Справедливость распределения экономических благ. Общественные блага: понятие, сущность, классификация

Социальное неравенство - форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

С экономической точки зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ .

Неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами . Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов . Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

Неравенство является необходимым условием организации социальной жизни .

Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства , видя в нем упорядочивающее начало , без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом .

Теория человеческого капитала теоретическая концепция, ориентированная на объяснение различий в уровне эффективности труда и величине заработков индивидов, занятых хозяйственной деятельностью.

Люди затрачивают средства не только на мимолетные удовольствия, но и на денежные и неденежные доходы в будущем. В человеческий капитал направляются инвестиции. Это издержки на поддержание здоровья, на получение образования, издержки, связанные с поиском работы, получением необходимой информации, миграцией, профессиональной подготовкой на производстве. Величина человеческого капитала оценивается потенциальным доходом, который он способен дать.

Человеческий капитал - это форма капитала, поскольку служит источником будущих заработков или будущих удовлетворений, или то и другое вместе взятое. Сразу после рождения человек, как и природные ресурсы, не приносит эффекта. Только после соответствующей «обработки» человек приобретает качества капитала. То есть с ростом издержек на улучшение качественного состояния рабочей силы труд как первичный фактор постепенно преобразуется в человеческий капитал.

Беккер осуществил практический расчет экономической эффективности образования. Например, доход от высшего образования определяется как разность в пожизненных заработках между теми, кто закончил колледж, и теми, кто не пошел дальше средней школы. Среди издержек на обучение главным элементом были признаны «утраченные заработки», то есть заработки, недополученные студентами за годы обучения. (По сути, утраченные заработки измеряют ценность времени студентов, затраченного на формирование ими своего человеческого капитала). Сопоставление выгод и издержек на образование дало возможность определить рентабельность вложений в человека.


Дифференциация доходов населения - разница в уровне денежных доходов различных слоёв и групп населения. В количественном плане характеризуется показателями, отражающими степень неравномерности распределения доходов. Различие в доходах имеет следствием неравномерность в распределении материальных и нематериальных благ и играет определяющую роль в существовании социально-экономического неравенства.

В основе измерения экономической дифференциации населения лежит анализ неравенства в распределении доходов между отдельными группами населения. Для оценки дифференциации населения по уровню жизни используются следующие показатели :

Распределение населения по уровню среднедушевых доходов;

Коэффициенты дифференциации доходов населения;

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения;

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини);

Численность населения с доходами ниже черты бедности, коэффициент бедности.

Модальный доход Мо – это уровень дохода, встречающийся наиболее часто среди населения.

Медианный доход Me – это уровень дохода, делящий ряд распределения дохода на две равные части: половина населения имеет душевой доход, не превышающий медианное значение дохода, а другая половина – доход не менее медианного. Для расчета медианы используется формула.

Аналогично определяются квартили (уровни дохода, делящие совокупность на четыре равные части) и децили (уровни дохода, делящие совокупность на десять равных частей).

Степень дифференциации населения по размеру среднедушевого дохода оценивается с помощью коэффициентов дифференциации доходов. Различают два показателя дифференциации:

коэффициент фондовой дифференциации – соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп населения (обычно это средние доходы, полученные 10% населения с самыми высокими и 10% населения с самыми низкими доходами): 

децильный коэффициент дифференциации доходов, который показывает, во сколько раз минимальный доход среди 10% наиболее обеспеченного населения превышает максимальный доход среди 10% наименее обеспеченного населения.

Кривая Лоренца устанавливает соответствие между численностью населения и объемом получаемого суммарного дохода. Для ее построения население разбивают на группы, равные по численности и отличающиеся уровнем среднедушевого дохода. Группы ранжируются по величине среднедушевого дохода. Для каждой группы определяются частости – доли в обшей численности населения и доли в общей сумме доходов, а на их основе – накопленные частости. На рис. равномерное распределение доходов представлено прямой, которая соединяет начало координат и точку С.

Линия, соответствующая фактическому распределению доходов, отклоняется от линии равномерного распределения тем больше, чем значительнее неравенство в распределении доходов. Чем ближе кривая Лоренца к линии абсолютного равенства, тем меньше неравенство в распределении доходов.

Коэффициент концентрации доходов G (коэффициент Джини) позволяет проанализировать степень концентрации доходов у различных групп населения и количественно оценить неравномерность их распределения. Коэффициент Джини рассчитывается по данным о накопленных частостях численности и денежного дохода населения и изменяется от 0 до 1. 

Коэффициентом бедности называют относительный показатель, исчисляемый как процентное отношение численности населения, имеющего уровень доходов ниже прожиточного минимума, к общей численности населения страны (региона).

Бедность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

Одной из главных в мире является проблема бедности, под которой понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Состояние бедности не позволяет обществу реализовать свои возможности. Именно поэтому ее связывают с регрес­сом в общественном развитии.

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые ученые объе­диняют в следующие группы:

1. экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли);

2. социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемо­сти);

3. демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье);

4. социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий);

5. образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная про­фессиональная подготовка);

6. политические (военные конфликты, вынужденная миграция);

7. регионально-географические (неравномерное развитие регионов).

Дилемма эффективности и справедливости. Суть ее заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения налогов и их перераспределения.

Кроме того, существуют потери в ходе процесса перераспределения доходов. Американский экономист А. Оукен назвал эту проблему «дырявым ведром» социальной помощи. Утечки связаны с дорогостоящей, зачастую неповоротливой, бюрократической системой управленческого аппарата. Следовательно, часть пособий уходит в карманы высокооплачиваемых администраторов, консультантов и сотрудников различных налоговых и социальных служб. По подсчетам Оукена, утечка из «дырявого ведра» такова: из 350 долларов, взятых у состоятельных граждан, 250 долларов теряются в процессе передачи бедным. Некоторые исследователи полагают, что эта цифра завышена, но даже если уменьшить ее наполовину, все равно она говорит об очень большой плате за равенство.

Еще одна проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости: количество людей, относимых к категории бедных, может возрасти в результате усилий по борьбе с бедностью.

Например, если государство повышает предельную ставку налога, люди начинают вести себя так, чтобы законно или незаконно уклониться от уплаты налогов. И в результате государство может и вовсе не собрать нужных сумм для социальных программ. Целью трансферта является сам трансферт. Это происходит потому, что люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно соц. трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи гос. поддержки.

Американские экономисты подчеркивают и то негативное явление, которое связано в США с программой помощи неполным семьям с детьми. Нередко это способствует распаду семей (так как программа, в сущности, поощряет уход из семьи безработных отцов). Указанная программа предоставляет помощь и внебрачным детям. Конечно, это гуманно, но многие исследователи считают, что такая система ведет к упадку нравственности и подрыву института семьи.

Таким образом, как слишком глубокое неравенство подрывает стабильность общества, так и нивелировка доходов подрывает эффектив­ность, а также стимулы к труду и предпринимательству. За большее равенство нередко приходится платить снижением эффективности.

Критерий Парето. Исследуя условия максимального экономического благосостояния общества при ограниченности ресурсов, Парето пришел к выводу, что общественное благосостояние максимально при таком состоянии экономики, когда никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положение другого. Проблема заключается в оптимальном распределении экономичес­ких ресурсов и производимых благ в целях достижения наибольшей эффективности. Вы­воды охватывают следующие положения.

1) Критерием оптимальности служит не суммарная максимизация, а максимум пользы для каждого отдельного человека в соответствии с наличными ресурсами и экономическими возможностями.

2) Обеспечение экономического равновесия – необходимое усло­вие достижения оптимума. Оптимум означает, что достигнут резуль­тат, отклонение от которого вызывает увеличение выгоды для одних и уменьшение выгоды для других. Распределение ресурсов в обществе становится оптимальным, если любое изменение этого варианта ухуд­шает положение хотя бы одного участника экономической системы.

3) Увеличение производства одного блага, не вызывающее сниже­ния производства какого-либо другого блага, принято называть опти­мумом Парето. Оптимальность по Парето - такое состояние системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других.

Фактически существует два критерия оптимальности. Первый от­носится к распределению ресурсов (улучшение полезности одного уменьшает полезность других), второй – к производству (улучшение полезности одного не уменьшает полезности других).

Если найти оптимум на уровне фирмы относительно несложно, исходя из минимизации затрат и максимизации результата, то на уровне народного хозяйства приходится учитывать множество факто­ров, неоднозначность и многообразие целей.

Проблема в том, как определить уровень благосостояния не от­дельного человека, а общества в целом. По Парето, оптимум достигается, когда устанавливается равновесие на всех рынках, во всех секто­рах экономики. К этому оптимуму стремится рыночный конкурент­ный механизм.

Между экономическим ростом и распределением ресурсов сущест­вует противоречие. Преимущества роста распределяются неравномер­но. Приоритеты, предоставляемые одним отраслям и регионам, огра­ничивают возможности других. Поэтому гос программы призваны находить средства и методы компенсации тем, кто оказыва­ется в проигрыше от принимаемых решений.

Англичане Калдор и Хикс предложили альтернативный подход к определению эффективности - принцип компенсации (критерии Калдора-Хикса) , в соответствии с которым любые экономические изменения должны рассматриваться как повышающие эффективность только в том случае, если получатели выгоды гипотетически могут компенсировать потери оставшихся в проигрыше и все равно остаться в выигрыше. Если при этом проигравшим полностью выплачивается компенсация, то достигается оптимум Парето, а если не выплачивается (или выплачивается не полностью), то возникает ситуация квазиоптимума, т.е. наилучшего среди неоптимальных. В этом случае для достижения оптимума Парето государство может вмешаться, компенсируя убытки оставшихся в проигрыше и/или облагая налогом выигравших.

Распределение общественных благ и доходов

До сих пор мы занимались проблемой эффективности распределения так называемых частных благ среди потребителей или групп потребителей. К их числу относятся продукты питания, одежда, индивидуальный транспорт, мебель, бытовая техника и т.д. Потребление подобных благ конкретным потребителем (группой потребителей) исключает возможность их потребления каким-то другим потребителем (группой потребителей). Однако наряду с частными благами существует так называемые общественные блага. Например, освещение и уборка улиц в городах и поселках, строительство и эксплуатация дорог, содержание армии, радио- и телепередачи, охрана общественного порядка и т.д. Потребление подобных благ осуществляется коллективно всем обществом или ᴇᴦο частью. Другими словами, потребление какого-то общественного блага одним лицом (группой лиц) предполагает возможность потребления этого же блага другими членами общества. При этом с позиций отдельного индивидуума потребление многих общественных благ носит принудительный характер.
Размещено на реф.рф
К примеру, при фиксированных расходах на оборону все члены общества в равной степени должны быть защищены от военной опасности.

Объем потребления частных благ определяется каждым лицом (группой лиц) индивидуально, и оплачиваются частные блага в условиях совершенной конкуренции по единои̌ рыночной цене. Что же касается общественных благ, то объём их потребления для всех потребителей одинаков и с позиций отдельного индивидуума как бы задан извне. Однако оценка полезности общественных благ у отдельных потребителей неодинакова.

В этих условиях производственные ресурсы общества должны быть оптимально по Парето распределены между производством частных и общественных благ. Упростим данную задачу, введя ряд ограничений. Пусть общество будет состоять только из двух потребителей - Петрова и Сидорова, каждый их которых потребляет одн9 частное благо (х) и одно общественное,благо (g). Каждый из потребителей стремится к максимизации своей функции полезности˸ и" = f,(g,x n),a u c = / 2 (g,x c). Максимально возможный выпуск частных и общественных благ выражается трансформационной функцией T = f 3 (g,х п + х с), которая характеризует объёмы производства на границе производственных возможностей.

При этих допущениях, а также при условии, что T(g,x) =0 и х = х п + х с, поставленная задача должна быть сведена к максимизации следующей функции˸

отсюда максимальный объём производства общественного блага будет определяться следующим равенством (доказательство опушено)˸

Предельная норма замещения здесь будет представлять собой индивидуальную оценку общественного блага каждым из потребителей. Она говорит о том, каким количеством частного блага готов поступиться каждый из потребителей ради увеличения объёма производства общественного блага на одну единицу.

Предельная норма замещения двух частных благ определялась нами обратным соотношением рыночных цен этих благ, что не составляет трудностей для её расчета. Ситуация осложняется в случае замещения частного блага общественным, поскольку оценка последних y различных потребителей неодинакова. Выявить индивидуальные оценки общественных благ различными лицами, и на этой базе определить совокупную предельную полезность того или иного общественного блага можно, например, с помощью социологических обследований населения.

Распределение общественных благ и доходов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Распределение общественных благ и доходов" 2015, 2017-2018.

Вопрос о том, что такое справедливость и как она должна реализовываться в реальном экономическом и правовом поле, занимал и продолжает занимать центральное место в трудах ученых. Окончательного и универсального ответа на него мы не получим в связи с тем, что различные культурные и хозяйственные сообщества понимают справедливость по-своему, не принимая ценностей и мировоззрения других народов. Так, мы можем говорить о том, что взимание определенного процента в банковских операциях вполне нормально и справедливо. Однако представители мусульманской культуры придерживаются иного мнения, считая такой подход ростовщическим, неприемлемым с этической точки зрения.

Одни народы считают произвольное распределение доходов вполне естественным, даже если неравномерность отличается в десятки раз, другие полагают это несправедливым, устраняя диспропорции с помощью налогов и социальных трансфертов.

Что же понимать под справедливостью в экономическом и общечеловеческом смысле? Прежде всего, равенство – говорят сторонники социалистических и коммунистических учений. Недаром лозунг «Свобода, равенство, братство» был помещен на знамена великой французской революции как идеал общественных отношений.

Однако равенство может быть истолковано по-разному. Одно дело – равенство всех перед законом , и совсем другое – равенство людей в доходах, зарплатах, условиях труда и жизни . По большому счёту, деление экономики на либерально-рыночную, социально-рыночную и социализм происходит по границам понимания справедливости преобладающей частью политической элиты и населения . Если в качестве критерия справедливости выбирается свободная конкуренция – это либеральный подход , характерный для англо-американской традиции; если упор делается на справедливое и равномерное распределение общественных благ – это социально-рыночный подход , свойственный скандинавским странам. Если же равенство становится основополагающим принципом , в тень которого уходит индивидуальность и различие в способностях членов общества, то мы имеем дело с социализмом в его ортодоксальной интерпретации .

Рыночное распределение несправедливо в том смысле, что не гарантирует каждому человеку приемлемый доход вне зависимости от результатов его экономической деятельности. Появляется необходимость во вмешательстве государства, которое организует соответствующее перераспределение доходов. При этом решаются такие важные проблемы, как повышение доходов малоимущих слоев населения и ослабление социальной напряженности в обществе.

Вмешиваясь в сферу распределения доходов для ослабления социально-экономического неравенства, государство тем не менее не должно добиваться его полной ликвидации. Неравенство – не только продукт рыночной системы, но и обязательное условие ее эффективного функционирования. Только оно способно создать по-настоящему действенные стимулы к труду и инвестированию.

Перераспределение доходов производится государством при помощи системы налогообложения. Налоги вводятся государством с целью финансирования таких нерыночных институтов, как армия, полиция, аппарат управления и проч. Кроме того, при помощи изменения налоговых ставок имеется возможность либо стимулировать, либо подавлять деятельность некоторых экономических институтов и определенных типов предпринимательской деятельности, а также косвенно влиять на величину занятости, инвестиций и других макроэкономических показателей.

Налоги должны быть, с одной стороны, достаточными, чтобы обеспечивать нормальное функционирование государственных институтов, а с другой – не быть чрезмерными, чтобы не становиться препятствием в том или ином виде хозяйственной деятельности. Другими словами, необходимо отыскание точки налогового оптимума, который покажем на кривой Лэффера (см. рис.1).

Точка М на графике показывает величину оптимальной ставки налога, и, соответственно, точка М дает максимальную величину бюджетных поступлений. Перемещение по кривой правее точки М, то есть повышение ставки налога выше оптимальной, приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет и постепенному сворачиванию экономической деятельности.

Для налогообложения юридических и физических лиц используются пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги (см. рис.2).

Обычно государство так организует систему подоходного налогообложения, чтобы уплата налогов наносила равный ущерб материальному благосостоянию всех граждан, независимо от размеров имеющихся у них доходов. Этот принцип распределения налогового бремени получил название критерия Викселля , по имени шведского экономиста Кнута Викселля, впервые предложившего реализовывать социальную справедливость посредством особой шкалы налогообложения для лиц с разными доходами. Это значит, что миллионер, уплатив налог, должен оценить потерю точно также как и владелец 1000 долл.

Реализуется данный критерий следующим образом: правительством устанавливаются более высокие налоговые ставки на доходы богатых и более низкие – на доходы бедных. Здесь речь идет о введении разумной шкалы прогрессивного налогообложения , которая, во-первых, обеспечит государству достаточный объем налоговых поступлений; во-вторых, приведет к более справедливому распределению доходов.

Необходимо отметить, что перераспределение доходов в экономике осуществляется не только государством. Обычно население и предприятия также задействованы в перераспределительных процессах. Физические и юридические лица той или иной страны осуществляют пожертвования в пользу малоимущих граждан и детей, оставшихся без попечения родителей, выступают меценатами и спонсорами в проектах оказания помощи научным, спортивным, культурным, инвалидным и прочим организациям.

Перераспределение доходов посредством прогрессивного налогообложения меняет также структуру спроса и предложения в национальной экономике . Поскольку очень богатые граждане предъявляют спрос на яхты, люксовые автомобили, элитное жильё, одежду и отдых, а бедные — в основном на продукты питания и товары эконом-класса, перераспределение финансовых потоков от богатых к бедным меняет одновременно и структуру спроса. Предприятия, производящие недорогие массовые продукты получают больше заказов, а сфера лакшери-изделий — меньше. Это и служит толчком к росту ВВП.

В современной России действует пропорциональный налог на доходы физических лиц (НДФЛ), хотя в начале 1990-х годов применялся и прогрессивный налог. Но от него власти отказались из-за неспособности в тот период взыскивать налоговые платежи. Сейчас вновь на повестке дня стоит вопрос о внедрении прогрессивного налога с небольшой прогрессией. При этом малообеспеченных граждан РФ планируется полностью освободить от НДФЛ.

Конечно, хорошо зарабатывающие люди, в основном, против такого прогрессивного НДФЛ, говоря, что выплачивая 13% с больших сумм они и так платят больше неимущих лиц. Это, безусловно, так. Однако нельзя сбрасывать со счетов и того факта, что части богатых людей просто повезло с родственниками, наследством, местом рождения или службы. Понятно, что, скажем, в Москве, условия для занятия бизнесом совсем иные, нежели где-нибудь в провинции. Таким образом, в обществе должен быть выработан консенсус относительно того, какая шкала прогрессии будет считаться справедливой.

Значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

В обобщенном смысле блага — это определенная совокупность средств, которые позволяют как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:

  • общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
  • индивидуальные (частные блага), отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.

Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.

Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным , его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование . Общественными благами являются и работа служб , ликвидации . Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны — они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство — государственный аппарат.

Отличительные черты и классификация общественных благ

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

  1. отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ , обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
  2. неделимостью блага , обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
  3. нерыночным характером стоимости блага , связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и . Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
  4. тотальным и неисключаемым характером блага , связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население — нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
  • общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
  • местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
  • исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
  • неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство .

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. — это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

Специфика потребления общественных благ

Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.

На основании территориальных границ выделяют следующие общественные блага:

  1. Международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности.
  2. Национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти.
  3. Местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.

Все три уровня производства, распределения и потребления общественных благ имеют большое значение для нормального функционирования национальной экономики. В процессе ее функционирования все они активно взаимодействуют между собой.

Беря на себя производство общественных благ, государство тем самым решает важнейшую проблему их потребления — интегративность . Она состоит в том, что издержки, необходимые для взимания платы за использование большинства благ, превышают издержки на их производство. Например, невозможно себе представить, что было бы целесообразно брать плату за пользование уличным освещением. Одновременно с этим для производства благ необходимы финансовые средства. Государство с помощью может эффективно взимать плату за использование благ.

Одной из важнейших особенностей потребления общественных благ является сложность осуществления эффективного контроля за обеспечением населения ими, а также количественными объемами его производства. Обычно для этого используются , в которых отражается качество и объемы общественных благ.

Одной из важнейших проблем потребления общественных благ является нежелание населения оплачивать их. Это является существенным препятствием в повышении качества общественных благ, а поэтому реальный спрос на благо занижается. Это обусловлено тем, что при большом количестве потребителей общественного блага доля в его использовании отдельного индивидуума незначительна, а поэтому он стремится уклониться от затрат, необходимых для производства благ. При уменьшении количества населения, использующего блага, можно эффективно рассчитать долю участия каждого человека в пользовании благом и возложить на него соответствующее бремя по его производству.

Другой особенностью потребления общественных благ является уравнение. Вне зависимости от вклада каждого конкретного человека в производство общественного блага он получает равное со всеми его количество.

Производство общественных благ

Исключительно важное значение имеет обеспечение эффективного или оптимального объема производства общественных благ.

В отличие от частного блага общественное благо неделимо , не может быть продано по частям, и все пользователи потребляют одинаковое количество блага. Следовательно, невозможно определить цену на отдельные единицы общественного блага. Невозможность определения цены на определенные единицы общественного блага обусловливает наличие особенностей определения на общественное благо. в данном случае не является величиной переменной. Поэтому совокупный спрос на общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Потребители должны потребить весь объем произведенного блага целиком. Совокупный спрос на частное благо получается путем сложения индивидуальных спросов , а совокупный спрос на общественное благо определяется путем суммирования индивидуальных предельных выгод, получаемых от имеющегося наличного объема блага. Кривая совокупного спроса на частное благо формируется путем суммирования индивидуальных кривых спроса вдоль горизонтальной оси (рис. 14.7), а кривая совокупного спроса на общественное благо — путем сложения индивидуальных кривых спроса по вертикали (рис. 14.8).

Специфика общественных благ заключается в том, что их потребление всегда сопровождается положительными эффектами для всех. Поэтому общество заинтересованно в обеспечении подобными благами всех потребителей. Следовательно, проблема общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства . Решение проблемы обусловлено применением общего принципа: благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды, выраженные суммой предельных выгод всех потребителей, уравниваются с предельными общественными издержками его производства.

Распределение благ в мире в 2017 году, согласно Оксфам Интернешнл (Oxfam International), сместилось в сторону богатых людей. 50% населения мира не увидели увеличения своего благосостояния за период. Зато 1% самых богатых людей мира получил 82% благ мира, упрочив свою власть.

“Такая ситуация – это не признак процветающей экономики, но симптом неспособности экономической системы, – прокомментировал отчёт исполнительный директор Oxfam Винни Бьянийма (Winnie Byanyima). – Это означает, что люди, которые делают нашу одежду, телефоны и еду эксплуатируются, чтобы обогатить корпорации и богатых мира сего”. “Трудно найти политического или бизнес-лидера, который не говорит, что беспокоится о неравенстве. Еще труднее найти того, кто что-то с этим делает”, – добавляет он.

По мнению аналитиков, правительствам стран мира необходимо сосредоточиться на такой налоговой политике, которая приведет к более справедливому распределению богатства и более существенным правам трудящихся, решить проблему уклонения от налогов и установить ограничения на доходы акционеров и зарплату руководителей. Какие могут быть дивиденды у тех, кто платит работникам зарплату ниже прожиточного минимума?

Отчёт был сделан накануне форума в Давосе и использовал данные Креди Сьюсс (Credit Suisse’s Global Wealth Databook). Форум пройдёт 23-26 января 2018 года в Швейцарии, с российской стороны в нём также примут участие политики во главе с Аркадием Дворковичем и бизнесмены (в программе заявлены глава ВТБ А. Костин, руководитель ВТБ Г. Греф и др.). В отчёте Oxfam также отмечается гендерное неравенство (распределение благ в пользу мужчин) и его негативные последствия. Эта тема, кстати, активно обсуждается в последнее время в Давосе.

Навигация по записям



Статьи по теме: