Презентация экономическая и социальная политика николая 1. Презентация на тему "николаевская россия". Сословия России в начале XIX В

Направления внутренней политики Николая I. Решение крестьянского вопроса. Теория "официальной народности" как главная идеология самодержавия. Издание Полного Собрания законов. Реформы Е.Ф. Канкрина. Обер-прокурорский надзор за ходом церковных дел.

Подобные документы

    Характеристика основных направлений внутренней и внешней политики Николая I. Изучение социально-экономического развития России в первой половине XIX в. Западники и славянофилы - два течения российского либерализма. Анализ социалистической идеологии.

    контрольная работа, добавлен 01.04.2010

    Династический кризис 1825 года. Следствие и суд над декабристами. Борьба с революционным движением. Основные меры по укреплению государственного управления. Политика в области образования и культуры. Основные направления внутренней политики Николая I.

    презентация, добавлен 11.03.2015

    Идеология как форма общественного сознания. Политическая концепция Николая Михайловича Карамзина. Политические взгляды карамзинистов - членов общества "Арзамас". Составные части теории официальной народности: православие, самодержавие, народность.

    курсовая работа, добавлен 20.06.2011

    Социально-экономическое развитие в России в 1-й половине XIX века. Определяющая роль христианства в модели демографического поведения. Приоритеты внутренней политики в систематизации законов и отмене крепостного права. Помещичьи и удельные крестьяне.

    лекция, добавлен 19.12.2009

    Истоки правления царя Николая II. Попытки уступок министру П.Д. Святополк-Мирского. Взгляды на перспективы развития России министра финансов С.Ю. Витте и министра внутренних дел В.К. фон Плеве. Внутренняя политика, проекты решения крестьянского вопроса.

    контрольная работа, добавлен 01.12.2011

    Вступление Николая I на престол, наиболее важные моменты его правления. Особенности внутренней и внешней политики Николая I. Декабристы как борцы против крепостного права и самодержавия. Роль декабристов в истории общественного движения в России.

    реферат, добавлен 24.11.2014

    Краткая биография Николая I, характеристика его личности. Основные направления внутренней политики: борьба с революционным движением. Меры по укреплению государственного управления, финансовая реформа. Политика в области образования, крестьянский вопрос.

    презентация, добавлен 18.03.2013

    Государственная идеология эпохи Николая I. Теория "официальной народности". Западничество и славянофильство как две основные общественно-политические идеи николаевской эпохи. Становление социалистических и демократических идей в русском обществе.

    контрольная работа, добавлен 25.04.2015

    Первая половина XIX столетия - период кризиса феодально-крепостнических отношений в экономике России. Социально-экономическое развитие страны. Внутренняя политика Александра I и Николая I. Главные идеологи самодержавия, государственные преобразования.

    реферат, добавлен 17.12.2011

    Особенности развития Российской империи в первой половине XIX в. Теория официальной народности и ее содержание. Уваровская триада и ее содержание. Взгляды С.С. Уварова. Православие, Самодержавие, Народность в культурной политике императора Николая I.

Презентация на тему "Николаевская Россия" по истории в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о времени правления Николая I, эпоха которого является "апогеем самодержавия". Автор презентации: учитель истории и обществознания, Барашкина Светлана Николаевна.

Фрагменты из презентации

Николай I – 1825 - 1855

«АПОГЕЙ САМОДЕРЖАВИЯ» – наиболее полное проявление абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах общественной и политической жизни России

Порядок, который должен быть установлен в стране:

  • строгая централизация, т.е. подчинение одному центру;
  • полное единоначалие на всех уровнях управления;
  • безоговорочное подчинение низших высшим.

Противоречивость в политике Николая I:

  • Постоянная борьба с революционным движением, гонения на все передовое и прогрессивное в стране;
  • Попытка проведения мероприятий, которые искоренили бы недостатки существующей системы и решили наиболее острые проблемы.

П.Д.Киселеву поручена подготовка реформы государственной деревни. Для этого было создано V Отделение Собственной его императорского величества канцелярии.

Цели реформы государственных крестьян

  • Повысить уровень жизни государственных крестьян.
  • Обеспечить исправную уплату налогов государственных крестьян.
  • Дать помещикам пример возможного улучшения жизни крестьян.

Реформа государственной деревни предусматривала

  • определять размеры оброка с учетом доходности крестьянского надела;
  • для устранения малоземелья часть крестьян переселили в менее населенные местности; другим давали землю;
  • во избежание голода, на случай неурожая создавалась так называемая «общественная запашка» – участок земли, на котором работали все крестьяне данной общины; урожай с него хранили на случай голода;
  • в государственных деревнях открывались школы; к 1854 г. Было открыто 26 тыс. школ со 110 тыс. учащимися;
  • открывались медицинские и ветеринарные пункты.

Социально-экономическое развитие России в начале XIX века

  • Российская империя была … Страной, так как большую часть населения составляли … . В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения, при которой собственниками земли являлись …, а работали ….. крестьяне, находившиеся в полной собственности … . За
  • В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне- ….. , временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито в … губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки, был … .
  • в это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые ….. крестьяне, которые занимались предпринимательством.
  • В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в стадию разложения и появляются элементы капиталистической системы. … , … крестьянства свидетельствуют о разложении феодализма.

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века

  • учитель истории
  • и обществознания Лицея №10
  • им.Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
  • НИКИТИНА Л.Н.
  • г.Клин 2009г.
  • МОУ Лицей №10им. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
Цели урока:
  • 1.ЗНАКОМСТВО С ОСОБЕННОСТЯМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА.
  • 2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТЫ С КАРТОЙ, ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ, АНАЛИЗИРОВАТЬ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ НА ОСНОВАНИИ ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ.
  • 3.УСИЛИТЬ ВНИМАНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
ПЛАН УРОКА
  • 1.Территория России в первой половине XIX века.
  • 2. Состав населения.
  • 3. Социальная структура российского общества.
  • 4. Экономическое развитие России в первой половине XIX века.
  • ТЕРРИТОРИИ, ПРИСОЕДИНЕННЫЕ К РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
  • ГРУЗИЯ, СЕВЕРНЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН, ДАГЕСТАН
  • 1804-1813 гг.
  • ФИНЛЯНДИЯ
  • 1808-1809 гг.
  • ЦАРСТВО ПОЛЬСКОЕ
  • 1814-1815 гг.
  • БЕССАРАБИЯ
  • (до р.Прут)-1812 г.
  • Россия к середине XIX в.-
  • континентальная страна,
  • 6-я часть суши
  • 18 млн.кв.км.
  • Разделена на 69 губерний
  • Губернии- на 10-12 уездов
ВЕРОВАНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Сословия РОССИИ в начале XIX В.
  • СОСЛОВИЕ
  • ДВОРЯНСТВО
  • ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОСЛОВИЯ
  • Привилегированное сословие владело землей и крепостными крестьянами, занимало гос. должности, освобождено от обязательной службы. ПРАВО НА САМОУПРАВЛЕНИЕ. БЫЛИ- ПОТОМСТВЕННЫМИ И ЛИЧНЫМИ.
  • КОЛИЧЕСТВО
  • 225 тыс.
  • (1,07 %)
  • ДУХОВЕНСТВО
  • КУПЕЧЕСТВО
  • Привилегированное сословие; освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Черное- монахи,
  • Белое духовенство.
  • Привилегированное сословие; имели право вести торговлю.Купцы 1-й гильдии- крупную внутреннюю и внешнюю. 2-й гильдии- крупную внутреннюю
  • 3-й гильдии- мелкую торговлю.
  • 215 тыс.
  • (1 %)
  • 119 тыс.
  • (0,6 %)
  • МЕЩАНСТВО
  • КРЕСТЬЯНСТВО
  • Непривилегированное сословие; платило подати, несло рекрутскую повинность.
  • Наиболее угнетаемое непривилегированное сословие; делилось на государственных
  • (19 млн.) , удельных (1,7 млн.), крепостных (23,1 млн.).
  • 750 тыс.
  • (3.6 %)
  • 17950 тыс. (85,5 %)
  • казачество
  • Владение землей. Освобождение от податей. Воинская служба со своим снаряжением.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В I-Й ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
  • В первой половине XIX в. в России продолжался рост мелкотоварного ремесла, развитие крестьянских промыслов.
  • Ремесло постепенно меняло свой характер. Теперь ремесленники были тесно связаны с мануфактурами, а позднее
  • и с фабриками, что позволяет говорить о его
  • капиталистическом характере.
  • КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ НЕ ВОЗНИКАЛО, ПОТОМУ ЧТО СУЩЕСТВОВАЛО КРЕПОСТНОЕ ПРАВО И НА МАНУФАКТУРАХ ПРИМЕНЯЛСЯ ПОДНЕВОЛЬНЫЙ ТРУД, КОТОРЫЙ НЕ БЫЛ ЭФФЕКТИВНЫЙ.
  • Особенности формирования российского пролетариата
  • Большинство русских наемных рабочих оставались крепостными, ушедшими в города на заработки. Заработную плату предприниматель вынужден был устанавливать на таком уровне, чтобы она обеспечивала выплату рабочими оброка помещику. Крестьянин-отходник с трудом превращался в кадрового рабочего, поневоле сохранял прочную связь с деревней, где оставалась его семья. Да и сам он в любой момент мог быть отозван помещиком. Приток рабочей силы на фабрики и мануфактуры был сезонным: во время массовых сельскохозяйственных работ многие возвращались в деревню.
  • Интересы развития российской промышленности требовали освобождения рабочей силы, то есть ликвидации крепостного права в стране.
  • Специфика русской
  • буржуазии
  • Российская буржуазия первой XIXв.половины. формировалась из купцов и капиталистых крестьян. Крепостной предприниматель начинал с нескольких ткацких станков, на которых работал вместе с сыновьями. Затем после ряда удачных сделок нанимал первых рабочих из числа односельчан, постепенно расширяя производство. Однако несмотря на свое богатство они оставались крепостными и продолжали всецело зависеть от помещика, что нередко крайне затрудняло их предпринимательскую деятельность. Большинство помещиков предпочитали не отпускать крепостных богачей на волю даже за огромный выкуп, а ежегодно взимали с них многотысячный оброк.
Сельское хозяйство Экстенсивный путь развития
  • Экстенсивный путь развития
  • ПРИРОСТ ПРОДУКЦИИ ПРОИСХОДИЛ ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ РАСШИРЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОСЕВОВ
  • (за I пол. XIX в. посевные площади увеличились в 1,5 р.)
  • ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАЙОНОВ СПОСОБСТВОВАЛА РАЗВИТИЮ ТОВАРНО- ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРАНЕ.
  • «КАПИТАЛИСТЫЕ» КРЕСТЬЯНЕ, ЗАНИМАВШИЕСЯ ТОРГОВЛЕЙ, РОСТОВЩИЧЕСТВОМ,ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ (МОРОЗОВЫ, БАХРУШИНЫ И ДР.)
  • ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
  • БАРЩИНА МЕСЯЧИНА ОБРОК
  • (возрос в 2,5-3,5 р.)
РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ
  • СТР. 69
  • 1 ГРУППА .
  • ИЗ УКАЗА НИКОЛАЯ I ОБ «ОБЯЗАННЫХ» КРЕСТЬЯНАХ.
  • 2 ГРУППА .
  • ИЗ РАБОТЫ НАЕМНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО У.КАРПОВИЧА О КРЕСТЬЯНСКИХ РАБОТАХ.
  • 3 ГРУППА.
  • ИЗ СТАТЬИ ПОМЕЩИКА А. И. КОШЕЛЕВА О ВЫГОДЕ ВОЛЬНОНАЕМНОГО ТРУДА. 1847г.
  • ответьте на вопросы к документам на стр.70
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
  • УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ПРЕДПРИЯТИЙ И ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ТРУДА НА НИХ
  • КОЛИЧЕСТВО
  • 15338
  • ЧИСЛО РАБОЧИХ
  • 81,8 ТЫС.
  • 210,6 ТЫС.
  • 565 ТЫС.
  • ИЗ НИХ:
  • КРЕПОСТНЫХ
  • ВОЛЬНОНАЕМНЫХ
  • 48,2 ТЫС.
  • 33,6 ТЫС.
  • 96,1 ТЫС.
  • 114,5 ТЫС.
  • 103 ТЫС.
  • 462 ТЫС.
КЛАССИФИКАЦИЯ МАНУФАКТУР С РАЗДЕЛЕНИЕМ ИХ ПО ВЛАДЕЛЬЦАМ И ХАРАКТЕРУ ТРУДА НА НИХ
  • ВЛАДЕЛЕЦ
  • ХАРАКТЕР ТРУДА
  • ГОСУДАРСТВО
  • (казенная мануфактура)
  • ПОДНЕВОЛЬНЫЙ ТРУД
  • (гос.крестьяне, работные)
  • ПОМЕЩИК
  • (ВОТЧИННЫЕ МАНУФАКТУРЫ)
  • ТРУД КРЕПОСТНЫХ КРЕСТЬЯН (ПОСЕССИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ)
  • КУПЕЦ
  • КРЕСТЬЯНИН
  • (ДАЖЕ КРЕПОСТНОЙ)
  • ПОДНЕВОЛЬНЫЕ И
  • ВОЛЬНОНАЕМНЫЕ
  • ТОЛЬКО ВОЛЬНОНАЕМНЫЕ
  • (ОТХОДНИКИ)
  • В 30-х гг. XIX в. в России начался промышленный переворот. Его развитие сдерживалось слабым развитием кредита (создание частных кредитных банков запрещалось, а казенные банки кредитовали в первую очередь дворян под залог имений), практическим отсутствием рынка свободной рабочей силы.
ГОРОДА, ТОРГОВЛЯ, ПУТИ СООБЩЕНИЯ
  • КАК ИЗМЕНЕНИЛСЯ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ НИЖЕГОРОДСКОЙ ЯРМАРКИ?
РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
  • ПРОТЕКЦИОНИЗМ
  • ПОЛИТИКА ПОКРОВИТЕЛЬСТВА ОТЕЧЕСТВЕННЫМ КУПЦАМ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ, ОГРАЖДЕНИЕ ИХ ОТ ИНОСТРАННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
  • МЕРКАНТИЛИЗМ
  • ПОЛИТИКА НАКОПЛЕНИЯ ДЕНЕГ В СТРАНЕ.ПОВЫШЕНИЕ ЭКСПОРТА НАД ИМПОРТОМ ИЛИ ПУТЕМ ПРЯМОГО ЗАПРЕТА ВЫВОЗИТЬ ДЕНЬГИ ИЗ СТРАНЫ.
  • Какие товары составляли импорт и экспорт в России?
РОСТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
  • ЗА ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ I ЕЖЕГОДНЫЕ ОБОРОТЫ УВЕЛИЧИЛИСЬ
  • С 67 МЛН. РУБ. СЕРЕБРОМ ДО 94 МЛН. РУБ.
  • УВЕЛИЧИВАЛСЯ РАЗМЕР ПОСТАВЛЯЕМЫХ В РОССИЮ МАШИН И ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ.
  • СОКРАЩАЛСЯ ВЫВОЗ ИЗ РОССИИ МЕТАЛЛА И ЛЬНЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ.
  • УВЕЛИЧИВАЛСЯ ОБЪЕМ ВЫВОЗА ХЛЕБА.
  • СООТВЕТСТВОВАЛА ЛИ ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ?
  • РАБОТА С КАРТОЙ
ВОДНЫЕ КАНАЛЫ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА Увеличение протяженности шоссейных дорог
  • В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
  • НАЧАЛИ СТРОИТЬ
  • ШОССЕЙНЫЕ ДОРОГИ.
  • С 367 ВЕРСТ ОНИ УВЕЛИЧИЛИСЬ
  • ДО 8515 ВЕРСТ
ВЫВОД:
  • В России также как и в других странах, распространяются капиталистические формы хозяйства.
  • Растущее отставание России от ведущих мировых держав указывало на острую необходимость социально-политических изменений в стране.
  • Промышленный переворот, на фоне которого развивалась экономика в первой половине XIX века, делал очевидной тормозящую роль крепостного права для дальнейшего развития страны.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
  • ПРОМЫШЛЕННЫЙ
  • ПЕРЕВОРОТ
  • Переход от ручного труда к машинному, и соответственно, от мануфактуры к фабрике.
  • КАПИТАЛИСТЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
  • Богатые крестьяне, имеющие крупный капитал
  • МЕСЯЧИНА
  • Разновидность барщины. Помещик отбирал у крестьян их наделы, заставляя работать
  • только на его земле
  • ПОСЕССИОННЫЕ
  • ПРЕДПРИЯТИЯ
  • ПРЕДПРИЯТИЯ, ПОСТРОЕННЫЕ ЧАСТНЫМ ЛИЦОМ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ГОСУДАРСТВА.
  • БУРЖУАЗИЯ
  • ВЛАДЕЛЬЦЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ
  • ПРОЛЕТАРИАТ
  • КЛАСС НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ, ЛИШЕННЫХ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА, ПРОДАЮЩИХ СВОЮ РАБОЧУЮ СИЛУ.
Домашнее задание
  • Написать эссе на тему:
  • « Итоги социально- экономического развития России в первой половине XIX века».
Словарь
  • ПОСЕССИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
  • ПРЕДПРИЯТИЯ, ПОСТРОЕННЫЕ ЧАСТНЫМ ЛИЦОМ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ГОСУДАРСТВА. Государство давало владельцам землю, рудники, крестьян (посессионных)
  • МЕСЯЧИНА
  • Разновидность барщины.
  • Помещик отбирал у крестьян их наделы, заставляя работать только на его земле. За это он выдавал им месячное содержание продовольствием и одеждой.
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
  • ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
  • Переход от ручного труда к машинному, и соответственно, от мануфактуры к фабрике. Требует развитого рынка свободной рабочей силы, поэтому в крепостнической стране не может совершиться полностью.
  • КРЕДИТ
  • Отношения возникающие при передаче одним лицом денежных средств или иных ценностей другом лицу, с обязательством возвратить их через определенный срок с вознаграждением кредитора (процентами).
КАПИТАЛИСТЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
  • КАПИТАЛИСТЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
  • Богатые крестьяне, имеющие крупный капитал.
  • ВОТЧИННАЯ МАНУФАКТУРА
  • В России XVIII – первой половине XIX в. мануфактура, создаваемая помещиком, эксплуатирующим труд крепостных рабочих и, как правило, собственное сельскохозяйственное сырье. Особое развитие получила в полотняной промышленности и винокурении.
  • КАПИТАЛИЗМ- ОБЩЕСТВЕННО –ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ,
  • ОСНОВАННЫЙ НА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ БУРЖУАЗИИ НА
  • СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА(ЗАВОДЫ, МАШИНЫ,
  • ОБОРУДОВАНИЕ) И НА ЭКСПЛУАТАЦИИ НАЕМНОГО ТРУДА.
  • МАНУФАКТУРА -ПРЕДПРИЯТИЕ,ОСНОВАННОЕ
  • НА РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА И НА РУЧНОЙ РЕМЕСЛЕННОЙ ТЕХНИКИ.
  • БУРЖУАЗИЯ- ВЛАДЕЛЬЦЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ
  • ПРЕДПРИЯТИЙ,МАНУФАКТУР, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ТРУД НАЕМНЫХ РАБОЧИХ.
  • ПРОЛЕТАРИАТ- КЛАСС НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ, ЛИШЕННЫХ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА, ПРОДАЮЩИХ СВОЮ РАБОЧУЮ СИЛУ И ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ БУРЖУАЗИЕЙ.
  • ФАБРИКА
  • Крупное предприятие, основанное на применении машин и разделения труда.
ЗАДАНИЕ:
  • 1.Из конторского документа имений М.С. Воронцова:
  • «Богатые крестьяне Яков Бочков и Никонов арендовали у помещика в 1828 г. Для пастбища овец земли на 2400 руб., крестьяне Гаврила Бельмесов и Семериков тоже арендовали для пастбищ овец на 1600 руб.они же занимались скупкой и продажей земли».
  • 2.Из описания имения Спасское помещиков Гагариных:
  • «Зажиточные крестьяне за аренду 33 мельниц платили 23400 руб.В 1856 г. Некоторые крестьяне имения содержали 22 ткацких заведения, по 7-13 станков в каждом».
  • О КАКИХ ЯВЛЕНИЯХ В ЖИЗНИ ПОМЕЩИЧЬИХ И КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ДОКУМЕНТЫ?

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  • дать общее представление о личности и эпохи Николая1, о причинах и следствиях реформ, проводимых в его царствование, охарактеризовать социально-экономическую обстановку сложившуюся во второй четверти 19 века, выявить причины тормозящие процесс модернизации в российском государстве;
  • формирование умений строить причинно-следственные связи, выделять главное, работать с документами, формулировать выводы.
  • формирование активной гражданской позиции на основе изучаемого материала.

Основные понятия темы: жандармерия, канцелярия, ассигнации, капиталистые крестьяне, товарно-денежные отношения, классы, промышленный переворот, модернизация.

План урока:

  1. Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест).
  2. Мотивация.
  3. Характеристика личности Николая 1 и его царствования. Работа с документами.
  4. Составление таблицы “Политические, социально-экономические реформы Николая I”.
  5. Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти 19 века.
  6. Подведение итогов. Закрепление изученного материала.

1. Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест).

(Приложение №1)

2. Мотивация.

Мне кажется, две фразы сказанные Николаем 1 характеризуют время его правления:

“Господи, умери Россию”, и фраза сказанная наследнику престола Александру 2 “Сдаю тебе мою команду, к сожалению не в том порядке, как желал, оставляя много хлопот и забот”.

3. Характеристика личности Николая 1.Работа с документами.

(Приложение №2)

Вопросы к документам:

  • Каковы по-вашему мнению положительные и отрицательные стороны личности Николая 1.
  • Как вы думаете Николай 1 осознавал обстановку сложившуюся в России?
  • Какую роль он отвадил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение?
  • Какие задачи для Николая 1 были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи?
  • Сравните Задачи Николая 1 с задачами Александра1.
  • Подведение итогов.

4. Составление таблицы “Политические, социально-экономические реформы Николая 1”.

Прекрасно понимая необходимость и неизбежность реформ. Николай стремился обеспечить устойчивость существующих в стране порядков.

Николай 1 попытался провести ряд реформ, в надежде на укрепление самодержавной власти. Давайте рассмотрим реформы Николая 1 на основание текста учебника и занесем их в таблицу. Начнем заполнение таблицы с политических преобразований Николая1. Работаем с текстом & 10-11 стр.57-65

Дата. Автор. Реформа. Содержание реформы. Значение

5. Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти XIX века.

Давайте подведем итоги, реформ Николая I. Изменилась ли обстановка в стране после проведения реформ обстановку в стране?

Какой вопрос оставался нерешенным? На примерах покажите неэффективность феодально-крепостнической экономики в 20-50-е годы? Обратите внимание на документы на стр. 69.

  • Каким экономическим процессам мешало крепостное право?
  • Какие факторы необходимы для промышленного переворота?
  • Что такое модернизация?

Докажите на основе текста & 11, что в России начался промышленный переворот? Почему промышленный переворот начался в хлопчато-бумажной промышленности.

С какими итогами в социально-экономическом развитие Россия пришла к 1850 году?

Домашнее задание: &10-11, вопросы к & устно.

6. Подведение итогов урока.

Назовите положительные и отрицательные стороны внутренней политики Николая 1?

Сравните внутреннюю политику Николая 1 и Александра 1.

Как вы думаете если бы царствование Николая1 началось с менее драматичных событий, его политика была бы другой?

Используемая литература:

  1. Данилов А.А., Косулин Л.Г. История России XIX век, учебник для 8 класса, “Просвещение” 2003.
  2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Т.А., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России, “Проспект”.2006

Приложение №1

Тестирование. Россия в начале XIX века. Первый вариант

1. В начале XIX века вся государственная власть в стране принадлежала:

  • а) Государственному совету
  • б) императору
  • в) Сенату
  • г) губернаторам и наместникам

2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название:

  • а) “Негласный комитет”
  • б) “Непременный комитет”
  • в) “Избранный совет”
  • г) “Комитет министров”

3. Годы правления Александра I:

  • а)1800-1812
  • б)1801-1825
  • в)1801-1820
  • г)1800-1825

4. “Армией двунадесяти языков” называли:

  • а) армию М. И. Кутузова
  • б) войска антифранцузской коалиции
  • в) армию Наполеона
  • г) армию Александра I

5. Указ о “вольных хлебопашцах” предусматривал:

  • а) выкуп крепостных крестьян за счет казны
  • б) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли
  • в) освобождение крепостных крестьян с согласия помещика за выкуп
  • г) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние

6. Целью создания “военных поселений” было:

  • а) развитие торговли и промышленности
  • б) облегчение положения старослужащих солдат
  • в) сокращение офицерского состава
  • г) сокращение средств на содержание армии

7. Поводом к выступлению декабристов послужила:

  • а) смерть Александра I
  • б) избрание на царство Николая I
  • в) отказ вел. кн. Николая Павловича от прав на престол
  • г) отказ от престола Константина Павловича

8. Выберите верное утверждение в 1812 г.:

  • а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы
  • б) Наполеон направил основные силы на Петербург
  • в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях
  • г) первый партизанский отряд был возглавлен Д. В. Давыдовым
  • а) 1801 г. 1) указ о “вольных хлебопашцах”
  • б) 1802 г. 2)отмена крепостного права в Прибалтике
  • в) 1803.г. 3)учреждение Комитета министров
  • г) 1804 г. 4) учреждение министерств

а) а-3 б) б-2 в) в-1 г) г-4

10. О ком идет речь в Манифесте императора Александра I?

Обещаю “управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы_____________”.

Тестирование. Россия в начале XIX века. Второй вариант

1. В экономике России начала XIX в. ведущая роль принадлежала:

  • а) мануфактурному производству
  • б) промышленности
  • в) сельскому хозяйству
  • г) торговле.

2. Главными органами государственного управления при Александре I стали:

  • а) коллегии
  • б) министерства
  • в) департаменты
  • г) комитеты

3. Бородинское сражение произошло:

  • а) 12 июня 1812 г.
  • б) 14 декабря 1825 г.
  • в) 26 августа 1812 г.
  • г) 13 июля 1826 г

4. Первый российский закон, давший возможность освобождения от крепостничества

  • а) “Соборное уложение”
  • б) “Жалованная грамота дворянству”
  • в) указ “о вольных хлебопашцах”
  • г) “Уставная грамота Российской империи”

5. В основу государственного устройства М. М. Сперанский предлагал положить принцип:

  • а) централизации власти
  • б) разделения властей
  • в) сохранения самодержавного правления
  • г) демократии

6. Членами “Священного союза” являлись:

  • а) Австрия, Пруссия
  • б) Франция, Австрия
  • в) Англия, Турция
  • г) Россия, Италия

7. Восстание декабристов произошло:

  • а) 1 декабря 1825 г.
  • б) 14 декабря 1825г.
  • в) 31 декабря 1825 г.
  • г) 14 декабря 1826г.

8. Выберите верные утверждения: к последствиям заключения Тильзитского мира относятся:

  • а) укрепление господства Франции
  • б) проникновение России на Кавказ
  • в) отмена крепостничества в Прибалтике
  • г) расширение свободы действий России против Ирана, Турции, Швеции

9. Укажите верное соответствие:

  • а) а-4
  • б) б-1
  • в) в-2
  • г) г-3

10. Назовите документ:

“Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян... на волю и вместе с тем утвердить им участок земли... имеет Представить их при прошении своем... к министру внутренних дел для рассмотрения...”

Вариант 1 Вариант 2
1.б 1. б
2. а 2. в
3.б 3. в
4. в 4. в
5. в 5. б
6. г 6. а
7. а 7. б
8. г 8. а
9. в 9. б
10. Екатерина II 10. “Указ о вольных хлебопашцах”

Приложение №2

Изречения Николая I:

“Революция на пороге, но клянусь она не проникнет в Россию, пока я жив”

“В учение я видел одно принуждение, и учился без охоты ”.

“Крепостное право, в нынешнем положение, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным”.

“Четырнадцатого числа я буду государь или мертв”.

Из писем Николая I:

“Странная моя судьба; мне говорят, что я – один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что все что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один

ответ: долг! Да, это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жестокий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан чтобы мучиться”

Письмо написано брату Константину после восстания декабристов:

“Дорогой, дорогой Константин! Ваша воля исполнена: я – император, но какой ценой, Боже мой! Ценой крови моих подданных”

Указом от 10 июля 1826 года даровал жизнь 31 декабристу, смягчил всем остальным степень наказания.

О Николае I:

С.М. Соловьев “Он хоте отрубить все головы, которые поднимались над общим уровнем”.

“Николай 1 инстинктивно ненавидел просвещение…Он был воплощенное “не рассуждать”, московский университет царь называл “волчьим гнездом”

А.Е. Пресняков “время Николая1 – эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии”

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей.
И все дела твой и добрые и злые
Все ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Социально-экономическое развитие России в 1825-1855 гг.


Начало промышленного переворота

Промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному производству

Образование новых классов – буржуазии и пролетариата

Изменения в технике

Переход от аграрного общества к индустриальному


  • Начался в условиях сохранения феодально-крепостнической системы
  • Начался и завершился позже, чем в Европе
  • До 1861 г. проявлялся в основном в технической стороне – переходе от ручного труда к машинному



С середины 30-х гг. началось железнодорожное строительство.

Первая в России железная дорога – Царскосельская – соединила Санкт-Петербург, Царское Село и Павловск.


В 1848 г. была пущена Варшавско-Венская железная дорога, а в 1851 г. – Николаевская, соединившая Петербург и Москву.

Первый паровоз Николаевской дороги

Здание Николаевского вокзала в Москве





Крепостной труд и отсталая техника

Низкая доходность имений помещиков

Повышение доходов – за счет увеличения барщины и оброка

Разорение крестьянских хозяйств

Подрыв экономической основы крепостнического хозяйства


Помещики и крестьяне



Портреты крепостных крестьян (1830-1840-е гг.)





Проникновение товарно-денежных отношений

Расслоение крестьянства

бедняки зажиточные

(торговцы, ростовщики, предприниматели)


Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина 1839-1843 гг.

Главное платежное средство – серебряный рубль

Обмен бумажных денег на серебряные

Укрепление денежной системы

Рост экономики

Е. Ф. Канкрин






Статьи по теме: