Прокуратура республики калмыкия разъясняет

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта « » компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Вид организации

Базовый нормативный правовой акт

План счетов

Состав отчетности

Коммерческие организации

Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19-21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24-26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1-5 форм),
  • поквартально (около 5-10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Коммерческий учёт электроэнергии подразумевает под собой обеспечение финансового расчета между предприятиями, что производят и распределяют электроэнергию, а также конечными пользователями. Контролируют коммерческий учет электроэнергии сетевые организации. Коммерческий учёт был введён для взаиморасчёта за предоставленную электроэнергию и сопутствующие с этим услуги.

Определить объём фактической потери электроэнергии в каждом узле, в котором проходит энергия, помогут приборы учёта или измерительные комплексы. Под понятие измерительный комплекс попадают приборы учёта и измерительные трансформаторы напряжения и (или) тока, что имеют между собой соединения, составленные по определённой схеме. Данные комплексы измерят объём в определённой точке поставки.

Как происходит расчет

Чтобы осуществлять расчеты по оптовым объёмам рынка электроэнергии, основным требованием выдвигается наличие паспорта, иначе говоря, акта, о соответствии АИИС КУЭ техническим требованиям рынка. Ситуация розничного рынка немногим проще. Чтобы организовать коммерческий учёт в бытовых секторах хватает установки проверенного и технически исправного счётчика электроэнергии, который будет внесён в гос-реестр измерительных приборов. Для введения прибора учёта в эксплуатацию требуется вызвать сотрудника организации энергоснабжения для приёма и опломбировки контролирующего узла.

Сбором всех данных по коммерческому учёту занимаются сетевые организации, которые принадлежат каждая к своей сети. Сетевые организации имеют право на проведение проверок на соблюдение всех потребительских условий, что были в договоре на поставку. Со стороны сетевых организаций, законных владельцев, потребителей и производителей должен быть обеспечен доступ представителям сетевых организаций к контролирующим приборам, что расположены на территории балансовой принадлежности их электросетей. Это нужно для мониторинга состояния прибора и считывания показаний.

Требования к прибору учёта

Чтобы коммерческий учет электроэнергии был одобрен органами контроля, имеются определённые требования. Прибор учёта должен быть надёжным, так как, в противном случае будет высокий риск финансовых потерь, если какой-либо элемент измерительно-информативного прибора придёт в негодность. Неисправность счётчика всегда приводит к уменьшению результатов измерения, иначе говоря, недоучёту. Когда неисправность вовремя не обнаружена и не устранена – это способно приводить к большим финансовым потерям генерирующих, сетевых энергосберегающих или энергосбытовых организаций. Проблема в том, что в сеть крупных организаций может проходить более 1000 Квт*час. Всё это провоцирует огромные потери, а восстановления показаний при расчётных методах восстановления коммерческой информации обладает большей погрешностью, чем измерение прибором учёта.

Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии

На предприятиях, что производят и распределяют электроэнергию, для контроля электроэнергии используются автоматизированные системы АСКУЭ и АИСС КУЭ. Это достаточно удобно, так как системы коммерческого учета обеспечивают автоматический и дистанционный контроль за произведённой, транспортируемой и отпущенной электроэнергией с наиболее высокой точностью. Эта отрасль постоянно развивается, привнося новые приборы и более удобный интерфейс обмена данных, что в значительной мере упрощает работу с системой, снижает стоимость и делает доступной для всех уровней потребления. За счёт этого такие системы с каждым днём набирают всё большую популярность в промышленной и коммунальной сфере. Каждая из систем более подходит под свои особенности:

  • АСКУЭ – чаще используется для работы на рынке розницы;
  • АИИС КУЭ – чаще используется для работы на рынке опта.

Внедрение таких систем способно выполнить некоторые функции, а также обеспечить определённые возможности, такие как:

  1. Сбор и интервальная передача всех данных на сервер в автоматическом режиме;
  2. Длительное хранение информации;
  3. Доступ к аналитическим функциям, чтобы оптимизировать передачу или потребление электроэнергии;
  4. Обнаружение несанкционированного доступа к электроэнергии;
  5. Возможность удалённого подключения и отключения от сети потребителей.

Любая автоматизированная система должна соответствовать ГОСТ, потому их регистрация должна быть обязательной как и измерительного средства в гост-реестре. Аттестацию на узел, в который была подключена автоматизация, проводит орган контроля.

Российская ФедерацияПроект постановления Правительства РФ

Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод

установить закладку

установить закладку

2. Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в 6-месячный срок утвердить:

Методические указания по расчету объема отведенных (принятых) поверхностных сточных вод;

Методические указания по расчету объема отведенных (принятых) сточных вод исходя из пропускной способности канализационных сетей;

Методические указания по расчету объема принятой воды, отведенных сточных вод при нештатных ситуациях в работе прибора учета;

Методические указания по определению неучтенных расходов и потерь воды в централизованных системах водоснабжения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "___"_________ 2012 года N____

Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод

I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод (далее - Правила) определяют порядок организации коммерческого учета горячей воды (теплоносителя) и холодной воды (далее - вода), сточных вод, требования к приборам и узлам учета воды, сточных вод.

1.2. В настоящих Правилах применяются понятия, используемые в Федеральном законе от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"), Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, а также следующие термины и определения:

"допуск в эксплуатацию узла учета" - процедура проверки готовности узла учета и приборов учета к использованию в соответствии с технической документацией на приборы учета и требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений;

"прибор учета" - средство измерения, включая технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения, отображения (передачи) информации о количестве (объеме) поданной (полученной) воды или принятых (отведенных) сточных вод, а также выполняющих другие функции, предусмотренные его технической документацией;

"показания приборов учета" - данные прибора учета о количестве поданной (полученной) воды, принятых (отведенных) сточных вод, иных сведениях, предусмотренных технической документацией, а также данные по количеству и продолжительности нештатных ситуаций (архив прибора учета), возникающих в работе прибора учета;

"расчетный способ" - совокупность действий по определению количества поданной (полученной) воды, принятых (отведенных) сточных вод при отсутствии приборов учета, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и настоящими Правилами;

"техническая документация" - информация о функциях прибора учета, его технических характеристиках, требованиях к оборудованию узла учета и условиях эксплуатации прибора учета, устанавливаемых производителем прибора учета, при исполнении которых обеспечивается проведение измерений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

"транзитная организация" - организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод;

"узел учета" - техническая система, состоящая из прибора(ов) учета и иных устройств, обеспечивающих учет объема поданной (полученной) воды или принятых (отведенных) сточных вод, учет иных сведений, с использованием приборов учета и в соответствии с технической документацией.

1.3. Коммерческий учет осуществляется с целью осуществления расчетов по договорам в сфере водоснабжения и водоотведения.

1.4. Коммерческому учету подлежит количество (объем):

1) воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договору холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения;

2) воды, транспортируемой организацией, осуществляющей эксплуатацию водопроводных сетей, по договору по транспортировке воды;

3) воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки по договору по водоподготовке воды;

4) сточных вод, принятых от абонентов по договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения;

5) сточных вод, транспортируемых организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод, по договору по транспортировке сточных вод;

6) сточных вод, в отношении которых произведена очистка в соответствии с договором по очистке сточных вод.

1.5. Коммерческий учет с использованием прибора учета осуществляется его собственником (абонентом, транзитной организацией или иным собственником (законным владельцем) прибора учета или его представителем, если иное не предусмотрено договором, по которому осуществляется подача (получение) воды, прием (отведение) сточных вод). В отношении вновь вводимых в эксплуатацию узлов учета коммерческий учет с использованием прибора учета осуществляется абонентом, транзитной организацией, если иное не предусмотрено договором с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, по которому осуществляется подача (получение) воды, прием (отведение) сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществлять коммерческий учет поданной (полученной) воды, принятых (отведенных) сточных вод.

1.6. Учет воды, сточных вод, осуществляемый в целях учета коммунальных услуг по водоснабжению или водоотведению в многоквартирных и жилых домах осуществляется в порядке, предусмотренном для учета воды, сточных вод Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" , а также иными нормативными правовыми актами.

II. Организация коммерческого учета с использованием прибора учета

2.1. Организация коммерческого учета с использованием прибора учета включает в себя следующие процедуры:

1) получение технических условий на проектирование узла учета (для вновь вводимых в эксплуатацию узлов учета);

2) проектирование узла учета, комплектация и монтаж узла учета (для вновь вводимых в эксплуатацию узлов учета);

3) установку и ввод в эксплуатацию узла учета (для вновь вводимых в эксплуатацию узлов учета);

4) эксплуатацию узлов учета, включая снятие показаний приборов учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний, и передачу данных лицам, осуществляющим расчеты за поданную (полученную) воду, принятые (отведенные) сточные воды;

5) поверку, ремонт и замену приборов учета.

2.2. В случае если абонент организации водопроводно-канализационного хозяйства является одновременно транзитной организацией, расчет количества поданной воды (отведенных сточных вод) в целях удовлетворения собственных нужд данного лица, осуществляется согласно положениям настоящих Правил, регулирующим порядок расчета воды (сточных вод) для абонента.

III. Коммерческий учет воды с использованием приборов учета

3.1. Коммерческий учет воды с использованием приборов учета воды является обязательным для всех абонентов, транзитных организаций.

3.2. Для учета количества поданной (полученной) воды с использованием приборов учета применяются приборы учета, отвечающие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, допущенные в эксплуатацию и эксплуатируемые в соответствии с настоящими Правилами. Технические требования к приборам учета воды, введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, определяются нормативными правовыми актами, действовавшими на момент ввода прибора учета в эксплуатацию.

3.3. Снятие показаний приборов учета и представление сведений о количестве поданной (полученной) воды производятся абонентом, транзитной организацией. Данные показания представляются абонентом, транзитной организацией в организацию водопроводно-канализационного хозяйства в течение 2 рабочих дней, следующих за окончанием очередного расчетного периода, если иные сроки не установлены соответственно договором холодного водоснабжения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором горячего водоснабжения, договором по транспортировке горячей или холодной воды.

В случае если технические характеристики используемых абонентом, транзитной организацией приборов учета и узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета, абонент, транзитная организация вправе обеспечивать представление данных о количестве поданной (полученной) воды дистанционно, с использованием таких телеметрических систем.

3.4. Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществлять контроль за правильностью снятия абонентами, транзитными организациями показаний приборов учета воды и представления ими сведений об объеме поданной (полученной) воды, а также за правильностью эксплуатации соответствующих приборов учета, узлов учета, целостностью знаков поверки, контрольных пломб, в том числе путем направления к абонентам, транзитным организациям своего представителя для проведения проверки.

3.5. Абонент, транзитная организация обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного к узлу учета, включая приборы учета, а также к кранам, задвижкам, сетям, влияющим на объем транспортируемых вод (далее - иные устройства) с целью:

3) контроля исполнения договорных условий подачи (получения) холодной воды, в том числе для проверки состояния водопроводных сетей и иных объектов централизованной системы холодного водоснабжения;

5) отбора проб с целью проведения производственного контроля качества холодной воды.

3.6. В случае, когда доступ представителю организации водопроводно-коммунального хозяйства предоставляется в целях осуществления мероприятий по контролю за правильностью снятия показаний приборов учета, по итогам проведения таких мероприятий составляется акт, подписываемый представителем абонента (транзитной организации) и организации водопроводно-канализационного хозяйства.

При несогласии представителя абонента с содержанием акта, представитель абонента обязан подписать такой акт с указанием в нём своих возражений. В случае отказа представителя абонента от подписания акта, такой акт подписывается представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, с отметкой "представитель абонента от подписи отказался".

3.7. Если в случае проведения организацией водопроводно-канализационного хозяйства контрольных мероприятий (проверки) за правильностью снятия абонентами, транзитными организациями показаний приборов учета и представления ими сведений об объеме поданной (полученной) воды установлены расхождения между показаниями приборов учета и представленными абонентами, транзитными организациями сведениями, организация водопроводно-канализационного хозяйства производит перерасчет объема поданной (полученной) воды за период от последнего снятия контрольных показаний, а при отсутствии контрольного снятия показаний - с момента предыдущей проверки до момента обнаружения расхождения сведений в соответствии с показаниями средств измерений.

В указанном случае, а также в случае обнаружения ошибок при расчете количества поданной воды, перерасчет производится организацией водопроводно-канализационного хозяйства в платежных документах, предъявляемых к оплате в расчетный период, следующий за расчетным периодом, в котором были обнаружены ошибки при расчете.

3.8. Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе использовать контрольные (параллельные) приборы учета воды при условии уведомления абонента об использовании таких приборов учета. Контрольные (параллельные) приборы учета воды устанавливаются на водопроводных сетях организации водопроводно-канализационного хозяйства, транзитной организации таким образом, чтобы обеспечить коммерческий учет подаваемой абоненту воды. В случае различия показаний контрольных (параллельных) приборов учета воды и приборов учета воды, установленных у абонента, коммерческий учет производится с использованием показаний контрольных (параллельных) приборов учета воды. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана предоставлять абоненту, транзитной организации беспрепятственный доступ к контрольным (параллельным) приборам учета воды с целью контроля за правильностью установки и условиями эксплуатации прибора учета, а также с целью получения данных о результатах измерений, осуществляемых с использованием прибора учета.

IV. Коммерческий учет сточных вод с использованием приборов учета

4.1. Коммерческий учет принимаемых сточных вод осуществляется с использованием приборов учета в случаях, установленных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

4.2. Для учета количества принимаемых сточных вод с использованием приборов учета применяются приборы учета, отвечающие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, допущенные в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами, имеющие неповрежденные знаки поверки. Технические требования к приборам учета сточных вод, введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, определяются нормативными правовыми актами, действовавшими на момент ввода прибора учета в эксплуатацию.

4.3. Снятие показаний приборов учета и представление сведений о количестве отведенных (принятых) сточных вод производятся абонентом, транзитной организацией. Данные показания представляются абонентом, транзитной организацией в организацию водопроводно-канализационного хозяйства в течение 2 рабочих дней, следующих за окончанием очередного расчетного периода, если иные сроки не установлены соответственно договором холодного водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке сточных вод.

В случае если технические характеристики используемых абонентом, транзитной организацией приборов учета и узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета, абонент, транзитная организация вправе обеспечивать предоставление данных о количестве отведенных (принятых) сточных вод дистанционно, с использованием таких телеметрических систем.

Суточные архивы и архивы нештатных ситуаций приборов учета, формируемые в соответствии с техническими параметрами (возможностями) таких приборов, предоставляются в бумажном и электронном виде (в случае необходимости их предоставления), остальные архивы - только в электронном виде на магнитном, либо ином электронном носителе абонента, транзитной организации. Абонент, транзитная организация обязаны обеспечить хранение архивов приборов учета в течение 3 лет с момента их формирования и представлять такие архивы организации водопроводно-канализационного хозяйства по её требованию.

4.4. Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществлять контроль за правильностью снятия абонентами, транзитными организациями показаний приборов учета и представления ими сведений об объеме принятых сточных вод, а также за правильностью эксплуатации соответствующих приборов учета, узлов учета, целостностью знаков поверки, контрольных пломб, в том числе путем направления к абонентам, транзитным организациям своего представителя в порядке, определяемом настоящими правилами, иными нормативными правовыми актами, а также договором водоотведения, либо единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.

4.5. Абонент, транзитная организация обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства к узлам учета, в том числе к приборам учета и иным устройствам с целью:

1) проверки исправности приборов учета, сохранности знаков поверки и пломб, снятия и анализа показаний, параметров, контроля за переданными показаниями приборов учета;

2) поверки, ремонта, технического и иного обслуживания, замены приборов учета, если они принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства или ею эксплуатируются;

3) контроля исполнения договорных условий отведения (приема) сточных вод, в том числе для проверки состояния канализационных сетей и иных объектов централизованной системы водоотведения;

4) опломбирования приборов учета и фланцев узла учета;

5) отбора проб с целью осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

4.6. Абонент, транзитная организация обеспечивают доступ представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства к узлу учета и документации, относящейся к узлу учета без предварительного направления заявки. При этом представитель организации водопроводно-канализационного хозяйства обязан предъявить абоненту, транзитной организации служебное удостоверение, иные документы удостоверяющего его личность и полномочия. В случае отказа в доступе представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства к узлу учета таким представителем составляется акт, фиксирующий отказ абонента в доступе к узлу учета.

4.7. В случае, когда доступ представителю организации водопроводно-коммунального хозяйства предоставляется в целях осуществления мероприятий по контролю за правильностью снятия показаний приборов учета, по итогам проведения таких мероприятий составляется акт, подписываемый представителем абонента (транзитной организации) и организации водопроводно-канализационного хозяйства.

4.8. Если в ходе проведения организацией водопроводно-канализационного хозяйства контрольных мероприятий (проверки) за правильностью снятия абонентами, транзитными организациями показаний приборов учета и представления ими сведений об объеме отведенных (принятых) сточных вод установлены расхождения между показаниями приборов учета и представленными абонентами, транзитными организациями сведениями, организация водопроводно-канализационного хозяйства производит перерасчет объема отведенных (принятых) сточных вод за период от последнего снятия контрольных показаний, а при отсутствии контрольного снятия показаний - с момента предыдущей проверки до момента обнаружения расхождения сведений в соответствии с показаниями средств измерений.

В указанном случае, а также в случае обнаружения ошибок при расчете количества отведенных (принятых) сточных вод, перерасчет производится организацией водопроводно-канализационного хозяйства в платежных документах, предъявляемых к оплате в расчетный период, следующий за расчетным периодом, в котором были обнаружены ошибки при расчете.

4.9. Организации водопроводно-канализационного хозяйства вправе использовать контрольные (параллельные) приборы учета сточных вод при условии уведомления абонента об использовании таких приборов учета. Контрольные (параллельные) приборы учета сточных вод устанавливаются на канализационных сетях организации водопроводно-канализационного хозяйства, транзитной организации таким образом, чтобы обеспечить коммерческий учет принимаемых от абонента сточных вод. В случае различия показаний контрольных (параллельных) приборов учета сточных вод и приборов учета сточных вод, установленных у абонента, коммерческий учет производится с использованием показаний контрольных (параллельных) приборов учета сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана предоставлять абоненту, транзитной организации беспрепятственный доступ к контрольным (параллельным) приборам учета сточных вод с целью контроля за правильностью установки и условиями эксплуатации прибора учета, а также с целью получения данных о результатах измерений, осуществляемых с использованием прибора учета.

V. Коммерческий учет воды расчетным способом

5.1. Коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях:

1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованной системой горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;

2) в случае неисправности (выхода из строя) прибора учета;

3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом, транзитной организации о временном прекращении потребления воды.

5.2. Расчет количества поданной воды осуществляется исходя из пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, в случаях:

1) самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения за период начиная с даты обнаружения самовольного присоединения (пользования), определенной в соответствующем акте проверки (обследования), составленном организацией водопроводно-канализационного хозяйства, до даты устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования);

2) через 30 дней после установления факта неисправности прибора учета (в том числе не проведения поверки после истечения срока межповерочного интервала), демонтажа прибора учета до ввода прибора учета в эксплуатацию (проведения поверки).

В этих случаях расчет количества поданной воды осуществляется исходя из пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду.

5.3. Расчет количества воды осуществляется исходя из расчетного среднемесячного количества поданной (транспортируемой) воды в случаях:

1) демонтажа прибора учета в связи с поверкой, ремонтом или заменой, но не более чем в течение 30 дней после демонтажа прибора учета, если иной срок не согласован с организацией водопроводно-канализационного хозяйства;

2) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления абонентом, транзитной организацией показаний прибора учета (за исключением случаев предварительного уведомления абонентом, транзитной организацией организации водопроводно-канализационного хозяйства о временном прекращении потребления (транспортировки) холодной воды).

При таком расчете количество поданной (транспортируемой) воды определяется исходя из расчетного среднемесячного количества поданной (транспортируемой) воды, определенного по показаниям приборов учета за последний год, а если период работы прибора учета составил менее одного года, но не менее 60 дней - за фактический период работы прибора учета.

5.4. Расчет количества воды осуществляется по объемам, указанным договоре холодного водоснабжения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре горячего водоснабжения, договоре транспортировки воды, договоре, заключенном гарантирующей организацией с организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения в случаях:

1) отсутствия у абонента, транзитной организации, организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы водоснабжения, прибора учета воды;

2) если фактический период работы прибора учета с момента его установки до выхода из строя составил менее 60 дней.

5.5. В случае предусмотренном подпунктом 3 пункта 5.1 настоящего раздела, а также в случае предусмотренном подпунктом 2 пункта 5.2 настоящего раздела (в случае если в результате поверки прибора учета, проведенной после истечения срока межповерочного интервала, установлено, что прибор учета соответствует метрологическим требованиям) при представлении абонентом, транзитной организацией показаний приборов учета производится перерасчет количества поданной (полученной) воды.

5.6. В случае обнаружения при анализе архивов приборов учета нештатных ситуаций, имевших место во время работы прибора учета, расчет объемов количества полученной воды за период нештатных ситуаций производится в соответствии с технической документаций и методическими указаниями по расчету объема принятой воды, отведенных сточных вод при нештатных ситуациях в работе прибора учета, утверждаемых федеральным агентством в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

5.7. В случае если узел учета размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства, абонента, транзитной организации, при расчете объема поданной воды учитывается величина технологических потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета, которая определяется в соответствии с методическими указаниями по определению неучтенных расходов и потерь воды в централизованных системах водоснабжения, утверждаемыми федеральным агентством в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

5.8. Количество воды, поданной в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с , утвержденных .

VI. Коммерческий учет сточных вод расчетным способом

6.1. Коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом в следующих случаях:

1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованной системой водоотведения;

2) в случае отсутствия прибора учета или неисправности (выхода из строя) прибора учета;

3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которая эксплуатирует канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.

В случае отказа представителю организации водопроводно-канализационного хозяйства в допуске к узлу учета до устранения такого нарушения сведения, предоставляемые абонентом, транзитной организацией о показаниях прибора учета, не могут считаться представлением показаний прибора учета.

6.2. При расчетном способе коммерческого учета сточных вод объем отведенных сточных вод принимается равным объему полученной воды из всех источников централизованного водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом V настоящих Правил. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с частью VIII настоящих Правил. При самовольном подключении к централизованной системе водоотведения объем отведенных сточных вод определяется исходя из пропускной способности самовольно подключенных сетей, в соответствии с методическими указаниями по расчету объема отведенных (принятых) сточных вод исходя из пропускной способности канализационных сетей, утвержденных федеральным агентством в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

6.3. Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе, наряду с расчетными способами определения количества отведенных абонентом, транзитной организацией сточных вод, предусмотренными настоящими Правилами, определить это количество инструментальными измерениями с помощью переносных приборов учета, устанавливаемых на срок от 7 до 14 суток организацией водопроводно-канализационного хозяйства или другой организацией (при уведомлении абонента, транзитной организации). Если в результате указанных инструментальных измерений подтверждается расхождение с предоставляемыми абонентом, транзитной организацией данными о количестве отведенных ими сточных вод, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе оборудовать узел учета (установить прибор учета) на границе эксплуатационной ответственности по канализационным сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента, транзитной организации и производить определение количества принятых от данного абонента, транзитной организации сточных вод с помощью указанного узла учета. В этом случае коммерческий учет сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства. При этом абонент, транзитная организация обязаны обеспечить доступ представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства или по их указанию представителям иной организации к принадлежащим абоненту, транзитной организации канализационным сетям в целях проведения вышеуказанного инструментального измерения, а также для оборудования и монтажа узла учета (прибора учета) и снятия показаний прибора учета. Иные обязанности абонента, транзитной организации, предусмотренные настоящими Правилами, исполняет организация водопроводно-канализационного хозяйства самостоятельно.

6.4. Количество сточных вод, принятых от организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 .

VII. Особенности коммерческого учета горячей воды (теплоносителя)

7.1. Коммерческий учет горячей воды (теплоносителя) в закрытых системах горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.

7.2. В случае отсутствия прибора учета горячей воды, объем отпущенной организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, горячей воды определяется равным объему полученной этой организаций холодной воды для ее подогрева и использования в целях горячего водоснабжения.

7.3. Требования к приборам учета воды, установленные настоящими Правилами, не распространяются на учет температуры воды, используемый для определения количества тепловой энергии.

VIII. Особенности коммерческого учета поверхностных сточных вод

8.1. Коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом или с использованием приборов учета при его наличии в соответствии с методическими указаниями по расчету объема отведенных (принятых) поверхностных сточных вод, утверждаемыми федеральным агентством в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

IX. Проектирование узлов учета

9.1. Проектирование узла учета осуществляется абонентом, транзитной организацией на основании технических условий на проектирование узла учета либо, по соглашению сторон, организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

9.2. Технические условия на проектирование узла учета выдаются организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента, транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).

9.3. Технические условия на проектирование узла учета должны содержать:

1) требования к месту размещения узла учета;

2) требования к схеме подключения прибора учета и иных компонентов узла учета;

3) требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений, уровню погрешности, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

9.4. Узел учета должен быть размещен на границе эксплуатационной ответственности или канализационных сетей или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором горячего водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке сточных вод или договором о подключении к централизованным системам водоснабжения, договором о подключении к централизованным системам водоотведения.

9.5. Абонент, транзитная организация до начала комплектации и монтажа узла учета представляет проектную документацию на оборудование узла учета на согласование в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. В случае, если в ходе разработки проектной документации на оборудование узла учета была выявлена необходимость отклонения от технического задания на проектирование узла учета, абонент, транзитная организация обязаны указать на такие отклонения при представлении проектной документации организации водопроводно-канализационного хозяйства.

9.6. Проектная документация на оборудование узла учета должна содержать:

1) место размещения узла учета;

2) схему подключения прибора учета и иных компонентов узла учета;

3) тип используемого прибора учета и подтверждение его соответствия подпункту 3 пункта 9.3 настоящих Правил .

9.7. Организация водопроводно-канализационного хозяйства рассматривает проектную документацию на оборудование узла учета в течение 10 рабочих дней и письменно сообщает абоненту, транзитной организации о согласовании проектной документации или о наличии замечаний и необходимости доработки проектной документации. В случае если организация водопроводно-канализационного хозяйства не направила замечания в установленный срок, проектная документация считается согласованной без замечаний.

9.8. Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе отказать в согласовании проектной документации на оборудование узла учета в случаях:

1) несоответствия проектной документации техническим условиям на проектирование узла учета;

2) нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

3) нарушения требований технической документации, установленных в отношении выбранного типа прибора учета.

9.9. При проектировании узла учета организацией водопроводно-канализационного хозяйства согласования проектной документации на оборудование узла учета не требуется.

9.10. Выдача технических условий на проектирование узла учета, допуск узла учета в эксплуатацию, пломбирование узла учета (прибора учета) осуществляется без взимания платы.

X. Допуск узла учета в эксплуатацию

10.1. Допуск укомплектованного и смонтированного узла учета и установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется не позднее 15 рабочих дней со дня получения организацией водопроводно-канализационного хозяйства от абонента, транзитной организации заявки на допуск узла учета в эксплуатацию. В случае если объект абонента не присоединен непосредственно к водопроводным и (или) канализационным сетям организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, заявка также направляется в транзитную организацию.

В заявке должны быть указаны:

1) реквизиты и контактные данные, включая номер телефона, лица, направившего заявку, а также копии документов, подтверждающих полномочия такого лица;

2) реквизиты (номер, дата заключения) договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора горячего водоснабжения, договора транспортировки воды, договора транспортировки сточных вод или договора подключения к централизованной системе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения или водоотведения;

3) предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска узла учета и (или) прибора учета в эксплуатацию, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявки.

10.2. К заявке на допуск узла учета в эксплуатацию должны прилагаться:

1) согласованная проектная документация на оборудование узла учета;

2) копия паспорта на приборы учета;

3) копии документов о поверке приборов учета с действующим сроком поверки;

4) доказательства реализации особых условий, изложенных в технической документации на прибор учета;

5) для узлов учета питьевой и горячей воды - акт промывки узла учета (прибора учета).

10.3. Допуск узла учета в эксплуатацию осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства при участии представителя абонента, транзитной организации.

10.4. При допуске в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме к участию в допуске узла учета к эксплуатации привлекается представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых систем водоснабжения и водоотведения.

10.5. Организация водопроводно-канализационного хозяйства, получившая заявку на допуск узла учета в эксплуатацию определяет представителей со своей стороны и, при необходимости, в течение 3 дней с даты получения заявки определяет иную дату и время проведения процедуры допуска узла учета в эксплуатацию, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

10.6. При допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:

1) соответствие заводских номеров на приборы учета номерам, указанным в их паспортах;

2) соответствие узла учета проектной документации, в том числе схеме монтажа приборов учета, узла учета;

3) соответствие условий использования приборов учета, в том числе комплектации и монтажа узла учета, технической документации на используемые приборы учета и проектной документации;

4) наличие знаков поверки;

5) работоспособность прибора учета;

6) работоспособность устройств, обеспечивающих передачу данных (в случае их использования в составе узла учета).

Нарушение этих условий является основанием для отказа в допуске узла учета в эксплуатацию.

В случае, если организация водопроводно-канализационного хозяйства не осуществила такую проверку в течение 15 дней со дня получения заявки, узел учета считается допущенным в эксплуатацию.

Одновременно с допуском узла учета в эксплуатацию осуществляется опломбирование узла учета (прибора учета).

10.7. При допуске узла учета в эксплуатацию на приборах учета, фланцах и задвижках на обводных линиях узла учета устанавливаются контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы).

10.8. По результатам проверки узла учета организация водопроводно-канализационного хозяйства оформляет акт допуска узла учета в эксплуатацию, в котором указываются:

1) дата, время и адрес проведения проверки;

2) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимающих участие в проверке;

3) результаты проверки узла учета;

4) решение о допуске или об отказе в допуске узла учета в эксплуатацию;

4) в случае отказа в допуске узла учета в эксплуатацию - основания для такого решения;

5) в случае допуска узла учета в эксплуатацию - показания прибора учета на момент завершения процедуры допуска узла учета в эксплуатацию и описание мест на узле учета, в которых установлены контрольные пломбы и их индивидуальные номера.

10.9. Акт допуска узла учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу лиц, принявших участие в допуске прибора учета, узла учета в эксплуатацию, и подписывается лицами, принимавшими участие в допуске прибора учета, узла учета в эксплуатацию.

6) врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета;

7) истечения сроков поверки приборов учета.

11.4. Абонент, транзитная организация (организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая эксплуатацию узла учета) в случае выхода узла учета или прибора учета из строя обязаны обеспечить восстановление его работоспособности в срок, не превышающий 30 дней с момента выхода узла учета или прибора учета из строя. Демонтаж прибора, узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии организация водопроводно-канализационного хозяйства.

10.5. Абонент, транзитная организация (организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая эксплуатацию узла учета) в случае выхода узла учета или прибора учета из строя обязаны незамедлительно известить об этом организацию водопроводно-канализационного хозяйства (абонента, транзитную организацию) и сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя, а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт, поверку приборов учета) в течение 30 дней.

11.6. Лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, несет ответственность за надлежащее состояние и исправность узла учета и приборов учета, своевременную поверку приборов учета, сохранность знаков поверки и номерных пломб в соответствии с условиями договоров в сфере водоснабжения и водоотведения и другими договорами, заключаемыми между абонентом, транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

11.7. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана опломбировать прибор учета после его ремонта и (или) замены в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления абонента, транзитной организации о завершении ремонта и (или) замены прибора учета.

Платежи за полученную воду и отведенные сточные воды, по данным Минэнерго России, увеличиваются с каждым годом. Поэтому для множества предприятий задача организации коммерческого учета воды и сточных вод становится все более актуальной.

В 2013 году для организаций, связанных с водоснабжением, водоотведением, водоподготовкой и очисткой сточных вод, правительство Российской Федерации определило порядок коммерческого учета, утвердив «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод».

Организация коммерческого учета воды и сточных вод

Коммерческий учет воды подразумевает расчет платы за транспортируемую воду, которую получают, либо подают по договорам водоснабжения.

Коммерческий учет сточных вод - это контроль воды, которая была сброшена, либо собрана по договорам, заключенным с организациями, работающими в сфере водоснабжения или водоотведения.

Организация коммерческого учета воды и сточных вод в той части, которая не урегулирована жилищным законодательством Российской Федерации, регламентируется «Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод».

Согласно этим Правилам, абоненты или организации, эксплуатирующие водопроводные или канализационные сети и оказывающие услуги по транспортировке воды или сточных вод, обязаны вести коммерческий учет. За исключением случаев, когда условиями договоров водоснабжения или договоров по транспортировке воды предусмотрено иное.

Эти же Правила предусматривают, что организация коммерческого учета воды и сточных вод должна соответствовать требованиям законодательства об обеспечении единства измерений.

Требования к средствам и методам измерений утверждены Федеральным законом от 26.06.208 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

К применению допускаются средства измерений, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. ст. 9. п. 1, ст.12. п.1 102-ФЗ

Коммерческий учет воды, сточных вод с использованием приборов учета

Коммерческий учет воды и сточных вод должен вестись с использованием приборов учета, на основании которых отслеживаются:

  • сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным месяцем;
  • сведения о текущих показаниях приборов учета.

При этом коммерческий учет с помощью приборов учета предусматривает возможность применения телематических систем .

В случае если технические характеристики используемых приборов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем. Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, п.10

Однако использование телематических систем не исключает того, что абоненты или транзитные организации обязаны допускать представителей организаций, осуществляющих водоснабжение или водоотведение, к приборам учета для сверки показаний и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов.

В случае выявления расхождений между предоставленными данными и фактическом потреблении, составляется акт сверки показаний приборов учета. Такой акт является основанием для осуществления перерасчета.

В случае расхождения обнаруженных в процессе сверки показаний приборов учета со сведениями, представленными абонентом или транзитной организацией, в установленном Правилами порядке организация, осуществляющая водоснабжение, составляет акт сверки показаний приборов учета. Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, п.12

Согласно этих же Правил, предусмотрена возможность использования контрольных приборов учета. Установка паралельного счетчика позволяет сверять показания с прибором учета воды на стороне ресурсной организации, и в случае расхождений оперативно требовать внеочередной поверки их водосчетчика.

Коммерческий учет воды расчетным способом

«Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод» предусматривают, что коммерческий учет может вестись и расчетным способом. Это означает, что для расчета применяются не данные приборов учета, а специальные методики расчета, утвержденные Правилами.

Расчетный способ применим в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

  • при отсутствии прибора учета;
  • в случае неисправности прибора учета;
  • в случае нарушения сроков представления показаний в течение 6 месяцев, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом о временном прекращении потребления воды.

Положения «Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод» содержат следующие методики расчета:

  • метод гарантированного объема подачи воды;
  • метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;
  • метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;
  • метод суммирования объемов воды.

Правила также определяют, когда и какой метод применять.

Метод гарантированного объема подачи воды

Расчет по методу гарантированного объема подачи воды предполагает, что поставляемый объем заранее определен договорами водоснабжения. Такой метод используется в следующих случаях:

  • при отсутствии прибора учета воды у абонента;
  • если фактический период эксплуатации прибора учета с даты осуществления допуска к его эксплуатации до выхода его из строя составил менее 60 календарных дней.

Метод учета пропускной способности устройств и сооружений

При использовании метода учета пропускной способности за расчет принимается, что скорость движения воды составляет 1,2 метра в секунду на полное сечение в круглосуточно работающих устройствах по приему воды. При этом объем сточной воды считается равным объему, который был отправлен абоненту, с учетом поверхностных сточных вод, если схемой водоснабжения и водоотведения, либо договором, предусмотрен их прием.

Этот метод используется в следующих случаях:

  • при отсутствии допущенных в эксплуатацию приборов учета в течение 60 дней после получения от ресурсной организации уведомления о необходимости установки;
  • при непредоставлении показаний приборов учета на протяжении 6 месяцев, не считая случаев, когда абонент предварительно уведомил ресурсную организацию о временном прекращении потребления;
  • через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета.

Метод расчетного среднемесячного, среднесуточного и среднечасового количества поданной воды

Метод расчетного количества поданной воды применяется на основании показаний прибора учета за последний год. При этом, если счетчик работал менее 1 года, к расчету принимаются данные за фактический период его работы.

Такой метод используется в случаях, когда прибор учета неисправен или демонтируется для поверки, ремонта или замены, но не более чем в течение 60 дней после установления такого факта.

Метод суммирования объемов воды

Метод суммирования объемов воды состоит из определения по показаниям приборов учета или расчетным способом того объема воды, который подан абонентам или другим транзитным организациям.

Метод применяется в случае отсутствия у транзитной организации приборов учета воды, а также если счетчик неисправен или демонтирован в целях его поверки, ремонта или замены.

Коммерческий учет сточных вод расчетным способом

В случаях, если прибор учета неисправен или отсутствует, а также если в течение 6 месяцев нарушены сроки предоставления показаний по нему, коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом.

При расчетном способе объем отведенных сточных вод считается равным тому объему воды, который был подан из всех источников водоснабжения.

При отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения.

Если схемой водоснабжения или договором водоотведения предусмотрен прием поверхностных сточных вод, то такие воды, при отсутствии приборов учета, так же учитываются расчетным способом в соответствии с методическими указаниями, изложенными в п.25 Правил.

Коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, п.23

Расчетный способ также применим при самовольном подключении или пользовании централизованной системой водоотведения. При этом «Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод» предусматривают расчет по такому методу только за период времени, в течение которого длилось самовольное присоединение или пользование, но не более чем за 3 года.

В случае, если прибор учета отсутствует у транзитной организации, либо в случаях его неисправности или демонтажа, объем сточных вод определяется расчетным способом путем суммирования объема, который был отведен абонентами и объема поверхностных сточных вод, принимаемых транзитной организацией.

Особенности коммерческого учета горячей воды (теплоносителя)

Коммерческий учет теплоносителя ведется на основании Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя». Постановление предусматривает, что коммерческий учет теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии.

Коммерческий учет теплоносителя ведется с помощью приборов учета. При этом Постановление «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» допускает на узле учета установку приборов для контроля подачи и потребления теплоносителя.

Теплоснабжающая организация, теплосетевая организация и потребитель имеют право установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений;

В случае установки на узле учета оборудования дистанционного снятия показаний доступ к указанной системе вправе получить теплоснабжающая (теплосетевая) организация и потребитель в порядке и на условиях, которые определяются договором. ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»

Организация коммерческого учета теплоносителя включает в себя также процедуру регулярного снятия показаний приборов учета.

В соответствии с Постановлением «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», если технические характеристики узлов учета позволяют использование телеметрических систем, то производится установка АСКУВ - автоматизированных систем коммерческого учета воды , передающих показаний дистанционно.

В случае, если технические характеристики узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем. ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»

При этом допускается, что теплосчетчики, оснащенные стандартными промышленными протоколами, могут быть снабжены дополнительными устройствами , позволяющими осуществлять дистанционный сбор данных в автоматическом режиме.

Особенности коммерческого учета поверхностных сточных вод

Поверхностные сточные воды - вид сточных вод, отводимых с территорий жилых домов, строительных площадок и промышленных зон, образующихся в результате выпадения осадков, таяния снега, полива территорий и т.п.

Особенности коммерческого учета поверхностных сточных вод определены «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644. Согласно этим Правилам, абонент обязан обеспечить учет поверхностных сточных вод путем установки прибора учета.

Абонент обязан установить приборы учета холодной воды, сточных вод на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Правила холодного водоснабжения и водоотведения, п.35

Проектирование узла учета

Узел учета проектируется на основании проектной документации. Такую документацию подготавливают специализированные организации или частные проектанты.

По итогам разработки в состав проекта входят:

  • пояснительная записка;
  • чертежная документация.

Также к проекту предусмотрены приложения:

  • техническое задание на проектирование узла учета воды, утвержденное абонентом;
  • программа и методика испытаний узла учета;
  • при наличии сужения расчет гидравлических потерь;
  • документация на средство измерений;
  • свидетельство о допуске к проектным работам.

Проектирование узла учета ведется на основании технических условий. Такие условия выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение. «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод» предусматривают выдачу технических условий в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки на их выдачу.

Согласно Правилам, технические условия должны содержать:

  • требования к месту размещения узла учета;
  • требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета;
  • требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.

Допуск узла учета в эксплуатацию

«Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод» разрешают допуск узла учета в эксплуатацию силами самих абонентов после заключения договора с организацией, осуществляющей водоснабжение или водоотведение. Для предоставления допуска со стороны абонента формируется заявка.

Правилами предусмотрено, что допуск предоставляется не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки от абонента.

Заявка на допуск должна содержать:

  • реквизиты абонента или транзитной организации, а также контактные данные с номером телефона лица, от которого поступила заявка;
  • реквизиты договоров, которые заключены на водоотведение, транспортировку воды и т.п.
  • дата и время, при которых возможно допустить в эксплуатацию узел учета.

Также к заявке прилагаются, заверенные абонентом или транзитной организацией, копии:

  • проектной документации на оборудование узла учета;
  • паспортов на приборы учета, которые входят в состав узла учета;
  • документов, подтверждающих прохождение последней поверки приборов учета.

Помимо прочего, к заявке прилагаются документы, подтверждающие право лица на подачу заявки от имени абонента или транзитной организации.

Согласно п. 39 Правил, при допуске узла учета в эксплуатацию также проверяются:

  • соответствие заводских номеров на приборах учета номерам, указанным в их паспортах;
  • соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета;
  • наличие знаков последней поверки, за исключением новых приборов учета;
  • работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета;
  • работоспособность телеметрических устройств в случае их наличия в составе узла учета.

При выявлении несоответствий указанным требованиям узел учета к эксплуатации не допускается.

Когда прибор учета устанавливает организация, осуществляющая водоснабжение, допуск к эксплуатации узла учета осуществляется в порядке, предусмотренном п. 46 «Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод»:

Организация, осуществляющая водоснабжение, направляет абоненту уведомление о дате и времени проведения процедуры допуска не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня проведения допуска, а в случае неявки представителя абонента организация, осуществляющая водоснабжение, осуществляет допуск без участия представителей абонента с последующим направлением в его адрес Акта допуска. Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, п.46

Приборы учета считаются допущенными к эксплуатации с даты получения Акта допуска узла учета с приложением копии паспорта на приборы учета.

Эксплуатация узла учета

Узел учета эксплуатируется в соответствии с его технической документацией. В случае выхода узла учета из строя, абоненту следует незамедлительно уведомить об этом организацию, осуществляющую водоснабжение или водоотведение.

В соответствии с «Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод», организации предоставляется следующая информация:

  • показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя;
  • предполагаемое время демонтажа приборов учета, требующих ремонта (не менее чем за 2 рабочих дня).

Согласно Правилам, устранить существующую неисправность, необходимо в течение 60 дней с момента поломки. Демонтаж приборов учета для передачи в ремонт, а также последующий монтаж, выполняется в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение или водоотведение.

Лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета обязано сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности).

Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, должна быть извещена о проведении демонтажа приборов учета не менее чем за 2 рабочих дня.
Демонтаж приборов учета, входящих в состав узла учета или узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа приборов учета или узла учета, указанному в извещении. Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод

В соответствии с Правилами, узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях:

  • приборы учета не отображают результаты измерений;
  • нарушены контрольные пломбы или знаки поверки;
  • имеются механические повреждения приборов учета или других элементов узла учета;
  • превышена допустимая погрешность показаний приборов учета;
  • имеются врезки в трубопроводы, входящие в состав узла учета, не предусмотренные проектной документацией на оборудование узла учета;
  • имеются признаки несанкционированного вмешательства в работу узла учета;
  • истек период поверки приборов учета.

После проведения ремонта, замены или поверки приборов учета, сотрудниками ресурсной организацией производится опломбирование приборов.

Установка пломб на приборы учета осуществляется сотрудниками ресурсной организацией на безвозмездной основе. Взимание платы с абонента возможно только в случаях, если опломбирование происходило повторно из-за нарушения пломбы или знаков поверки.

Уменьшение расходов с помощью АСКУВ

Рост тарифов на энергоресурсы приводит к необходимости повышения эффективности их использования. Достоверный учет энергоресурсов позволяет не только рационально их использовать, но и снижать платежи за их потребление.

Основным залогом достоверного учета является использование телематических систем, позволяющих дистанционно и вовремя передавать показания о потреблении, а также своевременно отслеживать неполадки в системе.

Смотрите систему автоматизированного коммерческого учета «СТРИЖ»

В продолжение статьи.

Правила коммерческого учёта воды ПП 776 (Постановление Правительства РФ от 04.09.13), регламентирующие также регистрирование расхода стоков, предполагают разделение на регистрацию водорасхода при использовании счётчика и без него - расчётным способом.

Постановление Правительства 776 и законодательные нормы

Постановлением определяется, что при наличии счётчика сбор информации ГВС и ХВС производится либо абонентом, либо транзитной организацией (при отсутствии договора с водоснабженцем, который менял бы это правило). Также учитывается тепловая энергия, затраченная на подогрев горячей воды. Правила гласят, что:

Правила предусматривают коммерческую регистрацию водорасхода и в случае отсутствия счётчика, его неисправности или нарушений сроков предоставления информации о показаниях более полугода. (Однако 6-месячное ограничение не действует, если пользователь предварительно уведомил водоснабженца о временной приостановке водопотребления). При расчёте потребления «без счётчика» действуют следующие методы и параметры:

Установку приборов водоучёта законодательно предусматривает в обязательном порядке. ПП РФ № 354 устанавливает требование, по которому учет воды в многоквартирном доме проводится посредством установки общедомовых расходомеров, по показаниям который и производится оплата ресурсов потребителями.

В многоквартирных домах, независимо от способа управления, оплачиваются коммунальные услуги в жилых помещениях и, отдельно, прямо пропорционально площади, занятой собственниками, – ОДН. Предполагается, что никаких начислений сверх объёма, указанного в показаниях общедомового водомера, производиться не должно.

Существует статистика за периоды, когда управляющая компания уже установила общедомовые расходомеры, однако расчёт в многоквартирном доме производился по нормативам. Данные этой статистики показывают, что в таком случае реальный расход водоресурса был на 10-12% выше, чем предусматривался в нормах водопотребления. Жители домов не стремятся экономить без установления прямой взаимосвязи между потреблением и оплатой. Однако при введении оплаты по счётчикам и с установкой общедомовых, индивидуальных расходомеров, менялся и режим потребления: повышался самоконтроль, устанавливались экономители (http://water-save.com/ ) В итоге общий реальных водорасход по показаниям (по сравнению с предыдущим периодом) снижался на 40-45%.

Ведение документации водоучёта

Для определения объёма (количества) воды, забираемой из систем водоснабжения или водных объектов, применяется Форма 1.2 – журнал водоучёта средствами измерений, которая заполняется ежедневно. Эта же форма в бумажном и электронном виде используется при оборотном и повторно-последовательном водоснабжении.

Во второй графе вносятся данные водоизмерительной аппаратуры:

  • С наличием суммирующего устройства – предыдущие и последующие показания в тыс. куб., а их разница – в четвёртую колонку.
  • С регистрирующим вторичным устройством – порядковый номер диаграммы вторичного прибора. В четвёртую колонку – суточный водорасход в м 3 (после планиметрирования).
  • С показывающим устройством – в числителе проставляются разовые данные, снятые со вторичного прибора, в знаменателе – величина водорасходов в м 3 /час. В четвёртую колонку заносится ежесуточный водорасход, который равен произведению среднечасового расхода и количества часов работы водомера.

Промежуточные итоговые значение сносятся раз в месяц, квартал и год.

На предприятиях (участках), не оснащённых водоизмерительными расходомерами, в порядке исключения применяется Форма 1.6 – журнал учета расхода воды, образец которого расположен ниже:

Ведётся он уполномоченными руководством лицами в бумажном и электроном виде, а достоверность данных – проверяться другим должностным лицом с заверением подтверждающей подписью. Расчёты производятся следующим образом:

  • При водоучёте по удельному расходу электроэнергии. За основу берётся энергия, затраченная на перекачку 1м 3. Показатель графы 3, где вписывается общий электроэнергорасход по периодам, делиться на данные графы 2 с занесением в четвёртую.
  • При водоучёте по времени (количеству часов) работы насосов, а также их производительности, определяемой по данным эксплуатационных характеристик. Здесь с указанием времени включения/ выключения насосов данные снимают с кривой Q = f(H). За основу берётся величина полного напора.
  • При контроле по количеству продукции графа 2 заполняется числом, определяющим количество водоресурса, потраченного на единицу продукции. А суточный объём (вносится в графу 4) определяется произведением граф 2 и 3.

Затраты на водопотребление в офисе организации признаются управленческими расходами. Управленческие расходы на воду в налоговом учете производственной организации отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Услуги по водоснабжению и отведению в офисном здании входят в состав материальных расходов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Как зарегистрировать счётчик

Перед тем, как поставить на учет счетчики воды, нужно обратиться с заявлением в районную ДЕЗ, ЖЭК или управляющую компанию для проведения монтажных работ. (Нередко компании берут на себя и функции по регистрации расходомеров в государственных учреждениях). На основании пакета документов, ДЕЗ должна оформить Акт о приёме водосчётчика в эксплуатацию.

Для заключения договора потребитель обращается в ЕИРЦ (Единый информационно-расчётный центр). Постановка счетчиков воды на учет производится при наличии следующих документов:

  • договор, заключенный с сервисной организацией, устанавливающей водомер (не обязателен при самостоятельной установке),
  • акт приёма работ,
  • акт ввода в эксплуатацию (3 экземпляра);
  • паспорта на горячий и холодный водосчётчики, где указаны серийный номер, дата производства, межповерочный интервал.

Последующие взаиморасчёты по введению данных ХВС и ГВС можно вести через Интернет-портал госуслуг (например, для Москвы это pgu.mos.ru). Однако для подачи первичных показаний всё равно необходимо разово обратиться в Центр учёта воды (Центры госуслуг), где есть возможность сразу зарегистрировать аккаунт пользователя для последующей передачи данных в «личном кабинете» ресурса.



Статьи по теме: