Ревизские сказки петра i. выбыло за пределы России

В связи со сложным финансово-экономическим положением в стране проведение переписи, запланированное на 1999 год, было перенесено на октябрь 2002 года.

Впервые в истории переписей населения было уделено важнейшее внимание информационно-разъяснительной работе с населением. Основной целью информационно-разъяснительной работы стало формирование у населения побудительных мотивов к участию в переписи населения с обязательным условием: предоставлением о себе полных и достоверных данных.

В советский период переписные работники выделялись предприятиями по разнарядке партийных органов. За ними сохранялась заработная плата по основному месту работы. В 2002 году такие возможности отсутствовали. Требовалось найти и подготовить около 670 тыс. внештатных работников на рынке труда из неработающего населения. В крупных городах упор был сделан на студентов, безработных, работников органов социальной защиты, работников коммунального хозяйства.

В переписи населения 2002 года учитывалось только постоянное население, как это принято в большинстве стран мира.

При Всероссийской переписи населения 2002 года учёту подлежали граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а также находившиеся на дату переписи населения на территории Российской Федерации, но постоянно проживающие на территории других государств.

Не подлежали переписи населения иностранные граждане, обладающие иммунитетом и привилегиями в соответствии с международными договорами, участниками которых является Российская Федерация.

Перепись проводилась методом опроса населения специально обученными работниками (переписчиками) путём заполнения ими переписных. Переписные листы заполнялись переписчиками со слов опрашиваемых, без предъявления каких-либо документов.

В качестве единицы наблюдения вместо семьи впервые было введено домохозяйство, как это принято в большинстве стран.

Переписные листы для опроса 75 процентов населения состоят из 16 вопросов, для 25 процентов из 22 вопросов (вопросы об имущественном положении и состоянии жилья).

Новым в программе переписи населения 2002 года был вопрос о гражданстве. Включение этого вопроса в программу связано с принятием в 1991 году Закона о гражданстве. Впервые при переписи населения была получена численность граждан Российской Федерации, иностранных граждан (имеющих гражданство других государств), а также лиц с двойным гражданством.

Итоги:

Основные итоги ВПН-2002 28 октября 2003 года были доложены Президенту Российской Федерации, 12 февраля 2004 года – рассмотрены Правительством Российской Федерации. Основные итоги ВПН-2002 опубликованы в 14 томах.


Численность постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн. человек.

73 % россиян - городские жители, 27 % - сельские.

Самый многочисленный этнос Российской Федерации - русские; их численность, по данным переписи 2002 года, - 79,8 % от всего населения, на втором месте - татары 3,8 %, на третьем - украинцы 2 %.

18,1 % от численности населения - дети

61,3 % - население трудоспособного возраста

20,5 % - старше трудоспособного возраста.

Основной тур переписи прошёл с 14 по 25 октября 2010 года, в отдельных местах перепись проводится с 1 апреля по 20 декабря 2010 года (На отдалённых и труднодоступных территориях, транспортное сообщение с которыми затруднено).

Подготовка к проведению переписи начата в 2007 году.

Осенью 2008 года была проведена пробная перепись населения с охватом ориентировочно 300 тыс. человек в целях отработки программно-методологических и организационных вопросов проведения переписи 2010 года, а также технологии автоматизированной обработки полученных сведений и подведения итогов.

В переписи могли участвовать все желающие. На перепись привлечено более 600 тысяч человек

По предварительным итогам переписи, оглашённым в марте 2011, население России составило 142 905 200 человек. За время, прошедшее с переписи 2002 года, Россия перешла по численности населения с 7 на 8 место в мире. Подведение окончательных итогов переписи запланировано в четвёртом квартале 2013 года.

Общие затраты федерального бюджета на проведение переписи в течение шести лет предположительно составят 17 млрд рублей. Бо́льшую часть этих средств планируется потратить на выпуск итогов переписи в 11 томах, а также брошюр и атласов с результатами.

Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года

Численность постоянного населœения Российской Федерации составила 145,2 млн. человек, из них 106,4 млн. человек (или 73%) являются городскими жителями, а 38,8 млн. человек (или 27%) проживают в сельской местности.

Россия занимаетседьмое место в мире по численности населœения после Китая (1285 млн. человек), Индии (1025 млн. человек), США (286 млн. человек), Индонезии (215 млн. человек), Бразилии (173 млн. человек) и Пакистана (146 млн. человек).

По сравнению с переписью населœения 1989 ᴦ. численность населœения уменьшилась на 1,8 млн. человек, в т.ч. проживающих в городских посœелœениях - на 1,6 млн. человек, в сельской местности - на 0,2 млн. человек.

В России, как и в большинстве развитых стран мира, прекратился процесс урбанизации -соотношение городских и сельских жителœей сохранилось на уровне переписи 1989 ᴦ.

Почти пятая часть населœения страны проживает в 13 городах - "миллионниках": Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми.Численность крупнейших мегаполисов России составила: Москвы - 10,4 млн. человек, Санкт-Петербурга - 4,7 млн. человек. Столица Российской Федерации по численности жителœей входит в число двадцати самых крупных городов мира.

Семь народов, населяющих Россию - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населœения, превышающую 1 млн. человек. Наиболее многочисленны русские - 116 млн. человек (80% жителœей страны). Около 1,5 млн. человек не указали свою национальную принадлежность.

Переписью учтено 67, 6 миллионов мужчин и 77,6 миллионов женщин, на 1000 мужчин приходится 1147 женщин (в 1989 ᴦ. - 1140). Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается начиная с 33-летнего возраста.

Как и для большинства европейских стран для России характерно старение населœения. По сравнению с переписью 1989 ᴦ. средний возраст жителœей страны увеличился на 3 года и составил 37,7 лет.

Численность населœения в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) составила 89,0 млн. человек (или 61%), моложе трудоспособного возраста - 26,3 млн. человек (или 18%) и старше трудоспособного возраста - 29,8 млн. человек (или 21%).

Число супружеских пар составило 34 миллиона (в 1989 ᴦ.- 36 млн.). Из общего числа супружеских пар 3 млн. состояли в незарегистрированном браке.

Традиционно число женщин, указывающих, что они состоят в браке, превышает число состоящих в браке мужчин (в 2002 ᴦ. - на 65 тыс. человек, в 1989 ᴦ. - на 28 тыс. человек).

Вырос образовательный уровень населœения Российской Федерации. Из 1000 человек в возрасте 15 лет и более 902 имеют образование основное общее и выше (в 1989 ᴦ.- 806). Их численность составила 109,4 млн.человек и увеличилась за межпереписной период на 20%. В полтора раза возросла численность лиц с высшим и средним профессиональным образованием. Послевузовское образование (закончили аспирантуру, докторантуру, ординатуру) имели 369 тыс. человек. Впервые удельный вес женщин с высшим образованием превысил аналогичный показатель у мужчин.

Из общего числа лиц в возрасте 15 лет и более, занятых в экономике, 95% являлись работающими по найму, примерно 1,5% - работодатели, привлекающие для осуществления своей деятельности наемных работников, и около 3% - индивидуальные предприниматели.

В качестве источника средств к существованию 62 млн.человек указали доход от трудовой деятельности, 18 млн. - личное подсобное хозяйство. Численность лиц, у которых сбережения и доход от ценных бумаг является источником средств к существованию составила 0,3 млн. человек, доход от сдачи внаем или в аренду имущества - 0,2 млн. Для 58,5 млн. человек источниками средств существования были стипендия, пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, пособия (за исключением пособия по безработице), а также государственное обеспечение. Пособие по безработице получали 1,2 млн. человек.

Почти треть населœения (43,5 млн. человек) являются иждивенцами отдельных лиц. Подавляющая часть иждивенцев (свыше 80%) - дети и молодежь до 25 лет.

Из перечисленных итогов впервые в результате прошедшей переписи получена информация о гражданстве; незарегистрированных брачных союзах; населœении, имеющем послевузовское образование; статусе населœения в занятости; населœении, указавшем источники средств к существованию - сбережения и доход от ценных бумаг, а также от сдачи внаем или в аренду имущества.

При этом не реализовано изучение брачной истории (даты вступления в брак и прекращения каждого брака) и более детальное изучение рождаемости (дата рождения каждого ребенка, пол, в случае если умер, то когда, сколько детей еще хотели бы иметь).

Всероссийская перепись населœения 2010 года пройдёт в октябре 2010 года. Подготовка к проведению переписи начата в 2007 году. Учёт будет проводиться также как и в 2002 году по постоянному месту жительства, в качестве единицы наблюдения также будет домохозяйство. Перепись будет проводиться вновь методом опроса. В октябре 2008 ᴦ. в Хабаровске, Санкт-Петербурге и Балашихе МО состоялась пробная перепись методом саморасчёта, охватившая около 300 тыс. человек.

В новых опросных листах останутся вопросы, которые были ранее – для возможности оценки изменений. При этом будут расширены блоки, которые затрагивают такие важные аспекты, как трудовая миграция населœения, занятость, демография в плане семейно-брачных отношений и жилищные условия граждан. В переписи 2002 года не было вопросов по вторичной занятости, что будет включено в 2010 ᴦ. Расширенные вопросы выявят структуру доходов населœения. В блоках миграции статистики постараются выявить точную картину маятника трудовой миграции, в плане демографии будут учитывать не только нынешнее семейное положение граждан и количество уже имеющихся детей, а также желание завести еще.

Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года" 2017, 2018.

2. Итоги переписи населения 2002 года

Всероссийская перепись 2002 года была первой переписью населения в новой России. Она прошла под девизом «Впиши себя в историю России». Проводилась перепись по состоянию на 9 октября, заполнение переписных листов происходило с 9 по 16 октября. По данным численность населения Российской Федерации составила 145,2 млн. человек. По сравнению с 1989 г. население сократилось на 1,8 млн. человек, причем сокращение произошло из-за естественной убыли населения, то есть число умерших превысило число родившихся.

Единственным источником увеличения численности населения России с 1992 года являлась миграция, но даже в 1994 году, когда был самый высокий миграционный прирост за три десятилетия (0,8 млн. человек), естественная убыль населения не была восполнена. Всего за 1989–2002 гг. естественная убыль была на три четверти замещена миграционным притоком населения из-за рубежа, подавляющая часть которого приходилась на иммигрантов из государств-участников СНГ и стран Балтии.

Рис. 2.1 Численность населения Российской Федерации


Население Российской Федерации проживает в 2940 городских поселениях (городах и поселках городского типа) и 142 тыс. сельских населенных пунктов.

В городах проживает более 90% городского населения, остальное городское население живет в поселках городского типа. За межпереписной период число городов увеличилось за счет различных преобразований в городах 66 населенных пунктов. Новый город возник только один – столица Ингушетии Магас.

В стране преобладают малые города с численностью населения до 50 тыс. человек, но в них проживает только 17% горожан.

Более трети горожан живет в 13 крупнейших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде и Перми.

Увеличение численности населения в группе крупнейших городов сложилось за счет роста числа жителей только пяти из них (Москвы, Казани, Ростова-на-Дону, Новосибирска и Волгограда).

Столица Российской Федерации – Москва входит в число двадцати наиболее крупных городов мира. Число поселков городского типа уменьшилось на 351. Большая часть населения (63%) проживает в поселках городского типа с числом жителей до 10 тыс. человек.

Рассмотрим итоги переписи населения по возрастно-половому составу. Последняя перепись населения показала, что в стране сохранилось характерное для России превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 10,0 против 9,6 млн. человек в 1989 г. Ухудшение соотношения полов связано с высокой смертностью мужчин, причем характерно то, что равновесие нарушается с 33-летнего возраста.


Рис. 2.2 Половозрастная структура Российской Федерации

Заметные изменения произошли и в возрастном составе населения. В конце 80-х–начале 90-х гг. прошлого века усилился процесс демографического старения населения, и средний возраст жителей страны увеличился на 4,3 года и составил 37,1 лет (у мужчин соответственно на 3,6 года и 34,1 лет, у женщин – на 4,6 лет и 39,8 лет).

За межпереписной период численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 2,6 млн. человек (на 9,5%), но в то же время число детей и подростков сократилось на 9,7 млн. человек (на 27%). Особенно резкое снижение (на 43%) произошло в возрастной группе детей до 10 лет, то есть поколения, родившегося в 90-х гг., когда был самый низкий уровень рождаемости за всю послевоенную историю России.

В трудоспособный возраст вступило поколение молодежи, родившейся в первой половине 80-х гг. прошлого века (периода самой высокой рождаемости за три последних десятилетия); положительный миграционный прирост привел к тому, что численность населения трудоспособного возраста увеличилась на 5,5 млн. человек. В 2002 г. средний возраст трудоспособного населения составил 35 лет (50,5% всего населения трудоспособного возраста против 45,7%–в 1989 г.).

Средний возраст городских мужчин составил 33,9 лет, женщин – 39,8 лет, сельских – 34,6 и 39,9 лет.

Страна в настоящее время переживает относительно благоприятный период, когда с увеличением роста численности населения трудоспособного возраста и снижением рождаемости уменьшилась численность нетрудоспособного возраста, приходящаяся на население рабочих возрастов (показатель демографической нагрузки). В 2002 г. на 1000 жителей трудоспособного возраста приходилось в целом по стране 631 человек, в том числе детей и подростков (0–15 лет) – соответственно 430 и 296 человек; лиц старше трудоспособного возраста – 325 и 335 человек.

Однако роста численности населения трудоспособного возраста и дальнейшего снижения показателя демографической нагрузки можно ожидать до 2006 г., впоследствии в трудоспособный возраст будут входить поколения 1990-х гг., когда была самая низкая рождаемость, и выходить из этого возраста будут поколения родившихся людей в послевоенный период. Миграция вряд ли сможет поправить демографическую ситуацию в стране, так как в последние годы объемы миграции падают. На 1000 человек трудоспособного населения в 2002 г. приходился 631 человек нетрудоспособного возраста, из них 296 человек – это дети до 16 лет, 335 человек старше трудоспособного возраста. По прогнозам, в 2016 г. наибольшую долю составит население старше трудоспособного возраста, и на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 705 человек нетрудоспособного возраста, из них соответственно дети до 16 лет-288 человек, старше трудоспособного возраста - 417 человек.

В принципе, возрастная структура населения в России при сравнении с возрастными структурами населения в других странах мира не выглядит как нечто ужасное. Достаточно велико число лиц старше трудоспособного возраста и в других странах, особенно в Японии. В США время выхода на пенсию до недавнего времени составляло 65 лет, в настоящее время продлено до 67 лет, в Японии, Германии, Австралии - 65 лет, во Франции-60 лет, в Дании, Норвегии - 67 лет. К сожалению, продолжительность жизни в нашей стране такова, что многие просто не доживут до времени выхода на пенсию. Надо отметить, что в некоторых странах, ранее входивших в СССР, также изменено время выхода на пенсию. Например, в Эстонии мужчины выходят на пенсию в 62 года, женщины - 59 лет.

Существуют изменения в институте семьи. Число супружеских пар составило 34 миллиона (в 1988 г. – 36 млн.). Впервые при проведении переписи населения были собраны сведения о числе незарегистрированных брачных союзов, и оказалось, что из общего числа супружеских пар 3 млн. (10%) состояли в незарегистрированных браках. Это явилось причиной того, что число детей, рожденных в незарегистрированном браке, увеличилось и составило за 1989–2002 гг. около 30% от общего числа ежегодных рождений.

Следует отметить, что 4,2 тыс. молодых людей в возрасте моложе 16 лет указали, что они состоят в браке, из них 2,3 тыс. человек - в незарегистрированном. Традиционно для России число замужних женщин больше, чем женатых мужчин 65 тыс. в 2002 г. против 28 тыс. в 1989 г. Всего в 2002 г. было зарегистрировано 1 млн. браков (в 1989 г. – 1,4 млн.); ежегодно расторгается 800 тыс. браков (в 1989 г. – 583 тыс.), причем более трети разводов приходится на молодые супружеские пары, прожившие в браке менее пяти лет.

Рис. 2.6 Брачность населения в Российской Федерации


Новым при проведении переписи населения 2002 г. было то, что впервые после переписи 1897 г. за учетную единицу была принята не семья, а домохозяйство, так как семья не может состоять из одного человека, а домохозяйство может, в состав семьи не могут быть включены не родственники, посторонние люди, а в домохозяйство могут.

Переписью 2002 г. было учтено почти 53 млн. частных домохозяйств, в которых проживает 142,7 млн. человек, или 98% населения России. Поскольку для нас еще непривычен учет населения по числу домохозяйств, следует пояснить, что частные домохозяйства – это домохозяйства, размещающиеся в индивидуальных домах, отдельных и коммунальных квартирах, общежитиях, гостиницах, традиционных жилищах (чумах, ярангах, юртах и т.п.) и других помещениях, приспособленных для жилья.

В дальнейшем при обработке переписного материала предусматривается выделение из домохозяйств семейной ячейки – мать с ребенком, отец с ребенком, супружеская пара с ребенком или без детей; это позволит получить более полную картину для определения различных пособий и социальных льгот.

Перепись 2002 г. зафиксировала 52707 домохозяйств, из них 22% состоят из одного человека, 28% – из двух, 24% из трех, 17% – из четырех, 6% – из пяти, 2% – из шести и 1% – из семи и более человек. Таким образом, средний размер домохозяйства состоит из 2,7 человек.

Невысокий средний размер домохозяйства обусловлен наличием большого числа домохозяйств, состоящих не более чем из трех человек и составляющих почти три четверти всех частных домохозяйств. Среди домохозяйств, состоящих из одного человека, почти 60% – это домохозяйства пенсионеров, половина из которых в возрасте старше 70 лет и более. Данные, полученные в результате переписи, безусловно, должны привлечь внимание социальных структур к положению одиноких и престарелых людей.

Перепись показала, что в течение 1989–2002 гг. произошли заметные перемены в репродуктивном поведении и ориентирах населения в сторону сокращения числа детей в семье и так называемый суммарный коэффициент рождаемости составляет в 2002 г. 1,3 против 2,0 в 1989 г. Увеличилось число бездетных домохозяйств, уменьшилось число домохозяйств, имеющих двух и более детей; 48% домохозяйств не имеют детей, а 52% имеют детей моложе 18 лет; увеличился удельный вес домохозяйств с одним ребенком, и сократилось-с двумя и более детьми. В коллективных домохозяйствах проживает 2,3 млн. человек.

Изучение демографических процессов в современном мире показало, что малодетность–характерная особенность развития большинства европейских государств. Наблюдается также тенденция увеличения среднего возраста родителей при рождении ребенка. Если в 1989 г. средний возраст родителей при рождении ребенка составлял 25,5 лет, то в 2002 г. – 26,2.

Большой интерес перепись населения 2002 г. вызывала также потому, что после подведения итогов можно было получить национальную картину Российской Федерации.

Результаты переписи еще раз подтвердили, что Россия является одним из самых многонациональных государств.

В ходе проведения переписи населения переписчикам запрещалось задавать уточняющие вопросы, и все ответы записывались строго со слов опрашиваемых. Таким образом, выполнялась 26-я статья Конституции Российской Федерации. При переписи было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности; самоназвания этнических групп часто отличались из-за диалектных особенностей. В результате обработки всех материалов ответы о национальной принадлежности были систематизированы примерно в 160 национальностей, согласно рекомендованному Алфавитному перечню национальностей и этнических групп, который был разработан Институтом этнологии и антропологии РАН.

Более полную информацию содержит национальный состав, в России наиболее многочислен русский народ–около 116 млн. человек или 82% от всех народов. По сравнению с 1989 г. для русских уменьшилась на 8 млн. человек за счет естественной убыли, которую не смогли компенсировать 3 млн. русских мигрантов. Второе место занимают татары - 5,6 млн. или почти 4%, затем идут украинцы, башкиры.

Рис. 2.3 Численность населения по национальному составу в РФ

За межпереписной период уменьшилась численность евреев, немцев (причинами является эмиграция и естественная убыль), значительно–за счет миграционного притока – увеличилась численность азербайджанцев, армян, таджиков, китайцев.

В 2002 г. насчитывались 23 наиболее многочисленные национальности, численность которых превышала 400 тыс. человек, в 1989 г. их было 17. В связи с ростом населения в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты, выбыли из-за уменьшения населения евреи. Как и в 1989 г., численность семи народов превышает 1 млн. человек, однако и здесь произошли изменения: в число миллионников вошли чеченцы и армяне и выбыли – белорусы и мордва.

Необходимо отметить, что примерно 1,5 млн. человек не ответили на вопрос о национальной принадлежности, из них почти две трети – это проживающие в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области.

В переписном листе не было вопроса о родном языке, но впервые была получена информация о владении государственным языком страны – русским языком. Из общей численности населения владеют русским языком 142,6 млн. человек (98%). Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, украинский, башкирский, чеченский и чувашский языки.

В 2002 г. впервые был поставлен вопрос о гражданстве населения России. Численность граждан Российской Федерации составила 142,4 млн. человек (98% всех жителей страны), 1,0 млн. человек имеют гражданство других стран и 0,4 человек–лица без гражданства. Из общей численности граждан Российской Федерации 44 тыс. человек имеют гражданство. Примерно 1,3 млн. человек не указали гражданство. Подавляющая часть иностранных граждан – граждане государств-участников СНГ–Украины, Азербайджана, Армении. Особенный интерес все средства информации в последние годы проявляли к национальному составу Москвы.

Рис. 2.4 Гражданство населения в Российской Федерации


Численность Москвы в 2002 г. составила 10 382 754 человек.

Чрезвычайно интересные сведения были получены в результате переписи населения об уровне образования населения. 109,4 млн. человек в возрасте 15 лет и более имеют образование основное и выше. Увеличилось число лиц, имеющих профессиональное (высшее, среднее и начальное), в то же время уменьшилось число лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.

Изменения в уровне образования связаны с вхождением в возрастную группу 15 лет и более многочисленного поколения родившихся в первой половине 80-х годов прошлого столетия, большая часть которых продолжала повышать свой образовательный уровень. Перепись дала и тревожные цифры: численность молодежи 16–29 лет, имеющих только начальное общее образование, увеличилась в межпереписной период в 2,1 раза и составила 0,5 млн. человек, из них 70% не учится.

Рис. 2.5 Уровень образования населения в Российской Федерации


Впервые перепись населения показала превышение доли женщин, имеющих высшее образование по сравнению с мужчинами.

Сведения о дошкольном образовании также были получены впервые. Дошкольным образованием охвачено 60% детей (3,1 млн.) в возрасте 3–5 лет. Среди детей и подростков в возрасте 7–15 лет перепись зафиксировала 277 тыс. детей (1,6%), которые не посещают образовательные или дошкольные учреждения.

Новым в переписи 2002 г. было то, что опрашиваемые могли указать все имеющиеся у них средства к существованию (ранее указывалось не более двух источников). По результатам 43% опрашиваемых (62 млн.) назвали источником средств к существованию доход от трудовой деятельности, – в 1989 г. было 77 млн. (52%) человек; у более 48 млн. человек этот доход был единственным средством к существованию.

После переписи 1926 г. впервые были получены сведения о тех, кто получает пенсию по инвалидности. Таких 4,7 млн. человек, остальные виды пенсий (по старости, по случаю потери кормильца, социальную пенсию) – около 32 млн. человек. Около 17 млн. человек получают пособия: средний возраст детей 12 лет.

Развивающиеся рыночные отношения изменили структуру общества. В 2002 г., также впервые после переписи 1926 г., были зафиксированы безработные. Средний возраст людей, получающих пособия по безработице – 36,6 лет.

Перепись населения показала наличие у населения таких видов источников, как сбережения (0,4 млн. человек), включая доход от ценных бумаг, и доход от сдачи внаем или в аренду имущества. Почти треть населения являются иждивенцами, свыше 80%–дети и молодежь до 25 лет, средний возраст иждивенца – 16,7 лет.

Занятость населения может быть коротко охарактеризована по результатам переписи следующим образом. Среди занятого населения 95%–это лица трудоспособного возраста. Однако по сравнению с переписью населения 1989 г. удельный вес занятых уменьшился во всех возрастных категориях. Абсолютная численность занятых увеличилась только в возрастной категории 40–49 лет за счет вступления в данные возраста многочисленного поколения, родившегося после войны. Однако уже через 10–15 лет, когда данное поколение будет уходить на пенсию, а в трудоспособный возраст вступать малочисленное поколение родившихся в 90-х годах прошлого века, положение на рынке труда может резко обостриться из-за нехватки рабочей силы.

Несомненно, более полную информацию о занятости населения можно будет получить после окончательной обработки материалов переписи и их публикации. На этом я бы хотела закончить обзор кратких итогов переписи населения 2002 г. Но отмечу, что при переписи были учтены группы граждан Российской Федерации, находящиеся по долгу службы за рубежом, а также те, которые временно в силу различных причин находились на территории России.

Перепись населения 2002 года проходила в 3 этапа:

I. Предварительный обход – проведение опроса населения, проведение контрольного обхода по полноте учета населения.

С 4 по 7 октября переписчики предварительно обходили все строения и помещения счетного участка, как жилые, так и занятые учреждениями и организациями, где может проживать население. Они выверяли данные о составе счетного участка, уточняли число фактически проживающего населения.

Учитывался каждый житель страны, каждое домохозяйство, а также иностранные граждане, временно находящиеся на территории России.

III. После окончания Всероссийской переписи населения в течение пяти дней (с 17 по 21 октября) инструктор-контролер провел выборочный контрольный обход жилых помещений счетного участка с целью проверки полноты и правильности учета населения.

Немного о публикациях материалов переписи населения 2002 г. Всего по тематическим разделам было опубликовано 14 томов, все они бесплатно распределялись по библиотекам, размещались на компакт-дисках, на специальном Интернет-сайте и были распространены в средствах массовой информации.


Заключение

В заключение своей работы я хотела бы отметить то, что дальнейшая демократизация нашего многонационального общества предполагает разработку и осуществление в стране новой современной государтсвен6ной национальной политики. Концепцию такой политики можно должным образом обосновать, располагая надежной информационной статистической базой, которую даст лишь перепись. Её материалы позволяют получить сведения не только о численности населения той или иной национальности, но и об их возрастно – половом составе, родном и другом языке, которым они свободно владеют, состояние в браке, уровне образования, источниках средств существования, экономической активности, занятых и т.д.

Успешная реализация реформ, духовное и экономическое состояние общества во многом зависят от развития интеллектуального потенциала страны, проще говоря – от образовательного уровня населения. Казалось бы, в этой области особых оснований для беспокойства быть не должно. Сопоставим хотя бы итоги микропереписи 1994 года с материалами 1989 г., получается, что образовательный уровень россиян повысился почти во всех возрастных группах, и особенно в старших возрастах, в которые ныне вступили люди достаточно образованные. Однако среди молодежи в возрасте от 15 – 19 лет картина

сложилась обратная: доля молодых людей этого возраста с незаконченным высшим или средним (полным и неполным) образованием за 5 лет уменьшилась более чем на 4 пункта: с 94,5% до 91%. Чтобы как-то стабилизировать и улучшить эту ситуацию необходимо было изначально хотя бы узнать это, т.е. была необходима перепись, и она была проведена.

Дальнейшее развитие реформ, необходимость регулирования вызванных ими сложных процессов социально – экономической сфере предъявляют новые требования к информации о состоянии трудового потенциала страны и занятости населения. В современных условиях собрать достаточно полную подробную информацию о численности и структуре трудовых ресурсов России и её территорий можно только в рамках переписи. Для этого в проекте её программе предусмотрен блок вопросов. Эти материалы переписи будут служить основой для текущих оценок и расчетов по районам и городам в межпереписной период, а так же базой для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств при организации наблюдения за текущими изменениями и тенденциям на рынке труда.

Еще один блок важной информации – о жилищных условиях населения, эту информацию можно получить, только проведя перепись. Обеспеченность жильём всегда была в России одним из болезненных вопросов. По данным микропереписи 1994 г., у 14% домохозяйств на одного человека приходилось менее 7 кв. м. жилой площади, и свыше 6% городских домохозяйств располагались в коммунальных квартирах. В ближайшее время положение может ещё более усугубиться в связи с ограниченностью муниципального жилищного строительства, высокой стоимостью предлагаемых для продажи квартир, а в некоторых регионах, кроме того, из-за резкого повышения потребности в жилье для расселения и обустройства семей вынужденных мигрантов.

И хотелось бы отметить, что одним из главных факторов успешного проведения переписи будет готовность к ней самого населения, понимание её целей государственного значения для формирования эффективной социально – экономической политики. Такого понимания можно добиться только при умелой организации разъяснительной работы с использованием всех средств массовой информации.

Перепись является одним источником обо всех численных, национальных и др. изменениях в обществе, она представляет важнейшую информацию для правительства в целях установления годового бюджета, в какую сферу общественной жизни следует вложить большие затраты. Я считаю, что переписи следует проводить не реже, чем в 10 лет, тогда мы будем иметь полную информацию о жизни людей в стране.

Перепись 2002 г. будет первой переписью населения в независимой России. Состоялся ряд заседаний правительства на эту тему, приняты важные организационные решения. Во многих регионах страны активно ведется подготовка к данному мероприятию – как организационная, так и просветительская. На проведение всероссийской переписи населения предполагается потратить 3,3 млрд. рублей. В этот раз предполагается расширить круг вопросов, касающихся социально – экономического положения населения, чтобы составить по возможности картину, свободную как от негативных политических спекулятивных, так и от лакировки действительности.

Согласно одному из главных принципов проведения переписей, персональные данные никогда не попадут куда-либо, кроме Госкомстата, и не будут преданы гласности. В том числе они закрыты и для других государственных учреждений и ведомств. Для обеспечения защиты данных переписи 2002 года при участии МВД и ФАПСИ была создана Государственная техническая комиссия.

Хотелось бы ещё отметить, что результаты переписи положительно повлияют на результаты в области управления экономикой. Все результаты, полученные в результате переписи 2002 года, будут учтены. Президент считает, что перепись станет проверкой дееспособности всех уровней власти.


Список используемой литературы

1. Борисов Е.А, Демография: Учебник для вузов. М., 1999. С. 24.

2. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 298.

3. Электронный ресурс http://www.neuch.ru/referat/47348.html

4. Электронный ресурс http://www.perepis-2010.ru/history/russia/chapter-4.php

5. Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Перепись

6. Электронный ресурс http://www.krasstat.gks.ru/default.aspx

7. Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Десятая_ревизия

8. Электронный ресурс http://www.krskstate.ru/perepis2010/hisotry

9. Электронный ресурс http://lib.socio.msu.ru/l/library? e=d-000–00–001ucheb-00–0–0–0prompt-10–4–0–0l-1-ru-50–20-help-00031–001–1–0windowsZz-1251–00&cl=CL1&d=HASH018d513af8cd66689ca8eeb2.2.2&x=1


I. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 года.

II. Переписи населения в СССР.

а) Всероссийская перепись населения 1920 года.

б) Первая Всесоюзная перепись населения 1926 года.

в) Всесоюзная перепись населения 1937 года.

г) Всесоюзная перепись населения 1939 года.

д) Всесоюзная перепись населения 1959 года.

е) Всесоюзная перепись населения 1970 года.

ж) Всесоюзная перепись населения 1979 года.

з) Всесоюзная перепись населения 1989 года.

III. Всероссийская перепись населения 2002 года.

Начало учета населения на территории России положили Киевское и Новгородское княжества в IX веке. Учет велся для податного обложения.

Со второй половины XIII века, в период монголо-татарского ига, проводились учеты населения в отдельных русских княжествах для определения размеров дани. Эти же цели преследовали учеты на территории Закавказья в 70-х гг. XIII века.

Учет в то время был хозяйственным: учитывались для обложения данью дома или «дымы». В XIV веке объектом обложения стали земельные участки, производительно используемые в хозяйстве - «соха» (позднее - «четверть», «десятина»). Составлялось так называемое сошное письмо, результаты описаний заносились в писцовые книги. В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учета - подворные переписи.

В 1718 г. Петр Великий издал указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола». Составленные подобным образом списки («сказки») были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке - «ревизии». С тех пор учеты населения в России стали называться «ревизиями податного населения» или просто «ревизиями». Такие ревизии проводились на протяжении почти полутора веков, вплоть до отмены крепостного права.

Всего в России прошло десять ревизий, последняя - в 1857-1860 гг. Эти ревизии длились по несколько лет и были очень неточными, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только «приписных» из податных сословий, т.е. людей, числящихся в списках для уплаты подати (налога). Помещики не торопились подать очередную ревизскую «сказку», поэтому многие умершие числились живыми.

После отмены крепостного права начали проводиться переписи населения в отдельных городах и даже целых губерниях, однако многие их них представляли собой казенные полицейские «народосчисления», при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных в их домах жителей. Таких местных переписей было проведено не менее 200, но материалы многих из них не были опубликованы, и о некоторых неизвестно ничего, кроме года переписи.

Данные о населении, получаемые таким образом, не удовлетворяли требованиям статистики, касающиеся тех или иных признаков населения, нужных для государственных обоснований и научных исследований.

Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в феврале 1897 г. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый Петр Семенов–Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века.

По данным Центрального статистического комитета, в Российской Империи проживали 124 млн 640 тысяч. Причем подавляющее большинство из них, а именно 85% процентов, составляли сельские жители, 15% - городское население.

Первая советская перепись населения проводилась в 1920 г. в условиях гражданской войны и разрухи. Переписью было охвачено только 72% населения страны, так как в ряде районов страны еще велись военные действия. В 1923 г. была проведена перепись населения в городах и поселках городского типа одновременно с переписью промышленных и торговых предприятий.

Все население страны впервые охватила первая Всесоюзная перепись населения в декабре 1926 г. При ее подготовке выдающиеся статистики Василий Михайловский и Олимпий Квиткин выработали научные принципы, которые легли в основу как этой, так и следующих переписей населения.

Перепись 1926 г. отличалась не только продуманной методикой получения сведений, но и богатством собранных данных, особенно о социальном составе населения и о семьях. Ее итог по общей численности населения - 147 млн человек, сельское население составило 82%, городское - 18%.

Следующая перепись проводилась в январе 1937 г. Подготовка и проведение этой переписи пришлись на время сталинских репрессий. Результаты переписи разошлись с публиковавшимися ранее сильно преувеличенными оценками численности населения страны. Организаторы переписи и многие руководители государственной статистики по всей стране были объявлены врагами народа и репрессированы. Организация переписи была признана неудовлетворительной, материалы ее дефектными, а данные переписи не были обнародованы (в зарубежных источниках называлась цифра в 170,6 млн человек).

В январе 1939 г. была проведена новая Всесоюзная перепись, признанная «удачной». Впервые по всей стране учитывалось постоянное и наличное население, кроме того, были введены контрольные бланки. Численность населения страны составила 190,7 млн человек, в том числе городского - 32%), сельского - 68%. Начавшаяся война помешала завершить полную обработку материалов.

Первая послевоенная перепись была проведена в январе 1959 г. По организации и содержанию собранных данных она практически не отличалась от предыдущей. Данные переписи послужили основой для последующих расчетов численности и состава населения. Общая численность населения СССР составила 208,8 млн человек. Доля городского населения - 48 %, сельского - 52%.

Следующая перепись состоялась в 1970 г. В организационном и методологическом отношении она соответствовала двум предыдущим (1939 и 1959 гг.), однако данных было получено значительно больше. Впервые в практике советских переписей ради экономии времени и средств часть сведений была получена путем опроса не всех, а только 25% жителей. При обработке материалов переписи был применен ряд технических новшеств. Ее данные широко использовались для социально-экономического планирования и разработки долгосрочных экономических прогнозов. Общая численность населения по переписи - 241,7 млн, городское - 56%, сельское - 44%.

Существенно отличались от предыдущих организация и обработка материалов переписи населения 1979 г. Впервые в практике советской статистики записи, сделанные при опросе, вводились в электронно-вычислительную машину (ЭВМ) с помощью специальных считывающих устройств и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки некоторых других уточнены. Перепись дала обширные сведения об изменениях в составе населения, которые впоследствии широко использовались. Итог переписи - 262,4 млн человек, доля городского населения - 62%, сельского - 38%.

Последняя перепись в СССР проводилась в январе 1989 г. путем опроса по месту фактического проживания граждан. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями о населении были собраны сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве. Это позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве.

Программа переписи содержала 25 вопросов, часть которых учитывалась выборочно. По сравнению с предыдущей переписью населения были включены новые вопросы о месте рождения, об окончании профессионально-технического учебного заведения, о жилищных условиях, изменена формулировка некоторых других вопросов. Разработка материалов переписи по полной программе была завершена к концу 1990 г. Население страны в 1989 г. составило 286,7 млн человек, в том числе городское население - 66%, сельское - 34%.

Всероссийская перепись 2002 г. была первой переписью населения в новой России. Она прошла под девизом «Впиши себя в историю России». Проводилась перепись по состоянию на 9 октября, заполнение переписных листов происходило с 9 по 16 октября. Перепись населения впервые была проведена на основе законодательного акта - Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» от 25 января 2002 года №8-ФЗ.

Проводимые ранее переписи финансировались исключительно из федерального бюджета, затраты же на перепись 2002 г. были разделены на бюджеты всех уровней. По-новому пришлось решать вопрос о формировании переписных кадров. В советский период переписные работники выделялись предприятиями по разнарядке партийных органов. В 2002 г. было подготовлено около 670 тысяч внештатных работников из неработающего населения. В крупных городах упор был сделан на студентов, безработных, работников органов социальной защиты, работников коммунального хозяйства. В небольших населенных пунктах - на сельскую интеллигенцию.

В переписи участвовали все граждане Российской Федерации, а также граждане зарубежных государств, которые находились на территории России.

При изучении брачного состояния впервые при проведении переписи населения были собраны сведения о числе незарегистрированных брачных союзов (так называемый гражданский брак).

При переписи 2002 г. население могло указать все имеющиеся у него источники средств к существованию в отличие от прошлой переписи, когда у населения выяснялось не более двух источников.

При переписи 2002 г. численность постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн человек, из них 106,4 млн человек (или 73%) - городские жители, а 38,8 млн человек (или 27%) проживали в сельской местности. По сравнению с переписью населения 1989 года численность населения уменьшилась на 1,8 млн человек, в том числе проживающих в городских поселениях - на 1,6 млн человек, в сельской местности - на 0,2 млн человек.

1. Введение
2. Экскурс в историю
2.1. Начало учета населения
2.2. «Писцовые книги» XIV-XVIвв.
2.3. Ревизские сказки Петра I
3. Подготовка, проведение и некоторые качественные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года
3.1. Финансирование ВПН-2002
3.2. Подготовка к переписи и утверждение вопросника ВПН-2002
4. Методологические особенности переписи 2002 года
5. Демографическое чудо в одном отдельно взятом регионе
6. Вывод
7. Источники информации
ВВЕДЕНИЕ.
Все Россияне слышали слоган Всероссийской переписи населения 2002 года (ВПН 2002) - "Впиши себя в историю России". Что это значит, знает каждый от мал до велик: «придет переписчик и задаст вам вопросы, ответы на которые помогут президенту и нашему правительству руководить государством».
Но можно ли говорить о какой-то конкретной помощи, когда наверняка у всех и у каждого из нас есть сомнения о точностях данной переписи? Давая ответы, каждый гражданин несет определенную ответственность, т.к. как будет ниже разъяснено, многие из нас «приложили руку» к тому, чтобы были причины усомниться в достоверности и эффективности ВПН 2002. Почему же такое явление, как «дача ложных показаний» имеет место быть? На мой взгляд, хотя бы потому, что не каждый знает, что от результатов переписи зависят объемы финансирования государства.
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
НАЧАЛО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ
На Руси учет населения начался еще во времена татаро-монгольского нашествия. Учет в то время был похозяйственным: подсчитывались для обложения данью дома, или «дымы». Первая перепись, произведенная татарами относиться к 1245 году. Вслед за ней было произведено еще три переписи, примерно, через 14 лет каждая. Меняющийся характер единиц обложения («со двора», «с мужа», «с дыма», «с плуга» и т.д.) отражался на характере собираемых сведений. Переписи не были всеобщими, так как они не включали часть населения, освобожденную от обложения. Летописи древнейшего периода подчеркивают, что хотя татары и «изочтоша всю русскую землю», однако «не чтоша попов, черицев и кто служил святым церквам», т.е. ту привилегированную категорию населения, которая была освобождена от взимания дани.
Необходимость превращения похозяйственных записей в юридический документ обуславливала собой правильность записей, подтверждением со стороны облагаемого дома-хозяйства. Далеко не всегда в «числах» правильно воспроизводились элементы хозяйства и по признанию летописца, «творяху бо себе бояре добро, а меньшим бе зло», что вызывало протесты облагаемых и необходимость повторных описаний.
«ПИСЦОВЫЕ КНИГИ» XIV – XVI вв.
В России в XIV - XVI веках имели место земельно-хозяйственные описания. Результаты их фиксировались в так называемых писцовых книгах. Значение писцовых книг, как документов, на основе которых производиться обложение, усиливается, но они начинают носить характер поземельных описей.
Охват явлений хозяйственной жизни был очень широк – от сведений о башнях городских кремлей до известий о породах промышляемой в озерах рыбы. Тем не менее писцовые описания все же не были учетами населения. В ходе их выявлялись только владельцы дворов.
Данные поземельных описей могли служить лишь временными источниками определения обложения. Торговые и промысловые занятия оставались при такой системе без обложения, что было не выгодно государственному фиску и обуславливало необходимость отыскивания новых единиц обложения. Такой единицей стал двор.
Писцовые книги занимают почетное место в ряду предшественников современной статистики. В них можно найти массу интереснейших сведений о хозяйстве России того времени. Конечно, данные их плохо систематизированы. Необычна и форма изложения: абзацы распространяются на несколько страниц, вызывая желание остановится и передохнуть.
РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ ПЕТРА I
26 ноября 1718 года Петр Великий издал указ, которым предписывалось "взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола...". Составленные подобным образом списки ("сказки") были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке - "ревизии".
С тех пор учеты населения в России стали называться "ревизиями". До отмены крепостного права прошло десять ревизий (1718, 1742, 1761, 1781, 1794, 1811, 1815, 1833, 1850, 1856). Они давали очень неточные сведения о населении, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только "приписных" из податных сословий - людей, числившихся в списках для уплаты подати налога. По этой же причине они тянулись очень долго: помещики не торопились делиться с государством трудом податного населения и задерживали подачу ревизских "сказок".
В 1722 году насчитали по сказкам 5 миллионов душ. Тогда приступили к исполнению 2-го пункта указа 26 ноября, "к раскладке войска на землю", к расписанию полков по душам, которые должны были их содержать. Раскладчиками посланы были в 10 переписанных губерний 10 генералов и полковников с бригадиром. Полки предположено было разместить на "вечные квартиры" поротно, особыми слободами, не расставляя их по крестьянским дворам, для предупреждения ссор хозяев с постояльцами. Раскладчик должен был созвать дворян своего округа и уговорить их построить эти слободы с ротными дворами для офицеров и с полковыми для штаба. Новая беда: раскладчикам велено было предварительно проверить душевые сказки. Это была вторичная ревизия сказок, и она открыла огромную утайку душ, доходившую в иных местах до половины наличных душ. Первоначально сосчитанной сказочной цифрой в 5 миллионов стало нельзя руководствоваться при разверстке полков по душам.
В 1722 г. велено было писать в подушный оклад живших при церквах сыновей, внучат, племянников и прочих свойственников, "прежде бывших и ныне при церквах не служащих попов, дьяконов, дьячков и пономарей", прикрепляя их ни за что ни про что к владельцам, на землях которых те церкви стояли. А где погосты "особь стоят", не на владельческой земле, таких церковников приписывать к прихожанам, к кому они походят, - на каких условиях, указ не поясняет.
Подготовка, проведение и некоторые качественные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года
ФИНАНСИРОВАНИЕ ВПН 2002.
Непосредственное финансирование ВПН-2002 началось в 2001 году. Общие затраты бюджета на 2001-2003 гг. планировались, по разным сведениям, в объеме от 4,0 до 4,2 млрд. рублей: в 2001 году большая часть средств предназначалась на создание материальной базы переписи, в 2002 - на оплату труда переписчиков, а в 2003 году - на обработку данных. Таким образом, средние расходы на одного переписываемого закладывались в размере около 1 доллара на душу.
Позднее, государство немного "накинуло", так что общие затраты на перепись составили порядка 180 миллионов долларов, или, в пересчете на душу населения, - 1,3 доллара (ср. с 32 долларами в США).
Скромность и ограниченность бюджета ВПН-2002 не позволила совершить качественный переход с метода непосредственного опроса населения счетчиками на распространенные в развитых странах методы саморегистрации и сбора данных по почте или даже по Интернету; отразилось это, конечно, и на программе переписи. С самого начала было ясно, что удовлетворить все возлагаемые на перепись надежды и потребности, - особенно со стороны науки, - и на этот раз не удастся.
ПОДГОТОВКА К ПЕРЕПИСИ И УТВЕРЖДЕНИЕ ВОПРОСНИКА ВПН 2002.
Постановление о проведении ВПН-2002 и о формировании соответствующей Госкомиссии за №1064 было подписано В.В.Путиным 22.09.1999 г.
На своем первом же заседании, состоявшемся 14.03.2000 г. и посвященном рассмотрению выдвинутого Госкомстатом Законопроекта о переписи, Комиссия пришла к выводу, что в условиях добровольности участия в переписи проводить ее бессмысленно, поскольку любая группа лиц в таком случае сможет легитимно ее проигнорировать и просто-напросто сорвать. Госкомстату был дан еще один месяц на доработку соответствующего Закона.
27.03. 2000 г. Госкомстат между тем утвердил первый вариант вопросника ВПН-2002. Всего в программу переписи вошло 22 основных позиции, 14 из них задавались всем постоянным жителям, а еще 8 - в каждом четвертом домохозяйстве. Для лиц, находящихся на территории России временно, была предусмотрена сокращенная программа - всего из 7 вопросов.
Наконец, 27 декабря 2001 года после многочисленных согласований Закон "О Всероссийской переписи населения" за № 8-Ф был принят Госдумой и 25.01.2002 г. подписан президентом В.Путиным. Так была создана первая законодательная база для проведения первой и всех последующих переписей в постсоветской России.
Однако принципиальные для появления законы моменты в окончательной его редакции были сформулированы весьма неутешительным образом: "ВПН проводится с соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища…Участие в ВПН является общественной обязанностью человека и гражданина".
Тем самым свое главное назначение - практически разрешить конкретную дилемму всеобщности переписи и ее добровольности - Закон так и не выполнил. В словесном сочетании с ни к чему не обязывающей "общественной обязанностью человека и гражданина", принцип добровольности перекочевал и в Закон. Отсутствие же "правовой ответственности" в законе не прописано, и это, безусловно, сказалось на ходе проведении переписи.
Приготовления к переписи заметно активизировались весной 2002 года: 12.04.02г. Касьянов подписал 3 постановления о ВПН-2002: №231 - о ее проведении в октябре, №232 - о создании Комиссий по организации проведения переписи в федеральных округах, возглавляемых двумя сопредседателями - заместителем полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе и заместителем председателя Государственного комитета РФ по статистике, №233 - о порядке определения степени защиты переписных листов и иных документов переписи.
18 апреля, выступая перед Федеральным Собранием РФ, В.В. Путин счел уместным напомнить, что "…повсеместное и качественное проведение переписи крайне необходимо стране. Принятие обоснованных управленческих решений невозможно без реального понимания ситуации, информации о составе населения… Считаю организацию проведения переписи одной из первоочередных задач и прошу все уровни власти принять активное участие в ее подготовке, а граждан нашей страны отнестись к проведению переписи с пониманием государственной значимости этого мероприятия".
В то же время по целому ряду вопросов программы ВПН-2002 все еще не было единства, как не было и окончательной их редакции. И тогда чиновники из Правового управления Администрации президента сказали свое веское, но довольно некомпетентное слово. Еще 20 апреля в вопросник были внесены роковые коррективы, после чего в тот же день вопросник был утвержден распоряжением Правительства РФ №537-р за подписью М.М. Касьянова и даже разослан Госкомстатом в регионы.
Сделано это было без всякого согласования с Государственной комиссией по проведению Всероссийской переписи населения. Ее заседание состоялось 28 апреля. Выступая на ней, В.В. Путин подчеркнул: "Данные переписи населения нужны не для бюрократии, они нужны… для выверенных государственных шагов в здравоохранении и образовании, в поддержке материнства и детства. Мы сможем более четко проводить региональную и национальную политику государства, полнее учитывать особенности территорий, полнее учитывать их при составлении государственных программ. По итогам переписи мы получим важнейшую информацию для формирования современной экономической политики государства".
Но, говоря о переписи как о федеральном информационном ресурсе, президент, по справедливому замечанию В.А. Тишкова, явно не имел в виду среди ее "заказчиков" ни само переписываемое российское общество, ни независимую науку.
Кстати, на том же заседании Комиссии А.П. Починок заговорил об анонимности как о высшей форме обеспечения конфиденциальности, после чего ответственные за перепись правительственные чиновники - не встретив протеста со стороны Госкомстата - изъяли из вопросника указания имени и фамилии опрашиваемого.
После заседания Комиссии уже ничто не препятствовало тиражированию переписных листов, и это заставило А.Г. Вишневского и В.А. Тишкова 29 апреля обратиться к В.В.Путину с совместным письмом. В нем с тревогой и аргументировано оспаривались те контрпродуктивные корректуры, что были приняты Комиссией накануне: вопросы о родном языке, об анонимности переписного листа, об устранении термина "домохозяйство" и о категории "разведен".
Методологические особенности переписи 2002 года
С методологической точки зрения ВПН-2002 заметно отличалась от предыдущих переписей целым рядом особенностей и новшеств.
Необычным и скорее неудачным был выбор октября в качестве срока проведения переписи. Ранее все переписи проводились зимой, т.к. большинство населения находится дома, в связи с новогодними праздниками. А осенью многие ещё уезжают или все ещё в отпусках, где нормальному человеку точно не до переписи.
Но, пожалуй, главным отличием явился отказ от учета наличного населения. Продиктованный скорее всего малым бюджетом (экономия на переписывании на транспорте, в гостиницах, больницах и т.д.), он был удобен и в ряде других отношений и для благовидности был освящен авторитетом Научно-методического совета Госкомстата России.
Учету в ВНП-2002 подлежало одно лишь постоянное население, причем критерием постоянности являлась продолжительность проживания на данном месте не менее чем в один год.
Другим радикальным новшеством, впрочем, отвечающим международным рекомендациям статистиков, было то, что впервые после 1897 года в качестве единицы наблюдения выступала не семья, а домохозяйство.
Серьезнейшей новацией стала уже упоминавшаяся анонимность переписных листов.
Из окончательной программы ВПН-2002 выпали такие важные вопросы как "профессия" или позиционирование на рынке труда (являетесь ли вы наемным работником или работодателем). Осталось лишь деление населения на трудящихся и всех прочих, то есть иждивенцев, студентов, пенсионеров, инвалидов.
Не был задан россиянам и вопрос о вероисповедовании, не задававшийся им с 1897 года. Интересно, что исключение этого вопроса из программы произошло под нажимом… самих конфессий, а стало быть - Русской Православной Церкви, имевшей, какие-то основания опасаться результатов такого вневедомственного учета своей и чужой паствы, в особенности, чужой (да еще атеистов).
Предметом жарких дискуссий и даже интриг стал принцип "добровольно-выборной" этнической самоидентификации, вплоть до самоназваний, что открыло путь для весьма значительных корректив в итоговой этнической структуре России.
Иные, особенно молодежь, не утруждали себя "общественной обязанностью" и превращали перепись в своего рода хэппенинг, записываясь в графе национальность "нерусскими", скифами, как 30 человек в Ростове-на-Дону, или, как группа пермских подростков из числа поклонников произведений Д.Р. Толкиена, - хоббитами и эльфами.
Понятно, что все они воспользовались "свободой" самоидентификации, то есть правом самому определять свою национальность, причем в режиме открытого списка (назовешься половцем - половцем и запишут, назовешься марсианином - запишут марсианином). Впрочем, при статистической обработке данных эти данные будут все равно сличаться со сводным перечнем национальностей, подготовленным и на этот раз в ИЭА РАН и насчитывающим около 800 позиций.
И все же этот либеральный режим и, казалось бы, академический артефакт был чреват серьезными политическими последствиями в отдельных и без того проблемных регионах, что отчасти подтвердилось.
Так, например, теперь никак уже не избежать рождения в качестве отдельных народов поморов на севере России и казаков на юге. Что касается поморов, то многие в Архангельском области полагают, что официальное признание поморов малым коренным народом Севера даст толчок развитию малого и среднего бизнеса, в частности, за счет предоставления малым народам бесплатных квот на вылов рыбы. Кроме того, малые народы имеют право на специальные платежи за использование природных ресурсов их территории (а в Архангельской области нефть и алмазы).
"Из "историко-этнографического заповедника, - предупреждает К. Лакский, - казачество имеет шанс превратиться в серьезную политическую силу с довольно радикальными, как известно, взглядами". Следствием такого развития станет регистрация казацкой национально-культурной автономии, что даст казакам ряд социально-политические льгот, в том числе гарантированное представительство в выборных органах власти. В тех же краях заявили о себе и… скифы (30 человек в Ростове), но их шансы на реституцию курганов и их содержимого не столь хороши.

Демографическое чудо в одном отдельно взятом регионе
"Чеченцы отнеслись очень ответственно к акции, поэтому результат вышел неожиданный".
(Из выступления председателя облкомстата Ростовской области В.Емельянова)
"Теперь же, в октябре, единая воля власти федеральной, власти местной и простых жителей Чеченской Республики сотворили "демографическое чудо". …И как теперь доказать, что итоги переписи в остальных субъектах Российской Федерации получены без использования разного рода "чудес"?" (А.Черкасов)
Однако, самую большую сенсацию и, если хотите, бомбу преподнесла перепись в Чечне. Там произошло самое настоящее "демографическое чудо", если не сказать "демографический взрыв".
"Благую весть" уже 14 октября принес ИТАР-ТАСС, со слов председателя правительства Чечни и одновременно руководителя оргкомитета ВПН 2002 по Чечне С.Ильясова сообщивший: "Теперь мы точно знаем, что в республике проживают 1088816 человек… Теперь при планировании выделения бюджетных средств данному субъекту федерации, вероятно, будут сделаны коррективы".
Председатель облкомстата Ростовской области В. Емельянов объяснил такие итоги переписи феноменально высокой рождаемостью у чеченцев, а также тем, что для участия в переписи в республику приезжала значительная часть диаспоры, проживающей в других регионах (что более странно, поскольку людей должны были переписывать - по месту их фактического проживания при сроке проживания от 1го года).
Достигнутый результат настолько превзошел все самые "смелые ожидания", что в его в достоверности усомнился сам федеральный Министр по восстановлению Чечни В. Елагин, высказавший осторожное предположение о том, что данные этой переписи по Чечне "несколько завышены". Тем не менее, как свидетельствует журналист, в правительстве Чечни - то есть, по-видимому, в кругу тех самых "чеченцев, хорошо подготовившихся к акции", - полагают, что численность населения лучше завысить, чем занизить, дабы не лишить бюджетников пенсий и пособий, а республику - средств на восстановление. О том, что есть и третья альтернатива, - не завышать и не занижать, - в этом правительстве и не подозревали.
В.В. Путин, обсудив предварительные итоги переписи, по поводу чеченских цифр обронил: "С середины 90-х годов рост населения Чечни составил около полумиллиона человек, смело можно говорить о приросте в 400 тысяч человек".
Но практически все независимые эксперты восприняли результаты по Чечне как профанацию переписи и отреагировали практически одинаково: "Этого не может быть!".
Интересно, что в ноябре 2002 года, то есть через месяц после переписи, Датский совет по делам беженцев провел в Чечне подворный обход для планирования поставок гуманитарной помощи и в результате вышел на численность населения Чечни, равную 674 тысячи человек (заинтересованные в поставках гуманитарной помощи главы сельских администраций могли способствовать лишь завышению этого результата).
Разумеется, в это число не входит несколько десятков тысяч российских военнослужащих в Чечне, которых переписывали по месту нахождения. С их учетом ВПН-2002 должна была выявить приблизительно 700 тысяч или несколько больше, но никак не задекларированные 1088 тысяч. Для получения этой цифры, полагает А. Черкасов, было бы недостаточно возвратить в Чечню всех покинувших ее в 1990-е годы - вайнахов и невайнахов.
Так какова же природа "демографического чуда" Чечни, в которое нормальному человеку просто невозможно поверить? Обыкновенные, высосанные из пальца приписки?
Верится, что все-таки нет. Можно предположить, что "ответственные чеченцы", как это уже бывало в истории, несколько переиначили "под себя" методологию переписи, отменив на своей территории 12месячный критерий для постоянного населения. Так что, скорее всего, все вайнахские беженцы и мигранты - да еще с детьми - действительно на время переписи возвратились в Чечню, но не физически, а фиктивно. Иные могли переписаться и дважды - в городе и в селе.
Это же подтверждается и М. Юсуповым: "На инструктивных семинарах… чиновники говорили о всеобщей заинтересованности зафиксировать как можно большее число жителей. При этом подчеркивалось, что бюджетный статус любого населенного пункта будет зависеть на ближайшие 10 лет от численности его населения. Так, в г. Аргуне было заявлено: нельзя допустить, чтобы население города оказалось меньше 25 тыс. человек. Судя по всему, на местах следовали административным установкам…[Людей] включали в перепись на основании сведений, имеющихся в администрациях".

Каковы же мотивы?
Информация о численности населения отражается на межбюджетном процессе, и размер перечислений из российского социального бюджета в местный напрямую зависит от численности местного населения. Поэтому местные власти заинтересованы в завышении численности своего населения в надежде на дополнительное финансирование по социальным статьям. Тем более это справедливо для негосударственной гуманитарной помощи, в распределении которой государство тоже участвует.
Остается только солидаризироваться с грустными выводами А. Черкасова: "Пока не будет изжито "политическое" отношение к данным статистики, пока не прекратятся попытки повернуть финансовые потоки путем искажения действительности, мы так и не увидим объективную картину демографии и миграции в этом конфликтном регионе".
ВЫВОД.
Перепись провели. Что имеет российское правительство, россияне да и сама Россия, после её проведения? Первые: сомнительную информацию о населении. Вторые: минимальную информацию о результатах переписи и о том, зачем её вообще проводили. Третья: сложно сказать, что Россия имеет качественные изменения по способу проведения переписи населения. Ведь если посмотреть на западные государства и Америку, то, очевидно, что наши способы подготовки населения (да и переписчиков) и методы проведения самой переписи и близко не стоят со способами и методами этих стран.
Что же делать? На мой взгляд, решать эту проблемы надо, хотя бы потому, что ВПН-2002- это высокобюджетное мероприятие. А при сегодняшнем положении российского государства (внешние долги), нельзя «спускать деньги на ветер». Надо доступно объяснить всему населению, что от их добросовестности в первую очередь зависит благополучность их жизни, от того насколько ответственно каждый из нас подойдет к важным государственным вопросам – к вопросам о населении.
Таким образом, от того насколько успешно государство донесет до населения и до переписчиков информацию о том, что перепись населения – это важное и достойное внимания, каждого гражданина своей страны, мероприятие, зависят результаты переписи, а стало быть, и процветание самой страны.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
Россия и ее регионы в XX веке: территория - расселение - миграции. / Отв. ред. П.М. Полян, О.Б. Глезер. М.: ОГИ, 2004.
http:// www.perepis2002.ru/
http://www.tvm.net.ru/
http://www.demoscope.ru/



Статьи по теме: