Перспективы развития страхования в россии. Сущность страхования и перспективы развития страхового рынка в рф Ключевые риски на рынке страхования

Страхование в современном обществе, как и в многовековой истории, является и являлось мощным фактором положительного воздействия на экономику. Особую роль страхование начинает играть с развитием рынка. Как следствие, сегодня этот вид экономической деятельности становится всё более и более развит. Но, как и у любого «молодого» явления, у страхования есть свои особенности становления и распространения и факторы сдерживания. Именно поэтому темой данной работы является изучение перспектив развития страхования.

В качестве цели выдвигается изучение обстоятельств, способствующих формированию и развитию страхования как социального института, а также причин, сдерживающих данный процесс.

Основными задачами являются:

  • формулировка понятия «страхование»;
  • определение преимуществ и недостатков страхования;
  • выдвижение гипотез нераспространенности страхования как общественного явления;
  • обозначение возможных путей и тенденций развития страхования.

В нашей стране в период реформ произошло коренное качественное изменение социальной структуры общества, изменилась система ценностей - социальных регуляторов отношений между людьми, изменилась система социальных статусов и социальных отношений. Изменения в той или иной степени затронули все социальные институты, не обошли они и сферу страхования. Актуальность исследования страхования обусловлена, прежде всего, тем, что, согласно Конституции РФ, «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» , т.е. социальное направления в политике государства является приоритетным. Социальная защита населения объявляется значимой задачей деятельности государства. Изменения направлены на обеспечение определенных стандартов уровня и качества жизни населения.

Страхование как социальный институт в современных динамичных условиях является одной из систем снижения социальных рисков, оно способно обеспечивать гражданам определенное чувство безопасности и защиты от техногенных, экологических, производственных и бытовых опасностей. Все большей опасностью являются риски террористических актов, от которых, к сожалению, не защищены не только взрослые, но и дети. Роль страхования все более усиливается также и в современной экономике. Постоянное увеличение накапливаемого общественного достояния и усложнение техногенных, экономических и социальных рисков, угрожающих его сохранению и приумножению, требуют создания эффективной и масштабной страховой системы, предназначенной для компенсации непредвиденных материальных убытков.

«Страхование - отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)» . Это одна из древнейших категорий общественно-производственных отношений.

Как экономическая категория страхование - это совокупность экономических отношений, представляющая собой систему форм и методов формирования целевых фондов и их использования на возмещение ущерба при различных непредвиденных явлениях, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.

«Социология страхования как частная социологическая теория в области экономической социологии изучает процессы общественного взаимодействия субъектов и объектов страхового рынка, страховое поведение населения и социальные последствия развития рынка страховых услуг. Предметом данной области социологического знания является страховое поведение экономических субъектов (граждан, фирм и государства) как формы общественного поведения». Именно поэтому сегодня так важно изучать значение страхования в обществе в целом, его влияние на происходящие социальные процессы, а также возможные перспективы его развития.

В настоящее время российский страховой рынок демонстрирует процесс быстрого и устойчивого роста, улучшаются его качественные характеристики, что предполагает в ближайшей перспективе значительное повышение роли страховых компаний в социальной сфере и национальной экономике, в то время как в западной экономике страхование занимает уже достаточно весомую долю на общем рынке услуг.

Развитие рынка, когда каждый товаропроизводитель действует на свой страх и риск, повышает роль и значение страхования. При этом изменения затрагивают также область личного и имущественного страхования граждан, что непосредственно связано с экономическими интересами населения. Сегодня страхование является, с одной стороны, способом экономической защиты граждан и бизнеса, а с другой стороны - деятельностью, приносящей доход.

Страхование дает многое: уверенность в завтрашнем дне, защиту от непредвиденных расходов, необходимую помощь в сложных ситуациях. Сегодня население в общей своей массе даже не информировано об опциях страхования. Многие знают только обязательные виды, например, обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Но ведь существует и добровольное страхование имущества (автомобиля, квартиры, дома, предметов роскоши), и страхование жизни, медицинское страхование, и страхование ответственности. Таким образом, сегодня в России, как и 20 лет назад, наблюдается односторонняя направленность развития рынка страховых услуг и перекос в сторону обязательных видов страхования.

Возможно, именно из-за отсутствия информации у людей сегодня эта сфера экономических отношений совершенно не развита. Ведь страхование может защитить от убытков, которые возникают вследствие разрушительных факторов, совершенно неподконтрольных человеку. К тому же не всегда удается найти виновного, того, кто несет ответственность за случившееся. Вследствие этого человек может оказаться в сложной жизненной ситуации. Поэтому в данном случае страхование является неотъемлемым помощником в решении сложившихся проблем.

Одной из причин неразвитости рынка страхования сегодня является негативное отношение населению к этому виду экономической деятельности, что обусловлено следующими факторами:

  • отсутствие развитой страховой инфраструктуры - до сих пор мы не можем наблюдать полную удобную структуру страховых компаний на рынке, которые бы могли обеспечить более комфортное функционирование предпринимательских субъектов и возможность более понятного пользования данными услугами;
  • низкая страховая культура - является следствием низкой экономической культуры в целом, малая распространенность и информированность о страховом рынке;
  • ненадежность страховых компаний - некоторые страховщики ведут нелегальную, незаконную деятельность, вследствие чего страхователи оказываются ими обманутыми. Однако для всех страховых организаций законом введен минимальный возможный размер уставного капитала. Ведь страховщики имеют дело не только с физическими лицами, но и с юридическими, ущербы которых могут быть оценены огромными суммами. Благодаря введению ограничения на минимальный размер уставного капитала, клиенты могут быть уверены, что при возникновении страхового случая они получат компенсацию в объеме, необходимом для покрытия возникших расходов.

Кроме того для снижения значимости последнего фактора страхование регулируется и контролируется государством, которое с каждым годом ужесточает законы, применяемые к страховым организациям. Благодаря этому снижается риск неполучения выплат, неудовлетворения требований клиентов. Это должно побуждать как можно больше граждан к использованию данного вида услуг.

Что касается взаимодействию государства страхования, то на сегодняшний день ситуация достаточно сложная. Как уже было сказано ранее, государство обязывает страховать ответственность автовладельцев (ОСАГО), опасные объекты при строительстве или в производстве, пассажиров воздушного судна, туристов и военнослужащих. Что же касается всего остального, то здесь физические и юридические лица вправе выбирать сами: нужно им это или нет. Однако на практике видно, что сегодня добровольное страхование интересует лишь небольшую долю потенциальных клиентов. Многие не понимают того механизма, с помощью которого осуществляется данная деятельность и не видят смысла вкладывать сегодня в, возможно, свое будущее.

А что же происходит после? Давайте рассмотрим ситуацию 2010 года, когда летом при засухе погорело множество частных домов и дач. При этом люди остались полностью без жилья и крова над головой. Конечно, государство взяло на себя эту ответственность и либо выделило определенное количество средств пострадавшим на восстановление, либо построило новые дома. Но сколько незапланированных денежных затрат ушло на это!? Какую «дыру» в государственном бюджете «прожгли» те летние пожары!? Причем на единицу домохозяйства было выделено не так мало! А если представить, что все имущество хотя бы некоторых из пострадавших было застраховано! Во-первых, каждый владелец получил бы полную компенсацию за причиненный вред его имуществу; во-вторых, на государство не легло бы то бремя необходимой помощи в плане финансов (они бы остались в казне и, возможно, были бы распределены более эффективно).

Как известно, большая доля населения нашей страны принадлежат к классу, ниже среднего. Средний класс (по оценке Института современного развития) - это люди, чей доход на одного члена семьи в месяц составляет 2 - 2,5 тысячи долларов, не менее 40 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи и 2-3 легковые машины на семью. Отсюда видно, что всего лишь около 7% россиян можно отнести к среднему классу. Следовательно, при наступлении несчастного случая, чрезвычайного происшествия небольшое количество населения сможет помочь себе и обеспечить себя.

Для этого государство и вводит обязательные виды страхования, чтобы привить гражданам то осознание необходимости данной услуги, ту культуру страхования, которой у нас в стране пока нет. И учитывая наш менталитет на сегодняшний день, давление государства в этом русле просто необходимо для понимания важности страхования. В данном случае, государство выступает помощником и советчиком для нас, что вполне закономерно, имея ввиду нераспространенность и непопулярность добровольных видов страхования.

Поэтому сейчас происходит повышение тарифов на обязательное страхование, что, конечно, вызывает неудовольствие у населения на фоне общего повышение цен на большинство товаров и услуг в стране. Однако данная мера в страховании имеет под собой объективные причины: увеличивая тарифы, государство увеличивает сумму ответственности страхователя. Кроме того в Государственной Думе уже несколько лет рассматривается законопроект о введение нового вида страхования - обязательного страхования квартир. Ведь это место, где человек, казалось бы, защищен полностью, однако не всегда (ошибки коммунальных служб, затопление, утечка газа, террористические акты, оплошности самих жильцов и т.д.). Ведь страхование квартиры не стоит больших денег, зато страхователь будет уверен в том, что при несчастном случае ему не надо будет «лезть в тумбочку», брать в долг, только чтобы оплатить соседу причиненный ущерб, например. Поэтому государство, являясь социальным (как прописано в Конституции РФ), пытается помочь своим гражданам в решение их проблем.

Для страхового рынка жизненно важно, чтобы работа по развитию системы социальных стимулов по увеличению спроса на страхование велась страховым сообществом в тесной взаимосвязи с исследованием и анализом общеэкономической ситуации в стране. При обеспечении такой взаимосвязи удается создать систему практически применимых стимулов, которые способны реально содействовать расширению отечественного страхового поля. Приоритетным представляется направление по активизации формирования страхового портфеля по добровольным видам страхования путем взаимодействия с потенциальными страхователями. Этот путь лежит через разработку и использование экономических и организационных стимулов.

Сегодня в России имеются основные тенденции и приоритетные направления развития страхового рынка, а именно:

  • основная тенденция развития российского рынка страховых услуг заключается в объединении банков и страховыхорганизаций в виде совместных проектов по продаже страховыхполисов через банковскую сеть. Интеграция и движение страховых компаний в сферы финансового сектора, расширение набора предлагаемых ими продуктов становятся решающим фактором успешного развития страховых компаний. В то же время вопрос расширения состава страховых портфелей в России стоит не так остро, поскольку еще есть неудовлетворенный спрос на классические наборы страхового портфеля. На западе сегодня практически не осталось свободных ниш для страховых компаний, и поэтому страховщики конкурируют между собой за определенный круг потребителей в течение десятков лет. Российские страховые компании в отличие от западных коллег в этом смысле имеют преимущества: они могут комбинировать и продавать на российском рынке как классические, так и новые специфические виды страхования;
  • другая тенденция состоит в глобализации страховогорынка, которая приведет к увеличению на отечественномрынке числа иностранных страховщиков, заинтересованныхв создании различных альянсов и совместных проектов сотечественными страховщиками;
  • третья тенденция российского страхового рынка заключается в продаже страховых продуктов через Интернет.Это направлениев страховом бизнесе является очень перспективным, посколькупозволяет преодолевать большие расстояния снаименьшими затратами и в будущем будет служить основнымфактором, определяющим успех страховой компаниив России. Естественно это влияет на социальную сферу, так как формируется более широкое распространение страхования как социального явления среди большего числа представителей различных слоев населения;
  • к тому же сегодня набирает свои обороты ипотека, так как вырастает необходимость в новом жилье у населения. Основными группами, которые нуждаются в таком финансовом инструменте, как ипотека являются молодые семьи и семьи с небольшим, но устойчивым заработком. Как же развитие ипотеки влияет на страхование? Банки при выдаче средств на ипотеку хотят быть уверенными в том, что они ничего не потеряют. Здесь присутствуют риск «юридической нечистоты» приобретаемого жилья и риск потери собственником работы или здоровья. Поэтому банки обязывают своих клиентов обращаться к страховым компаниям, что не может не повлиять на развитие рынка страхования в целом;
  • еще одна тенденция распространения страхования относится к развитию строительства. Сегодня резко увеличиваются темпы строительства и потребности как в жилом, так и нежилом фондах. Поэтому строительные компании расширяют сферы своей деятельности, однако, как известно, строительство - это всегда дело рисковое и опасное. Кроме очевидных рисков, существует риск недополучения прибыли, который может быть застрахован как на стадии строительства, так и на стадии операционной деятельности. Возмещается по этой программе недополученная чистая прибыль и фактически понесенные постоянные расходы, а также расходы, направленные на уменьшение продолжительности перерыва в коммерческой деятельности. Выплата может быть эквивалентна размеру чистой прибыли и постоянных расходов за 12 месяцев, предшествующих страховому году (для страхования на стадии операционной деятельности) или планируемой чистой прибыли в соответствии с бизнес планом (для страхования на период строительства) [сайт];
  • кроме перечисленных направлений, можно выделить еще одно: развитие менеджмента. Как известно, менеджмент - это искусство управлять. Сегодня все больше компаний и организаций прибегают к услугам профессионального менеджмента для повышения эффективности своей деятельности и увеличения производительности труда персонала. Большее число фирм обращают внимание на условия труда своих подчиненных, на качество и уровень их жизни и здоровья. С таким подходом управленцы стараются создать необходимые условия для максимальной отдачи от работников. В этом случае упор делается на личное страхование персонала, в которое входит не только достойное обязательное медицинское страхование, но и добровольное медицинское страхование, страхование от несчастного случая, профессиональных заболеваний и т.д. ;
  • так как сегодня россияне начинают выезжать за рубеж чаще, то развития туризма также благоприятно влияет на укрепление страхового рынка в России. Туристические компании обязывают потребителей своих услуг страховать свою жизнь и здоровье. С уверенностью можно сказать, что данный вид страхования просто необходим, так как мы никогда не можем сказать с уверенностью, что с нами ничего не случится, а за границей риск только возрастает.

Для успешного развития и функционирования страхового дела, повышения его статуса среди населения и экономических субъектов необходима, с одной стороны, его поддержка государством и деловыми кругами, совершенствование нормативной базы, а с другой - активизация деятельности самих страховых компаний с помощью применения новых видов страхования по аналогии со страховыми рынками промышленно - развитых стран, проведение исследований рынка, повышение ответственности и культуры обслуживания страхователей. К тому же сами потенциальные страхователи должны понять, что их будущее может быть защищено от влияния самых разных факторов. Это должно стимулировать населения к принятию решения о страховании как себя и своего здоровья, так и своего имущества.

Мировая практика не выработала более экономичного и рационального механизма защиты интересов собственников имущества, чем страхование. И несомненно, что с развитием рыночных отношений, расширением предпринимательской деятельности, сокращение доли государственных структур в покрытии убытков потребность в страховании будет возрастать, а в сферу страховых отношений будут вовлекаться все новые и новые объекты и субъекты. Это, в свою очередь, требует совершенствования правового, организационного и экономического механизма управления страховым делом.

Страхование в некоторых странах уже достаточно развитая и занятая область экономики. Люди не могут жить без «подстраховки». Однако если рассматривать Россию, то отсутствие развитого рынка страхования обуславливается и менталитетом, так как население не понимает сущности этого процесса, и неразвитым законодательством в области защиты страхователей, и низким качеством страховой инфраструктуры. Однако уже сейчас можно выделить некоторые наметившиеся тенденции развития страхования в России, в частности, объединение страховых и банковских услуг, интеграция отечественных и зарубежных страховых компаний и использование сети Интернет для распространения страховых услуг. К тому же многие сферы услуг могут благоприятствовать развитию страхования, в частности увеличения потребления ипотеки, расширение строительных фирм, эффективное применение менеджмента и распространение туризма. Поэтому на сегодняшний день страхование в нашей стране только набирает обороты, и в будущем эта сфера станет одной из самых развитых и прибыльных во всей экономике России.

Литература

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. «Российская газета» от 12 января 1993 г. Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г.

3. Силласте Г.Г. Экономическая социология: М.: Гардарики, 2005. 383с.

4. И.С. Шафигуллина, И. В. Мкртумова «Страхование как социальный институт: особенности формирования потребностей в страховании»:// «Вестник ТИСБИ»: нау.-информ. изд. / НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» - 2004, №4 - Республика Татарстан.

5. Ермасов С. В., Ермасова Н. Б. Страхование: С. В. Ермасов, Н. Б. Ермасова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2008. 613 с.

6. Интервью с исполнительным вице-президентом группы «РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ» Сергеем Ковальчуком [сайт]. URL: http://marketing.rbc.ru/reviews/insurance/interview-renaissance.shtml (дата обращения: 08.03.2015).

  • Татаренко Дарья Юрьевна , магистр, студент
  • МИРЭА - Российский технологический университет
  • ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВОГО РЫНКА
  • РЫНОК СТРАХОВЫХ УСЛУГ
  • СТРАХОВАНИЕ

В данной статье рассмотрены недостатки и возможности развития страхового рынка в Российской Федерации. Выявлены основные причины замедления темпов развития рынка страховых услуг. Предложены и рассмотрены способы усовершенствования и развития системы страхования в РФ.

  • Анализ деятельности предприятия в условиях риска и неопределенности
  • Особенности организации финансово-экономической службы в российских компаниях
  • Формы и методы государственного финансового контроля в сфере страхования

Страховой рынок - сфера формирования спроса и предложения на страховые услуги. Он подразумевает взаимоотношения между страховщиками, в роли которых выступают различные организации, предлагающие свои услуги по страхованию, сострахованию перестрахованию и др., а также юридическими и физическими лицами, которые нуждаются в страховой защите (страхователями).

Все отношения между участниками страхового рынка регулируются ГК РФ и Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 28.11.2018) "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Функционирующий в РФ страховой рынок представляет собой сложную систему с множеством взаимосвязей между его участниками. Он оказывает немалое влияние на социально-экономическое развитие государства в целом.

Известно, что потенциал общественного развития достигается при помощи инвестиционных ресурсов. Консолидации этих ресурсов способствует страховой рынок. Ведь его стабильность является неоспоримым гарантом целенаправленного развития государственной экономики. Но, как и в любой отрасли, в системе страховой деятельности в РФ возникают проблемы, для решения которых порой отсутствуют готовые алгоритмы и механизмы и очевидные ответы.

Одной из проблем страховой деятельности в РФ является снижение доверия страховщиков к страховым организациям. Данная ситуация имеет место быть из-за высокого уровня рисков низкого качества оказания страховых услуг, вследствие чего повышается убыточность страхового бизнеса в целом. Это ведет за собой сокращение филиалов некоторых крупных страховых организаций, возрастает убыточность в ключевых сегментах рынка страхования, а также выявляется падение показателей рентабельности страховых организаций.

Выделим еще несколько основных проблем:

1. Отрицание того, что страхование может быть стратегическим звеном экономики государства. Вследствие чего страховые услуги теряют не только своюпривлекательность, но и становятся невыгодными.

2. Отсутствие инвестиционных инструментов. Так как страховые ресурсы регулируются государством, то отклонение от установленных правил со стороны страховыхкомпаний может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью.

3. Введение обязательных видов страхования.

4. Развитие долгосрочного страхования жизни.

5. Региональное несоответствие и неразвитость инфраструктуры страхового рынка.

Но, как известно, для каждой проблемы существует свое решение. Если есть решение, значит, есть и перспектива развития. Перспективы развития Российского рынка страхования достаточно сложно предугадать, так как они во многом зависят от состояния экономики страны, уровня ее развития, благосостояния и страховой культуры населения.

Страховые и кредитные риски могут привести к банкротству страховщиков. Страховщики, занимающиеся страхованием ответственности застройщиков, туроператоров и владельцев опасного объекта, находятся в повышенной группе риска из-за крайне высоких принимаемых страховых рисков. При отсутствии качественного перестрахования реализация хотя бы одного риска может привести к банкротству страховщика. Кроме этого страховые компании столкнулись с ограничениями по перестрахованию на европейских и американских рынках рисков отдельных отраслей и компаний, попавших под санкции, что приводит к увеличению принимаемых рисков страховщиками на собственное удержание и росту издержек, связанных с поиском новых перестраховщиков. На финансовую деятельность страховщиков в недавнем будущем стали оказывать негативное влияние кредитные риски, связанные с отзывом лицензий у банков и неисполнением обязательств компаний по облигациям.

Главные факторы, оказывающие сдерживающее влияние на развитие страхового рынка, относятся скорее к причинам внутреннего характера, чем к внешним, а также их тесно связавают с особенностями российской экономики в целом.

Замедление темпов развития страховой деятельности в России происходит по причинам:

  • действующая нормативно-правовая и регулирующая база в сфере страховой деятельности несовершенна;
  • уровень экономических возможностей субъектов страхования низок по сравнению с зарубежным опытом;
  • степень платежеспособности населения и предприятий понижается;
  • традиционные каналы сбыта и качество реализации страховой продукции оставляет желать лучшего;
  • высокая степень монополизации компаний, оказывающих страховые услуги не оставляет страхователям права выбора;
  • расхождение с требованиями к платежеспособности страховщиков, установленных мировыми стандартами, приводит к несоответствию отечественного рынка страхования общепринятым мировым принципам;
  • мошенничество на страховом рынке и недобросовестная конкурентная борьба ослабляет доверие страховщиков и.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем развития страховой сферы в РФ является недобросовестное осуществление надзорной политики. Контроль за рынком страховых услуг находится в компетенции Департамента страхового рынка при ЦБ РФ с 1 сентября 2013 г., это означает, что теперь существует единый централизованный подход к регулированию и надзору за всей финансовой системой рынка страхования.

Анализируя мнения разных специалистов, можно прийти к выводу, что та система контроля и надзора за деятельностью страховых организаций, которая существует на данный момент, является неэффективной, так как она не способствует выявлению финансово-неустойчивых и ненадежных организаций.

По моему мнению, еще одной серьезной проблемой для развития страховой деятельности в РФ остается пониженное качество образования и профильной подготовки специалистов данной отрасли. Несовершенство приобретенных во время обучения знаний заключается чаще всего в отсутствии достаточного количества практических умений и навыков реализации продуктов страхования, развития маркетинга и управления финансовой системой страховых организаций. Страховой специалист должен уметь планировать и прогнозировать страховой портфель, обеспечивать его сбалансированность и соответственно повышать эффективность продаж продуктов и услуг страховой деятельности. В настоящее время аттестационные мероприятия проводятся только для руководителей страховых компаний. Следует не ограничиваться этим, а проводить аттестацию всех специалистов, работающих в страховой отрасли. Данное мероприятие будет способствовать повышению общего уровня подготовки всех страховых специалистов.

Что касается развития Российского страхового рынка, в ближайшей перспективе планируется стимулирование спроса населения на страховые услуги. Разрабатываются различные механизмы привлечения клиентов (как физических лиц, так и организаций) путем диверсификации страховых продуктов, рационального изменения ценовой политики на существующие продукты страховой деятельности, а также предлагаются новые, усовершенствованные страховые услуги.

В современных условиях ЦБ РФ ужесточил контроль за финансовым состоянием страховых организаций. В ситуации обесценивания национальной валюты и возрастания экономических рисков, правильным решением стало установить нормативно-регламентированный минимальный размер уставного капитала, собственных средств страховых компаний. Данное нововведение позволяет обеспечить финансовую устойчивость и минимизировать риски страховых организаций.

Следует отметить, что для эффективного развития страховой деятельности в РФ главную роль играет поддержка и стимулирование страховых организаций со стороны государства. Такие мероприятия будут способствовать саморегулированию рынка страховых услуг.

Таким образом, рассмотрев не только проблемы страховой деятельности, но и пути их решения, а также перспективы развития страхового рынка в РФ, можно сделать вывод, что нерешаемых проблем не существует на данном этапе, и страховой рынок в РФ способен развиваться даже в сложных для развития экономических условиях. Активное участие государства в сфере страховой деятельности обуславливается усовершенствованием системы регулирования страховой деятельности. Следовательно, несмотря на существующие проблемы, отечественных страховой рынок активно развивается и имеет безусловные перспективы на дальнейшее совершенствование.

Список литературы

  1. Архипов А.П. Основы страхового дела: Учебное пособие / А.П. Архипов, В.Б. Гомелля. – М., 2016.
  2. Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах: Учебное пособие. – Ростов н/Д., 2017.
  3. Агентство страховых новостей // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asn-news.ru
  4. Справочный портал о страховании // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://risk-insurance.ru
  5. Страхование сегодня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.insur-info.ru/statistics/analytics
  6. Центральный Банк Российской Федерации // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/

Страховой рынок в рамках финансовой системы действует на партнерских условиях и в условиях конкуренции. Это связано с конкурсной борьбой за рынок - ценные бумаги, то страховой рынок предлагает страховые продукты свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов между различными финансовыми институтами. Если банки предлагают депозиты, фондовый.

Основными критериями развития страхового рынка служат увеличение доходов населения, рост платежеспособности предприятий и приобретение населением дорогостоящего имущества (автомобилей и недвижимости).

В 2013 году реальные доходы населения увеличились на 4%, а реальная заработная плата на 6%.Предполагается, что расходы населения на конечное потребление в 2014 году вырастут не менее чем на 4-5% в реальном исчислении, за счет того, что расходы населения растут быстрее ВВП. Исходя из этого, будет также расти отношение страховой премии к ВВП.

Около двух третей крупных и средних предприятий в России сохраняют положительный баланс прибылей и убытков. Несмотря на то, что доля прибыльных предприятий несколько снизилась по сравнению с показателями прошлого года. По прогнозам аналитиков, в 2015 году будет уменьшаться платежеспособность российского бизнеса. Перспективы инвестиционной активности предприятий, на этом фоне, будут выглядеть более устойчивыми.

По данным Росстата, инвестиции в основной капитал, на сегодняшний день, находятся на уровне прошлого года. В последние месяцы наблюдается тенденция к росту этого показателя.

По итогам 2013 года кредитная задолженность населения по данным ЦБ РФ, превысит 33%. В связи с этим прогнозы быстрого развития страхования жизни, реализуемого через банковские офисы, выглядят вполне обоснованными. Банковское страхование жизни в последние два года являлось одним из главных «моторов» развития рынка - на него пришлось 13% общего прироста премии в 2013 году, хотя оно занимает всего лишь 7% рынка. По оценкам специалистов, в 2014 году вклад страхования жизни в общий прирост страховой премии оказался больше, чем в прошлом году.

Исходя из этого, можно предположить, что в 2015 году спада в российской экономике и на страховом рынке наблюдаться не будет. Экономика страны будет развиваться небольшими темпами. Предполагается, что в 2015 году рынок перешагнет рубеж премии в 1 трлн. рублей. Увеличение страховой премии (без ОМС) в 2014 году составит 13-15%.

По базовому (оптимистическому) прогнозу «Эксперт РА», в 2015 году темпы прироста взносов превысят 20% при условии повышения тарифов ОСАГО, стимулирования страхования имущества граждан и развития страхования жизни. Пессимистический сценарий развития рынка предполагает отсутствие этих изменений. В таком случае темп прироста взносов в 2015 году составит 5-7%.

В 2015 году должны сработать внешние факторы - скорее всего, будут скорректированы тарифы по ОСАГО, начнут действовать меры по стимулированию страхования имущества физических лиц. Кроме того возможны принятие льгот в страховании жизни и рост субсидий в сельскохозяйственном страховании (если будет понижен порог гибели урожая).

Наличие инфраструктуры является необходимым условием для существования эффективного страхового рынка. Чтобы сделать это, предлагается следующий комплекс мер:

Развитие института страховых посредников, в которое входят:

  • 1. Сфера регулирования страховых агентов и страховых брокеров, создавая механизм для эффективного надзора за страховыми агентами и брокерами, повышение ответственности посредников за качество своих услуг, чтобы сбалансировать интересы страховщиков и страховых посредников в определении условий службы (в том числе на сумму комиссии).
  • 2. Законодательное регулирование актуарного дела, формирование института актуариев страхования, внедрение практики составления актуариев актуарных заключений, подтверждающих обоснованность страховых тарифов, используемых страховщиком и адекватности формируемых страховых резервов.
  • 3. Разработка системы оценки страховых компаний для осуществления оценки их надежности и финансовой устойчивости. Обеспечение независимости и прозрачности рейтинговых агентств, развитие подходов к регулированию их деятельности, с учетом принципа добровольного рейтинга для страховых организаций;
  • 4. Улучшение статуса и роли профессиональных объединений (союзов, ассоциаций) страховщиков, саморегулируемых организаций страховщиков, постепенное расширение их функций и полномочий;
  • 5. Интеграция информационных ресурсов объединений страховщиков на страховом рынке информационной поддержки, информационных систем органов государственной власти и объединений страховщиков, подключенных к системе межведомственного электронного взаимодействия, в целях обмена данных, необходимых для осуществления определенных видов страхования;
  • 6. Консолидация данных отчетности членов профессионального объединения страховщиков по заключенным договорам обязательного страхования для того, чтобы проанализировать потери, мониторинга страховых тарифов, контроля деятельности членов и доведения результатов для общественности;
  • 7. Внедрение единого программного обеспечения объединений страховщиков, методической и информационной поддержки для урегулирования убытков, в частности, чтобы определить сумму ущерба, стоимость восстановительных расходов, в том числе стоимость запасных частей (деталей), спецодежды, а также определения фактического значения имущества на дату наступления страхового случая и т.д.;
  • 8. Разработка и внедрение «карты риска» для некоторых видов страхования и страховых случаев;
  • 9. Сбор и мониторинг информации от страховщиков для урегулирования убытков, количество требований страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, количество претензий по которым решения принимаются судами;
  • 10. Выполнять функции по согласованию страховщиков с международной практикой.

Развитию страхового рынка России, в настоящее время способствуют следующие факторы:

  • 1. Интеграция в мировом экономическом сообществе;
  • 2. Снятие «железного занавеса» между Россией и европейскими странами;
  • 3. Увеличение количества поездок за границу, которые сопровождаются приобретением страховых полисов;
  • 4. Развитие рыночных отношений в России, которые сопровождаются высокой деловой, финансовой и другими рисками.

В текущем десятилетии выделяются следующие тенденции:

  • 1. Появление новых конкурентов: например, банки входят в традиционные виды страхования;
  • 2. Разработка новых технологий;
  • 3. Комплексное решение проблем страхователя;
  • 4. Ориентация на клиента не в предлагаемых стандартных продуктах, а в поиске новых решений;
  • 5. Предпочтение компетентности и знаний;
  • 6. Появление новых каналов сбыта страховых услуг, в первую очередь через Интернет.

Исследовательским центром страховой компании «Росгосстрах» были подготовлены новые перспективы развития страхового рынка в России до 2015 года.

Прогноз на 2015 предполагает следующие условия:

  • - повышение тарифов в ОСАГО;
  • - введение в действие добровольного страхования имущества граждан
  • - рост государственных субсидий в сельскохозяйственном страховании (если будет понижен порог гибели урожая 30 до 25%)
  • - стимулирование страхования жизни (введение налоговых льгот и допуск страховщиков жизни в пенсионную систему).

С присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО) и принятых в связи с этим обязательств, требуется комплекс мер по гармонизации Российского страхового законодательства:

  • - определение форм и процедур для участия иностранных инвесторов в создании и управлении страховыми компаниями и их филиалами;
  • - формирование подходов к надзору и контролю за деятельностью иностранных страховщиков и их филиалов в Российской Федерации и операций трансграничного страхования.

В качестве контрольных индикаторов успешной реализации проекта выбраны показатели, характеризующие проникновение страхования в экономику России, что и отражено в таблице 1.

Это общепринятые количественные финансовые результаты страховщиков, показатели, характеризующие соотношение количества добровольного и обязательного страхования (экстенсивного или интенсивного) по которому происходит развитие страховой отрасли, показатели роли страхования в обществе.

За последние годы страховой рынок в России прошел путь от "серой" и непрозрачной области деятельности до важного сегмента экономики. О необходимости страхового рынка начали говорить на самом высоком уровне, так как посредством страхования человек реализует одну из своих наиболее важных потребностей - потребность в безопасности.

Благодаря страхованию снижается степень зависимости страхователей от человеческой ошибки, злого умысла, стихийного бедствия.

Несмотря на то, что основные макроэкономические показатели страхового рынка в России по-прежнему значительно уступает развитым странам он вышел на новый этап своего развития. Это изменило идеологию страховых компаний и их целей.

Система страхования является инструментом достижения определенных целей стоящих перед компанией в новых рыночных условиях характеризующихся повышением конкурентности рынков и требовательности потребителей к качеству услуг. Однако на страховщика могут быть наложены ограничения связанные например с социальной ролью страхования. Предметом – система страхования в РФ и перспективы ее развития. Появление в Европе в конце XV века общество взаимного страхования – так называемых огневых товариществ Brngilden.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

12529. Перспективы развития рынка банковских услуг Украины 165.42 KB
Утверждение портфельной стратегии банка на рынке услуг Определение параметров услуг в соответствии с предложенными выше факторами Определение базового набора потребителей для формирования смешанных портфелей Выбор и обоснование услуг включение которых в портфель наиболее эффективно для конкретной группы потребителей Адаптация портфелей для учета специфики группы потребителей Сбор исходных данных и проведение расчета по эффективности оказания услуг и интегральной эффективности портфеля Проведение маркетингового исследования для подтверждения...
15132. Перспективы развития рынка услуг Налогового консультирования в России 37.81 KB
Теоретические основы налогового консультирования. Понятие и сущность налогового консультирования. Принципы налогового консультирования. Характеристика основных моделей налогового консультирования.
21714. Анализ проблем рынка недвижимости, перспективы развития, мероприятия по его усовершенствованию 97.1 KB
Недвижимое имущество играет многогранную роль в экономической жизни – оно выступает в качестве естественно-пространственного базиса, на котором происходит вся хозяйственная деятельность, является составной частью активов любого предприятия, объектом сделок, рассматривается как самостоятельный объект управления и инвестиционный актив.
17967. Государственно регулирование страхового рынка РФ 89.73 KB
Кроме того проявляется эффект разнонаправленного воздействия регулирования на различные виды страхования. Фундаментальное значение для формирования в России теоретических основ страхования имеют работы К. В них представлена общая теоретическая база страхования рассмотрены отдельные вопросы государственного регулирования страховой деятельности однако эффективность...
4990. Анализ страхового рынка в Российской Федерации 31.7 KB
Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.
814. Состояние и перспективы российского рынка акций 33.07 KB
Сущность акции и виды акций. Роль акции в формировании капитала. Долевые ценными бумаги представляют собой непосредственную долю держателя в реальной собственности и дают право на получение части прибыли акционерного общества и участие в его управлении акции.Сущность акции и виды акции.
11095. Перспективы развития управления персоналом в ГУ 255.78 KB
Повышение квалификации государственных служащих. Целью данной дипломной работы является раскрытие казахстанской модели управления в государственных учреждениях и перспективы её развития. Здесь же анализируется работа Агентства её основные функции и основные задачи такие как: реализация единой государственной политики в сфере государственной службы; разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы для осуществления деятельности государственной службы а также принятие в установленном законодательством порядке...
19875. Состояние и перспективы развития ОАО НК «Роснефть» 337.96 KB
Исторический аспект создания и развития ОАО НК Роснефть. История развития ОАО НК Роснефть. Характеристика ОАО НК Роснефть Основные задачи деятельности ОАО НК Роснефть Организационная и производственная структуры ОАО НК Роснефть.
981. Перспективы развития потребительского кредита 110.27 KB
Понятие и формы потребительского кредита. Роль потребительского кредита в экономике Республики Беларусь. Перспективы развития потребительского кредита. В рыночной экономике кредит рассматривается как всеобщая форма движения ссудного капитала. Главная задача кредита ускорение оборота денежных ресурсов с целью обеспечения дохода и устойчивого экономического роста.
3774. Перспективы развития СМИ в социальных сетях 98.24 KB
Для большинства пользователей блоги - единственное доступное и безопасное средство выражения собственного мнения. Актуально это и для России, учитывая то, что в последнее время, по словам самих журналистов, давление на них усилилось

Российский страховой рынок прошел долгий путь развития от полностью открытого (до 1786 г.) через частично открытый (с 1885 г.) до закрытого для прямого иностранного страхования (с 1917 г. по настоящее время). Рынок страхования в нашей стране пока находится в стадии становления. Большинству российских страховых организаций, занимающих на нем ведущие позиции, сейчас 5-7 лет, тогда как западные страховщики имеют стаж деятельности, исчисляемый многими десятилетиями. Однако даже за такой короткий период времени страхование в нашей стране стало достаточно значимой частью российской экономики, а страховые компании, проходя вместе с нашей страной нелегкий путь к национальному страховому рынку, заложили надежную основу для формирования страховых взаимоотношений в различных сферах и отраслях хозяйственной деятельности.

Сегодня структура страхового рынка включает в себя страховые и перестраховочные компании, страховых брокеров, агентов, профессиональные объединения и ассоциации; имеет два базовых сегмента рынка - добровольное страхование - 60% и обязательное страхование - 40% общей суммы страховой премии.

Серьезные проблемы возникают при монополизации секторов страхового рынка. Разнообразие страховых продуктов на российском рынке значительно меньше, чем за рубежом, например в США - 3 тыс. видов страхования, в Европе - 400-500, а в России не более 60.

Развитию страхового рынка препятствует низкий уровень спроса юридических и физических лиц на страховые услуги как в силу низкого уровня доходов, так и в силу сформировавшегося недоверия к надежности страховых организаций, неразвитость в отрасли рыночных отношений, отсутствие в стране развитого рынка ценных бумаг (что ограничивает возможности размещения страховых резервов), несовершенство нормативно-правовой базы страхования, а также отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере рынка страховых услуг, низкий уровень капитализации страховых организаций, а также неразвитость национального перестраховочного рынка.

Решение проблем развития страхования в России во многом будет определяться ролью государства. Однако по поводу объема присутствия государства на страховом рынке, а также методов и инструментов регулирования государством страхового рынка единого мнения нет.

Государственное регулирование страхового рынка России должно носить в первую очередь стимулирующий характер и осуществляться в двух основных направлениях:

  • - развитие обязательных видов страхования;
  • - налоговое стимулирование.

Развитие обязательных видов страхования приводит к резкому увеличению объема страхового рынка страны и в силу прямого увеличения клиентской базы, и в силу роста сопутствующих продаж полисов добровольного страхования.

Несколько сложнее решается проблема налогового стимулирования развития страхового рынка страны.

Предоставление специальных налоговых режимов страхователям пока предусматривает только отнесение взносов по определенным видам страхования на себестоимость (например, при страховании имущества). По другим видам страхования такие льготы либо предоставлены в недостаточном объеме, либо не предусмотрены вообще. Для физических лиц эти льготы вообще не предусмотрены.

Государственное регулирование страхования должно основываться на выработке наиболее эффективных стимулирующих механизмов. При этом анализ статистических данных свидетельствует, что возможности роста рынка за счет введения обязательных видов страхования не безграничны, а в последние годы доля обязательного страхования в общем объеме премий имеет тенденцию к снижению. Отдельная проблема - определение максимального предела страхового взноса, который был бы выгоден и страхователю, и страховщику.

Чтобы приобрести полисы обязательного и добровольного страхования, потребитель должен иметь определенный уровень дохода, из которого только фиксированная часть может быть потрачена на страховые услуги.

Наиболее эффективным инструментом стимулирования развития страхового рынка России, на наш взгляд, все же является налоговое стимулирование, перспективы которого сегодня, к сожалению, достаточно призрачны.

В то же время нельзя недооценивать возможности использования альтернативных методов регулирования страхового рынка, в том числе использование механизма его саморегулирования, через выработку профессиональных стандартов качества оказания страховых услуг и гибкое реагирование на потребности страхователей в более качественных страховых услугах. Использование механизма саморегулирования имеет особое значение в связи с повышением минимального базового капитала, что определено изменениями в Законе об организации страхового дела в Российской Федерации», - до 2007 г. необходимо довести размер уставного капитала до законодательно установленного минимального уровня в 30 млн руб. Для организаций, осуществляющих страхование жизни, планка установлена на высоте 60 млн руб., а для перестраховщиков - 120 млн руб.

По данным департамента страхового надзора Минфина России, можно прогнозировать сокращение страховых компаний более чем в 2 раза, с 1408 до 500-600 организаций.

Таким образом, российский страховой рынок находится на переходе на качественно новый этап своего развития, который характеризуется усилением концентрации и централизации капитала.

Безусловно, российское страхование имеет определенную специфику. Не все тенденции российского страхования соответствуют общемировым тенденциям.

Значительно большую роль, чем принято в мировой практике, играет обязательное страхование, дающее прибыльность, более высокую, чем добровольное страхование. Обязательные виды страхования во всех развитых странах не считаются высокоприбыльными, однако дают стабильный заработок. Основой рынка страховых услуг и резервом его развития является добровольное страхование, приоритетными направлениями в развитии которого являются страхование жизни и пенсионное страхование.

Страхование жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту экономики.

Совершенствование нормативно-правовой базы рынка страховых услуг предполагает разработку и осуществление мер по совершенствованию и развитию законодательства, регулирующего страхование, и в частности:

  • - создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования;
  • - совершенствование законодательства о налогах и сборах;
  • - установление основ обязательного страхования, а также определение их приоритетных видов.

После принятия мер по развитию обязательного и добровольного страхования значительно возрастут объемы страховых операций. В связи с этим повышается ответственность страховых организаций за исполнение принятых обязательств по договорам страхования.

Такое положение требует принятия законодательных мер по экономическому стимулированию учредителей страховых организаций и капитализации прибыли.

В целях повышения емкости рынка страховых услуг необходимо разработать меры по стимулированию сострахования и перестрахования.

Большинство страховщиков не располагают значительными финансовыми средствами и не могут осуществлять страхование крупных рисков.

Следует стимулировать развитие страхования и перестрахования путем создания специализированных страховых объединений, расширения участия российских страховщиков в международных системах перестрахования и договорах сострахования, формирования гарантийных фондов и применения иных экономически оправданных мер, направленных на повышение потенциала национальных инвесторов рынка страховых услуг.

Необходимо совершенствование налогообложения страховых операций, особенно операций по долгосрочному страхованию. Необходимо, на наш взгляд, включить в перечень социальных налоговых вычетов затраты граждан по страхованию, а также расширить перечень расходов организаций по различным видам страхования, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Для эффективного функционирования рынка страховых услуг необходимо усиление контроля за действиями органов государственной власти всех уровней, ограничивающих конкуренцию на рынке страховых услуг.

В целях совершенствования государственного страхового надзора за деятельностью страховых организаций и иных профессиональных участников рынка страховых услуг, а также защиты прав и интересов его субъектов необходимо осуществить следующие меры:

  • - повышение надежности системы страхования посредством установления единых требований и стандартов предоставления страховых услуг, применяемых в международной практике;
  • - установление правил, нормативов и показателей платежеспособности и финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами ценообразования страховых услуг;
  • - финансовое оздоровление страховой компании, включая обязательное увеличение капитала и применение принудительных мер по управлению ее активами;
  • - установление для профессиональных участников страхования требования о наличии соответствующего образования и стажа работы по специальности, позволяющих выполнять возложенные на них функции, а также осуществление мер, препятствующих доступу к руководству страховой компанией лиц, допустивших финансовые злоупотребления.

Важным условием конкуренции на рынках финансовых услуг является либерализация рынка страховых услуг, а также интеграция российской страховой системы с мировой страховой системой.

Таким образом, основными задачами по развитию страхового рынка России являются:

  • - совершенствование нормативно-правовой базы рынка страховых услуг;
  • - развитие обязательного и добровольного видов страхования;
  • - повышение эффективности государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;
  • - стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;
  • - интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.


Статьи по теме: