общем миграционном потоке из Армении, подтверждают и многие эксперты (А. Минасян, А. Погосян, Л. Геворгян, Т. Хакобян и др.).

При этом важно учитывать, что для армянских властей характерны более сдержанные оценки эмиграции из страны. Такая позиция связана, в том числе с политической необходимостью демонстрации обороноспособности и социальной стабильности на фоне перманентного политического конфликта с Азербайджаном. «Предсказания массового исхода населения только льют воду на мельницу неприятеля» – заявил президент Армении Серж Саргсян на заседании кабинета министров 20 июля 2011 г.

В то же время, согласно авторитетному зарубежному источнику “The World Factbook” (разработчик-составитель – ЦРУ США), в мировом миграционном рейтинге по показателю т. н. чистой иммиграции (баланс иммиграции и эмиграции), Армения занимает 197 место из 222 стран. Уточним, что нижние позиции рейтинга занимают страны, в которых наблюдается отрицательная миграционная динамика. Из постсоветских стран более удручающее положение в миграционной сфере, чем в Армении (– 5,88 / 1000 чел.) наблюдается только в Киргизии (– 6,16 / 1000 чел.) и Молдове (– 9,8 / 1000 чел).

Для получения более объективной информации предлагаем взглянуть на ситуацию глазами армянских независимых экспертов, которые, с одной стороны, будучи этническими армянами, изучали вопрос «изнутри», с другой – являются квалифицированными специалистами, не ограниченными политическими обстоятельствами.

По мнению исследователя армянской диаспоры В. Курдумяна, динамика роста численности армянского населения в России выглядела следующим образом: в 1989 г. число армян в России составляло 532 тыс., в 1994 г. – 1,8, млн., в 2003 г. – 2,2 млн., в 2007 г. – 2,5 млн. армян. Аналогичная оценка была озвучена и на высшем правительственном уровне в России. Так, в конце 2004 года бывший премьер-министр РФ Михаил Фрадков заявил следующее: «Использовать армянскую диаспору России – 2,5 млн. чел. – это колоссальный потенциал…»

По данным другого специалиста В. Ходжакяна, эмиграция из Армении достигла значительных масштабов уже к 1996 г. Экспертная оценка академика В. Ходжакяна (1996 г.) была получена с помощью специально разработанной методологии, основанной на учете особенностей траектории изменения уровня рождаемости населения республики, согласно которой суммарная величина отрицательного остатка внешней миграции составила 1,5 млн. человек. Обратим особое внимание, что речь идет об «отрицательном остатке», то есть о балансе между прибывшими и выбывшими. Следовательно, конечное число эмигрировавших из Армении к 1996 г. превышало 1,5 млн. чел., из которых согласно вышеприведенным данным, от 84,5 до 97% выехали в Российскую Федерацию.

Более низкие, но все-таки впечатляющие оценки дает В. Ходжабекян, определяя валовый объем эмиграции из Армении к 1997 г. в районе 1 млн. человек.

Государственные данные за сопоставимый период оказались значительно ниже. Так, по результатам исследования проведенного армянским Министерством статистики, государственного регистра и анализа, суммарная величина отрицательного сальдо внешней миграции Армении за 1991–1998 гг. составила: “(…) 760-780 тыс. человек, из которых только 610 тысяч являлись постоянными жителями республики”. Подчеркнем, что и в этом случае, судя по терминологии авторов, речь идет не о конечных цифрах выехавших, а о разнице между миграционным оттоком и миграционным притоком. Следовательно, число выехавших из Армении только в 1991–1998 гг. даже по заниженным данным, которые в силу указанных ранее причин характерны для государственных ведомств, превышает 760 тыс. человек.

Возвращаясь к масштабам эмиграции из Армении в период, непосредственно предшествующий Всероссийской переписи населения 2010 г., уместно привести данные исследования «Миграция в странах СНГ» (авторы – М. Денисенко, О. Чудиновских). Согласно его результатам, отток населения из Армении за период с 2000 по 2009 гг. составил 668 тыс. человек. По данным Всемирного банка по состоянию на 2010 г., численность эмигрировавших из Армении составляла 870,2 тыс. человек. Главным устремлением армянских мигрантов все эти годы была, как и прежде, Российская Федерация.

Учитывая особую духовную связь с традиционной религией, которая свойственна армянам за пределами материнского государства, и наличие тесных контактов диаспоры с приходами Армянской Апостольской Церкви, целесообразно обратить внимание на мнение религиозных лидеров. По этому поводу Католикос Армении Арам Первый говорит следующее: «Сегодня в России проживает около 2 млн. армян. Армяне всегда принимали участие в жизни России, этому подтверждение – сама история. Дружба между нашими странами существует издавна».

Максимальные оценки численного присутствия армян в России приводятся в интернет-энциклопедии Википедия. В одной из версий соответствующего раздела под названием «Армяне в России» была указана цифра 3 500 000.

График 3. Динамика численности армян в Российской Федерации по переписям 1979, 1989, 2002, 2010 гг.

Денежные переводы

Косвенно о численном росте армянской иммиграции за последнее десятилетие может свидетельствовать и динамика денежных переводов (График 4). Объем денежных трансфертов вырос в 1,9 раза в 2006-2010 гг. и в 2,7 раза – за период с 2006 по 2012 гг. Причем рост объема денежных переводов в 2,3 раза был зафиксирован уже в 2006–2008 гг., после чего эта динамика была временно скорректирована кризисными тенденциями в российской экономике.

Впрочем, несмотря на имевший место финансовый кризис, итоговые суммы личных трансфертов из России в Армению, начиная с 2007 г. были близки или существенно превышал 1 млрд. долларов США (График 4). К примеру, в 2009 г. объем денежных переводов, поступивших в Армению из-за рубежа (в основном из России), составлял 9% от ВВП этой страны. При этом необходимо учитывать, что далеко не все средства, отправляемые (вывозимые) мигрантами на родину попадают в соответствующую статистику. По обследованию Национальной статистической службы, 40% денежных переводов поступали в Армению в виде банковских переводов, около 27,5% – через друзей/родственников, 18,3% – через операторов денежных переводов.

График 4. Денежные переводы из России в Армению (млн. долларов)

Источник: Центральный Банк Российской Федерации. http://www.cbr.ru

Таким образом, приходится констатировать весьма широкий разброс оценок, характеризующих численное присутствие армян в России. Показательно, что даже самые сдержанные расчеты независимых специалистов демонстрируют гораздо более высокую численность армян в России, чем сообщается в итогах последней российской переписи. По самым осторожным оценкам, исходящим из явно заниженных данных государственных органов Армении, в России на момент проведения последней переписи находились около 2 млн. армян, что на 800 тыс. человек превышает цифры, заявленные в ее итогах. Однако, более близкой к реальности, на наш взгляд, является численность армянских мигрантов в диапазоне между 2,2 и 2,7 млн. человек.

Таджики

Относительно данной этнической группы в итогах ВПН-2010 сообщается, что ее численность на момент проведения переписи составляла 200 303 человека. Ниже будет показано, что и в этом случае результаты последней переписи нельзя считать достоверными.

Массовая таджикская миграция в Россию – явление далеко не новое. Миграционная ситуация в Таджикистане стала меняться еще в начале 1990-х гг. под воздействием гражданского военного конфликта (1992–1997 гг.), приведшего к многочисленным человеческим потерям и появлению беженцев и вынужденных переселенцев.

Резкий всплеск трудовой миграции среди граждан Таджикистана стал заметен в 1999 г. Затем миграционная ситуация несколько стабилизировалась, но в 2004 г. был отмечен новый подъем миграционной активности. С 2003 по 2005 гг. социологи отмечали почти трехкратный рост респондентов, сообщавших о выезде за рубеж с целью заработка. При этом, начиная с 1995 г. иммиграционный поток из Таджикистана все больше фокусировался на России. В силу долговременного отсутствия широких перспектив на рынках труда соседних стран, Россия становилась основной страной-реципиентом для выходцев из Таджикистана. Если в 2001 г. в РФ работали 84%, то в 2004 г. – 97,6% мигрантов из Таджикистана. В 2007 г. почти таджикских 37% домохозяйств отправляли на работу за рубеж одного и более мигрантов. По другим данным, к 2007 г. 40% домохозяйств в Таджикистане получали денежные переводы от ближайших родственников, работавших в России. К этому времени объем трудовой миграции оценивался в 700 тыс. человек, что является одной из минимальных границ в оценочном диапазоне относительно данной группы мигрантов.

Еще в начале 2000-х гг. эмиграция из страны получила в Таджикистане официальное одобрение властей. На административно-правовом уровне полезность миграции объяснялась наличием огромного числа безработных, которые в 2000 г. составляли 16,8% экономически активного населения. С точки зрения Правительства Таджикистана, трудовая миграция продиктована необходимостью смягчения социальной напряженности, обусловленной незанятостью экономически активного населения и интересами получения дополнительных валютных поступлений в бюджет страны за счет налогов от прибылей фирм-посредников.

Согласно заявлению президента Таджикистана Эмомали Рахмона, в России живут около 1 млн. таджиков. В комментарии таджикского президента по поводу приведенной цифры, вероятно, речь идет исключительно о таджикских гражданах и возвратной трудовой миграции последнего времени: «Около 1 млн. таджикских мигрантов живут и работают в России… А куда они еще в регионе могут поехать? Они работают и помогают своим семьям, а также помогают экономике своей страны». Исходя из логики высказывания, в эту цифру не входят те, кто давно переехал в РФ на постоянное место жительство и получил гражданство. Данное предположение подтверждает оценка миграционной ситуации главой представительства ФМС РФ в Таджикистане Виктором Себелевым. По его словам, в настоящее время на территории России проживают свыше 1 млн. граждан Таджикистана.

В качестве независимых оценок, отражающих современные масштабы таджикской иммиграции в Россию, таджикские эксперты указывают цифры от 600 тысяч до 1,5 млн. По данным правозащитной организации «Таджикские трудовые мигранты», за последние 20 лет больше 1 млн. выходцев из Таджикистана получили российское гражданство. Часть из них справедливо отнести к категории репатриантов – этнически русских и в целом славян, переехавших в Россию. Однако, здесь важно учитывать и тот факт, что по переписи населения 1989 г. в Таджикской ССР проживали не более 440 тыс. восточных славян (русских, украинцев и белорусов). Даже, если допустить, что все они выехали в Россию и стали российскими гражданами, то с учетом естественного прироста/убыли среди славян и присутствия в этом миграционном потоке представителей других этнических групп (немцев, татар и др.) едва ли правомерно утверждать об оттоке нетаджикского населения, численно превышающего 500 тыс. человек.

График 5. Динамика численности таджиков в Российской Федерации по переписям 1979, 1989, 2002, 2010 гг.

По расчетам руководителя упомянутой выше правозащитной организации Каромата Шарипова, в России постоянно находится не менее 1,2 млн. человек, приехавших из Таджикистана. Близкие цифры называют и представители соответствующих органов страны исхода: по данным Миграционной службы Таджикистана на 2011 г., на территории РФ проживает 1 032 620 граждан Таджикистана. При этом, по мнению К. Шарипова, такой социальный слой как таджикские мигранты является очень эластичным по своим количественным параметрам – в результате сезонных колебаний в отдельные периоды численность приезжих из Таджикистана возрастает до 2 млн. человек.

Согласно данным миграционного учета, в Россию в течение одного года въезжает в шесть раз больше таджикских граждан, чем все таджикское население России, зафиксированное в рамках последней переписи. По словам директора ФМС РФ Константина Ромодановского, в 2009 году 1 миллион 288 тысяч граждан Таджикистана пересекли государственную границу РФ. Часть данной миграции носит временный возвратный характер, однако многие трудовые мигранты остаются в России и со временем перевозят сюда свои семьи.

Во время написания данной статьи нам попались интересные данные по прибытию иностранных граждан в г. Екатеринбург через аэропорт «Кольцово» за 2008 г. и 2011 г. (Графики 6 и 7). Согласно авиа-статистике, только в указанном аэропорту всего за один 2008 год было зарегистрировано прибытие 51,7 тысяч граждан Таджикистана, а в 2011 г. численность мигрантов из этой группы составила 47,2 тысячи человек. Подчеркнем, что речь идет лишь о годовом интервале и о численности мигрантов из Таджикистана, прибывших лишь в один из 83 субъектов Российской Федерации.

График 6. Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства через аэропорт «Кольцово» в 2008 г.

Данные по численности, плотности, рождаемости, смертности, физической активности и другие.

2018

Предварительные итоги Пробной переписи населения 2018 года

По сообщению от 13 ноября 2018 года пробная перепись населения 2018 года стала самой масштабной и необычной пробной переписью в России . На ее первом этапе, прошедшем с 1 по 10 октября 2018 года на всей территории страны, отрабатывался принципиально иной способ сбора сведений о населении – самостоятельное заполнение респондентами электронных переписных листов на Едином портале государственных услуг (Gosuslugi.ru) . В цифровой переписи населения приняли участие более 1,2 миллиона жителей России, имеющих подтвержденную учетную запись на портале Gosuslugi.ru.

Населению экспериментальная интернет -перепись понравилась, об этом говорят положительные отзывы респондентов на портале Gosuslugi.ru. В свою очередь, мы убедились, что использование цифровых технологий позволяет существенно экономить государственные средства. Кроме того, реакция жителей страны на применение интернет-технологий позволила по-другому взглянуть на процедуру проведения переписей населения. «Интернет-перепись навела нас на мысли – как упростить вопросы переписных листов, более внятно их формулироват. Во втором этапе ППН-2018, прошедшем с 16 по 31 октября в 10 пилотных районах, приняло участие более полумиллиона жителей страны. По словам главы Росстата, полученный опыт использования переписчиками планшетных компьютеров оказался положительным. Кроме, составления маршрута переписчика, упрощения процедуры опроса респондентов, использование переносных компьютеров позволило значительно ускорить процесс передачи полученных первичных данных . «]]Программное обеспечение]] наших планшетных компьютеров достаточно эффективное в использовании, простое для обучения переписчиков и каких-то сомнений в его использовании нет.

Успешной оказалась идея использования Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), предложенная Министерством экономического развития России и органами власти муниципального уровня. В МФЦ жители страны могут получить доступ к порталу Gosuslugi.ru.

Кроме того, необходима стимуляция участия отечественных респондентов в переписях населения, расширения контингента использующих для этих целей интернет, обратил внимание глава Росстата.

Как отметил Суринов, в число пилотных районов ППН-2018 были включены труднодоступные регионы, в которых Росстат провел перепись в обычные сроки – в октябре. «Но это потребовало значительных дополнительных затрат на транспорт , поэтому целесообразность этой практики мы будем обсуждать. Отчет о проведении Пробной переписи населения 2018 года и предложения для оптимизации организационно-технологической схемы 2020 Всероссийской переписи населения 2020 года будут сформированы уже в ноябре 2018 года, а итоги ППН-2018 опубликованы в первом квартале 2019 года.

Пробная перепись населения 2018 года выходит на финишную прямую

27 октября 2018 года переписчики завершат 100-процентный обход жилых помещений в районах проведения Пробной переписи населения. С 28 по 31 октября в этих районах будет проведен выборочный контрольный обход жилых помещений для проверки качества работы переписчиков и правильности учета населения, сообщили TAdviser 26 октября 2018 года в «Почте России» .

В московском районе Свиблово, Хангаласском улусе Якутии, Нижнеудинском районе Иркутской области и части городского округа Великий Новгород население переписывают сотрудники «Почты России»

За четыре дня контрольного обхода в районах проведения Пробной переписи населения - Эльбрусском муниципальном районе Кабардино-Балкарской Республики, муниципальном районе «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия), Алеутском муниципальном районе Камчатского края , городе Минусинске Красноярского края , Нижнеудинском и Катангском муниципальных районах Иркутской области , городе Великий Новгород , поселке городского типа Южно-Курильск Сахалинской области , районе Свиблово СВАО г. Москвы и муниципальном округе Княжево г. Санкт-Петербурга - переписчики вместе с инструктором или контролером полевого уровня обойдут 10% жилых помещений.

Во время контрольного обхода будет проверена правильность счета населения: нет ли пропущенных или ошибочно записанных людей. Для этого будет уточняться, сколько человек в помещении было переписано, поименно сверят наличие записей о них в соответствующих формах переписных документов. При необходимости в переписные листы могут быть внесены исправления. На первом этапе Пробной переписи населения - с 1 по 10 октября - любой житель России , имеющий подтвержденную учетную запись на Едином портале государственных услуг (Gosuslugi.ru), мог переписаться самостоятельно, заполнив электронные переписные листы на себя и членов своей семьи в интернете .

Второй этап Пробной переписи населения проходит с 16 по 27 октября. Жители районов проведения Пробной переписи, переписавшиеся в интернете, могут предоставить переписчику для сверки полученный код подтверждения прохождения переписи в Сети. Те, кто не переписался на первом этапе и не хотят пускать переписчика в дом на втором этапе, могут пройти пробную перепись на переписных участках, расположенных на территории районов пробной переписи населения 2018 года.

В московском районе Свиблово, Хангаласском улусе Якутии, Нижнеудинском районе Иркутской области и части городского округа Великий Новгород население переписывают сотрудники «Почты России». Для доставки в эти районы переписных листов, экипировки переписчиков, а также расходных материалов используется логистическая инфраструктура «Почты».

Росстат повысил прогноз по пробной электронной переписи населения

По поводу некой оптимистичной или пессимистичной оценки [количества предполагаемых участников электронной переписи населения]. Мы проводили опросы, делали фокус-группы, анализировали опыт других стран. Наша первоначальная минимальная оценка была 10%. Судя по тому, как ИТ врывается в нашу жизнь, мы примерно посчитали, что можно поднять эту планку до 20%. Тем более, мы говорим не о сегодняшнем дне, а о 2020 г. Потому для пробной переписи мы и призываем все население [поучаствовать], чтобы оценить: очень ли оптимистические настроения у нас или, наоборот, мы слишком большие пессимисты, - подчеркнул Александр Суринов.

Пробная перепись населения 2018 года проводится для выработки оптимальной организационно-технологической схемы проведения Всероссийской переписи населения 2020 года, предполагающей комбинирование различных способов сбора сведений о населении. По итогам пробной переписи населения будут разработаны рекомендации по оптимизации бюджетных расходов на Всероссийскую перепись населения 2020 года с учетом внедрения новых способов сбора сведений о населении.

Система сбора и обработки данных, создаваемая для Всероссийской переписи населения 2020 года, станет одним из компонентов Национальной системы управления данными (НСУД). В перспективе эта система должна обеспечить полную цифровизацию процесса сбора и обработки данных на основе единых методологических и технологических подходов.

Пробная перепись населения 2018 года пройдет в период с 1 по 31 октября в два этапа: первый будет всероссийским, второй - локальным и затронет 10 районов в девяти субъектах Российской Федерации. На первом, федеральном, этапе предварительной переписи заполнить переписные листы на портале госуслуг с 1 по 10 октября сможет любой житель России , имеющий на этом портале подтвержденную учетную запись. В 10 пилотных районах респонденты, заполнившие переписные листы в интернете , получат уникальные коды подтверждения прохождения переписи - они понадобятся на втором, локальном, этапе переписи.

С 16 по 31 октября на территории 10 пилотных районов в девяти субъектах Российской Федерации переписчиками будет осуществляться поквартирный обход: с 16 по 27 октября - 100-процентный, а с 28 по 31 октября - выборочный контрольный обход 10% жилых помещений. Кроме того, жителям будет предоставлена возможность переписаться на стационарных участках. Респондентам 10 пилотных районов, уже переписавшимся на портале госуслуг, достаточно будет предоставить переписчику для сверки полученный ранее код подтверждения.

Пробная перепись россиян пройдет в интернете

В рамках Пробной переписи населения, которая состоится в октябре 2018 года, россияне впервые смогут заполнить анкету через интернет , сообщил CNews 31 мая 2018 года. Сделать это можно будет непосредственно на портале госуслуг в ходе первого этапа мероприятия с 1 по 10 октября. Правительство ранее внесло коррективы в нормативную базу, необходимые для работы данной услуги. Мероприятие является подготовительным перед Всероссийской переписью населения, запланированной Росстатом на 2020 г.

После заполнения анкеты на портале госуслуг гражданин получит по электронной почте или в SMS код подтверждения участия в переписи. При этом заполнить документ гражданин сможет за всех членов семьи - коды подтверждения участия в переписи будут высланы каждому.

Между тем, вопрос о том, потребуется ли гражданам предоставлять согласие иных лиц на то, чтобы за них их родственник заполнил анкеты, еще не проработан. Не реализована пока и возможность участия в переписи через региональные порталы госуслуг - вопрос прорабатывается Росстатом совместно с Министерством цифрового развития .

Перепись населения традиционным способом будет проходить на отдельных территориях ряда российских регионов. В том числе в Москве , Санкт-Петербурге , Новгородской , Иркутской и Сахалинской областях , республиках Кабардино-Балкария и Якутия , Красноярском и Камчатском краях.

На втором этапе с 11 по 15 октября 2018 г. будет составлен список жителей территорий, которые уже прошли анкетирование через интернет. На третьем этапе - с 16 по 31 октября 2018 г. - вновь пройдет анкетирование граждан, но уже традиционным способом. При этом переписчик может попросить показать код, подтверждающий факт участия в переписи онлайн.

Кроме того, в ходе пробной переписи планируют разрешить переписчикам использовать планшеты , но только на территории Москвы , Санкт-Петербурга и Великого Новгорода . Устройства закупаться не будут. Вместо этого будут задействованы планшеты, которые ранее уже применялись при проведении Микропереписи в 2015 г. и Всероссийской сельскохозяйственной переписи в 2016 г. В общей сложности Росстат сможет аккумулировать 25 тыс. - 30 тыс. планшетов.

Некоторых переписчиков вооружат и бумажными анкетами. Они необходимы в качестве запасного варианта и для граждан, которые хотят видеть запись ответов на заданные им вопросы.

На планшеты будет установлено специальное ПО для проведения анкетирования, которое еще не разработано: Росстат совместно с Министерством цифрового развития завершают формирование соответствующего конкурсного задания. Будущий софт должен быть отечественного производства и иметь сертификаты защиты информации от ФСТЭК .

Полмиллиарда на перепись

Государство выделило 484,6 млн руб. на развитие системы для подготовки, проведения, обработки материалов и получения итогов всероссийской переписи населения в 2018 г .

Эта сумма фигурирует в качестве стартовой цены контракта в тендере Федеральной службы государственной статистики (Росстата), запущенном 16 марта 2018 г. Заявки от претендентов будут приниматься до 6 апреля 2018 г.

Назначение системы

Рассматриваемая здесь автоматизированная система Росстата официально предназначена для подготовки, проведения, обработки сведений о населении и получения итогов всероссийских переписей населения включая пробные переписи и даже так называемые микропереписи.

Как говорится в тендерных документах, система представляет собой единый программно-технический комплекс, объединяющий в себе средства для выполнения работ по этапам подготовки, проведения, обработки сведений о переписи населения, включая сканирование и распознавание машиночитаемых бланков, ввод данных через интернет планшетные компьютеры и смартфоны , проведение кодирования и формально-логического контроля, формирование базы данных переписи, получение итоговых таблиц, а также «других операций, необходимых для проведения мониторинга всех этапов переписи», отмечают авторы закупки.

Фронт работ

Из тендерных документов следует, что будущему подрядчику предстоит развить уже существующее в системе ПО для актуализации прописанных в ней списка адресов, подготовки софта сбора необходимых данных, для организации сбора сведений о населении, для «реализацией методов дополнения и анализа статистических данных о численности населения России на основе геоаналитических данных при подготовке и проведени» переписи 2020 г. и т. д.

2017

В России пройдет пробная перепись населения с использованием электронных анкет

Основной этап

Планируется, что основной этап переписи населения в 2020 году впервые пройдет с использованием новой методики: граждане смогут самостоятельно заполнить форму через интернет. Это «позволит обеспечить более полное участие населения в переписи и получение качественных итогов» и «сформировать новый, оперативный формат коммуникации с населением», уверены представители регулятора и эксперты.

«Электронная перепись»

«Электронная» перепись будет осуществляться на специальном государственном портале, куда можно будет попасть с официального сайта ведомства или через портал госуслуг. Идентификацию в системе планируется проводить по страховому номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС), также можно будет указать электронную почту и номер телефона.



Статьи по теме: