Типы экономических систем конспект. Тема урока: Экономические системы - Урок

экономика, 10, баз.ур.

Урок № 3-4

ТЕМА 2. Типы экономических систем

Урок №3. ТРАДИЦИОННАЯ И КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ . Урок № 4.

Д.З.: § 2, словарь, таблица

Ред. А.И. Колмаков


Цели урока

  • содействовать пониманию способов решения основных вопросов, вызванных ограниченностью ресурсов, в традиционной и командной экономических системах, рыночной и смешанной ;
  • формировать умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные
  • развивать экономический образ мышления;
  • воспитывать ответственность за экономические решения

Универсальные учебные действия

  • Знать и понимать классификацию экономических систем;
  • Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации

Понятия, термины

  • экономическая система;
  • традиционная экономическая система;
  • командная экономическая система;
  • рыночная, смешанная экономические системы;
  • планирование

Изучение нового материала

  • Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система и частная собственность как её основа. Конкуренция и её экономическая роль. Значение механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости.
  • Командная система: её особенности, возможности и слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

Понятие «Экономическая система»

Исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.


Функции экономической системы.

  • Человечеству постоянно приходится приводить в соответствие свои безграничные желания и ограниченные возможности (ресурсосберегающая) .
  • Чем сильнее развито разделение труда, тем больше зависимость между производителями и тем больше необходимость согласования их деятельности (регулятивная).
  • Такое согласование должна осуществлять экономическая система – определенный способ организации экономической жизни (организационная).

Экономические системы-

формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по:

способу ведения хозяйства

способам распределения ограниченных ресурсов

формам собственности

способам регулирования экономики


Типы экономических систем

Командная система (социализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планом.

Традиционная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Рыночная система (капитализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынка.

Смешанная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.


Главные вопросы экономики

Задачи хозяйственной жизнедеятельности

Что производить?

Как производить?

Для кого производить? (как эти товары и услуги будут распределяться.)

(какие товары и услуги, в каком количестве.)

(с использованием каких технологий и какими ресурсами.)

Главная задача экономики – выбор наилучшего решения среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей.


Что производить?

  • традиционная: продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства, производится мало продуктов и услуг, а что производить определяется обычаями и традициями;

2) централизованная: определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, представителями промышленности – «плановиками»;

3) рыночная: определяют сами потребители, производители производят то, что может быть куплено.


Как производить?

  • традиционная: производят так и тем, как и чем производили предки;
  • централизованная: определяется планом;

3) рыночная: определяют сами производители.


Для кого производить?

1) традиционная: большинство людей существуют на грани выживания, добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся часть распределяется согласно обычаям;

2) централизованная: «плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько, будет получать товаров и услуг;

3) рыночная: потребители получают столько, сколько хотят, производители прибыль.


Смешанная экономическая система

  • Во многих странах существует экономика, в которой сочетаются черты рыночной и командной экономических систем, экономическая свобода производителей и регулирующая роль государства.

Смешанная экономика способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.



Традиционная система

  • Самой древней из экономических систем является традиционная система, представляющая собой способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении, а в основе решения вопросов "что, как и для кого" лежат традиции, передающиеся от поколения к поколению.

Недостатки:

  • Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса.
  • Плохая приспособляемость к изменению внешних условий.
  • Ограниченность числа производимых благ.
  • технический прогресс и внедрение инноваций резко ограничены,
  • религиозные и культурные ценности первичны по сравнению с экономической деятельностью

Преимущества

1.Стабильность общества.

2.Высокое качество производимых благ.


Командно-административная система управления система управления национальным хозяйством, основывающаяся на внеэкономическом принуждении – директивном (приказном) руководстве из государственного центра всеми предприятиями и другими звеньями хозяйства. Это особый тип управления, при котором воздействие на работающих оказывается преимущественно с помощью директив, приказов, распоряжений и других внеэкономических методов.

Командная система означает:

  • непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов административной власти, что сводит на нет самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные связи между отдельными предприятиями;
  • государственный аппарат руководит их деятельностью с помощью административно- распорядительных методов, что подрывает свободную предприимчивость работников и их материальную заинтересованность в результатах труда.

Преимущества:

  • Способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо цели.
  • Полная занятость.
  • Уверенность в завтрашнем дне.
  • Отсутствие инфляции.
  • Социальные гарантии и защищённость.

Недостатки:

1. Невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, как следствие, перепроизводство одних благ и дефицит других.

2. Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения.

3. Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий.

4. Глубокий застой.


  • Рынок - это вся совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, предназначенных для того, чтобы свести вместе в коммерческих целях продавцов и покупателей и дать возможность первым продать, а вторым – купить товары.

Особенности:

  • Конкуренция – борьба между производителями за более выгодные условия производства, купли-продажи товаров на рынке.
  • Свободное ценообразование
  • Частная собственность

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия рук своих, собственный земельный участок или умение организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе и открывает себе дорогу к росту благосостояния.

Рыночная система

Недостатки:

  • высокая дифференциация общества;
  • социальная незащищённость;
  • утрата социальных ценностей;
  • возможность сговора в ценах
  • возникновение внешних эффектов;
  • частые кризисы

Смешанная экономика

  • Смешанная экономика представляет собой такой способ организации хозяйственной жизни, при которой земля и капитал в основном находятся в частной собственности, однако собственником определенной части экономических ресурсов является государство. Распределение ресурсов осуществляется как при помощи рыночного механизма, так и при значительном участии государства.

1-й плюс смешанной экономики 2-й плюс: 3-й плюс: 1-й минус: 2-й минус:


Экономическая система

Примеры стран

Традиционная экономическая система

Индия

Рыночная система

Алжир, Бразилия, Ангола

Командная система

Куба, Северная Корея

Смешанная система

США, Япония, Франция, Германия, Великобритания

Определите место России в данной таблице. Аргументируйте свою версию.


? Для самоконтроля

1. Назовите основные виды экономических систем.

2.Выделите достоинства каждой из них. Аргументируйте примерами.

3. Определите недостатки каждой экономической системы. Подтвердите примерами свои заключения.


  • 1. В стране Лимонии частные фирмы могут производить товары и услуги любым законным способом. В этой стране:
  • а) рыночная экономика;
  • б) традиционная экономика;
  • в) командная экономика;
  • г) ничто из вышеперечисленного не

подходит.


  • 2.Когда экономические проблемы решают частично рынком, частично правительством, то экономика:
  • а) рыночная;
  • б) командная;
  • в) традиционная;
  • г) смешанная.

  • 3.В стране Апельсиния экономические блага производятся старым дедовским способом, профессия определяется при рождении. В этом государстве:
  • а) традиционная экономика;
  • б) рыночная экономика;
  • в) командная экономика;
  • г) смешанная экономика.

  • 4.Чем характеризуется рыночная экономика?
  • а) господством частной собственности;
  • б) минимальным вмешательством государства в экономику;
  • в) механизмом цен;
  • г) всё перечисленное верно.

  • 5.В деревне рабочий день длится с рассвета до заката. Как испокон века, хозяева выгоняют скот на пастбище. Эта экономическая система:
  • а)традиционная;
  • б) рыночная;
  • в) командная;
  • г) нет правильного ответа.

  • 6.Распоряжение главы государства гласило, что впредь до дальнейших указаний в стране прекращаются все виды банковских операций. Подобные методы относятся к системе:
  • а) традиционной;
  • б) рыночной;
  • в)командной;
  • г) смешанной

  • 7.Частная собственность, свободная система ценообразования и конкуренция является основой:
  • а) традиционной экономики;
  • б) рыночной экономики;
  • в) командной экономики;
  • г) любой экономической системы.

  • 8. Если экономическая власть централизованна, основным экономическим субъектом выступает государство, то это экономика:
  • а) рыночная;
  • б) командная;
  • в) традиционная;
  • г) смешанная.

  • 9.Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:
  • а)конкуренция;
  • б) частная собственность;
  • в) централизованное планирование;
  • г) свобода предпринимательского выбора.

10.Что характерно для командной экономики?

  • а) частная собственность;
  • б) большая роль традиций;
  • в) минимальное вмешательство государства в экономику;
  • г) прибыль не является существенным показателем производства.

11.Какой из перечисленных ниже элементов является наиболее важным для рыночной экономики?

  • а) эффективные профсоюзы;
  • б) продуманное государственное регулирование;
  • в) ответные действия предпринимателей;
  • г) активная конкуренция на рынке.

12. Исторически ранний тип экономики – традиционная. Характерный для нее признак:

  • а)преобладание свободного рыночного хозяйства
  • б) регулирование производства товаров при помощи обычаев
  • в)конкуренция товаропроизводителей
  • г) централизованное государственное управление

13.Установите соответствие:

  • Признаки Типы экономик

А. экономическая 1.рыночная

свобода

производителей

Б.государство 2.традиционная

централизованно

распределяет блага

В.производство 3. плановая

регулируется

традициями


14.Что характеризует рыночную экономику?

  • 1) частная собственность на средства производства
  • 2) уравнительное распределение производимых продуктов
  • 3) государственное регулирование ценообразования
  • 4) централизованное планирование производства

рефлексия

Рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Конкурс планов конспектов «Мой лучший урок»

Номинация: экономика

Название работы:

«Типы экономических систем.
Их преимущества и недостатки» (проект урока экономики в 8 классе)

Долинина Наталья Леонидовна, учитель экономики первой квалификационной категории, филиала МКОУ Кудринской ООШ «Пелеговская ООШ», электронный адрес: ndlb 35@ yandex . ru

Пояснительная записка

Тема «Экономические системы. Их преимущества и недостатки»

    входит в стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень), обязательный минимум содержания основных образовательных программ,

    включена в требования к уровню подготовки выпускников как элемент содержания, проверяемых на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по обществознанию и элемент содержания, проверяемый на едином государственном экзамене по обществознанию.

Данная тема является базовой для успешного освоения такой темы, как «Экономическая роль государства», понимания особенностей развития современной российской экономики.

    Цель данной методической разработки - раскрыть формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме учебной программы.

    Содержание методической разработки направлено на то, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов,формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

    Данная методическая разработка содержит конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (поурочные разработки, тесты, задания с кратким и развернутым ответом, структурно -логические схемы, выход на цифровые образовательные ресурсы)

    В рамках Областной программы экономического образования школьников (5-11 классы) данная тема изучается на всех трех ступенях обучения: 6 класс (по примерному тематическому планированию отводится 2 часа); 8 класс (3 часа); 10 класс (2 часа). Программой предполагается на каждой ступени экономического образования школьников формирование основных знаний и умений.

Главные вопросы экономики.

Понятие экономической системы.

Традиционная экономика.

Рыночная экономика.

Сравнительная характеристика экономических систем.

Смешанная экономика как способ объединения преимуществ командной и рыночной экономики.

Российская экономика на современном этапе.

Выделять преимущества и недостатки различных типов экономических систем.

Аргументировать необходимость перехода к смешанной экономике.

Выделять особенности современной российской экономики, понимать трудности перехода от командной экономики к рыночной.

Мною разработан проект урока экономики по теме «Типы экономических систем. Их преимущества и недостатки» в 8 классе. В зависимости от подготовленности класса проект реализуется за 1-2 урока. Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, формированию навыков работы с различными источниками информации, грамотному использованию информационных ресурсов, подготовке к ГИА.

С учетом возраста обучающихся, их исходного уровня развития работа на уроках должна быть направлена не только на изучение новых знаний, но и формирование навыков самостоятельного получения знаний обучающимися, умению сотрудничать и работать в группах. С этой целью был разработан проект урока на тему «Типы экономических систем. Их преимущества и недостатки.» А также в ходе урока были использованы различные виды работ.

На данный момент учащиеся знают:

Понятия экономика, микроэкономика, макроэкономика, отраслевая и региональная экономика,

Потребности, их безграничность, классификация потребностей,

Ресурсы и их ограниченность, блага, проблема и цена выбора,

Главные вопросы экономики и типы экономических систем (из курса экономики 6 класса).

Умеют:

Самостоятельно работать с учебником,

Работать в группах,

В предложенном тексте определять главную мысль.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Типы экономических систем. Их преимущества и недостатки»

Задачи урока:

Образовательные : обобщить и систематизировать знания учащихся об экономических системах, определить преимущества и недостатки каждой системы, выделять преимущества и недостатки различных типов экономических систем, научить аргументировать необходимость перехода к смешанной экономике, понимать трудности перехода от командной экономики к рыночной.

Развивающие : развивать навыки учебной деятельности (заполнение таблиц и схем), работы с различными источниками информации; развивать умения размышлять, сравнивать, обобщать, формировать умение принятия нестандартных решений, формировать познавательный интерес.

Воспитывающие : прививать навыки грамотного использования информационных ресурсов, умения сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие, культуру поведения.

Оборудование.

Компьютер;

Медиапроектор и мультимедийный экран для компьютерной
презентации;

Карточки – задания.

Карточки – схемы.

Учебник И.В. Липсица «Экономика»

Хронометраж урока

N

п / п

Этапы урока

Время

Организационный момент.

4 мин.

Сообщение темы урока.

1 мин.

Формирование новых знаний.

5 мин.

Самостоятельная работа обучающихся по карточкам

а) работа обучающихся в группах

- (заполнение таблицы)

Проверка

в) самостоятельная работа обучающихся

Заполнение схем

Проверка

8мин. 6 мин.

4 мин.

3 мин.

Знакомство с новым понятием

6 мин.

Закрепление материала.

6 мин.

Подведение итогов.

1 мин.

Домашнее задание

1 мин.

45 мин.

План-конспект урока.

N

п / п

Содержание урока.

Теоретиче-ское обоснование

1

Организационный момент.

Формулировка темы урока. Целеполагание.

Здравствуйте, ребята. Начинаем урок экономики.

У вас на партах лежат карточки с текстом, в котором вам нужно исправить ошибки. Для этого вы должны вспомнить понятия, которые изучали раньше в младших классах.

Текст: При натуральном хозяйстве семья производит все, что ей нужно, своими силами. Но не все продукты способствует снижению производительности труда. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для собственного потребления . Разделение труда дает возможность механизировать производственный процесс. Самый современный вид торговли - бартер.

(слайд № 4)

Ошибки: При натуральном хозяйстве семья производит все, что ей нужно, своими силами . Все продукты , производимые в натуральном хозяйстве, потребляются его участниками. Натуральное хозяйство способствует росту производительности труда. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для продажи. Разделение труда дает возможность механизировать производственный процесс. Самый древний вид торговли - бартер.

(слайд № 5)

Натуральное или товарное хозяйство существует сейчас? (И то, и другое. Но натуральное хозяйство постепенно себя изживает, а товарное хозяйство все больше развивается.)

Почему главная роль в настоящее время принадлежит товарному хозяйству?

(Этому способствуют разделение труда, технический прогресс, потребность людей в боле разнообразных товарах, увеличение численности населения и т.д.)

Настрой учащихся на учебную деятельность.

Умение применять полученные знания, размышлять, систематизировать материал.

Подведение к теме урока.

Активизация внимания и нацеленность на работу во время урока.

Переход

от повторения к изучению нового материала.

2

Сообщение тему урока.

Остановимся подробнее на товарном хозяйстве. Существуют различные способы организации товарного хозяйства, т.е. различные экономические системы. Наша с вами задача сегодня - познакомится с различными типами экономических систем, определить их достоинства и недостатки.

3

Формирование новых понятий.

Каждая экономическая система в первую очередь отвечает на три главных экономических вопроса:

Что следует производить (какие товары и услуги)?

Как их производить (каким способом)?

Для кого эти товары и услуги производить (кто их будет
потреблять)?

(Слайд № 6)

Общество отвечает на эти вопросы разными способами. Способ ответа общества на эти вопросы и есть его экономическая система.

Экономическая система - это форма организации хозяйственной жизни общества, различающаяся по:

    Способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм, государства.

    Типу собственности на экономические ресурсы.

(Слайд № 7)

Существуют следующие типы экономических систем:

Традиционная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии длительно существующими традициями.

Командная система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в собственности государства, а ограниченные ресурсы распределяются по указаниям центральных органов управления в соответствии с планами.

Рыночная система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынка.

(Слайд № 8)

Давайте определим, как же данные экономические системы отвечают на главные вопросы экономики? Что производить? Как производить? Для кого производить?

Изучение новых знаний.

Знакомство учащихся с новыми понятиями.

4

Самостоятельная работа учащихся.

Каждый учащийся получает карточки с характеристиками экономических систем и таблицу, которую должен заполнить.

Карточки

1. Традиционная экономическая система.

На протяжении большей части истории человечества вопросы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, решались в соответствии с традициями и обычаями («так, как раньше»). В настоящее время в чистом виде такая экономическая система сохранилась у некоторых племен Центральной Африки, Южной и Юго - Восточной Азии, долины Амазонки. В Индии, например, люди делились на касты священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбрать себе профессию по своему желанию, человек обязательно наследовал ремесло отца. Таким образом, распределение самых важных в ту пору ресурсов – трудовых – диктовалось нерушимыми многовековыми традициями. .
То же самое можно сказать и о выборе производимых благ и технологий. Одни и те же изделия производились из поколения в поколение, а способы производства при этом оставались такими, какими они были сотни лет назад.
С одной стороны, это позволяло потомственным ремесленникам достичь высочайшего уровня мастерства, с другой – не изобреталось и не производилось ничего нового. Технический прогресс и рост эффективности производства были невозможны, потому что каждый ремесленник копировал приемы работы своих учителей. Распределение и обмен продуктов также решались согласно обычаям.

2. Командная экономическая система .

В этой экономической системе решения о том, ЧТО,КАК и ДЛЯ КОГО производить, принимаются из единого центра, которым обычно является глава государства. Командная экономика в сравнительно чистом виде существовала, например, в государстве древних инков. Через много веков похожая экономическая система сложилась в СССР и других социалистических странах.В настоящее время такую экономику можно найти лишь на Кубе и в Северной Корее.
В централизованной экономике все материальные ресурсы и продукты производства обычно принадлежат государству.
Согласование экономической деятельности происходит с помощью планов (плановая экономика). Расчет плана в реальной жизни происходит так: все существующие в стране промышленные и сельскохозяйственные предприятия сообщают наверх, сколько они могли бы произвести в будущем году. Эти цифры суммируются и с небольшими поправками составляют план, который затем возвращается на те же предприятия.
Все работники подчинены государственному чиновнику, тот – более важному чиновнику, и так далее по административной лестнице вплоть до верховного правителя, как бы он ни назывался: фараоном, императором или генеральным секретарем правящей партии. Технология производства определяется государством, потому что ему принадлежат все здания, сооружения, станки, ресурсы и т.д. Для работы сложного механизма централизованной экономики требуется огромное количество управляющих, планирующих, рассчитывающих и проверяющих чиновников.

3. Рыночная экономическая система.

В рыночной экономической системе действуют люди, свободные от власти традиций и не подчиненные единому центру. Факторы производства и его результат – продукт – принадлежит не общине и не государству, а частным лицам.

Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый из них сам решает, что изготовлять, как и в каком количестве, исходя при этом из одной единственной цели – личного интереса, увеличения собственного богатства и благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производители связаны друг с другом через обмен товарами. Эта система не гарантирует каждому, что он всегда сможет обменять свой продукт на другие. Обратной стороной свободы выбора являются риск и полная личная ответственность.

Только обменивая товар, производитель может получить все необходимое для удовлетворения своих потребностей.

Таблица для заполнения.

Экономическая система

Способ принятия решений

Что производить?

Как производить?

Для кого

производить?

Традиционная

Командная (плановая)

Рыночная

(слайд № 8)

Теперь проверим. У вас вот что должно было получиться.

(слайд № 10)

Каждая из данных экономических систем имеет свои плюсы и минусы. Класс делится ни 3 группы. Сейчас вы самостоятельно будете работать с учебником. А затем заполните следующие схемы.

Схема 1.

Схема 2.

Схема 3.

Для этого каждая из групп получает по одной схеме и карточке, в которых указаны вперемешку положительные и отрицательные черты экономических систем. Их задача: определить. К какой экономической системе нужно отнести данный пункт и в какой столбик – положительная или отрицательная это черта.

(слайд № 11)

Карточки. Для учителя.

Традиционная экономическая система.

Преимущества:

1.Стабильность общества.

2.Высокое качество производимых благ.

Недостатки:

1.Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса.

2.Плохая приспособляемость к изменению внешних условий.

3.Ограниченность числа производимых благ.

Командная экономическая система.

Преимущества:

1.Способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо цели.

Недостатки:

1.Невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, как следствие, перепроизводство одних благ и дефицит других.

2.Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения.

3.Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий.

Рыночная экономическая система.

Преимущества: 1.Большая свобода выбора для производителей и потребителей. 2.Для управления экономикой не нужен большой аппарат чиновников. 3.Снабжение потребителей необходимыми им товарами. Широкий выбор товаров и услуг. 4.Постоянная направленность на поиск современных методов производства новых товаров, на внедрение передовых технологий, которые обеспечивают высокое качество продукции и высокую прибыль фирм. 5.Воздействие конкуренции между фирмами на эффективность их работы, на снижение цен и повышение качества товаров и услуг. 6.Отсутствие дефицита из-за быстрой реакции предпринимателей на запросы потребителей. 7.Высокая продуктивность фермерских хозяйств из-за частной собственности на землю.

Недостатки: 1.Неравенство. Значительная разница в доходах граждан. Неудовлетворительное решение проблемы социальной справедливости. 2.Обогащение лишь тех, кто добивается успеха, и разорение неудачников. 3.Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады. 4.Безработица. 5.Неустойчивость цен. 6.Неуверенность в завтрашнем дне. 7.Платность большинства услуг. Зависимость медицинского обслуживания и образования от уровня доходов граждан. 8.Большое количество бездомных людей, беспризорных детей. 9.Более высокий уровень преступности на фоне социального неравенства. 10.Помощь малоимущим людям оказывает не рынок, а государство. 11.Рынок не обеспечивает оборону страны. 12.Рынок не в состоянии возместить ущерб, нанесенный окружающей среде производством продукции.

Для обучающихся:

1. Ограниченность числа производимых благ.

2. Помощь малоимущим людям оказывает не рынок, а государство.

3.Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса.

4.Плохая приспособляемость к изменению внешних условий.

5. Стабильность общества.

6. Безработица.

7.Невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, как следствие, перепроизводство одних благ и дефицит других.

8. Не равенство. Значительная разница в доходах граждан. Неудовлетворительное решение проблемы социальной справедливости

9.Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий.

10.Большая свобода выбора для производителей и потребителей. 11.Для управления экономикой не нужен большой аппарат чиновников. 12.Снабжение потребителей необходимыми им товарами. Широкий выбор товаров и услуг.

13. Рынок не в состоянии возместить ущерб, нанесенный окружающей среде производством продукции.

14.Воздействие конкуренции между фирмами на эффективность их работы, на снижение цен и повышение качества товаров и услуг. 15.Отсутствие дефицита из-за быстрой реакции предпринимателей на запросы потребителей. 16.Высокая продуктивность фермерских хозяйств из-за частной собственности на землю.

17. Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения..

18.Обогащение лишь тех, кто добивается успеха, и разорение неудачников. 19.Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады.

20. Способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо цели.

21.Неустойчивость цен. 22. Постоянная направленность на поиск современных методов производства новых товаров, на внедрение передовых технологий, которые обеспечивают высокое качество продукции и высокую прибыль фирм. 23.Платность большинства услуг. Зависимость медицинского обслуживания и образования от уровня доходов граждан. 24.Большое количество бездомных людей, беспризорных детей. 25.Более высокий уровень преступности на фоне социального неравенства. 26. Высокое качество производимых благ.

27.Рынок не обеспечивает оборону страны.

28. Неуверенность в завтрашнем дне.

Теперь давайте проверим, что у вас должно было получиться.

(слайд №12)

(слайд №13)

(слайд №14)

Но также остановиться еще на одном моменте. В настоящее время в чистом виде данных экономических систем почти не существует.

Практически все существующие в современном мире экономические системы следует отнести к смешанному типу.

Развитие мышления.

Развитие умения систематизи-ровать учебный материал.

Развитие навыков самостоятель-ной работы, умение работать с учебником.

Формирование умения работать

в группе.

Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Умения сотрудничать.

Развивитие чувства коллек-тивизма, трудолюбия.

Развитие умения сравнивать, обобщать. Систематизи-ровать, выделять главное. Умения применять полученные знания на практике.

Наглядность увеличивает продуктив-ность урока. Темп урока увеличивается.

5

Смешанная экономика - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в собственности государства, а ограниченные ресурсы распределяются как рынками, так и при значительном участии государства.

(слайд № 15)

Смешанная экономика призвана использовать сильные стороны и преодолеть недостатки рыночной и централизованной экономик. Главные экономические вопросы в основном решаются рынком, но общенациональные и региональные экономические проблемы решаются государством. .
Основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах существует достаточно крупный государственный сектор. .
Часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов. В реальной жизни любой страны не присутствует в чистом виде ни одна экономическая система. В Англии, например, около 30% рабочей силы заняты в государственном секторе, остальные 70% заняты в частном.

(слайд № 16)

Знакомство с новым понятием.

При работе с информацией на слайде, учитель акцентирует внимание учеников на примерах из жизни.

6

Закрепление материала.

Чтобы закрепить знания, полученные на уроке, сделаем следующее задание: в карточках -задания отметьте, какие утверждения, по вашему мнению, являются верными, а какие - нет.

1. Традиции и опыт как составные механизма принятия решения сегодня используют в большей степени, чем в предыдущие исторические периоды.

2. Политика, основанная на принципах свободной конкуренции, означает, что правительство мало вмешивается в экономику.

3. Проблемы «что, как, кто» в командной экономике решаются автоматически.

4. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это – редкость ресурсов.

5. Проблема «как производить» не существует, если количество производственных ресурсов строго фиксировано и «привязано» к конкретным товарам.

6. Проблема «что производить» может стоять только перед частным предпринимателем, но не перед обществом.

7. Экономика страны является рыночной, потому что ее правитель владеет и распоряжается всеми ресурсами данной страны.

8. Смешанная экономика основана на натуральном хозяйстве и главенствующей роли государства.

(слайд №17)

(ответы: 1- неверно, 2- верно, 3- неверно, верно, 5- неверно, 6- неверно, 7 – неверно, 8- неверно)

Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания. Поставьте оценку.

Проверка степени усвоения материала.

Практическое использование полученных знаний.

Развитие логического мышления, сообразительности, умения выделять существенное.

7

Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

(Главные вопросы экономики, какие существуют типы экономических систем, как решают главные вопросы экономики в традиционной, командной, экономической системах, преимущества и недостатки различных типов экономических систем.)

Что было особенно трудным на уроке? Что вам далось легко?

Что было интересным?

Вы много работали в группах и самостоятельно. Давайте дадим оценку каждого из вас сегодня на уроке.

(выставление оценок)

(слайд №18)

Развитие умения делать выводы, обобщать.

Рефлексия.

Развитие умения давать оценку своей работе на уроке и работе одноклассни-ков.

8

Домашнее задание.

Работа по учебнику: определить, к какой экономической системе относится современная Россия. Проанализировать особенности этой экономической системы в тетрадях .

(слайд №19)


Список используемой литературы и ресурсов интрнета:

    Азимов Л.Б. Преподавание экономики в школе: Основные экономические понятия.- М.:Финансы и статистика,2008

    Лавренова Е.Б. Сборник заданий по экономике для подготовки к ЕГЭ: Пособие для 10-11 классов.-М.:Вита-Пресс, 2010

    Преподавание курса «Основы экономической теории». Пособие для учителя 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики. Под ред. С.И. Иванова – М.: Вита-Пресс, 2010

Экономическая теория: конспект лекций Душенькина Елена Алексеевна

4. Экономические системы, их основные типы

Система – это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Выделяют следующие особенности экономической системы:

1) взаимодействие факторов производства;

2) единство фаз воспроизводства – потребления, обмена, распределения и производства;

3) ведущее место собственности.

Для того чтобы определить, какой тип экономической системы доминирует в данной экономике, необходимо определить ее главные составляющие:

1) какая форма собственности считается преобладающей в экономической системе;

2) какие методы и приемы используются в управлении и регулировании экономикой;

3) какие применяются методы в наиболее эффективном распределении ресурсов и благ;

4) каким способом происходит установление цен на товары и услуги (ценообразование).

Функционирование любой экономической системы осуществляется на основе организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе воспроизводства, т. е. в процессе производства, распределения, обмена и потребления. К формам связей организации экономической системы относятся:

1) общественное разделение труда (выполнение работником предприятия различных трудовых обязанностей по производству товаров или услуг, иными словами – специализация);

2) кооперация труда (участие различных людей в процессе производства);

3) централизация (объединение нескольких предприятий, фирм, организаций в единое целое);

4) концентрация (укрепление положения предприятия, фирмы на конкурентном рынке);

5) интеграция (объединение предприятий, фирм, организаций, отдельных отраслей, а также стран с целью ведения общего хозяйства).

Социально-экономические отношения – это связи между людьми, которые возникают в процессе производства и формируются на основе различных форм собственности на средства производства.

Одной из наиболее распространенных является следующая классификация экономических систем.

1. Традиционная экономическая система – это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев. Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка). Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку. В данной экономике огромную роль играет иностранный капитал. Для такой системы характерна активная роль государства.

2. Командная или административно-плановая экономика – это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план. Существует ряд особенностей государственного планирования:

1) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;

2) государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями;

3) государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

3. Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. комбинирование государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная выгода всех участников экономической деятельности, т. е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

4. Смешанная экономика – экономическая система с элементами других экономических систем. Данная система оказалась наиболее гибкой, приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Основные черты данной экономической системы: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах; экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности; активное государство. Государство выполняет следующие функции:

1) поддерживает и облегчает функционирование рыночной экономики (защита конкуренции, создание законодательства);

2) усовершенствует механизмы функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства), регулирует уровень занятости, инфляции и т. п.;

3) решало следующие задачи по стабилизации экономики:

а) создание устойчивой денежной системы;

б) обеспечение полной занятости;

в) снижение (стабилизация) уровня инфляции;

г) регулирование платежного баланса;

д) максимально возможное сглаживание циклических колебаний.

Все перечисленные выше типы экономических систем существуют не отдельно, а находятся в постоянном взаимодействии, образуя при этом сложную систему мирового хозяйства.

автора Варламова Татьяна Петровна

27. Сущность денежной системы. Основные типы денежных систем Денежная система – форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

33. Эволюция мировой валютной системы. Основные валютные системы До 1914 г. международные капиталы осуществлялись на основе золотого стандарта, существовал свободный международный валютный оборот. Владельцы иностранной валюты могли свободно распоряжаться ею: продавать

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

83. Типы банковских систем. Основные различия между командно-административной и рыночной банковскими системами Можно выделить два основных типа банковских систем: командно-административную банковскую и рыночную банковскую систему.Главная особенность рыночной системы

Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

1.1. Основные экономические показатели Как вы думаете, что бизнес дает предпринимателю: прибыль или доход? И вообще, это одно и то же или это все-таки разные понятия? Экономисты ни за что не признают равенство этих понятий, и вот почему.Доходами принято называть все

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

8. Денежные системы (ДС), устройство, типы ДС страны– это исторически сложившаяся национальная система организации денежного обращения, закрепленная традициями и оформленная законодательно. ДС государств возникают и развиваются по мере развития видов и форм денег. Типы

Из книги Основы кибернетики предприятия автора Форрестер Джей

14. 2. Основные звенья системы Один из первых шагов при исследовании динамики поведения промышленной системы состоит в предварительном выявлении факторов, которые, по-видимому, имеют существенное влияние на характер поведения изучаемой системы. Этот шаг, пожалуй,

Из книги Маркетинг. Краткий курс автора Попова Галина Валентиновна

11.1. Основные типы маркетинга Если внимательно проследить за ходом нашего анализа, то станет понятно, что стержнем работы любой организации будет продажа тех товаров и услуг, которые эта организация производит, а это и есть непосредственная задача маркетингового

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

2. Экономические предпосылки ликвидации крепостничества. Отмена крепостного права. Расслоение российской деревни. Основные типы сельских хозяйств и их характеристика Среди предпосылок отмены крепостного права важнейшей нужно считать гласность. Стали возникать

Из книги Экономическая статистика автора Щербак И А

8. Основные экономические группировки и система обозначений в статистике В экономической статистике используется большое число группировок конкретного назначения. Например, классификатор форм собственности может применяться для классификации и кодирования объектов

автора Одинцова Марина Игоревна

1.2. Основные типы ситуаций, приводящих к возникновению института Институты создаются людьми, чтобы поддержать порядок и сократить неопределенность обмена. Они обеспечивают предсказуемость поведения людей, позволяют экономить наши мыслительные способности, так как,

Из книги Институциональная экономика автора Одинцова Марина Игоревна

2.3. Трансакционные издержки и основные типы экономического обмена В соответствии с принципом трансакционных издержек можно выделить три основных типа экономического обмена [Норт, 1993].Первый тип – персонализированный обмен – был господствующим на протяжении большей

Из книги Маркетинг. Ответы на экзаменационные вопросы автора Замедлина Елена Александровна

24. Понятие рынка и его основные типы Понятие «рынок» занимает в маркетинге одно из ведущих мест.Очень часто понятие рынка толкуют как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект,

Из книги Экономическая теория. Часть 1. Социально-экономические системы автора Чуньков Юрий Иванович

Введение Читателям предложено новое, отличное от общепринятых стандартов, учебное пособие по экономической теории. В чём его новизна? Следует указать на несколько основных положений, выделяющих его из ряда «Экономиксов» и большинства российских учебников. Во-первых,

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

48. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЛИКВИДАЦИИ КРЕПОСТНИЧЕСТВА. РАССЛОЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СЕЛЬСКИХ ХОЗЯЙСТВ Центральным вопросом реформы, по которому шла борьба внутри помещичьего класса, был вопрос о том, освобождать крестьян с

Из книги Геноцид автора Глазьев Сергей Юрьевич

Из книги Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы автора Кэллахан Джин

Экономические роли и исторические типы Мы построили экономику, основанную на структуре капитала, межличностном обмене и деньгах, а также исследовали состояния покоя, которые представляют собой неподвижные точки притяжения человеческой деятельности. Теперь мы готовы

Конспект урока по обществознанию

Тема: Типы экономических систем

8 класс.

Учитель истории и обществознания

МБОУ « СОШ с. Красноармейское

Калининского района Саратовской области

Никитина Е.В.

2015

Тема урока : Типы экономических систем.

Цель урока : раскрыть понятие «экономическая система», рассмотреть особенности основных экономических систем.

Основные понятия : экономическая система, командная экономика, рыночная экономика, традиционная экономика.

Оборудование : учебник, рабочие листы, таблица, ИКТ.

Тип урока : Изучение нового материала.

Ход урока:

    Организационный момент.

    План изучения новой темы.

    Экономическая система.

    Характеристика типов экономических систем.

    Главные вопросы экономики.

    Актуализация знаний.

    Что такое экономика? (Это все виды деятельности людей, направленной на создание благ, способных удовлетворить их потребности).

    Какова роль экономики в жизни общества? (Экономика призвана удовлетворять общественные потребности – главным образом, в пище, одежде, жилище, тепле и т.д.)

    Что такое потребности? (это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом)

    Вспомните классификацию потребностей:(физиологические, социальные, духовные)

    Безграничны ли потребности людей? (Да. По мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают новые и люди совершают выбор в условиях ограниченности ресурсов.)

    Рассказ учителя об экономической системе. Для того чтобы экономика любой страны нормально работала, необходимо найти

способ координировать этот выбор миллионов людей. Разнообразие способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности(кто имеет доступ к экономическим ресурсам), методов принятия экономических решений об организации и распределении благ (стихийно или с помощью приказов, команд), а также методов привлечения людей к экономической деятельности (стимулы и мотивы участия в деятельности). Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем.

Экономическая система – совокупность организационных способов согласования

экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить? Экономисты выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, командную, рыночную. Каждая из них ищет свои подходы к решению главных экономических вопросов и пути распределения ограниченных ресурсов. Ни одна из этих систем не существует в чистом виде, реальная экономика всегда смешанная. Дело в степени влияния той или иной экономической системы.(Рассмотрим таблицу)

Типы экономических систем

Традиционная

Командная

Рыночная

5.Самостоятельная работа :(Приложение 1.)Изучить характеристики экономических систем, и занести в таблицу (задание 1 рабочего листа

Традиционная экономика

В командной экономике

В рыночной экономике ответы на вопросы, что, как и для кого производить, дают покупатели и продавцы совместно. Главный принцип –индивидуальный интерес, выгода: покупатели заинтересованы в том, чтобы купить подешевле, продавцы – продать подороже. Главная цель производителей – получить прибыль, т.е. разницу между стоимостью произведенного товара и ценой, по которой его продали. Потребители в свою очередь, ищут лучшие товары по наиболее низкой цене. Рынок разрешает противоречия, существующие между их интересами. На вопрос о том, как производить, отвечают производители и владельцы материальных ресурсов. Работники хотят получать более высокую заработную плату. Владельцы сырьевых ресурсов и капиталов хотят продавать свою продукцию по более высоким ценам. Производители стремятся получить высокие прибыли, а для этого необходимо снизить расходы на производство товаров. Тот, кто найдет наиболее эффективный способ производства, сможет продать свои товары дешевле, чем другие. Люди будут покупать именно их. Другие производители, чтобы сохранить свой бизнес, вынуждены перенимать методы удачливого бизнесмена. Так эффективные способы охватывают целые отрасли. Важнейшими признаками рыночной системы ученые признают: максимальную свободу хозяйственной деятельности, активный учет спроса и предложения, доминирование частной собственности при равноправии видов собственности, свободное ценообразование.

    Задание для обучающихся. 1.Прослушайте стихотворение (используем м/м экран) и ответьте на вопрос: Какой тип экономической системы описан в стихотворении?

Песенка о ярмарке.

Будь ты шериф или ковбой,

Иль золотоискатель,-

Давай отправимся с тобой

На ярмарку приятель!..

Хоть и случается монет

Здесь быстрая утечка,

Но в мире не было и нет

Приятнее местечка.

Тут продается с молотка

Что только захотите-

К примеру, плавки Спартака

И лифчик Нефертити.

Тащи хоть сломанный комод,

Хоть дохлую гиену-

Всегда найдется идиот,

Который спросит цену.

Тут всяк товар необходим

И сбыть его нетрудно,

Тут продается даже дым

С костра Джордано Бруно.

Здесь вы отыщите легко-

Хоть сей продукт и дорог!

Не только птичье молоко,

Но даже птичий творог.

Ну, словом, кто ты там ни будь,

Пусть даже сам Создатель,-

Тебе не вредно заглянуть

На ярмарку, приятель!..

Леонид Филатов.

(Это характерно для рыночной экономики)

2.Проанализируйте ситуации и определите тип экономической системы

(используем экран)

а) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствиями с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.

(Традиционный тип экономической системы.)

б) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.

(Командная экономика)

    Закрепление темы. (Работа с заданиями 2-3 в рабочих листах.)

    Домашнее задание: Вопросы на карточках.

    Подведение итогов. Отметки после проверки рабочих листов . (Приложение2)

Приложение 1.

Изучить характеристики экономических систем, и занести в таблицу

( задание 1 рабочего листа ) основные признаки каждой системы.

Традиционная экономика – эта система опирается, прежде всего, на хозяйственный опыт, традиции народа. Именно опыт, традиции подсказывают, что лучше производить в данном месте – рожь или овес, ячмень или пшеницу. Профессиональные навыки передаются от родителей к детям. Сколько и для кого производить, также определяется традицией и обычаями. Новое с трудом проникает в традиционное общество, там господствует натуральное хозяйство. Производство удовлетворяет только внутренние нужды хозяйства. Хозяйство ведется замкнуто. Продукты сразу поступают к потребителю, минуя сферу обмена. Один человек выполняет все виды работ.

В командной экономике основные решения принимаются сверху. Вопрос о том, что и сколько производить, решает государство. Централизованно решается и проблема, как производить (сколько необходимо работников, где размещать производство и др.). От центральной власти зависит также ответ на вопрос: для кого производить? Для командной экономики характерно прямое управление из центра; полный контроль государства за производством и распределением продукции; управление с помощью административных методов.

В рыночной экономике ответы на вопросы, что, как и для кого производить, дают покупатели и продавцы совместно. Главный принцип – индивидуальный интерес, выгода: покупатели заинтересованы в том, чтобы купить подешевле, продавцы – продать подороже. Главная цель производителей – получить прибыль, т.е. разницу между стоимостью произведенного товара и ценой, по которой его продали. Потребители в свою очередь, ищут лучшие товары по наиболее низкой цене. Рынок разрешает противоречия, существующие между их интересами. На вопрос о том, как производить, отвечают производители и владельцы материальных ресурсов. Работники хотят получать более высокую заработную плату. Владельцы сырьевых ресурсов и капиталов хотят продавать свою продукцию по более высоким ценам. Производители стремятся получить высокие прибыли, а для этого необходимо снизить расходы на производство товаров. Тот, кто найдет наиболее эффективный способ производства, сможет продать свои товары дешевле, чем другие. Люди будут покупать именно их. Другие производители, чтобы сохранить свой бизнес, вынуждены перенимать методы удачливого бизнесмена. Так эффективные способы охватывают целые отрасли. Важнейшими признаками рыночной системы ученые признают: максимальную свободу хозяйственной деятельности, активный учет спроса и предложения, доминирование частной собственности при равноправии видов собственности, свободное ценообразование.

Приложение 2

    Используются ли в нашей жизни земледельческие традиции славян?

    Назовите страны, в которых в ХХ в. существовала командная экономика?

    Назовите основные принципы рыночной экономики.

    В какой системе быстрее происходят изменения, экономический рост?

Рабочий лист

На данном уроке мы познакомимся с понятием «экономическая система» и выясним отличительные особенности каждого из основных типов экономических систем. Также мы рассмотрим их сильные и слабые стороны, поразмышляем о том, почему в мире до сих пор сохранились общества с традиционной экономикой.

Тема: Экономика

Урок: Экономическая система

На сегодняшнем уроке речь пойдёт о тех способах, при помощи которых экономика пытается решить насущные проблемы человека. Определение этих способов образует так называемую экономическую систему.

Способы хозяйственной жизнедеятельности человека зависят от трёх основных вещей. Первое - от того, кому принадлежит собственность, ресурсы, ведь это один из фундаментальных и важнейших вопросов. Тот, кому принадлежит ограниченный ресурс (а мы говорили о том, что ресурсы всегда ограничены), в значительной степени определяет характер экономики в целом. Но есть ещё две важные составляющие. Вторым важным фактором выступает тот метод, с помощью которого мы налаживаем взаимосвязи между различными элементами экономической деятельности. Третье - это тот способ, которым людей мотивируют к участию в экономической деятельности. Таких мотивов на самом деле не так уж много. Это материальный мотив, то есть мотив материальной заинтересованности, когда человек работает ради получения прибыли; энтузиазм, когда человек работает, удовлетворяя свой интерес, считая это необходимым; и организованное насилие, когда человека принуждают к работе. Все из вышеперечисленных способов мотивации человека к работе имели место быть и приводили к достаточно интересным результатам. Например, в период рабовладения были построены грандиозные сооружения, но всё это было сделано под влиянием принуждения.

Так или иначе, человечество научилось решать свои экономические проблемы, выстраивая определённые системы. Эти системы принято называть экономическими системами. Экономическая система - это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения основных вопросов: что, как и для кого производить. Как правило, современные экономисты выделяют три основных типа экономических систем: традиционная, командно-административная и рыночная. Однако стоит отметить, что в современном обществе очень сложно будет найти данный тип экономических отношений в чистом виде. Наши общества слишком связаны друг с другом, поэтому ни одна из экономических моделей не сохранилась в первозданном виде. Но для нас совершенно необходимо познакомиться с основными чертами каждой из этих моделей.

Рис. 2. Типы экономических систем ()

Итак, традиционная экономика. Уже само название данной экономической модели намекает на то, что она ориентируется на обычаи и традиции, изначально установившиеся в этом обществе. Как правило, экономика традиционного типа ориентируется на сельское хозяйство: производство зерновых, домашнее скотоводство. Сельское хозяйство в такой экономике зиждется на широком применении ручного труда, технологии либо совсем не развиты, либо развиты очень слабо. Кажется странным, что такой тип экономической модели существует до сих пор. Но он существует в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, где человеческие общества организованы именно по этой экономической модели. В своём роде она совершенна. Дело в том, что традиционная экономика, как правило, отвечает тем природно-климатическим условиям, тем вызовам, с которыми сталкивается человек, обитающий в определённой среде. Современные технологии и средства производства в этой среде, возможно, и не нужны. Люди достигли совершенного производства, исходя из того, что у них есть. Они добывают необходимое количество пищи, умеют произвести на свет необходимое для них количество товаров, в данном смысле традиционная экономика представляет собой завершенный цикл. Менять в ней ничего не нужно, ведь потребности людей, которые живут по принципам данной экономики, весьма ограничены.

Понятно, что такая экономическая система возможна далеко не везде. Если вы живёте в умеренном климатическом поясе, где вызовы для человека постоянные, вам необходимо постоянно развиваться, совершенствоваться. Европейцы, живущие в умеренной зоне, постоянно придумывали что-то новое, решали те проблемы, которые перед ними возникали. Вот так постепенно сложилась иная форма экономического взаимодействия.

Её принято называть рыночной экономикой. В какой-то степени рынок - это стихия, вместе с тем у этой стихии есть очень чёткий порядок. Рыночная экономика - это специфическая модель, где экономическая жизнь основана на нескольких важных принципах, а именно:

1. Многообразие форм собственности;

2. Обязательное частное предпринимательство;

3. Свободное ценообразование.

Вообще рынок представляет собой очень тесную взаимосвязь между предпринимателями и покупателями. Только этот тандем определяет и цену товара, и необходимость производства этого товара. Определяется, сколько товара производить, какого качества, в каких точках земного шара он более необходим, а в каких - менее необходим.

В условиях рыночной экономики существуют только те товары и услуги, которые приносят прибыль по той простой причине, что человек, производящий эти товары и услуги, изначально тратит свои деньги. Рыночная экономика - это, прежде всего, экономика частного бизнеса. Безусловно, если человек вкладывает в производство товара свои средства и ресурсы, он хочет как компенсировать затраты этих ресурсов, так и получить прибыль. Для того чтобы это произошло, необходимо быть очень грамотным стратегом: понимать, какие потребности на данный момент существуют в обществе, и сможешь ли ты их грамотно удовлетворить. Для того чтобы достичь наилучших результатов, предприниматель постоянно стремится уменьшить свои издержки. Это возможно в том числе и с использованием новых технологий, которые позволяют удешевить производство. Значит, изобретение новых технологических процессов, изобретение новых машин позволяет предпринимателю увеличить свою прибыль. Это лежит в основе прогресса, именно в этом суть рыночной экономики. Мы улучшаем окружающий мир, получая прибыль для себя.

Однако и у рыночной экономики есть свои слабые стороны. Главная из них - проблема распределения средств, проблема распределения материальных ресурсов. К сожалению, рыночная экономика приводит к значительному внутреннему расслоению в обществе: у одних социальных групп скапливаются большие состояния, они имеют возможность приобретать больше товаров, потреблять большее количество благ, пользоваться более качественными услугами, чем другие. Но все мы так или иначе имеем чувство справедливости и хотим получать по заслугам, а рыночная экономика - очень жесткая модель, которая пренебрегает такими вещами как честь, справедливость, достоинство. Речь идёт только о прибыли.

Довольно давно люди стремились создать экономическую модель, которая отвечала бы интересам большинства, а в идеале - всех. Существовали различные варианты, как решить эту проблему. Наиболее примитивный способ - тот, который предлагал знаменитый литературный персонаж Шариков из «Собачьего сердца», а именно: взять всё и поделить. К сожалению, такой раздел благ и ресурсов между всеми невозможно произвести.

Постепенно родилась идея о создании общества, где бы главным регулятором экономики выступало государство. Такая экономическая модель получила название командно-административной . В такой экономической системе собственность принадлежит государству в большинстве своём. Государство принимает основные экономические решения, а, значит, оно распределяет ресурсы, отвечает за ценообразование. Получается, что можно создать условия, когда большинство населения будет иметь возможность приобретать необходимые товары и услуги. Но вместе с тем такая экономическая модель имеет и существенные недостатки. Главный из них - отсутствие массовой заинтересованности людей в производстве качественных товаров и услуг.

История нашего государства изобилует тому примерами. Значительный промежуток исторического времени наше государство входило в состав Советского Союза, и в этом государстве господствовала командно-административная система. Ведутся споры по поводу того, было ли это ошибкой или достижением, у обеих сторон есть убедительные доводы. В Советском Союзе была построена мощнейшая индустрия, он производил всю номенклатуру необходимых товаров, начиная от иголки и заканчивая космическими аппаратами; такого не могла позволить себе ни одна экономика мира. Однако ваши родители могут рассказать вам о том, что в Советском Союзе существовал жуткий дефицит товаров, зачастую в магазинах не было колбасы. Таковы реалии командно-административной системы.

Современный мир очень сложен, большинство экономик мира являются смешанными. Смешанная экономика - это экономика, в которой равномерно представлены как государственная, так и частная собственность. Иногда это логично пересекается и взаимодействует в том числе и с экономикой традиционного типа. В современной России есть элементы всех трёх основных типов экономических отношений.

Скорее всего, за экономиками смешанного типа и будет ближайшее будущее человечества. Конечно, мы не можем с уверенностью предсказывать продолжительный период будущей истории человечества, потому что человеческое общество слишком непредсказуемо и довольно быстро меняется. В том числе это касается и экономики. Но это уже проблема будущих поколений.

Как уже упоминалось, традиционные экономики по-прежнему существуют. Самое интересное, что некоторые из них весьма успешны и, самое главное, вполне лаконично вписались в экономические модели иного типа. В качестве примера рассмотрим экономику африканского племени масаи.

Масаи - охотники и скотоводы, они живут на традиционном уровне развития. Они носят национальную одежду, как правило, используют исключительно свои орудия труда, технологии изготовления которых перешли им по наследству, и по-прежнему ведут своё хозяйство на том уровне, который был достигнут очень давно. Но масаи научились продавать свой стиль жизни для современного общества. Сейчас толпы европейских туристов специально едут в Африку, чтобы посмотреть, как живут люди на традиционном уровне развития. При этом они платят большие деньги, в том числе и масаям. За вырученные деньги масаи приобретают те вещи, которые сами они произвести не в состоянии. Перед иностранцами же они устраивают различные обряды, ритуалы, танцы, чтобы подогреть интерес иностранных туристов. Подобный тип экономических отношений достаточно характерен для традиционных экономик, именно поэтому они и живут.

Давайте рассмотрим парадокс. Командно-административная система - это попытка человека создать справедливое общество. На практике же оказывается, что когда люди пытаются с помощью команд и распоряжений регулировать экономические отношения, возникает жуткий дефицит товаров, многие из них не отличаются высоким качеством. Проблема здесь в мотивации. Если человек не заинтересован в результате своего труда, а иных форм принуждения (насилие) в государстве нет, он работает из рук вон плохо.

К сожалению, история обществ с командно-административной системой всегда была очень похожей. Людям доставалось по необходимому количеству экономических благ, какие-то товары и услуги были доступны всем, но отвечать всем интересам общества, быть качественными эти товары не могли. Нынешняя ситуация в мире показывает, что даже там, где до сих пор сохранена командно-административная система, государства характеризуются экономической отсталостью. Это государства, где население по-настоящему не живёт в экономическом смысле. Оно лишь существует.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

2. Крымский агропромышленный колледж ().

Домашнее задание

1. Объясните, какими способами людей можно мотивировать к труду.

2. Почему в мире до сих пор сохранились общества с традиционной экономикой?

3. * Составьте сравнительную характеристику всех трёх основных типов экономических систем в виде таблицы. Критерии для сравнения выберите самостоятельно.



Статьи по теме: