Какая отрасль образует сердце японской промышленности. Важнейшие промышленные и финансовые центры японии, крупнейшие корпорации

1. В последнее время металлургия претерпела значительные изменения. Вместо многих устаревших заводов они создали мощные заводы, оснащенные новейшими технологиями.

Япония, которая не имеет достаточного количества сырья, фокусируется на импорте железной руды и коксующегося угля. Основными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основными поставщиками угля являются США, Австралия; в меньшей степени — в Индии и Канаде.

В производстве рафинированной меди Япония занимает второе место в мире со стороны Соединенных Штатов. Депозиты полиметаллических руд являются основой для развития производства цинка и свинца.

2. Японский энергетический сектор в основном ориентирован на импортное сырье (в основном на нефть и нефтепродукты). Импорт нефти превышает 200 миллионов.

тонн (собственное производство — 0,5 млн. тонн.

Промышленность и сельское хозяйство в Японии

тонн за 2007 год). Доля угля в потреблении снижается, потребление природного газа увеличивается в потреблении (оно импортируется в сокращенной форме). Роль гидроэнергетики и ядерной энергетики возрастает. В Японии наблюдается сильное электричество. Более 60% мощности приходится на тепловые электростанции (максимум 4 миллиона кВт). С середины 1960-х годов были построены атомные электростанции. В настоящее время более 20 атомных электростанций работают на импортном сырье (более 40 единиц энергии). Они дают около 30% электроэнергии.

В стране построены самые мощные атомные электростанции в мире (в том числе Фукусима — 10 единиц).

3. Судостроительная промышленность Японии очень разнообразна: из Йокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров, расположен крупнейший в мире супертанкер и другие корабли.

Судостроение специализируется на строительстве танкеров большой емкости и сухих грузовых судов. Общий тоннаж судов, построенных в Японии, составляет 40% от тоннажа в мире. В судостроении страна прочно заняла первое место в мире (2-е место — Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные компании расположены по всей стране. Основные центры находятся в крупнейших портах (Йокогама, Нагасаки).

4. Производство цветных металлов является материальным и энергоемким. Что касается «экологически грязной» отрасли, такая важная реорганизация отрасли.

В последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Нефтеперерабатывающие заводы расположены практически во всех крупных промышленных центрах.

5. Инжиниринговая промышленность Японии включает в себя различные отрасли (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиастроение).

Существует ряд крупных тяжелых машиностроительных заводов, станкостроение, производство оборудования для освещения и пищевой промышленности. Важнейшими отраслями промышленности были электроника, радиопромышленность и транспортная техника.

* В последние годы Япония также заняла первое место в автомобильной промышленности (13 миллионов единиц в год) (20% экспорта Японии — промышленность).

Важнейшими отраслевыми центрами являются Toyota (район Нагасаки), Йокогама, Хиросима.

* Основные компании общего машиностроения расположены в промышленной зоне Тихого океана: в районе Токио — сложные аппаратные средства, промышленные роботы; в Осаке — металлоемкое оборудование (рядом с центрами металлургической промышленности); в Нагойском регионе — машиностроение, производство оборудования для других отраслей промышленности.

* Компании радио и электронной промышленности ориентированы на центры с квалифицированной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой и хорошо развитой научно-технической базой.

На долю Японии приходилось более 60% производства промышленных роботов, ½ станков с ЧПУ и изделий из чистой керамики — от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире в начале 1990-х годов.

Япония занимает лидирующие позиции в области производства бытовой электроники и электронного оборудования. Доля страны в мире производства цветных телевизоров (с учетом производства японских компаний в иностранных компаниях составляет более 60%, видеомагнитофоны — 90% и т. Д.). Продукция наукоемких отраслей составляет около 15% от общего объема промышленного производства в Японии. И вообще для машиностроительной продукции — около 40%.

* Нефтеперерабатывающие заводы, а также химическая промышленность тяготеют к основным центрам индустриальной зоны Тихого океана — в агломерации промышленной зоны промышленного пояса Токио.

В мегаполисе Токио (Кавасаки, Тиба, Йокогама) в районах Осака и Нагоя компании используют импортное сырье. В зависимости от уровня развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

страницы: 1 2

Подробнее о теме:

Территориальное разделение труда в Вологде
риториальный работает экономическое сотрудничество Вологда С 1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в Вологодской области в составе 372 муниципалитетов: 26 муниципальных районов …

Предоставление России различных видов угля
В Российской Федерации имеется огромный резерв угольного баланса (более 200 млрд. Тонн — 12% мировых запасов) для фактического исследования — 105 млрд. Тонн угля геологических ресурсов оценивается в 4450 млрд. Тонн (30 процентов мировых запасов) …. По типам угля в структуре разведанных запасов России …

Экономические связи Южной Кореи
Западные страны Торговые отношения с западными странами включают экономическое партнерство, особенно с Соединенными Штатами и Европейским союзом.

Соединенные Штаты являются основным экономическим партнером Южной Кореи. Кроме того, Южная Корея занимает седьмое место в списке торговых партнеров США, перед многими развитыми …

Крупнейшие корпорации Японии

Все крупные промышленные компании в Японии являются транснациональными корпорациями, одним из крупнейших в мире. В списке 500 крупнейших ТНК в мире у них очень высокие позиции: двигатель Toyota, двигатель Honda — в автомобильной промышленности; Hitachi, Sony, NEC — в электронике; Toshiba, Fujitsu, Canon — в производстве компьютерной техники и т. Д.

К концу двадцатого века количество предприятий, предприятий и предприятий в Японии составило более 1,8 миллиона, а промышленные — 720 тысяч. Из них только 632 компании, которые составляют всего 0,1%, с более чем тысячей сотрудников.

Современная строительная индустрия в Японии представляет собой классическую двухуровневую систему: на самом высоком уровне — относительно небольшое количество крупных корпораций, более низкий уровень состоит из более чем 500 тысяч мелких субподрядчиков. Для крупных строительных компаний, Shimizu Corporation, Taisei Corporation, Kajima Corporation, Takenaka Corporation, Obayashi Corporation и Kumagai Gumi, Fujita Corporation, TODA Corporation, Hazama Corporation, Tokyo Construction и Mitsui Construction.

Крупнейшими японскими корпорациями сегодня являются передовые технологические концепции и строительство ультрасовременных небоскребов, их заводы оснащены специальными устройствами для автоматической сборки высокотехнологичных компонентов, Корпорация — ведущая мировая компания в области строительства тоннелей и подземных сооружений различного назначения.

Наконец, и, самое главное, у них самые современные технологии в области робототехники и компьютерной автоматизации строительных процессов и строительства «умных» зданий (зданий с автоматизированными системами жизнеобеспечения), а также массового использования модульных моделей установки.

Сильный интерес крупнейших японских корпораций в строительстве зданий во многом является отражением тенденции, которая была четко продемонстрирована в последние десятилетия — растущей концентрации населения Японии в центральных меганах.

Поэтому одним из возможных путей решения проблемы нового доступного жилья в японских меганах, активно поддерживаемого руководством Kajima Corporation, является активное строительство высоких и чрезвычайно высоких зданий.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЯПОНИИ

Mitsubishi (Mitsubishi) — одна из крупнейших японских корпораций, специализирующихся на производстве автомобилей. Сегодня Mitsubishi — один из крупнейших в мире автомобилей с самым широким диапазоном моделей — от микроавтобусов до тяжелых грузовиков и специальных автомобилей. Победы автомобилей Mitsubishi на Мировом ралли бесспорны и многочисленны; Ее модели вознаградили огромное количество наград.

Структура японской экономики

Отраслевая структура японской экономики : услуги — около 70%; промышленность — около 25; сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство — около 5%.

В 1980-х и 1990-х годах доля сельского хозяйства, продовольствия, текстиля, обрабатывающей промышленности, металлургической промышленности и других отраслей промышленности упала в ВВП Японии. Электроника и услуги начали развиваться на высоком уровне. Производство компьютеров, телекоммуникационных сетей, систем обработки текстов, бытовой электроники, промышленных роботов является основным направлением капитальных вложений японских предпринимателей.

Целью японской инвестиционной политики является не расширение производства, а модернизация оборудования, основанного на научных исследованиях. Примерно 19% ВВП поступает в основной капитал.

промышленность . Добыча горных продуктов снижается. Производство в Японии имеет следующую структуру (% в общей экономике): машиностроение — 50,2%, химическая и нефтехимическая промышленность — 12, пищевая — 10,8, древесина, бумага — 9, металлургия — 6,5, легкая промышленность — 4,2, строительные материалы, фарфор в фаянсе — 3,3%.

Машиностроение имеет тенденцию к увеличению и делится на: общую технику, электротехнику (включая электроприборы), транспортные средства, средства связи, прецизионные инструменты и т. д.

Электротехника Япония получила всемирное признание.

Включает электротехнику в быту, робототехнику, компьютерное производство. Это крупнейший подсектор аппаратной конструкции. Япония уделяет серьезное внимание использованию робототехники в повседневной жизни.

Автомобильная промышленность . По количеству произведенных автомобилей (по количеству легковых автомобилей и хуже по грузовым и автобусным-1) США занимают второе место в мире. Он ориентирован на экспорт продукции для национальной!

(особенно в азиатских странах).

судостроение (около 30% мировой судостроительной промышленности) занимает второе место в Республике Корея. Преобладает производство кораблей для международных сообщений.

металлургия Он разделен на три группы: черные, цветные и металлические изделия.

Один из ведущих производителей стали в мире. В дополнение к железной руде Япония активно использует вторичное сырье для его производства.

Легкая промышленность текстильной, пищевой, бумажной и химической промышленности.

Производится производство лекарств.

Пищевая промышленность В Японии есть некоторые особенности. 1. Существует ряд специальных (традиционных) видов продуктов питания, производство которых практически невозможно заменить на импорт. 2. Японская пищевая промышленность производит продукцию самого высокого уровня готовности.

3. Широко используемые заменители соли, сахара, жира и т. Д. (они популярны низкокалорийные продукты). Объем производства продуктов питания относительно стабилен, поскольку он в основном предназначен для внутреннего потребления и не экспортируется.

Химическая промышленность это индустрия, основанная на знаниях.

Важную роль играют нефтехимия и производство лекарств.

Бумажная промышленность является традиционным, но он имеет проблемы (из-за отсутствия древесины и необходимости использования переработанных материалов в этом отношении).

строительство — специальная промышленность в Японии (из-за высокой урбанизации и необходимости проведения инженерных и строительных работ, которые в основном инвестируются государством). Норма, точность и высокое качество являются нормой.

сельское хозяйство .

Обработанные территории занимают 15% территории страны. Промышленность обеспечивает почти 3/4 потребностей страны в питании путем повышения сельскохозяйственного производства и, следовательно, увеличения инвестиций в промышленность. Инструкциями по интенсификации являются рациональное использование земли, расширение сезонного производства, механизация и химикаты.

Однако в последние годы уровень самообеспеченности источников продовольствия и рост их импорта значительно снизился. Япония — крупнейший импортер сельскохозяйственной продукции, особенно зерновых и кормов (60% продовольствия).

Основой сельского хозяйства являются мелкие хозяйства (1,2 га).

Производство растений .

Основным зерновым продуктом является рис (10-12 миллионов тонн), это более 50% культур, за которыми следуют пшеница, соя и овощи.

Животноводство игра в Японии не так важна, как выращивание риса. Японцы тратят гораздо меньше мяса и молочных продуктов по сравнению с людьми западных стран.

Однако за последнее десятилетие роль домашнего скота значительно возросла. Это особенно быстро развивается; , свиная и куриная птица.

Традиционно разработано рыбалка , роль промышленности является постоянной; Она увеличивается.

Рыба, как и рис, остается основной пищей. Чтобы поймать рыбу, Япония занимает второе место в Китае, а потребление рыбы — второе место в Исландии.

Одной из серьезных проблем дальнейшего развития японского сельского хозяйства является изменение структуры населения. Во-первых, число работников в промышленности снижается полностью; Во-вторых, увеличивается доля граждан в возрасте старше 60 лет. Количество фермерских хозяйств, работающих в коммерческих целях, заметно уменьшается.

Другая проблема заключается в необходимости совершенствования технологий переработки сельскохозяйственной продукции.

Сфера услуг включает: электроэнергетику, газовые и тепловые объекты, водоснабжение, транспорт, связь, торговлю, финансы, страхование, управление, бытовые и рекреационные услуги («сабжи» — «индустрия услуг»)

В нем работают 63,7% сотрудников.

Сфера Саби — «Сфера услуг» — одна из крупнейших и наиболее динамичных отраслей в Японии (не только в сфере услуг, но и во всей национальной экономике) и в плане производства — такая же, как и вся обрабатывающая промышленность в целом.

Характеристика отраслевой и территориальной структуры экономики Японии

Япония взяла верх в 2004 году.

более 6,5% мирового ВВП, 12% мирового промышленного производства. Объем внешней торговли составляет около 11,2% мирового товарооборота.

В начале двадцатого века.

Экономика Японии характеризуется следующей структурой: сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство составляют 2,2% ВВП и 5,4% работы; В отрасли генерируется около 41,1% ВВП, занято 34,6% работников; сектор услуг составляет 56,7% ВВП и 60% рабочей силы в этом секторе.

В отличие от других стран «большой семерки», где доля сферы нематериального производства выше, в Японии отличная роль отрасли.

Япония является одним из крупнейших инвесторов в мире: она составляет около 40% мирового кредитного капитала. В основном в облигациях, ценных бумагах США и ЕС.

Промышленность Японии и ее развитие

Особенностью последних времен является резкое увеличение прямых инвестиций. Они стоят в среднем 15,5 млрд. Долл. США в год.

С 80-х годов. Япония стала одним из крупнейших финансовых центров в мире.

Японский рынок наличных денег и капитала оценивается более чем в 6 триллионов долларов. Это второе американское число (9,9 млрд. Долларов США). Стоимость акций, зарегистрированных на Токийской фондовой бирже, превышает 3 триллиона долларов.

Это больше, чем Нью-Йоркская фондовая биржа.

Что касается расходов на исследования и разработки, Япония занимает второе место в мире, отставая только от США. Расходы на НИОКР составляют более 3% ВВП и достигают 80% уровня США.

Новые и современные промышленные сектора, основанные на передовых технологиях, развивают: 1) производство коммуникационных и информационных технологий, 2) производство новых композиционных материалов и 3) биотехнологию.

Японскую промышленность можно разделить на две группы отраслей:

1. Материально-интенсивное производство: сталеплавильное, нефтехимическое, автомобильное, судостроение.

Важность этих отраслей со временем уменьшается. К началу восьмидесятых годов. в судостроительной промышленности 40% мощности было представлено в алюминиевой промышленности — 45%, в производстве синтетических волокон — 20%;

2. высокотехнологичные отрасли: производство роботов (50% мирового масштаба), компьютеры, полупроводники (40% мирового производства), бытовая радиоэлектроника.

Страна занимает первое место в мире по производству металлорежущих станков, промышленных роботов, фотографического оборудования и других продуктов, вторая по производству кораблей.

Сохраняется высокий уровень производства потребительских товаров, который в основном ориентирован на экспорт.

Увеличивается производство медицинской электронной аппаратуры, микроэлектроники, устройств численного контроля. Япония поставила перед собой задачу развития вблизи Вселенной.

Основные инженерные объекты сосредоточены в промышленной зоне Тихого океана.

Эксклюзивное место занимает токийская область (Keihin), которая поставляет более 30% изделий машиностроения. На побережье внутреннего японского моря создается целая цепь промышленных единиц. Государство содействует промышленному развитию приграничных регионов страны.

Топливно-энергетический комплекс. Долгое время он был основой энергетического сектора в состоянии угля, древесины.

Рост тяжелой промышленности привел к значительным изменениям в энергетической базе Восточной Японии, где сосредоточены наиболее энергоемкие отрасли. Значительно сократился объем потребления импортной нефти и коксующегося угля, а доля национальных источников энергии заметно снизилась.

Энергетическая база японской промышленности очень уязвима. На 80% это зависит от импорта нефти.

В настоящее время Япония потребляет 5% мирового производства электроэнергии. В 2002 году она произвела 1038 миллиардов киловатт. электрический ток, прошел этот показатель до третьего места в мире по США и Китаю. В своем развитии японская электроэнергетика прошла несколько этапов. Первую из них можно назвать гидроэнергетикой, она упала до 50 лет. Второй этап охватывал 60-е и первую половину 70-х годов.

Третий этап начался с середины семидесятых до середины восьмидесятых. Четвертое — с середины 80-х до середины 90-х годов. Последний — с середины девяностых до наших дней.

В 2003 г. производство химической продукции в Японии в стоимостном выражении возросло по сравнению с 2002 г. на 1% и составило 22,75 трлн. иен (свыше $181 млрд.). По этому показателю страна по-прежнему занимает второе после США место в мире и первое в Азии.

В данном секторе экономики насчитываются более 5 тыс. предприятий с общим числом занятых около 364 тыс. В пятерку ведущих продуцентов химических товаров в Японии входят компании (продажи в 2003 г., млрд. $): Mitsubishi Chemical — 16,2, Asahi Kasei — 11,1, Sumitomo Chemical — 9,5, Mitsui Chemicals — 9,1, Ube Industries — 4,9.

В 2003 г. несколько возрос уровень продаж и прибылей крупнейших химических компаний страны.

Экспорт химической продукции из Японии в 2003 г. вырос против 2002 г. на 16,5% и достиг $38,5 млрд. Около 60% экспорта направляется в страны Азии, в первую очередь в Китай, Республику Корея и на Тайвань.

Его основу составляют органические и неорганические соединения, пластмассы, лаки и краски, фармацевтические товары и др. Импорт химикатов в Японию (в основном из стран ЕС и США) в 2003 г. увеличился на 15% — до $29,75 млрд. В нефтехимической отрасли впервые с 1999 г. прекратилось падение производства этилена, объем которого вырос по сравнению с 2002 г. более чем на 2% — до 7,3 млн. т, практически достигнув уровня 2001 г. Также прекратился спад в производстве пластмасс, синтетических волокон , красителей, резинотехнических изделий.

Выработка полиэтилена только в IV квартале 2003 г. возросла на 4%. Выпуск полипропилена и синтетических волокон стабилизировался на уровне 2002 г., и наметилась тенденция к его росту.

Это главным образом связано с увеличением спроса со стороны КНР и возросшими ценами на азиатском рынке. Япония осуществляет постепенное снижение импортных пошлин на нефтехимическую продукцию, что ведет к усилению конкуренции на внутреннем рынке со стороны зарубежных поставщиков. В этой связи японские нефтехимические компании увеличили в 2002-2003 гг.

Экономика Японии

инвестиции в модернизацию предприятий с целью повышения эффективности производства и снижения издержек.

В отрасли продолжается процесс концентрации капитала. В начале текущего десятилетия Idemitsu Petrochemical и Tokuyama создали компанию по производству полипропилена Tokuyama Polipro, а Nippon Polichem и Nippon Poliolefines — СП по выпуску полиэтилена. Mitsui Chemical и Sumitomo Chemical планируют слияние в 2004 г., что может привести к образованию крупнейшего продуцента химикатов в стране.

Японские химические концерны продолжают создавать новые фирмы в азиатских странах, прежде всего в КНР.

Ключевая роль в разработке и производстве высокотехнологичной химической продукции в Японии принадлежит таким компаниям, как Mitsubishi Chemical, Mitsui Chemicals, Denky Kagaku Kogyo, Kao, Midory Kagaku, Nippon Chemical Industrial, Nissan Chemical Industrial, Toa Gosay и Toso.

Указанные компании планируют в ближайшей перспективе сосредоточить внимание на выпуске химикатов для электронно-информационной индустрии, биотехнологической и химико-фармацевтической отраслей, делая основной акцент на обеспечении высокого уровня экологической чистоты продукции.

Параллельно японские компании продолжают укреплять позиций на мировом рынке традиционных видов крупнотоннажных химикатов: полимеров, поверхностно-активных и агрохимических веществ, в первую очередь за счет расширения их производства на зарубежных дочерних предприятиях.

По оценкам японских экспертов, совершенствование национальной научно-технической и производственной базы на основных направлениях развития химической промышленности обеспечит условия для дальнейшего укрепления позиций Японии на мировом рынке химической продукции до 2010 г. В соответствии с принятой правительством Японии в 2002 г. обновленной программой развития высокотехнологичных отраслей до 2010 г. одним из ключевых направлений признано развитие практического приложения биотехнологии.

Компании, специализирующиеся в данной области, осуществляют массированное продвижение продукции на внутренний и внешний рынки. Этому способствуют такие факторы, как наличие необходимого технического оснащения для проведения НИОКР и поддержка со стороны государственных органов, в частности, Министерства экономики, торговли и промышленности. Около 80% всех ассигнований на проведение НИОКР в сфере биотехнологии обеспечивают крупные пищевые, винодельческие, химические и фармацевтические компании (Adsinomoto, Mitsubishi Chemical Industries и др.).

Решающее значение для развития биотехнологии в Японии имеет тесное сотрудничество государственного и частного секторов. В реализации биотехнологических проектов наряду с крупными и средними фирмами принимает участие ряд министерств, а в последнее время большой вклад в новейшую биотехнологию вносят университеты.

Фундаментальные исследования в области генной инженерии позволили создать мощный научный задел и дать импульс прикладным разработкам.

Основное применение современная биотехнология находит в химико-фармацевтической промышленности, на долю которой приходится около 60% продаж продуктов, получаемых с использованием генноинженерных методов. Asahi Chemical Industries проводит исследования по созданию противораковых лекарственных средств совместно с Токийским университетом и фирмами Dainippon Seyaku и Sumitomo Chemical Industries.

Компания Sumitomo Seyaku выпустила в продажу на рынок препарат “Sumiferon” (типа альфа-интерферона), который признан первым в мире лекарством для лечения рака почек. Компания также предложила применять его для лечения гепатита-В6.

Одним из наиболее значительных достижений Sekysui Chemical Industries является разработка метода диагностики различных видов рака с помощью моноклеточных антител. Sankyo, которая наряду с фирмой Takeda в настоящее время лидирует в производстве препаратов по снижению уровня содержания холестерина в крови, создала препарат “Pravastatin”, объем продаж которого в Японии достиг 100 млрд.

Японские частные фирмы активизировали многоаспектные исследования в области генной инженерии. Некоторые фирмы, имея разрешения Министерства здравоохранения и социального обеспечения и зачастую невзирая на протесты потребителей, ведут исследования в области выращивания животных и растений с заданными свойствами, а также разработки пищевых продуктов методами генной инженерии.

Научно-исследовательский институт “Plantech” занимается исследованиями в выращивании сортов риса, устойчивых к различным вирусам. Mitsui Toatsu работает над таким сортом риса, который смогут употреблять в пищу даже страдающие аллергией на него. Фирма Kagome разрабатывает путем скрещивания новые стелющиеся сорта помидоров, приспособленные к определенным климатическим условиям и удовлетворяющие запросам потребителей.

Емкость японского рынка растений, полученных с использованием методов генной инженерии, в 2005 г. оценивается специалистами в 600-700 млрд. иен.

Биотехнология на современном этапе, отмечает японская печать, является одной из наиболее привлекательных сфер сложной наукоемкой технологии с точки зрения приложения частного капитала. Японские частные фирмы, которых теснят компании из новых индустриальных стран в области традиционных базовых отраслей промышленности, ищут новые сферы вложения капиталов.

В последние 10-15 лет частные фирмы, функционирующие в таких отраслях, как металлургическая, пищевая, текстильная, химико-фармацевтическая, стали активно включаться в сферу биотехнологии. Токийская Kirin Biru, уже более ста лет ведущая в стране пищевая и пивоваренная фирма, имеет лабораторию прикладной биологии в Маэбаси, где ведутся разработки медикаментов, ферментов и исследования культуры клеток.

В ее техническом центре в Иокогаме разрабатываются новые виды оборудования и технологии производства. Keva Hakko Kogyo, крупный продуцент алкогольных напитков, аминокислот, приправ, продуктов нефтехимии, активизировала биотехнологические исследования на нескольких направлениях, включая терапию рака с использованием иммунологических методов.

Крупнейшая в Японии текстильная компания Toray стала ведущим изготовителем альфа-интерферонов, применяемых в противораковой терапии. Nippon Kokan, один из ведущих продуцентов стали в стране, начала осуществлять научно-исследовательскую программу в области биотехнологических методов производства аминокислот. Nippon Electric форсирует фундаментальные исследования в области создания новых видов товаров, включая продукцию биоэлектроники.

Компания имеет широкие связи с университетами мира, изучает функции мозга человека, а также процессы обработки информации, поступающей от живых клеток. Она входит в число наиболее активных участников ряда проектов проведения фундаментальных исследований в рамках программы “Границы возможностей человека”. (БИКИ).

Япония (Нихон, или Ниппон) - одна из ведущих экономических держав. Она входит в число лидеров вместе с США и КНР. На нее приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии.

Промышленность Японии достигла высокого уровня развития, особенно это касается сфер науки и образования. Среди лидеров мировой экономики - компании «Тойота Моторс», «Сони Корпорейшн», «Фудзицу», «Хонда Моторс», «Тошиба» и другие.

Современное состояние

Япония бедна полезными ископаемыми - значение имеют только запасы каменного угля, медной и свинцово-цинковой руд. В последнее время стала также актуальной обработка ресурсов Мирового океана - извлечение урана из морской воды, добыча марганцевых конкреций.

С точки зрения мировой экономики на долю Страны восходящего солнца приходится примерно 12% от общего объема производства. Ведущие Японии - черная и машиностроение (в особенности автомобилестроение, робототехника и электроника), химическая и пищевая сферы.

Промышленое зонирование

В пределах государства существует три крупнейших региона:

  • Токио-Йокогамский, куда входит Кейхин, Восточная Япония, префектуры Токио, Канагава, регион Канто.
  • Нагойский, к нему относится Тюке.
  • Осакско-Кобский (Хан-син).

Кроме вышеуказанных, существуют также более мелкие районы:

  • Северное Кюсю (Кита-Кюсю).
  • Канто.
  • Восточный морской промышленный район (Токай).
  • Токийско-Тибский (к нему относят Кей-ё, Восточную Японию, регион Канто и префектуру Тиба).
  • Внутренне-японский морской район (Сето-Найкай).
  • Промышленный район северных земель (Хокурику).
  • Касимский район (сюда относятся все та же Восточная Япония, Касима, регион Канто и префектура Ибараки).

Более 50% доходов обрабатывающих отраслей приходится на Иокогама, Осака, Кобе и Нагоя, а также на г. Китакюсю на севере острова Кюсю.

Самым активным и стабильным элементом рынка в этой стране выступает малый и средний бизнес. К данной сфере принадлежит 99% всех японских компаний. Впрочем, это неверно в отношении текстильной индустрии. Легкая промышленность Японии (ведущим элементом которой является упомянутая отрасль) основывается на крупных, хорошо оборудованных предприятиях.

Агропромышленность

Сельскохозяйственные угодья страны занимают примерно 13% ее территории. Причем половина этих земель - заливные поля, используемые для выращивания риса. По своей сути сельское хозяйство здесь является многоотраслевым, причем в его основе лежит земледелие, а если точнее, то выращивание риса, технических и чая.

Однако это не все, чем может похвастаться Япония. Промышленность и сельское хозяйство в этой стране активно развиваются и поддерживаются правительством, уделяющим им много внимания и вкладывающим немало денег в их развитие. Значительную роль также играют садоводство и овощеводство, шелководство, животноводство, лесной и морской промыслы.

Важное место в аграрной отрасли занимает рис. Овощеводство развито в основном в пригородах, под него отводится около четверти сельскохозяйственных угодий. Остальную площадь занимают технические культуры, кормовые травы и тутовые деревья.

Около 25 млн га покрыто лесами, в большинстве случаев владельцами являются крестьяне. Мелким собственникам принадлежат участки площадью около 1 га. Среди крупных хозяев - члены императорского рода, монастыри и храмы.

Разведение скота

Животноводство в Стране восходящего солнца начало активно развиваться только после Второй мировой войны. У него есть одна особенность - в основе лежат импортные, привозные корма (кукуруза). Собственное японское хозяйство способно обеспечить не более трети всей потребности.

Центром животноводства выступает о. Хоккайдо. В северных районах развито свиноводство. В целом же поголовье достигает 5 млн особей, причем примерно половина из них - молочные коровы.

Рыболовецкий промысел

Море - одно из тех преимуществ, которым может порадоваться Япония. Промышленность и сельское хозяйство получают из островного расположения страны множественные выгоды: это и дополнительный путь для доставки товаров, и подспорье туристической сфере, и разнообразие продуктов питания.

Однако, несмотря на море, стране приходится импортировать некоторое количество продуктов (согласно международному законодательству, добыча морской живности разрешена только в границах территориальных вод).

Основными объектами лова выступают сельдь, камбала, треска, лососевые, палтус, сайра и т.д. Примерно треть улова дают воды в районе Не обошли Японию стороной и достижения современной научной мысли: здесь активно развивается аквакультура (выращиваются жемчужницы, рыбы в лагунах и на

Транспорт

В 1924 году парк легковых автомобилей в стране насчитывал всего около 17,9 тыс. единиц. В то же время имелось внушительное число рикш, велосипедистов и повозок, которые двигались за счет волов или лошадей.

20 лет спустя увеличился спрос на грузовые машины, в основном за счет растущих потребностей армии. В 1941 году в стране было произведено 46706 автомобилей, из которых всего 1065 - легковых.

Автомобильная промышленность Японии начала развиваться только после Второй мировой войны, толчком к чему послужила война в Корее. Более выгодные условия предоставлялись американцами тем компаниям, которые брались за выполнение военных заказов.

Во второй половине 50-х годов стремительно вырос и спрос на легковые авто. К 1980 году Япония обогнала США и стала главным мировым экспортером. В 2008 году эта страна была признана крупнейшим автопроизводителем в мире.

Судостроение

Это одна из ведущих отраслей, в которой занято более 400 тыс. человек, учитывая работающих непосредственно на заводах и на вспомогательных предприятиях.

Имеющиеся мощности позволяют строить суда всех видов и предназначений, при этом целых 8 доков рассчитаны на выпуск супертанкеров водоизмещением 400 тыс. т. Деятельность отрасли координирует АСКЯ, куда входит 75 национальных судостроительных компаний, суммарно выпускающих около 80% всего объема кораблей, производимых в Японии.

Развитие промышленности Японии в данной сфере началось после Второй мировой войны, когда в 1947 году стала действовать программа планового судостроения. В соответствии с ней компании получали от правительства весьма выгодные льготные кредиты, которые в каждом году по мере увеличения бюджета росли.

К 1972 году 28-я программа предусматривала (с государственной помощью) строительство судов общим водоизмещением 3304 тыс. брт. Нефтяной кризис сильно сократил масштабы, однако заложенная этой программой в послевоенные годы основа послужила стабильному и успешному росту отрасли.

К концу 2011 года портфель заказов для японцев составлял 61 млн двт. (36 млн брт.). Рыночная доля оставалась стабильной на уровне 17% по дедвейту, причем основная часть заказов относилась к балкерам (специализированные корабли, разновидность сухогруза для перевозки грузов вроде зерна, цемента, угля насыпью), а меньшая - к танкерам.

На данный момент номером первым в сфере строительства судов в мире, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны южнокорейских компаний, по-прежнему остается Япония. Специализация промышленности и поддержка со стороны правительства создали основу, которая поддерживает серьезные компании на плаву даже в сложившейся ситуации.

Металлургия

Страна имеет мало ресурсов, в связи с чем была разработана стратегия развития металлургического комплекса, нацеленная на энерго- и ресурсосбережение. Инновационные решения и технологии позволили предприятиям более чем на треть снизить потребление электричества, причем новации применялись как на уровне отдельных компаний, так и в целой отрасли.

Металлургия, как и другие отрасли, специализации промышленности Японии, активное развитие получила после войны. Однако если иные государства стремились модернизировать и обновить уже существовавшие у них технологии, правительство этой страны пошло по другому пути. Основные усилия (и деньги) были направлены на то, чтобы укомплектовать предприятия максимально передовыми на тот момент технологиями.

Быстрое развитие отрасли продолжалось около двух десятилетий и достигло пика в 1973 году, когда 17,27% всего мирового производства стали пришлось на одну Японию. Причем с точки зрения качества она претендует на роль лидера. Стимулировалось это, в числе прочего, импортом металлургического сырья. Ведь ежегодно завозится более 600 млн тонн кокса и 110 млн тонн железнорудной продукции.

К середине 90-х годов китайские и корейские металлургические предприятия составили конкуренцию японцам, и страна начала терять позиции лидера. В 2011 году ситуация ухудшилась из-за природного катаклизма и катастрофы на «Фукусима-1», однако по примерным подсчетам общее уменьшение темпов выпуска продукции не превышало 2%.

Химическая и нефтехимическая промышленность

Химическая промышленность Японии в 2012 году произвела продукции на 40,14 трлн йен. Страна входит в тройку мировых лидеров совместно с США и КНР, имея около 5,5 тыс. предприятий соответствующей направленности и давая рабочие места 880 тыс. человек.

Внутри самой страны отрасль занимает второе место (ее доля - 14% от общего объема), уступая только машиностроению. Правительство развивает ее как одну из ключевых сфер, уделяя большое внимание разработке экологически чистых, энерго- и

Изготавливаемая продукция продается внутри Японии и экспортируется: 75% - в страны Азии, около 10,2% - в ЕС, 9,8% - в Северную Америку и т.д. Основа экспорта - каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д.

Страна восходящего солнца также импортирует продукцию (объем ввезенного в 2012 году составил около 6,1 трлн йен), в основном, из ЕС, Азии и США.

Химическая промышленность Японии лидирует в производстве материалов для электронной отрасли, в частности, около 70% мирового рынка полупроводниковых изделий и 65% - жидкокристаллических дисплеев, принадлежит компаниям этой островной страны.

В современных условиях много внимания уделяется развитию производства углеродных волокон и композитных материалов для атомной и авиационной промышленности.

Электроника

Большое внимание уделяется развитию информационно-телекоммуникационной сферы. В роли «основного локомотива отрасли» выступают технологии передачи трехмерного изображения, робототехника, оптоволоконные и беспроводные сети нового поколения, интеллектуальные сети, «облачные вычисления».

По масштабам инфраструктуры Япония догоняет Китай и США и входит в тройку лидеров. В 2012 году общее число пользователей сети Интернет в стране достигло 80% от всего объема населения. Силы и средства направляются на создание суперкомпьютеров, разработку эффективных систем управления энергопотреблением и энергосберегающих технологий.

Энергетика

Примерно 80% потребности в энергоресурсах Япония вынуждена была обеспечивать за счет импорта. Изначально эту роль играло топливо, особенно нефть, из стран Ближнего Востока. С целью снижения зависимости от поставок в Стране восходящего солнца был предпринят ряд мер, в частности, в отношении «мирного атома».

Исследовательские программы в области ядерной энергетики Япония начала в 1954 году. Было принято несколько законов и созданы организации, призванные выполнять цели правительства в этой сфере. Первый коммерческий атомный реактор был импортирован из Великобритании, начав свою работу в 1966 году.

Через несколько лет страны приобрели чертежи у американцев и совместно с местными компаниями построили по ним объекты. Японские компании Toshiba Co., Ltd., Hitachi Co., Ltd. и другие стали проектировать и строить легководные реакторы сами.

В 1975 году из-за проблем с имевшимися станциями была начата программа совершенствования. В соответствии с ней ядерная промышленность Японии к 1985 году должна была пройти три этапа: первые два предполагали изменение существовавших конструкций с целью улучшения их работы и техобслуживания, на третьем же требовалось увеличить мощность до 1300-1400 мВт и провести фундаментальные изменения реакторов.

Подобная политика привела к тому, что в 2011 году в Японии имелось 53 действующих реактора, которые обеспечивали более 30% потребностей страны в электроэнергии.

После "Фукусимы"

В 2011 году энергетическая промышленность Японии получила серьезный удар. В результате сильнейшего в истории страны землетрясения и последовавшего затем цунами на АЭС «Фукусима-1» произошла авария. После случившейся затем крупной утечки радиоактивных элементов подверглось загрязнению 3% территории страны, население зоны вокруг станции (примерно 80 тыс. чел.) превратилось в переселенцев.

Это событие вынудило многие страны задуматься о том, насколько приемлемой и безопасной является эксплуатация атома.

Внутри Японии прошла волна протеста с требованиями отказаться от ядерной энергии. К 2012 году большинство станций страны было отключено. Характеристика промышленности Японии в последние годы укладывается в одно предложение: "Эта страна стремится стать «зеленой»".

Сейчас она фактически уже не использует атом, основная альтернатива - природный газ. Большое внимание также уделяется возобновляемой энергетике: солнцу, воде и ветру.

3.1 Машиностроение Японии

Машиностроение Японии представляет собой достаточно пестрое структурное образование. Большая роль принадлежит модернизированным отраслям массового экспортно-ориентированного производства, занимавшим лидирующие позиции в 60-70-х гг. (судостроение, автомобилестроение, некоторые виды общего машиностроения), и активно развиваются новые наукоемкие отрасли (радиоэлектроника, современное судостроение, авиационно-космическая, приборостроение, роботостроение).

В отраслях машиностроительного комплекса в настоящее время выпускается почти 44% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе почти 20% - в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 15% - в транспортном машиностроении, менее 10% - в общем машиностроении.

Зародившееся задолго до начала НТР, японское судостроение не ушло со сцены в последние десятилетия. Напротив, с 1956г. Япония удерживала в нем мировое первенство. И только в самые последние годы Японию догнала Республика Корея. Постепенно меняется и профиль отрасли, которая все больше переходит от производства супертанкеров и крупнотоннажных сухогрузов к судам более сложных типов.

Несмотря на то, что предприятия автомобильной промышленности Японии в последние годы несколько снизили выпуск машин, автомобилестроение по-прежнему во многом определяет «лицо» Японии в международном географическом разделении труда. Достаточно сказать, что эта отрасль формирует 1/10 общего ВВП Японии. Непосредственно в ней заняты примерно 700 тыс. работников, но если учитывать также эксплуатацию и обслуживание автомобильного парка в стране и за рубежом, то не менее 5-6 млн человек. Крупнейшими автомобильными фирмами являются «Тоёта» (район Нагоя), «Ниссан», «Хонда», «Мицубиси».

Развито в Японии и общее машиностроение, нацеленное как на экспорт, так и на обеспечение машинами и оборудованием собственной экономики. По выпуску металлообрабатывающих станков Япония вышла на первое место в мире еще в 1982г. В дальнейшем она специализировалась в основном на станках с ЧПУ и промышленных роботах (парк – 420 тыс. из 780 тыс. в мире), и в этом ей не было и нет равных. Основные предприятия отрасли сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса, но отдельные его районы имеют определенную специализацию. В Токийском районе преимущественно развит «верхний эшелон» общего машиностроения производство наиболее сложных видов оборудования, в Осакском заметно преобладание заводов по выпуску тяжелого металлоемкого машиностроения.

По масштабам электронной промышленности Япония уступает только США. Но по объему экспорта её продукция занимает первое место. В середине 1990-х гг. в этой отрасли были заняты 1,8 млн человек. По показателю наукоемкости она превосходит все другие отрасли, отличаясь и высокой степенью монополизации («Мацусита», «Хитати», «Тошиба», «Сони», НЭК, «Фуцзицу» и др.). Раньше Япония специализировалась главным образом на бытовой электронике, но затем перешла на выпуск более сложной продукции. К примеру, персональных компьютеров в конце 1990-х гг. выпускалось 8 млн штук в год. По общему числу эксплуатируемых компьютеров (около 50 млн) Япония уступает только США.

Развитию японского машиностроения, как и всей экономики в целом, значительно поспособствовало установление новой формы организации труда и производства, которая получила название тойотизм (постфордизм).

Внедрение принципов тойотизма обеспечило более эффективное использование рабочей силы и оборудования при одновременном повышении качества разнообразия выпускаемой продукции.


3.2 Машиностроение США

В машиностроительном комплексе США (машиностроение и металлообработка) трудится 2/5 всех занятых в промышленности, которые создают 2/5 промышленной продукции (по стоимости). Высокая наукоемкость и производительность труда при низкой капиталоемкости содействовали превращению этой сферы в базу НТП, обеспечивающую перестройку всего хозяйства, комплексную механизацию и электронизацию.

За последние 30 лет повысилась доля общего машиностроения и приборостроения при снижении удельного веса транспортного машиностроения, а также электротехники в структуре этой сферы. Наибольшие изменения произошли в 80-х годах под воздействием военно-промышленного комплекса (отсюда рост авиаракетно-космической промышленности и электротехники) и усилившейся конкуренции Японии в области электротехники и автомобильной промышленности. Характерна высокая монополизация машиностроения.

Автомобилестроение. Автомобиль давно превратился в символ американской жизни. Автомашины имеют 4/5 всех семей. На производстве и сборке автомобилей, в торговле, ремонте и техобслуживании их занято почти 6 млн человек. Ежегодно с конвейеров автозаводов сходит более 55 млн автомобилей (около 150 тыс. в день), на автомобили приходится более 12% всей мировой торговли, в автомобильной промышленности заняты миллионы рабочих.

В 1997 г. стоимость валовой продукции автомобильной промышленности США превысила 260 млрд. долл., а доля автомобилестроения составила 4,4% ВВП страны. В автомобильной промышленности и в автомобильном сервисе США заняты 12-13 млн. чел., или 17% всех занятых в промышленности страны. На долю автомобилестроения приходится 60% всех промышленных роботов и манипуляторов, более 12% всех НИОКР, осуществляемых в США, - больше, чем в фармацевтике, электронике и даже информатике, тогда как основные фонды автомобилестроения составляют всего лишь 4,6% стоимости всех основных фондов обрабатывающей промышленности США.

Погоду в мировой автомобильной индустрии делают 6 крупнейших концернов, на долю которых приходится 57,5% общего мирового производства, а на долю первой десятки фирм – 80%. Один только американский автогигант «Дженерал Моторс» производит каждый седьмой автомобиль в мире!

Почти 3/4 мирового автопроизводства приходится на легковые автомобили и лишь 1/4 на грузовики и автобусы. Основной объем производства легковых автомобилей приходится на страны Европы (39%) и Азии (30%). Североамериканское производство снизилось до 24% в связи с наращиванием выпуска легких грузовиков, доля которых в общем объеме производства автотранспортных средств в этом регионе превысила 45%.

Автомобильная промышленность США играет исключительно важную роль в экономике страны. Обладая огромным мультиплицирующим эффектом, автомобилестроение сильно влияет на развитие многих отраслей промышленности. Отрасль очень восприимчива к новым тенденциям в экономике, что отражается и в изменении её географии.

Авиаракетно-космическая промышленность. Эта отрасль связана с военно-промышленным комплексом. Здесь действуют крупнейшие монополии «Макдоннел-Дуглас», «Боинг», «Локхид» и др. Частные компании сосредоточили 9/10 военной продукции. Основной район АРКП сложился в тихоокеанских штатах еще до Второй мировой войны. Главные центры – Лос-Анджелес, Лонг-Бич, Сан-Диего, Сан-Хосе, Анахайм – находятся в Калифорнии. Второй важный район АРКП у г. Сиэтла, где расположены предприятия «Боинг». По военным заказам впереди Калифорния (1/5 заказов), за ней – Техас, далее – Нью-Йорк, Миссури и Коннектик.

Япония - одна из уникальнейших стран мира. После провала во Второй Мировой Войне она буквально восстала из пепла, подобно птице Фениксу.

Сначала, рассмотрим географическое положение страны. Япония расположена на четырёх островах: Сикоку, Хонсю, Косю, Хоккайдо и многочисленных мелких островах. Население – приблизительно 122,2 млн, что самое интересное 99% населения являются коренными японцами. Большую роль в становлении экономики и промышленности страны сыграла революция 1866-1896, известная также как Реставрация Мейдзи. Проведённые буржуазные реформы стали основой для развития капитализма.

Согласно конституции 1889 года Япония провозглашалась монархией во главе с императором. Однако законодательная власть была разделена между императором и парламентом. На рубеже XIX и XX вв Япония вступила в стадию монополистического капитализма – милитаризация Японии под началом императора Хирохито. В 1940 году Япония заключила военные союзы, направленные против СССР, Великобритании и США, с гитлеровской Германией и фашисткой Италией, а в 1941 вступила во вторую мировую войну, которая закончилась для неё поражением в сентябре 1945.

Послевоенная Япония

После окончания войны Япония оказалась перед дилеммой - целиком сосредоточиться на преодолении тогдашней гиперинфляции или направить все силы на восстановлении производства, сильно пострадавшего в ходе войны. Правительству срочно нужно было искать пути выхода их кризиса. Был выбран второй путь.

Япония придерживалась модели реформирования, основные пункты которой были следующие: предоставление дешёвых и целенаправленных кредитов, государственный контроль за внешнеэкономичекой и валютной деятельностью, проведения курса на защиту национального капитала в банковской и производственной сферах, защита аграрного сектора (выделение субсидий сельскохозяйственным рабочим) и главное, была создана своя модель государственного регулирования экономики, которая основывалась на базе взаимодействия хозяйственной системы частого предпринимательства и административного аппарата. Результаты не заставили себя ждать.

Меньше чем за десять лет японское промышленное производство было восстановлено на 80%. Япония отошла от политики строгого регулирования финансов (конкурентоспособность национальной валюты и промышленности в мире говорила сама за себя). После войны стране запрещалось иметь вооружённые силы, что позволило правительству сконцентрироваться на агарном вопросе (большая часть земель была отдана за выкуп крестьянам) и сделать основной акцент на развитие науки и новых технологий. Такой резкий экономический скачок получил название «японское экономическое чудо».

Современная экономика японии

К 1970-м Япония стала второй экономической державой капиталистического мира по объему валового национального продукта и промышленного производства. Сегодня она на втором месте после США по экономическому развитию. Её ВВП составляет около 4,5 триллионов долларов. Более того, страна занимает в мире третье место в мире, после США и Китая, по паритету покупательной способности. Эта страна частного предпринимательства с низкими налогами: общая сумма налогов ниже, чем в других крупных западных странах, в 2007 она составила 26,4% от ВВП.

Крупнейшими японскими компаниями являются «Тойота мотор», «ЭнТиТи ДоКоМо»,«Кэнон», «Хонда», «Такеда фармасьютикл», «Сони», «Ниппон стил», «Тепко», «Мицубиши эстейт» и «Севен энд Ай холдинг». Здесь также находятся крупнейшие по размерам активы банков такие как, «Джэпэн пост бэнк» (активы составляют 3,2 триллиона американских долларов), «Мицубиши ЮФиДжэй файнэншл груп» (активы - 1,2 триллиона американских долларов), «Мизухо файнэншл груп» (активы - 1,4 триллиона долларов) и Financial Group «Сумитомо Мицуи файнэншл груп» (активы - 1,3 триллиона долларов). Токийская фондовая биржа (по состоянию на декабрь 2006)с рыночной капитализацией более 549,7 триллионов йен является второй по величине в мире.

Однако экономический рост незначительно застопорился в 1990, по причине чрезмерных инвестиций и внутренней политики, направленной на уничтожение избыточных спекулятивных капиталов с фондового рынка, а также с рынка недвижимости. А уже в 2005 стала восстанавливаться: рост ВВП за этот год составил 2,8%, что превзошло темпы роста стран Европейского Союза и США в этом году.

Отрасли промышленности японии

Теперь о японской промышленности. Она, так же как и экономика, прошла тернистый путь. До 1950 промышленный потенциал страны составляла тяжёлая промышленность, что было характерно для периода милитаризации страны. С запретом содержать вооружённые силы, был взят курс на развитие наукоемких производств при некотором сдерживание энергоемких и металлоемких отраслей. 12% мирового промышленного производства в наши дни приходится на долю этой страны. Полным ходом идёт развитие следующих отраслей промышленности.

1)Чёрная металлургия. В основном она ориентирована на импорт. В настоящее время Япония обеспечивает 14–15% всего мирового производства стали. «Ниппон сэйтэцу» является лидером металлургии. Большая часть заводов расположена на островах Сикоку и Хонсю. Полиметаллические руды, серные и медные колчеданы встречаются практически на всех крупных островах - Сикоку, Хонсю, Косю и Хоккайдо. Но свинец и алюминий приходится импортировать из Австралии, Мексики и Канады. Также как железную руду (экспортируется из Индии, Австралии, Чили и ЮАР) и коксующийся уголь (поступает из Канады, США и Австралии). А такие редкие элементы как таллий, кадмий, селен, индий, германий, теллур и рений получают путем утилизации отходов производства коксохимических производств или полиметаллов и меди.

2)Атомная энергетика. На данный момент в стране насчитывается 39 энергоблоков. В ядерной энергетики важную роль играют монополии такие как, «Мицуи», «Мицубиси» и «Сумитомо». Япония потребляет 5% мирового производства электроэнергии. В 2000 страна занимала третье место по производству электроэнергии (1012 млрд квт) после США и КНР. Японии одной из первых начала использование нетрадиционных источников энергии. Известно, что эта страна славится действующими и потухшими вулканами, фумаролами и гейзерами (они расположены на острове Хонсю). Уже в 1970-е здесь была построена первая геотермальная электростанция. К началу 1990-х в стране появились миллионы «солнечных домов» - в них для обогрева жилых комплексов и нагревания воды использовалась солнечная радиация.

3) Машиностроение. Машиностроение Японии одно из самых развитых в мире. Основные центры машиностроения находятся в Токио, Нагоя, Иокогама, Кобе, Осака, Нагасаки и на северо-западе острова Кюсю). 1970-е годы стали началом бума на японские машины. Из-за «Нефтяного шока» (1973 резкий скачок цен на бензин) покупатели стали отдавать предпочтение небольшим автомобилям, с экономичным использованием топлива. Как раз над такими автомобилями работами японские учёные для внутреннего рынка страны. Тогда и заговорили о «японском» этапе в мировом автомобилестроении. В 1980 году Япония был преодолён 10-миллионный рубеж в выпуске автомобилей, а в конце 1990-х страна заняла первое место (и удерживала его в течение 15 лет) в мире по производству автомобилей. Сейчас производство автомобилей в самой Японии сократилось из-за роста курса иены. Однако японские автомобильные заводы работаю по всему миру (в США и в странах Юго-Восточной Азии).

4)Легкая промышленность. Она работает на местном химическом волокне, хлопке и шерсти из Австралии, ЮАР и США. Японцы – народ, который чтит свои многовековые традиции, поэтому не стоит удивляться, что важное место занимает керамическое производство, как дань традициям, так и весьма выгодное предприятие (в стране свыше 170 месторождений каолина). В стране также быстрыми темпами развивается деревообработка, которая, по количеству предприятий, уступает только текстильным и пищевкусовым отраслям. В Японии насчитывается около 30 тыс. фанерных и лесопильных заводов. Спросов как на внутренним, так и на внешнем рынке пользуются изделия, изготовленные на специализированных предприятиях по выпуску тары, национальной японской обуви –гэта, зонтов, посуды, вееров, труб из бамбука и т.д. Центры деревообработки находятся в Токио, Кобе, Нагои, Иокагамы, Осаки, Окаямы, Хиросимы и на островах Кюсю и Хоккайдо.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Австралия: население и хозяйство
Следующая тема:   Зарубежная Азия: природные ресурсы, население, хозяйство

Экономика Японии на сегодняшний день является самой развитой экономикой в мире. По объему промышленного производства и по размеру ВВП данное государство занимает третье место среди стран мира, уступая позиции только Соединенным Штатам и КНР. В Японии очень развитые высокие технологии (робототехника и электроника), автомобиле- и судостроение.

Немного истории: этапы развития японской экономики

После Второй мировой войны правительством государства были выполнены структурные преобразования в организации в различных сферах экономики. Специалисты отмечают, что сотрудничество именно правительства с промышленниками, применение высоких технологий, трудовая этика, низкие расходы на оборону существенно помогли Японии стать промышленно развитой страной.

Основные этапы развития японской экономики:

Первый период - 1940-1960 гг. - характеризуется пересмотром политики государства в отношении науки и техники, а также в организации подготовки высококвалифицированных работников.

Второй период 1970-1980 гг. - время чрезвычайно высокого роста экономики. Отмечаются в этот период существенные изменения в структуре национального дохода. Горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, а также строительство составляют существенный процент национального дохода. При этом доля национального дохода от сельского хозяйства и рыболовства заметно снизилась с 23 % до 2 %.

Третий период 1990 - 2000 гг. - время превращения Японии в лидирующую страну мира по экономическим показателям.

Особенности развития японской промышленности

Особого внимания уделяется развитию науки и образования. Государственная программа НИОКР (развития национальной системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) способствует разработке собственных техничных достижений и полного отказа от импорта. На территории страны были созданы специальные научные центры, которые стали заниматься разработками в области физики твердого тела, космических роботов, атомной энергетики, новейших конструкционных материалов, физики плазмы и другими вопросами.

В Японии выделяют три особо больших промышленных районы:

  • Тюке или Нагойский промышленный район;
  • Кей-Хин или Токийско-Йокагамский промышленный район;
  • Хан-Син или Осако-Кобский промышленный район.

Кроме того, на территории Японии промышленность хорошо развивается и в таких районах, как:

  • Северное Кюсю;
  • Канто;
  • Токай или Восточный морской промышленный район;
  • Касима;
  • Токийско-Тибский промышленный район.

Основные отрасли промышленности Японии

Автомобилестроение

Одной из главных статей экспорта страны является именно автомобильная продукция. Существует три крупные районы на территории Японии, которые занимаются производством автомобилей. Они находятся в префектурах Айти, Сидзуока и Канагава. Ведущими автомобильными компаниями в мире считаются следующие «Мазда» (завод в г. Хиросима), «Тойота» и «Ниссан» (завод в г. Йокогама), «Хонда» (завод в столице Токио), «Мицубиси» и «Судзуки» (завод в г. Хамамацу).

Данная отрасль начала стремительно развиваться с 1970-х гг. Япония большими объемами экспортировала автомобильную продукцию в США. Но после конфликта в 1974 году между обеими странами, Япония вела ограничения на вывоз автомобилей из страны. Поэтому предприниматели этого государства начали переносить свое производство на территорию США. В 1989 году специалисты отмечают наибольший пик в производстве автомобильной продукции. За этой год было выпущено около 13 млн. автомобилей. Из этого количества 6 млн. Япония экспортировала за рубеж.


Судостроение

На территории Японии расположены три крупных судостроительных районы:

  • Тихоокеанское побережье;
  • Северные берега острова Кюсю;
  • Побережьем Внутреннего японского моря.

Ведущими мировыми компаниями, которые занимаются судостроением, являются «Юниверсал» (Кавасаки), «Кавасаки» (Кобе), «Мицубисси» (Нагасаки), «Сасэбо» (Сасэбо).

Благодаря совершенствованию техники, вышеуказанное государство после Второй мировой войны являлось абсолютным лидером в данной отрасли промышленности. В начале 1970 года страна выпускала корабли, грузоподъемность которых составляла больше, чем 16 тыс. тонн.

Но уже в следующие годы. Япония стала конкурировать с КНР. Данная борьба на рынке судостроение ведется между этими странами по сегодняшний день.

Электротехника

Ведущими мировыми компаниями, которые осуществляют производство любого рода электротехники являются следующие:

  • Кенвуд Корпорейшн;
  • Кенон;
  • Коника;
  • Сони;
  • Тошиба;
  • Супра;
  • Никон;
  • Панасоник;
  • Олимпус;
  • Роланд;
  • Пионер;
  • Шарп;
  • Сега.
Развитие сельского хозяйства Японии

13 % территории вышеуказанного государства занимают угодья. Рисовые поля составляют более половины из них. Поскольку угодья преимущественно малые, то очень часто они обрабатываются без применения специализированной большой техники. Иногда угодья расположены возле террас и на склонах гор, поскольку в Японии не хватает равнинной земли.

С конца 20 века в государстве наблюдается тенденция к сокращению заливных полей. Это объясняется двумя причинами:

  • быстрая урбанизация страны;
  • переход японцев к западному образу жизни (увеличения употребления в пищу пшеницы, молока и мяса, а уменьшение - риса).

Все население государства, которое занимается сельским хозяйством, согласно законодательству называется фермерами. Последние делятся на тех, кто выращивает продукцию для своих нужд, и тех, кто выращивает продукцию на продажу. Соответственно существуют простые фермеры и фермеры-торговцы. Последние должны обладать пахотными землями площадью от 30 акров.

Фермеры-торговцы делятся также на три основных группы:

  • профессионалы (то есть те, которые занимаются сельскохозяйственной работой от 60 дней в год, их возраст должен быть не менее 65 лет)4
  • полупрофессионалы (те же требования);
  • любители (лица, старше 65 лет).
Основные отрасли сельского хозяйства Японии

Рисоводство

Около половины всей пашни государства отведено под вышеуказанную культуру. Своего апогея японское рисоводство достигло после 1960 года. Японское экономическое чуду способствовало тому, что доходы населения существенно выросли. Это привело к увеличению спроса на рис.

С 1970 года фермеры начали приступать к свертыванию посевных площадей из-за чрезмерных излишков риса. Была введена система севооборота на заливных полях. Но уже в 1997 году на территории Японии возник неожиданный дефицит риса из-за сокращений угодий.

Специалисты отмечают, что уже в начале XIX века около 23 % от валовой продукции сельского хозяйства государства составляли доходы от выращивания риса.

Рыболовство

Данная отрасль сельского хозяйства является традиционной для Японии. Специалисты подсчитали, что в среднем один японец в течение года употребляет около 168 кг рыбы.

Северная и южная часть Западного Тихого океана является основным районом, где процветает рыболовство. Основу вылова составляют следующие рыбы: семейства тунцы (8 %), скумбриевых (14 %), сайры (5 %), лососевых (5 %), ставрида (4 %).

Следует отметить, что Япония является самым большим импортером рыбы и морепродуктовм в мире (занимает около 20 % всего мирового импорта). Дело в том, что японские рыбалки обладают правом заниматься рыболовством исключительно только территориальных водах страны (в радиусе 370 км в Тихом океане).

Ресурсы и энергетика Японии

Основным энергетическим ресурсом вышеуказанного государства является нефть. Доля «черного золота» в энергобалансе страны составляет около 50 %.

Основные нефтепродукты, которые производятся на японских НПЗ:

  • бензин;
  • дизельное топливо;
  • керосин;
  • лигроин;
  • мазут.

Но все-таки стране приходится импортировать 97 % этого ресурса из таких стран, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Иран, Катар. Однако правительство Японии пытается использовать альтернативные источники энергии, например, биоэтанол.

Следует отметить, что государство полностью обеспечивает свои потребности в минералах и строительных материалах. Также на территории Японии находятся незначительные залежи золота. Оно принадлежит к наивысшему в мире качеству и добывается в префектуре Кагосима в близи от города Иса (шахта Хисикари).

Особенностью японской экономики является то, что в стране практически нет энергетических ресурсов. В 1979 году после нефтяных кризисов правительство Японии взяло курс на развитие собственной ядерной энергетики. Часть предприятий было переведено ан природный газ.

Последний поставляется на территорию вышеуказанного государства в сжиженной форме из таких стран, как Индонезия и Малайзия. Специалисты отмечают, что Япония является шестой страной в мире по совокупному употреблению данного природного ресурса. 96 % его страна должна завозить извне.

Также государство бедное на металлы. 100 % всей меди, алюминия, железной руды импортируется из заграницы. Крупнейшими поставщиками согласно данным 2004 года железной руды в Японию были Индия (8 %), Австралия (62 %) и Бразилия (21 %), алюминия - Индонезия (37 %) и Австралия (45 %), меди - Чили (21 %), Австралия (10 %), Индонезия (21 %).

Особенности японской торговли

Главной отличительной характеристикой торговых отношений вышеуказанной страны является то, что страна полностью закупает сырье и экспортирует уже промышленные товары. Данная торговля относится к типу торговли добавленной стоимости.

До Второй мировой войны, государство ввозило сырье для своей текстильной промышленности, а вывозило текстильную продукцию. После Второй мировой войны Япония полностью переориентировала свою экономику. Из-за границы она ввозит в основном топливо, а экспортирует - продукцию машиностроения, высокоточное оборудование, автомобили, электронику.

Специалисты отмечают, что, начиная с 1980 года, государство обладает исключительно положительным сальдо торгового баланса: импорт существенно уступает экспорту страны.

Главные товары импорта Японии:

  • нефть;
  • сжиженный газ;
  • простые микросхемы;
  • текстильные товары;
  • рыба и морепродукты;
  • компьютеры.

Главные товары экспорта Японии:

  • сложные микросхемы;
  • автомобили;
  • продукция химической промышленности;
  • сталь;
  • товары машиностроительной промышленности.

Основными торговыми партнерами вышеуказанного государства являются США, Китай, Саудовская Аравия, республика Корея, Австралия.

Специалисты отмечают, что согласно данным 2010 года внешний оборот страны составил около 1,401 триллиона американских долларов.

В основном импорт и экспорт товаров осуществляются через порты Японии. Самыми крупными торговыми портами этого государства являются:

  • Аэропорт Кансай;
  • Порт Кобе;
  • Аэропорт Нарита;
  • Нагойский порт;
  • Йокогамский порт;
  • Токийский порт.

Японская экономическая модель: описание

Чтобы понять азы модели развития экономики вышеуказанной страны, следует обратить внимание на следующие важные факторы:

  • роль государства в экономических отношениях;
  • организация частного предпринимательства;
  • трудовые отношения.
Особенности структуры частного предпринимательства

Социальная структура Японии характеризуется дуализмом современной промышленности. Мелкие и средние предприятия занимают основное место в обрабатывающий промышленности. При этом часть мелких фирм не наблюдает выраженной тенденции к сокращению. Именно на фоне массы мелких предприятий быстро развивались существенные концентрации капитала в отраслях тяжелой промышленности. Это как раз и привело к образованию гигантских объединений.

Особенности экономического строя Японии:

  • вертикальная интеграция фирм и их группировка (крупные компании объединяются с мелкими и средними фирмами);
  • наличие трехслойной структуры - рынок - группа предприятий (кэйрэцу) - собственно предприятие (законодательство запрещало поглощать мелкие предприятия. В основном последние подчиняются крупным компаниям. Это ограничивает процесс централизации капитала и предусматривает единодушное согласие директоров подчиняемых предприятий).

Самыми крупными кэйрэцу (финансовыми группами) Японии считаются следующие:

  • Мицубиси;
  • Мицуи;
  • Сумитомо;
  • Санва;
  • Данити Канге.

Они в основном управляются универсальными торговыми и промышленными компаниями, крупными банковскими учреждениями.

Группировки финансового капитала обладают правом взаимного владения ценными бумагами компаний-участниц (но только небольшим пакетом). Например, компании по страхованию жизни могут владеть не более 10 % ценных бумаг других фирм, а финансовые учреждения - не более 5 %. Компании не могут владеть собственными акциями. Результатом этого является переход контроля над компаниями от физических к юридическим лицам.

Трудовые отношения

Чтобы достигнуть высоких показателей роста экономики, важно создать уникальную систему управления персоналом. Японцы весьма успешно сделали это!

Менедждмент государства восходящего Солнца основывается на отождествления работника с целой корпорацией. В Японии совершенно не принято часто менять работу. Японские работники являются чрезвычайно преданными своему начальству и той организации, где они трудятся.

В стране восходящего Солнца приветствуется система так называемого «пожизненного найма сотрудника». Последний всю свою трудовую жизнь остается верным только одной организации. При действии такой системы со временем для работника трудовой коллектив становится второй семьей, а работа - домом. Сотрудник перестает разграничивать свои собственные цели и цели самой корпорации.

Следует отметить, что для Японии характерный довольно-таки длительный рабочий день - около 58 часов в неделю. Система оплаты труда:

  • базисная;
  • сверхурочная;
  • премиальная.

Женская рабочая сила занимает особое положение в трудовых отношениях. В основном представительницы слабого пола используются как почасовики и поденщики. Зарплата женщины в несколько раз ниже, чем у мужчины. Интересно, что женщины-поденщики проходят в государственной статистике как обычные домохозяйки. Поэтому они следовательно не могут потерять свою работу - то есть их не включают в число безработных. Из-за этого в государстве отмечается такой низкий уровень безработицы.

Роль государства

В решении общих проблем в стране восходящего Солнца отмечается единство государственного аппарата и крупных компаний. В стране очень активно используется система планирования:

  • общегосударственного;
  • целевого;
  • регионально;
  • внутрифирменного;
  • отраслевого.

Общегосударственные планы в основном направлены на регулирование работы частных фирм и компаний. Их основные задачи главным образом воплощаются в содержании внутрифирменных планов, которые отличаются директивным характером.

Существует пять основных групп общегосударственных планов:

  • план экономического и социального развития;
  • отраслевые планы;
  • план развития и использования земель;
  • региональное планирование;
  • целевые общегосударственные программы.

Роль высших должностных лиц является чрезвычайно высокой. Их указания обязательны для осуществления фирмами.

Сельское хозяйство также развивается в условиях государственного регулирования и достаточно широкой поддержки. Арендные отношения и наемный труд не получили здесь распространения. Всего-то 7 % хозяйств имеют более 2 га земли. Около 70 % хозяйств успешно работают вне отрасли. Они занимаются сферой услуг и работают в промышленности. Государство им разрешило трудиться в хозяйстве только в выходные дни.

Следует отметить, что страна является монопольным покупателем всей сельскохозяйственной продукции. Владельцы последней продают ее по ценам, высше мировых.

Японскую экономическую модель называют весьма специфической. Ведь она отлично сочетает не только экономические и политические методы, но и способы психологические. Вышеуказанную модель некоторые специалисты называют философией ведения экономики. О состоятельности и абсолютной конкурентоспособности такого метода функционирования экономики говорят экономические потрясающие достижения страны восходящего Солнца.

Экономика Японии сегодня

В конце XX века в государстве стремительно росли иновалютные резервы. Японским правительством была введена специальная система мер по либерализации вывоза капиталов страны за границу. Сегодня она является самым мощным международным кредитором и банковским центром. Ее доля в международных займах существенно выросла (с 5 % в 1980 году до 25 % в 1990 году). Главной формой внешнеэкономической деятельности является как раз экспорт капитала.

Специалисты отмечают, что больше всего японских капиталов успешно работают в США, Западной Европе, странах Азии, Латинской Америке.

Во втором полугодии 2008 года экономика страны восходящего Солнца вошла в рецессию. Объем продаж, например, автомобилей в ноябре этого года упал больше, чем на 27 %.

В стране наблюдается самый низкий уровень безработицы в мире. Согласно данным 2011 года, его показатель составил около 4-х %.

Инфляция в 2010 году отсутствовала. Согласно данным на 2011 год, уровень инфляции повысился до показателя 2 %.

Начиная с 2014 года, отмечают специалисты, экономика Японии успешно вышла из рецессии. Рост ВВП, согласно данным правительства, в годовом исчислении дает 2,2 %.

Если немного подытожить, то, можно сказать, что японская экономика в основном ориентируется на экспорт товаров. В последнее время страна восходящего Солнца является основным поставщиком высокоточной техники, электроники и автомобилей на мирровый рынок. Продукция вышеуказанных отраслей экономики отличается чрезвычайно высоким качеством, очень быстрой сменой моделей и постоянным усовершенствованием. Это делает ее достаточно популярной и востребованной среди потребителей.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш



Статьи по теме: