Центробанк японии. Банковская система японии. Музей денег Банка Японии

Путём слияния Японского экспортно-импортного банка (JEXIM) и Фонда международного экономического сотрудничества (ФМЭС) (OECF) .

История

Экспортно-импортный банк Японии, работавший с 1950 года и Фонд экономического сотрудничества имели схожие цели и решали похожие задачи. Поэтому в 1999 году было принято решение объединить их в рамках Японского банка для международного сотрудничества. Объединенный объём зарубежных инвестиций и займов нового банка составил 4948,2 млрд иен (41,2 млрд долларов), что превышает соответствующие показатели Всемирного банка (29 млрд долларов). Создание Японского банка для международного сотрудничества свидетельствовало о возрастании роли японской экономики в глобальных процессах .

Это был один вывод из новой беседы с заместителем генерального директора Банка Японии Юко Каваи, главой центра финтек центрального банка. В эксклюзивном интервью Каваи обсудил вопрос о том, как блокчан становится одной из «самых горячих тем» среди центральных банков, и как ее собственное учреждение работает, чтобы ускориться по технологии.

Денежная система Японии до подписания закона о национальных банках

Говоря о том, должны ли центральные банки играть определенную роль в разработке новых платформ и технологий, она сообщила, что ее институт и его сверстники ищут частный сектор для обеспечения ведущей сферы деятельности. Мы считаем, что технологии должны развиваться в частном секторе.

Организация, цели и задачи

Банк полностью принадлежит правительству Японии , а его бюджет и операции регулируются законом JBIC. Банк имеет головной офис в Токио и действует в 18 странах с 21 офисами.

Закон о национальных банках и образование Банка Японии

Каваи указал на японский рынок, где частные учреждения уже возглавляют обвинение, ссылаясь на консорциум, возглавляемый Японской группой по обмену, как эпицентр местных исследований и стратегии. Что касается работы с другими центральными банками, Банк Японии обнародовал одно официальное партнерство, представленное в Европейском центральном банке в начале этого года.

Прочие банковские институты

В настоящее время две организации работают над тестами, которые исследуют, как распределенные регистры могут применяться к рыночной инфраструктуре. «Мы пытаемся тиражировать межбанковскую платежную систему и пытаемся применить блокировку в закрытой системе», - подтвердил Каваи.

Основной целью банка является развитие экономического сотрудничества между Японией и зарубежными странами путём предоставления ресурсов для инвестиций за рубежом и содействия международной торговле . Он также играет важную роль в развитии японского экспорта и импорта , и деятельности страны за рубежом.

Тем не менее, несмотря на интерес ее организации к этой области, как и другие центральные банки, Банк Японии по-прежнему считает, что слишком рано использовать эту технологию в своей инфраструктуре финансового рынка. Еще одна затронутая тема заключалась в том, что, как и частный сектор, глобальные центральные банки могут проявлять интерес к сотрудничеству в широком спектре по распределенной книге.

Если вы имеете в виду, что мы обмениваемся информацией, ответ уже да, - сказала она. Каваи продолжил рассмотрение идеи цифровой валюты центрального банка, по ее словам, «почти все центральные банки» изучают. Тем не менее, Каваи сказал, что организация считает это скорее вопросом интеллектуальной заинтересованности, чем оперативной стратегией.

В деятельности банка можно выделить два направления :

  1. Международные финансовые операции (IFO). Операции IFO включают в себя кредиты и долевое участие в зарубежных проектах японских корпораций, способствуя деятельности Японии за рубежом. Эти действия направлены на рынки развитых и развивающихся стран. По состоянию на 31 марта 2006 года, IFO операции составила 985 500 000 000 иен.
  2. Организация помощи развивающимся странам. Это направление деятельности направлено на развивающиеся страны, прежде всего в Азии, на долю которых приходится более половины всех операций данного направления.

Деятельность в разных странах

Присутствие банка можно заметить как в развитых , так и развивающихся странах . Он пытается внести свой вклад в стабильность международного финансового порядка и обеспечения устойчивого развития. Он проводит самостоятельную политику, не конкурируя с обычными финансовыми институтами. Банк является одним из инструментов оказания Японией официальной помощи развивающимся странам.

Будем ли мы выпускать цифровую валюту в ближайшее время? Хотя он не является регулятором рынка - это работа для Агентства финансовых услуг страны, она описала роль своего департамента в качестве шлюза информации для более широкой организации. Тем не менее, возникает вопрос о том, действительно ли Банк Японии действительно движется по темпам рынка, учитывая, что страна становится одной из самых перспективных в этой области.

Чувствуя возможность, компании частного сектора начинают двигаться. Однако Кавай сказал, что Банк Японии не должен препятствовать инновациям в частном секторе, связанным с использованием биткойнов и других криптоконверсий. Мы очень заинтересованы в криптотерминах и как они будут работать в банковской экосистеме. Если биткойн может стать настолько значительным, чтобы повлиять на традиционный финансовый рынок, биткойн и криптовые ограничения могут иметь этот потенциал в будущем, - объяснил Кавай.

По состоянию на 31 марта 2006 года операций на рынках развивающихся стран в рамках второго направления деятельности банка составили 770 млрд иен. В число стран по состоянию на март 2005 года, которые имели доступ к льготным кредитам входили Индонезия, Китай и Филиппины. Бразилия была самой большой из стран Южной Америки, держа шестое место в инвестициях банка .

«Если этот возраст придет в будущем, мы не сможем». В этой главе рассматриваются валюта и движение денежных средств. Содержаны статистические данные об объемах различных типов переводов валют и потоке денежных средств в Японии. Основными источниками данных являются «Статистика Банка Японии», а статистика публикуется на веб-сайте Банка Японии.

Основная финансовая статистика, представленная в этом Ежегоднике, получена из «Статистики Банка Японии» и веб-сайта Банка Японии, в котором Банк составляет основную экономическую статистику с приоритетом финансовой статистики, подготовленной Банком. Валюта в обращении - это количество денег на рынке, выпущенных Банком Японии. Это общее количество выпущенных банкнот и монет в обращении.

Деятельность в России

В 2004 году Внешторгбанк и Японский банк для международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation - JBIC) подписали соглашение, расширяющее возможности Внешторгбанка по финансированию импорта японских товаров. По новому соглашению Внешторгбанку предоставляется возможность получения в рамках линии JBIC кредитов как в долларах США, так и японских йенах; на срок до 10 лет. Внешторгбанк - единственный российский банк, которому JBIC предоставляет ресурсы на подобный срок .

Денежная база и операции Банка Японии

Его можно создать путем реконструкции баланса Банка. Более конкретно, статистика может быть скомпилирована с помощью следующих шагов. Во-первых, вычислите денежную базу путем извлечения «банкнот в обращении» и «текущих депозитов в Банке Японии» из баланса Банка и добавьте монеты в обращении.

Банк Японии - это, определение

Эта таблица представляет собой консолидированный и скорректированный баланс «Денежных органов», состоящий из Банка Японии и «Банков с депозитными деньгами», то есть внутренних лицензированных банков, иностранных банков в Японии, банков Синкин, банка Норинчукин, банка Шоко Чукина, Центральный банк Шинкина, Почтовый банк Японии и другие финансовые учреждения. Статистика в этой таблице составляется в соответствии с международным стандартом, принятым Международным валютным фондом. Цифры для активов представляют собой кредиты, классифицированные по экономическому сектору, и типами, такими как кредиты и ценные бумаги.

Возникновение первых банков в Японии относится к XVII в., что было обусловлено необходимостью обслуживания банковским капиталом развивающейся торговли, промышленности и сельского хозяйства. В 1617 году в Осака впервые были выпущены бумажные деньги, обеспеченные серебром, и образована Ассоциация банкиров, гарантировавшая обеспеченность банкнот.

Цифры по обязательствам представляют собой долги, классифицированные по ликвидности, такие как наличная валюта, депозитные деньги и квази-деньги плюс депозитные сертификаты. Банк Японии пересмотрел прежнюю статистику «Денежные поставки» в связи с резким изменением финансовых условий, таких как приватизация почтовых услуг и диверсификация финансовых продуктов, и переименовал статистику «Деньги». Статистика денежной массы фиксирует совокупную сумму денег, в том числе наличную валюту в обращении и деньги на депозит, принадлежащую нефинансовым корпорациям, отдельным лицам и местным органам власти.

К середине XIX в. возросшая открытость Японии и иностранному влиянию и структурная перестройка экономики страны в эпоху Мэйдзи (1868-1912) подготовили бурное развитие банковской системы, которое шло при активном воздействии государства. В этот период были организованы крупнейшие банковские институты, специализирующиеся на определенных видах займов. В 1880 году был создан Иокогамский банк золота и серебра. В 1882 году начал функционировать Банк Японии. Для финансирования строительства новых промышленных предприятий в 1990 г. был организован Промышленный банк, а для финансирования сельского хозяйства - Банк долгосрочного кредита и Сельско­хозяйственный кооперативный банк. Одновременно шло формирование сети коммерческих банков. Был принят закон о банках.

Деятельность в России

Охват денежной массы не определяется однозначно. Определение каждого индекса выглядит следующим образом. Диапазон держателей денег определяется как «нефинансовые корпорации, физические лица и органы местного самоуправления, включая муниципальные предприятия». Субъекты, такие как центральное правительство, центральный банк, депозитарные учреждения, страховые компании, банковские и страховые компании, государственные финансовые учреждения, компании с ценными бумагами и компании таньши, исключаются из держателей денег.

Особенность развития банковской системы Японии в XIX в. состояла в том, что оно шло не как основа для развития индустриализации страны (как было, например, в Великобритании), а как дополнение к ней.

После окончания Второй мировой войны в стране был взят курс на создание немногочисленных банков, действующих по всей стране, а также на образование местных банков по принципу: «одна префектура - один банк». Эти два вида банков должны были осуществлять финансирование на уровне всей страны и регионов. Для предотвращения безработицы, поддержания деятельности средних и мелких предприятий были созданы кредитная кооперация и доверительные фонды. По мере оживления национальной экономики, а также для стимулирования экспорта стали создаваться частные финансовые учреждения по предоставлению кредитов на длительный срок и специализированные кредитные банки. В отличие от некоторых развитых стран, например Франции, в Японии в послевоенный период основные финансовые рычаги остались в руках частных банков. Однако степень государственного контроля за их деятельностью оставалась очень высокой.

Нерезиденты также исключаются из держателей денег. Статистика потоков средств - это статистика, показывающая финансовую деятельность всей страны путем регистрации потока средств между такими секторами экономики, как предприятия, домашние хозяйства и правительства, а также их кредитно-должеские отношения по финансовым товарам.

Предпосылки возникновения банковской системы Японии

Эти статистические данные состоят из таблицы финансовых транзакций, которая должна показывать поток денежных средств за определенный период времени, таблицу активов и обязательств, которая должна показывать остающиеся активы и обязательства в конце каждого периода и таблицу сверки, который должен показать разницу между изменениями активов и обязательств за предыдущий период и суммой операций в таблице финансовых транзакций. Сводный отчет публикуется через 3 месяца после отчетного квартала, а окончательный отчет публикуется через 6 месяцев после квартала.

Параллельно с частными банками была воссоздана разветвленная сеть правительственных институтов. Для кредитования внешней торговли в 1950 году был основан Экспортный банк, главной функцией которого на этом этапе являлось кредитование экспорта продукции японского судостроения и машиностроения. Капитал банка принадлежит государству, а контроль за его деятельностью осуществляет министерство финансов.

С другой стороны, классификация финансовых товаров состоит из денежных средств и депозитов, займов, ценных бумаг, отличных от акций, акций и других акций, страховых и пенсионных резервов и их дальнейших подразделений. Эти сектора и позиции транзакций сгруппированы таким образом, чтобы они могли хорошо отражать экономические функции и реальные экономические условия.

Банковская система Японии

Роль таблицы сверки состоит в следующем. Когда сумма финансовых активов и обязательств оценивается по текущей цене, она отражает не только обычные финансовые операции, такие как приобретение и выбытие финансовых активов и обязательств, но также изменения, вызванные колебаниями уровней цен. Таким образом, количество обычных финансовых транзакций, показанных в «таблице финансовых транзакций», может быть только сопоставимо с изменениями данных запаса, приведенными в таблице финансовых активов и обязательств, путем добавления ценовых факторов, содержащихся в таблице сверки.

В 1951 году был учрежден Японский банк развития с передачей ему средств и функций Банка финансирования восстановления и Эквивалентного фонда, действовавшего с 1949 года для зачисления выручки от реализации товаров, поступивших в порядке по­мощи от США. Деятельность банка сосредоточена на льготном (на сроки менее 1 года) кредитовании отраслей экономики, в выдаче кредитов которого не заинтересованы частные банки.

Фото Снаружи во вторник в Токийском фондовом тикере. Деньги были уже дешевыми в Японии, а отрицательные ставки преуспели в том, чтобы сделать его еще дешевле. Его ожидаемый отчет должен состояться в среду. Одной из целей является отрицательная процентная ставка - нетрадиционная тактика, принятая в Японии и Европе, которая превращает обычные правила заимствования и кредитования с ног на голову.

Каковы отрицательные процентные ставки?

Отрицательные процентные ставки означают, что вкладчики платят деньги, чтобы сэкономить свои деньги, обращение к нормальным правилам экономики. В этом случае вкладчиками являются банки. Как правило, они получают небольшую сумму процентов взамен. Но с отрицательными ставками, центральные банки взимают плату вместо этого. Идея заключается в том, чтобы побудить банки вкладывать свои деньги в более продуктивное использование, предоставляя их семьям и предприятиям. Предполагается, что отрицательные темпы будут колебаться в экономике за счет снижения стоимости заимствований для всех, что должно стимулировать экономический рост.

Особенность развития банковской системы Японии в послевоенный период - образование финансово-промышленных групп. Во главе каждой из них стоит крупный частный коммерческий банк, а вокруг него группируются промышленные компании. Именно банки несли основную нагрузку по финансированию бурного индустриального развития Японии. Внутри групп сформировались устойчивые связи, основанные на отношениях партнеров.

Какие страны имеют отрицательные ставки?

Те, у кого есть ультранизкая инфляция или дефляция, что означает падение цен, связанных со слабым экономическим ростом. Центральные банки всегда были важными игроками на финансовых рынках. Они устанавливают ключевые процентные ставки, которые возникают в процессе денежной передачи, они являются монопольными поставщиками базовых денег и выполняют ряд других задач и функций. Одним из самых молодых членов центрального банковского сообщества является евросистема.

Организационная структура и институциональные особенности

Цель этого столбца - выделить некоторые из его организационных особенностей путем систематического сравнения с другими центральными банками. Руководящими органами Евросистемы являются Совет управляющих и Исполнительный совет. В состав последнего входят президент, вице-президент и четыре члена совета.

В настоящее время в Японии действует шесть основных финансово-промышленных групп, ядром которых выступают крупнейшие городские банки - «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Фудзи», «Дайити Канте», «Санва». Банковская система Японии включает общенациональные частные банки, кредитные ассоциации, правительственные финансовые институты, а также филиалы иностранных банков.

Центральный банк Японии (Банк Японии)

Во главе банковской системы Японии стоит Центральный банк - Банк Японии, 55% акций которого принадлежит государству. Частные акционеры в управлении банком не участвуют. Уставный капитал Банка Японии составляет 100 млн. иен. К основным функциям Банка Япония, помимо денежной эмиссии (это его монопольное право), относится денежно-кредитное регулирование экономики, в том числе осуществление международных расчетов, проведение операций на валютном рынке, а также кассовое обслуживание казначейства.

Банк действует на базе закона 1942 года, который поставил его под жесткий правительственный контроль и дал министру финансов право изменять политику Банка Японии. В 1949 году был создан Политический комитет (Комитет по выработке политики). Он стал тем новым органом, который определял высшие интересы государства в финансовой и денежно-кредитной сферах. Из 7 членов комитета 5 имеют право голоса: Президент, назначаемый кабинетом на пятилетний срок, и по одному представителю от городских и региональных банков, промышленности и сельского хозяйства (все они назначаются на 4 года). Два члена, не имеющие права голоса, - представители министерства финансов и Управления экономического планирования.

Вопросы, находящиеся в ведении Политического комитета, определяются законом о Банке (ст. 13, п. 3). Комитет вырабатывает принципиальный курс банковской деятельности и управления Банком Японии. Его прерогативой являются изменение уровня процентной ставки, определение и изменение видов и условий векселей, учитываемых Банком Японии, а также видов, условий и оценочной стоимости залогов кредитования. Он определяет и изменяет виды, условия и стоимость объектов при операциях на открытом рынке и время начала и окончания операций.

Политический комитет по согласованию с министерством финансов решает вопрос об изменении максимального процента на рынке на основании Временного закона о регулировании процентов, с разрешения министерства Финансов устанавливает коэффициенты резерва на основании Закона о системе резервных вкладов. Комитет принимает решения по бюджету Банка Японии, однако при этом необходимо разрешение министра финансов. По согласованию с ним же Банк Японии отчитывается перед парламентом.

Банк Японии возглавляется президентом банка и директоратом, в который входят вице-президенты банка, советники президента, инспектор по надзору за ведением дел и директор.

Банк Японии лицензирует банковскую деятельность, устанавливает минимальный размер уставного капитала банка, выдает разрешения на изменение фирменного наименования банка, слияние банков, создание и ликвидацию филиалов. Для обеспечения банком устойчивой ликвидности важное значение имеет установление уровня коэффициентов, свидетельствующих о риске ликвидности. Такими коэффициентами являются норма собственного капитала, в соответствии с которой определяются доля собственности капитала банка во всем совокупном капитале; норма ликвидных активов, показывающая соотношение капитала и долговых обязательств на определенное время; норма недвижимости, используемая в коммерческих целях; ограничения на предоставление крупных кредитов. Банк Японии устанавливает для банков обязательства по предоставлению отчетных документов об их деятельности.

Инструменты денежно-кредитной политики Банка Японии претерпели значительную эволюцию. В течение нескольких послевоенных десятилетий такие классические инструменты, как установление учетной ставки процента, норм обязательных резервов, операции на открытом рынке ценных бумаг, не играли ведущей роли, уступая прямому количественному лимитированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента. В середине 1970-х гг. положение в экономике Японии коренным образом изменилось, вслед за высокими темпами экономического роста пришел глубокий и продолжительный кризис. Со сменой фазы экономического цикла существенно возросло значение кредитно-денежного регулирования экономики, что обусловлено, в частности, усилением позиций государства в кредитной системе.

Денежно-кредитное регулирование в стране осуществляется через Банк Японии, Министерство финансов, Федерацию экономических организаций («Кейданрэн»). Основные методы регулирования: установление нормы ссудного процента, административные меры, проводимые совместно с правительством через денежно-кредитную систему, система обязательных резервов, операции на открытом рынке и с иностранной валютой. Если до 1970-х гг. преобладали административные формы регулирования, то в дальнейшем их значение понизилось, а роль рыночно-стоимостных методов возросла. В связи с общим переходом к неоконсервативному экономическому курсу в кредитно-банковской сфере (закон 1981 года) государственный административный контроль за деятельностью банков был несколько ослаблен. Тем не менее, в руках государства осталось кредитование отраслей и объектов с высоким предпринимательским риском и низкой рентабельностью, а принятые меры означали не упразднение системы государственного регулирования, а лишь ее частичную перестройку.

Ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной степени ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному классическому инструментарию. Возросла гибкость процентных ставок, учетная ставка была увеличена до рыночного уровня. С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями государственных займов, перейдя к системе открытой подписки на них. Был сформирован рынок ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала.

Банк Японии называют «банком банков», он является партнером по заключению сделок для частных кредитно-финансовых уч­реждений, предприятий и отдельных лиц. Он принимает на хранение вклады от частных финансовых учреждений, что называется системой резервных депозитов (введена с 1957 года). Финансовые учреждения, присоединившиеся, к этой системе, обязаны сда­вать на хранение в Банк Японии на свои текущие счета определенную сумму резервных депозитов. В тех случаях, когда у финансовых учреждений не хватает наличности) они обращаются в Банк Японии, который предоставляет им ссуды. Процент по ним определяется уровнем официальной процентной ставки.

Коммерческие банки Японии

Основа банковской системы Японии - общенациональные. банки. Общий объем их капитала составляет около 80% от общего объема капитала всей банковской системы страны.

Общенациональные банки включают городские банки, региональные банки, региональные банки второго разряда, банки долгосрочного кредитования и трастовые банки. Ядром кредитно-банковской системы выступают городские банки. Крупнейшие банки японских финансовых групп: банки «Дайите Канге Банк», «Сакура», «Фудзи Банк», «Мицубиси Банк», «Асахи», «Санва Банк», «Сумитомо Банк», «Токай банк». Большинство их штаб-квартир расположено в Токио и Осаке.

Региональные банки, как и городские, также являются коммерческими, однако уступают им по объему капитала и операций. В основном они расположены в малых и средних городах. Региональные банки второй очереди (второго разряда), как правило, имеют небольшие капиталы, У них преобладают операции с частными лицами и небольшими предприятиями. В последние десятилетия усилилось взаимопроникновение городских и региональных банков с трастовыми банками, специализирующимися в основном на проведении трастовых операций.

Прочие банковские институты Японии

Важное звено банковской системы - различного типа кооперативные кредитные институты: кредитные ассоциации, кредитные кооперативы и трудовые кредитные кооперативы. Разветвленную сеть представляют кредитно-финансовые учреждения для сельского и лесного хозяйств. В их числе Центральный кооперативный банк для сельского и лесного хозяйств, сельскохозяйственные кредитные федерации с филиалами, а также сельскохозяйственные кооперативы с филиалами, объединения кредитных рыболовецких кооперативов с филиалами и рыболовецкие кооперативы с филиалами. В кредитных учреждениях для сельского и лесного хозяйства сосредоточено 7% всего банковского капитала Японии, на их долю приходится 5% всех кредитных вложений. В дополнение к коммерческим банкам и различного рода кредитным кооперативам в Японии действует развитая почтово-сберегательная сеть. Хотя объемы предоставленных через эту сеть ссуд невелики, в целом она состоит из более чем 23 тыс. филиалов.

Мобилизация сбережений населения осуществляется банковскими институтами, почтово-сберегательной системой и кредит­ной кооперацией. Главную роль в сберегательном деле играют банки (около 52% общей суммы личных сбережений), за ними следуют учреждения почтово-сберегательных касс (30%) и кредитная кооперация (18%). В банках 58% остатка средств на срочных депозитах приходится на личные сбережения.

Япония относится к числу стран, в которых особенно активно протекают процессы интернационализации банковской сферы. Первые отделения иностранных банков в Японии были открыты на рубеже 19-20 столетия. «Гонконг энд Шанхай банкинг корпорейшн» открыла в Иокогаме свою контору в 1865 году, за ней последовал «Чартеред банк». Первый американский банк был открыт в 1902 году. Наиболее активно формирование отделений иностранных банков шло в послевоенный период. Эти банки были призваны внести существенный вклад в возрождение национальной экономики. Затем вплоть до 1970 года Япония была примером многочисленных ограничений деятельности иностранных банков: перед ними устанавливались жесткие барьеры, препятствующие их проникновению в страну.

В 1970 году было решено включить банковскую сферу в третий раунд программы либерализации иностранных капиталовложений. Согласно условиям либерализации для иностранных банков открывались три пути проникновения в Японию: создание нового банка с иностранным капиталом или учреждение банка со смешанным капиталом, участие в управлении существующим банком и открытие отделения. Были сняты ограничения на доступ иностранных банков к местным депозитам, отменены требования о предварительном уведомлении при получении суточных кредитов на денежном рынке, лимиты получения кредитов на межбанковском рынке. Иностранным банкам было разрешено выпускать депозитные сертификаты в пределах 30% займов и авуаров в иенах, а также предоставлять кредиты в иенах нерезидентам.

В конце 1980-х гг., в условиях все возрастающей экспансии японских кредитно-финансовых институтов на мировых рынках, Япония, стремясь обеспечить им максимально благоприятные условия в странах пребывания и избежать ответных репрессий с учетом принципа взаимности, предприняла ряд шагов по предоставлению иностранным банкам прав даже более широких, чем имеют национальные банковские институты. Несмотря на действующие в Японии, как и США, законодательные разграничения ссудно-депозитных и инвестиционных операций, иностранным банкам было разрешено учреждать инвестиционные компании с 50%-ным владением.

Иностранные банки, действующие в Японии, существенно отличаются друг от друга как по размерам своих активов, обороту, видам основных операций, так и по тому положению, которое они занимают в банковской системе страны. Рост числа иностранных банков в Японии мало изменил положение, при котором господствующие позиции по-прежнему занимают несколько давно созданных банков. Среди них выделяются американские банки. Например, на три американских банка - «фёрст нешнл ситибанк», «Чейз манхэттан банк» и Банк Америки - приходится около 30% всех кредитов, предоставленных иностранными банками в Японии.

Особенности деятельности японских банков

В международной экспансии японских банков отмечаются несколько основных этапов. До начала 1980-х гг. их международная активность была крайне ограниченной, сосредоточивалась в основном на финансировании японского экспорта и валютных операциях, связанных с внешнеэкономическими связями страны. Международную деятельность в широких масштабах осуществлял только «Банк оф Токио». В 1970-1972 гг. произошел скачкообразный рост иностранных активов многих японских банков. Используя политику «кредитного демпинга», японские банки стремились оттеснить иностранных конкурентов и завоевать свое место на международном кредитном рынке.

К созданию разветвленной сети банковских учреждений за рубежом Япония приступила лишь в начале 1970-х гг. За относительно короткий период японские банки создали мощную базу для операций за рубежом и по размеру своей заграничной сети вышли на третье место в мире (после американских и английских). Подавляющая часть японских банковских институтов в США находится в двух центрах: Нью-Йорке и Калифорнии. Их концентрация в Нью-Йорке отражает значение последнего как международного валютно-финансового центра.

Крупнейшим европейским плацдармом японских банков служат Великобритания и Германия. Японская банковская группировка в Лондоне - самая многочисленная после американской. Проникновение японского банковского капитала на австралийский континент, начавшееся в конце 1960-х гг., было столь динамичным, что за короткий срок японским банкам удалось занять не только равные, но и в ряде случаев предпочтительные позиции в борьбе с опытными конкурентами из Великобритании, Франции, США. В Юго-Восточной Азии японскими байками в наибольшей степени освоены Сингапур и Гонконг.

Одним из методов проникновения японских банков на иностранные денежные рынки стало создание многонациональных финансовых институтов. Характерная черта в организации многонациональных банковских группировок с участием японского капитала - сотрудничество, как правило, лишь с крупными банками, обладающими значительным опытом в международных банковских делах. Среди крупнейших японских и иностранных банков выделяются группировки «Мицубиси-Чейз Манхэттан банк», «Фудзи - Ситибанк», «Сумитово-Банк Америка».

Стабильность японских банков обеспечивается развитой системой надзора за их созданием и деятельностью. Надзор осуществляется Банком Японии и министерством финансов. Важное значение при осуществлении надзора за банковской деятельностью придается системе регулярных контрольных проверок банков. В целях зашиты интересов вкладчиков, поддержания стабильности кредитной системы и устойчивого состояния финансовых институтов министерство финансов и Банк Японии поочередно, раз в два года, проводят проверку банков.

Основные способы проверки - анализ состояния активов, осмотр филиалов банков и собеседование с управленческими кадрами. Все большее внимание обращается на контроль банка за рисками, на меры, принятые по увеличению собственного капитала, рентабельность, программу менеджмента, осуществление структурной перестройки и другие фактические параметры. Анализ банковских активов проводится для определения состояния, связанного с кредитованием и иными видами акти­вов, что позволяет выяснить степень кредитного риска. Анализ осуществляется по направлениям кредитования, обязательствам клиентов по акцепту, выданным банком гарантиям, ценным бумагам, движимости и недвижимости.

Для поддержания стабильности банковской системы и предотвращения возможных банковских банкротств в 1971 году в Японии была создана Корпорация по гарантии банковских вкладов. Практически каждый японский банк ежемесячно платит в фонд Корпорации взносы в размере 1,012% от суммы его депозитов.

С 1 апреля 1998 года в Японии проведена реформа банковской системы. Реформа отменила большинство ограничений на валютные операции, а также на банковские сделки, связанные с ввозом и вывозом капитала. Фиксированный процент брокерских комиссионных оставлен теперь только в отношении сделок, не превышающих 50 млн. иен.

Власти действовали решительно (отсюда и название «большой взрыв»). В первую очередь была ликвидирована система жесткого сегментирования и регулирования деятельности финансовых институтов. По сути дела, «астрофизики» позволили «всем делать все». Далее подверглась реформированию система страхования вкладов. Государство взвалило на плечи банков большую часть связанных с этим финансовых хлопот. Затем отладило схему плавной ликвидации неплатежеспособных банков: работающие активы таких учреждений были переведены под временное управление государства.

Правительство также пошло на пополнение собственного капитала ослабевших кредитных институтов. Для этого оно на возвратной основе привлекает бюджетные средства. Их обеспечением служат акции санируемых банков. Наконец, властями были организованы мероприятия по скупке неработающих кредитов, причем как у кредитных учреждений, так и у предприятий, имеющих перед ними задолженность. Безнадежную задолженность компаний предполагалось списать.

Комплекс этих «астрофизических» мероприятии дополнили институциональные реформы. Большую независимость от правительства и самостоятельность получил Банк Японии, ответственный за состояние денежной системы страны. Для общего руководства реформой была создана комиссия по реструктуризации финансовой системы. Органы банковского надзора выделились из министерства финансов в самостоятельное агентство финансового надзора. Правительство организовало две новых корпорации, занимающихся выкупом неработающих кредитов. Кроме того, в результате слияний и объединений целого ряда крупных банков были сформированы мощные финансовые холдинговые компании.

В последние годы в финансах Страны восходящего солнца следует отметить несколько тенденций. Прежде всего, идет устойчивое снижение всех видов процентных ставок. Очевидно, это связано с проводимой властями страны политикой нулевой ставки, которая имеет своей целью оживление экономики через вливание «дешевых» денег. Низкие ставки настолько зажимают банковскую маржу, что удельные доходы становятся минимальными. Это вынуждает кредитные учреждения искать замену традиционным источникам получения доходов.

Несмотря на низкие ставки, обязательства японских финансовых институтов в виде действующих депозитов несколько увеличились. Это демонстрирует наличие у клиентов свободных средств, которые в условиях депрессивной экономики не находят иного применения. Да и сами банки в последнее время активно работают с населением, справедливо рассматривая его как важное дополнение к такой традиционной для себя клиентуре, как промышленные предприятия.

Однако совокупные объемы средств, привлеченных кредитными институтами, несколько уменьшились. Прежде всего по причине сокращения объемов эмиссии банковских бумаг. «Сжимавшиеся» в объемах средства банки направляли на покупку ценных бумаг, одновременно сокращая объем выдаваемых кредитов.

Интерес банков к бумагам был продиктован не только расширением возможностей игры на финансовых рынках. Расширились объемы выпуска государственных облигаций (с 96 трлн. до 147 трлн. иен), которые во всем мире признаются самым надежным вложением средств. По мере роста прибылей крупные промышленные корпорации теряли интерес к новым кредитам. А банки, не находя перспективных клиентов и перенацелившись на рынок государственных обязательств, стали с меньшим вниманием относиться к заемщикам.

Вплоть до лета 2004 года пессимистические нотки устойчиво преобладали в оценках рынка потребительского кредитования. Простые японцы, номинальные доходы которых в условиях хронической дефляции практически не увеличивались, тогда еще не были готовы покупать японские или европейские дорогие товары, отдавая предпочтение китайскому ширпотребу.

Наконец, по мере роста курса иена/доллар и при практически неизменном дневном обороте торгов происходило сжатие расчетов через систему валютного клиринга. При этом в структуре сделок заметно выросла доля соглашений своп (примерно с половины до двух третей общего объема дневного рынка).

Ход «экономико-физического» эксперимента можно замерить по нескольким показателям. Они свидетельствуют, что все эти годы после «Большого взрыва» состояние банковской системы Японии было заметно хуже, чем финансовых институтов США. Но по отдельным параметрам оно вполне сопоставимо с положением дел в развитых европейских странах.

Так, прибыльность японских банков в пореформенные годы (здесь и далее - 1998-2002 гг.) находилась на низком уровне. Отношение прибыли к активам было отрицательным. Прибыль кредитные учреждения продемонстрировали лишь в 2000 году. Но уже год спустя этот показатель стал нулевым, и затем банки снова «вышли в минус». Показатель прибыли к собственному (акционерному) капиталу тоже выглядел удручающим. И только в 2000 году он имел положительное значение.

Справедливости ради нужно заметить, что прибыльность, особенно в краткосрочном аспекте, для японцев не всегда была самоцелью. Задача традиционно ставилась так, чтобы обеспечить капиталами стабильный рост экономической системы в целом. Прибыль банков при этом возникала как бы сама собой. Ее надежно гарантировали расширение объемов продаж и, соответственно, доходов промышленных корпораций. Таким образом, проблема эффективности японских банков связана не столько с их неумением работать, сколько со структурой общественного капитала и механизмом функционирования экономики, а также со спекулятивной земельно-фондовой эйфорией, охватившей страну в 1980-е годы.

По качеству активов банковской системы Япония тоже уступала большинству развитых стран. Объем неработающих кредитов к общей сумме выданных кредитов в пореформенный период находился на уровне заметно более высоком, чем, например, в США. Более того, в Японии это отношение не демонстрировало тенденции к снижению.

Еще хуже дело обстояло с резервами на покрытие неработающих кредитов. В Японии они постоянно сжимались, а в США, наоборот, увеличивались и даже превышали 100%. Доля неработающих займов в Японии даже при самой грубой прикидке все же была в целом несколько лучше, чем худшие показатели для Европы, но размер резервов под неработающие японские кредиты заметно уступал европейскому уровню.

Отсутствие ясной тенденции к снижению доли неработающих кредитов в активах говорит о том, что они в текущей деятельности банков по-прежнему воспроизводятся. Отчасти это связано с тем, что при существующей в стране сложной перекрестной системе акционерного капитала при выдаче кредитов понятие «плохонький, но свой» не является пустым звуком. При оценке качества капитала необходимо также принять во внимание действия японского правительства, которое неоднократно производило вливание свежих средств в капитал банков.

Все это привело к тому, что показатели качества капитала оказались завышенными, по некоторым оценкам, примерно вдвое. И при тщательном изучении состояния капиталов, предпринятом надзорными структурами, некоторые банки были прямо уличены в искажении бухгалтерской отчетности.

В 2003 году наметились тенденции к сокращению объема неработающих кредитов, что позволило МВФ выразить надежду, что худшие для японских финансовых институтов годы остались позади. Тем не менее, среди российских исследователей данной проблемы преобладают весьма осторожные или пессимистические оценки. Эксперты из институтов Российской академии наук отмечают низкую эффективность «Большого взрыва» и полагают, что списание неработающих кредитов и решение прочих проблем может растянуться в Японии на десятилетия.

По материалам книги "Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова" - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 622 с.



Статьи по теме: