Смотреть страницы где упоминается термин государственное вмешательство. Государство в управлении экономикой

Государство вмешивается в экономику независимо от степени развития экономики и от ее типа. Существует два основных типа экономической деятельности:

Распределительная экономика: государство берет все права и обязанности по производству товаров и услуг. Регулирования при такой экономике быть не может. Она характеризуется одной единственной формой собственности – государственной.

Рыночная экономика: государству приходится постоянно изменять глубину своего влияния, перед государством не стоят задачи непосредственного распределения товаров и услуг, и оно теряет право свободно распоряжаться ресурсами. Государство вынуждено то увеличивать, то уменьшать степень своего вмешательства в экономику. Если государство этого не делает, то это приводит к развитию бюрократического аппарата и замедлению экономики в целом. Таким образом, история показывает, что государство постоянно вмешивается в экономику.

Необходимость государственного регулирования объясняется несовершенством рыночных механизмов. Государство корректирует это несовершенство, с которым рынок либо сам справиться не в состоянии, либо это решение будет неэффективным. Для этого: государство берет на себя ответственность за создание равных условий для предпринимательства, охраняет конкуренцию, ограничивает власть монополий; государство заботится о производстве общественных благ, т.к рынку невыгодно их производить с точки зрения прибыли.

К общественным благам относится: прокладка и разметка дорог, уличное освещение, содержание маяков, вакцинирование населения, поддержание общественного порядка; экономические выгодные, но с точки зрения общественности блага эти нельзя выдавать в частные руки (национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворческая деятельность). Выделяют два основных признака общественных благ: незаменимость и несовместимость.

В современных социально-экономических условиях: рынок не обеспечивает справедливого распределения доходов, т.е. государство берет на себя функцию заботы об инвалидах и стариках; рынок не обеспечивает развитие науки, т. к. для предпринимателей он очень рискован, чрезвычайно дорог и не приносит быстрых доходов. Государство берет на себя функцию развития фундаментальных научных исследований; рынок не гарантирует право на труд, поэтому государство регулирует рынок труда, принимая меры по сокращению безработицы. Таким образом, государство в целом берет на себя обязанности соблюдения социально-экономических и политических принципов данного сообщества граждан. Оно берет на себя обязанности формирования макроэкономических процессов.

К основным функциям государства можно отнести следующие:

1. Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (налоговое законодательство, антимонопольное законодательство), определяя права и обязанности граждан (трудовой кодекс, закон о правах потребителя).

2. Стабилизация экономики. Правительство использует бюджет на налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержание стабильного уровня цен и национальной валюты.

3. Антимонопольное регулирование. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

4. Социально ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, создает условия для сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на науку. Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д. Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ. В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.

5. Формирование программы образования и здравоохранения.

6. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимальную заработную плату, пенсии по старости, по инвалидности, пособия по безработицы, различная помощь для малоимущих.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.

Выделяют две основные формы воздействия государства на экономику:

1. Прямое (административные методы воздействия – расширение государственной собственности на ресурсы; управление государственными мероприятиями и законотворчество).

2. Косвенное (экономические методы воздействия, которые используются для регулирования рынка налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики: государственные расходы, налогообложение и государственное предпринимательство).

Государственные расходы – перераспределение национального дохода и ресурсов экономики страны.

Выделяют следующие государственные расходы:

а) государственные закупки – это приобретение общественных благ, затраты на оборону и строительство, содержание школ и т.д.

Признаки: связано непосредственно с использованием ресурсов; повышает национальный доход; приводит к перераспределению ресурсов от частного к общественному; дает гражданам возможность пользоваться общественными благами.

б) трансфертные платежи – это выплаты из государственного бюджета определенным слоям населения в виде пособий по безработице, инвалидам.

К основным отличиям трансфертных платежей от государственных закупок относятся платежи, не связанные с: производством; использованием природных ресурсов; изменением структуры производства товаров индивидуального потребления (суммы, взятые у одних слоев населения в виде налогов, выплачиваются другим, кому предназначались эти выплаты, те в свою очередь тратят полученные деньги на иные товары, нежели первоначальные хозяева денег. Этим достигается изменение структуры потребления).

В систему налогообложения входят прямые и косвенные налоги.

1. Прямые налоги (налоги видимого характера). Характеризуются тем, что налогоплательщик всегда знает, за что он платит.

2. Косвенные налоги. Накладываются на налогоплательщика, воздействуя в виде повышения цены (НДС, акциз).

Существуют три основных системы налогообложения: пропорциональная, регрессивная, прогрессивная. При слишком высоких налогах возникает массовое уклонение от их уплаты.

Государственное предпринимательство применяется в тех отраслях, где требуются огромные вложения средств, так как возникает существенный риск. Цель государственного предпринимательства – это решение социально-экономических задач, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклического развития экономики, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и др., а не получение прибыли. Применимо к отраслям экономической инфраструктуры (транспорт, связь) и к наукоемким отраслям (освоение космоса, производство товаров является государственной монополией).

Таким образом, государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.

Государственное вмешательство в экономику - это совокупность мер государства, с помощью которых оно влияет на социально-экономическое развитие общества. Задачей государственного вмешательства является, прежде всего, достижение экономической и социальной стабильности, а также укрепление существующего порядка. Вмешательство государства вызвано многими причинами, которые связаны с несовершенством рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынку не всегда подвластно обеспечивать занятость населения, развивать здравоохранение, всеобщее образование, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, вызванных рынком, абсолютно необходимо.

Развитие рыночной экономики приводит к своего рода негативным последствиям, которые замедляют темпы экономического роста, занятости и могут привести к краху рынка. С целью их преодоления государство и вмешивается в экономику. Вследствие экономической нестабильности возникают кризисы, преодоление которых практически невозможно без вмешательства государства, активных действий власти. При этом, государство в рыночной экономике не корректирует рыночный механизм, а лишь создает условия для его свободного функционирования. Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость вмешательства государства в экономику исходит, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, которая неспособна справиться с решением важных проблем, а также из укрепления целостности нынешних общественных систем.

Рассмотрим конкретные причины государственного вмешательства в экономику.

1. В первую очередь важно признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Государство занимается обеспечением нормального функционирования денежной системы. Также государство решает проблемы распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, достаточно жесток и не способен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный эталон благосостояния. Государство же корректирует данную ситуацию с помощью фискальной политики, к которой относятся налоги, трансферты и т.д.

2. Второй причиной является необходимость решения социальных проблем, которые влияют на развитие экономики. Так, государство устанавливает размеры заработной платы, продолжительность рабочего дня, величину прожиточного минимума. Также оно устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;

3. Следующая причина - инфляция, которая обладает, как известно, чрезвычайно разрушительным действием. Борьба с инфляцией становится часто одной из важнейших задач стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и т.д.

4. Также требует государственного вмешательства и такое явление, как безработица. Превышая естественную норму, она приводит как к экономическим проблемам, так и к социально-политическим: низкие доходы высокая заболеваемость и смертность и т.д. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню также связана со многими проблемами: дефицит госбюджета, инфляция, так как она требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий и т.д.

А теперь обратимся к целям государственного регулирования экономики.

Необходимо ли государственное регулирование экономики? Сегодня государство практически во всех странах является неотъемлемым субъектом экономики. В то же время его роль в различных хозяйственных системах, несмотря на схожесть многих решаемых задач, неодинакова. Как уже отмечалось, на протяжении столетий регулирование национальной экономики осуществлял рынок. Исторический опыт XX столетия наглядно продемонстрировал, что рынку как основе хозяйственной деятельности общества альтернативы нет, и что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. В то же время рынок самостоятельно уже не может справляться с проблемами национальной экономики, в результате чего возникла необходимость ее регулирования государством.

Возможность и необходимость вмешательства государства в хозяйственную жизнь общества, прежде всего в интересах частного бизнеса, обусловлены ростом концентрации производства и капитала; обострением внутренних противоречий рыночной экономики; ее милитаризацией; усилением международной конкуренции. Основная причина необходимости государственного вмешательства в экономику состоит в противоречии между характером производства, которое становится все более общественным, и частной (в интересах отдельных субъектов) формой присвоения его результатов.

Каждый производитель в конкурентной борьбе стремится обойти, потеснить другого, выпустить максимальное количество продукции либо, наоборот, сократить производство и повысить до предела цены, чтобы получить как можно больше прибыли. Действия эти осуществляются не только на свой страх и риск, но и изолированно, как правило, в условиях отсутствия необходимой информации. В итоге это приводит к всеобщему перепроизводству и нарушению экономической стабильности. Развитие ряда видов экономической деятельности, создание крупных предприятий, дорог, мостов, коммуникаций и т.п. требует огромных затрат, связанных с низкой прибылью и риском потери капитала. Но без них невозможно само функционирование экономической системы и общества. Поскольку они не представляют интереса для частного предпринимательства, риск подобных вложений во многом берет на себя государство.

Крупнейшие фирмы разрушили рынок свободной конкуренции, установили на нем свое монопольное господство, ликвидировали равновесные цены, а тем самым равенство спроса и предложения на уровне макроэкономики, сформировали спекулятивную экономику "мыльного пузыря" и пр. Это требует от государства активной антимонопольной деятельности. Как показывают исследования и исторический опыт, в большинстве своем хозяйствующие субъекты преследуют преимущественно только ближайшие цели. Поэтому отстаивание перспективных общих интересов должно также взять на себя государство.

Развитие рыночной экономики приводит к появлению ряда негативных последствий (так называемые внешние эффекты, например загрязнение природы), которые усиливают ее внутренние противоречия, замедляют темпы экономического роста, могут привести к краху рынка как экономической системы. Речь идет об обострении социальных отношений, нерациональном использовании природных ресурсов и т.п. Необходимость их преодоления также расширяет сферу деятельности государства. Усиление роли государства в экономике происходит также в результате обострения международной конкуренции. Для укрепления своих позиций на мировом рынке, защиты национального производства предприниматели вынуждены прибегать к его поддержке и защите.

В экономике нарастает нестабильность, которая касается:

  • - темпов экономического роста (слишком высоких либо слишком низких), что проявляется в недопроизводстве или перепроизводстве;
  • - избытка или недостатка денег (избыток приводит к инфляции, недостаток - к сокращению производства);
  • - занятости (рабочая сила может иметься в избытке, и тогда наступает массовая безработица, или быть в дефиците, что тормозит экономический рост).

В результате возникают экономические кризисы и нарушение народнохозяйственных пропорций, так как механизм свободного рынка оказывается недостаточным для обеспечения макроэкономической устойчивости. Таким образом, по мере развития национального и мирового хозяйства возникают и обостряются экономические и социальные проблемы, решение которых требует государственного вмешательства, активных действий власти, направленных на достижение национальной экономикой максимальной эффективности. При этом цель государства в рыночной экономике - не корректировать рыночный механизм, а создавать условия ее свободного функционирования.

Это означает, что конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, а регулирующее воздействие государства - там, где необходимо. Государство должно способствовать увязке интересов субъектов хозяйствования, разных социальных групп, выравниванию их финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и слоев населения, достижению приоритетных целей хозяйственного развития.

Можно выделить две основные формы государственного регулирования экономики:

  • o краткосрочное конъюнктурное регулирование, которое решает задачу сглаживания социальных и экономических колебаний, преодоление различного рода нарушений и сбоев, что повышает текущую эффективность деятельности национальной экономики;
  • o среднесрочное и долгосрочное стратегическое регулирование (включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу и пр.), нацеленное на перспективу и решающее задачу преобразования общества и его экономической основы.

Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. В будущем значение государственного регулирования еще более возрастет.

Государственное регулирование экономики как система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества, направлено на достижение экономической и социальной стабильности и укрепление существующего строя. От этой главной цели ответвляются множество конкретных целей, которые ей подчиняются и взаимодействуют между собой. К таким целям можно отнести:

  • o создание благоприятных условий для функционирования рыночного механизма;
  • o обеспечение устойчивых темпов роста;
  • o регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции;
  • o обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;
  • o решение экологических проблем и пр.

Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики, к которым относятся явления, процессы и условия социально-экономической жизни страны, ситуации, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, преодоление которых настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Конкретными объектами государственного регулирования могут быть:

  • o экономический цикл;
  • o отраслевая и региональная структура хозяйства;
  • o условия накопления капитала, занятость, денежное обращение;
  • o платежный баланс;
  • o цены;
  • o условия конкуренции;
  • o социальные отношения;
  • o внешнеэкономические связи и пр.

Сами объекты могут иметь разный уровень: фирмы; регионы; виды экономической деятельности; сферы экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги и пр.); национальная экономика в целом. Также объекты могут быть наднациональными (отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы и пр.).

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных функций (удовлетворение совокупного спроса, директивное планирование и др.). Занимаясь тем, без чего обществу существовать в современных условиях нельзя и чего избегает частный сектор экономики, оно решает следующие задачи.

  • 1. Формирование правовой основы экономической деятельности путем разработки законодательных и нормативных актов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом и отдельных ее субъектов.
  • 2. Создание общественных благ (защита территории, охрана общественного порядка, здравоохранение, образование).
  • 3. Проведение антимонопольной политики и поддержка конкуренции.
  • 4. Регулирование внешних, или побочных, эффектов (природоохранная деятельность).
  • 5. Развитие производственной (сеть энергоснабжения, транспорта и связи); институциональной (государственный аппарат управления); социальной (учебные, медицинские, культурные заведения); информационной (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий) инфраструктуры.
  • 6. Осуществление государственного предпринимательства (производство на государственных предприятиях товаров и услуг для нужд национальной экономики.
  • 7. Перераспределение доходов путем изъятия их части у одних лиц и передачи другим, более в них нуждающимся (выплата за счет налогов различных пособий).
  • 8. Проведение тендеров и аукционов по закупке товаров и услуг для государственных нужд.
  • 9. Предоставление кредитов и субсидий за счет средств государственного бюджета или местных бюджетов, а также специальных фондов.
  • 10. Достижение макроэкономической стабилизации (предотвращение или торможение экономического спада; ускорение или сдерживание роста).
  • 11. Борьба с инфляцией или безработицей с помощью фискально-бюджетной или кредитно-денежной политики.
  • 12. Поддержка малого бизнеса.
  • 13. Регулирование внешнеэкономической деятельности.
  • 14. Развитие фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики, финансирование расходов на проведение НИОКР, особенно связанных с военным производством и т.п.

Вместе с тем государственное регулирование экономики имеет границы.

На масштабы, инструменты и эффективность государственного регулирования экономики решающее воздействие оказывают стоящие перед ней задачи, материальные возможности государства, характеризующиеся долей перераспределяемого им ВВП и размерами средств, которые оно может использовать на эти цели, накопленный опыт.

Огосударствление экономики возможно лишь до определенных пределов. Конкретные ограничения государственного регулирования экономики таковы:

  • o несовпадение его целей с интересами собственников капитала. Частные предприниматели только тогда участвуют в осуществлении государственной программы, когда им гарантируются более высокие прибыли, чем в других случаях. По возможности государства в этом отношении ограничены;
  • o возможность подрыва действиями государства (жесткое планирование, тотальный контроль над ценами, ограничение конкуренции) самого рыночного механизма как такового;
  • o ограниченность бюджетных средств на государственные расходы, причем именно в тот момент, когда они в наибольшей степени необходимы, - в период кризисных потрясений.

Экономической основой государственных расходов как инструмента регулирования служат часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Чем выше доходы бюджета, чем большую роль в экономике играет государственный сектор, тем большая доля ВВП перераспределяется государством. Государственные доходы без увеличения налогов могут возрастать даже при некотором снижении налоговых ставок в условиях хозяйственного подъема. Но у доходов государства и у государственного сектора есть относительные границы роста:

  • а) увеличение налогообложения прибыли и имущества подрывает заинтересованность в предпринимательской деятельности, снижает стимулы для инвестиций и может послужить причиной бегства капиталов. Повышение налогов на личные доходы с работающих по найму, мелких предпринимателей и лиц свободных профессий также не может продолжаться беспредельно, ибо они начинают уводиться "в тень";
  • б) темпы роста ВВП небезграничны, их повышение может привести к "перегреву" и наступлению кризиса;
  • в) государственный сектор как источник финансовых средств не может охватывать больше определенной части экономики (кроме того, он, как правило, включает малоприбыльные предприятия). Его неоправданное увеличение нарушает интересы частных предпринимателей, гарантировать которые он как раз и предназначен;
  • г) прибыль, налоги на которую являются источником бюджетных поступлений, имеет объективно обусловленную верхнюю границу в виде рыночной цены, а "снизу" постоянно "подпирается" ростом издержек производства. Поэтому она увеличивается в целом сравнительно медленно, а в период кризисных потрясений - снижается;
  • д) определенные границы, во многом зависящие от состояния конъюнктуры, имеет поощрение государством самофинансирования.

Так, в условиях ее ухудшения, когда бюджетные доходы сокращаются, а расходы на поддержание экономики растут, государство, предоставляя фирмам дополнительные инвестиционные льготы, еще больше сокращает свои доходы. Возможность роста доли нераспределенной прибыли как источника самофинансирования в ущерб дивидендам тоже не беспредельна - на пути к этому стоят интересы акционеров. Ускоренное амортизационное списание основного капитала как действенный инструмент стимулирования инвестиций также оказывается в сильной зависимости от состояния конъюнктуры. Например, в период кризиса или депрессии сокращаются загрузка производственных мощностей и выпуск продукции.

В результате постоянные издержки, основную часть которых составляет амортизация, приходится распределять на меньшие объемы продукции, что ведет к росту ее себестоимости. Возможности же увеличения цен в кризисной ситуации если не исключены, то существенно ограничены по сравнению с периодами благоприятной конъюнктуры. Поэтому происходит сокращение валовой прибыли, в условиях которой разрешенные амортизационные списания по повышенным нормам могут ее превысить.

Указанные пределы государственного регулирования рыночной экономики относительны. Его механизм постоянно совершенствуется, и в современных условиях соответствующая практика оказывается достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально опасных масштабов безработицы.

Вмешательство государства в экономику является необходимым, но не идеальным вариантом развития. Активная экономическая роль государства имеет свои пределы , порождает проблемы. Рассмотрим некоторые из них.

1. Неверные государственные решения . Причина принятия программ и планов действий, не приносящих значительного эффекта и даже ошибочных, кроется в том, что правительство не обладает достаточной информацией об истинном положении дел. В условиях рыночной экономики часть информации утаивается субъектами рыночной экономики. Нет никаких оснований раскрывать информацию о расходовании доходов, структуре затрат, использовании новых технологий и пр. Предприятие рассматривает некоторую информацию как коммерческую тайну, раскрытие которой может быть использовано конкурентами в свою пользу. Информацию определенного вида органам власти сложно собирать ввиду того, что экономические субъекты не учитывают эти данные. Например, население страны не рассчитывает с достаточной точностью направления расходований денежных средств, использование свободного времени, степень удовлетворения потребностей и пр. Органы статистики пытаются собрать информацию о теневой экономике, коррупции, уровне бедности населения и пр. через проводимые обследования, введение оценочных показателей, поправочных коэффициентов и пр.

2. Низкая эффективность государственного вмешательства в экономику. Причин недостаточной эффективности государственного вмешательства в экономику несколько:

а) в условиях рыночной свободы невозможно применять приказные методы, заставить экономических субъектов беспрекословно выполнять принимаемые властью решения. Вследствие этого многие правительственные меры носят косвенный характер. Они направлены на создание условий, при которых физические и юридические лица будут осуществлять желаемые действия. Но косвенное воздействие требует особой тщательности при разработке государственных программ. Ведь поведение субъектов может существенно отличаться от того, что ожидает власть. Некоторые обстоятельства упускаются из виду, а они оказывают существенное воздействие на реакцию населения и предприятий;

б) согласно теории рациональных ожиданий политика правительства, направленная на субъекты без учета их реакции на действия власти, обречена на неудачи;

в) низкая эффективность государственных решений может быть связана с тем, что для решения проблем используется недостаточно ресурсов, применяются не те меры, которые способствовали бы развитию. Предположим, правительство ставит задачу стимулирования рождаемости. Если при этом будут применяться небольшие по размеру пособия по уходу за ребенком, рождаемость вряд ли повысится.



3. Высокие налоги. При выполнении экономических, политических, социальных функций правительство осуществляет перераспределение общественных ресурсов. Само правительство «не сеет и не пашет», финансовые ресурсы формируются за счет налоговых поступлений. Поэтому в странах со смешанной экономикой налоговые ставки обычно высоки. Это сдерживает предпринимательскую активность, может способствовать развитию теневого бизнеса. Прежде чем стимулировать экономику за счет бюджетных вливаний, правительство вынуждено первоначально собрать налоги, которые будут экономику

4. Значительные расходы на государственный аппарат. Общество вынуждено нести определенные расходы не только на финансирование определенных направлений деятельности государства, но и на оплату расходов на содержание административных структур.

Расходы на обеспечение национальной безопасности и правоохранительную деятельность составляют около 7,5% консолидированного бюджета РФ, аппарата Пенсионного фонда – 2,1%, аппарата фонда ОМС – 1,5%, аппарата ФССС – 4,1%.

5. Бюрократия . Особая посредническая роль органов власти, иерархическая система движения материальных ценностей и финансовых средств способствуют бюрократии. Для того чтобы получить необходимую помощь от органов власти, физическим и юридическим лицам приходится собирать бесчисленные документы и справки, долго дожидаться результата.

Указанные недостатки государственного вмешательства в экономику являются объективно обусловленными, связанными с особым местом государства в общественной системе:

1. Правительство действует в условиях рынка и становится субъектом рыночных отношений. Осуществляя программные мероприятия, органы власти должны учесть возмездный характер отношений, сложившийся в обществе. Строительство объектов социальной сферы, текущие расходы на их содержание обеспечиваются за счет оплаты работ и услуг предпринимателей, покупки материальных ценностей на товарном рынке. При этом правительство ничем не отличается от обычных покупателей, оно должно действовать по законам рынка. В свою очередь продавцы товаров и исполнители работ, услуг также не могут применять относительно государственного заказа никаких дискриминаций. В РФ эти отношения регулируются Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О государственных закупках» и 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках то-варов, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».



2. Правительство не всегда руководствуется идеей максимизации прибыли . Смысл этого положения в том, что государство вынуждено реализовывать программы, которые не являются привлекательными для предпринимателей из-за их низкой отдачи, убыточности и пр. В такой ситуации государство использует дотации, субсидии, повышая тем самым доходы предпринимателей. При реализации государственных проектов органы власти осознанно идут на дополнительные расходы, ориентируясь при этом на социальный эффект. Например, муниципальный городской транспорт является, как правило, убыточным. Но местная власть сохраняет его для того, чтобы гражданам с низкими доходами поездки были доступными.

3. Существование рыночной экономики способствует тому, что государство определяет «рамочные» условия экономической деятельности. Власть не в состоянии подчинить себе экономические субъекты. Излишняя регламентация не позволяет проявить в полной мере предпринимательскую активность. В этих условиях важной стратегией власти становится определение рамочных условий функционирования субъектов рынка. Государство определяет главные параметры деятельности, устанавливает основные ограничения и запреты, оставляя решение иных вопросов на усмотрение физических и юридических лиц. Например, существуют условия размещения информации в СМИ: отсутствие пропаганды насилия, суицида, расовой ненависти, национальной розни и пр.

4. Зависимость экономических решений от политических процессов. Члены правительства, законодательных органов власти являются одновременно членами политических партий, осуществляют свою деятельность в рамках политического цикла (рис. 3). Их деятельность по распределению социальных трансфертов активизируется перед выборами, в то время как после выборов, наоборот, начинается процесс накопления средств для будущих бюджетных расходов.

Рис. 3 Политический деловой цикл: – социальные трансферты,

– налоги

5. Обязательность решений государственной власти для всех. Важнейшим принципом государственной политики является ее всеобщность. То есть при прочих равных условиях правительство должно обеспечить равный доступ к предоставляемым благам и выполнение равных обязанностей относительно государственных требований. В частности, должна быть равная обязанность платы налогов, исполнения законов и регламентов. Указанные требования распространяются в том числе и на государственных служащих.

Вывод: в современных условиях государственное регулирование национальной экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д.

Наиболее развитые механизмы регулирования сложились в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее представлена роль государства в экономике США, Канады, Австралии. Здесь не было серьезных социально-экономических потрясений, частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, государственные органы и в этих странах играют заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. О роли государства и правительства в экономике спорят давно. Вплоть до нынешнего века господствовало мнение, что чем меньше правительство «правит», тем лучше и для него, и для экономики. Однако видные экономисты и политики отводили государству некую роль - то «ночного сторожа» капитализма (А. Смит), то «констебля в условиях анархии» (Т. Карлейль), то «попечителя общественного интереса» (Т. Джефферсон). Но, пожалуй, лишь в нынешнем столетии оно повсюду стало необходимой частью самой хозяйственной системы.

Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в экономику и некоторые его формы.

Еще в 18 в. А. Смит определил следующие функции правительств:

обеспечение национальной обороны;

отправление правосудия;

организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

образование юношества;

сбор налогов для оплаты нужд государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Произошло это и потому, что появились такие проблемы, решить которые не в состоянии ни один даже самый крупный предприниматель. Как быть с загрязнением окружающей среды, массовой безработицей, инфляцией, циклическими колебаниями экономического роста? Борьбу с этими «макроэкономическими видами зла» все чаще возлагают на государственные органы. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в «святая святых» рынка - процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно «вмешиваться».

Стоит оговориться, что среди экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке. Так, по крайней мере, выглядит дело в теории.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946).

Эта теория получила практическое применение в экономике США (в 50-е годы) и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.

В экономике социалистических стран свободный рынок отсутствовал. Переход к рыночной системе означает, грубо говоря, «отъем» национального дохода («национального пирога») у государства и передачу его в частное (индивидуальное или групповое) владение, распоряжение и использование, Этот переход государственной собственности в частную может происходить или насильно (революционным путем), или добровольно (эволюционным путем), например, как это произошло в результате приватизации государственной собственности в России через ваучеры. Таким образом, исторический процесс развития экономики зависит от решения вопроса: какова доля государства в экономической деятельности?

Если государство распоряжается 10--50 % национального дохода, то такая экономика является смешанной, т. е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая -- в руках частных владельцев. "

Заметим: в США в отличие от других промышленно развитых стран размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании и ФРГ он значительно больше и достигает 40--50 %.

Таким образом, вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики.

Общепризнано, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Так, классики экономической теории (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т. е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства.

Однако разразившийся в 1929--1933 гг. кризис капиталистической экономики ознаменовал конец «эры» свободного предпринимательства, показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства.

Экономическая роль государства в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства.

Если государству принадлежит почти весь национальный доход, то это чисто государственная экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую систему называют административно-командной, или тоталитарной. Подобная экономика имела место в Советском Союзе, в других социалистических странах.

Если государство распоряжается 10--50 % национального дохода, то такая экономика является смешанной, т. е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая -- в руках частных владельцев.)

Доля национального дохода, которой распоряжается государство, может колебаться под влиянием внешних обстоятельств, например войны. Так, в США в 1929--1940 гг. доля государства в национальном доходе колебалась в пределах 10--13 %, затем стремительно выросла во время второй мировой войны (до 45 %). Однако с начала 50-х годов эта доля колебалась на уровне 15-- 30 % национального дохода.

Почему растет государственный сектор? Главными причинами являются:

рост расходов на оборону и военно-космические исследования;

рост народонаселения;

решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;

решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.

Таким образом,

вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики.

В 70--80-х годах нашего столетия наблюдался как бы обратный процесс: усилился интерес к рыночному механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора. Однако это не означает, что происходит полное свертывание государственного вмешательства

Государство всегда будет иметь свою долю в рыночной экономике.

Регулирование государством рынка (частного капитала) направлено на достижение следующих экономических целей:

  • 1. Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.
  • 2. Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.
  • 3. Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.
  • 4. Стабильный уровень цен. Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать.
  • 5. Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
  • 6. Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип: «На равный капитал -- равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение недопустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.
  • 7. Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Необходимо обеспечить их нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.
  • 8. Торговый баланс. Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.

Этот перечень можно дополнить и другими целями, например улучшением охраны окружающей среды и т. д.

Анализ перечисленных целей позволяет отметить, что некоторые из них могут противоречить другим или взаимно исключать друг друга. Например, экономический рост и полная занятость могут вызвать повышение цен и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может снизить мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым замедлить экономический рост. Следовательно, общество вынуждено разработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, для отдельных стран и регионов.

Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей общества лежит в основе экономической политики того или иного государства. Эти цели реализуются, если государство (правительство) выполняет как минимум следующие экономические функции.

  • 1) создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей нормальному функционированию рынка;
  • 2) защиту конкуренции;
  • 3) производство социально значимых товаров (услуг);
  • 4) защиту населения от вредных побочных последствий предпринимательства;
  • 5) перераспределение доходов и ресурсов
  • 6) стабилизацию экономики.

Государственное вмешательство в экономику -- это система мер государства, с помощью которых оно воздействует на социально-экономическое развитие общества. Это вызвано многими причинами, связанными с несовершенством, рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок не всегда обеспечивает занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

Причины следующие

  • 1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательного влияния рынка
  • 2. Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существуют вопросы и задачи, решить которые может только государство
  • 3. Необходимость решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
  • 4. Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;
  • 5. государство должно играть огромную роль и в выборе экономической системы. Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка стремятся к получению наибольшей прибыли, а не развитие экономики в целом.

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.

Секторы и виды рынка прямым или косвенным образом связаны между собой, их взаимодействие призвано обеспечивать удовлетворение растущих потребностей людей, улучшать благосостояние всего общества. Для этого необходим общий координатор, роль которого выполняет государство.

Динамика развития экономики определяется рыночной конъюнктурой. Конъюнктура (от лат. сопщпёеге - связывать) - складывающаяся на рынке экономическая ситуация, характеризуемая конкретными показателями изменения цен, соотношения спроса и предложения, деловой активности в определенный период времени.

Конъюнктура рынка может быть благоприятной, вялой, устойчивой. Благоприятная конъюнктура рынка характеризуется наличием активного, устойчивого спроса на рыночные товары и услуги, превышением спроса над предложением, положительной тенденцией динамики цен на наиболее представительные товары. Вялая конъюнктура рынка характеризуется низким уровнем спроса и деловой активности, небольшим количеством сделок, тенденцией к снижению цен на определенные виды товаров и услуг. Устойчивая конъюнктура характеризуется стабильным уровнем сделок купли-продажи и установлением цен, близких к равновесным ценам. В более широком понимании рыночная конъюнктура включает в себя уровень экономической активности, характеризуемый движением цен на обособленных рынках, процентных ставок, валютного курса, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Регулирующая функция. Экономика во многом саморегулируема, действует стихийная рыночная сила "невидимой руки". Предложение и спрос взаимозависимы. В частности, рост цен на товары, услуги сдерживается ограничением их потребления, а снижение цен стимулируется ростом потребления. Саморегулирующий механизм рынка позволяет избегать такие негативные явления, как товарный дефицит и перепроизводство в массовых масштабах. Поэтому рыночная экономика принципиально отрицает необходимость государственного планирования производства товаров, услуг, а также планирования цен.

Стимулирующая функция. Посредством действия таких принципов рынка, как экономическая свобода, свободное ценообразование и конкуренция стимулируются внедреним в производственный процесс достижений научно-технического прогресса в целях повышения производительности труда и улучшения качества выпускаемой продукции, ее ассортимента. Стремление товаропроизводителя максимально удовлетворить потребности потребителя ведет к максимизации прибыльности и конкурентоспособности его бизнеса. Именно данная функция позволяет человеку наиболее полно раскрыть свои способности, обеспечить свое личное, семейное благосостояние, стать богатым и материально независимым.

Информационная функция. Рынок является источником информации, знаний, сведений, необходимых действующим экономическим субъектам. Информация о динамике цен, количестве, ассортименте, качестве товаров и услуг позволяет принять экономически рациональные и обоснованные решения. Это широко отражается в средствах массовой информации, рекламе, в организации ярмарок, выставок, аукционов и других мероприятиях, которые призваны делать рыночную конъюнктуру для заинтересованных экономических субъектов наиболее доступной.

Санирующая функция. Рынок, с одной стороны, очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйствующих субъектов, но, с другой стороны, поощряет эффективных, предприимчивых. Для первых санирующая функция во многом регулируется через существующую процедуру банкротства, для вторых - посредством предоставления налоговых льгот. Тем самым, товаропроизводители, как конкуренты, дифференцируются, что позволяет достигать экономической справедливости.

Но вместе с тем свободная по характеру рыночная экономика неидеальна. В ней имеются потенциальные недостатки, которые могут проявляться в той или иной степени. Острые противоречия капитализма, как общества рыночной экономики, стали проявляться начиная со второй половины XIX века, с эпохи бурного роста промышленного производства и индустриальных городов, отменой крепостной зависимости крестьян и массового оттока сельского населения в города, научно-технической революции и широкого внедрения высокомеханизированных технологий. Процесс интенсивного экономического роста сопровождался концентрацией капиталов и образованием монополий, кризисами перепроизводства и увеличением безработицы, резкой дифференциацией доходов между богатыми и бедными. В результате рыночная экономика без активного государственного вмешательства не в состоянии решать ряд значимых для общества проблем.

В более конкретном виде идеальная рыночная система имеет следующие недостатки:

Образование монополий может создавать искусственные препятствия для справедливой конкуренции, ведет к неоправданному диктованию цен, что негативно отражается на интересах потребителей.

Возможность экономических кризисов и резких циклических колебаний. Перепроизводство или недопроизводство товаров (например, в связи с ограниченностью ресурсов) способствует массовым разорениям предприятий и безработице.

Возможность значительной дифференциации общества по доходам.. Рыночная система, с одной стороны, позволяет определенному числу обладателей ресурсов накапливать капиталы и богатства, с другой стороны, способствует росту числа безработных и бедных.

Невозможность поддержания неприбыльных отраслей. Рыночные силы естественным образом не заинтересованы или не призваны содержать такие важные общественные сферы, как оборона, национальная безопасность, правопорядок, фундаментальная наука, всеобщее начальное или среднее образование.

  • * Неспособность рыночного механизма решать проблемы регулирования внешних, побочных эффектов производства. К наиболее актуальным внешним отрицательным эффектам относятся: загрязнение окружающей среды от промышленных выбросов, исчерпание природно- экономических ресурсов, межотраслевые и внутриотраслевые диспропорции в производстве, незаконная эксплуатация труда, наркомания, алкоголизм.

Недостатки свободной рыночной экономики, казалось бы, свидетельствуют о несостоятельности и бесперспективности всей рыночной системы. Но это далеко не так. Государственное регулирование экономики призвано создавать условия для наиболее полной реализации "природных" преимуществ и минимизировать недостатки рынка, защищая интересы государства и решая социальные проблемы общества.

Как уже было отмечено, в историческом развитии человечества выделяется несколько экономических систем, среди которых командно-административная и рыночная. Наиболее ярким выражением командно-административной системы явился СССР. В социально-экономическом развитии Советского Союза, в состав которого входил Казахстан, особенно к концу 80-х годов наблюдались глубокие кризисные явления, что требовало проведения кардинальных экономических реформ.

В этот период разрабатывались экономические программы, направленные на ускорение социально-экономического развития страны. Они были направлены на переход от административных к экономическим методам управления, реформы планирования и ценообразования, перевод предприятий на хозяйственный расчет и самофинансирование. Реализация программ не привела к ожидаемым результатам, более того, положение ухудшилось: плановая экономика становилась все более затратной и менее прибыльной, произошел значительный спад производства, обострились явления товарного дефицита на потребительском рынке, произошел существенный рост цен, ухудшался уровень жизни населения. Объективной причиной тому явились историческая обреченность и несостоятельнось всей системы. Невозможно было осуществлять рыночные преобразования внутри совершенно противоположной экономической системы - командно-административной.

Сложившаяся советская экономика, несомненно, была мощной по масштабам и достижениям, но, как система, подверглась саморазрушению. Она характеризовалась:

тотальным характером огосударствления экономики, практическим отсутствием частной собственности на средства производства, ростом "теневой экономики";

планированием цен, которые не соответствовали действительным рыночным ценам;

непринятием экономической свободы и заработанного трудом богатства, которые не создавали реальных стимулов для хозяйственной инициативы и производительного труда. Более того, деятельность наиболее предприимчивых хозяйственников тормозилась жесткими ограничительными мерами;

деформированной структурой национальной экономики, в которой ведущее место занимали отрасли военно-промышленного комплекса, добычи и обработки при- родно-экономических ресурсов;

преимущественной ориентацией централизованного планирования и статистики на количественные масштабные показатели в ущерб качественным.

Закономерно, что по показателям экономического развития и уровню жизни население СССР и других государств социалистического лагеря все больше отставало от капиталистических стран. Многие социалистические страны признали несостоятельность существующей экономической системы и необходимость перехода к рыночной экономике.

Обретя независимость и самостоятельность, Республика Казахстан взяла решительный курс на переход к системе рыночных отношений. Программы перехода к рынку предусматривали решение таких сложных задач, как реформирование собственности, развитие свободного предпринимательства и конкуренции, создание правовой базы и законодательной базы, реформирование финансово-кредитной системы, обеспечение социальных гарантий и защиты. Как известно, в экономике ресурсы ограничены. В этой связи невозможно было решать одновременно все проблемы переходного периода, приходилось выдвигать приоритеты, к числу которых относилось коренное преобразование отношений к собственности.

Для реформирования собственности в экономике переходного периода в первую очередь требовалось осуществить разгосударствление и приватизацию собственности Приватизация призвана была создать слой частных собственников и предпринимателей как социальной базы формирования рыночной экономики.

Приватизация в Казахстане имела следующие основные варианты:

аукционная продажа государственных объектов и имущества (предприятий, магазинов, зданий, транспортных средств и т.д.);

создание акционерных обществ закрытого типа, что предусматривало продажу акций или бесплатное их распределение работникам предприятия;

передача крупных предприятий под иностранное управление;

так называемая массовая приватизация путем бесплатного распределения жилищных и приватизационных инвестиционных купонов.

Наиболее успешным вариантом была аукционная продажа, так как она отвечала требованиям рыночного механизма. Посредством передачи крупных предприятий под временное управление с использованием иностранных капиталов удалось спасти ведущие промышленные объекты от разорения и банкротства. Учитывая переход к новой экономической системе и неопытность руководства страны, при проведении политики разгосударствления и приватизации ошибки были неизбежны, и это особенно касалось варианта массовой приватизации. В конечном итоге цели приватизации были достигнуты. В результате заработал рыночный механизм, потребительские рынки заполнились товарами и услугами, стремительно вырос частный предпринимательский сектор, который становится все более эффективным и организованным.

Под руководством первого Президента независимого Казахстана Н.А. Назарбаева была разработана и поэтапно осуществляется программа Стратегии развития страны «Казахстан-2030». В ней выделено семь долгосрочных приоритетов, которые поэтапно реализуются на практике. Одним из важных приоритетов является "экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений". Формирование казахстанской модели рыночной экономики, начиная с принципа "сначала - экономика, затем - политика", отличается динамичными и устойчивыми темпами роста в условиях политической стабильности и консолидации многонационального общества. Казахстан получил международное признание как страна с рыночной экономикой открытого типа, как лидер среди государств Центральной Азии и имеющий по темпам, результатам экономических и социальных реформ передовые достижения на постсоветском пространстве.

Индустриально-инновационное развитие и построение постиндустриального общества с достойным уровнем жизни населения является главным направлением современного развития Республики Казахстан. Осуществляются программы приоритетного развития наукоемких производств, перерабатывающих отраслей для выпуска конечной продукции, создания казахстанских кластеров, вхождения страны в число 50-и наиболее конкурентоспособных стран мира. Высокие достижения в экономике позволяют успешно проводить реформы в социальной сфере: реализация государственной программы жилищного строительства, стимулирование роста рождаемости и охраны материнства, перевод системы образования и науки на международные стандарты, организация страховой медицины, создание пенсионных накопительных фондов, поэтапное повышение заработной платы работникам бюджетных организаций, проведение молодежной политики.

Рассмотренные причины вмешательства государства в экономику, как уже было отмечено, одновременно определяют и его основные цели: сохранение конкурентной среды, стабильность цен, экономический рост и т.д. Эти цели, безусловно, можно уточнять, строя своеобразное дерево целей, выявлять характер связей внутри этой системы. Следует также выделить и конечную цель государственного регулирования - содействие повышению эффективности социально-экономической системы и росту благосостояния граждан. Конкретные цели регулирования для той или иной страны в тот или иной период времени определяются уже исходя из анализа существующего положения в экономике и с учетом ряда неэкономических факторов, прежде всего политического характера. Трудности такого анализа, противоречия политических отношений, разнообразие трактовок ряда проблем различными экономическими школами делает этот процесс чрезвычайно сложным. Но это не может отменить необходимость вмешательства в экономическую систему со стороны государства. В результате такого взаимодействия рынка и государства и формируется смешанная экономика. В этой экономике принцип распределения полномочий между двумя механизмами регулирования может быть обозначен достаточно просто: рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо, но сама степень такой необходимости трактуется весьма различно.



Статьи по теме: