Государственная налоговая система во франции. Налоги на операции с собственностью и ценными бумагами. Вычеты французской налоговой системы

Общие понятия о налогах и налоговой системе

Как всем известно из курса истории, появление государства привело к формированию системы сбора средств на его содержание. В разные эпохи и в разных местах формы и методы сбора этих средств, их названия были различны. Но суть их оставалась общей – обеспечение государственной власти и правящих слоев общества.

Определение 1

Государством называют систему мер, мероприятий и органов по обеспечению управления определенной территорией (страной).

Государство включает в себя аппарат, обеспечивающий безопасность страны и внутренний порядок, законодательную базу, средства управления хозяйством. В функционировании последних и в содержании всего аппарата власти важную роль занимают налоги.

Определение 2

Налоги – это обязательные безвозмездные денежные платежи, которые взимаются от имени государства специальными органами власти или их уполномоченными представителями различных уровней, предназначенные для финансового обеспечения выполнения государством или его структурными образованиями своих функций.

В отличи от пошлин и сборов налоги являются безвозмездным платежом. А пошлины и сборы, по своей сути, - это подтверждение соглашения между плательщиком и государством о возможности каких-либо действий как плательщиком, так и в отношении него. Налоги взимаются в принудительном порядке. Они могут быть:

  • прямыми и косвенными;
  • аккордными;
  • подоходными;
  • общегосударственными (федеральными);
  • местными (региональными и муниципальными).

Порядок установления видов налогов, способа и методов их уплаты структуру налоговых органов и сферу их компетенции регулируется государственным законодательством вообще и специальными налоговыми законами (налоговым кодексом).

Определение 3

Совокупность установленных в государстве налогов, способы и принципы их установления, определения налоговой ставки, формы и методы уплаты налогов, органы сбора налогов и контроля за данным процессом образует налоговую систему государства.

Функционирование налоговой системы позволяет решать следующие задачи:

  • фискальную;
  • распределительную;
  • регуляторную;
  • контролирующую.

Фискальная задача состоит в наполнении доходной части бюджета определенного уровня (общегосударственного, регионального, муниципального). Распределительная задача заключается в перераспределении собранных средств и финансирования необходимых регионов, отраслей, государственных и социальных программ. С помощью применения различных схем налогообложения и тарифов происходит регулирование экономической деятельности отдельных предприятий и отраслей, привлечение инвесторов и защита отечественных производителей. Налоговая позволяет контролировать поступление денежных платежей от субъектов хозяйствования, анализировать объемы денежных поступлений и величину финансовых ресурсов.

Краткая характеристика Франции

Франция – это одна из самых высокоразвитых стран мира. Она имеет богатую историю развития и формирования. В историческом аспекте она - одно из старейших государств Европы. Ее официальное название сегодня – Французская Республика.

Франция в настоящее время является трансконтинентальным государством. Основная ее территория расположена на западе Европы. Кроме этого в ее состав входит ряд, так называемых, заморских регионов и территорий (заморских департаментов).

Возникла Франция на руинах одного из остатков Римской империи – Галлии под влиянием нашествия германских племен франков. Поэтому население Франции имеет смешанное происхождение (его называют галло-романским). А язык принадлежит к романской языковой группе. Помимо этого следует отметить, что в населении Франции значительная часть приходится на выходцев из бывших французских колоний в Азии и Африке. Поэтому этнический состав населения довольно пестрый.

Согласно конституции, Франция является унитарным государством. Она – один из лидеров Европейского Союза. Франция имеет статус ядерной державы. После Второй мировой войны она была одним из основателей ООН и является постоянным членом Совета Безопасности этой организации.

В экономическом плане Франция – высокоразвитая индустриальная страна с многоотраслевой экономикой и высокотехнологичным производством. В последнее время опережающими темпами развивается непроизводственная сфера экономики. В промышленности лидируют современные отрасли машиностроения (электроника, авиастроение, автомобилестроение), электроэнергетика, легкая, химическая, пищевая отрасли промышленности. В структуре сельского хозяйства преобладает высокопродуктивное животноводство. Экономика Франции развивается по пути интенсификации.

Особенности налоговой системы Франции

Немаловажную роль в успешном развитии экономики играет налоговая система государства. Как уже упоминалось, Франция является унитарным государством. Это означает высокую степень централизации органов власти. Поэтому для налоговой системы Франции характерна черта налоговой системы унитарного государства – одноканальная структура. Налогообложение во Франции представлено следующими крупными блоками:

  • косвенные налоги;
  • налоги на прибыль;
  • налоги на собственность.

Определение 4

Косвенные налоги – это те налоги, ставка которых уже включена в цену товара.

Их еще называют налогами на потребление. В настоящее время именно эта группа налогов обеспечивает основной доход в бюджет Франции. Наиболее важным из этой группы налогов является налог на добавленную стоимость. Государственное законодательство предусматривает ряд льгот по данному налогу для малых предприятий, для операций с экспортом, для банковской сферы, сельского и рыбного хозяйства, услуг врачей и преподавателей.

Налоги на прибыль являются прямыми налогами. Они взимаются с частных и государственных предприятий (компаний, фирм, ассоциаций). Основой для налогообложения служит декларация, которую каждое предприятие должно предоставить в налоговые органы до 1 апреля года, который следует за отчетным.

Подоходный налог взимается со всех видов денежных поступлений физического лица за год. Сюда входят не только заработная плата, но и пенсия, рента, всевозможные вознаграждения. Также облагаются налогом и операции по передаче прав собственности по имуществу и ценным бумагам.

Налоги на собственность являются третьей группой государственных налогов. Налогообложению подлежат здания, предприятия, движимое имущество и фондовые активы. Следует отметить, что налог на собственность имеет во Франции прогрессивный характер.

Налоговая система Франции особенно интересна для нас тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость, ставший основным косвенным федеральным налогом в Российской Федерации.

Налоги, взимаемые во Франции, можно подразделить на три крупные группы:

подоходные налоги, которые взимаются в момент получения дохода;

налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится;

налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода.

Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы (прибыль) и на собственность умеренные.

Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим движимым имуществом.

Так, прибыль, полученная в результате продажи по высокой цене недвижимого имущества, включается в доход, подлежащий налогообложению в году фактической продажи. Но при этом от налога освобождаются доходы, полученные от продажи основного жилища, от первой продажи жилища, а также от продажи жилища, находящегося в собственности не менее 32 лет. Различная ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Ставка максимальная, если этот срок менее двух лет.

Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая сертификаты на акционерные права, облагаются по ставке 16%. Налог взимается в том случае, если ежегодный размер доходов от них превышает определенный предел, пересматривающийся достаточно часто. В начале 90-х годов налогообложение начиналось с суммы 307,6 тыс. франков.

Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, облагается налогом, если она является следствием сделки на сумму свыше 20 тыс. франков. Имеются три ставки налога: 4,5%, 7% - для предметов искусства и 7,5% - для сделок с драгоценными металлами.

Крупные доходы приносят бюджету Франции налоги на собственность.

Налогообложению подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги, находящиеся в собственности на 1 января. К имуществу относятся здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, акции, облигации и т. д. Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от этого налога, в частности, имущество для использования в рамках профессиональной деятельности, отдельные виды сельскохозяйственного имущества, предметы старины, художественные и коллекционные изделия.

Налог на собственность носит прогрессивный характер. Его ставки на

начало 90-х годов указаны в табл. 1.

Таблица 1. Ставка налога на собственность

При этом сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода.

К группе налогов на собственность можно отнести также регистрационные и гербовые сборы и пошлины.

В эту же группу входит социальный налог на заработную плату. Во Франции его уплачивают работодатели. Объектом налогообложения служит фонд заработной платы в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер. Он вносится в бюджет по ставке 4,5% для фонда заработной платы в* сумме 35 900 франков, 8,5% - в интервале от 35 901 до 71 700 франков и 13,6% - для выплат выше указанной суммы.

Помимо этого, работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%. Цель этого налога состоит в финансировании развития профессионально-технического образования в стране.

Если на предприятии занято 10 и более человек, то предприниматель обязан участвовать в финансировании долгосрочной профессиональной подготовки занятых у него на предприятии. Размер налога равен 1,2% общей суммы заработной платы.

Для предприятий, использующих временную рабочую силу, ставка составляет 2%.

Дополнительный сбор в 0,3% должен направляться на профессиональную подготовку молодежи.

Предприниматели, на предприятиях которых работают 10 и более человек, обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного строительства. Они могут напрямую инвестировать средства в строительство жилья, могут предоставлять займы своим работникам или должны перечислять соответствующие средства в государственную казну. Независимо от формы участия на эти цели положено отчислять 0,65% годового фонда оплаты труда.

Среди других государственных сборов, относящихся к группе налогов на собственность, нужно отметить налог на автотранспортные средства предприятий и компаний. Его уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей.

Сюда же относится пошлина, взимаемая с общих расходов финансовых учреждений, таких, как кредитные учреждения и страховые компании. Важное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги.

Местные органы власти (коммуны, объединения коммун, департаменты и т. д.) - важные субъекты экономической жизни. Общие затраты местных административных органов в начале 90-х годов составляли более 10% валового внутреннего продукта. Для сравнения заметим, что в 1970 г. эта величина была в пределах 7,3%. Общая величина местных бюджетов доходит до 60% государственного бюджета страны[. Их динамика характеризуется быстрым ростом. Из системы местных налогов следует выделить четыре основных:

земельный налог на застроенные участки;

земельный налог на незастроенные участки;

налог на жилье;

профессиональный налог.

Ставки этих налогов определяются местными органами власти (генеральными советами, муниципальными советами) при определении бюджета на будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного максимума.

Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости - зданий, сооружений, резервуаров, силосных башен и т. д., а также участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка.

От данного налога освобождаются государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т. д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80% кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться от налога искусственные лесонасаждения, участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица могут быть освобождены целиком или частично от уплаты данного налога по месту их основного проживания.

Местные налоги Франции

Центральные налоги и сборы

Особенности налоговой системы Франции

Тема 1 Налоговая система Франции

Налоговая система Франции отличается своеобразием. На­логи и сборы здесь сохраняются многие десятилетия, отражая исторические и культурные традиции страны. К особенностям французской налоговой системы можно отнести:

Стабильность перечня налогов и сборов и правил их взимания;

Социальную направленность;

Учет территориальных аспектов;

Широкую систему льгот и скидок;

Открытость для международных налоговых соглашений.

Среди ведущих развитых стран Францию отличает высокая доля обязательных отчислений в ВВП (46,3 %).

Для налоговой системы Франции характерна высокая доля взносов в фонды социального назначения. По данной категории взносов Франция занимает 1 место среди развитых стран. Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляет 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны, так, в Германии - 37,4 %, Великобритании - 18,5 %, США - 29,7 %.

Помимо этого Францию характеризует низкий уровень прямого и одновременно высокий уровень косвенного налогообложения

Вопросы налогообложения во Франции регулируются Ге­неральным налоговым кодексом и Книгой фискальных проце­дур, принятыми, соответственно, декретами от 6 апреля 1950 г. и 15 сентября 1981 г., а также постановлением от 15 сентября 1981 г. Кроме того, вопросы налогообложения регулируются многочисленными нормативными актами, не вошедшими в Ге­неральный налоговый кодекс.

Среди стран - членов ЕС Франция занимает второе после Великобритании место по числу международных налоговых соглашений. Рассматривая налоговые соглашения в террито­риальном аспекте, можно выделить три региона основных эко­номико-политических интересов страны. Прежде всего, это развитые страны Европы, США и Япония. Всего Франция ра­тифицировала более 900 налоговых соглашений. В отношении этих соглашений действует принцип превосходства норм евро­пейского права над внутренним законодательством. Этот прин­цип, называемый принципом Nikolo, установлен 20 октября 1989 г. К Конституции Франции он применяется следующим образом. Если Конституционный совет, запрошенный прези­дентом республики, премьер-министром или одним из предсе­дателей палат парламента, заявит, что какое-либо международное обязательство содержит положение, противоречащее Консти­туции, то разрешение на его ратификацию или одобрение может быть дано только после пересмотра Конституции. В Конститу­ции Франции также содержится норма о том, что международ­ные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу за­конов, с момента их опубликования при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной.



В связи с образованием в 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС в рамках программы модернизации французской экономики правительство осуществило реформу налоговой системы страны, направленную на улучшение финансового положения промышлен­ных компаний и повышение уровня их конкурентоспособности.

Реформа предусматривала уменьшение уровня налогообложения промышленных предприятий и стимулирование с помощью на­логовых льгот инвестиций.

Основным источником доходов бюджетной системы Франции являются налоги, обес­печивающие около 95 % доходов, из них 2/3 поступает в государственный бюджет. В доходах бюджета центрального правительства налоговые поступления составляют свыше 93 %. Среди них косвенные налоги дают около 60 % налоговых доходов. Основным косвенным налогом во Франции является налог на добавленную стоимость. Далее по своей доходности - внутренний налог на нефтепродукты.

Среди прямых налогов, которые занимают 40 % от всех налоговых поступлений, основным является подоходный налог с физических лиц. На его долю приходится 20 % налоговых доходов центрального бюджета. Вторым по значению является налог на прибыль акционерных компаний. Его доля – 10 %.

В целом налоговая система Франции двухуровневая. Доля налогов, поступающих в местный бюджет от общей доходной части местного бюджета, составляет около 54 %. То есть можно отметить, что при высоком уровне поступления налогов в центральный бюджет наблюдается невысокий уровень поступлений в местный бюджет, т.е. налоговая политика направлена на централизацию налоговых поступлений.

Все меры по налогообложению находятся в компетенции Парламента (Национальная Ассамблея). Именно Национальной Ассамблеей принимаются законы о налогах, им же ежегодно уточняются ставки. Вопросы налоговой политики находятся в введении министерства экономики, финансов и бюджета.

Для французской системы характерны жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет. Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий. В течение ряда последних лет наблюдается тенденция снижения ставок налогов с одновременным расширением базы за счет отмены льгот и привилегий.

Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Генеральное налоговое управление. Генеральное налоговое управление является органом, отвечающим за сбор всех видов налогов, как центральных, так и местных. Кроме того, в его ведение входит контроль за управлением государственным имуществом, регистрация и учет объектов недвижимости (ведение земельного када­стра), регулирование производства и оборота подакцизных товаров (табака, вина, сахара и др.).

Центральный аппарат главного управления составляют управления учета и отчетности, налоговой статистики, нало­гового контроля и налоговых проверок, административно-информационного обеспечения, кадров, а также земельного кадастра.

Главному управлению подчинены региональные дирек­ции, которые непосредственно руководят работой местных налоговых инспекций. Налоговые инспекции включают в себя подразделения, ведущие учет налогоплательщиков, сбор и проверку налоговой отчетности, и непосредственно сбор налоговых платежей.

Во Франции налоговые ставки пересматриваются каждый год, учитывая изменения в бюджете и политике страны.

Налоговое законодательство Франции утверждается каждый год Национальной ассамблеей при голосовании государственного бюджета. Ставки пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

Сразу перечислим главные особенности налоговой системы Франции - это ее очевидная социальная направленность, преобладание косвенных налогов над прямыми налогами (косвенные налоги дают около 60% общего бюджета), особая роль подоходного налога в налоговой системе, учет территориальных аспектов страны, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, а также открытость для международных налоговых соглашений.

В валовом внутреннем продукте большой процент занимают налоговые поступления и взносы в фонды социального значения. Налогообложение - это главным источником формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90% его доходной части.

Налоговая служба включает три уровня: национальный, региональный и низовый.

На национальном уровне действуют:

— Управление национальных и международных проверок (контроль за крупными предприятиями, которые обеспечивают 40-50% совокупных налоговых поступлений).
— Управление проверок налогового положения (контроль за физическими лицами с выскими и «сложными» налогами: журналисты, артисты, спортсмены, руководители крупных предприятий).
— Национальное Управление налоговых расследований (сбор информации о налогоплательщиках).

Что означает «учет территориальных аспектов страны» в налоговой системе Франции? Во Франции 22 региона. На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. евро).

На низовом уровне осуществляются налоговые проверки мелких предприятий (с оборотом менее 10 млн.евро).

Уплата налогов происходит на основе декларации о доходах и контролем за ее правильным составлении.

Контроль осуществляется двумя свособами:

— по данным документов;
— по имеющимся у инспектора документам, если выявляется несоответствие в декларации.

Налоги во Франции можно разделить на

косвенные

прямые

гербовые.

К Федеральным налогам Франции относятся:
— НДС,
— Налог на прибыль,
— Подоходный налог с физических лиц,
— Налог на собственность,
Таможенные пошлины,
— Акцизы,
— Пошлины на нефтепродукты,
— Налог на прибыль от ценных бумаг и др.
— Налоговая система строго делится на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет.

Рассмотрим некоторые виды налогов.

Налог на добавленную стоимость дает 45% всех налоговых поступлений, это основной косвенный налог. Он взимается методом частичных платежей.

Есть четыре вида ставок НДС:

— 19,6% нормальная ставка на все виды товаров и услуг;

— 22% предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;

— 7% сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);

— 5,5% на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада, медикаменты, жилье, транспорт).

(нужно помнить, что ставки пересматриваются каждый год).

Некоторые виды деятельности освобождены от уплаты НДС. К ним относится медицина, образование, страхование и все, что попадает под определение «общественная и благотворительная деятельность».

Другие виды деятельности имеют право выбирать между НДС и подоходным налогом: это «сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности»; «финансы и банковское дело»; «литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное хозяйство».

Подоходный налог составляет 20% налоговых доходов бюджета.

Налог высчитывается по единой прогрессивной шкале, но, учитывая гибкость французской налоговой системы, он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика.

Ставки налога – от 0 до 54% в зависимости от доходов.

Обратите внимание: налог взимается не с физических лиц, а с семьи. (Неженатый человек — это тоже семья из 1 человека).

Другие виды «семейных» налогов:
-Налог на жилье,
-земельный налог на здания и постройки,
-Налог на землю,
-Налог на профессию,
-Налог на уборку территории,
-Налог на использование коммуникаций,
-Налог на продажу зданий.

Налог на прибыль

Физические лица платят прогрессивный налог на прибыль: от 10% до 42% (в среднем – 34%)

Налог на доходы полученные от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим имуществом.

Прибыль от операций с недвижимостью облагается налогом в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Максимальная ставка применяется, если срок менее двух лет. При увеличении срока ставка сокращается.

Прибыль от операций с ценными бумагами облагаются по ставке 16%.

Прибыль от операций с движимым имуществом. Налогом облагаются сделки на сумму свыше 20 тысяч евро. Ставки: 4,5%, 7%- для предметов искусства и 7,5% -для сделок с драгоценными металлами.

Юридические лица дополнительно уплачивают налоги, исчисляемые от расходов на оплату труда: налог на профессиональное образование (0,6%), налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5% — 2,3%) и налог на жилищное строительство (0,65%). Это в целом обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета.

Налоги на собственность

В эту группу прогрессивных налогов входят налог на имущество хозяйствующих субъектов (до 1,5% стоимости); налог на жилье; налог на земельный участок; налог на автотранспорт.

Социальный налог на заработную плату (для работодателей) также прогрессивен:

ставки 4,5%, 8,5% и 13,6%.

В случае укрытия существует жесткая система ответственности:

— при ошибке заполнения налог взимается в полной сумме и налагается штраф в размере 0,75% в месяц или 9% в год;

— если нарушение умышленное, налог взимается в двойном размере;
— при серьезном нарушении возможно тюремное заключение.

Для тех, кто живет в стране по любой визе, уклонение от налогов (но даже неуплата счетов за газ или электричество) послужит причиной окончательного отказа в визе.

Новые виды налогов во Франции.

Франция всегда отличалась гибкостью к изменяющимся реалиям времени, и готовностью отразить новые требования в законодательстве. Тоже касается налоговой системы. К новым видам налогов, например, оносится

Налог на богатых

Французы, чей ежегодный доход превышает 1 млн. евро, будут платить больше налогов, чем граждане с меньшим заработком. Самые крупные налоги будут платить самые богатые представители населения.

Увеличение налога для богатых является частью французского плана по сокращению бюджетного дефицита страны. Предполагается, что правительство Франции откажется от налоговых льгот вместо сокращения расходов, чтобы обеспечить плановую экономию в 5-10 млрд. евро.

Туристический налог

Вместе с другими странами ЕС, куда ежегодно приезжают миллионы туристов, Франция ввела государственный налог на проживание или отдых с предоставлением туристических услуг, то есть при размещении в отелях на территории Франции.

Сумма налога составляет от 0,20 € до 1,50 € с человека в день (в зависимости от уровня комфорта и условий проживания) и не включает в себя дополнительный налог, который устанавливается местными органами управления. Сбор налога осуществляется при размещении в отелях, гостиницах, пансионах и т.д. и суммируется к оплате за проживание.

Налог на Кока-Колу

Пока еще обсуждаемый налог на сахаросодержащие безалкогольные напитки. По расчетам Национальной ассоциации пищевой промышленности, ставка налога составит 4 цента на бутылку в 1.5 литра. Налоги на нездоровые продукты существуют в Дании и Венгрии. В США налог на колу и гамбургеры принят в ряде штатов, другие штаты уже задумываются о его введении.

Франция относится к группе стран с относительно высоким уровнем налогообложения и традиционно занимает четвертое-пятое место по уровню налогового бремени среди стран - членов Евросоюза. В среднем за период 1995-2010 гг. доля налоговых доходов в ВВП этой страны составляла 43,8%.

В долгосрочном плане в период с 1965 г. имело место повышение уровня налоговой нагрузки на экономику с 36% в среднем в конце 1960-х - 1970-х гг. до 41-42% в начале 1980-х гг. В конце XX - начале XXI вв. налоговая нагрузка была в целом достаточно стабильна с незначительной тенденцией к понижению. По итогам 2010 г., показатель доли налоговых доходов в ВВП составлял 42,9%.

В начале XXI в. распределение налоговых поступлений между косвенными, прямыми налогами и налогами и взносами на социальное страхование составляло примерно 38: 22: 40. На рис. 3.4 представлена укрупненная структура налоговых доходов консолидированного бюджета Франции.

Рис. 3.4.

Как видно из приведенных данных, основным источником налоговых доходов для Франции в 2009 г. являлся индивидуальный подоходный налог, на долю которого приходится более 18% налоговых поступлений. Роль налога на прибыль корпораций существенно меньше и составляет всего 6,6% поступлений.

Франция представляет собой унитарное государство и имеет двухуровневую налоговую систему, в которой выделяются государственные налоги и местные налоги (сборы, пошлины и иные платежи). В рамках рассматриваемого периода в государственный бюджет страны поступало 38,5% всех налоговых платежей, а на долю местных бюджетов приходилось около 10,9%, соответственно, доходы системы государственных социальных фондов с учетом некоторого перераспределения поступлений составляли 50,6% всех платежей.

Налоговая система Франции довольно сложна. Она имеет в своем составе значительное число налогов, сборов, пошлин и парафискальных платежей, а также взносы по различным видам обязательного социального страхования. Структура налоговой системы Франции представлена на рис. 3.5.

Рассмотрим некоторые из налогов более подробно.

Индивидуальный подоходный налог (Impotsur le revenu)

Налогоплательщиками индивидуального подоходного налога признаются физические лица - резиденты - со всех доходов, полученных как на территории Франции, так и за рубежом, а нерезиденты - только с доходов, проистекающих с территории Франции.

Рис. 3.5.

Налоговым резидентом Франции признается физическое лицо, имеющее постоянное жилище во Франции, осуществляющее бизнес, или оказывающее профессиональные услуги в этой стране, или имеющее здесь центр экономических интересов. Тест физического присутствия (пребывание на территории страны более 183 дней в календарном году) рассматривается как дополнительный. Французы, проживающие в Монако, рассматриваются как налоговые резиденты Франции, если они менее пяти лет являются налоговыми резидентами Монако. В качестве налоговых резидентов Франции могут также рассматриваться лица, которые приезжают во Францию и собираются по истечении какого-то периода стать налоговыми резидентами этой страны.

Особенностью индивидуального подоходного налога является обложение дохода семьи в целом (один человек - это тоже семья). Именно семья или домашнее хозяйство формирует фискальную единицу (иногда говорят "фискальное домохозяйство"). Облагаемый доход семьи складывается из дохода обоих супругов и дохода несовершеннолетних (до 18 лет) детей. На семью заполняется одна декларация, в которой учитываются все доходы и расходы этой семьи. Если ребенок имеет собственные доходы, то они могут учитываться как в составе семейных доходов, так и как у отдельной "семьи" - по выбору налогоплательщиков. В этом случае на ребенка заполняется отдельная декларация со всеми вытекающими отсюда последствиями. В некоторых случаях для налогоплательщиков такой вариант может быть более предпочтительным с точки зрения итоговой суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

Облагаемый доход формируется как сумма чистых доходов (за вычетом связанных с конкретным видом доходов расходов) по следующим категориям:

  • - доходы от занятости по найму (заработная плата, премии, пенсии);
  • - доходы от недвижимости;
  • - доходы от бизнеса;
  • - доходы от сельскохозяйственной деятельности;
  • - доходы от оказания профессиональных услуг;
  • - доходы от управления семейными компаниями или частными партнерствами;
  • - инвестиционные доходы;
  • - доходы от продажи активов.

Доходы, полученные в рамках каждой из названных выше групп, уменьшаются на сумму расходов, связанных с их получением. Так, из доходов, полученных в виде заработной платы, вычитаются расходы на уплату взносов по социальному страхованию, расходы на обучение или повышение квалификации, профессиональные расходы (до 10% полученной заработной платы, но не выше определенного лимита), а также 20% полученной заработной платы в виде скидки на так называемую вынужденную честность.

Доходы в виде пенсий, полученные налогоплательщиком, включаются в состав облагаемого дохода лишь частично в зависимости от возраста получателя дохода. Так, для лиц моложе 50 лет в облагаемый доход включается 70% полученной ими пенсии, а для лиц старше 70 лет - только 30%.

КОММЕНТАРИИ

Скидка на "вынужденную честность" призвана уравнять уровень налогообложения для физических лиц, которые работают по найму, и физических лиц, которые ведут собственный бизнес. В случае ведения бизнеса некоторые личные расходы могут быть списаны как расходы бизнеса. Это касается расходов на электроэнергию (если офис или мастерская находятся в том же доме, где проживает налогоплательщик), расходов на бензин (если автомобиль используется как в бизнес-целях, так и для личных нужд) и т.д. Для человека, работающего по найму, такая "экономия" невозможна. Он всегда "вынужденно честен" - его доходы можно проверить по отчетности работодателя. Чтобы не допускать налоговой дискриминации работающих по найму, и была введена скидка "на вынужденную честность".

По инвестиционным доходам действует более сложная система вычетов. Так, дивиденды, полученные как от французских организаций, так и от зарубежных (при определенных условиях), подлежат включению в облагаемый доход в размере 60% полученных сумм.

Доходы от недвижимости (здания и земельные участки) подлежат уменьшению на сумму средств, израсходованных на поддержание, ремонт, восстановление и улучшение состояния этой недвижимости.

Некоторые категории доходов полностью или частично не подлежат налогообложению. В частности, не облагаются некоторые компенсационные выплаты при увольнении при сокращении штатов, некоторые категории компенсационных выплат, доходы студентов от работы по найму в пределах 4013 евро и некоторые другие категории доходов.

К общей сумме чистых доходов семьи могут быть применены персональные скидки и вычеты. К их числу, в частности, относятся некоторые обязательные членские взносы (в пределах установленного лимита), некоторые выплаты в рамках сберегательных пенсионных схем (в пределах лимитов), уплаченные алименты бывшим супругам и суммы, уплаченные на содержание детей, проживающих с бывшими супругами (при определенных условиях). Специальные скидки предусмотрены для инвалидов и лиц старше 65 лет.

В результате формируется чистый облагаемый доход семьи.

Следующим шагом при расчете суммы налога является применение к этому доходу специального "коэффициента семьи".

Для целей налогообложения общая сумма доходов семьи (супругов и детей) делится на "части", которые определяются исходя из численности и состава семьи (табл. 3.7).

Таблица 3.7. Коэффициенты для расчета "частей" облагаемого дохода (некоторые позиции)

Применение этих коэффициентов осуществляется следующим образом. Допустим, семья, состоящая из мужа, жены и одного ребенка, получила по итогам налогового периода в общей сложности 100 тыс. евро облагаемого дохода. Для целей налогообложения этот доход должен быть разделен на 2,5. Тогда налоговые ставки будут применяться исходя из суммы дохода в 40 тыс. евро, т.е. максимальная (предельная) ставка составит 30%.

Налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу установлены как прогрессивные (табл. 3.8).

Таблица 3.8. Ставки индивидуального подоходного налога

Применение "коэффициента семьи" при расчете суммы уплачиваемого налога позволяет понижать степень прогрессивности налогообложения для семей с большим числом детей.

ПРИМЕР

При доходе 40 000 евро на одну часть сумма налога составит 6433,70 евро (на одну часть). В бюджет же будет уплачена сумма, равная налогу в расчете на одну часть, умноженному на количество частей (2,5 в нашем примере), или 16 084,25 евро. Если же мы определим среднюю (или эффективную) налоговую ставку (исходя из облагаемого дохода), то она составит 16,084% (16 084,25 евро: 100 000 евро).

Еще одной особенностью подоходного налогообложения во Франции является то, что сумма индивидуального подоходного налога, налога на состояние (богатство) и налога на недвижимость (в части основного жилья налогоплательщика) не может превышать 60% полученного в течение года дохода.

Налоговым периодом является календарный год. Налоговая декларация подается в срок до 1 марта года, следующего за отчетным. Налог у источника доходов (с таких доходов, как заработная плата, отсутствует), но существуют авансовые платежи (три в течение года), которые определяются как 1/3 суммы налога, уплаченной в предшествующем году.



Статьи по теме: