Встроенные автоматические стабилизаторы. Встроенные стабилизаторы: понятие, виды, экономический смысл

Встроенный стабилизатор (Built-in stabilizer) - это любая мера, имеющая тенденцию стимулировать спрос и производство в период спада и сдерживать рост экономики при ее "перегреве" без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства, то есть они поддерживают экономику стабильной на основе саморегуляции.

Встроенные стабилизаторы экономики

Система встроенных стабилизаторов включает:

  1. Систему прогрессивного налогообложения доходов. Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль бизнеса растут относительно медленнее, чем национальный доход, в результате чего сдерживается рост эффективного спроса. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что приводит к замедлению сокращения совокупных расходов, и это смягчает экономический спад.
  2. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Взносы, благодаря которым осуществляется финансирование пособий по безработице, растут, когда занятость высока. Из-за этого резервный фонд увеличивается в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса средства резервного фонда используются для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.
  3. Программы помощи фермерам. Они действуют подобно "встроенным стабилизаторам".

Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений. Поэтому встроенные стабилизаторы более сильно влияют на рост либо снижение совокупного спроса. В свою очередь рост встроенной стабильности экономики страны противоречит другой цели фискальной политики, являющейся более долгосрочной - укрепление стимулов к расширению и стимулированию предложения факторов производства, а также росту экономического потенциала страны.

Стимулы к труду, инвестированию, а также предпринимательскому риску оказываются относительно сильнее при ситуации, когда кривая налоговых поступлений является более пологой, вследствии снижения предельных налоговых ставок.

Данное снижение сопровождается уменьшением показателей циклических бюджетных профицитов и дефицитов, а следовательно, сокращением степени встроенной стабильности экономики.

Практически, встроенные стабилизаторы не устраняют всех причин циклических колебаний равновесного ВВП относительно его потенциального уровня, а всего лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому необходима дискреционная фискальная политика.

Система встроенных стабилизаторов может уменьшить амплитуду циклических колебаний , смягчая падение и в какой-то мере тормозя бум но вместе с тем она не в состоянии вызвать действительный подъем дохода и занятости. Для этого необходимы более решительные меры. Но решительные контрмеры также могут осуществляться автоматически. Подобного рода автоматическая схема предусматривает для борьбы против цикла варьирование налоговых ставок, с одной стороны, и правительственных расходов -с другой. Причем это варьирование автоматически вступает в действие, когда некоторые, специально выделенные индексы поднимаются или падают до точно определенных уровней. Так, когда индекс безработицы поднимется выше или опустится ниже точно определенного предела, станут оказывать свое действие точно установленные изменения в налоговых ставках и расходах. Все сказанное ранее относится к законодательным мероприятиям, имеющим целью приспособить бюджет к изменениям в ходе экономического развития.  

Автоматические, или встроенные, стабилизаторы  

Достигнутая автоматически стабильность связана с тем, что чистые налоговые поступления изменяются пропорционально уровню ВВП. В периоды спада в государственном бюджете автоматически формируется дефицит, оказывающий стабилизирующее влияние на экономику в периоды подъема в бюджете автоматически образуется антиинфляционный избыток. Встроенный стабилизатор сглаживает, но не устраняет нежелательные изменения ВВП.  

Антициклическое (или антикризисное) регулирование заключается в выработке и реализации правительством соответствующего уровня экономической политики , основанной на применении автоматических или встроенных стабилизаторов, таких, как подоходный налог , налог на прибыль, пособия по безработице, субсидии на поддержку цен на сельскохозяйственную продукцию и т.д., с целью смягчения отрицательных воздействий циклического колебания в экономике на развитие государства (региона).  

Все автоматические, или встроенные, стабилизаторы могут снизить уровень безработицы или инфляции, но не в состоянии избавить экономику от первого и от второго.  

В данном случае основным встроенным стабилизатором являет-  

В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов. Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса , но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета.  

Другим видом встроенных стабилизаторов служат системы пособий по безработице и социальных выплат , а также программы поддержки малоимущих слоев населения. Они автоматически развертываются в периоды спада, сдерживая падение совокупного спроса , и сворачиваются в периоды подъема. Политика встроенных стабилизаторов действует в том же направлении, в котором государство проводит дискреционную политику.  

Встроенные стабилизаторы 10, 54, 342 Вторичный профицит бюджета 294 Входные величины 54 Входы и выходы системы (элемента  

Налог на прибыль - одна из разновидностей прямых налогов , широко используемых в мировой практике в качестве рычага экономического регулирования . В рамках кейнсианской экономической доктрины этот налог рассматривается как один из элементов встроенного стабилизатора (механизма, позволяющего уменьшить экономические колебания , не прибегая к частым изменениям экономической политики).  

Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как встроенные механизмы гибкости. Высокие (прогрессивные) налоги, по его мнению, играют положительную роль. Являясь неотъемлемой частью бюджета, эта экономическая категория влияет на сбалансированность в экономике. Так, снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость. А налоги как встроенный стабилизатор сглаживают этот процесс во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы , а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налого-  

Встроенные стабилизаторы смягчают потрясения в экономике. Но для этих целей их одних оказывается явно недостаточно. Поэтому не следует переоценивать их роль. Встроенные стабилизаторы лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Это уже правительство пытается решить с помощью дискреционной фискальной политики и денежной политики . Поэтому даже при  

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла . Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.  

Американские кейнсианцы не довольствовались предложениями Кейнса. Они выдвинули в качестве основного фактора достижения устойчивости экономики регулирование государственных расходов. Главная роль при этом отводится государственному бюджету , регулированию ставок налогов и амортизационных отчислений , выплатам по социальному страхованию . Использование этих факторов они объявили встроенными стабилизаторами, которые призваны автоматически поддерживать необходимые размеры эффективного спроса.  

Жизнь показала слабую эффективность и этих мероприятий. Изменение государственных расходов , так же как и регулирование процента и изменение налоговых ставок, не смогло привести к ликвидации кризисов и безработицы. Буржуазные экономисты вынуждены признать ограниченность встроенных стабилизаторов. Об этом, в частности, пишет американский экономист П. Самуэльсон Существуют трудности в планировании общественных работ, в точном определении, когда нужно дать газ, а когда - затормозить. Кроме того, частные собственники могут сократить или вовсе отказаться от капиталовложений.  

Серьезным препятствием является и то, что встроенные стабилизаторы действуют со значительным лагом (отставанием). По мнению некоторых экономистов, такой лаг может достигать 11 месяцев. За указанное время вполне возможен переход от одной фазы цикла к другой. Это означает что, вместо того чтобы, допустим, стимулировать деловую активность на новой фазе цикла , стабилизаторы будут действовать в сторону ее понижения.  

ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ - своего рода "фильтры" в механизме обратных связей экономической системы (то же, что автоматические стабилизаторы). См. также Инструментальные перелкнные, Стабилизаторы, Управляющие параметры.  

Направление, состав конкретных мероприятий и конечная эффективность финансовой политики в большой мере может зависеть от доктрин, принятых S данной стране в качестве теоретической основы экономического развития . Во 2-й половине 20 в. в мировой экономической науке развернулась борьба между двумя

Потребление, сбережение, инвестиции
  • Функциональное назначение и взаимосвязь потребления и сбережения
  • Функция потребления и функция сбережения. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению
  • Взаимосвязь сбережений и инвестиций в классической и Кейнсианской моделях макроэкономического равновесия
  • Автономные и производственные инвестиции. Эффект акселератора. Парадокс бережливости
Экономика и государство
  • Ресурсы, объекты, формы, методы, концепции и инструменты государственного регулирования экономики
Модели государственного регулирования рыночной экономики
  • Классическая модель взаимодействия экономики и государства
  • Кейнсианская модель государственного регулирования экономики
  • Неконсервативная модель государственного регулирования экономики
Формирование экономической политики
  • Экономическая политика и фактор времени. Лаговая структура
Государственное регулирование переходной экономики
  • Приоритеты в макроэкономических целях Российского правительства
Природа кризиса переходной Российской экономики
  • Динамика ВВП России в период рыночных реформ. Кризис и депрессивная стабилизация Российской экономики
  • Структурные перекосы в Российской экономике. Противоречие между валютным укладом и отраслями, ориентированными на внутренний рынок
  • Ловушка равновесия на низком уровне, ее характерные черты
  • Теория трансформационного спада. Спад как "статистическая иллюзия"
  • Экономический кризис как следствие стратегических просчетов в экономической политике
Антициклическое регулирование экономики
  • Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры
  • Противоречивость антициклического регулирования. Экономико-политический цикл
Финансовая система Фискальная политика
  • Мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор
  • Фискальная политика, ориентированная на предложение. Эффект Лаффера
Денежная система
  • Спрос на деньги в неоклассической теории. Количественная теория денег. Уравнение Фишера. Кембриджское уравнение
  • Кейнсианская теория спроса на деньги. Транзакционный и спекулятивный спрос на деньги. Теория выбора портфеля
Денежно-кредитная политика
  • Сущность и цели денежно-кредитной политики. Функции центрального банка
  • Воздействие денежно-кредитной политики на национальный продукт. Трансмиссионный механизм
  • Мультипликативное расширение банковских депозитов. Денежный мультипликатор
  • Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики
Инфляция
  • Виды инфляции. Сбалансированная и несбалансированная, ожидаемая и непредвиденная инфляция
  • Инфляция спроса и инфляция издержек. Открытая и подавленная инфляция
Антиинфляционная политика Безработица Политика занятости
  • Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
Взаимосвязь инфляции и безработицы. Стагфляция Государственное регулирование экономического роста
  • Содержание и цели политики содействия экономическому росту
Доходы населения и уровень жизни
  • Рыночная и уравнительная модели распределения доходов: равенство против эффективности
  • Неравенство доходов: причины и последствия. Кривая Лоренца
Социальная политика
  • Цели и содержание государственной политики перераспределения доходов
  • Инструменты и модели перераспределительной политики государства
  • Государственный механизм регулирования доходов населения в России
Общенациональное прогнозирование, планирование и программирование экономики
  • Типы и модели экономического планирования, их эволюция в XX веке. Индикативное планирование и государственный заказ
  • Место и роль прогнозирования в системе государственного регулирования экономики. Формы прогнозных заключений
  • Прогнозирование в планово-регулируемой и переходной экономике

Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы

Недискреционная фискальная политика - автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства - только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - механизмы бюджетно-налоговой политики, работающие в режиме саморегулирования и самостоятельно (без вмешательства правительства) реагирующие на изменения экономической конъюнктуры.

Встроенный стабилизатор - любая мера, которая автоматически увеличивает бюджетный дефицит в фазе спада и порождает его положительное сальдо (или сокращает дефицит бюджета) в фазе подъема. Действие системы таких автоматических стабилизаторов тесно связано с изменениями реального объема национального производства, уровня цен и процентных ставок:

    Изменение реального объема производства воздействует как на доходную, так и на расходную части бюджета. При росте производства (в условиях перегрева экономической конъюнктуры) происходит, как известно, увеличение национального дохода. Встроенным стабилизатором здесь становится налоговая система. При ее грамотном построении в условиях относительно небольшого прироста облагаемых доходов населения в бюджет начинают несравненно более мощным потоком автоматически поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление и т.п. Вследствие снижения располагаемого фирмами и домохозяйствами доходов серьезно тормозится рост потребительских расходов домохозяйств, инвестиции фирм, и это неминуемо оказывает сдерживающее влияние на экономическую конъюнктуру. Во время же спада налоговые поступления в бюджет автоматически резко сокращаются: значительная часть населения уходит за черту бедности, когда налоги не взимаются, а те экономические субъекты, кто остался "на плаву", перечисляют государству в виде прямых и косвенных налогов меньший процент своих доходов. Возрастающий в этих условиях дефицит госбюджета имеет своей оборотной стороной то, что большая часть национального дохода остается у домохозяйств и фирм. А это помимо поддержания социальной стабильности в обществе открывает дополнительные возможности наращивания их потребительского и инвестиционного спроса, обновления основного капитала и выхода из кризиса.

    Рассмотренный автоматически действующий (разумеется, лишь после его сознательного построения правительством) механизм может быть графически охарактеризован в виде двух наслаивающихся друг на друга синусоид, одна из которых (отражающая циклически колебания налоговых доходов бюджета Т ) имеет большую амплитуду колебаний, нежели другая (которая описывает флуктуации облагаемых доходов Y ).

    Однако для эффективного использования налогов в качестве встроенного стаби-лизатора необходимо достижение высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру. В соответствии с теорией "эластичности налоговой системы" средние ставки налога в условиях инфляционного бума должны быть столь высоки, чтобы они могли быстро затормозить такой подъем. А в условиях рецессии средний уровень ставок должен быть столь невелик, чтобы низкий налоговый гнет открывал предприятиям возможность скорейшего выхода на траекторию оживления, а домохозяйствам - шанс не подорвать существенно свою покупательную способность.

    Показатель эластичности налоговых поступлений определяется отношением процентно-го изменения налоговых поступлений к процентному изменению объема национального дохода (или отношением их абсолютных показателей). Например, эмпирическим путем было установлено, что степень налогового реагирования в экономике ФРГ составляет 1.5. Это значит, что повышение (понижение) национального дохода на 1% обусловливает рост (сокращение) суммы поступлений от налогов в 1.5%.

    Степень налогового реагирования на конъюнктуру зависит от структуры налоговой системы. Различные налоги обладают различной степенью конъюнктурной эластичности. Наибольшей эластичностью обладает подоходный налог, поскольку степень прогрессии его наивысшая. Несколько меньше это свойство выражено у налога на прибыль (шкала со слабой прогрессией, а иногда и регрессией).

    Доходная эластичность налога с оборота обычно равна 1. Степень реакции у налога на имущество и налогов на потребление низка. Факторы - пропорциональная шкала обложения и независимость от колебаний конъюнктуры. Вывод: для достижения уровня эластичности налоговой системы, равного 1 (такой уровень считается достаточным для результативности рассматриваемого встроенного стабилизатора), необходимо повысить удельный вес подоходного налога и налога на прибыль корпораций в налоговой системе государства.

    Встроенным стабилизатором при изменении реального объема производства является также система государственных трансфертных платежей (система пособий по безработице и других социальных выплат - в том числе индексация доходов). В период подъема увеличение реального объема производства и снижение безработицы автоматиче-ски - в соответствии с заранее утвержденными "правилами игры" - сокращает расходы правительства на трансфертные платежи. Возрастающие отчисления на социальное страхование и в другие социальные фонды направляются в резервный фонд, формиро-вание которого является сдерживающим экономический рост фактором. В условиях же спада - когда на "пульте управления" в правительстве "зажигается лампочка", означающая запредельное падение уровня жизни населения - автоматически расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев населения. Расходование ранее сформированного резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и ослабляет возможное падение воспроизводства. Например, в случае нарастания безработицы сокращается потребительский спрос населения, что оказывает негативный мультипликативный эффект на объем производства. И если потерявшие рабочие места люди начинают получать пособие, то направление действия данного мультипликативного эффекта может кардинальным образом измениться. Еще в начале ХIХ века С. Сисмонди рассматривал в качестве мощного стабилизатора экономики присутствие в ее социальной структуре так называемого "праздного класса", который своим дополнительным спросом способен компенсировать нехватку покупательной способности у наемных работников и предпринимателей. Практическую же свою реализа-цию данный взгляд впервые получил в рамках известного "курса Рузвельта".

    Встроенным стабилизатором являются и программы помощи фермерам: автомати-чески нарастают закупки правительством излишков сельскохозяйственной продукции при запредельном падении цен на нее вследствие перепроизводства. Когда же надвигается сопровождающая экономический рост инфляция, эта продукция как бы сигналу компьютера "выбрасывается" со складов государства на рынок, и излишек денег поглощается послед-ним.

    Повышение уровня цен при отсутствии индексации налоговых порогов (еще одного встроенного стабилизатора экономики) приводит к росту налоговых поступлений в бюджет, что сдерживает дальнейший рост и предотвращает возможную инфляцию. Правда, в США в 1985 г. одно из изменений налогового законодательства как раз было направлено на то, чтобы инфляция автоматически не вела к увеличению государственных доходов. До этого изменения рост цен, действительно, сокращал дефицит бюджета и тем самым делал власти в некоторой степени заинтересованными в небольшой инфляции. Теперь подоходный налог индексируется на процент инфляции с тем, чтобы избегать попадания налогоплательщиков в более высокую категорию только в связи с ростом цен.

    Предотвращению инфляции содействует и то обстоятельство, что правительство стара-ется противодействовать индексации трансфертных программ, а также индексации цен на товары, приобретаемые в рамках госзаказа. В условиях же дефляции и усиливающейся безработицы доходная часть бюджета резко сокращается, а расходная растет - в том числе по причине роста реальных величин государственных закупок и трансфертных платежей.

  1. Рост номинальных процентных ставок в условиях спада увеличивает расходы правительства на обслуживание государственного долга. Такое увеличение расходов государства лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государст-венных органов от повышения норм процента (доходов государственных банков и налоговых поступлений от коммерческих банков). Таким образом, повышение номинальных процентных ставок стабилизирует экономику в период экономического кризиса, поскольку расширяет покупательную активность домохозяйств и фирм -держателей государственных облигаций. Следовательно, формирование рынка государственных ценных бумаг также оправданно рассматривать в качестве встроенного стабилизатора экономики.

Как видим, высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической конъюнктуры. Их несомненным достоинст-вом является то, что внутренний лаг (лаг распознавания вместе с лагом решения) здесь равен нулю, а значит, сглаживание циклических колебаний экономики происходит намного быстрее, чем при использовании арсенала средств дискреционной политики. Автоматиче-ские стабилизаторы открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер. Получается, что ничего не предпринимать в сфере правительственных расходов или доходов - это значит тоже проводить бюджетно-налоговую политику. Вместе с тем западная финансовая теория отмечает, что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Например, при повышении ставки подоходного налога до 100% в период подъема и снижении ее до нуля в период спада можно, конечно, добиться серьезного сглаживания экономической конъюнктуры. Однако такое сглаживание вовсе не означало бы достижения стабилизации, поскольку в первом случае экономическая активность была полностью парализована, а во втором подрыв финансовых возможностей бюджета неминуемо повлек бы за собой отказ государства от выполнения им своих неотъемлемых функций.

Будучи ограниченными в своих параметрах, отмеченные выше стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им слишком помешать. В то же время признание факта наличия у встроенных стабилизаторов неких регулирующих пределов не должно приводить к недооценке их значения. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что отсутствие существенных компенсаций по безработице в 30-е гг. стало важным фактором, определившим глубину и продолжительность Великой депрессии. И то, что сегодня выплата таких компенсаций государством осуществляется сегодня в большинстве стран мира - наряду с сохранением системы прогрессивного налогообложения, разнообразных программ социального обеспечения и т.п., - делает повторение печального для стран с рыночной экономикой опыта 30-х гг. еще менее вероятным. Вместе с тем действие встроенных стабилизаторов все же целесообразно дополнять мерами и дискреционной фискальной политики.

Некоторые изменения в государственных расходах и налогах могут происходить автоматически путём встроенной стабильности.

Встроенная стабильность возникает в результате того, что реальная налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога (чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий – и в дальнейшем под термином «налоги» будут подразумеваться чистые налоги), который изменяется пропорционально величине ЧНП, доходов. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП, дохода и, наоборот, в случае падения доходов налоговые поступления будут также падать.

Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») изменяются прямо противоположно. Выплаты субсидий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам – все они сокращаются во время экономического подъёма и возрастают во время спада производства.

Действие механизма встроенной стабильности отображено на рис. 2.3.

Государственные расходы (G) в схеме (рис. 2.3) считаются заданными и независимыми от величины ЧНП, дохода (Y), они утверждаются правительством на постоянном фиксированном уровне. Правительство определяет величину налоговых ставок, но не определяет размер налоговых поступлений. Налоговые поступления затем колеблются в том же направлении, что и уровень Y, которого достигает экономика. Прямая связь налоговых поступлений и Y зафиксирована в поднимающей линии Т.

Налоговая система, изображённая на рис. 2.3, создаёт некоторый элемент стабильности в экономике, автоматически вызывая изменения в налоговых поступлениях и, следовательно, в государственном бюджете, которые противодействуют и инфляции, и спаду, и безработице.

Встроенный стабилизатор – это люба мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам, в частности, относятся: прогрессивные ставки налогов на доходы физических лиц, ставки налогов на прибыль, добавленную стоимость, акцизы на товары, система пособий по безработице и социальных выплат и др.

Обеспечиваемая налоговой системой встроенная стабильность смягчает тяжесть экономических колебаний. Однако встроенные стабилизаторы не способны скорректировать нежелательные изменения равновесного Y, они лишь ограничивают размах или глубину экономических колебаний. Поэтому для коррекции инфляции или спада сколько-нибудь значительных масштабов требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороны правительства, т.е. изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины расходов.

Встроенная стабильность делает рискованным использование данных о текущих (фактических) бюджетных излишках или дефицитах в качестве показателя оценки фискальных действий правительства. Так, рост дефицита государственного бюджета может быть вызван как стимулирующей дискреционной фискальной политикой правительства, так и снижением налоговых поступлений в результате падения Y в фазе спада экономического цикла. Таким образом, здесь нельзя сказать ничего существенного о фискальной деятельности правительства – т.е. правильно ли оно манипулировало налогами и расходами, - оценивая предшествующие данные бюджетных излишков и дефицитов. Каждый конкретный бюджетный излишек или дефицит состоит из двух частей. Величина одной определяется текущими решениями правительства о расходах и налогах, а величина другой – результатами деятельности встроенных стабилизаторов в зависимости от изменения Y (его отклонений от потенциального значения Y), в течение экономического цикла. В результате появилась проблема выделения в каждом текущем бюджетном излишке или дефиците доли влияния дискреционной фискальной политики и доли встроенных стабилизаторов.

Данная проблема была решена экономистами путём введения понятия бюджета при допущении полной занятости. Бюджет полной занятости показывает, каковы были бы федеральные бюджетные излишки или дефициты, если бы экономика функционировала при полной занятости на протяжении года. Федеральные бюджетные излишки или дефициты, которые были бы при функционировании экономики в условиях полной занятости на протяжении года, являются результатом дискреционной фискальной политики правительства и составляют её долю в текущих бюджетных дефицитах или излишках. Разница между текущими бюджетными излишками или дефицитами и излишками или дефицитами при бюджете полной занятости – результат действия встроенных стабилизаторов (недискреционной фискальной политики правительства) в зависимости от изменения объёма выпуска, дохода (Y) в течение экономического цикла и представляет их долю в текущих бюджетных излишках или дефицитах. Действие встроенных стабилизаторов представляет порождает циклический дефицит федерального бюджета, вызванный спадом деловой активности и обусловленным им сокращением налоговых поступлений.

В условиях рыночной экономики государственное регулирование осуществля­ется как денежно-кредитной, так и фис­кальной политикой. Фискальная политика государства представляет собой фор­мирование государственного бюджета через систему налогообло­жения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занято­сти, снижения темпов инфляции).

Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж. М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной по­литики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Современные экономисты, да­же подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики. Задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.

Фискальная политика бывает дискреционной и недискреционной.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное мани­пулирование налогами и правительственными (государственными) расхода­
ми с целью изменения реального объема национального производ­ства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономи­ческого роста.

Анализ равновесного объема национального продукта и ма­нипулирования государственными расходами позволяет с пози­ций роста совокупных расходов выявить, что включение в них го­сударственных расходов вызывает сдвиг кривой С + J вверх и ве­дет к росту национального продукта, причем здесь срабатывает эффект мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов рассчитывается следующим образом:



где M g - мультипликатор государственных расходов; AJ - при­рост доходов (прирост национального продукта); AG - прирост государственных расходов; МРС -предельная склонность к по­треблению.

Что произойдет, если правительство вводит единый налог (од­новременно выплачиваемый)? Каково его воздействие на объем на­ционального производства?

Изменения в налогообложении вызывают сокращение дохода после уплаты налогов. Это сокращение в свою очередь сопровож­дается снижением объемов потребления и сбережения на каждом


уровне национального продукта. Размер сокращения определяет­ся величиной МРС и MPS. Например, Т (налог) - 20 ед., МРС - 3/4, соответственно С (потребительские расходы) сократились на 15 ед, S (сбережения) на 5 ед. Изменение величины национально­го продукта можно определить с помощью подсчета налогового мультипликатора:

Потребительские расходы уменьшаются на величину AT X МРС и соответственно уменьшают равновесный объем производ­ства на AJ:

где налоговый мультипликатор М Т будет равен

В дискреционной политике мы сталкиваемся с понятием «мультипликатор сбалансированного бюджета»: равные увеличе­ния государственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного национального продукта на ту же величину, то есть мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Например, рост налогов на 20 ед. вызывает уменьшение дохода на 20 ед. и потребительских расходов на 15 ед. (МРС = 3/4). На­циональный продукт сокращается на 60 ед. (коэффициент мульти­пликации равен 3). Рост государственных расходов на 20 ед. вызы­вает рост национального продукта на 80 ед. (мультипликатор государственных расходов равен = Чистый прирост национального продукта равен 20 = ΔT = ΔG.

Фискальная политика используется для регулирования ста­билизации экономики в двух основных направлениях: преодоле­ние спада и сдерживание подъема.

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в госу­дарственный бюджет в периоды измене­ния объемов национального производства. В некоторой степени изменения государственных расходов и налогов вводятся автома-


тически. Сюда относятся прогрессивная система налогообложе­ния, система государственных трансфертов (страхование по безра­ботице), система участия в прибылях.

По мере роста объема национального продукта идут пропор­циональные приросты налоговых поступлений. Так, увеличива­ются поступления (при прогрессивных ставках) от налогов на до­ходы корпораций, налогов с оборота, с акцизов. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздейст­вие: во время экономического подъема сокращаются, во время спада возрастают.

Встроенные стабилизаторы, как правило, смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изме­нения в объемах национального производства, что необходимо учитывать при построении фискальной политики.

Контрольные вопросы

1. Что включает понятие «финансовое хозяйство»? В чем его отличие
от понятий «финансы», «финансовая система», «финансовая наука»?

2. Американский экономист Р. Масгрейв в качестве функций финан­сового хозяйства называет аллокацию, перераспределение, стаби­лизацию. В отечественной экономической литературе принято назы­вать распределительную и контрольную функции финансов (см.: Фи­нансы/Под ред. В.М. Родионовой. - М., 1993. - С. 21-25). Проком­ментируйте это различие, изложите содержание функций.

3. В чем исходное противоречие самого бюджета как финансового
институционального явления?

4. Каковы тенденции отдельных видов государственных расходов?
Чем вызвана неодинаковость темпов их развития?

5. Почему система субсидий (субвенций) противоречит рыночному
механизму?

6. Какой компонент государственных финансов (расходы или дохо­ды) имеет более сильный регулирующий эффект? Как вы можете это
объяснить?

7. Почему налоговые доходы являются преимущественной формой
поступления средств в бюджет по сравнению с неналоговыми?

8. Перечислите принципы налоговой системы.

9. Какие виды классификаций налогов вы знаете?

10. Должен ли подоходный налог иметь прогрессивную или регрес­сивную шкалу? По какой шкале определяется в настоящее время по­
доходный налог в России?

11. Почему столь противоречива современная ситуация с налоговой системой в России? Каковы, по вашему мнению, причины труднос­тей формирования налоговой системы в России?

12. Перечислите косвенные виды российских налогов в порядке их
значимости как финансового источника для бюджета.

13. Дайте определение налогов. Какие функции в экономике выпол­няют налоги?

14. Дайте характеристику прямых и косвенных налогов.

15. Что собой представляют налоговые ставки, их виды?

16. Какие налоговые ставки являются оптимальными, то есть не сни­жают стимулов предпринимательской деятельности?

17. Вызывают ли высокие налоги рост дефицита государственного бюджета?

18. Понятие фискальной политики. С какими проблемами приходит­ся сталкиваться в осуществлении фискальной политики в России?

19. Каким образом государственные расходы воздействуют на объ­ем национального производства? Всегда ли желателен их рост?

20. Дайте определение налогового мультипликатора. Чему равен
мультипликатор сбалансированного бюджета?

21. В чем сущность дискреционной фискальной политики? Каковы
ее разновидности? Есть ли возможность ее использования в эконо­мике России?

22. В чем состоит недискреционная фискальная политика? Какие
элементы фискальной системы России относятся к «встроенным
стабилизаторам»?



Статьи по теме: