Статьей дохода бюджета не является. Государственный бюджет. Исторические события формирования бюджетной системы России

Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов образований. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций, граждан, мобилизуемых в распоряжение публичных органов власти. По материально-вещественному воплощению доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране законодательством в распоряжение федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Доходы федерального бюджета являются результатом распределения стоимости ВВП, вместе с тем они выступают объектом дальнейшего распределения централизуемой в руках государства стоимости.
Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы бюджетов подразделяются на:
1) налоговые поступления;
2) неналоговые поступления;
3) безвозмездные перечисления.
Основной источник формирования доходов бюджета во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической ориентации - налоговый. Они включают в себя:
- федеральные налоги и сборы;
- региональные налоги и сборы;
- местные налоги и сборы;
- пени и штрафы, взимаемые налоговыми органами за несвоевременные платежи;
- размеры предоставляемых налоговых преференций, отсрочек и рассрочек по уплате налогов.
Неналоговые доходы составляют:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданское правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и т.д.);
- иные неналоговые доходы.
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся поступления в виде:
- финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
- субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
- субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
- иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.
В доходах бюджетов также учитываются поступления от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:
- средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение или во временное пользование имущества;
- средства, получаемые в виде % по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, получаемые от передачи имущества под залог, в доверительное управление;
- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Большую группу неналоговых доходов составляют: доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи принадлежащих государству производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств и других образований; доходы от продажи государством принадлежащих ему акций организаций; доходы от продажи квартир; доходы от реализации кладов, конфискованного бесхозяйственного имущества и имущества, переходящего в государственную и имущественную собственность в порядке наследования и дарения. В составе неналоговых доходов есть административные платежи и сборы, поступления по штрафным санкциям и возмещению ущерба, поступления сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленную с отступлением от стандартов и технических условий.

В понятие дохода бюджета входят отношения между государством и физическими лицами, а также юридическими. Эти отношения систематизированы в бюджетные фонды на разных уровнях и субъектах страны. Данные фонды пополняются за счет платежей организациями и гражданами страны. Бюджетные отношения регулируются законодательством страны и контролируются местными органами власти. В Российской Федерации действует Бюджетный кодекс РФ, N 145-ФЗ от 31.07.1998, который подробно описывает бюджетные правоотношения, общие понятия, бюджетную систему, принципы, составляющие и классификацию бюджета, а также доходы и , бюджетный процесс и бюджетные нарушения законодательства.

Исторические события формирования бюджетной системы России

До 17 века на Руси собирали дань в Княжескую казну в виде продовольствий, мехов, скота, затем стали собирать посошные обложения. В такой системе сборов вырисовался определенный вид бюджетной системы, распределяющийся на главную казну, то есть казну Государства и местные бюджеты. Местные налоги были направлены для оплаты работы управления органами власти и решения местных административных задач. Такие налоги были введены в 16 веке на все население. А чуть позже сформировались Владимирские чети, Новгородские и другие чети, которые полностью взяли на себя вопросы формирования бюджета и сбора налогов. Далее налоги изменялись много раз, они были в виде подворного налога, потом подушного налога с мужского населения, затем в виде налога на недвижимое имущество и промысловый . Но мы не будем уделять истории много времени, главное нужно из неё понять, что налоги в том или ином виде существовали всегда и постоянно совершенствовались. В течение многих десятилетий сформировался новый принцип сбора доходов в бюджетную систему и претерпела много изменений в механизме управления системой со стороны государственных органов.

Бюджетные реформы

Всегда нужно понимать, что, зная историю экономики и политики страны, можно сделать выводы на чужих ошибках и больше их не допускать, а также не принимать решений, которые оказывали негативные последствия. Всегда есть у одного решения большое множество последствий. И чтобы четко понимать структуру работы бюджетной системы и доходов бюджета. Поэтому необходимо немного остановиться на бюджетных реформах, проводимых в России в несколько этапов.

Первый этап был с 1995 по 1998 года. Причиной этого этапа бюджетной реформы послужил страны. Впервые за историю России основных источником расходов послужило обслуживание государства. Эти события повлияли на финансирование Вооруженных сил РФ, которые резко снизились. Кроме этого пострадало еще очень много сфер, которые подверглись десятикратному уменьшению дохода и получения денежных средств. Причиной такого краха бюджетной системы оказался недополученный Валовый внутренний продукт страны. Однако стоит отметить, что именно в 1998 году был принят Бюджетный закон, который действует по сегодняшний момент. Размер долга удалось со временем снизить, и бюджетная система была полностью восстановлена, особенно активными пришлись 1999 и 2000 года.

И наконец, с 2001 года по 2005 год пошел процесс стабилизации бюджетной системы. Увеличивается Валовый внутренний продукт, неэффективная структура бюджетной организации урегулирована законом, нецелевое использование расходов выявлено и изменено, усовершенствованы бюджетные процедуры.

Но немного нужно уделить времени и другому немало важному аспекту бюджетной системы, как расходы. Ведь сколько бы много не приносили доходы бюджета, при нерациональном их использовании и распределении это теряет всякий смысл. На сегодняшний момент достаточно остро стоит вопрос по отношению к расходам бюджетной системы из–за некачественной оценки и прогнозирования расходов на местном уровне. Это можно сделать за счет утверждения жестких лимитов расходования, полной проверки бюджетной сети, анализа и упорядочивания полученных результатов. Конечный результат всех этих мер должен привести к оздоровлению бюджетной системы страны.

Формирование доходов бюджетов

Поговорим о видах зачисления доходов в бюджет и процессе их оборота. Как вы уже читали ранее, доходы формируются из платежей физических и юридических лиц. Они собираются с лиц в виде налогов, обязательных социальных отчислений, сборов, которые в дальнейшем зачисляются в государственный орган – это Федеральное казначейство, где происходит самый важный процесс распределения по другим бюджетам местного значения. Роль казначейства очень важна для государства, т.к. занимается подсчетом и учетом полученных доходов и их правильным распределением.

Доходы бюджета формируются за счет безвозмездных поступлений – это добровольные поступления от юридических и частных лиц, дотации, субсидии и другие поступления, налоговых сборов – налоги разных уровней, в соответствии с налоговым законодательством и неналоговых поступлений – штрафы, компенсации, государственные платные услуги и доходы от продажи недвижимого имущества.

Однако стоит отметить, что, в общем и целом доход бюджета формируется из полученного результата Валового внутреннего продукта, выраженного в итоговой стоимости товаров и услуг страны в течение определенного промежутка времени. И во всех странах главным источником формирования доходов бюджета является национальных доход в чистом виде, который потом расходуется на разные расходы государства. В случаях форс-мажорных обстоятельств государство имеет право прибегать к полученному доходу ранних поколений для поддержания экономической и политической стабильности страны.

Увеличение доходов бюджета

В вопросе об увеличении доходов бюджета напрашивается очень простой ответ: увеличить доход можно за счет удорожания налогов с населения и юридических лиц, а также уменьшения расходов. Сегодня делается акцент на удорожании налога на поставку, продажу и производство алкогольной продукции, акцизы на табачную деятельность, которая расчет на 20 процентов в год, а к 2016 году будет увеличена на 28 процентов, таможенные сборы, а также на особый контроль налогов с физических лиц. Но всегда есть предел в повышение налогов и сборов и максимально скорректированное планированное использования расходов бюджета. Сейчас делается акцент на предпринимательской деятельности частных лиц и увеличению их активности.

Кроме этого, самой бюджетной системе необходима большая прозрачность в управления, отсутствие двойных трактовок и значений в Законе. Необходимо объединить некоторые налоги, чтобы их была одинаковая и простая в подсчете. Под отдельное внимание хотелось бы взять пересмотр налоговых льгот, возможно, где-то необходимо отметить , а где-то увеличились их объем. Нужно чтобы граждане разбирались, как формируется бюджетная система, на что используются её денежные средства, почему нельзя уклоняться от уплаты налогов и какие меры грозят неплательщикам. Также, необходимо усилить контроль по операциям, проводимым организациями и частными предпринимателями, которые не характерны их утвержденным Уставом и Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

И все же, борьба с теневым сектором предпринимателей, физических лиц и организаций необходимо уделить гораздо больше, это является значительным источником для получения дохода в бюджет. За счет чего это можно сделать:

Во–первых, при обнаружении в коммерческих финансовых структурах денежных средств у неплательщика налогов, необходимо четко регламентировать и соблюдать приоритетность списания платежей. Такая очередность уже прописана в Гражданском Кодексе Российской Федерации, где в первостепенные очереди входит уплата налогов по платежным требованиям и исполнительным поручениям.

Во-вторых, четко регулировать работу бюджетных органов в части взыскания налога на имущества неплательщика.

В-третьих, более эффективно работать с крупными неплательщиками налогов за счет введения новых сотрудников по работе с налогами в администрации управления.

В-четвертых, рассмотреть вопрос об оплате сборов и налогов, которые можно получить при продаже акций компаниями-должниками.

И это только часть решений, которые смогут достичь результата в виде увеличения дохода бюджета.

Бюджет России

Рассмотрим бюджет России с 2011 года по 2017 года.

При анализе структуры и динамики доходов и расходов Российского бюджета, можно увидеть, что к 2014 году, расходы бюджета на оборону страны составили 35% от всего фонда бюджета, значительно превысив долю в 2011 году. Остальные значимые расходные статьи бюджета снижены к 2014 году: снижены на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные расходы, спорт и национальную экономику.

На сегодняшний день сформировано, согласно проекту бюджета, доходы на 2015 год составляет 15082 трлн. руб., а расходы 15513 трлн. руб.. При этом такой подсчет производился из заранее обозначенных итогов Валового внутреннего продукта, который вырос по сравнению с 2014 годов на 1,2% и составляет 77884 трлн. руб., с учетом инфляции в 5,5%, и запланированного курса доллара 37,7 рублей на 1 доллар. Кроме этого, учитывались обязательства государства по долгам – внутреннему и внешнему.

Также, есть утвержденные показатели государственного бюджета на ближайшие годы по развитию. Будет снижен , доходы за 2016 и 2017 году будут чуть выше, чем в 2015 году, но не более 16500 трлн. руб., а расходы 17000 трлн. руб., при этом немного увеличится. Рост Валового внутреннего продукта преодолеет отметку в 2,3 и 3% до 2017 года, а уровень инфляции останется на прежнем уровне или несколько уменьшится.

Особенности бюджетной структуры США

Рассмотрим вопрос об отличительных особенностях бюджетной структуры США. По статистике на 2015 год, государственный долг США составляет 18160 трлн. долларов и продолжает увеличиваться каждый день на 3,4 миллиона долларов в день. С 1980 года госдолг начал расти очень резко с 930млрд. долларов и дорос до сегодняшней невероятной отметки. Конечно, в системе бюджета США есть и проблемы и положительные стороны, которые мы рассмотрим подробнее.

Основная проблема госдолга США это дефицит бюджета. В 2013 году США заняли первое место по дефициту долга в размере 668000 млн. долларов. На данный момент большая часть долга принадлежит кредиторам Японии и Китаю, это составляет долю в 40 процентов.

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (БК РФ) источником финансирования дефицита бюджета.

БК РФ предусматривает следующие виды доходов бюджетов :

Налоговые;

Неналоговые;

Безвозмездные поступления.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.

Доходы бюджетов подразделяются на собственные (закреплённые) и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами федеральным законодательством.

К собственным доходам относятся:

Налоговые доходы, закреплённые федеральным законом за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов федеральным законодательством;

Неналоговые доходы;

Безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

В соответствии с изменениями, внесёнными в БК РФ федеральным законом от 20 августа 2004 г. №120-ФЗ, в бюджетном законодательстве РФ исключено понятие регулирующих доходов бюджета. В рамках реформы бюджетной системы и межбюджетных отношений в РФ доходы бюджетов подразделяются на группы:

Собственные доходы бюджетов;

Субвенции на реализацию делегированных государственных полномочий из федерального (регионального) фонда компенсаций.

В новой редакции БК РФ к собственным доходам бюджетов относятся:

● налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;

● неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Налоговые доходы

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

В соответствии со статьёй 13-15 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) к федеральным налогам и сборам относятся:

    налог на добавленную стоимость;

  1. налог на доходы физических лиц;

    налог на прибыль организаций;

    налог на добычу полезных ископаемых;

    водный налог

    сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

    государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

    налог на имущество организаций;

    налог на игорный бизнес;

    транспортный налог.

К местным налогам относятся:

    земельный налог;

    налог на имущество физических лиц.

К неналоговым доходам относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причинённого Российской Федерации субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

Дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

Субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы бюджета

денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

(англ. budget incomes) - в бюджетном законодательстве РФ , поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов гос-ной власти РФ, органов гос-ной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 6 РФ*). Регулированию Д.б. посвящен разд. II ч. 2 БК РФ.

Доходы всех бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. В Д.б. могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты др. уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "доходы бюджета" в других словарях:

    Доходы бюджета - (англ. budget incomes) в бюджетном законодательстве РФ денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов гос ной власти РФ … Энциклопедия права

    Доходы бюджета - в РФ денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. См … Финансовый словарь

    Доходы бюджета - безвозмездные и безвозвратные поступления денежных средств в бюджет. Доходы формируют доходную часть бюджета, поступая в распоряжение органов государственной власти. Доходы бюджета делятся на две части: налоговые поступления в бюджет неналоговые… … Википедия

    Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;... Источник: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145 ФЗ (ред. от… … Официальная терминология

    ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления … Юридический словарь

    Доходы бюджета - в РФ денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.… … Словарь бизнес-терминов

    доходы бюджета - Часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. [ОАО РАО "ЕЭС России" СТО 17330282.27.010.001 2008] Тематики экономика EN budget revenues … Справочник технического переводчика

    ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - (англ. budget revenue) – 1) по экономическому содержанию – денежные отношения, возникающие у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и… … Большой юридический словарь

    Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления … Пограничный словарь

Книги

  • Россия. Методология и практика программно-целевого гендерного бюджета , Л. С. Ржаницына. Разработка программно-целевого бюджета опирается на проект ПРООН "Гендерные бюджеты в России", выполненный под руководством автора в 2005-2008 гг. В нем обоснована национальная форма…

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.


Статьи по теме: